рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ - раздел Педагогика, Игра, игровое поведение Взаимосвязь Развития Личности И Игрового Поведения. Проблемы Воспитания И Обр...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ. Проблемы воспитания и образования, о которых говорилось выше, неразрывно связаны с развитием личности. В известной степени воспитание можно определить как тот уникальный процесс передачи различного рода сведений и знаний, который служит развитию личности индивидуума, будь то следствием того, что воспитательные меры дают важные импульсы для развития личности или же они направлены на то, чтобы скорри-гировать последствия развития, представляющегося ошибочным, или даже если они сами являются причиной ошибок в процессе развития.

Феномен личностного развития является одним из важнейших процессов педагогической практики и теории. Если мы ограничимся освещением научных споров после Второй мировой войны, то обнаружим некоторые факты, свидетельствующие о том, что именно теория физического воспитания признала значимость игры для развития личности ученика.

Подтвердить это могут два ученых, представляющие не только собственную точку зрения, но и мнение других. Один из них Дим, который в своей книге Учение о спорте предпринял смелую попытку взглянуть на важные стадии развития личности с точки зрения спорта. Результатом его исследований явилось разделение жизненного пути человека на одиннадцать фаз, причем критерием этой классификации для Дима служило взаимоотношение между той или иной стадией развития и потребностью в упражнении.

В то время как Дим структурирует связи между развитием и игрой в своей схеме развития личности с точки зрения биологического роста и созревания человека, Мекельман 1971 еще отчетливее указывает на взаимосвязь между физическим и духовно-психологическим развитием. Поскольку физическое воспитание ставит своей целью целостное воспитание человека, неотъемлемой предпосылкой для него является внимательное отношение и воспитательная оценка процессов духовно-психологического развития. Система аргументации Мёкельмана строится на включении игры в процесс духовно-психологического развития, в силу чего игровая деятельность осознается не только с точки зрения ее ценности для физического развития, но и для формирования духовных качеств.

В традиционной теории физического воспитания общим достоянием стали по меньшей мере три факта с одной стороны, стало известно, что игра оказывает решающее воздействие на развитие индивидуума наряду с этим стали понимать, что в процессе развития меняется само отношение к игре и, наконец, возоблодало широко распространенное убеждение в том, что игра может оказать немалые услуги раскрытию личности, поскольку развитие само по себе является целостным процессом. Вне поля зрения, однако, остался более точный, в том числе и основанный на эмпирических исследованиях, анализ медиального характера, какой имеет игра для личностного развития.

Не был достаточно подробно изучен вопрос о том, какие факторы, в частности, обусловливают развитие личности и какое влияние могла бы оказывать на них игра. Тем временем проведенные исследования позволяют хотя бы частично закрыть эти лакуны, не внося, впрочем, окончательную ясность в понимание проблемы становления личности.

Ниже мы перечислим те аспекты развития личности, которые заслуживают особого внимания с точки зрения игры как средства воспитания и развития. а Относительно детальные исследования проводились с целью изучения процесса когнитивного развития и его отношения к игре, что вне всякого сомнения представляет собой частный момент развития личности.

Новаторские взгляды, до сих пор не оцененные во всем своем значении, дала в этой области теория интеллекта, разработанная Пиаже, которая связана с теорией игры. Исходя из двух инвариантных функциональных модусов интеллекта - аккомодации и ассимиляции из которых аккомодация означает приспособление организма к внешней окружающей среде, а ассимиляция - усвоение данных о внешнем мире и превращение их в часть собственного Я , Пиаже создает теорию когнитивного развития, в которую он интегрирует такие феномены, как имитация и игра. Имитацию он связывает с процессом аккомодации, а игра относится им к сфере ассимиляции, предоставляя, тем самым, игре специфическое место в процессе развития интеллекта.

Пиаже выделяет три большие структуры - упражнение, символ и правило. Всем трем структурам соответствуют три типа игр - игры, требующие упражнения и навыка, игры, оперирующие символами и игры, опирающиеся на свод определенных правил. Особенности всех трех типов игр Пиаже описывает на основе собственных наблюдений.

Игра, требующая навыка и упражнения, относится к сенсомо-торной фазе и встречается повсюду, в том числе и в мире животных. Однако от игр животных такая игра отличается тем, что она выходит за рамки рефлекторной схемы она может представлять собой процесс обучения и упражнения, а также сопровождающего или предварительного упражнения и встречается также при осуществлении высших функций нервной деятельности например, выражаясь в радости, испытываемой от возможности задавать вопросы, в силу чего она и не умещается в границах чисто сенсомоторной сферы.

Игры с использованием символов характеризуются как вторая категория детских игр их не бывает у животных, и для них характерна более высокая степень ассимиляции, чем в играх, требующих упражнения. символ предполагает наличие фиктивного изображения, поскольку это сравнение заключается в деформирующей ассимиляции. В символических играх взаимоотношения играющего с миром и реальностью изменяются ибо символ может изображать не существующую в данный момент, отсутствующую реальность, равно как и определенные связи с миром.

Различие между символической игрой и игрой, опирающейся на выполнение определенных правил, заключается в том, что правило обязательно предполагает наличие социальных или межличностных связей. Правилу, являющемуся плодом общественной договоренности, необходимо подчиняться поэтому нарушение правил наказывается как неправильное поведение. С точки зрения духовных структур Пиаже классифицирует игры как три следующих друг за другом этапа на первом из них ведущая роль принадлежит упражнению, на втором - символу, на третьем - правилу, причем совершенно очевидно, что игры, основанные на соблюдении правил, проявляют свое родство с процессом аккомодации.

Развитие интеллекта игры, по Пиаже, тесно взаимосвязано друг с другом.

На основе этой связи можно выделить три вида игры, определив их как следующие одна за другой стадии развития интеллекта - сенсомоторику, представление и размышление. В то же время нельзя умолчать о критике, которая раздавалась в адрес концепции Пиаже. Флитнер, например сообщает о наиболее важных возражениях, согласно которым Пиаже недостаточно ценит творческое начало игрового поведения, в его теории когнитивная сторона неправомерно преобладает над аффективной.

Наконец, ставится под сомнение и сама модель развития, предложенная Пиаже. Кроме того, Рёрс 1981 считает неверным определенную редукцию всей сложности игровых форм к ограниченному их количеству, а Нитч и Берг 1978 сожалеют, в частности, о том, что Пиаже не сделал заслуживающих упоминания выводов из формулировки символической игры, чтобы провести различия между ребенком и взрослым, а кроме того, придерживается концепции мотиваций, неспособной, по мнению Нитча и Берга, увидеть в играх, основанных на упражнении, не просто удовольствие от выполнения функции, а мотивы, выходящие за рамки этого ощущения.

Однако все прозвучавшие сомнения не смогли дискредитировать идеи, согласно которой именно игра является средством когнитивного развития и тем самым вообще всякого другого развития личности. б Далее, существует единое мнение о жизненной необходимости игры для социального развития индивидуума. Поскольку здоровое развитие личности всегда включает ее социальное становление, игра занимает очень важную позицию ведь она может быть носителем социальных видов поведения.

Игровая активность в большинстве случаев обращена к другим людям, партнерам, являясь действием как контактирующим, так и кон фликтующим с ними, как сотрудничеством, так и соперничеством. Чем больше ребенок высвобождается из рамок своего первоначального эгоцентрического мира и входит в объектив ный социальный мир, тем больше растут для него возможности социального действия. Он все в большей степени знакомится с социальными связями, чему прежде всего может способствовать игра, основанная на выполнении играющими различных ролей, поскольку она требует таких качеств, как готовность к сотрудничеству, готовность и умение поставить себя на место других людей, понять их мысли и чувства, умение менять роли, способность к фантазированию, умение решать возникающие проблемы в беседах и разговорах, улаживать конфликты, коммуникабельность в широ ком смысле слова. Поскольку социальное развитие предполагает наличие способности к интеграции в социум, игра могла бы оказаться весьма полезной в этом отношении, ибо замечено, что зачастую дети с недостаточно развитой моторикой и ослабленные вынуждены брать роль аутсайдеров - их не принимают в игру. Для таких детей это может иметь губительные последствия, поскольку исключение из игры порождает в них неуверенность, ребенок все меньше верит в свои силы и в результате уменьшившейся для него возможности заняться физическими упражнениями становится еще более неловким и неспособным . в С социальным развитием связано развитие нравственное, представляющее собой еще один частный аспект всего развития личности.

Социальное, нравственное развитие и игра тесно связаны друг с другом, как показал Пиаже на примере игры с правилами Игра с правилами - это игровая деятельность, обладающая социализированной сущностью.

Так же как символ заменяет простое физическое действие, как только включается мышление играющего, так и правило заменяет символ, подчиняя себе физические действия, как только выстроены определенные социальные связи. Если придерживаться проводимого Пиаже разделения игр с правилами на игры, которым обучаются, и игры спонтанные, то спонтанные игры с правилами возникают на основе уже произошедшей социализации игр с упражнениями, а отчасти символических игр, в результате заключаемых в данный момент соглашений между одногодками. Важно подчеркнуть, что игры с правилами уже предполагают наличие различных форм социализации.

Как средство развития нравственных качеств игры с правилами могут рассматриваться в силу того, что играющий должен придерживаться установленных норм и правил, к которым он первоначально относился догматически, без рассуждений принимая их, а впоследствии сознательно в результате самостоятельно принятого решения.

Нравственное качество игр с правилами достигает своего пика в конечном счете в развитии способности находить справедливые решения при нарушении правил, причем эта способность не может быть развита без осуществления когнитивных процессов.

В ифах с правилами сосуществуют, взаимно влияя друг на друга, нравственные, социальные и когнитивные моменты развития.

Поскольку с возрастом понимание правил, а особенно сложных нормативных комплексов и схем, растет, постепенно увеличивается и значение игр с правилами, которые становятся тем привлекательнее, чем большее пространство свободы открывают для себя в рамках этих правил и используют играющие. г Поскольку свобода при всех нормах, правилах и регламентирующих установках является неотъемлемым, сущностным структурным элементом игрового поведения, игра позволяет совершать творческие действия, без которых автономное развитие личности невозможно.

Автономные действия осуществляются и закрепляются благодаря проявлению творческого начала. И для этого процесса игра представляется незаменимым средством, ибо она постоянно провоцирует играющих на творческие эксперименты. Богатство фантазии, способность к нестандартным, новаторским решениям, изобретательность развиваются в процессе игры. В результате влияние игры, как предполагает Саттон-Смит, могло бы сказаться с большой степенью вероятности в росте автономии личности. В процессе игры человек, проводя эксперименты по отношению к самому себе и к миру, может проектировать самого себя в виде некоей модели.

Самоиспытания, самопроверка как моменты автономного развития личности заключены в игре в виде возможностей, которыми необходимо воспользоваться.

Если развитие индивидуума измеряется по степени его способности к самостоятельным, автономным действиям, то при этом всегда нужно иметь в вицу медиальное значение игры. д Автономные действия часто являются признаком успешно осуществленных процессов обретения личностью своей идентичности, своего я, поэтому следует задаться вопросом, может ли игра способствовать формированию идентичности индивидуума. Современная социальная философия и теории социализации отвечают на этот вопрос утвердительно.

При условии что необходимо сбалансировать социальное и личностное я человека, установить тождество между ними, что идентичность личности характеризуется определенной последовательностью, непрерывностью динамической, постоянно продвигающейся вперед биографии индивидуума, достигая своего совершенства в полном овладении индивидуумом возможностями своего я, вполне оправдано признать за игрой свойства, способствующие формированию личностной идентичности. Поскольку в игре человек всегда играет в себя самого, самообретение и самооткрытие в процессе игры в любом случае возможны. е Формирование идентичности посредством игры связано с эмоциональным развитием, которое является дополнительным интегральным аспектом формирования личности.

И здесь напрашивается предположение, что игра может возбуждать и развивать чувства. Поскольку игра носит столь живой, эмоционально насыщенный характер, отчетливо выявляя стадии подъема настроения, держа игрока в непрестанном возбуждении, буквально захватывая его, можно исходить из того, что оживление, вносимое игрой, пронизывает и эмоциональный мир играющего.

Благодаря этому подвижные игры приобретают дополнительное значение для формирования личности опыт, приобретенный ребенком в результате двигательной игровой активности, переживание собственной и социально утвержденной суверенности важны для развития эмоциональной стабильности и уверенности в себе. В конце концов, без игровой активности эмоциональное состояние ребенка ухудшилось бы. Кроме того, представители психоанализа рассматривали игровое поведение как зеркало развития либидо, чем подчеркивались именно эмоциональные качества игры, влияющие на качество развития личности. ж Наконец, развитие личности - это всегда процесс вхождения, врастания личности в культуру. Поскольку игра развертывается между инстинктивной динамикой и врастанием в культуру, она осуществляет своего рода помощь по врастанию в культуру, без которого невозможно никакое развитие личности.

О помощи, оказываемой игрой по врастанию в культуру, можно говорить в двух аспектах во-первых, индивидуум, как бы играя, приспосабливая к культуре, имеющей определяющее значение для его личностного развития, проникается ею, вырастая в результате этого, а во-вторых, игра создает новую культуру. Врастание в культуру через игру обеспечивает личности адаптацию к культурным традициям общества и ее развитие, рост, расширение ее кругозора.

Признание концепции, согласно которой игра помогает человеку войти в культуру окружающего его общества, влечет за собой и признание значения игры для всего развития личности.

В заключение нашего обзора можно сделать следующее резюме часто высказываемая мысль о том, что игра имеет исключительно важное значение для формирующейся личностной структуры, подтверждается и уточняется с точки зрения интеллектуального, социального, нравственного, личностного и эмоционального развития, а также врастания в культуру. Представляется совершенно оправданным признать за игрой почти уникальное значение для всего развития личности.

Конечно, давая такую оценку, следует соблюдать осторожность и помнить, что, несмотря на растущий объем эмпирически-экспериментального материала, не всегда можно сделать непосредственный вывод о положительном влиянии игры на развитие личности для этого процесс развития просто слишком сложен и расплывчат. Можно, скорее, как замечает Эртер, привести косвенные доказательства значимости игры. Если игра на самом деле необходима для психического развития, то при нарушенном развитии она должна оказывать целительное воздействие, что постоянно подтверждает терапевтическая практика игры. Наряду с этим все, сказанное нами, позволяет сделать второй вывод игра не только может способствовать развитию, но и сама развиваться усилиями индивидуума.

В процессе своего личностного становления индивидуум меняет и трансформирует свое отношение к игре и форме игры. Игра, в которую играют взрослые, это нечто другое, нежели игра детей, хотя и в игре взрослых могут сохраняться элементы детских игр. Для педагогики спорта, интересующейся процессами развития личности, значение приобретает точка зрения, согласно которой игра хотя и может положительно влиять на развитие личности, но нельзя исключать возможности и ее негативного воздействия Игровое поведение, при котором индивидуум утрачивает контроль над собой, перестает владеть собой и оказывается во власти непредсказуемой ситуации, может, пожалуй, скорее помешать развитию личности, чем помочь ему. Тем более необходимо надлежащим образом настроить ребенка на игру. Часто развитие интерпретируется исключительно как одна из функций обучения. Если соотнести между собой обучение и развитие, сразу же возникает вопрос не имеет ли игра для обучения такое же значение, что и для развития? Может быть, и в отношении обучения игра выполняет конститутивную задачу? Разве учатся не играя ? Можно ли учиться в процессе игры? И если да, то чему? Попытка ответить на эти вопросы открывает перед нами другой спортивно-педагогический подход к игре - обучение. 5.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Игра, игровое поведение

Игра обладает своеобразной силой внушения, которая затрагивает с удивительной глубиной не только самого хомо луденс , человека играющего , но и тех,… Игра - это не порождение скоропреходящей моды, не модная вещь, которую можно… Исходя из вездесущности игры и игрового поведения, в дальнейшем мы должны очертить связанный с ней круг проблем и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МНОГООБРАЗИЕ ИГР И ФОРМ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБЗОР ПОПЫТОК КЛАССИФИКАЦИИ
МНОГООБРАЗИЕ ИГР И ФОРМ ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБЗОР ПОПЫТОК КЛАССИФИКАЦИИ. Кажущаяся бесперспективность поисков дефиниции, которая убедительно отвечала бы на вопрос, что такое игра, происходит еще и и

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ. Издавна образование и воспитание рассматривались в рамках теории физического воспитания как точки соприкосновения между педагогикой и игрой и игровым повед

ОБУЧЕНИЕ И ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ И ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Хотя развитие нельзя понимать односторонне как одну из функций обучения, все же между процессами развития и обучения существуют тесные взаимосвязи. Не в последн

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИГРА
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИГРА. И обучение в процессе игры, и обучение игре в равной степени осуществляются в пространстве свободы, их никогда невозможно целиком спланировать, они всегда связаны с не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги