рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социализация детей первого периода детства

Социализация детей первого периода детства - Курсовая Работа, раздел Педагогика, Сказка как условие развития эмпатии у детей Социализация Детей Первого Периода Детства. Лет Психолого-Физиологическая Хар...

Социализация детей первого периода детства. лет Психолого-физиологическая характеристика детей 0-0 летнего возраста. В первый период детства 0-0лет наилучшим образом развиваются способности при этом происходит созревание психики и становление социальных свойств человека от которых зависит куда будут направлены его способности. В детстве формируется характер то есть выкристаллизовываются структуры личности. Все это обусловлено совокупностью психико-физиологических факторов. 1. В 0-0 летнем возрасте резко увеличивается скорость роста к шести годам ребенок достигает обычно половины длины тела взрослого человека.

Он становится способным совершать практически все физические действия. 2. Черепная коробка вместилище головного мозга достигает к этому возрасту 0 0 своего окончательного размера. Ребенок становится способным к элементарной интеллектуальной деятельности. Психика 0-0 летнего ребенка отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию в т.ч. и сказкой происходит вулканообразный всплеск познавательной потребности.

Возрастной период от 0 до 0 лет часто называют возрастом почему Ребенок проявляет живой интерес к занимательным явлениям и событиям сгружающей его действительности и вопрос почему? нуждается в ответе. 3. Разнообразна речевая деятельность детей этого возрастного периода они не только слушают и пересказывают сказки но и сами пытаются их сочинять они рассказывают стихи считалки пословицы и поговорки.

С помощью слова уже трехлетний ребенок способен обозначить предмет его признак состояние действие. Он способен к разного рода обобщениям треугольник высокий дерево и т.п. понимает временные связи способен понять поставленную перед ним задачу. Во время игры-театрализации дети говоря за свои игрушки ставят мини-спектакли а к пяти годам ребенок довольно понятно может объяснять условия игры. 4. 0-0 летний возраст - это период буйного расцвета воображения первоосновы творчества.

Детей этого возраста буквально сжигает потребность создавать что-либо из песка и пластилина в рисунке и музыке в игре и конструировании. Воображение накладывает отпечаток на психическое и умственное развитие ребенка. 5. Развитие ребенка 0-0 лет теснейшим образом связано с актуализацией его способностей к рисованию лепке конструированию пению музицированию танцу занятиям аппликацией вышивкой и т.п. то есть с актуализацией личностных особенностей привлекающих внимание других обеспечивающих высокие достижения в той или иной деятельности успех.

Таким образом проявляется стремление ребенка к самоутверждению потребность в признании его Я и поддержке. 6. Формирование и развитие ребенка происходит в процессе общения и в первую очередь общения с родителями. Родители являются для детей образцом моральных норм и правил эталоном поведения. Их слово руководство к действию. Вместе с тем уже к трем годам у ребенка появляется ярко выраженная потребность общения со сверстниками что создает условия для их совместной целенаправленной деятельности. 7. У ребенка в этом возрасте начинает активно развиваться чувство эмпатии а ведь это зачатки понимания другого человека чувствительность к отношению к нему сверстников.

Таким образом первый период детства характеризуется возникновением качественно новой по сравнению с предыдущим этапом развития социальной ситуацией развития ребенка. Однако следует иметь ввиду что у детей 0-0 летнего возраста все еще не сформирована окончательно зрительная функция.

Острота зрения у детей этого возраста хоть и становится высокой но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы у детей этой возрастной группы меньше чем средние нормативы взрослого человека. В этой связи следует учитывать и быструю зрительную переутомляемость детей 0-0 лет и их неспособность воспринимать мелкий шрифт монотонные блеклые картинки и т.п. Для организации ребенка 0-0 лет характерны генерализованные физиологические реакции то есть в ответ на внешние воздействия организм реагирует активизацией самых разнообразных физиологических систем.

Такой способ реагирования весьма неэкономичен связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течении длительного времени. Иными словами в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания разнообразных устойчивых состояний возникающих при разного рода деятельности.

Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. В силу недостаточной зрелости коры больших полушарий головного мозга которая отвечает за сознательное поведение человека поступки 0-0 летних детей не всегда адекватны происходящему вокруг недостаточно мотивированы спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Это объективный физиологически обусловленный процесс. За пять лет жизни ребенок приобретает определенный социальный опыт. У него сформировано свое представление об окружающем мире выработан свой стиль общения.

Каждый ребенок наделен определенными свойствами и качествами характера. Он в известной степени уже личность ибо знает где живет какое место занимает среди других особенно в семье и в среде сверстников. Он строит планы и вполне способен отвечать за свои поступки. Мотив я должен начинает преобладать над мотивом я хочу. Иными словами к шести годам ребенок начинает нащупывать свою нишу в социальной пространственно-временной среде.

Этот возраст как никакой другой благоприятен также для формирования основополагающих черт характера. К трем годам заметно проявляются интеллектуальные чувства такие как любознательность восхищение от прикосновения к необычному радость открытия и разочарование при неуспехе. Появляются чувства симпатии к взрослым и сверстникам перерастающее в эмпатию. К 0-0 годам чувство долга сопровождает каждое действие ребенка по поводу которого он взял перед кем-либо обязательства а в отдельных случаях для достижения цели он способен проявить завидную настойчивость. К шести годам у ребенка четко очерчены чувства товарищества или эгоизма аккуратности или безалаберности выдержки или распущенности сдержанности или резкости замкнутости или открытости смелости или трусости и т.п. Причем заложенные генетически те или иные черты характера человека в зависимости от социальной среды расцветают или увядают именно в возрасте 0-0 лет пожалуй самом ответственном возрастном периоде очеловечивания индивида.

Глава 0 Сказка как условие развития эмпатии у детей К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок.

Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению герои сказок просты и типичны они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени небывалая доброта храбрость находчивость.

При этом герои сказок делают все то что делают обыкновенные люди едят пьют работают женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. В данной главе настоящей курсовой работы необходимо выявить и проанализировать роль сказки в жизни ребенка структуру сказки как инструментария формирующего эмпатию у детей и выработать практические рекомендации по применению сказкотерапии на практике. 0.0. Польза и значение волшебной сказки Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем что это развернутая деятельность которая нуждается во внешних опорах.

А. В. Запорожцем Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах. М. 0000 Это содействие когда ребенок становится на позицию героя произведения пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Б. М. Теплов рассматривая природу художественного восприятия ребенка указывал что сопереживание мысленное содействие герою произведения составляет живую душу художественного восприятия. Сопереживание сходно с ролью которую берет на себя ребенок в игре Д. Б Эльконин подчеркивал что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения в ней намечается трасса тех действий которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе Ярошевский М.Г. История психологии М. 0000 . Там где этой трассы нет ребенок перестает понимать ее как например в некоторых сказках Г X. Андерсена где есть лирические отступления Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М. 0000 Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия у маленьких детей понимание имеется тогда когда они могут опираться на изображение а не только на словесное описание.

Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками и картинки являются основной опорой при прослеживании действия.

Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме но в том виде и в той последовательности в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу Польза и значение волшебной сказки где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка.

Его книга объясняет почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б. Бетельхейм работал с детьми имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то что он сделает значительный вклад в окружающий мир если не сейчас то по крайней мере в будущем.

Чувство удовлетворенности тем что ребенок делает очень важно для него. Чтобы обрести это чувство нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка чем тот импульс который дают ему родители знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький это культурное наследие по мнению Б. Бетельхейма может быть представлено в литературе Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет М. 0000 Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос каким должно быть литературное произведение способное помочь ребенку найти смысл в его жизни.

Он приходит к выводу что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка возбудить его любознательность обогатить жизнь стимулировать его воображение развивать интеллект помочь понять самого себя свои желания и эмоции. Словом это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем.

По мнению Б. Бетельхейма всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она? Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с. Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией потому что каждый человек каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. С другой стороны культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке и через сказку оно сообщается ребенку.

Особенно важна именно народная сказка потому что она передается из уст в уста из поколения в поколение Она претерпевает изменения вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком исходя из реакций слушающего.

Это изменения которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой по словам Б. Бетельхейма трудятся миллионы людей отбрасывая неважные детали прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости опыта результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни а также показан процесс разрешения этих проблем Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с Язык сказки доступен ребенку.

Сказка проста и в то же время загадочна. В некотором царстве в некотором государстве или В те далекие времена когда животные умели разговаривать и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку.

Ребенок еще не умеет мыслить логически и сказка никогда не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы которыми он наслаждается незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма это происходит не потому что ребенок хороший по своей природе а потому что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом считает Б. Бетельхейм сказка прививает добро а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению так как ребенок ближе к миру животных чем к миру взрослых.

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так например сравнивая сказку с мифом Б. Бетельхейм указывает что миф несмотря на то что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов - пессимистичен не утешителен не способствует восстановлению чувства справедливости. Так миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей.

Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку. Если сравнить сказку с басней то последняя тоже менее подходит ребенку. Она несет мораль скорее для взрослого. Так например сравнивая басню. Стрекоза и муравей и сказку Три поросенка Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому что она наслаждалась жизнью когда можно было это делать.

Отсюда следует что ребенок должен усвоить что этого делать нельзя а почему ему понять еще трудно. В сказке же ясна причина по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия это - Волк. Кроме того. Муравей басни с которым ребенок должен отождествлять себя существо недоброе не умеющее сострадать. Неужели такая мораль должна усваиваться ребенком спрашивает Б. Бетельхейм Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с Если сравнить сказку с фантазией то в пользу сказки можно сказать что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом который развивается в направлении благополучного конца.

По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество - в ней все желания даже самые неблаговидные так называемые Эдиповы желания могут быть выявлены и о них можно говорить обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится. Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу реалистический рассказ особенно если в нем есть причинно-следственные объяснения психологически неправдоподобен для ребенка потому что он их не понимает.

Б. Бетельхейм писал Рассказы действия которых происходят в современном мире дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей. По мнению Б. Бетельхейма реалистические рассказы информируют ребенка но не обогащают его так как это делают сказки.

Кроме того внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми сказка вводит в круг таких отношений которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно то чем мы поглощены мы не замечаем. Надо выйти из ситуации чтобы посмотреть на нее со стороны.

Формы элементарного труда интересны и важны потому что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения это отношения реальной взаимопомощи координации действий распределения обязанностей. Все эти отношения возникая в дошкольном возрасте в дальнейшем продолжают развиваться. 0.0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сказка как условие развития эмпатии у детей

Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э. Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин который в том числе означает… Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний потому что трудно вообразить чувство другого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социализация детей первого периода детства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проникновенное сопереживание
Проникновенное сопереживание. Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо перечувствовать его горе и радость. Д.И. Писарев Сопереживая мы переходим в душевное сост

Типы и эмпатия
Типы и эмпатия. Психологами выделены три уровня эмпатии 0-й уровень - самый низкий это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и если им кажется чт

Способность типов личности к эмпатии
Способность типов личности к эмпатии. Очевидно что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один

Эмпатия и нравственное развитие детей
Эмпатия и нравственное развитие детей. Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Человек может испытывать переживания того же качества или если эмпатия н

Досуговая социализации детей младшего и дошкольного возраста
Досуговая социализации детей младшего и дошкольного возраста. Стержневой проблемой современного общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личнос

Роль сказки в формирование способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию
Роль сказки в формирование способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию. Агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого

Структура и достоинство сказок
Структура и достоинство сказок. Привлекательность сказок для психотерапии психокоррекции и развития личности ребенка достоинство сказок заключаются в следующем Отсутствие в сказках дидактики нравоу

Анализ разнообразия сказочных форм
Анализ разнообразия сказочных форм. Сказка несет в себе культуру а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские восточные сказки отличаются от европейс

Концепция сказкотерапии
Концепция сказкотерапии. Поскольку сказка -многогранный материал можно применять ее в психологической работе используя тот ракурс который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностич

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги