рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Олонецкий промысел

Работа сделанна в 2004 году

Олонецкий промысел - Курсовая Работа, раздел Педагогика, - 2004 год - Методика преподавания декоративно-прикладного искусства Олонецкий Промысел. Один Из Интересных Берестяных Промыслов Олонец Нах...

Олонецкий промысел.

Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования. Эти туеса рис.4 из бересты с большими розетками из ажурных лучиков, под котрые подложена слюда и цветная бумага, выделяются изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками шедевры. Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого монастыря.

Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное литье. О том, что здесь существовал и берестяной промысел, стало известно из документа первой трети 18 века, в котором говорится о запрете вольной продажи и выделки художественно оформленных туесов делают же сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами басмят.

Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих и поставленных над ними надзирателей. В 19 веке в олонецкой бересте появляются ампирные мотивы пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки, композиции с четкими симметричными построениями. В этой шкатулке рис.5 явно просматриваются ампирные мотивы композиции с четкими симметричными построениями, пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки. 2.3.3 Пермогорье.

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки. Бурак рис.6 выполнен мастером Яковом Васильевичем Ярыгиным, основателем пермогорской живописной школы. На этом бураке изображены сценки из повседневной жизни, в которых принимает участие вся семья.

Хозяин и хозяйка пьют чай девушка вышивает, а молодой человек играет на тальянке хозяйка доит корову, которая тянется к яслям, молодой человек гарцует на лошади - все как в жизни. Яркие краски и нарядный декоративный орнамент создают праздничное настроение. Надпись вокруг основания поясняет, что сей бурачек очень крепок и угож для содержания кваску сперышком. На туеске рис.7 изображена сладкоголосая птица-дева Сирин. Она жила в мифической стране Эдеме. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей чудными голосами, райским пением.

Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и кружеве. Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы.

Это орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего Новгорода, в ярком искусстве 17 века. 2.3.4 Великий Устюг Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы Гледень. Здесь от слияния двух рек - Сухоны и Юга - рождается Северная Двина. Одна из этих рек и дала имя городу Устье Юга - Устюг. В 16-17 веках через Великий Устюг проходит важнейший торговый путь, которым из Архангельска в Москву шли заморские купцы.

В 17 веке в Устюге был выстроен большой гостиный двор, восемь торговых рядов, двести сорок лавок и амбаров. Этот торговый центр был целым городом, в котором бурлила жизнь, сюда приезжали купцы, торговые люди, мастера-ремесленники из разных мест. Время экономического расцвета города было и временем расцвета его культуры. Табакерка рис.9 выполнена в 1809 году, но миниатюрность, плавные изгибы узоров связаны еще с художественным видением 18 столетия.

Рядом с ними уживаются элементы народного орнамента круги с крестами - древнейшие символы солнца. Прорезные окошки затянуты темной бумагой и покрыты слюдой. Матовое поблескивание слюды создает впечатлениетаинственной глубины темного фона. Несмотря на простоту материала, тавлинка смотрится как драгоценная вещь, не уступающая по художественному впечатлению изделиям из золота и серебра. Именно тогда и сложились традиции, на основе которых не один век развивались здесь искусство и ремесла.

В начале 18 века торговые пути изменились. Появилась новая столица - Санкт-Петербург, сразу ставшая крупнейшим портом Российской империи. Торговая жизнь на старых путях пошла на спад, и Великий Устюг превратился в маленький уездный городок. Но в нем продолжали сохраняться прекрасные традиции мастерства, которые передавались из поколения в поколение. Со всех сторон, на крышке и донышке, коробочка рис.8 покрыта забавными резными картинками здесь и смешная птичка, и летящий зефир, и маленькие фигурки человечков.

А на дне коробочки - сюрприз для того, кто догадается ее перевернуть портрет модной дамы на фоне шкафчика со штофами и стаканами. У нее пышная, взбитая прическа, огромные серьги, платье модного покроя. Сюжет этот мог быть взят с лубка, а возможно, это портрет какой-нибудь местной модницы. В эти годы и раньше Великий Устюг и его окрестности были центром производства художественных изделий из бересты. Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с блестящим фоном от подложенной фольги.

Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень напоминали узорное просечное железо. И это понятно. Испокон веков Устюг славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными полосами фигурно высеченного железа. Иногда в одном изделии сочетались оба материала. Шкатулки окантовывались полосами железа, между которыми помещались вырезанные завитки из бересты, характер орнамента которых во всех деталях повторял узор на железе.

Деревянная шкатулка рис.10 , окованная железными полосками и украшенная прорезными накладками из бересты. Шкатулка имеет форму ларца-сундучка с выгорбленной крышкой и повторяет традиционную форму сундучков из металла. 2.3.5 Шемогодье. Одним из крупнейший берестяных промыслов на Севере было Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты.

Возник промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием культуры и художественных ремесел. В Шемогодских изделиях рис.11 , как правило, нет сюжетных изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными розетками с мелкой прорезью. Очень важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-Архангельскому монастырю.

Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не могло не оказать определенного влияния на формирование художественных вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных. Изделия резчиков с берегов Шемоксы и их назначение были продиктованы спросом крестьянского быта бураки, коробки, табакерки. Все они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы. В конце 19 века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для портретов - все, что могло найти спрос в городе. Папиросница рис.12 в виде домика с двускатной крышей.

Она устроена так, что если приподнять и опустить крышку, она услужливо предложит владельцу папироску, если, конечно, он предварительно их туда положит. Снаружи папиросница вся покрыта красивыми завитками шемгодского орнамента, то крупными и сочными на боковых сторонах, то мелким дробным побегом, непринужденно скользящим, как легкая змейка по поверхности предмета.

Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым своеобразием. В основе ее всегда лежит плавно вьющийся побег с множеством завитков. Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон под ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой, цвет. 2.3.6

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, … Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Олонецкий промысел

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Воображение и его развитие в детском возрасте
Воображение и его развитие в детском возрасте. Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение н

Творческие возможности
Творческие возможности. Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение открытие новых закономерностей в науке, изобрете

Творческий процесс
Творческий процесс. По иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории как это было с памятью или восприятием, которая смогла бы объ

Движущие силы творческого процесса
Движущие силы творческого процесса. Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же

Психология детского творчества
Психология детского творчества. Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчес

Береста и быт
Береста и быт. В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт кре

Холмогорский промысел
Холмогорский промысел. На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкат

Рязанский промысел
Рязанский промысел. Рязань расположена на правом живописном берегу Оки. Это красивый старинный русский город. Он упоминается еще в летописи 1095 года под именем Переславля Рязанского. В ряза

Берестяной промысел Нижнего Тагила
Берестяной промысел Нижнего Тагила. На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые при

Якутский берестяной промысел
Якутский берестяной промысел. Береста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора

Заготовка бересты
Заготовка бересты. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой к

Хранение бересты
Хранение бересты. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях чердак, подвал, сарай, кладовка. Берестяное после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента прол

Виды обработки бересты
Виды обработки бересты. Тиснение, гравировка и выскабливание бересты. Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов Незауряд

Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты
Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты. Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты. Основным принципом педагогики является

Пояснения
Пояснения. За основу методической программы по художественной обработке бересты, взята программа студии Матрица город Санк-Петербург. Затем данная программа проработана, дополнена и частично

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги