ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОТАГОНИСТАМИ РАЗНЫХ ТИПОВ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОТАГОНИСТАМИ РАЗНЫХ ТИПОВ

Барбара Сибурн

1. Протагонист-повествователь

Это такой тип протагониста, который склонен к повест­вованию проблемы, ситуации, любого другого материала, но который не способен играть ни самого себя, ни кого-либо другого. Даже играя роль, он продолжает рассказывать, употребляя фразы типа: «Он сказал» и «Я ответил» и т. д. Такой человек никогда не находится непосредственно в си­туации, — он лишь рассказывает о ней. Поэтому он никогда не бывает эмоционально вовлечен в ситуацию (в процесс). Ниже даются некоторые предложения, как следует обращать­ся и работать с таким типом протагониста:

1. Режиссер предлагает протагонисту сыграть сразу не­сколько ролей в одной ситуации — сам себе задает вопросы, сам на них отвечает. На сцене он должен находиться один, переходя от одного стула к другому, меняя положение, так как играет он за все персонажи. Такой подход не срабатыва­ет в случае, если протагонист совершенно не готов к работе на сцене, то есть он продолжает рассказывать. В этом случае необходимо искать другие средства.

2. Можно добиться значительного успеха, если предло­жить такому протагонисту «вести» действие, предоставив другим участникам играть все роли, в том числе и роль са­мого протагониста. Затем режиссер проверит правильность того, что произошло на сцене. Будьте внимательны! Не поз­воляйте протагонисту впадать в повествовательность! Следи-

те за тем, чтобы его ответы были краткими, не допускайте каких бы то ни было монологов.

3. Вариантом предыдущего приема может быть следую­щий: режиссер предлагает пациенту не вести сцену, а лишь наблюдать за действием, в котором все роли, включая и роль протагониста, играют другие участники группы. Необходимо предупредить пациента, чтобы он не принимал никакого уча­стия в действии. Если пациент очень «сложный», то двойник должен говорить за него, а тот лишь подтверждать или от­вергать («да» или «нет»), но сам пациент не должен гово­рить, пока он смотрит сцену. Так или иначе, двойник говорит за пациента, который сидит в зале и наблюдает. Если играю­щим не хватает информации о том, как происходило все на самом деле, режиссер прерывает игру и просит пояснить пациента кратко: «Да, именно так и было» или «Нет, непра­вильно», он может сделать некоторые «правки», после чего режиссер должен настойчиво его прервать и обратиться к действию с учетом корректировок пациента.

4. Используйте невербальные сцены, в которых все участ­ники могут иногда говорить, кроме протагониста. При этом он должен показывать свои чувства, реакции при помощи жестов, мимики, движений, поз. Тем не менее перед тем, как действию завершиться (после неудачных попыток вовлечь в него пациента), дайте пациенту шанс прокомментировать со­бытия, опять-таки ограничив его во времени. Он может, ко­нечно, стать снова слишком разговорчивым и отстраненным от непосредственного действия. Поэтому, чтобы не сорвать вовлеченность всех участников группы, вы должны прослу­шать комментарии все до того, как «дать слово» пациенту.

 

Протагонист-рационалист

1. К такому пациенту применяются все способы воздей­ствия, упомянутые выше. 2. Именно у такого протагониста должен быть двойник, который бы скорее выражал… 3. С такими протагонистами, впрочем как и с другими, следует быть очень бодрым и напористым в действии на сце­не.…

Протагонист, не желающий выходить на сцену и покидающий ее до окончания действия

1. Если протагонист не желает выходить на сцену, участие двойника может стимулировать пациента сделать это. 2. Режиссер может просто предложить руку такому па­циенту и вывести его на… 3. Сцену следует начинать прямо в зале, так же как и распределение ролей.

Протагонист, у которого нет проблем

1. В работе с таким протагонистом полезно использовать любой материал, стимулирующий воображение, и, возможно, дать ему понять, что, если он не в… 2. Если пациент все же настаивает на своей позиции что у него нет проблем или… 3. Если такой пациент проявляет упрямство, возмож­но, режиссеру не следует привлекать двойника в такой мо­мент.…

Протагонист, который не способен остановиться в изложении материала

Первая сложность заключается в том, что режиссеру при­ходится успокаивать пациента, пока двойник, дополнительные участники и все присутствующие не… 1. Такому пациенту следует подобрать двойника, кото­рый бы дублировал… 2. Успокоите его и предложите кому-нибудь другому сыграть его роль.

Пациент, который активно влияет на группу

1. Время от времени такой пациент должен «выключать­ся» из действия. Режиссер может сделать это, переведя фо­кус внимания присутствующих на другую… Процессы, происходящие в группе, приобретут драмати­ческую окраску. Группа… С пациентами такого типа часто используются приемы конфронтации. Если вы решили использовать такую технику, то…

Пациенты, препятствующие проведению драмы

По мере того, как перекрываются цели, можно оказы­вать воздействие на того или иного пациента. Случается и так, что в одном пациенте представлены… Во всех проблемных ситуациях режиссер должен актив­но использовать реакцию… Пациенты, препятствующие действию, имеют много раз­новидностей. Все они ведут себя таким образом, что не дают…

Прерывание действия психотиком

Иногда у режиссера появляется желание переключиться на поведение пациента в ходе действия. Что он чувствует: возможно, они смогут «войти в его положение», испытать от­ношение к этому и… Для того чтобы понять, как работать с таким пациентом, режиссер должен определи те причины поведения именно это­го…

Пациенты с навязчивой идеей убийства или самоубийства

Некоторые пациенты делают заявки с таким содержани­ем, чтобы привлечь к себе внимание или предложить себя в качестве протагониста. Использование… Основная сложность лечения таких пациентов заключа­ется в уходе от аспекта… 1. Вполне возможно работать над проблемой убийства или самоубийства, не заставляя протагониста «проходить» через сцену…

Поддержка пациента в состоянии депрессии

1. Узнайте о своем пациенте все, что возможно (особен­но причины, вызвавшие депрессию, его «историю», и пред­принимал ли он попытки самоубийства),… 2. Определите динамику депрессии и то, в чем она вы­ражается. (Здесь важно… 3. Учитывайте то, в каких отношениях он находится с группой. Новичок ли он? Является ли группа эмпатичной? Есть ли в…