рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сложное целое А. М. Пешковского

Сложное целое А. М. Пешковского - Лекция, раздел Лингвистика, ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА Еще Одним Русским Ученым, Обратившимся К Анализу Языковых Явлений, Выходящих ...

Еще одним русским ученым, обратившимся к анализу языковых явлений, выходящих за рамки отдельного пред­ложения, был Александр Матвеевич Пешковский (1878-


1933). Его главный труд «Русский синтаксис в научном освещении*, первое издание которого вышло в 1914 г., переиздавался несколько раз.

Наблюдения А. М. Пешковского расширили круг фактов, относимых к грамматике. Так, он первым показал, что интонация может- быть грамматическим средством. С его именем связывают широко известный «принцип замены», сформулированный им в статье «Интонация и грамматика»: «Чем яснее выражено какое-либо синтаксическое значение чисто грамматическими средствами, тем слабее может быть его интонационное выражение (вплоть до полного исчезно­вения), и наоборот, чем сильнее интонационное выражение, тем слабее может быть грамматическое (тоже до полного исчезновения)» (Пешковский 1988: 373). И хотя в дальней­шем этот принцип не получил полного экспериментального подтверждения, он оказал заметное влияние на развитие интонологии.

А. М. Пешковский ввел в лингвистический обиход по­нятие сложного целого. По его словам, чем сложнее та синтаксическая единица, на которую наслаивается интонация и ритм, тем больше их роль в языке (Пешковский 1938: 407). Под сложным целым А. М. Пешковский понимал «сочетание предложений, соединенных союзами, союзными словами или союзными синтаксическими паузами и не разъ­единенных разделительными синтаксическими паузами» (там же: 410). Кроме пауз, находящихся внутри сложных целых, существуют также паузы, находящиеся между отдельными сложными целыми (там же: 408). По А. М. Пешковскому, речь состоит из совершенно беспорядочной смены одиночных предложений и сложных целых. Основной интонационной единицей оказывается не предложение и не сложное целое, а некая величина, в грамматическом отношении то сложная, то простая. Это происходит потому, что те предложения, которые входят в состав сложных целых, интонационно не самостоятельны и могут даже в известных случаях интона­ционно сливаться с соседними частями своих сложных це­лых. Кроме того, отдельное предложение может иметь ин­тонационную законченность. А. М. Пешковский предлагал назвать эту величину «интонационным единством», или,


проще, «фразой». Под «фразой» он понимал, таким образом, ^ всякий отрезок речи от одной разделительной паузы до другой, независимо от того, из скольких предложений со­стоит он» (там же: 410).

Традиционное понятие предложения и понятие фразы в трактовке А. М. Пешковского находятся в сложных и при­чудливых отношениях: 1) фраза есть всегда или предложение или комплекс предложений; 2) предложение есть в огромном большинстве случаев фраза (простая, сложная или частичная) и лишь в ничтожном меньшинстве случаев не образует никакого интонационного единства; 3) комплекс предложе­ний («сложное целое») есть всегда фраза (сложная или, в редких случаях, простая); 4) частичная фраза есть всегда или предложение внутри сложного целого, или синтаксиче­ски объединенная группа членов внутри одиночного предло­жения (там же).

Таким образом, А. М. Пешковский вплотную подошел к проблеме систематического изучения конститутивных при­знаков текста. Его рассуждения о сложном целом основаны на пока еще интуитивном понимании того, что речь как линейно организованная последовательность языковых еди­ниц построена по определенным законам, действительным не только в пределах отдельного предложения, но и рамках больших отрезков речи.

В дальнейшем идеи А. М. Пешковского о необходимости вычленения и описания языковых единств, больших, чем предложение, были подхвачены А, И. Беличем, Н. С. По­спеловым, И. А. Фигуровским и др. (см.» напр. (Белич 1947: 15-22; Поспелов 1948: 31-41; Фигуровский 1948: 21-31)). Нагляднее всего развитие идей А. М. Пешковского иллю­стрирует следующая цитата из работы Н. С. Поспелова; «При изучении синтаксического строя связной речи следует исхо­дить не непосредственно из предложения, а из сложного синтаксического целого, как синтаксической единицы, более независимой от окружающего контекста связной речи* (По­спелов 1948: 41).


4. «Анализ дискурса» 3. Харриса

Наш краткий экскурс в историю лингвистики первой половины XX в. завершает известная работа 3. Харриса «Анализ дискурса*, увидевшая свет в 1952 г. Формально это уже вторая половина XX в., но обойти своим вниманием этот труд невозможно, потому что именно с него, собственно говоря, началась современная лингвистика текста. По при­знанию многих лингвистов, он стал программным докумен­том для зарождающейся научной дисциплины. Некоторые высказывания 3, Харриса с годами приобрели статус кры­латых фраз. Их можно встретить во многих работах по лингвистике текста. Ср., например: «Язык выступает не в виде несвязных слов или предложений, а в виде связного текста, от высказываний, состоящих из одного слова до десятитомного труда, от монолога до дискуссии на Юнион Сквейр* (см., напр. (Москальская 1978: 12; Heinemann, Viehweger 1991: 24)).

Заслугой 3. Харриса является то, что он применил к анализу дискурса (читай «текста», — К. Ф.) некоторые методические приемы, прекрасно зарекомендовавшие себя при изучении языковых единиц низшего уровня (такие, как сегментация, классификация, дистрибуция). Тем самым 3. Харрис показал один из возможных путей анализа текс­товой структуры и выявления роли отдельного элемента в этой структуре. Сначала производится выборка элементов (или групп элементов), встречающихся в идентичном или эквивалентном окружении, и они причисляются к одному классу эквивалентности. Последовательное соединение клас­сов эквивалентности образует интервалы, из которых, в свою очередь, состоит весь текст. Таким образом, текст состоит из последовательного соединения классов эквивалентности (Harris 1978: 77-78).

Метод 3. Харриса основан на чисто формальных проце­дурах выявления структурных особенностей текста, без учета семантики составляющих его элементов.2 Дальнейшие изыс-

Критику его взглядов в этом вопросе ом. (Bierwisch 1963: 61-73).


кания 3. Харриса, по свидетельству В. Дресслера, оказались не столь продуктивными, как «Анализ дискурса», и остались практически незамеченными (Dressler 1978: 4), однако ос­новная заслуга ученого состоит в том, что он сломал рамки грамматики предложения и вывел ее на уровень текста.


Глава 4 РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТЕКСТА

За каждым текстом стоит система языка Михаил Михайлович Бахтин

1, Схема описания текстов В. Хайнеманна

Впоследние три десятилетия XX в. проблемы лингви­стического анализа текста занимают большое место в науч­ных интересах ученых всего мира. Сегодня достаточно четко обозначились направления, по которым идет развитие лин­гвистики текста. Эти направления отличаются друг от друга (иногда весьма значительно) точкой зрения на проблему текста, подходом к его описанию и конкретной методикой анализа.

В непродолжительной истории современной лингвистики текста известный немецкий ученый В. Хайнеманн выделяет три различных подхода к рассмотрению центрального поня­тия текста.1

Наиболее распространенными по сей день остаются по­пытки строго синтаксического подхода к описанию текста, когда методы «грамматики предложения* (Satzgrammatik) в том или ином виде переносятся на анализ текста. В резуль­тате создается новая «грамматика текста» (Textgrammatik), использующая тот же понятийный аппарат и те же методы

1 Подробно о трех подходах к описанию текста см. (Heinemann 1982: 210-221); примеры, иллюстрирующие положения В. Хайнеманна, взяты иа: (Kleines Lexikon... 1986: 10),


анализа, что и «грамматика предложения». В рамках этой новой грамматики рассмотрению подвергаются прежде всего правила сцепления предложений, что проливает свет на некоторые важные структурные свойства текста. Например, в первом предложении приведенного ниже отрывка текста неопределенный артикль обозначает какой-то неопределен­ный предмет и одновременно сигнализирует о наличии в тексте «постинформации», т. е. информации, скрытой в по­следующем контексте. Появление определенного артикля пе­ред тем же самым словом свидетельствует об определенности предмета и одновременно сигнализирует о существовании «прединформации», т. е. информации, заложенной в пред­шествующем контексте. Замена лексемы Kunst на местои­мение sie указывает на соотнесенность этого элемента с ранее определенным предметом. (8) Richtiges Schreiben ist eine Kunst. Die Kunst des Schreibens ist schwierig. Sie erfordert hohes Können 'Правильное письмо — это искусство. Искус­ство письма является трудным делом. Оно требует большого умения'.

При другом подходе к лингвистическому описанию текс­та исследователь не ограничивается рассмотрением поверх­ностной структуры, а пытается определить закономерности «глубинных», содержательных отношений в тексте. Общая теория такой «семантики текста» (Textsemantik) еще не разработана. Следующий пример наглядно свидетельствует о том, что не каждый повтор слова на «поверхности» текста или замена слова на местоимение дают возможность судить о некоей последовательности предложений как о тексте с общим значением. (9) Die Künstler haben besondere Ambi­tionen. Künstler ist ein Familienname. Alle bewundern ihre Kunst. Sie ist ein einsilbiges Wort. Das Programm ist künst­lerisch gestaltet. Die Künstlerin heißt Katrin 'У людей искус­ства особые амбиции. Искусник — это фамилия. Все восхи­щаются ее искусством. Это трехсложное слово. Программа отличается искусным оформлением. Искусницу зовут Кат­рин'.

При третьем, коммуникативном (или коммуникатив­но-прагматическом) подходе к лингвистическому описанию текста отправной точкой анализа служит не синтаксическая


или семантическая структура текста, а практическая дея­тельность, лежащая в его основе. При таком подходе текст рассматривается как элемент коммуникации, как особая ком­муникативная единица. Языковые структуры интересуют ис­следователя прежде всего как инструмент осуществления конкретных интенций (намерений) говорящего. Так, те же языковые средства, которые в примере (9) не позволяли нам говорить о рассматриваемой последовательности предложений как о тексте, в примере (10), будучи представлены в той же самой последовательности, образуют текст с общим зна­чением, потому что здесь реализуются определенные интен­ции говорящего. (10) Künstler zu Gast. Während einer Gast­spielreise Dresdner Künstler wurde uns die antike Kunst näher: gebracht. Sie wurde in einer künstlerischen Bearbeitung vor­gestellt Besonderen Beifall gab es für die Hauptdarstellerin, eine Künstlerin mit großer Ausstrahlung 'Деятели искусствав гостях. Во время гастролей артистов из Дрездена мы ближе познакомились с античным искусством. Оно было представ­лено нам в искусной обработке. Особый успех выпал на долю исполнительницы главной роли, артистки большого художе­ственного дарования1.

Все три приведенных выше подхода к лингвистическому описанию текста ни в коей мере не исключают друг друга, речь идет просто об исследовании различных аспектов одного и того же предмета — текста. Прагматика текста, не учи­тывающая особенностей синтаксической и семантической ор­ганизации текста, была бы всего лишь пустой научной схемой, точно так же, как не может быть объективного описания семантической и синтаксической структуры текста без учета прагматического аспекта в акте коммуникации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

К А Филиппов... ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА... Курс лекций...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сложное целое А. М. Пешковского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Филиппов К. А.
Ф53 Лингвистика текста: Курс лекций. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 336 с. ISBN 5-288-02883-4 В книге прослеживается история научного подхода к описанию текста, начиная

СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА
Rem dicendo subjiciet oculus Cicero Речью поставить дело перед глазами Из «Оратора» Цицерона 1. Истоки современного анализа текста Новые научные теории редк

Основные лингвистические тенденции начала XX века и анализ текста
Начало XX в. ознаменовалось крупными открытиями в лингвистике. Прежде всего это относится к выходу на передний план изучения структуры языка и стремления к его строгому формальному описанию. Это на

Подходы Я. Петефи и К. Бринкера
Несколько по-иному оценивают современный уровень ис* следований текста другие авторитетные ученые, специализи­рующиеся в этой области. Я. Петефи, например, говорит о существовании двух противополож

Промежуточные» формы коммуникации
Внимательное изучение всего многообразия устных и письменных текстов приводит к мысли, что в целом ряде случаев трудно определить «природу», действительное суще­ство текста. Нередко материальная ма

Интонация диалогического текста
На интонацию диалогического (полилогического) текста, являющегося продуктом речевой деятельности двух или не­скольких собеседников, большое влияние оказывает своеоб­разие структурно-синтаксического

Семь критериев текстуальности Р.-А. де Бограндаи В. Дресслера
Количество параметров (признаков, свойств) может быть различным у разных авторов. Одной из наиболее известных зарубежных теорий, посвященных описанию общих свойств текста, является концепция Р.-А.

В концепции О. И. Москальской
Помнению О. И. Москальской, единицами лингвистики текста и объектами ее изучения являются: 1) сверхфразовое единство (микротекст) и2) целое речевое произведение (м

Основные свойства текста в интерпретации Л. Н. Мурзина и А. С. Штерн
Вцентре внимания исследователя текста стоят также, по мнению Л. Н. Мурзина и А. С. Штерн, два основных свойства — связность и цельность. Эти параметры текста в чем-го противопостав

Функция текста и иллокуция предложения
Как известно, общее значение языковых единиц слага­ется не только из их формы и содержания, но и из их коммуникативной направленности (функции). Это положение является одним из основополагающих при

Модель органона»К. Бюлера
При знакомстве с концепцией К. Бюлера следует по­мнить, что в данном случае речь идет о семиотической модели функционирования языка (а не о текстовой модели), согласно которой описание функциониров

Модель органона»К. Бюлера
При знакомстве с концепцией К. Бюлера следует по­мнить, что в данном случае речь идет о семиотической модели функционирования языка (а не о текстовой модели), согласно которой описание функциониров

Коммуникативное направление в лингвистике
Изучение коммуникативной структуры высказывания нельзя назвать чем-то новым и необычным для лингвисти­ки. Из недр традиционного синтаксиса вышла особая об­ласть лингвистических исследований, именуе

Экспериментальное изучение коммуникативного членения текста
Новейшие исследования дают много пищи для размыш­лений о коммуникативной природе текста. Одним из приме­ров экспериментальной проверки идей, связанных, вчаст- ност

Динамическая природа текста
Мысль великого Гумбольдта, вынесенную в эпиграф гла­вы, можно целиком отнести к тексту. В традиционной лин­гвистике текст обычно определяют как результат речевой деятельности. Однако если мы анализ

Типология утилитарных текстов Б. Зандиг
Одной из наиболее разработанных зарубежных типологий текстов, относящихся к сфере потребления, является типо­логическая матрица Барбары Зандиг (Sandig 1972: 113-124), охватывающая 20 признаков (пар

Типология художественных текстов В. П. Велянина
Некоторые текстовые классификация носят нетрадици­онный характер. Примером одной из таких типологий с полным правом можно назвать концепцию В. П. Белянина (1988: 48-88). Как было показано в п. 1, м

Традиции изучения диалога в отечественной лингвистике
В отечественном языковедении проблемами диалога за­нимались такие выдающиеся лингвисты, как Л. В. Щерба и Л. П. Якубинский. В их работах прослеживается четкое разграничение монологической и диалоги

Концепция диалогических отношенийв трудах М.М. Бахтина
Влияние работ отечественных лингвистов на зарубежные исследования диалога всегда было не слишком заметным, что объясняется прежде всего отсутствием широких контак­тов между учеными в советское врем

Лингвистика текста и анализ разговорной речи
Анализ разговорной речи представляет собой относитель­но молодую лингвистическую дисциплину, оформившуюся в Европе (в частности, в Германии) на рубеже 70-х годов. Выделение данного направления линг

Этнометодологический анализ разговорной речи
Современные зарубежные специалисты сходятся на том, что корни новейших подходов к анализу разговорной речи лежат в (американской) этнометодологии, а именно: в изу­чении механизма речевого взаимодей

Основные направления современного анализа разговорной речи
Внастоящее время в Европе существует немало конкрет­ных лингвистических проектов, обращенных к анализу раз­говорной речи и претендующих на исключительность пред­лагаемого подхода.

Смена говорящего как ключевое понятие разговорной коммуникации
В основе разговорной (диалогической) коммуникации ле­жит возможность участников в любое время исполнить ак­тивную роль говорящего. Этот основополагающий признак, как правило, присутствует в научных

Б. Коммуникативно-прагматические категории Г. Хенне и Г. Ребокка
Видные представители одного из наиболее заметных за­рубежных направлений изучения разговорной речи (Ge-sprächsanalyse) Г. Хенне и Г. Ребокк провозглашают предмет своего исследования (Gespr&aum

Современные отечественные подходы к анализу разговорной речи
Область разговорной речи издавна считается одной из наиболее разработанных областей в сфере устной коммуни­кации. В отечественном языкознании изучение разговорной речи традиционно занимает значител

Макроструктурыи макроправила Т. ван Дейка
Профессор Амстердамского университета Т. ван Дейк занимает особое место в современной лингвистике текста. Необходимо сказать, что первоначально он в большей степени занимался изучением семантически

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
Курс лекций Редактор Л. А. Карпова Художественный редактор Е.И.Егорова Технический редактор А.В.Борщева Корректор Л. А. Рубина

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги