Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Содержание Введение Глава 1.Особенности изучения эпических произведений в школе 1.Специфика эпоса 2. Чтение и вступительные занятия 3.Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра 4.Вопросы теории литературы 5.Заверщающие уроки Глава 2.Изучение поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души 1. Вступительное занятие 2.2.Как читать поэму? 3.Пути анализа 4.Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор 5.Заключительное занятие по Мертвым душам . Сочинение как итог и контроль знаний учащихся.

Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие-об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.

Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в аналитическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой - все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений.

Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам. 1. Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом - сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении-это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности. Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится.

Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии более доступен язык, проще вести беседу. Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые дополнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях составляются формальные, оторванные от художественной ткани произведения характеристики героев, а разговор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному мате риалу.

Крупные прозаические произведения приходится изучать в отрывках, что еще больше затрудняет анализ романа или повести как единого целого.

Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. Анализировать произведение - это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное-выяснить, как все это определяется идеей писателя, тем, что Белинский называл пафосом произведения. Чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.

Поэтому цель нашей работы выявить особенности изучения эпического произведения большой формы на примере поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души Предмет исследования- методика изучения поэмы Мертвые души Объект исследования -анализ эпического произведения Задачи исследования - познакомиться с методической литературой - дать характеристику методам и приемам анализа произведения - выяснить специфику методики изучения данного произведения Научная новизна состоит в систематизации методических приемов при изучении поэмы Мертвые души Практическая значимость заключается в использовании материала при работе в школе. При работе использовались труды известных литературоведов Г. Л. Абрамовича, Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, Г. Н. Поспелова, А. И. Ревякина, Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева, В. Р. Щербина и методисты В. В. Голубков, Н. И. Громов, Т. Ф. Курдюмова, 3. Я. Рез, М. А. Снежневской. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.

Особенности изучения эпических произведений в школе

Рассказом-анекдотом широко пользовались Лесков, ранний Чехов, Мопассан... Едва ли сказанное Пушкиным о романе Евгений Онегин - даль свободного р... Одной из жанровых разновидностей рассказа является новелла. Для романа-эпопеи характерно соединение национальной и идейно-нравстве... .

Чтение и вступительные занятия

Необходимо стремиться к тому, чтобы заинтересовать учеников предстоящи... Тот или иной образ воспринимается нами в свете всей картины жизни, изо... К сожалению, вопрос о самостоятельном чтении учащимися дома того .или ... А между тем чтение учащимися художественного произведения дома, до нач... Особенно важно хорошее знание отдельных мест произведения при подходе ...

Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра

Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в ш... Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного п... Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся буду... Это позволяет остановиться на тех сторонах произведения, которые могли... В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литера...

Вопросы теории литературы

Вместе с тем изучение вопросов теории литературы соотносит школьное пр... Как заметил Л. Вывод по главе Итак, эпос, как и любой другой поэтический род, всегда ... То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприяти... Нельзя не учитывать и теоретические знания учащихся по литературоведен...

Изучение поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души

Изучение поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души 2.1.

Вступительное занятие

Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя Мёртвые души - самого крупного и... В поэме показаны и образы крестьян. Вот и всё. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского... Чичиков нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам.

Пути анализа

галерея помещиков, где явственно видно их деградация. Например, вместо обычных формулировок характеристика Манилова и т. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в собир... Композиционное построение первого тома поэмы. Пейзаж в поэме.

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор

Фрагмент беседы по 1главе Заглянул Чичиков в городской сад Как Гоголь ... Так, говоря, что губернатор впрочем, был большой добряк , Гоголь тут ж... Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе. Язык Гоголя нравился читателям своей простотой, силой, меткостью, пора... Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрёв - эти собственные имена в самом...

литература привлекается лишь та, о которой упоминает учитель на уроках, и лишь в той мере, чтобы учащийся постепенно научился пользоваться ею. Что же касается самостоятельности мысли учащихся, то она должна быть направлена главным образом по линии работы с текстом.

Текст произведения и классная работа над темой - вот основные источники для учащихся.

После заключительного урока даются темы для сочинения, темы желательно должны совпадать с темами к заключительному уроку. Дети готовясь к уроку наработали конкретный материал и написание сочинения будет своеобразный контроль знаний по этому материалу. Вывод по главе Итак, в ходе работы мы выяснили, что, изучая поэму Мертвые души лучше всего избрать анализа пообразный. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей.

Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д. С другой стороны, изучение образов, как таковых, вне установления связей заключающегося в них содержания с авторским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотрения дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современности, лишает занятия литературой воспитательно-образовательного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу.

Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов Мёртвых душ. Образы Мёртвых душ требуют истолкования, разъяснения, внимательного чтения, предварительной подготовки. Учащимся должен быть дан ключ к пониманию их В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков первой главы поэмы и анализ их в классе. Работа с понятиями сатира и юмор надо начинать с первых уроков, с которыми ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само определение, дать ей характеристику и упомянуть о сатирических и юмористических произведениях, изученных раннее или познакомить с другими в виде обзора.

Так же при изучении обратить внимание на сатирическую речь писателя. Заключение Итак, подытожим нашу работу Мы выяснили, что 1.Для наиболее разумного и многогранного воздействия на учащихся нужна гибкая система путей изучения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами другого.

Сочетание разных путей изучения произведения важно и с точки зрения наиболее целесообразной организации самостоятельного чтения учащимися больших произведений, поскольку это дает возможность несколько рассредоточить очередность чтения учащимися произведений, это во многом определяется именно путем изучения. 2.При изучении произведения большой формы наиболее эффективной, с нашей точки зрения, системой уроков является такая, которая построена на разборе произведения по ходу развития действия, с последующим этапом работы по образам и обобщающим темам.

Методически разработали путь анализа поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души, который можно применять в школьном изучении в зависимости от подготовленности класса. Анализ эпического произведения в школе - сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту-задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя человека в человеке. Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.

Литература 4. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М 1979. 5. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969. 6. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М Л 1966. 7. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе под ред. Л.И. Тимофеева М 1954 8. Искусство анализа художественного произведения Сост. Т. Г. Браже. М, 1971. 9. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М 1972. 10. Маранцман В. Г Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе.

М 1977. 11. Методика преподавания литературы под ред. О.Ю. Богданова М. изд. Центр Академия , 1999. 12. Методика преподавания литературы учебник для пединститутов Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс - М. Просвещение, 1985. 13. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955. 14. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы.

М 1976. 15. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М 1956.