рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопросы теории литературы

Вопросы теории литературы - раздел Литература, Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" Вопросы Теории Литературы. Методика Преподавания Литературы Во Всей Полноте П...

Вопросы теории литературы. Методика преподавания литературы во всей полноте поставила проблему воспитания читателя, разбирающегося в сущности художественного творчества.

Умение воспринимать и оценивать поэтический колорит В. Г. Белинский появляется лишь на основе систематизированных знаний, умений использовать основные литературоведческие понятия в рецептивной деятельности. Усилиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся.

Постепенно вырабатывается единый подход к усвоению теоретико-литературных понятий, в результате чего сегодня можно говорить о единой системе работы над ними. По словам М. А. Рыбниковой, теория литературы - это прежде всего принципиальные установки, диктующие и научно разработанные точки зрения на литературу. Вместе с тем изучение вопросов теории литературы соотносит школьное преподавание с эстетикой, социологией, философией 7,98 . В школьной методике преподавания утвердилось с точки зрения теории литературы основополагающее представление о художественном произведении как о единой идейно-образной и речевой системе.

Средства художественной выразительности могут быть поняты и оценены в их взаимной связи и обусловленности, в их эстетической целостности. Забвение этого положения неминуемо ведет к неполному или даже искаженному представлению о жизненно-эстетическом содержании литературного текста.

Проблема целостности восприятия многогранна в своей литературной и психологической сущности, характер восприятия зависит от жизненного и читательского опыта школьника, его общеэстетической подготовки. Как заметил Л. И. Тимофеев, эстетическое восприятие искусства целостно, неразложимо но - в то же время - оно тем глубже и значительнее, чем полнее опирается на предшествующее аналитическое изучение строения художественного произведения, во всей сложности слагающих его элементов, на ту культуру восприятия 6,235 Произведение литературы - целый мир со своими страстями, событиями, законами, героями.

Мы соглашаемся и спорим с автором, сопереживаем с его героями, прочитанная книга обогащает нас интеллектуально и эмоционально, становится близкой для нас. Но читатель не может на основе одного произведения составить представление о художественной литературе, об искусстве слова, о творчестве писателя. Художественные произведения живут не изолированной, независимой одно от другого жизнью.

Все созданное одним автором образует единое целое, составляет его творческое наследие. В свою очередь, труд писателя связан с работой современных ему литераторов, восходит к традициям предшественников, продолжает их, подготавливает успехи преемников. Познание литературного процесса предполагает знакомство с такими понятиями, как направление, течение, стиль. К этой группе понятий относятся литературные роды эпос, лирика, драма, лиро-эпический жанр и виды роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, сонет, элегия и т. д Представления о творчестве писателя конкретизируются в программе по русской литературе следующими теоретико-литературными проблемами мировоззрение и творчество писателя, идейность и мастерство, стиль, жизненно-эстетическая и общественная позиции писателя.

Анализ литературного произведения нельзя вести без опоры на знания о теме и идее - с их помощью раскрывается многообразие художественного текста, его проблематики, взаимосвязь и взаимообусловленность темы и идеи, их органическое единство с жизненной основой.

Разбирая композицию и сюжет, учащиеся получают представления о структуре произведения, что в конечном итоге способствует его целостному восприятию. Изучение языка художественной литературы охватывает широкий круг проблем индивидуализация и типизация языка в произведении, интонация и речевая характеристика, поэтический синтаксис и стихосложение, средства выразительности, тропы эпитеты, сравнения, метафоры. Специфика изучения русской литературы в национальной школе проявляется в подходе к каждой группе понятий.

Учитывается подготовка учащихся по литературе формирование многих понятий может происходить на уроках по этому учебному предмету. Сведения по теории литературы распределяются по классам годам обучения с учетом возрастных возможностей учащихся, характера изучаемых художественных произведений, их жанрового своеобразия, словесно-образной и интонационной .структуры. Введение этих знаний строится на основе практических наблюдений над художественным произведением.

На базе изучаемых художественных текстов даются отдельные теоретические понятия, которыми учащиеся должны не только овладеть, но и уметь использовать их на практике - ив анализе художественного произведения, и в простейших работах творческого характера. Основной круг литературоведческих знаний в средних классах связан со структурой художественного произведения понятия о герое произведения, портрете, пейзаже, и др Учащиеся обогащаются знаниями, важными для осмысленного чтения текста.

В процессе чтения и анализа произведений учащиеся усваивают понятие о метафоре, ее роли в художественной структуре текста. В связи с изучением романа дается определение автобиографической основы произведения в ее соотнесенности с творчеством писателя, внимание учащихся привлекается к жизненно-документальной основе, творческой истории произведения, к идейно-эстетическим принципам отражения действительности в литературе.

Ученики начинают разбираться в жанровой принадлежности, в нравственном значении произведения, конфликтах героев, в отношении к ним автора. На этапе обобщения ранее полученных сведений о структуре художественного произведения происходит введение понятий тема и идея художественного произведения. Изучение теоретико-литературных понятий в старших классах строится на прочном фундаменте ранее приобретенных знаний. Начальные занятия отводятся таким кардинальным категориям, как идейность, образность, эмоционально-эстетическая .природа искусства слова, национальный характер русской литературы.

Далее, с опорой на прочитанные художественные произведения, формируются понятия о литературном типе, мировоззрении и творчестве писателя, эстетическом идеале, творческом методе. В школе отчетливо просматриваются перспективные линии, определяющие работу по теории литературы. К ним следует отнести прежде всего сведения о направлениях течениях, методах в русской литературе.

Другая перспективная линия связана с формированием понятия о художественном образе-характере. Таким образом, учащиеся от класса к классу овладевают теоретико-литературными знаниями, позволяющими все глубже разбираться в эстетической сущности искусства слова, самостоятельно анализировать и оценивать прочитанные художественные произведения. 1.5.Заверщающие уроки На последнем этапе работы ученикам предстоит столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной деятельности.

На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом Активное применение литературных знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение вопросов о жизненности преподавания нашего предмета.

Однако часто сведения, полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не находят им применения в реальном действии. В то же время на пороге заключительных занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужными.

Как же избежать этого? Присмотримся к организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само искусство. Часто чувства и образы, которые владели нами при прощании с произведением искусства, надолго определяют наше отношение к нему. Финал произведения проясняет те волнения и размышления, которые мы испытываем в процессе чтения. Завершающий аккорд произведения важнейшее звено в оценке героев читателем, окончательное выражение идеи Д. И. Писарев, поэтому он заново освещает все происшедшее на наших глазах Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиций современности.

Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач.

Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения. Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам.

В-третьих, заключительные занятия призваны проверить прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников. в классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания. Вывод по главе Итак, эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив от Илиады до современной прозы и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника.

Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта для литературы всех времен и творчества всех писателей - в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении - всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Для изучения эпических произведений существуют вступительные занятия, цель которых сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого.

Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов в старших классах. На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.

Конечно, не все произведения можно прочитать, в классе в программе по литературе для старших классов значится много крупных произведений, которые прочитать в классе нет возможности. Но тогда возникает вопрос об отборе каких-то отрывков, которые обязательно должны быть прочитаны в классе. Чем слабее класс, тем больше оснований к тому, чтобы в этом классе читать и комментировать как можно больше текста. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы.

Каждый из этих родов искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна. Нельзя не учитывать и теоретические знания учащихся по литературоведению.

Усилиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопросы теории литературы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности изучения эпических произведений в школе
Особенности изучения эпических произведений в школе. Специфика эпоса По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме. Различие между эпосом и драмой пишет В. В. Кожинов

Чтение и вступительные занятия
Чтение и вступительные занятия. Роль вступительных занятий сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое при

Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра
Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создас

Вступительное занятие
Вступительное занятие. В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков перво

Пути анализа
Пути анализа. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о з

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор
Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор. Работа с понятиями сатира и юмор надо начинать с первых уроков. С термином сатира и юмор ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само опре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги