рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ - раздел Литература, Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества Этот Жанр Изобретен Не Журналистами, Обозрение Использовалось Задолго До Возн...

Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найти в текстах Плутарха (46 — 120 гг.), позже — в дидактических обозрениях китайца Ван-Ан-Хи( 1021 — 1086 гг.),а также в “Опытах” Монтеня (XVI в.) и в “Главах” из книги “Обозрения Парижа” Луиса Себастьяна Мерсье. Именно последнего считают основоположником журналистского обозрения, поскольку первые из “Глав” своего двенадцатитомного издания он сначала опубликовал в газете. Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики не меньше других жанров.

Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Основные программы радио и телевидения России имеют соответствующие рубрики: “Медицинское обозрением (МТК), “Международное обозрение”(Спб), “Итоги”, “Панорама” (НТВ), “Обозреватель” (ТВ-6), “Футбольное обозрение” (ОРТ), “Экономическое обозрение” (РР), “Зеркало”, “Парламентская неделя” (РТР) и т. д.

Определяющий признак жанра обозрения -- единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать — значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:

— возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах происходящих в общественной жизни;

— отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию “личной стратегии” граждан;

— обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;

— через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;

— способствовать практическому решению проблем общества.

Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения — это общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия. Именно указанная особенность связей предмета обозрения позволяет главным образом отличить обозрение от статьи (для предмета последней характерной является причинно-следственная связь отображаемых феноменов). В отличие от комментария, предметом которого выступают прежде всего разнообразные новые события и явления, для обозрения важны те процессы, события, которые симптоматичны для современных социальных отношений, взаимозависимостей, независимо от того, насколько они важны (события, процессы) сами по себе они служат примерами, демонстрирующими, иллюстрирующими определенные авторские идеи, значимые для общества.

Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Идя от явления к сущности, автор приводит аудиторию к определенной идее. Выразительные детали служат опорными точками аргументации или самими аргументами, предвосхищают саму идею (тезис, умозаключение). В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядно-конкретный характер. Это происходит прежде всего потому, что обозреватель хочет остановить свое внимание на общезначимых проблемах. Для привлечения внимания аудитории он оперирует вполне конкретными фактами. использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микро-скопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через бинокль, поднося его к глазам то увеличивающими, то уменьшающими линзами.

Стремление объединить часто разнородные примеры в качестве иллюстрации общей мысли сказывается уже на заголовках обозрений. Например, они могут звучать так: “Что происходит в большом городе?”, “Одно путешествие в Грозный”, “Что радует”, “Победа над собственной трагедией”, “Объяснение в любви”, “О разрушении и сохранении”, “Доверять ищущим”, “Люди из одного мира” и т. д.

Поскольку обозрения публикуются с определенной периодичностью, то это сказывается и на выборе тем, характере, глубине анализа. Чем реже публикуются обозрения, тем больше у автора возможностей найти в потоке событий факты, наиболее интересные для аудитории, проанализировать их, обобщить. Вместе с тем длительные промежутки времени между выходами обозрений приводят к тому, что аудитория уже много знает о тех событиях, которые становятся предметом обозрения, из оперативных публикаций (репортажей, отчетов, корреспонденции и пр.). Это предполагает, что обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в этих событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества

Корреспонденция совмещает элементы... наглядности описательно повествовательная функция... аналитичности рассуждение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБОЗРЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества.
Жанры аналитической группы: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор СМИ. Метод: анализ. Предмет: проблема, явление, процесс. Функция: убеждение, формирование

Корреспонденция: жанрообразующие черты. Виды корреспонденции.
Виды корреспонденции: 1.Информационная - положительный (нейтральный) опыт. 2.Критическая - активная проблема. Корреспонденция совмещает элементы: 1.наглядности -

Синтетический жанр - это когда в одном жанре скомбинированы другие жанры.
Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная кор

Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста.
Обобщение исходит из синтеза (склеивания) фактов. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе, обощении. Индукция, или анализ это когда какая

Статья и корреспонденция – сравнительно- сопоставительный анализ.
Статья-аналитический жанр, в котором на основе анализа и синтеза явлений, взятых в неограниченном масштабе, используя метод дедукции, автор поднимает актуальную социальную проблему

Комментарий : жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Аргуметация и оценка в комментарии.
Это аналитический жанр. С его помощью автор выражает свое отношение к актуальным событиям, анализирует происходящее и пытается спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Создавая коммен

Отличие комментария от статьи - ярко выраженная субъективность.
1.Субъективность-использование слов с ярко выраженным экспрессивным значением. 2. Тропы И фигуры речи (олицетворение, ирония и тд.)  

Способы авторского «я» в комментарии, стилистические особенности . Роль комментария в системе жанров изданий различной типологии.
Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формо

Обозрение: жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Квалификационные требования, предъявляемые к автору, работающему над обозрением.
Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читат

Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п.
Метод- синтез(склеивание фактов, обобщение) Факты+рассуждения- рассуждение(вводка)- факт+ оценка+ вывод   Виды: Об

Общеисследовательская статья
К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития стр

Практико-аналитическая статья.
Она обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д, В этих статьях анализ

Полемическая статья
Такого рода статьи обычно публикуются когда в обществе возникает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление полит

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
Журналисты российской прессы понятие “корреспонденция” употребляли уже в XVIII веке. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, ж

ОБЗОР СМИ
Слово “обзор” понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ. чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творче

РЕЦЕНЗИЯ
Слово “рецензия” латинского происхождения и в переводе означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде все

Жанровые особенности
Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах — сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (

Стилистически рецензия гибридный жанр- в нем смешаны научный и публицистический стили.
  14. общая характеристика художественно-публицистических жанров. Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности,

Роль автора в очерке
Очерк является одной из разновидностей рассказа - малой формой эпической литературы. Очерк отличается от новеллы, другой разновидности рассказа, отсутствием быстрого и острого разрешающегося конфли

Способы выражения авторской позиции и оценки героя
В своих произведениях автор пытается выразить свою личную позицию по поводу той или иной темы, и делает это художественным образом. Но для того, чтобы правильно и достоверно донести до читателя сво

Виды очерков
Портретный очерк Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивац

Композиция очерка
По композиции очерки очень различны: они могут состоять § из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательн

Стилистические особенности очерка
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость,

Зарисовка
Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зар

Композиционно-стилистические особенности памфлета
Ведущим жанрообразующим структурным признаком памф­лета является наличие своеобразных композиционно-стилисти­ческих коммуникативных блоков - вводного, переходного, ос­новного и заключительного. Они

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги