Основы теории литературы

 

СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

По курсу

Основы теории литературы

 

 

Для студентов факультета журналистики

 

 

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

кафедрой истории журналистики и литературы  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

Цели и задачи курса

Изучая основы теории литературы, студенты должны понять сущность литературы как феномена культуры и искусства, постичь ее внутренние закономерности… Курс является базовым для изучения комплекса всех литературоведческих… Последовательность освоения литературоведческих понятий и категорий, принятая в пособии, представляется…

ПРОГРАММА

В этом разделе отражено основное содержание курса. Цель программы – определить необходимый объем и последовательность изучения ключевых понятий курса и тем самым оказать студентам помощь в глубоком и всестороннем осмыслении изучаемой дисциплины.

Тема 1. Введение

Теория литературы как наука. Ее отличия от других литературоведческих дисциплин. Основные литературоведческие дисциплины – литературная критика, история литературы, теория литературы. Основополагающая роль теории литературы во всем цикле литературоведческих дисциплин, ее роль в формировании начальных представлений об искусстве слова как феномене культуры, о художественном произведении как идейно-эстетической системе, об основных законах литературного творчества.

Теория литературы – наука о специфике художественной литературы как искусства, изучающая закономерности, ее развития в целом и принципы анализа отдельных произведений в частности.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины (библиография, текстология, историография и др.).

Положение теории литературы в «интегративном поле» гуманитарного знания (связь теории литературы с лингвистикой, философией, культурологией, эстетикой, психологией, герменевтикой, семиотикой, социологией, фольклором и мифологией).

Разделы теории литературы. Понятия общей, частной и исторической поэтики. Общая поэтика как учение о литературном произведении.

 

Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства

Проблема художественности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Литература… Художественный образ в литературе как эстетическое отражение объектов…

Тема 3. Роды литературы

Эпос как род литературы. Объектная и субъектная формы повествования и типы повествователей. Сюжет как ядро эпического повествования. Понятие… Лирика как род литературы. Предмет изображения лирики и образ лирического… Драма как род литературы. Родовая классификация драматических произведений по их функциональному признаку –…

Тема 4. Литературные жанры

Понятие доминирующей авторской установки как жанрообразующего начала. Типология авторских установок (субъективно-модальные, целевые, функциональные,…  

Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте

Учение о пафосе. Виды пафоса: идиллический, героический, трагический, элегический, сатирический, юмористический и иронический. Категория комического…  

Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте

Понятие внешней и внутренней композиции. Категории конфликт, сюжет, фабула и их соотношения. Феномен «бродячих сюжетов». Однолинейные и… Мотивы как наиболее значимые, повторяющиеся или варьирующиеся в произведениях…  

Тема 7. Литературное произведение как художественное целое

Лингво-поэтические уровни воплощения художественного смысла (или образно-художественной выразительности) в литературном произведении:… Субъектно-объектная организация произведения и предметный мир произведения.… Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, соподчиненных данному содержанию. …

Тема 9. Стихосложение

Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).

Размеры классического (силлабо-тонического) стихосложения: двухсложные (ямб, хорей), трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Рифма в классическом стихосложении. Строфа. Виды строфических построений. Понятие верлибра.

 

Тема 10. Закономерности исторического развития литературы

Соотношение понятий метода и направления. Течение и школа как организационно-творческие разновидности литературного направления. Основные… Стиль как наиболее общий принцип конструирования произведений, принадлежащих к…  

Тема 11. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование

Художественная литература как форма межличностного общения. Творческая активность читателя. Различные статусы «читателя» в литературоведении: читатель как адресат, на которого мысленно ориентируется автор; образ читателя, присутствующий в произведении; реальная читательская аудитория в ее культурно-историческом многообразии. Рецептивная эстетика и ее основные понятия.

Понятие литературной классики и факторы, определяющие репутацию литературных произведений как классических. Беллетристика и массовая литература. Элитарная литература «для избранных». Литературные иерархии и репутации и роль литературной критики в их формировании.


СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА

К теме 1. Введение

Литературоведение – система дисциплин, изучающих художественную литературу. Различают основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

К основным литературоведческим дисциплинам относятсялитературная критика, история литературыитеория литературы.Следует сразу же оговориться, что между этими тремя литературоведческими отраслями нет непроходимой границы, скорее, они взаимно дополняют друг друга.

Предмет литературной критики – литература современности, то есть свежие литературные факты, при рассмотрении которых упор делается на опыт их чтения; причем описывается, интерпретируется, оценивается смысл и эффект новых произведений с точки зрения читательского восприятия. Задача критика – привлечь внимание широких читательских масс к той или иной литературной новинке, сформировать определенное общественное мнение, повлиять на интуитивно вкусовое восприятие читателей. Как наиболее оперативный отклик на текущее состояние литературы, литературная критика обнажает те смысловые пласты произведения, которые тесно соотнесены с наиболее актуальными, злободневными проблемами современности.

Предметом истории литературы является «прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса» (Ю. Манн). В задачи историка литературы – входит обозначение основных тенденций поэтапного развития литературы (детерминированного философско-исторической картиной мира данной эпохи, общественно-политическими и социокультурными факторами); систематизация внутренних закономерностей литературного процесса на том или ином этапе (выявление превалирующих направлений, течений и художественных методов, жанровых и стилевых тенденций и т. д.). Важнейшей задачей историка литературы является реконструкция творческого пути писателей, участвующих в литературном процессе своего времени, выявление многомерных связей их с литературной эпохой, с предшествующей традицией и т. п.

Теория литературы – наука о художественной литературе как эстетическом феномене (виде искусства). Она изучает природу и общественную функцию литературы, исследует общие закономерности ее развития в контексте истории и культуры, выявляет системные принципы и приемы организации художественных произведений, разрабатывает методологию литературоведческого анализа.

С теорией литературы нередко отождествляется близкое по смыслу понятие поэтика. Но термин поэтика употребляетсяпреимущественнов более узком значении. Поэтикойназывают раздел науки о литературе, изучающий содержательные художественные формы, то есть систему средств выражения художественного смысла в произведениях словесности.

Принято выделять три разновидности поэтики.

1. Общая поэтика вычленяет и систематизирует ритмико-фонетические, словесно-образные, композиционные элементы текста, с помощью которых формируется эстетическое впечатление от произведения.

2. Частная поэтика выявляет индивидуальную систему всех эстетически значимых средств в творчестве отдельного писателя или в отдельном произведении.

3. Историческая поэтика изучает эволюцию художественных систем или отдельных поэтических приемов, устанавливая генетические, универсально-типологические закономерности диахрониического развития литературы.

 

К вспомогательным литературоведческим дисциплинам относятсябиблиографияитекстология, которые тесно связаны с историей и теорией литературы и составляют их источниковедческую базу.

Библиография –это отрасль научно-практической деятельности, основные задачикоторой – полная и систематизированная информация об изданиях художественной литературы и трудах по литературоведению; каталогизированное описание книг или статей для исследовательских нужд (а также вырабатывание методологии и технологии подобных описаний); составление библиографических указателей, пособий и каталогов (в том числе и компьютерных).

Текстология является научно-практической дисциплиной, занимающейся изучением рукописного наследия и подготовкой изданий литературных текстов. Основные задачи текстологии – изучение истории текста и его источников, датировка, атрибуция и установление канонического (основного) варианта (вариантов) текста, подготовка справочного аппарата и комментирование.

 

Многообразны связитеории литературы с другими гуманитарными дисциплинами.Так, одни из них служат методологической базой литературоведения (философия, эстетика, семиотика, герменевтика); другие близки теории литературы по предмету исследования и задачам (искусствознание, культурология, фольклористика, мифология); третьи – общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология).

Тесная связь теории литературы с лингвистикой (языкознанием) обусловлена, во-первых, общим «материальным составом» предмета исследования («первоэлементом» литературы является язык); во-вторых, близостью семиотической (знаковой) структуры слова и художественного образа; в-третьих, общностью ряда функций (коммуникативной, гносеологической и др.) языка и литературы.

Двуединство литературоведения и лингвистики закреплено в терминологическом понятии филология, объединяющем эти гуманитарные дисциплины.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом исследования литературоведения как науки?

2. Каков предмет и функции литературной критики?

3. Каков предмет и функции истории литературы?

4. Каков предмет и функции теории литературы?

 

К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства

Итак,искусство – это творческо-эстетическая деятельность человека, воссоздающая картину мира (или человеческого сознания) в художественно-образных… В отличие от науки – аналитической модели мира – искусство нацелено на… Трудность выявления сути эстетической функции и искусства как эстетической деятельности связана с тем, что…

Контрольные вопросы и задания

1. Почему художественная литература – один из видов искусства? Каковы ее сфера, предмет, цели и функции?

2. В чем своеобразие материала литературы?

3. Каковы основные принципы художественности применительно к литературе.

 

К теме 3. Роды литературы

Так,Сократ (цитируемый Платоном в «Государстве») считал, что «поэт может напрямую говорить от своего лица (в дифирамбах)», строить произведение в… Аристотель определял роды «поэзии» (то есть литературы) по способу подражания… Гегель в качестве критерия родового разделения литературы выдвинул гносеологические категории «субъективное» и…

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое литературный род?

2. Каковы основные особенности каждого из трех литературных родов.

3. Какие формы повествования вы знаете?

4. Каковы специфические свойства лирики как литературного рода?

5. Какие признаки художественного произведения становятся доминирующими при определении драмы как рода литературы?

6. Какова специфика пространственно-временной организации в лирике, эпосе и драме?

 

К теме 4. Литературные жанры

Поиск единых оснований для жанровой классификации представляется трудной задачей в связи с тем, что классификация жанров проводится по различным… 1. «Генетическая» концепция жанра. А. Веселовский первым попытался определить… 2. Содержательно-типологическая концепция жанра (Г.Н. Поспелов, Л. Чернец и др.) основывается на выдвижении…

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое жанр? Как соотносятся жанр и род?

2. Что такое доминирующая авторская установка применительно к жанру? Какие виды авторских установок вы знаете?

3. Какие жанры эпоса вы знаете? Укажите их основные черты.

4. Каковы характерные жанровые признаки трагедии, комедии, драмы?

5. Каковы характерные жанровые признаки оды, элегии, послания?

 

К теме 5. Литературное произведение в содержательном аспекте

Идея произведения (или главная мысль произведения) – это концептуальное выражение содержательной сути произведения. Содержание произведения воплощается в его тематике, которая представляет собой… Тема произведения – это наиболее существенные компоненты художественного смысла, это все то, что стало предметом…

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносятся понятия содержание и форма?

2. Что входит в понятие идеи произведения?

3. Объясните смысл понятия тема.

4. Что такое пафос произведения? Какие разновидности пафоса вы можете назвать?

5. Какой вид комического лежит в основе сатирического пафоса?

К теме 6. Литературное произведение в формальном аспекте

Художественная форма –это единство средств и приемов, реализованных в художественном материале, выразительно значимая, материализация некой умопостигаемой сущности: общебытийной, природной, психической, духовной.Форму также можно определить как принцип построения, способ создания художественного произведения. Форма – некая явленная, то есть чувственно воспринимаемая знаковая система, эстетический смысл которой зависит от морфологической компоновки элементов.

Композиция –это конструкция или структура литературного произведения. В широком смысле этого слова под композицией следует понимать совокупность приемов, использованных автором для целостной организации своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними. Сущность композиционных приемов сводится к созданию некоторого сложного единства, сложного художественного целого, и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей. Внешняя композиция – это формальное членение произведения в соответствии с его родовой принадлежностью (деление на главы, части, явления, акты, строфы).

Внутренняя композиция – это структура художественного содержания, его системная организация, его выстраивание как некоего архитектонического целого.

Мотивминимальная единица повествовательного языка. Термин мотив часто применяется для обозначения ситуации, которая повторяется в различных литературных произведениях. Однако мотив (в значении «лейтмотив» от немецкого «ведущий мотив») может возникнуть внутри отдельного произведения: это может быть любое повторение, которое способствует целостности произведения, вызывая в памяти предыдущее упоминание данного элемента и все, что с ним было связано.

Из способов композиционного построения выделился отдельно сюжет – совокупность (система) событий, воссоздаваемых в произведении. События разворачиваются во времени, поэтому сюжет тесно связан с категорией художественного времени. Основные функции сюжета: а) воплощение конфликтов б) раскрытие характеров в) отражение закономерностей судьбы, истории и т. п.

Таким образом, сюжет произведения – это повествовательное единство более высокого уровня, чем мотив. Сюжет – это сложная повествовательная структура, состоящая из отдельных единиц-мотивов. Если фабула произведения представляет цепь событий, взятых с точки зрения «реальной» хронологии, то сюжет, напротив, связан с художественной выстроенностью событийного ряда. В содержательном аспекте сюжет – это жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Бродячие сюжеты – понятие сравнительно-исторического литературоведения, архаические сюжеты, возникающие одновременно в разных национальных литературах. Сюжеты бывают «однолинейные», когда сюжет произведения построен на одной сюжетной линии (характерно для рассказов и повестей) и многолинейные, когда сюжет построен на нескольких сюжетных линиях (что свойственно крупным эпическим формам, романам, эпопеям).

Составную часть сюжета художественного произведения (романа, драмы, комедии и т. д.), имеющая относительно самостоятельное значение, называют эпизодом.

С сюжетом тесно связан конфликт.Конфликт – это проблема произведения, взятая в динамическом аспекте, некое противоречие, которое должно разрешиться в художественном тексте. Развертывание конфликта в произведении является основным движителем сюжета.

С категорией формы литературного произведения связано понятие индивидуального стиля, выражающего и воплощающего единство и цельность всех формальных элементов (языка, жанра, композиции, ритма, интонации и т. д.).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что есть форма художественного произведения?

2. Какие элементы художественного текста обладают формальным характером? Охарактеризуйте каждый из них.

3. Как различить понятия сюжет и фабула?

 

К теме 7. Литературное произведение как художественное целое

«Система» текста разбита на уровни. Уровень литературного произведения, на котором реализуются лишь естественные законы языка и речепостроения… Понятие текста немыслимо без понятия контекст. Контекст – это относительно… С категорией текста коррелируют такие понятия как подтекст и интертекст. Подтекстом называют невербализованные,…

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое текст? Чем художественный текст отличается от нехудожественного?

2. Какие уровни текстовой организации обеспечивают художественную целостность произведения?

3. Чем отличаются понятия контекста, подтекста?

4. Каковы основные принципы рассмотрения литературного произведения?

 

К теме 8. Поэтическая стилистика (лексико-семантический аспект)

Тропы – это выразительные средства, связанные со значением слова. При образовании тропов активную роль играет ассоциативное мышление. Тропы реорганизуют семантическое пространство языка и, снимая в нем границы между реальным и возможным, создают основу для постижения глубинной структуры реальности особым, «новым» способом, порождая «парадоксальную семантическую ситуацию».

По способности реорганизовывать семантическое пространство высказывания к тропам близко примыкают стилистические фигурысравнение, эпитет, оксюморон, которые часто вступают во взаимодействие с основными тропеическими преобразованиями. Вместе они образуют так называемые фигуры переосмысления, которые объединяются в определенные группы.

Одним из главных тропов является метафора. Метафора – это перенос значений и свойств по принципу сходства с одного предмета на другой. В отличие от обычного двучленного сравнения в метафоре дан лишь один член – результат сравнения, то, с чем сравнивается. Такой способ выражения знакомых явлений усиливает их художественный эффект, заставляет воспринимать их острее, чем в практической речи. Для писателя, прибегающего к метафорам, большое значение имеют фразеологические связи, в которые автор включает слова. Метафоры поддаются классификации. Существуют метафоры олицетворяющие, когда процессы в природе уподобляются состоянию, действиям и свойствам людей или животных (ср.: «разыгралась непогода», «небо хмурится»). Другой вид – овеществляющие метафоры, когда человеческие свойства уподобляются свойствам материальных явлений (ср.: «родилась мечта», «сгорел от стыда»). Есть метафоры конкретные, когда уподобляются похожие друг на друга части разных предметов (ср.: «крылья мельницы», «шапка горы»), метафоры отвлеченные, обозначающие отвлеченные представления (ср.: «поле общественной деятельности», «зерно рассуждений»). Все эти четыре вида относятся к классу одночленных метафор. Существуют также и двучленные метафоры (ср.: «водил за нос», «стала работать спустя рукава»).

С метафорой связан эпитет, который представляет собой метафорическое сравнение. Эпитет может быть тропом и не тропом, от этих различий не меняется его общая эмоциональная выразительность. В отличие от грамматического понятия определения как члена предложения эпитет – такой вид определения, который подчеркивает ту или иную черту, расширяет или ограничивает объем понятия, обязательно внося и подчеркивая индивидуальное отношение к нему художника.

К метафоре также близко олицетворение (или персонификация) – выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия.

Другим важнейшим видом тропа, составляющим образность, является метонимия. Она, как и метафора, составляет уподобление сторон и явлений жизни. Но в метафоре уподобляются сходные между собой факты. Метонимия же – это слово, которое в сочетании с другими выражает уподобление смежных между собой явлений, то есть находящихся в какой-либо связи друг с другом. Метонимия является таким семантическим преобразованием, которое является дополнительным по отношению к метафоре. А именно, метонимия – это троп, который переносит наименование предмета или класса предметов на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности или вовлеченности в ту же ситуацию на основании временных, пространственных характеристик или причинных связей.

Есть несколько видов метонимии. Например, существует уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию (ср.: «сидеть сложа руки»). Есть метонимия места, то есть уподобление того, что где-либо помещается, с тем, что его вмещает (ср.: «аудитория ведет себя хорошо»). В двух последних случаях присутствует единство метафоры и метонимии. Метонимия принадлежности, то есть уподобление предмета тому, кому он принадлежит (ср.: «читать Паустовского»). Метонимия как уподобление действия его орудию (ср.: «предать огню и мечу»). Может быть, наиболее распространенный вид метонимического тропа – синекдоха, когда вместо части называется целое, а вместо целого – его часть (ср.: «Все флаги в гости будут к нам»). Этот стилистический прием способствует лаконизму и выразительности художественной речи. В применении синекдохи заключается одна из особенностей искусства слова, требующая наличия воображения, с помощью которого явление характеризует читателя и писателя. Строго говоря, синекдоха в широком смысле этого слова лежит в основе всякого художественного воспроизведения действительности, связанного с жестким, строгим отбором, даже в романе.

 

Самым сложным тропеическим средством является символ, который представляет собой многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся и в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом.

Символ можно перепутать с аллегорией. Аллегория – это воплощение явления или умозрительной идеи в наглядном образе. При этом связь между значением и образом устанавливается по сходству.

Другое средство художественной выразительности –оксюморон. Оксюморон– этостилистический прием, основанный на сочетании слов с противоположным значением, в результате чего образуется новое смысловое целое. Оксюморон также является семантическим преобразованием, образный потенциал которого рождается на взаимопроникновении разнонаправленных смысловых элементов. Однако в нем взаимодействуют не различные денотативные пространства, а разнонаправленные, антонимичные семантические признаки, соприкосновение которых на поверхностном уровне происходит преимущественно в атрибутивных (ср. живой труп у Л. Толстого, горячий снег у Ю. Бондарева – конструкция прилагательное + существительное и отрава поцелуя у М. Лермонтова – генитивная конструкция) либо адвербиальных синтаксических конструкциях, в основе которых также лежит принцип согласования противопоставленных признаков (ср. Смотри, ей весело грустить, / Такой нарядно обнаженной у А. Ахматовой), а также нередко и в форме образного сравнения (ср. у Пастернака: Жар наспанной щеки и лоб / В стекло горячее, как лед, / На подзеркальник льет).

Главное средство усиления эмоциональности речи – это стилистические фигуры (фигуры речи), представляющие собой систему исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания

К стилистическим фигурам относятся:

Анафора – стилистическая фигура, основанная на повторении начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).

Эпифора (антистрофа) – стилистическая фигура, повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи.

Гипербола – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

Риторические обращения – своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность.

Антитеза – это стилистическая фигура, основанная на сопоставлении резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Параллелизм –это явление соотнесенности, повторяемости, аналогии между частями конструкции, образующими последовательность. Параллелизм может заключаться в подобии словесных систем, мотивов, композиционных и содержательных элементов частиц. Природно- психологическийпараллелизм – художественный прием народной поэзии, отражающий древнейшую (синкретическую) стадию развития образных форм в литературе.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое троп? Какие виды тропов вы знаете?

2. Чем метафора отличается от символа?

3. Какие художественные приемы выразительности помимо тропов вы знаете?

 

К теме 9. Стихосложение

Размеры классического (силлабо-тонического) стихосложения: двухсложные (ямб, хорей), трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Рифма в классическом стихосложении. Строфа. Виды строфических построений.…  

Контрольные вопросы и задания

1. Чем силлабо-тоническая система стихосложения отличается от тонической?

2. Что такое стихотворный метр и размер?

3. Какие трехсложные стихотворные размеры вы знаете? Приведите примеры.

4. Дайте определение строфы. Какие виды строфической организации вы знаете?

5. Что такое рифма? Назовите виды рифм.

К теме 10. Закономерности исторического развития литературы

Наиболее важные тенденции исторического развития литературы отражают такие взаимосвязанные категории литературного процесса, как художественный… В литературоведении под методомпонимают: «принцип отбора и оценки писателем… Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его…

С понятием художественного метода соотносится понятие литературного направления, которое отражает принципиальную общность художественных явлений на протяжении той или иной фазы литературного развития.

Характерными чертами каждого литературного направления является совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей (общность художественного метода) и их реализация на уровне эстетической прагматики (общность целевых ориентиров искусства) и творческой практики (общность жанрово-стилевых тенденций). В возникновении, борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.

Литературное течение (часто отожествляется с литературной группировкой и школой) обозначает совокупность творческих личностей, принадлежащих к одному направлению, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Таким образом, литературное течение (школа) образуется творческим сообществом (а зачастую и содружеством) писателей, объединенных а) общим миросозерцанием, б) общим стилем эстетического мышления, в) общими принципами поэтики (находящими отражение в стилевых соответствиях). Причем писатель, принадлежащий к тому или иному течению (школе), должен эту принадлежность осознавать, в противном случае следует говорить о типологической близости, влиянии, а не о принадлежности к данному течению. Таким образом, литературное течение – это модификационная разновидность направления. Например, в русском реализме вычленяют «психологическое», «социологическое» и «экспрессивное» течения, в русском модернизме выделяют такие течения как символизм, акмеизм и футуризм.

Для уяснения типологии литературно-исторического развития рассмотрим основные методы и направления,характерные длярусской литературы.

Начиная с XVII–XVIII вв., в литературно-историческом развитии России (равно как и Европы) принято выделять следующие литературные направленияихудожественные методы:

классицизм,

сентиментализм,

романтизм,

реализм

модернизм.

Классицизм – это литературный метод и направление, возникшие в XVII в. в Европе, опиравшиеся на культ разума и подражание античным образцам (образцовыми моделями классицизма принято считать произведения П. Корнеля, Ж. Расина и др.). Жизнь, ее безобразные проявления должны предстать в литературе облагороженными, эстетически прекрасными. Но эстетическое наслаждение для классицистов не самоцель: оно лишь – путь к совершенствованию человеческой натуры.

Русский классицизм, испытавший влияние французского классицизма, возник во 2-й четверти XVIII в., то есть на век позже, чем последний. Он впитал в себя ценности и веяния эпохи Просвещения и отразил решающий сдвиг, происшедший в литературе послепетровского периода. Развиваясь под влиянием французских классицистических и просветительских идей и в связи с русской государственной идеологией, характерной для продолжателей реформ императора Петра I, классицизм служил художественным выражением ее идеалов. Для русских классицистов в отличие от их французских предшественников на первый план выходили задачи решение насущных вопросов русской жизни.

Существенное отличие литературы русского классицизма – «боевой наступательный дух и гражданский пафос» (В.И. Федоров). По представлениям русских просветителей-классицистов, писатель – как носитель общепризнанных мировоззренческих ценностей – должен смело вторгаться в жизнь, чтобы упорядочить ее. Одна из основных задач искусства – воспитание со­граждан. Классицисты в борьбе за просветительские ценности уповали на силу разума, художественного слова и морального примера. Отсюда назидательная направленность их творчества. Искусство для них – прежде всего средство морального воздействия. Другая особенность русского классицизма – его тесная связь с русской национальной культурой и историей.

В соответствии с этими задачами складывается жанровая система, для которой характерна апелляционная форма бытования текстов, обращенных к аудитории. Поэтому опыт западноевропейского классицизма был подвергнут существенной переработке; в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: сатира (Кантемир), басня (А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер), ода (Ломоносов, В.П. Петров, Г.Р. Державин). В тематике трагедий и комедий преобладают национально-исторические и социальные сюжеты (А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин), а в их стиле – лиризм и «рупорность» основных персонажей, прямо высказывающих любимые идеи автора.

Следующим литературным направлением и методом,пришедшим на смену классицизму, является сентиментализмРусский сентиментализм появился в конце XVIII – начале XIX вв. и, наследовав традицию западноевропейского сентиментализма (Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, Т. Грэй и др.), сразу стал противовесом классической теории и художественной практике.

Писатели-сентименталисты (Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев и др.) ставили своей задачей отображение «интимной жизни человеческой души и сердца», поэтому «провозглашали право художника на выражение своей индивидуальности и стремились преодолеть просветительский рационализм с его культом разума, противопоставив ему чувства как основной критерий ценности человеческой личности» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 46).

В творчестве сентименталистов меняется система ценностных ориентаций художника. Философской основой сентиментализма был, как известно, сенсуализм. В противовес классицистическому культу разума, идее государственности на первый план выдви­гается частная жизнь человека, культивируется ценность интим­ных чувств, эмоций отдельной личности. Поэтому в карамзинскую эпоху, как указывает Ю. Тынянов, происходит разрушение «грандиозной лирики». Высокая ода, равно как и эпистола (где автор обезличен и является лишь проводником просвети­тельских идеалов), уходят на периферию литературного процесса.

Небывалую значимость приобретает установка на интимно-доверительный контакт с читателем, в процессе которого раскрыва­ется внутренняя сфера бытия автора.

Если в клас­сицистической практике XVIII века поэзия и проза жизни строго разграничивались, чему соответствовала четкая жанрово-стилевая дифференциация, то начиная с сентиментализма эта грань пошатнулась и стала разрушаться. Наметилась своеобразная экспансия быта в литературу. В связи с этим в жанровой иерархии на первый план выдвигаются эпистолярные жанры: письмо, исповедь, путевые записки, дневники.

Среди крупных эпических форм становятся популярными такие жанры как сентиментальная повесть (в которой на первый план выдвигалось изображение частной жизни отдельного человека) и сентиментальное путешествие (где сквозь призму авторского видения показывалась обыденная жизнь и быт разных народностей).

Романтизмв литературоведческой практике принято определять как «литературное направление и художественный метод, возникновение которого связано, как правило, с эпохой кризиса, когда происходила смена социальных отношений и перемена общественного сознания» (Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 48).

В Европе романтизм возникает после Великой французской революции 1879 г. (основные представители – Гёте, Шиллер, Гофман, Гейне, Байрон, Шелли). В России же появление романтизма связано с общественным подъемом, охватившем страну после Отечественной войны 1812 г. В центре философии и эстетики романтизма находится идея «самодовлеющей личности».

Романтическая картина мира, по справедливому суждению Ю. Манна, предполагала новую систему ценностей, в центре которой стояла человеческая личность в полноте своих проявлений, не скованная жесткими канонами и нормативами, свободно раскрывающая свои качества вне предписанных социально-ролевых установок. «Культ свободной личности в ее душевной отъединенности был, – по словам Г.А. Гуковского, – одной из основ романтизма. <...> Романтизм признал примат частного над общим, индивидуального над общественным или общечеловеческим, конкрет­ного над абстрактным» (Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 43).

Романтизму как методу и направлению свойственны следующие особенности:

1. Принцип двоемирия, заключающийся в противопоставлении идеального мира посюсторонней реальности.

2. Отвержение ценностей окружающего мира, проявляющееся в идее ухода (мотиве бегства) от действительности в поисках идеала.

3. Утверждение приоритета интуитивного познания мира над рассудочным.

4. Субъективация образа романтического героя, предстающего «проекцией» картины сознания авторского «Я» (Ю. Манн). Отсюда внутренняя статичность героя-романтика, не способного к психологическому развитию.

5. Выдвижение свободы как главной ценности в романтической аксиологии. Отсюда «бунтарская», внесоциальная модель поведения романтического героя и как следствие – его трагическое одиночество (ср. героев произведений западно-европейских романтиков Шиллера, Гофмана, Новалиса, Гейне, Байрона, Шелли).

Русский романтизм имеет свои особенности. Наиболее существенные из них выделены Н.И. Якушиным (Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001. С. 50–51):

1. Ориентация русских романтиков на просветительскую философию Руссо.

2. Ослабление (по сравнению с западно-европейским романтическим каноном) индивидуалистического начала.

3. Постановка общечеловеческих и общественно значимых проблем.

Новая философско-эстетическая миромодель русского романтизма и новая концепция личности обусловила выдвижение на первый план двух ведущих жанров – элегии и послания. Однако эти жанры находились в противостоянии друг к другу: элегия – жанр рефлексивный; она строила «внутреннего человека». Являясь, по своей сути, формой интроспекции, она отображала переживание «внутреннего диссонанса» человека с миром или с самим собою (Л.Г. Фризман), в то время как в послании начала XIX века сокровенное переживание мира опосредовано общением, поэтому посла­ние воплощало «коммуникативные интенции романтической личности». Неканонизированная структура послания идеально подходила для воплощения нового чувства личности в ее устремленности к другому личностному «я», поскольку постижение собственного «я» предполагало уважение и интерес к «ты» адресата – как к другой (но столь же самоценной) личности. Эти философско-коммуникативные установки инспирировали ситуацию диалога – в трех его разновидностях: а) дружеского (поэты «пушкинского круга» – Н. Языков, А. Дельвиг, Д. Давыдов); б) общественно-политического (поэты-декабристы – К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер); в) экзистенциально-философского (Е. Баратынский, К. Батюшков, поэты-«любомудры» – В. Одоевский, Д. Веневитинов).

Проблема вычленения различных течений внутри романтизма как литературного направления различными исследователями решается по-разному. Еще М. Горьким было предложено разделение романтизма на активную и пассивную разновидность, которое в настоящее время представляется упрощенным. В классификации У.Р. Фохта выделяются свыше восьми разновидностей романтизма: а) отвлеченно-психологический, б) гедонистический, в) гражданский, г) социальный, д) философский, е) славянофильский, ж) синтетический, з) эпигонский и др. В другой классификации, предложенной Е.А. Майминым, выделяется пять течений романтизма:

а) созерцательный (Жуковский, Батюшков, Козлов, Вяземский);

б) гражданский или революционный (поэты-декабристы);

в) философский (Веневитинов, Баратынский, Тютчев);

г) синтетический (ранний Пушкин, Лермонтов).

 

Реализм – в широком смысле – свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.Если исходить из широкого смыслового значения этого термина, то можно выделить ренессансный реализм, то есть реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, то есть реализм эпохи Просвещения, и другие «метасторические» виды реализма.

Реализм в узком (историческом) смысле определяют как художественный метод и направление, возникшее в начале XIX века и отражающее конкретно-историческое своеобразие действительности и социально детерминированную личность в ее взаимоотношениях с обществом.

Задачей реализма как художественного метода является изображение сущности явлений путем раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла. Другая важнейшая задача реализма состоит в воссоздании обобщенно-типологической картины конкретно-исторического бытия, что предполагает воссоздание типических обстоятельств и характеров в чувственно конкретных и неповторимо индивидуальных формах.


Укажем принципы реализма как метода (по С.М. Петрову):

1) принцип всестороннего изображения человека (принцип универсальности);

2) принцип социального и психологического детерминизма, то есть изображение жизни и деятельности человека в причинной зависимости как от собственного внутреннего мира, так и от окружающей действительности;

3) принцип историзма, предполагающий изображение человека и общества в движении, развитии в соответствии с духом времени, в национально-историческом и эпохальном контексте;

4) принцип объективированного изображения героя и мира (в противовес романтическому слиянию автора с героем);

5) принцип народности, «в основе которого лежит отображение специфических особенностей духа, характера народа, изображение его национально-типических черт» (цит. по: История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М., 2001. С. 129).

В русском реализме У.Р.Фохт вычленяет три основных течения,которые имеют разные фазы развития в различные периоды русской литературы:

1. Психологическое течение (представители – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Толстой, Достоевский). Психологический реализм тяготел к повести и роману. При этом в основе произведения лежала любовная интрига, а система характеров строилась по психологическому, а не по социальному признаку. При этом общественные отношения освещаются через внутренний мир героя. Отсюда представители этой ветви реализма ориентировались на этические, а не на политические идеалы.

2. Социологическое течение. Его появление было связано с «натуральной школой». Представители этого течения (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Успенский; теоретики – Чернышевский, Добролюбов) смещают художественный акцент на анализ социального окружения и общественного положения героя. Отсюда – социальный принцип типизации и тенденциозность художественного изображения действительности. Основные жанры социологического реализма – очерк, хроника, эпическая поэма, публицистический роман.

3. Экспрессивный реализм. Его представители (Горький, Короленко и др.) разрабатывали малые эпические жанры – рассказ, небольшая повесть. Своеобразие этого течения, согласно У.Р. Фохту, заключается в сочетании реалистического и романтического миросозерцания.

 

Модернизм – направление в искусстве и литературе конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующееся:

– разрывом с историческим опытом художественного творчества;

– стремлением утвердить новые начала искусства;

– условностью стиля;

Непрерывным обновлением художественных форм.

Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт. В русском модернизме наиболее значительными стали следующие течения – символизм, акмеизм, футуризм.


Символизм – художественное течение модернизма, характеризующееся:

– дуализмом идеального и материального;

– противопоставлением социального и индивидуального;

Сближением духовно-нравственного с религиозным.

Для символизма важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления, которая в их картине мира и является сущностной, подлинной. В поэтике это сказывается в использовании принципа символизации, предполагающего принципиальную многозначность, иносказательность и семантическую неопределенность словесного выражения. Основные представители – В. Брюсов, Ф. Со­ло­губ, Д. Мережковский. К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.

Акмеизм – художественное течение модернизма, возникшее как противовес символизму (представители – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Го­родецкий, М. Зен­кевич и др.). Для акмеизма характерны:

– ориентация на посюсторонние земные ценности; утверждением аксиологической значимости и самоценности бытия как такового, во всех его формах и проявлениях;

– отождествление онтологических, культурных и психологических феноменов;

Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.

Футуризм – литературное течение модернизма, возникшее в России в середине 1910-х гг. Традиционно футуризм считается авангардистским течением,… Одной из главных черт футуристической эстетики является «синтетизм». Однако… Футуризм был внутренне неоднородным течением, внутри него выделялись разнообразные поэтические «группы» (кубофутуризм,…

Имажинизм– литературное течение, существовавшее в России в 1920-е гг. (участники – С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусиков). В теории имажинисты утверждали примат самоценного образа и формотворчества над смыслом. Однако на практике в трактовке природы образности имажинизм весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой «Ключи Марии», 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность («органическую фигуральность») русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители имажинизма – Шершеневич и Мариенгоф, – напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя ее живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе основным достоинством поэтического искусства утверждались «образ как таковой» и «ритмика образов». Образ же сводился преимущественно к «образности» отдельного слова (подчас в противовес его «понятийности»), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду.

 

Произведения, относящиеся к одному национальному направлению или течению, как правило, характеризуются и единством стиля. Это обусловливает функционирование понятия большого стиля(в противовес индивидуальному авторскому стилю)как совокупности наиболее характерных средств и приемов художественной выразительности, обусловленных принадлежностью произведений к одному направлению, течению. В нормативной (классицистической) поэтике под стилем («штилем») подразумевалась система выразительных средств, применявшихся в литературе соответственно важности описываемого явления. Эта система была разработана и описана М.В. Ломоносовым, который в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» дал развернутое и обоснованное учение о трех штилях – высоком, посредственном (среднем) и низком, каждому из которых соответствовал определенный жанровый комплекс. Однако в постклассическую эпоху стиль становится категорией, отражающей устойчивое единообразие формальных элементов произведений, объединенных принадлежностью к одному направлению, течению, школе.

С категорией стиля связано явление стилизации. Стилизацией называютпоследовательное и целенаправленное воспроизведение существенных черт стиля писателя, литературного течения, разговорного стиля какой-либо общественной или этнографической группы и т. д. Существенные черты стиля, взятого за образец («прототипного»), при стилизации, в основном, сохраняются, но выступают уже как художественное средство. Стилизацию следует отличать от подражания, воспроизводящего внешние черты стиля безотносительно к какой-то определенной художественной задаче, и от пародирования, в котором подчеркнуто резко изменяются, гиперболизируются черты «прототипного» стиля.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое художественный метод?

2. В чем отличие русского классицизма как направления от западно-европейского?

3. Под влиянием каких социально-исторических причин сформировались метод и направление романтизма? Каковы специфические черты русского романтизма?

4. Каковы типологические черты реализма как направления? Какие течения русского реализма вы знаете?

5. Какие течения русского модернизма вы знаете?

6. Как соотносятся понятия художественный метод, литературное направление, течение, литературная школа, литературный стиль?

 

К теме 11. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование

Художественную литературу целесообразно рассматривать как форму межличностного общения. Всякое художественное высказывание характеризуется конститутивно присущей ему адресованностью.

Проблема адресации литературного произведения предстает в качестве одной из важнейших авторских установок, влияющих на жанровое содержание и форму. М.М. Бахтин утверждал, что «всякое литературное слово более или менее остро ощущает своего слушателя, читателя, критика, и отражает в себе его предвосхищаемые возражения, оценки, точки зрения» (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 228). Если же адресат художественного текста не занимает этой уготованной ему позиции, то акт коммуникации может не состояться.

В связи с вышесказанным категория «читателя» в литературоведении рассматривается в трех аспектах: во-первых, исследуется феномен «читателя» как мыслимого адресата, то есть образ читательской аудитории, на которую ориентируется создатель произведения; во-вторых, исследуется образ читателя, присутствующий в произведении; и, в-третьих, рассматривается реальная читательская аудитория в ее культурно-историческом многообразии. Изучением закономерностей читательского восприятия – включая авторские установки на ту или иную аудиторию – занимается рецептивная эстетика. Ее основоположники (Яусс, Изер, Науман и др.) считали, что произведение целесообразно изучать с точки зрения создателя и с точки зрения читателя, поскольку художественный опыт имеет две стороны – продуктивную (закономерности творения творческого процесса, авторской позиции и пр.) и рецептивную (сфера восприятия).


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебным планом курса «Основы теории литературы» предусмотрено проведение трех практических занятий (6 часов), использовать которые необходимо с наибольшей пользой. Главная цель занятий – выработать и закрепить умения и навыки анализа и интерпретации художественных произведений. В связи с этим для практических занятий выбраны комплексные темы, позволяющие овладеть важнейшими аспектами анализа и приемами работы над текстами различных родов и жанров.

 

Тема 1. Анализ эпического произведения.

Вопросы для обсуждения

2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя. 3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы эпоса… 4. Критерии распознавания современных эпических жанров – рассказа, новеллы, повести, романа, романа-эпопеи.

Художественные тексты

И. Крылов «Ворона и лисица».

А. Пушкин «Капитанская дочка», «Сказка о попе и его работнике Балде».

М. Лермонтов «Герой нашего времени».

А. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

М. Шолохов «Судьба человека».

 

Литература

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971.

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

Добин Е. Сюжет и действительность. – Л., 1981

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. – Статьи: жанр, рассказ, новелла, повесть, роман (включая его исторические и современные разновидности), роман-эпопея, сказка, басня, сказ, очерк, эпопея.

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 46–64.

Практикум по жанровому анализу литературного произведения / Под ред. Н.Л. Лейдермана. – Екатеринбург, 2001.

Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319‑340.

 

Тема 2. Анализ драматического произведения

Вопросы для обсуждения

2. Специфика драматического конфликта. 3. Роль и значение сценических монологов и диалогов для выявления характеров… 4. Особенности сюжетного действия, его пространственно-временные характеристики. Внешнее и внутреннее действие в…

Художественные тексты

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Н.В. Гоголь «Ревизор».

В. Шекспир «Гамлет».

Ж.-Б. Мольер «Тартюф».

А.С. Пушкин «Каменный гость».

А.П. Чехов «Вишневый сад».

А.Н. Островский «Гроза».

М. Горький «На дне».

Литература

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999. – С. 83–93.

Владимиров С. Действие в драме. – Л., 1972. – С. 16–29. – Гл.: Эстетический феномен действия.

Есин А.Б. Принципы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 28–213.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. См. определение понятий в соответствующих статьях: род, жанр, драма как род литературы; комедия, трагедия, драма (как жанр), классическая трагедия (столбец 527) классицистическая трагедия (столбец 787), трагикомедия (столбец 1085–1087).

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 70–78.

Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). – М., 1986.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 72–74.

Тема 3. Анализ лирического произведения

Вопросы для обсуждения

2. Лирическое переживание и способы его воплощения. 3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический герой и… 4. Ритмико-мелодическая организация лирического произведения.

Художественные тексты

А. Пушкин «Вольность», «К Чаадаеву», «Элегия», «Полу-милорд, полу-купец…».

В. Маяковский «Ода революции».

С. Есенин «Отговорила роща золотая...».

М. Цветаева «Жалоба» (Из цикла «Федра»), «Имя твое – птица в руке...» (Из цикла «Стихи к Блоку»).

А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Муж хлестал меня узорчатым…», цикл «Песенки», «Надпись на книге».

 

Литература

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч.: В 13 т. – М., 1954. – Т. 5.

Бройтман С.Н. Лирический субъект. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. – М., 1999. – С. 141–153.

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 257–271.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М., 1984.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974. – С. 5–18.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 112–114, 213–221.

Хализев В.Е. Лирика // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999. – С. 113–141.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 47–70.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цель предлагаемых домашних заданий двоякая: во-первых, их выполнение закрепляет теоретический материал, усвоенный на лекциях, во-вторых, в процессе выполнения домашних заданий вырабатываются практические навыки анализа и систематизации литературных текстов. Предлагаемые образцы домашних заданий могут быть использованы и как материал для проведения миниконтрольных (аудиторных) работ – в рамках контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период.

Задание 1. Содержание и форма художественного произведения

1. Определите тему и круг проблем следующих произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого», «Кому на Руси жить хорошо» А.Н. Некрасова, «Двенадцать» А.А. Блока, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Что в содержательном плане объединяет эти произведения?

2. Сформулируйте идею (содержательную концепцию) каждого из названных произведений и обозначьте способы ее художественного воплощения на уровне композиции, сюжета, жанра, системы образов.

 

Литература

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 88–107.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000.

Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 25–34; 34–42; 43–56; 58–72.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 10–22.

Задание 2. Ритмико-звуковая организация стихотворного произведения
(на примере произведений: «Зимний вечер», «Поэту», «Бесы» А. Пушкина)

1. Проанализируйте ритмический рисунок стихотворения:

а) сделайте графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги;

б) подсчитайте число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности;

в) определить тип и способ рифмовки в стихотворении;

2. Проанализируйте звуковую и строфическую организацию стихотворения:

а) выявите особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы);

б) проанализируйте состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы;

в) определите строфику стихотворения, наличие композиционного членения.

3. В заключение установите взаимосвязь между ритмико-мелодической структурой стихотворения и поэтическим миром; определить ее роль в создании образа-переживания и выражении идейно-содержательной концепции стихотворения.

Литература

Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 133–140 – Гл.: Лирика.

Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 1988.

Задание 3. Жанровая специфика литературного произведения

1. Укажите жанровые критерии лирического произведения:

а) дайте определения следующих лирических жанров: оды, гимна, сатиры, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, надписи, эпиграммы и привести примеры (по 1 образцу каждого жанра);

б) определите, чем отличается один лирический жанр от другого и сформулируйте понятие авторской установки;

в) покажите, каким образом можно объединить указанные жанры в системы (парадигмы).

2. Опишите сущность процесса стирания жанровых границ в литературе XIX–XX вв.:

а) укажите, к какой жанрово-тематической разновидности относятся стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина, «Есть речи – значенье...», «Дума» М. Лер­монтова, «Размышления у парадного подъезда» А. Некрасова.

б) объясните разницу между понятием жанр и жанровый канон в литературе.

Литература

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю­кина. – М., 2003. См. соответствующие статьи, касающиеся жанра, оды, гимна, сатиры, инвективы, эпистолы, послания, элегии, идиллии, песни, сонета, песни, эпиграммы и пр.

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 65–70.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.

Задание 4. Межродовые и внеродовые жанровые формы

1. Укажите родовые признаки эпоса и лирики в жанре поэмы (на примере поэм: «Медный Всадник» А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова и «Реквием» А. Ахматовой).

2. Приведите примеры произведений, соединяющих родовые признаки драмы и лирики.

3. Объясните, почему очерк, эссе, фельетон, литература «потока сознания» относятся к внеродовым жанровым формам?

 

Литература

Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. – С. 61–78.

Хализев В.Е. Жанры // Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 319–340.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины. 3. Понятие искусства. Художественная литература среди других видов… 4. Специфика литературы как вида искусства. Понятие художественного образа.

ЛИТЕРАТУРА

Основная (учебники, учебные пособия, хрестоматии, критические источники)

Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. – М., 1978.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч.: В 13 т.– М., 1954. – Т. 5.

Введение в литературоведение / Под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М., 2005.

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1997.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Гёте И.В., Шиллер Ф. Об эпической и драматической поэзии // Гёте И.В. Об искусстве. – М., 1975.

Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. – М., 2000.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.

Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. – СПб., 2001.

История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург, 2002.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // О поэтах и поэзии. – СПб., 2001.

Основы литературоведения: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.П. Меще­рякова.

Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001.

Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2001.

Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. – М., 2006.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 2001.

Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). – М., 2001.

Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М., 1998.

Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). – М., 1986.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999, 2000.

Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2001.

 

Дополнительная

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2000. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – Смоленск, 1997. Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб., 2000.

Содержание

 

 

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи курса. 3

Программа. 5

Справочные материалы к основным темам курса. 9

Практические занятия. 56

Самостоятельная работа. 59

Вопросы для подготовки к экзамену. 61

Литература. 63