рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К теме 4. Литературные жанры

К теме 4. Литературные жанры - раздел Литература, Основы теории литературы Жанр В Литературе Принято Определять Как Исторически Сложивш...

Жанр в литературе принято определять как исторически сложившийся тип произведений, относящихся к одному литературному роду.

Поиск единых оснований для жанровой классификации представляется трудной задачей в связи с тем, что классификация жанров проводится по различным критериям: формальным, содержательным, функциональным и пр. Отсюда и разноречивые толкования феномена литературного жанра. Остановимся на наиболее распространенных жанровых классификациях, бытующих в современном литературоведении.

1. «Генетическая» концепция жанра. А. Веселовский первым попытался определить сущность жанровых процессов, обратившись к истокам зарождения литературы как вида искусства. О. Фрейденберг, В. Пропп, Д. Лихачев, М. Бах­тин продолжили изучение механизма поэтапного образования жанра. Указанные исследователи пришли к выводу, что литературные жанры – это переосмысление внелитературной действительности, ритуальных и бытовых ситуаций. Постепенно непосредственная связь бытовых действий и их литературных воплощений разрывалась, и изначальное содержание приобретало форму, «преображалось» в нее.

2. Содержательно-типологическая концепция жанра (Г.Н. Поспелов, Л. Чернец и др.) основывается на выдвижении проблемно-содержательных (в том числе и тематических) критериев в качестве жанрообразующих. Г.Н. Поспелов рассматривает жанр как сугубо содержательную структуру. Он считает, что «родовые и жанровые свойства произведений – это не свойства их формы, выражающей содержание, это типологические свойства самого их художественного содержания» (Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. С. 206).

3. «Формалистская» концепция жанра. Русские формалисты предложили жанровую классификацию на основе формальных признаков, таких как: объем произведения, тип композиции. Представители «формальной школы» (В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов) и их последователи определяли жанр как устойчивую, повторяющуюся комбинацию тех или иных композиционных единиц и стилевых мотивов. Формальные же параметры («величина конструкции» и «принцип конструкции») выдвигались при этом в качестве жанрообразующих, «нужных для сохранения жанра» (Ю. Тынянов).

Подытоживая теоретические положения ученых, выдвинем ряд принципов, которые так или иначе следует учитывать при анализе жанров.

Во-первых, понятие жанра не ограничивается рамками художественной литературы: любое речевое завершенное «высказывание», как доказали представители «генетической» концепции (О. Фрейденберг, М. Бахтин и др.), относится к тому или иному «первичному» («ритуальному», «речевому») жанру. «Первичные» жанры, функционирующие в жизненном, бытовом или ритуальном обиходе, становятся своего рода прототипическими образцами для жанров художественной литературы.

Во-вторых, при анализе жанровой эволюции следует изначально принимать во внимание понятие нормативной идеи жанра (то есть канона). По убеждению М.М. Бахтина, в жанрах «на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира. Для писателя-ремесленника жанр служит внешним шаблоном, большой же художник пробуждает заложенные в нем смысловые возможности» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 351). Поэтому жанр является представителем «творческой памяти» в процессе литературного развития, поскольку на каждом этапе существования жанра используется опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Чтобы не возникало путаницы, целесообразно ввести, наряду с понятием жанра, понятие жанрового канона – как некоей жанровой константы, принятой на предыдущем этапе литературного процесса и служащей жанровым образцом для последователей. Когда мы определяем жанровую принадлежность произведения, мы тем самым «подключаем» его устойчивые, канонические черты к определенной литературной традиции. Поэтому жанровый канон выступает в роли «стабилизирующего фактора» литературного процесса «знака» литературной традиции.

В-третьих, необходимо помнить, что жанр представляет собой не статическую, а динамическую, эволюционирующую систему. Еще Ю. Тынянов отмечал, что «давать статическое определение жанра, которое покрывало бы все явления жанра, невозможно: жанр смещается. <…> Жанровая функция того или иного приема не есть нечто неподвижное» (Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 256–257).

Художник, создавая произведение искусства, сознательно или бессознательно принимает во внимание жанровый опыт (канон), сформированный в предшествующую литературную и долитературную эпоху; речевые, обрядовые и бытовые аналоги, особенно если дело касается адресованных жанров. Но и этим дело не ограничивается. Ориентируясь на определенные жанровые ожидания, бытующие в сознании современников, писатель одновременно их же и нарушает, в противном случае ему грозит опасность эпигонства. То есть он не только следует «канонам» жанра, которые достаточно общи, но и привносит в жанровую модель индивидуальные черты, что приводит к постоянному обновлению жанровой традиции.

В-четвертых, очевидно, необходим коммуникативный ракурс рассмотрения феномена жанра: с точки зрения создателя литературного произведения и с точки зрения читателя. Читатель обладает предыдущим опытом знакомства с аналогичными произведениями и как бы идентифицирует данный текст с уже известными ему образцами и в соответствии с жанровым каноном, бытующим в его время. Поэтому можно говорить о существовании в читательском сознании так называемого «жанрового ожидания», возникающего в результате ориентации на канон.

Жанровое обозначение, данное в заглавии или подзаголовке, служит определенным ключом для истолкования текста, сигнализатором его метасмысла и эмоциональной тональности (пафоса). Отсюда следует, что природа жанра диалогична, то есть жанровый смысл произведения как бы заново реализуется в процессе эстетической коммуникации.

Для создателя литературного произведения жанр выступает прежде всего в виде некой установки, способа осмысления определенной сферы внешнего или внутреннего бытия и ее художественной организации в «некоторое типическое целое – модель, форму». Для поэта, в частности, это вместе с тем и устойчивый способ вычленения переживаний, которые могут быть типологически обобщены.

Жанр, таким образом, оказывается некоей культурной универсалией, своего рода «категориальной сеткой», в рамках которой происходит осмысление бытия и отражение процессов, происходящих в сознании. При этом каждый жанр, представляя собой формально-содержательную структуру, оказывается четко структурированным. Возникает вопрос: каким образом? Жанровая система имеет достаточно четкую структуру. Это значит, что в центре жанра как динамической системы оказывается базовый компонент, который мы и называем авторской установкой. В сущности, именно она коституируют тот или иной жанр.

Итак, попробуем вычленить базовые авторские установки, влияющие на процесс жанрообразования (в каждом из трех родов):

1. Субъективно-модальные установки, связанные с эмоциональными реакциями и процессами, происходящими в сознании, которые становятся непосредственным предметом художественного отражения и на содержательном уровне коррелируют с категорией пафоса.

Эти установки, вычленяют виды эмоциональных переживаний (грусти – в элегии, гармонического приятия мира – в идиллии, восторга/восхищения – в оде или мадригале, негодования – в инвективе и т. д.); а также установки, выявляющие сами закономерности протекания эмоционально-мыслительных процессов. Так, жанровая дифференциация выделямых в литературоведческой традиции медитативных жанров думы («Дума» М. Лермонтова), размышлений («Размышления у парадного подъезда» А. Некрасова), или так называемой «пейзажной» лирики обусловлена ориентацией на разные стадии протекания эмоционально-мыслительных процессов (восприятия, рассуждения, рефлексии и т. п.). Эти установки характерны, в основном, для лирики.

2. Целевые установкисвязанные с социально значимыми задачами поучения, обличения, восхваления и т. п., ориентированные на утверждение высоких идеалов норм общественного поведения. Эти установки доминируют в таких жанрах, как сатирическая комедия басня, ода, эпистола, сатира, инвектива, объединяющим началом которых является апеллятивность, то есть адресованность к определенной общественной аудитории.

3. Функциональные установки, связанные с прагматическим назначением произведения, его бытованием в действительности, в том числе и в обрядовой и жизненно-бытовой сфере, а поэтому они в большей мере, нежели другие установки, связаны с социальными или ритуальными моделями поведения.

К функциональным установкам относится способ воплощения произведения в определенном материале (например, надпись на надгробном камне), или специфическая форма его воспроизведения, применения, восприятия. Например, песню, как жанр, характеризует специфическое исполнение (пение), сопровождаемое, как правило, аккомпонированием на музыкальных инструментах.

Важнейшей разновидностью функциональных установок является ориентация на определенный тип общения автора с реальным или потенциальным адресатом. «Каждый речевой жанр, – согласно М. Бахтину, – в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 291). Адресация может быть прямой, а может быть и подразумеваемой, скрытой. Яркий пример – пародия, в которой нет прямых апелляций к собеседнику, но есть апелляция к тексту, а через него – и к личности автора. Текст пародии как бы вступает в диалог с пародируемым текстом и одновременно несет в себе оценочную функцию, то есть имеет место акт скрытой коммуникации. Заметим, что функциональная установка в случае драматических жанров является не только жанровой, но и родообразующей.

4. И, наконец, формальные установки, при которых определяющим моментом жанровой дифференциации выступает тот или иной формальный критерий (например, величина произведения, принцип строфической или композиционной конструкции, нередко в сочетании с рифмической организацией и т. п.). Например, различительный признак, который позволяет читателю отличить рассказ от повести или от романа – это малый объем текста. Разумеется, этот формальный признак инспирирован писательским замыслом обратиться к частной жизненной ситуации, одному или нескольким жизненным эпизодам, что предполагает небольшой объем жизненного материала, включенного в произведение. Однако именно малый текстовой объем рассказа определяет специфические функции и удельный вес таких эпически-повествовательных элементов, как деталь, сюжетная организация, система лейтмотивов. Весь этот набор родовых признаков эпоса, функционирующих в малом объеме текста играет совершенно иную (более значимую и знаковую) роль, нежели в повести или романе.

Формальные установки в момент создания произведения всегда обладают жанроворазличительной функцией. Однако со временем жанровое содержание может утрачиваться, в силу чего формальные признаки становятся показателями уже не жанров, но жанровых форм (каковыми являются, например, сонет, канцона, французская баллада, триолет, рондо и др.).

Все эти базовые установки, как правило, сложились достаточно давно, поэтому и жанровые структуры, ими обусловленные, всегда «взывают» к своим генетическим истокам. Сам же механизм жанровой традиции мы теперь можем объяснить возрождением тех или иных (иногда достаточно древних) авторских установок, которые вызывают к жизни соответствующий комплекс средств их формального воплощения.

В художественной практике все эти установки могут присутствовать в тех или иных сочетаниях одновременно. Так, целевые и субъективно-модальные установки в сатирических жанрах, обычно выступают в неразрывном единстве (что связано с природой человеческого сознания, в котором аксиологические установки всегда эмоционально окрашены, а эмоционально-чувственная сфера зачастую имеет ценностный вектор). Однако, жанр произведения определяется какой-то одной – доминантной – установкой, наиболее востребованной на том или ином этапе литературного процесса. При этом другие установки становятся периферийными, вспомогательными. Но при изменении общественно-литературной ситуации меняются и их статус, они становятся доминантными, то есть жанроразличительными. А те, что были главными, напротив, уходят на периферию, теряя жанропорождающий статус.

Так, в переходную эпоху, когда классицистическая парадигма меняется на сентименталистскую и романтическую, меняются и ценностные ориентиры художников. Главным объектом эстетического отображения сентименталистов становится жизнь «чувствительного сердца», а романтиков – внутренний мир души, свобода личностного самоопределения. В силу этого, на первый план выходят, с одной стороны, интроспективные установки (формирующие жанр элегии), а с другой стороны, – адресные установки; причем последние связаны с самораскрытием внутреннего мира отдельной личности в диалоге с миром (или в терминологии М.М. Бахтина, – с «другим»). Поэтому установка на собеседование с адресатом, бывшая ранее периферийной, отныне становится доминантной. Так появляется жанр послания, пришедший на смену «целевому» жанру эпистолы.

Таким образом, смена доминантных авторских установок на периферийные позволяет осуществить механизм жанровой эволюции. Устойчивые сочетания «установочных регистров» и определяют в конечном итоге формально-содержательную модель отдельного произведения, равно как и жанровую типологию каждой эпохи.

Следует особо подчеркнуть, что авторский выбор в каждом случае форми­руются под влиянием запросов времени. Тип мышления автора, его ценностные и эстетические представления вступают в «избиратель­ное сродство» с социокультурным заказом и связанными с ним условиями функционирования художественного текста, что в конечном итоге формирует те или иные установки, определяющие жанр. При изменении общественной или культурной ситуации, особенно характерной для периода «слома» эпох, меняются и доминантные жанровые установки.

Так, модально-целевые установки классицизма обусловливают три основные стратегии речевого воздействия – прославления, порицания, назидания. В соответствии с этим формируются три базовых жанра, сложившихся в традиционалистскую эпоху классицизма – хвалебную оду, сатиру и наставительную эпистолу. Для всех этих жанров характерны апеллятивные установки (невозможно кого-либо хвалить или порицать «безадресно»), но они – в соответствии с прагматико-дидактическими представлениями о роли литературы – выступают как периферийные, вспомогательные.

Расцвет и упадок жанров зависит не только от внутрилитературных процессов, но, главным образом, от социально-общественных и историко-культурных факторов. Так для канона романтического послания со стороны общества оказывается неблагоприятной ситуация социально-политических «заморозков», когда общество предстает неконтактным и «глухим» (эпоха Николаевской реакции), а идеи жизнетворчества в искусстве – бесперспективными. Вот почему жанр романтического (дружеского) послания, достигший высшего расцвета в творчестве Пушкина, в поэзии Лермонтова «увядает» (переходя в ранг «стихотворения на случай»).

Но не только жанр сам по себе образует систему. Жанр в то же время является компонентом в более общей структуре – в системе жанров определенной эпохи.

Жанры составляют определенную систему в силу того, что порождены общей совокупностью причин, а также потому, что они вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновремен­но конкурируют друг с другом.

 

Основные эпические жанры:

Эпопея (эпическая поэма) –обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Эпической поэмой, эпопеей, песнью принято называть преобладающую разновидность народного эпоса, возникшего на ранних долитературных стадиях словесности (см., например, «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»). Эпопея изображала наиболее существенные (по Гегелю – «субстанциональные») события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племен и народов. Древние и средневековые эпопеи по форме представляли собой большие стихотворные произведения, которые возникали посредством либо объединения сравнительно коротких мифолого-эпических сказаний, либо развертывания (разрастания) центрального события (ср., например, «Иллиаду» и «Одиссею» Гомера).

Сказка– один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. От других видов устной прозы или произведений, в которых значительную роль играет вымысел, сказка. отличается тем, что сказочник подает ее, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Литературная сказка – это уже не продукт народного творчества, но произведение конкретного автора, использующего в своем повествовании образные и мотивные архетипы народной сказки («Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина) или создающего новую модель, основанную на тех или иных сказочных приемах-функциях (по В.Я. Проппу). Ср., например, прием «чудесного превращения» в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Роман – эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее внешних и внутренних столкновениях со средой, на становлении ее самосознания и характера. Роман – эпос нового времени. В отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, роман исторически возникает и развивается тогда, когда начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития ее самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Жизнь личности и жизнь общества предстают в романе как относительно самостоятельные, но, как правило, противостоящие начала. Типичная романная ситуация – столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых разновидностях (плутовской, социально-бытовой, исторический, приключенческий роман и т. д.).

Расцвет романа, а именно его социально-психологической разновидности происходит в эпоху реализма. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие писатели-реалисты прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определенных национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран – их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы («Евгений Онегин» Пушкина, «Отец Горио» Бальзака, «Тяжелые времена» Диккенса). Такие романы нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объему («Утраченные иллюзии» Бальзака, «Холодный дом» Диккенса, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы («Человеческая комедия» Бальзака).

Роман-эпопея– повествовательный жанр, соединяющий жанровые установкиэпопеис ее интересом к становлению общества – к событиям и положительным героям национально-исторического значения, и жанровые установки романа, нацеленные на воплощение становления характера отдельной личности в ее собственной жизни и в ее внутренних противоречиях и внешних столкновениях с миром (ср.: «Война и мир» Л.Н. Толтого, «Тихий Дон» М.А. Шоло­хова).

Повесть – средний по объему повествовательный жанр, занимающий срединное положение между романом и рассказом. От романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов и пр., а от рассказа отличается большей сложностью. В историко-литературной традиции термин повесть, в основном, применяется к произведениям русской литературы. Первоначально, в истории древней русской литературы, этот термин применяли для обозначения прозаических произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи («Повесть о разорении Рязани Батыем»). Но в XVIII в., когда появился термин роман, повестью стали называть эпическое произведение меньшего объема. В.Г. Белинский дает этому различию общее определение: он называет повесть «распавшимся на части... романом, «главой, вырванной из романа». Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление: рассказ – малая форма эпической прозы, повесть – ее средняя форма, роман – большая. Оно преобладает и доныне.

Рассказ – небольшое по объему эпическое (как правило, прозаическое) произведение, изображающее какой-нибудь эпизод или серию эпизодов из жизни одного героя (или нескольких героев). Рассказ как литературный жанр возник на рубеже XVIII–XIX вв., в отличие от новеллы в нем на первый план выдвинут не сюжет, а сама словесная фактура повествования, что подразумевает наличие развернутых характеристик, нередко преломленных через восприятие повествователя-рассказчика, повышение удельного веса деталей в художественном пространстве произведения, наличие лейтмотивов и т. п.

Новелла – малый повествовательный жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. В основе новеллы лежит необычный случай, неожиданное событие или «неслыханное происшествие» (Гёте). «Культивируя» случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета – центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа, новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности и обращенное прежде всего к деятельной стороне человеческого бытия (С. Сиеротвенский). Новеллистический сюжет, построенный на ситуативных антитезах и резких переходах между ними, завершается как правило неожиданной развязкой.

Очерк – малый повествовательный жанр, близкий по объему и формально-содержательной структуре к рассказу. Однако специфический жанровый признак очерка – документальность. В центре внимания писателя-очеркиста – вопросы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в конкретных личностях и ситуациях), то есть проблемы «нравоописательные» (Г.Н. Поспелов). Расцвет очеркового творчества в истории национальной литературы возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом общественных отношений или с возникновением нового уклада жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Основные лирические жанры:

Ода –жанр лирической поэзии, основанной на целевой установке прославления, восхваления общественно значимых личностей и событий. Пишется, как правило, по определенному торжественному поводу (победы в войне, восшествия на престол правителя и т. п.), отсюда риторико-патетический характер ее стилевого воплощения. Ода, в отличие от мадригала (комплиментарного стихотворения, обращенного к частному лицу), своей задачей ставит не просто прославление сильных мира сего, но утверждение неких общественных ценностей, воплощением которых служит воспеваемый объект. Автор осмысляет его как некий общественный идеал, который является гарантом справедливого мироустройства, разумных социальных законов, поступательного движения истории. Отсюда элемент назидательности в картине лирического переживания. Поэтому ода – не столько комплиментарна, сколько дидактична. Не случайно ода пережила расцвет в эпоху классицизма (наиболее яркие образцы жанра – «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» М.В. Ломоносова; «Фелица» Г.Р. Державина). В том случае, когда одический объект – метафизические начала (или абстрактные понятия), ода обретает внесоциальный, философский характер (ода «Бог», «На смерть князя Мещерского» Г.Р. Державина).

Целевой установкой на восхваление близок оде и гимн, однако гимн обращен не к конкретному лицу, а к некой персонификацированной надличностной силе (богу, провидению, государству). Гимн отличается от оды еще и функциональной установкой, а именно – установкой на пение. Различают следующие разновидности гимна – государственные, революционные, военные, религиозные.

Послание – это стихотворное произведение, рассчитанное на вполне определенного реального адресата (единичного или собиратель­ного), обозначенного в самом тексте стихотворения, имеющее в качестве установки «собеседование» с адресатом на ту или иную актуальную для автора тему (предметом разговора могут быть взаимоотношения корреспондентов, их жизненные и творческие взгляды, философские, эстетические, общественно-политические проблемы).

Адресат послания может быть задан прямо (эксплицитно) – в названии, в именном обращении, а также косвенно (имплицитно). Во втором случае указание на него содержится в самой художественной структуре произведения и выявляется через обращения, вопросы, призывы, просьбы и пр., равно как и через предполагаемое знакомство адресата с неповторимо-своеобразной; ситуацией, рисуемой в стихотворении.

Соотнесенность корреспондентов создает ту диалогичность, которая вносит в сферу лирического переживания некое объекти­вирующее начало – указание на другое лицо и связанные с ним возможные факторы быта, литературной практики, общественной позиции, мироощущения. При любой степени поэтической услов­ности (прежде всего условности ролей, приписываемых в худо­жественной системе произведения автору и адресату), данный жанр открывает прямой выход в сферу злободневно-жизненных (а подчас и сиюминутных) интересов, являя возведенный до уров­ня искусства эпистолярный контакт одного реального лица с другим по существенным для обоих вопросам.

Послание как жанр определяется именно установкой на диалог с адресатом. В этом его типология и отличие от других родственных жанров, которые также допускают конкретную адресацию, но имеют превалирующее собственное целевое назначение, характеризующее их как жанр. Расцвет жанра послания наблюдается в эпоху романтизма (ср.: «К партизану-поэту» П. Вяземского; «Из письма к Гнедичу», «Языкову», «К Чаадаеву» А. Пушкина).

Элегия (от греч. elegeia – жалобная песня)– жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания. В новоевропейской и русской поэзии основана на интроспективных установках, определяющих комплекс таких устойчивых черт, как интимность, мотивы разочарования, несчастной любви, одиночества, смерти, бренности земного бытия. Классический жанр сентиментализма и романтизма (ср.: «Элегия» А.С. Пушкина).

Идиллия (от греч. eidýllion) – в античной литературе жанр пасторальной (пастушеской) поэзии, для которого был характерен интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно и подчеркнуто внесоциально. В литературе сентиментализма и романтизма небольшое стихотворение, рисующее мирную жизнь в единении с природой, при этом основное внимание уделено внутреннему состоянию автора или героя.

Эпиграмма– сатирическое или философско-медитативное стихотворение «на случай», отличительные черты которого определены его генезисом (изначальное значение эпиграммы – надпись на чем-либо), что обусловливает лапидарность изложения, афористичность и контекстуальную обусловленность картины переживания эпиграмматическим объектом (ср. эпиграмму А.С. Пушки­на на графа Воронцова: «Полу-милорд, полу-купец...» или эпиграмму Ахматовой «Могла ли Биче словно Дант творить…»).

Генетически близка к жанру эпиграммы надпись (ср.: «Надпись на книге» А. Ах­ма­товой; «К портрету А.А. Блока», «К портрету Достоевского» Ин. Ан­нен­ского) и эпитафия (надгробная надпись). Ср.: «Стихи памяти А. Белого».

Песня – первоначально фольклорный жанр, который в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения, обусловленной авторской установкой на исполнение под музыку.

Сонет – небольшое (14-строчное) лирическое стихотворение, состоящее из двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трехстиший (терцетов) на три рифмы. Сонет с указанной строфической организацией принято называть «итальянским» сонетом (в нем наиболее обычны 2 типа расположения рифм: катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cde). Получил также распространение «шекспировский» сонет, состоящий из трех катренов и заключительного двустишия (abab cdcd efef gg). Четкое внутреннее членение сонета позволяет подчеркнуть диалектическое развитие темы: уже ранние теоретики предусматривали «правила» не только для формы, но и для содержания сонета (паузы, точки на границах строф; ни одно значащее слово не повторяется; последнее слово – смысловой ключ всего стихотворения и пр.); в новое время развертывание темы по 4 строфам сонета не раз осмыслялось как последовательность «тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез», «завязка – развитие – кульминация – развязка» и т. п.

Баллада – лироэпическое произведение, сюжет которого заимствован из народных или исторических преданий. В средневековой Англии баллада – народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл баллад о Робине Гуде). Баллада, близкая английской и шотландской народной балладе, стала любимым жанром поэзии сентиментализма и особенно романтизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк – в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне – в Германии). В русскую литературу введена В. Жуковским («Людмила», переделанная из «Леноры» Бюргера, «Светлана»). Баллады писали А.С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М.Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А.К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н.С. Тихонов, Э.Г. Багрицкий – авторы баллад с героической тематикой.

Тот же термин в эпоху Средневековья и Возрождения использовался и для обозначения сугубо лирического жанра, формальным признаком которого было специфическое оформление финала в виде так называемой «посылки», обращенной к условному или реальному адресату и наличие рефрена (повторяющейся последней строки каждой строфы и «посылки»). (ср. «Балладу о дамах былых времен» Ф. Вийона).

Поэма – это произведение в стихах («Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского), которое занимает промежуточное положение между эпосом и лирикой. В лиро-эпической поэме событийный сюжет, нередко разворачивающийся в странствиях, выступает как результат авторского переживания, тогда как в «Мертвых душах» прозаические жизненные ситуации и сатирические портреты небокоптителей на первом плане.

 

Основные драматические жанры:

Трагедия – жанр драмы, проникнутый пафосом трагического (см. определение трагического пафоса в следующем разделе). Основу трагедии составляют острые общественно-исторические конфликты, столкновения человека с роком, судьбой, историей и т. п., выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно затрагивает коренные проблемы человеческого бытия и разрешается гибелью главного героя (ср.: «Ипполит» Еврипида, «Гамлет», «Макбет» В. Шекспира; «Борис Годунов» А. Пушкина).

Комедияжанр драмы, исполненный комического пафоса (см. определение комического пафоса в следующем разделе). Долгое время под К. подразумевалось произведение, полярное трагедии, с обязательным счастливым концом. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), комедия определялась как «низший» жанр. Предмет изображения комедии – «недолжное», противоречащее общественному идеалу или норме. Обличение социальных и человеческих пороков – цель комедии. Прежде всего комедиограф облекает «недолжное» в смешные формы: герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению (авторскому идеалу), благодаря чему изображаются в сниженном, нелепо-карикатурном виде, воссоздаваемом с помощью сатирических приемов (видов комического), таких как ирония, сарказм, пародия, гипербола, гротеск, фарс и т. п. Духовная несостоятельность, «порочность» ставят комического героя ниже окружающей действительности, погружая его в «призрачную жизнь» (Гегель); ее-то, как «антиидеал», как противоположность истинным общественным и человеческим ценностям, и разоблачает смех, выполняя тем самым свою «идеальную», оздоровительную миссию.

По принципу организации комического действия различают комедию положений, основанную на хитроумной, запутанной интриге («Много шума из ничего» В. Шекспира); комедию характеров или нравов, основанную на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств или общественных пороков («Тартюф» Ж.-Б. Мольера; «Горе от ума» А.С. Грибоедова); комедию идей, высмеивающую устаревшие или банальные идеи («Пигмалион» Б. Шоу). Жанровые модификации комедии основано на различиях характера комического, в зависимости от которого различают сатирические, юмористические комедии и трагикомедии.

Драма – один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения. В ней воспроизводится частная жизнь человека (в социальном, психологическом, семейно-бытовом и др. аспектах) в остроконфликтных, но в отличие от трагедий не безысходных отношениях с обществом или с собой (ср.: «Гроза» Н.А. Осторвского; «На дне» М. Горького).

Одной из распространенных разновидностей драмы является мелодрама, которую можно определить как пьесу с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью (ср.: «Без вины виноватые» Н.А. Островского).

Симбиозным жанром является лирическая драма, занимающая промежуточное положение между двумя родами – лирикой и драмой (ср.: «Незнакомка» А. Блока; «Федра» М. Цветаевой).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы теории литературы

Сборник учебно методических.. материалов по курсу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К теме 4. Литературные жанры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
УТВЕРЖДЕНО кафедрой истории журналистики и литературы     Составитель – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом,

Цели и задачи курса
Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первич

Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусс

Тема 3. Роды литературы
Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре про

Тема 4. Литературные жанры
Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генет

Тема 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения и его категории. Замысел и его воплощение. Единство объективно-исторического отражения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (иде

Тема 6. Литературное произведение в формальном аспекте
Соотношение формы, содержания и материала произведения. Художественная форма как совокупность способов, приемов и средств воплощения художественного содержания на разных «уровнях» произведения. Кон

Тема 7. Литературное произведение как художественное целое
Понятие текста. Художественный текст как система. Текст и контекст. Заголовочно-финальный комплекс как показатель завершенности произведения. Понятия текста и контекста; текста и подтекста; текста

Тема 10. Закономерности исторического развития литературы
Категории художественного метода, литературного направления, течения и стиля. Художественный метод как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Соотношение понятий метод

К теме 2. Специфика художественной литературы как вида искусства
Литература – это прежде всего вид художественного творчества, один из видов искусства. Стало быть, определение сущности художественной литературы следует начать с выявления сути понятия искусства,

К теме 3. Роды литературы
Художественные произведения принято объединять в 3 группы – именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма,выделяемые еще античными философами.

К теме 5. Литературное произведение в содержательном аспекте
Содержание художественного произведения – это совокупность значений, выражающаяся в целостной системе смыслов произведения. Следует заметить, что понятия смысл и содержан

К теме 7. Литературное произведение как художественное целое
Текст – это словесное речевое произведение, представляющее собой сложное сферхразовое единство, в котором все речевые единицы строго организованы. Художественный текст представляет

К теме 9. Стихосложение
Ритм художественной речи. Разделение литературы на поэзию и прозу. Понятие ритма в поэзии. Системы стихосложений (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая). Размеры класс

К теме 10. Закономерности исторического развития литературы
Рассмотрение закономерностей литературного процесса включает в себя исследование генезиса (происхождения) и последующего развития литературы. Закономерности диахронического (исторического) развития

Наличие этической доминанты в осмыслении истории, культуры и искусства.
Суть акмеистической поэтики – в воплощении объективно существующего, но скрытого от поверхностного взгляда родства явлений. Семантические сближения и образные ассоциации базируются на выявлении общ

Вопросы для обсуждения
1. Эпос как род литературы. Предмет и содержание эпоса. 2. Разнообразие повествовательных форм. Образ повествователя. 3. Жанровая дифференциация эпоса. Исторические жанровые формы

Вопросы для обсуждения
1. Характерные особенности драмы как литературного рода. Предмет и способы драматического освоения мира. 2. Специфика драматического конфликта. 3. Роль и значение сценических моно

Вопросы для обсуждения
1. Лирика как род литературы. Предмет и содержание лирики. 2. Лирическое переживание и способы его воплощения. 3. Лирический субъект. Образ лирического героя. Автор, лирический ге

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Теория литературы как наука. Теория литературы в системе гуманитарных дисциплин. 2. Теория литературы и другие литературоведческие дисциплины. 3. Понятие искусства. Художествен

Дополнительная
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. – М., 1986. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман. – СПб., 2

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги