рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы

Работа сделанна в 1998 году

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы - Курсовая Работа, раздел Искусство, - 1998 год - Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива Некоторые Методы И Приёмы Музыкально-Педагогической Работы. Существуют Различ...

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы. Существуют различные педагогические приемы и методы обучения музыкальной грамоте и пению по нотам. В нашей стране широкую известность получила венгерская система относительного сольмизирования, основоположником которой является известный композитор и педагог З.Кодай; болгарская система — "столбица", созданная еще в 20-е годы Б.Тричковым; чешская (пальцевая) система профессора Ф.Лысека; немецкая школа К.Орфа, создавшего систему всеобщего детского музыкального воспитания.

Немало различных пособий по методике обучения пению по нотам и нотной грамоте создано и в нашей стране. Однако, перечисленные системы и методы обучения главным образом рассчитаны на детское музыкальное воспитание и плохо отвечают требованиям в работе со взрослыми коллективами. В большинстве случаев рекомендуется незамысловатая, но достаточно эффективная система овладения навыками пения по нотам, заключающаяся в том, что каждое разучиваемое с хором произведение на каждой репетиции нужно петь по нотным партиям (а лучше — по партитурам) с самого начала создания самодеятельного хорового коллектива.

Участникам хора раздаются на каждой репетиции нотные партии или партитуры (желательно отпечатанные) изучаемых хоровых произведений (нельзя начинать работать с хором по плохо написанным нотным партиям). Первое время певцам, не знающим нотной грамоты, хоровые партии (или партитуры) помогают следить за линеарным движением мелодической линии, быстрее осваивать литературный текст.

Реальное освоение музыкального материала на начальном этапе происходит только с голоса хормейстера или с помощью музыкального инструмента. В дальнейшем по мере приобретения артистами хора музыкально-слухового опыта и овладения начальными певческими навыками можно отказаться от дублирования хоровых партий на музыкальном инструменте. Однако полностью отказываться от подыгрывания на инструменте в процессе разучивания особенно сложных элементов хоровых сочинений не следует. "Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора Помимо разучивания хорового репертуара по нотным партиям необходимо отводить специальное время для изучения базовых музыкальных дисциплин.

Традиционно проблематика музыкальной педагогики в самодеятельных хоровых коллективах нацелена на формирование "фундамента музыкальности" у артистов хора, включающего: музыкальный слух; чувство ритма; нотную грамоту; ориентацию в музыке (первичная эрудиция); вокально-хоровое исполнительство и хоровой вокал (индивидуальная постановка голоса при коллективной форме обучения). Занятия по базовым дисциплинам (элементарной теории музыки, сольфеджио, хоровому вокалу и т.д.) можно проводить после распевания хора, отводя для этого 10-15 минут репетиционного времени.

Участники хора должны усвоить, что нотная запись фиксирует высоту и длительность звука. Их следует познакомить с основами метроритма, понятиями лада, тональности, интервалами и др. Теоретические сведения необходимо систематически подкреплять пением, чтобы как можно скорее накопить минимальный запас слуховых ощущений, соотношений звуков по высоте и ритму.

Для обучения нотной грамоте вновь приходящих в хоровой коллектив следует использовать знания и опыт старших участников хора (в педагогической терминологии —наставничество). Эту работу нужно проводить корректно и последовательно. Музыкально-педагогическая работа должна проводиться в хоровом коллективе систематически на протяжении всей его творческой деятельности.

Очень важно, чтобы она не носила наукообразный характер, а преследовала чисто практические цели, особенно на начальном этапе. Каждый участник и коллектив в целом должны реально ощущать от такой работы практическую пользу. В процессе освоения хором сложных по фактуре хоровых сочинений следует углублять музыкально-теоретические знания его участников, знакомя их с основами гармонии и полифонии. Исполнение произведений, изложенных в различных музыкальных структурах, требует от участников хора знаний из области музыкальной формы.

Исполняя произведения различных эпох и народов, артисты хора должны иметь представление о стилистических особенностях и жанрах музыки и т.д. Следует подчеркнуть, что самым важным навыком для артиста хора является умение чисто петь по нотам (сольфеджио) и со словами. Совершенствовать этот навык необходимо постоянно в процессе работы над хоровым репертуаром и специальными упражнениями. Большую практическую пользу в развитии гармонического, ладофункционального слуха и мышления участников самодеятельного хора приносят специальные упражнения с элементами хорового (гармонического) сольфеджио.

Различные несложные упражнения по хоровому сольфеджио для постепенного развития у участников гармонического и ладофункционального слуха и мышления могут (при необходимости) составить для своих коллективов сами руководители самодеятельных хоров. Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) должны проходить по классической методике пения, с академическими стандартами: диапазон, сила, тембр, неутомляемость.

Постановка голоса требует определенного времени, что позволяет одновременно осваивать предметы музыкально- теоретического цикла на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования "фундамента музыкальности" артистов хора КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов.

Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора Каждое концертное выступление хора должно быть тщательно подготовлено.

Плохо подготовленное выступление хора, малое количество слушателей в концертном зале порождает разочарование участников хора, неудовлетворенность деятельностью хорового коллектива. Неудачное выступление хора приносит глубокие переживания его участникам, а иногда приводит и к распаду коллектива. Концертно-исполнительская деятельность хора является одним из активных средств музыкально-эстетического воспитания широкой слушательской аудитории, поэтому очень важно, чтобы во время концерта хора концертный зал не пустовал.

Для этого следует проводить большую организационную работу. Распространение билетов, организация рекламы концертных выступлений - важнейшая часть работы совета хора. Этому должен уделять большое внимание и руководитель хора.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива

Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом,… В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения.

Материально-техническая база и основные фонды
Материально-техническая база и основные фонды. Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты, необходи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА. Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически

Руководитель хора как генератор традиций
Руководитель хора как генератор традиций. Важнейшим организационно-педагогическим вопросом в работе хорового коллектива является создание традиций. Без интересных, разнообразных, крепких тра

Организация занятий и методы разучивания репертуара
Организация занятий и методы разучивания репертуара. Самодеятельный хор должен заниматься регулярно в течение 10-11 месяцев в году. Основной вид занятий хора — репетиция. В неделю проводится

Педагогическое значение хорового распевания
Педагогическое значение хорового распевания. Репетиция, как правило, начинается с распевания —обязательной формы работы самодеятельного хора. В профессиональных хорах распевание может не проводитьс

Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности. Основное репетиционное время отводится работе над репертуаром. Репетиции условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и

Психолого-педагогические особенности расположения хора
Психолого-педагогические особенности расположения хора. Успешная творческая деятельность хора во многом зависит от правильного расположения его участников на репетициях и концертной эстраде. В само

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ. Под музыкально-педагогической работой в самодеятельном хоре подразумевается: занятия по постановке голоса (хоровой вокал) обучени

Виды и особенности концертных выступлений
Виды и особенности концертных выступлений. Виды концертных выступлений хорового коллектива могут быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным в

Использованная литература и источники
Использованная литература и источники. Б.В. Баранов, " Курс хороведения", М ПОП Музфонда, 1991 2.П.Г. Чесноков, "Хор и управление им", М Музгиз, 1961 3.Э.М. Суханова, "Педагогика как наука и искусс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги