Реферат Курсовая Конспект
МИНИ-СЕМИНАР - раздел Искусство, 10 способов освободить ваш творческий гений ...
|
вам. план. творческого ч/Иения
Разработайте персональный план творческого чтения. Несколько дней в неделю попробуйте читать понемногу в короткие промежутки времени. Вооружитесь большим запасом разнообразной печатной продукции, в том числе и следующей:
• Книгами, которые вы уже очень давно собираетесь прочесть.
• Журналами из той кипы, до которых вы так еще и не добрались.
• Книгами и журналами, взятыми в библиотеке или приобретенными в местном газетном киоске.
• Аудиозаписями книг, купленными или взятыми напрокат.
• Печатной продукцией, полученной по почте (каталогами, брошюрами и т. п.)
Воспользуйтесь этим периодом для того, чтобы сжиться с идеей чтения краткими урывками, не заканчивая читать то, что вы начали. При этом не забывайте при каждой возможности опробовать методику постановки вопросов перед чтением и
обдумывания прочитанного. Как только вы поймете, что вам подходит созданный вами план творческого чтения, составьте его еще на несколько месяцев, как это и оговорено в вашем договоре с самим собой.
Наличие плана творческого чтения вовсе не означает, что вы должны прекратить читать романы, книги по специальности или произведения других литературных жанров от начала до конца. Такое углубленное чтение также служит жизненно важной для вас цели усиления творческого Я.Д.Р.О. Чтобы оценить или понять некоторые книги, необходимо полностью в них погрузиться. И кроме того, ваши личные устремления — к примеру, желание повысить свой профессиональный уровень — могут потребовать от вас интенсивного чтения определенных книг от начала до конца.
При углубленном чтении, чтобы узнать как можно больше по интересующей вас теме, также необходимо использовать не только традиционные источники. К примеру, если вы интересуетесь историей Америки в период войны за независимость, вы можете узнать об этом не только из исторических описаний, но и читая исторические романы, биографии участников событий, архивные записи, оригиналы документов и газет того периода, дневники свидетелей событий, детские книги, а также знакомясь с другими источниками, которые дадут вам дополнительную информацию, углубят и расширят понимание вами темы.
/^сисой ctfUub ч^Иения пос/хос/шп вам?
Чтобы извлечь максимум из прочитанного, важно переходить от одного стиля чтения к другому, а не придерживаться только одного из них. Ключевым моментом
здесь является осознание четкой цели чтения, которая может быть определена ответами на три следующих вопроса:
1. Вы находитесь в поисках источника вдохновения или же «зародышей» идей? Если это так, то вашим запросам может подойти творческое чтение урывками из разнообразных источников. При творческом чтении вы нередко интуитивно наталкиваетесь на идеи, а читая более внимательно, вы осознанно связываете идеи, о которых вы читаете, с насущными проблемами вашего творчества.
2. Вы ищете более глубокую информацию, рассмотренную с разных точек зрения, или точный анализ по какому-либо вопросу? В этом случае, по-видимому, вам больше подойдет углубленное чтение. Как только вы выделите для себя какую-либо тему, по которой вам необходимо узнать как можно больше фактов, углубленное чтение окажется очень полезным. Конечно же, вы не можете досконально освоить предмет, пока не прочтете все, что о нем написано — начиная от наипростейшего вводного материала и кончая подробными многотомными описаниями, составленными специалистами в данной области.
3. А может быть, вы ищете в чтении просто развлечение или отдых? Тогда для этой цели подойдет любой из методов чтения. Творческое чтение повышает ваш интеллект, так как вы расширяете свой кругозор и знания. Этот метод чтения также освобождает вас от ощущения вины, которое может возникнуть из-за того, что, не закончив начатую книгу, вы стали читать что-то еще.
С другой стороны, углубленное чтение — это одно из самых увлекательных занятий на свете. Люди, полностью погруженные в захвативший их роман, с удивлением обнаруживают, что их собственные заботы отходят на задний план, они вырываются из рутины повседневного
мира. Они достигают расслабленного состояния, столь необходимого для занятием творчеством. Хорошо написанная, побуждающая к размышлениям книга, даже не относящаяся к художественной литературе, может по-настоящему увлечь вас, может многое разъяснить и пролить свет на вашу творческую работу.
___ МИНИ-СЕМИНАР
ваш сШиль ч/Яения
Проанализируйте последние шесть месяцев. Какой стиль чтения вы использовали чаще: творческий или углубленный? К чему вы больше тяготеете: читать понемногу небольшими урывками или же вы в основном читаете книги полностью — от начала до конца? Кстати, как вы думаете, улучшится ли ваша творческая работа, если вы измените стиль чтения?
Как, по-вашему, эффективнее использовать чтение для того, чтобы повысить свой творческий потенциал? Определите для себя, какой именно из ваших творческих интересов вы постараетесь развить в течение нескольких месяцев с помощью чтения. Вообразите себе, какими будут ваша книжная полка и привычка к чтению через год. Ну и как, по плечу ли вам воплотить все это в реальность?
/бшлсные магазины:
nafticu enficfbtxa алл tfMa
Посещение книжных магазинов — вот что эффективнее всего может подтолкнуть к творчеству. В природе найдется не много мест, где у вас будет такое сверхсти-мулирующее окружение, как в книжном магазине. О этот чарующий соблазн — взять в руки книгу и полистать! Но если вы вдруг увидите надпись: «Читать не купленные вами книги и журналы запрещается» — покиньте этот магазин, это не то, что вам нужно.
Многие люди приходят в книжный магазин с определенной, часто узконаправленной и специфической задачей, связанной с их специальностью. Однако вы можете получить большую пользу, отправившись в так называемый «творческий круиз» по многочисленным, малознакомым вам отделам. Задержитесь в тех секциях, куда вы еще не заглядывали. Чтобы продемонстрировать эффективность такой методики, я однажды организовал настоящее творческое совещание в большом книжном магазине. Я попросил участников совершить десятиминутный обход отделов магазина и обменяться мнениями о том, что они узнали. Результаты этих поисков сокровищ взрослыми людьми были просто ошеломляющими. Все участники заметили что-то интересное для себя; они с нескрываемым восхищением говорили о том, что узнали за столь короткое время. Они уходили из магазина воодушевленными, с желанием узнать как можно больше о только что заинтересовавшей их теме.
Кроме всего прочего, если вы ищете выход из творческого тупика или новые идеи, посещение книжного магазина — это один из самых эффективных способов поиска интуитивного озарения. Проведя час в отделах магазина, просматривая огромное количество разнообразных заголовков и обложек книг, вы, вероятнее всего, натолкнетесь на фразу, фотографию или рисунок, который содержит как раз ту информацию или идею, которая вам так необходима. Это может произойти во время беглого просмотра книг, имеющих отношение к вашей специальности или работе, но вы также можете найти вдохновение и в книгах, которые не имеют никакого отношения к интересующей вас теме. Главное — это оставаться открытым для любой информации. Побродите по магазину, беря наугад книги в каждом отделе: книги о приготовлении пищи, по бизнесу, по самосовершенствованию, научно-популярную литературу и даже книги из отдела детской литературы. Ведь, как это всегда бывает с интуицией, вы никогда не знаете, где и когда вас осенит идея.
f^fit/из no icHUJKftuMi/ магазина
Скажите, когда вы в последний раз посещали книжный магазин или газетный киоск? Если это было более двух недель назад, сходите в книжный магазин в ближайшие выходные и посмотрите, изменятся ли после прочтения этой главы ваши ощущения во время внимательного осмотра отделов магазина. Почувствуете ли вы подъем энергии и желание заняться творчеством? Попробуйте определить для себя, что именно во время посещения книжного магазина наиболее творчески повлияет на вас.
В следующий раз, когда вы будете заниматься поиском творческих идей или когда ваша работа застопорится, выкройте часок для посещения хорошего книжного магазина. Подходите к каждому отделу, который вас привлекает. Расслабьтесь, освободитесь от сдерживающей вас узды, полистайте то, что подвернется под руку. И главное: в то время когда вы берете книгу в руки и просматриваете ее, освободитесь ото всех посторонних мыслей, направьте свое мышление на то, чтобы постараться найти взаимосвязь между тем, что вы видите или читаете, и вашей творческой проблемой.
/3cifift0ta с «^u^Utuifleft/UrtM, ашемт.»
Библиотеки, как и книжные магазины, лучшие помощники при решении творческих задач. Не только потому, что они дают свободный доступ к находящимся в них исследовательским трудам, но еще и потому, что через их совместные информационные системы вы можете выйти на неограниченный объем информации. У библиотеки есть еще одно огромное преимущество:
обычно в них работают специалисты по информатике, которые знают буквально все о последних исследованиях в области современных технологий и о банках данных.
Артур Кестлер как-то сказал, что в библиотеках прячутся «библиотечные ангелы» — таинственные существа, которые помогают вам найти именно то, что вам нужно в данный момент. Кестлер поражался тому, как часто его просто «вело» к тем книгам, в которых он находил нужную ему цитату или толчок к развитию идеи, над которой он работал.
Gqa /соллегам. по Шво^гчес^Яв^
Более глубоко изучить книги о самом творческом процессе — еще один способ использования умения читать. В настоящее время имеются десятки превосходных книг, которые помогут вам узнать о новых стратегиях мышления. Некоторые из этих книг написаны для широкого круга читателей, в то время как другие ориентированы на тех, чья профессия непосредственно связана с творчеством.
Среди книг этого направления моими любимыми являются следующие:
• Джерард Найренберг «Искусство творческого мышления»
• Джулия Камерон «Путь художника»
• Джеймс Адаме «Концепция преодоления внутренних барьеров»
• Роберт Фритц «Творчество»
• Михали Шикшентмихали «Творческий потенциал»
• Виллис Харман и Ховард Рейнгольд «Повышение творческого потенциала»
• Марш Фишер «Идея Фишера»
• Майкл Ле Беф «Воображение»
• Джон Эмерлин «Требуется только одно»
• Джок Као «Затруднительное положение»
• Эдвард де Боно «Латеральное мышление»
• Джойс Вайкофф «Картография разума»
• Майкл Михалко «Думающие игрушки»
• Джойс Вайкофф и Тим Ричардсон «Метаморфозное мышление»
• Роджер фон Оих «Психологические отмычки»
• Том Вуджек «Тренировка ума»
• Том Вуджек «Как создать идею»
• Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»
• Вин Венгер, Ричард Поу «Неужели я гений?»
• Брайт Л. «Развиваем интеллект»
• Чарльз Томсон «Отличная идея!»
Чем больше подобных книг вы прочитаете, тем больше узнаете о стратегиях творческого мышления и о методиках генерации идей.
/^ок ловысшЯь t/qoecubCtfieue Offi ч^пенил
Если вы не любите читать или чувствуете, что получаете от чтения не так много, как должны были бы получать, вы найдете в этой главе несколько советов, как сделать этот процесс более приятным и плодотворным.
1. Четко определите свои творческие потребности и все время помните о них. Именно это — ключ к тому, чтобы превратить как можно больше из прочитанного в ваше созидательное орудие труда. Чем четче вы осознаете свои потребности, тем лучше вы будете разбираться во взаимосвязях между идеями, концепциями и мыслями, о которых прочитали, и творческими проблемами, которые вы пытаетесь в данный момент разрешить. Высокий уровень сознательного подхода — это как раз то, что дает возможность ощутить особое состояние ума, при котором кажется, что ваша мысль естественным образом, сама по себе, движется в правильном направлении, впитывая по пути самые лучшие идеи и подсказки правильного ответа. При работе в таком состоянии почти все, что вы читаете, находит у вас отклик, вас посещает вдохновение, а идеи — идеи так и сыплются из вас.
2. При чтении обеспечьте себе полезные для здоровья условия. Удовольствие от чтения во многом зависит от того, в каких условиях вы читаете. Например, вспомните, как неудобно читать в библиотеке, оборудованной жесткими деревянными стульями и низкими столами, так как вам приходится склоняться над книгой; или как вы устаете, читая лежа на пляже.
Где бы вы ни читали, создайте такие условия, чтобы обстановка стимулировала деятельность мозга и одновременно было удобно. Вам могут помочь следующие советы:
Убедитесь в достаточном освещении. Для чтения самым лучшим освещением является солнечный свет и лампы дневного света. Не нужно направлять источник света прямо на читаемые вами страницы; рассеянный свет из нескольких источников предохраняет от отблеска страниц. Не пользуйтесь при чтении слишком яркими лампами, так как их яркость вызывает усталость глаз.
Читать лучше всего сидя за столом на удобном стуле. Вы можете обнаружить, что при чтении в удобной позе не только увеличивается скорость чтения, но и улучшается понимание прочитанного и ясность мышления. Для того чтобы уменьшить напряжение глаз и не склоняться над книгой, тем самым предотвращая болезненные ощущения шеи и спины, книгу расположите на столе так, чтобы она лежала под углом в 45 градусов — для чего просто приподнимите ее верхнюю часть на подпорку высотой 5-7 см. Возможно, вам удобно читать, откинувшись на спинку стула, или свободно развалившись в кресле, или склонившись над книгой, но эти позы не способствуют максимальному восприятию и сосредоточенности.
Во время чтения старайтесь не отвлекаться. По мере возможности выбирайте для чтения такое место, где бы вас меньше всего отвлекали и где бы вы могли полностью сосредоточиться на чтении.
Если даже вы с головой погрузились в чтение, все равно каждые 45—50 минут делайте перерыв для того, чтобы дать отдых глазам.
3. Развивайте свое умение читать. Если вы читаете медленно и чувствуете, что именно это мешает вам получать от чтения большую отдачу, не теряйте надежды. Миллионы людей увеличили скорость чтения с помощью изложенных в книгах методик или же записавшись на соответствующие курсы. Чтение, как и любой другой навык, можно развить практикой. Обычно вопрос заключается в том, чтобы найти тот метод, который вам подойдет. Выберите для себя одну из программ и опробуйте ее в течение нескольких месяцев. Увеличение скорости чтения даже на десять процентов достаточно для того, чтобы помочь вам получить большую отдачу от того времени, которое вы посвящаете чтению.
C/ftftcunezusi 6. TtftU^Stnawnecb fc ucfdfccffuet/
Попросите любого человека назвать занятие, которое требует творческих усилий, и он, скорее всего, подумает о рисовании или игре на музыкальном инструменте. В этой главе я попытаюсь показать, что изобразительное искусство и музыка сами могут быть использованы как средство для стимулирования творчества в любом деле — решение ли это проблем бизнеса, разработка идеи нового продукта или воспитание детей. (Под термином «изобразительное искусство» я понимаю графику, живопись, кинематограф, лепку и другие формы визуального выражения. Когда же я пишу «искусство», я имею в виду и изобразительное искусство, и музыку, и театр, и танец.)
Власть искусства частично проистекает из его способности вырывать нас из мира обыденности. Оно заставляет мыслить иначе. Визуальные искусства используют образы, формы и цвет, чтобы передать множество идей в ограниченном промежутке пространства и времени. Музыка, особенно песня, может пробудить в вас чувство поэзии и ритма слов, которые вы слышите от коллег, друзей или членов семьи.
И все же действительная сила искусства заключается в том, что оно непосредственно обращается к глубинам вашей творческой души. Общение с искусством и музыкой пробуждает те эмоции, которые часто остаются невостребованными в повседневной жизни. Живопись и музыка могут возносить, провоцировать мысль, забавлять и раздражать. Они тревожат сердце, толкают к спорам, приводят в отчаяние, успокаивают, удивляют. Искусство вызывает чувства, которые могут привести к значительным творческим достижениям.
Есть прекрасный пример того, как искусство может привнести элемент творчества в бизнес. Однажды Хал
7 Злк №28
Розенблют, президент компании «Rosenbluth Travel», попросил своих работников с помощью рисунка отразить те чувства, которые они испытывают по отношению к компании. Изучив результаты, он отчетливо увидел отрицательные эмоции некоторых служащих. Никакие слова не могли бы сделать это лучше. Благодаря этому эксперименту -он внес значительные изменения в работу фирмы. С тех пор его агентство стало одной из ведущих национальных транспортных компаний.
В этой главе я предлагаю два способа, при помощи которых можно извлечь пользу из занятий искусством: активно работать над собственными художественными проектами и наблюдать за творчеством других людей.
Сам ceSe J^ifC/олсшис
Создание собственного произведения искусства — одно из наиболее мощных средств творческого самовыражения. Не обязательно быть профессиональным художником или делать нечто такое, что смогут оценить другие. Суть в том, что активное увлечение одним из видов искусств дает уникальный шанс прожить творческую жизнь.
Если вы пробовали себя в искусстве или, например, учились играть на музыкальном инструменте, то знаете, какую пользу приносит любое творчество. Искусство может помочь:
Освободить себя от уз «взрослости» и вернуться к природному чувству радости. Занятие некоторыми видами искусства предполагает несоблюдение каких-то правил поведения, которыми вы обычно руководствуетесь в жизни. Возьмем, к примеру, порядок и аккуратность. Когда вы имеете дело с керамикой или пишете маслом, все вокруг, да и вы сами, может оказаться испачканным. Вы отказываетесь от внешних приличий и подчиняетесь истинным творческим импульсам, какими бы
нестандартными они ни были. Это позволяет вам наслаждаться самим процессом творчества и не переживать о том, как вы выглядите или что об этом подумают остальные. Иными словами, вы получаете возможность снова побыть ребенком.
Научиться видеть вещи с разных точек зрения. Когда вы создаете собственное произведение, то начинаете смотреть на все иначе. Приходит понимание того, что есть множество способов изобразить один и тот же предмет или сыграть один и тот же отрывок музыкального произведения и что каждый человек по-своему выбирает перспективу, цвет, размер, форму и так далее. Изучите все способы, с помощью которых художники изображают человеческое тело, пейзаж или натюрморт. Выступая в роли художника, вы сталкиваетесь с бесконечными возможностями интерпретации окружающего мира и ищете наиболее подходящий способ самовыражения.
Изучить свои самые невероятные мечты, и фантазии. Занимаясь каким-нибудь видом искусства, вы реализуете свое творческое начало. Происходит глубокое единение вашей души с цветом, звуком, материалом или инструментом. Искусство часто возникает из идей и причудливых образов, которые рождает фантазия. В процессе творчества они превращаются в энергию творческого поиска, любопытство, открытость и готовность рисковать.
Найти собственный стиль. Начав рисовать, лепить или фотографировать, вы поймете, что можете сами устанавливать правила. Если захотите вылепить лицо с тремя носами или спроектировать дом в форме трапеции — никто не сможет вам воспрепятствовать. Испытывая удовлетворение от самостоятельной работы, вы постепенно начнете прокладывать собственный путь, отказываясь от проторенных дорог. Этот путь может привести ваше мышление к успеху и в других областях.
т
Расслабиться и избавиться от стресса. Часто занятия живописью или музыкой помогают расслабиться больше, чем чтение или вечер у телевизора. В процессе творчества мозг освобождается от забот, и вы получаете удовольствие от работы. Многие известные люди шоу-бизнеса, такие как Кирк Дуглас, Джон Леннон, Энтони Куинн, Джуди Коллинз, Тони Беннет и Джонни Митчелл, занимались живописью как для восстановления сил, так и для развития творческого мышления. Уинстон Черчилль в рисовании нашел средство отвлекаться от суровых политических реалий. Альберт Эйнштейн находил отдохновение, играя на скрипке. Бывший президент США Джимми Картер между дипломатическими встречами на высшем уровне писал стихи, а недавно начал рисовать.
Избавиться от личных проблем, мешающих развитию творческих способностей. Искусство — особая форма терапии, способ снять груз навалившихся проблем или погасить накал отрицательных эмоций. Выразив свои чувства в творчестве, вы можете полностью посвятить себя основной работе и в результате добиться успеха. Разные виды искусства предлагают свое «лечение». Вы можете обнаружить, например, что игра на барабане или составление коллажа позволят вам избавиться от гнева, а ткацкий или гончарный станок — от сумятицы в голове.
Осознать важность процесса, а не результата. Когда вы творите по собственной воле, то вправе трудиться ради процесса, а не для удовлетворения других или для достижения конкретной цели. Теперь вы в большей степени ориентированы на процесс, в меньшей — на результат. Вы рисуете и занимаетесь музыкой не для того, чтобы создать шедевр. Вы экспериментируете, пробуете себя, учитесь наслаждаться. Мозг сосредоточивается на самих действиях, а не на конечном результате.
Многие люди, к сожалению, избегают занятий искусством, потому что давно сказали себе, что им это не дано.
В большинстве случаев их нежелание происходит из школьного опыта, где внимание уделялось результату, а не творчеству как таковому. Наши художественные работы подвергались критике, или мыих сами сравнили с творениями великих мастеров — и поняли, что никогда не сможем сделать нечто подобное. Но, как говорит Джулия Камерон в книге «Путь художника»: «Творчество — это не то, что получилось, а сам процесс». Такого же мнения придерживается и профессиональный художник, преподаватель Джон Пирсон: творчество — «не в исполнении, а в выполнении».
Моя дочь Эшли столкнулась с тем, как система образования душит интерес к занятиям искусством. Когда она училась во втором классе, им задали описать какой-нибудь случай из жизни. Дочь написала, как во время отпуска, который мы проводили в штате Джорджия, увидела нескольких дельфинов, плавающих вблизи берега. Эшли даже проиллюстрировала свой рассказ. Когда она сдала свое произведение помощнице преподавателя, та просмотрела ее рисунки и сказала, что это на дельфинов не похоже. Вместо того чтобы поддержать молодого художника, она начала учить мою дочь, как правильно рисовать дельфина.
Если вы решили, исходя из прошлого опыта, что не обладаете талантом, или поеживаетесь от мысли взять в руки кисть или музыкальный инструмент, необходимо избавиться от этого предрассудка. У всех нас есть врожденная склонность делать что-то своими руками, просто надо найти какой-то собственный путь художественного самовыражения. Смысл не в том, чтобы увлечение превратилось в профессиональное занятие, и даже не в том, чтобы создать нечто такое, чем можно украсить свой кабинет или продать. Вы испытываете удивление и радость от самого художественного процесса. Вы творите для себя.
Чтобы помочь вновь раскрыть вашу природную любознательность и познать радость творчества, я предлагаю программу из 3-х шагов.
Шаг /. /Зсии niftfib к ЛИво^чес^вц
Непроизвольные зарисовки — бесполезная, на первый взгляд, форма творчества. Несмотря на то что чаще всего они ограничиваются спонтанным вычерчиванием линий, такие зарисовки — замечательный способ избавиться от внутренней неуверенности и просто «следовать» за рукой. Непроизвольные линии напоминают музыкальную импровизацию: вы позволяете пальцам выражать свои естественные чувства. Вы рисуете бесцельно, не зная, что в итоге появится. Вы движетесь в потоке линий, не задумываясь о стиле, форме, образе или цвете.
Много лет я говорил людям: «Я не художник. Я не могу нарисовать даже хорошо знакомых людей». Но однажды, когда я был на чрезвычайно скучном симпозиуме, я взял ручку и начал бессознательно выводить какие-то линии. Я делал так много раз, но сейчас все было иначе. Я просто провел несколько линий, перечеркнув каждую из них. Это занятие мне так понравилось, что я внезапно понял, как люблю рисовать. Сам процесс принес мне удовольствия больше, чем конечный результат.
Непроизвольные рисунки могут стать началом творческого пути. В следующий раз, когда вы окажетесь в тупике, займитесь непроизвольными зарисовками.
МИНИ-СЕМИНАР
.Любовь к зсфисовкам.
Возьмите большой чистый лист бумаги и несколько карандашей или фломастеров. Сядьте за кухонный или письменный стол, выберите предмет, который вам хотелось бы нарисовать. Возьмите в руки карандаш, поставьте точку на бумаге и начните из этой точки воспроизводить изображение одной непрерывной линией. Не отрывайте карандаш от бумаги. Рисуйте свободно, не стараясь изобразить объект очень точно. Закончив работу, не критикуйте себя, а, напротив, похвалите.
Сохраните рисунок как свидетельство своего природного таланта.
Чтобы разряжать различные стрессовые ситуации, старайтесь делать так ежедневно хотя бы по пять минут. Вы можете рисовать все, что угодно: предметы, фигуры или нечто абстрактное. Пусть образы идут от бумаги к голове, а не наоборот. Тогда это станет дверью в мир искусства, а не работой.
Шаг 2. «Л^ювильное» /шсование
Многие люди, сомневавшиеся в возможностях искусства и в собственных художественных способностях, были крайне удивлены тем, что у них получилось, когда воспользовались методикой рисования, разработанной Бетти Эдварде. Прежде чем я познакомлю вас с ее замечательным открытием, необходимо небольшое предисловие.
Одно из наиболее важных открытий в изучении мозга произошло в 60-70-е годы этого столетия. Группа ученых под руководством Роджера Сперри из Калифорнийского технологического института пришла к выводу, что человеческий мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои собственные функции. Со времен открытия Сперри, за которое он в 1981 году получил Нобелевскую премию, стало общепринятым, что у каждого полушария есть свои характерные области доминирования:
левое:
аналитическое
логическое
вербальное
причинно-следственные
связи
ориентация во времени
правое:
целостный подход
интуиция
образность
ориентация в пространстве
синхронность
Согласно этим исследованиям, левая сторона мозга управляет логикой, языком и всем, что связано с цифрами, в то время как правая сторона — средоточие
образов и художественного мышления. И хотя «разделение труда» между полушариями на самом деле сложнее, двухсторонняя модель сослужила пользу в понимании того, как мозг управляется с решением разнообразных задач.
Открытие двойственной природы мозга помогло научиться рисовать миллионам людей, которые всегда считали себя бесталанными. Профессор искусствоведения Калифорнийского государственного университета Бетти Эдварде написала об этом одну из самых известных книг — «Рисование и правое полушарие мозга». В этой работе представлена уникальная методика обучения рисованию, основанная на понимании механизма переключения с одного полушария мозга на другое.
Левое «логическое» полушарие мозга «не позволяет» нашим пальцам расслабиться и нарисовать то, что мы видим. Поняв это, Эдварде разработала методику, в основе которой лежит принцип перевернутого изображения. Она назвала ее «рисунок-вверх-ногами». По мнению Эдварде, левое полушарие мозга привыкло распознавать и определять видимые объекты таким образом, что оно отказывается или вовсе не способно трансформировать информацию в образы, если изображение перевернуть. Когда оно перевернуто, мы можем абстрагироваться от изображения в целом и сконцентрироваться на отдельных линиях и формах. Это позволяет преодолеть автоматизм деятельности левого полушария. Вот как автор объясняет это в своей книге:
Знакомые вещи выглядят по-другому, если их перевернуть. Мы автоматически определяем расположение сторон видимых объектов. Мы считаем, что все должно представать в привычном для нас виде — слева направо и сверху вниз. Когда изображение перевернуто, система зрения не срабатывает и мозг оказывается в замешательстве. Мы видим некие формы, пятна света и тени. Если объект не назван, определить его по перевернутому изображению очень трудно.
Вне зависимости от того, был ли у вас практический опыт занятий искусством или нет, я рекомендую испытать себя с помощью методики, изложенной в книге «Рисование и правое полушарие», и попытаться заново раскрыть свое природное дарование. В разговоре с Бетти Эдварде о ценности занятий искусством она мне сказала:
«Люди не должны ждать, чтобы искусство само пришло к ним. В противном случае им придется ждать всю жизнь». Тем, кто стремится развить в себе талант художника, она советует следующее:
• Не бойтесь рисковать
• Не останавливайтесь на полпути
• Побольше практики
• Поверьте в свои возможности
• Не увлекайтесь самокритикой
На мой взгляд, ее советы применимы к любому виду деятельности.
____ МИНИ-СЕМИНАР
JlefiedeftHtfUlbtu ftUCtfHOK.
Чтобы выполнить это упражнение, забудьте обо всем, что вы ранее знали об искусстве. Возьмите лист бумаги и карандаш и нарисуйте что-нибудь «вверх ногами». Не отвлекайтесь, пытаясь правильно представить в голове образ; просто сконцентрируйтесь на рисовании линий так, как вы их видите. Засеките время. Не поворачивайте листок с рисунком, пока полностью не завершите работу.
Шаг 3. Ос6о<5ос}шне м/</омсншса ^Htfifl/tU се^я
Теперь вы готовы сделать шаг в мир искусства. Вступите в него, используя природное любопытство. Позвольте творческому духу самому прокладывать
вам направление как в отношении средств (карандаш, пастель или акварель), так и в отношении цвета, формы и стиля, которых вы придерживаетесь. Подчинитесь процессу, который идет внутри вас, доверьтесь случайности. И наконец, не судите себя строго и не расстраивайтесь, каким бы ни был результат. Занимайтесь этим с удовольствием, а не для критического самобичевания.
Одна древняя китайская сказка метафорически описывает великую волшебную силу искусства. Бедный юноша по имени Ма Лианг рос, мечтая стать великим художником. Он рисовал прутиком на песке или углем на плоском камне. Ма Лианг был настолько беден, что не мог купить даже кисть.
Однажды из моря появился старец и дал Ма Лиангу кисть. Он сказал мальчику, что кисть станет волшебной и принесет большое богатство, если тот будет использовать ее во благо других людей. Но если пользоваться этим даром немудро, кисть может принести несчастье.
Вначале Ма Лианг нарисовал птицу. Как только он сделал последний мазок, птица ожила. Осознав силу кисти, Ма Лианг решил помочь своим соседям в деревне:
нарисовал новую сеть для рыбака, земледельцу подправил его разбитый плуг, подарил много риса семье, которая давно голодала. О мальчике с волшебной кистью прознал злой император и приказал ему явиться во дворец, чтобы Ма Лианг умножил его богатство. Мальчик отказался, объяснив императору, что его кисть должна использоваться только во имя добра.
Тогда император отобрал волшебную кисть и велел стражникам бросить Ма Лианга в тюрьму. Император нарисовал столько драгоценных камней, что чуть не утонул в них. Испугавшись великой чудесной силы кисточки, он попросил Ма Лианга нарисовать пейзаж с золотым деревом. Мальчик нарисовал дерево на острове и лодку, чтобы доплыть туда. Подул легкий ветер, лодка поплыла к острову.
Но император был нетерпелив, ему хотелось побыстрее оказаться рядом с золотым деревом. Тогда Ма Лианг нарисовал сильный шторм. Лодку бросало из стороны в сторону, император начал умолять Ма Лианга успокоить ветер, пообещав, что больше не будет ничего просить. Мальчик взял волшебную кисть и все стало, как прежде. Говорят, что Ма Лианг до сих пор бродит по свету, помогая тем, кто нуждается в его кисти и волшебной силе искусства.
У вас тоже может быть своя волшебная кисть (карандаш, гончарный или ткацкий станок, музыкальный инструмент и т. д.) для того, чтобы познать великую силу искусства.
МИНИ-СЕМИНАР
ЗанимашЯесь ucKi/ccfiieciM. {/ля сеЗя
Для развития художественного восприятия полезно выполнить следующие упражнения. Начните с любого. Потратьте столько времени на эти задания, сколько захочется. При желании некоторые из них можно повторить.
ПРОЕКТ 1. Действуйте без оглядки, как в детстве. Положите коробку с карандашами или фломастерами на видное место. Ежедневно уделяйте рисованию хотя бы пять минут. Если вы будете делать это, то вскоре заметите, как во время рисования у вас появляется почти детское ощущение свободы. Некоторые бизнесмены, с которыми я работал, предлагали такое упражнение в качестве теста нанимающимся на работу.
ПРОЕКТ 2. Пробудите свои эмоции.
Купите детский набор художественной или плакатной туши и бумагу для рисования. Возьмите ненужный кусочек ткани и вволю перемешайте краски. Создавайте самые немыслимые сочетания цветов. Рисуйте ради собственного удовольствия, чтобы почувствовать силу цвета и пробудить дремавшие внутри эмоции. И не имеет никакого значения, что получится в результате.
Нарисуйте двадцать четыре картинки. Развесьте их на стене. Вы сами удивитесь, насколько замечательная получится композиция.
Когда упражнение будет сделано, поразмышляйте, как оно повлияло на вас. Может быть, оно послужило стимулом для занятий другим видом творчества? Или с его помощью удалось немного расслабиться и вы захотите к нему вернуться?
ПРОЕКТ 3. Расширьте свои перспективы.
Это упражнение поможет осознать, как разнообразен окружающий мир. Сфотографируйте хорошо знакомые вам объекты, попытавшись запечатлеть их с неожиданной точки зрения: найдите в привычных вещах что-то забавное, странное, то, чего раньше не замечали. Фотографируйте со всех сторон. Пусть на этих снимках обычное предстанет в неожиданном ракурсе. Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, каким-то образом выразите себя. Такое задание может выявить в вас огромное количество творческих идей.
ПРОЕКТ 4. Раскройте свою творческую сущность. Чтобы понять, каким творческим началом вы обладаете, создайте с помощью природных материалов, таких как листья деревьев, а также кусочков ткани и журнальных картинок некую композицию. Подумайте, как именно вам хотелось бы выразить свои сокровенные мысли, желания или пристрастия. Наклейте свою композицию на плотный картон. В те моменты, когда вы будете чувствовать себя в тупике или разочарованным, посмотрите на свое творение, и оно напомнит, насколько сильна и прекрасна ваша творческая сущность.
ПРОЕКТ 5. Изобразите свою проблему в виде рисунка. Выберите какую-нибудь неприятную для вас ситуацию:
конфликт с начальником, усталость от сверхурочной работы, непослушание детей — что угодно. Возьмите фломастеры или цветные мелки, сфокусируйтесь на ситуации и попробуйте выразить все свои эмоции. И не жалейте на это времени. Употребите все имеющиеся в вашем распоряжении краски, чтобы изобразить свои чувства. Нарисуйте либо субъекта конфликта, либо то, как вам видится сама проблема, — словом, все, что может помочь в ее решении.
Подобно живописи, звуки музыки — всегда в нашем подсознании. С самого момента рождения нас окружают мелодии и ритмы. Неудивительно, что почти в любой мифологии древности встречаются истории о силе музыки. В одном из мифов ацтеков описывается, как в начале создания люди были опечалены тем, что их покинул Великий Дух Тецкатлипока. На его поиски отправился один человек. Он добрался до Восточного Океана, где и нашел Дух Тецкатлипока. Великий Дух приказал человеку пойти туда, где живет Солнце и вернуть музыкальные инструменты и певцов, дабы люди могли сочинять и исполнять музыку в его честь. Дух помог человеку добраться к дому Солнца по мосту, составленному из кита, морской черепахи и морской коровы.
Человек уже почти перешел мост, когда Солнце предупредило певцов, что крадется вор. Оно наказало певцам ничего не отвечать этому человеку, если тот заговорит с ними. Однако человек обратился к ним с такой красивой песней, что певцы не смогли устоять. Они окружили его, играя на своих инструментах и подпевая ему. С тех пор всякий раз, когда люди пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах, приветствуя духов, те спускались с небес, чтобы присутствовать на празднике.
Согласно этому мифу, музыка привносит в творчество божественное начало, наделяя нас вдохновением. К сожалению, обращение к музыке для многих людей ничем не отличается от их подхода к искусству вообще: они колеблются, напуганы и чрезмерно критично настроены к собственной музе. Такое отношение часто закладывается в детстве, когда на уроках музыки учат технике исполнения, а не радости творчества. Вообще достаточно лишь раз назвать ребенка бесталанным, чтобы навсегда отбить у него охоту к музыке. Бывают даже случаи, когда преподаватели хора советуют детям, которые, на их взгляд, поют плохо, просто открывать рот.
Подобно рисованию, обучение игре на любом музыкальном инструменте может расширить ваше Я.Д.Р.О. История происхождения и развития инструмента может пробудить ваш интерес, а своеобразие характера и эмоциональный диапазон инструмента — затронуть ваши самые глубокие чувства. Некоторые из них звучат грубовато и напористо, в то время как другие — нежны или даже меланхоличны. Игра на музыкальном инструменте — это и форма отдыха. Разнообразные исследования показали, что музицирование или прослушивание произведений классической музыки могут повысить ваш уровень мышления. Понимание и наблюдение связей между нотами в композиции, по-видимому, влияет на логические и математические способности.
И даже если в детстве у вас был негативный опыт занятий музыкой, все равно остается стимул для их возобновления. Чтобы раскрыть свой дремлющий музыкальный талант, необходимо не только наслаждаться музыкой разных жанров, но и самому взять в руки инструмент. Но теперь делайте это согласно собственным правилам. Заняться музыкой никогда не поздно. Я начал обучаться игре на фортепьяно в тридцать пять лет и знаю многих людей, которые начали играть на скрипке или виолончели в среднем возрасте. Выберите и вы для себя инструмент и самообучающую программу, способную доставить удовольствие от занятий музыкой и поднять настроение.
МИНИ-СЕМИНДР
Музыка (/ля qifuut
Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, необходимо определенное время. Но вы можете выбрать что-то не очень сложное, например: барабан, тамбурин, гармонику, электронное пианино, флейту, свирель или бас-гитару. Эти инструменты можно освоить в течение нескольких недель. Даже если вы не сможете уделять музыке много вре-
мени, все равно получите возможность наслаждаться, самостоятельно извлекая звуки, мелодии и ритмы.
Если времени у вас побольше, попробуйте оркестровые инструменты — трубу, кларнет, скрипку или народные, такие как гусли или волынка. Многие инструменты можно взять напрокат.
Создайте аи/зей в своей пам^ини
Созерцание произведений искусства позволяет ярче воспринимать все стороны жизни. Ювелирное искусство древнего Египта и греческие амфоры, шедевры Средневековья и эпохи Возрождения, современная скульптура — бесчисленные экспозиции в лучших музеях мира — доказательство силы творческого духа человечества.
Знакомство с произведениями искусства может также быть благом и для собственного творчества. Во-первых, искусство расширяет ваше творческое Я.Д.Р.О., в особенности — любознательность. Знакомство с картинами и многообразием стилей художников даст вам возможность плодотворно проводить время. Исследование различных периодов и направлений в истории искусства — это настолько необъятная сфера, что у вас всегда будет чем заняться. Но, прежде всего, искусство откроет перед вами множество способов познания мира. Посмотрите, как по-разному изображали художники один и тот же ландшафт или человеческую фигуру. Любое произведение искусства — постоянное напоминание о том, что жизнь можно интерпретировать с разных точек зрения. Именно чувство творческой свободы наделяет нас вдохновением и дарит прекрасное настроение после посещения музея.
Особенно поучительным в изучении искусства является понимание того, как поколениям художников приходилось каждый раз преодолевать власть традиций при создании новой эстетики. Например, в эпоху Возрождения возникло несколько школ мастеров, про-
должавших западноевропейскую традицию. Художники, от Альберти и Беллини до Тициана, Леонардо да Винчи и Микеланджело, научились использовать более сложную линейную перспективу, богатство красок и форм в своих живописных полотнах и скульптурах. Представители барокко, такие как Караваджо в Италии или Рубенс в Бельгии, многое перенявшие от традиции Возрождения, подчеркивали роль пространства, света, драматургию образов. Однако в девятнадцатом столетии приоритеты в художественной эстетике вновь изменились. Сначала благодаря движению, которое мы называем Романтизм. Это направление стремилось прежде всего проиллюстрировать возврат к простоте и силу чувств. А затем появились художники, которые стремились в деталях изобразить окружающий мир. Этот стиль получил название Реализм.
Начиная с середины XIX столетия возникают и широко распространяются новые изобразительные стили. Вы наверняка слышали или изучали всевозможные «измы»:
импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, конструктивизм, минимализм. Все они появились лишь сто пятьдесят лет тому назад. Американское искусство также претерпело немало революций. Каждый художник создавал собственную философию творческого видения: от громадных, наполненных энергией, полотен Джексона Поллока до феминистских скульптур Джуди Чикаго и авангардистских работ Кристо, который целиком окутал своими полотнами отдельные здания и мосты.
Это непрестанное изучение принципов, новых средств и методов в искусстве может быть поистине вдохновляющим для вашего собственного творчества. Вы многое можете взять из работ любого художника, но особенно полезными могут оказаться те, кто разрушал преграды или намеренно бросал вызов и себе и нам в попытке полностью переосмыслить искусство и саму жизнь.
В следующий раз, когда вы соберетесь в музей или на концерт, не пропускайте мимо души то, что вы видите
или слышите. Ваш творческий опыт возрастет, если употребить определенные усилия для активного восприятия искусства. Взаимодействуйте с тем, что вызывает ваши чувства. Дайте выход всем своим эмоциям и мыслям, которые вызывает в вас то или иное произведение. Определите, какие эмоции возникают, когда, например, вы стоите перед холстом или слушаете музыку. Счастье? Печаль? Раздражение? Гнев? Удивление? Какими бы ни были ваши чувства, используйте этот опыт для развития собственных идей. Задайте себе пять стандартных вопросов журналиста: Кто? Что? Почему? Когда? Где? и поразмышляйте о том, что вы видите или слышите. Эти вопросы будут буквально одолевать ваш мозг и заставлять вас искать ответы, которые приведут к большому числу новых ассоциаций, полезных для собственного творчества.
Том Вуджек в книге «Как создать идею» приводит любопытный пример методики активного наблюдения. Он рассказывает, что, когда знаменитая картина Рембрандта «Ночной дозор» была отреставрирована и возвращена в музей Риджекса в Амстердаме, хранители музея придумали план, как привлечь внимание к шедевру. Вначале они попросили обычных посетителей задавать вопросы. Целью было получить представление о наиболее часто встречающихся вопросах относительно этой картины. Среднего человека, как показал опрос, обычно интересует следующее: сколько картина стоит? Пробовал ли кто-нибудь подделать ее? Какие в ней недочеты? Но среди вопросов встречались и те, которые имели непосредственное отношение к искусству: почему Рембрандт избрал именно этот сюжет? Были ли среди прототипов исторические персонажи? Применил ли Рембрандт в процессе работы над полотном дотоле неизвестную технику письма?
Столь разительное расхождение в содержании вопросов объясняется тем, что некоторые посетители музея смогли выйти за пределы обывательского интереса к картине. Урок этой истории заключается в том, что
необходимо активно воспринимать искусство — даже если и придется задать себе дюжину вопросов. Активное восприятие не только увеличит удовольствие от общения с искусством, но и разовьет ваши чувства и идеи. Вы сможете применить их впоследствии в собственном творчестве. Этот поиск может привести к самым неожиданным результатам. Многие крупные писатели и художники черпали вдохновение в работах других известных мастеров. Любое дело выигрывает от соприкосновения с искусством: один предприниматель разработал серию зонтиков после просмотра специальной коллекции картин Моне в Чикагском Институте искусств.
МИНИ-СЕМИНАР
3)евшЯь омьиНов xiftfOMcec/Явенною на&ио^ения
Привнесите в ваше Я.Д.Р.О. толику искусства, когда в очередной раз окажетесь в тупике или когда будете искать свежее решение проблемы.
ПОСЕТИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЮ. Возьмите с собой записную книжку. Уделите некоторое время просмотру любого произведения, которое, как вам кажется, «сделано» на хорошем уровне. Не размышляйте о том, что вы должны увидеть; просто обратитесь к тому уголку души, где рождается ваше настроение. Познакомьтесь с картиной поближе. Не раздумывая, ответьте на следующие вопросы:
• Какие эмоции возникают при взгляде на картину?
• Какие образы возникают в вашей голове, когда вы смотрите на полотно?
• Кого или что напоминают вам эти образы?
• Какие три сюжета вы смогли бы придумать, исходя из содержания картины?
2. ПОСЛУШАЙТЕ ОТРЫВОК МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Выберите кассету или компакт-диск из своей фонотеки. Сядьте, расслабьтесь и внимательно слушайте музыку. Воспользуйтесь наушниками, если мешает какой-то шум. Какие чувства будит в вас это произведение? Когда в последний раз вы чувствовали нечто подобное? Можно ли использовать эти чувства в вашей работе?
3. ПОЗВОЛЬТЕ ИСКУССТВУ ВЫЯВИТЬ ВАШУ ПОЗИЦИЮ. Если решение какой-либо проблемы поставило вас в затруднительное положение или вам необходимо разработать систему взглядов на какой-то проект, посвятите весь день изучению живописи или музыки. Это поможет вам расслабиться. Необходимо освободить мозг от всего несущественного и найти наиболее удобное для восприятия положение тела. Выберите тот вид изобразительного или музыкального искусства, который поможет вам войти в режим созерцания — размышлять не торопясь о картинах, фотографиях, керамике, гобелене или других художественных произведениях. Искусство и музыка изменят ваше настроение, успокоят, наполнят прекрасными ощущениями и приведут в такое состояние, при котором ваше собственное творчество будет осуществляться более свободно.
4. ПОПЫТАЙТЕСЬ ОЦЕНИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ. Посетите одну из галерей, где выставлены произведения, которые, как вы инстинктивно чувствуете, вам не понравятся. Расспросите знатока об этих работах и попробуйте понять, почему это сомнительное, на ваш взгляд, искусство пользуется успехом и стоит очень дорого. Будьте готовы к тому, что это искусство вас заинтересует и, вполне вероятно, мнение о нем изменится.
5. ПОСЕТИТЕ МАСТЕРСКУЮ. Какое ремесло привлекает вас более всего — гончарное, рукоделие, работа по дереву, шитье, керамика, витражи, ювелирное искусство? Что говорит о вас самих интуитивный интерес к этому ремеслу? Вдохновляет ли вас хотя бы одна из этих работ?
6. ИЗУЧИТЕ КАКОЙ-НИБУДЬ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИЛИ ШКОЛУ В МУЗЫКЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Выберите какой-то период в истории искусства, например Возрождение,
2t<
барокко, романтизм, классицизм или один из современных «-измов». Познакомьтесь с основополагающими понятиями и философией того времени и с тем, что предшествовало ему и что было после. Попытайтесь понять, чем были вызваны изменения в стиле. Продиктованы ли они переменами в общественных взглядах, политике, эстетике?
Затем, по окончании исследования, задумайтесь, как понимание процесса перехода от одного направления к другому могло бы отразиться в вашей собственной работе. Не следует ли вам отказаться от взглядов, из-за которых страдает ваше творчество? Может быть, стоит попробовать себя в новом стиле? Сможете ли вы взглянуть на собственное творчество с другой точки зрения?
7. ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, КАК ИСКУССТВО ФОРМИРУЕТ ВАШЕ ВОСПРИЯТИЕ. Случалось ли вам полностью менять свое мировоззрение благодаря какому-либо произведению искусства? Многие из поколения 60-х чувствуют, что лирика Пола Саймона, Джон Митчелл, Боба Дилана, группы «Битлз» и «Грейтфул Дэд» изменили их общественные и политические взгляды и даже всю жизнь. «Герника» Пикассо привнесла ужас Гражданской войны в Испании в каждый дом. А когда в последний раз искусство изменяло ваши взгляды?
8. ПОСЕТИТЕ ВЫСТАВКУ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА И РЕАЛЬНО ВЗГЛЯНИТЕ НА СВОИ ПРОБЛЕМЫ. Напомните себе, сколь незначительны ваши трудности в масштабе всего человеческого существования. Черпайте свое вдохновение из тысячелетнего опыта человечества в решении своих насущных задач.
9. ИССЛЕДУЙТЕ ИСКУССТВО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР. Изучайте греческие амфоры, скульптуры эскимосов, глиняную посуду американских индейцев или африканские маски. Познакомьтесь с соответствующими мифами и легендами. Что они говорят нам о силе и многосторонности человеческой природы? Есть ли такой герой мифа, на которого вам хотелось бы походить? Можете ли вы придумать историю, отражающую ваши собственные творческие муки?
Эти и другие упражнения могут служить источником новых идей и способны развить ваш талант исследователя. Бла-
годаря полученным вдохновению и новым возможностям вы могли бы пересмотреть свои планы: как перестроить дом, начать новое дело или написать послание в стихотворной форме своему избраннику. Определение своих истинных чувств и преодоление творческих заблуждений поможет вам найти оптимальное решение проблемы. Пользуйтесь этой методикой постоянно. Хотя бы раз испробуйте ее сами и затем поделитесь впечатлениями с друзьями.
В главе «А вы — творческая личность?» уже говорилось, что, помимо всего, вы могли бы собирать понравившиеся произведения искусства. Многие заполняют свои квартиры и офисы красивыми или «интеллектуальными» предметами искусства: картинами, вазами, гобеленами или чем-нибудь еще. Они считают, что искусство — интересное, красочное, живое, пугающее или уникальное — восстанавливает их творческую энергию. Даже если вы не можете пополнить свою коллекцию глиняной посудой до-колумбовой эпохи или шедеврами живописи, вы все равно можете собирать предметы искусства. В каждом музее есть магазин, который продает недорогие плакаты и репродукции картин. Вы можете разместить их на своем рабочем месте.
Многие учебные художественные заведения проводят выставки студенческих работ, которые можно купить. Кроме того, талантливые люди продают свои акварели, холсты, керамические изделия и т. д. на ярмарках и «развалах». В закрывающихся книгохранилищах часто можно найти довольно ценные экземпляры старых, но поддающихся восстановлению книг с прекрасными гравюрами и эстампами или почтовые открытки с интригующими сюжетами, которые развлекают, вдохновляют или приводят в восторг. Все это можно рассматривать как искусство. Если вы хотите иметь подлинник, но не можете отыскать скульптуру или картину, которая была бы вам по средствам, подумайте о вложении капитала в фотографии.
Они доступны, но пользуются все большим спросом у коллекционеров.
И конечно, легко доступна музыка. Ходите на конкурсы в музыкальных училищах. Купите абонемент на серию концертов. Запишите на магнитофон радиоконцерт. Бывайте на бесплатных представлениях в летних театрах. Зайдите куда-нибудь, где можно потанцевать.
Поиск и приобретение произведений искусства не является слишком уж сложным, независимо от того, имеете ли вы такие доходы, как Пол Гетти (младший) или как бывший почтальон и его жена, которые в течение нескольких десятилетий собрали коллекцию картин, гобеленов и скульптур мирового уровня, пожертвовав ее затем Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
На знаменитой заставке киностудии MGM (в виде ревущего льва) есть надпись «Ars gratias artis» — искусство ради искусства. Это утверждение применимо к любому творчеству. Помните об этом всегда: искусство ради искусства означает «заниматься искусством, прилагая собственные творческие усилия». Решили ли вы заниматься танцем, оперой, театром, фотографией, выдуванием из стекла или любым другим видом творческого самовыражения, искусство позволит вам выйти за рамки существующих знаний и обогатить себя новыми чувствами, образами и идеями. Любое время, потраченное на восприятие искусства — в роли наблюдателя или участника, — окупится. Ваши чувства станут более живыми и в конечном счете творческими.
С^п/гсинегия 7. Цспсиьз^шне сов/геменмле
ffleXHJOAOZUU
"Т<-<^О.ЛОИЛД — С-Т/циЖЛ/ЦИ. С-ЛОО eOp^'jWL», «Ll!>t^jt-yS>'60'>. О WW, 'ОЮ1-1ИД 1Л. lUoT/UHA-KJL-tClAJL •ODO^St-ТЛ. ОуиИДСЛ/ШОС-Ь
к, 'йуюоил/ии, ^л>;\л)логл^ял^. [ом. ^-лЭулли,
Легенда о монахе и винном прессе показывает, что далеко не всем людям удается освоить появляющиеся технологические новинки. Дело было в Италии. Старый монах имел репутацию неплохого винодела. При изготовлении вина он, по давней традиции, давил виноград ногами. Одному богачу настолько понравилось его вино, что он подарил монаху новейшее изобретение — винный пресс. Но когда через несколько недель этот человек вновь посетил монастырь, он был очень удивлен, увидев, что монах по-прежнему давит виноград ногами.
— Почему ты продолжаешь топтать виноград вместо того, чтобы пользоваться новым прессом? — спросил богач.
Монах ответил, что ему нравится винный пресс, но он значительно осложняет его работу.
— Зачем мне еще раз давить виноград прессом после того, как я уже и так хорошо потрудился, раздавив его ногами? — спросил он ошеломленно.
Смысл этого рассказа понятен: если вы не шагаете в ногу с научно-техническим прогрессом, то не сможете полностью ощутить выгоды, которые он предлагает. Перестаньте «топтать виноград» и научитесь использовать технологию для увеличения своего творческого потенциала.
В этой главе рассмотрены два направления развития творческого начала с помощью технологии.
Технология как катализатор любого творческого процесса. Для многих из нас персональный компьютер изменил сам процесс труда. Компьютеры и эффективное программное обеспечение воздействовали на каждый аспект творчества — от подготовки текстов и баз данных до программ создания идей и средств взаимодействия, например, в Интернете.
Технология как форма творческого выражения. Многие художники не считают технологию орудием творчества. На их взгляд, она не дает такого же ощущения, как, например, кисть, резец или любой из тех инструментов, которые обычно ассоциируются с творческим процессом. И хотя компьютер не может вызвать у вас такого теплого щемящего чувства, как мольберт или ткацкий станок, сегодняшняя технология создает целые отрасли промышленности для талантливых людей.
Если вы уже достаточно знакомы с компьютером, то обязательно поймете идеи, изложенные в этой главе. Но даже не будучи докой в работе с компьютером и не отличая аппаратные средства от программных, вы все равно сможете извлечь пользу от чтения этой главы и принять информацию к сведению.
Обратите внимание: эта глава в основном посвящена наиболее доступным для обычного человека современным технологиям: программному обеспечению и периферийным устройствам персональных компьютеров.
Жехлолйгил как 1г/ге^б<^1авление возможноапей
Рассмотрим все творческие процессы. Компьютеры радикально увеличивают скорость решения многих задач и позволяют выполнять все более
сложную работу. (Есть убедительное свидетельство того, как технология продвинулась вперед менее чем за 50 лет: сегодня для изготовления открытки «С днем рождения», на которой можно написать юмористическое послание, заплатив за нее всего несколько долларов, было задействовано гораздо больше компьютерной техники, чем во всем мире до 1950 года.)
Подумайте о привычном процессе письма. Если бы эта книга была написана всего пятнадцать лет назад, мне пришлось бы вначале изложить на бумаге мои идеи и мысли, затем отпечатать несколько черновиков на печатной машинке IBM Selectric, вручную вырезая и соединяя разделы. В конце концов, мне пришлось бы перепечатать большую часть рукописи, изменив содержание по требованию редактора. Само собой разумеется, компьютер радикально упростил этот длинный и утомительный процесс.
Но подготовка текстов — лишь вершина айсберга возможностей творческих технологий. Некоторые виды программного обеспечения расширяют творческий потенциал, независимо от вашей профессии. Рассмотрим следующие темы:
• Программы рождения идей
• Управление информацией
• Ресурсы работы в режиме son-line»
• Электронная справочная система
• Групповое программное обеспечение и Интернет
/ЗосхшншЯельнл «tfMHbie» о/и/^ия:
nfiozfioMMM. /гомс^енил ш/ей
Относительно недавно появилось весьма интересное программное обеспечение, значительно облегчающее творческий процесс. Так называемые программы рождения идей основаны на ряде методов, открытых исследователями стимулирования творчества. Наиболее известными программами из этого пакета являются:
IdeaFisher. Программа IdeaFisher была изобретена Марком Фишером, главой агентства недвижимости «21 век», человеком разнообразных творческих интересов. Эта программа — результат любви Фишера к юмору, еще один пример того, как «забава и игра» может стать инструментом творчества. Ему было интересно, почему некоторые люди придумывают более удачные шутки, чем другие. Ответ, как он понял, надо искать в ассоциативном мышлении, способности работать со словом и в интуитивном ощущении связи различных ситуаций. IdeaFisher облегчает этот творческий процесс, помогая формировать связи между идеями и быстро переходить от одной к другой. Идея Фишера широко используется писателями-юмористами и комиками, но она может применяться гораздо шире — для создания идей, пригодных в любой жизненной ситуации.
What Pact. Роджер фон Оих — известный исследователь в области творческого потенциала, автор популярной книги «Психологические отмычки». Он собрал воедино пользовательские программы, которые могут помочь рождению новых идей путем «выбивания» из привычного способа мышления. Основанная в значительной степени на публикациях Роджера фон Оиха программа Whack Pack — быстрый и простой способ генерировать идеи. Она стоит в ряду наиболее важных программ подготовки текстов и доступна как для PC, так и для «Macintosh».
Mind/ink. Эта программа — как бы игровая площадка для ума, она демонстрирует разнообразие творческих способов достижения результата. Основанная на опыте решения проблем консалтинговой фирмы по вопросам творчества «Sinectics», программа побуждает рассматривать проблему с разных точек зрения. В ее основе — предположение, что человек не знает заранее, что ему необходимо для решения проблемы. Ваша цель — генерировать максимальное количество свежих идей. В программе есть определенные средства для формирования связей между идеями и изменения привычного способа
мышления. Программа может попросить вас поместить на дисплее компьютера любой интересный предмет, который вызовет у вас целый поток образов, фраз, звуков и чувств. Или попросит представить себя, например, летчиком-истребителем и описать свои ощущения в этой роли. Такие причуды направлены на ослабление определенной самоцензуры, которая ограничивает творческое мышление. Программа призывает: «Вообразите себя преступником, сексуальным маньяком, диссидентом, сумасшедшим. Кроме вас этого никто не увидит. В любом случае, это всегда можно стереть из памяти компьютера». Может показаться, что эти средства не имеют никакого отношения к первоначальной задаче, но Mindlink затем «возвращает» ваши идеи к ней. В этой забавной программе есть специальный раздел под названием «Гимнастика Ума», цель которого — развитие неординарности мышления.
Inspiration. Эта программа — объединение вместе некоего «каталога идей», моделей мышления и электронного инструмента планирования. Разнообразными способами она помогает разрабатывать и организовывать идеи. В программе Inspiration применена методика, известная как составление карт мышления — наглядная модель идей и связей между ними (более подробно объясняется в следующей главе), задача которой — быстро фиксировать информацию и визуально отображать ее в виде символов. Это превосходный инструмент развития коллективного мышления.
___________ МИНИ-СЕМИНАР
/ЗозьиШиНе на воо^лсение п/гог/гамаил zeHefiulzoecuutA шуей
Приобретите одну из перечисленных программ генераторов идей, если у вас еще нет таковой. Затем поставьте себе задачу что-нибудь изобрести, .написать стихотворение,
разобраться в непростой ситуации у себя на работе. Потренируйтесь на решении проблемы, которая когда-то беспокоила вас. Попытайтесь с помощью программы устранить возникающие затруднения в процессе мышления или письма. После нескольких попыток вы несомненно удивитесь тому, как много узнали о своем мышлении, а также о разнообразных идеях и решениях, которые предлагает эта программа.
UHcfsoftMauu.OHHirte ac/MUHUCififtaiflofibi
Информационные администраторы (ИА) основаны на программах баз данных, которые напоминают ящики письменного стола. Точно так же, как вы сортируете бумаги по разным ящикам, базы данных хранят информацию в их электронном эквиваленте. Достоинство этого программного обеспечения в том, что оно может «перерыть» миллионы этих ящичков и отыскать любую часть нужных данных за несколько секунд.
Информационные администраторы могут помочь любому, кто должен (или кому нравится) копить информацию. Это изобретение облегчает напряженный умственный труд. Оно позволяет справляться с огромным потоком данных, выплескивающимся на человека в современном обществе, а также преодолеть ограниченность человеческой памяти. Писатель, исследователь, менеджер или коммерческий представитель
найдет в информационном администраторе чрезвычайно ценного помощника, который в состоянии хранить в памяти тысячи идей, цитат, статей и фактов.
Информационные администраторы имеют две удивительные особенности: они сохраняют данные из множества разнообразных источников и осуществляют комплексный поиск этих данных. Большинство ИА могут использовать такие термины логики Буля, как и, или и нет, которые невероятно усиливают возможности поиска
связанных тем или выбора одной из тысяч. Я, к
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "10 способов освободить ваш творческий гений"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИНИ-СЕМИНАР
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов