Реферат Курсовая Конспект
МИНИ-СЕМИНАР - раздел Искусство, 10 способов освободить ваш творческий гений Выполнение П^гиш/^шяем^ных Соединений Начните Собирать Предме...
|
Выполнение п^гиш/^шЯем^ных соединений
Начните собирать предметы для вашего собственного мешка идей. Загляните в комиссионные магазины, на распродажи, блошиные рынки, магазины игрушек. Каталоги товаров по почте — еще один источник интересных вещей. Отметьте забавные или необычные предметы, которые смогут удивить друзей и отвлекут их от обычного способа рассуждения.
Проведите занятие по принудительным соединениям для сотрудников своего отдела, чтобы проверить эффективность этой стратегии. Разместите в кабинете доску и записывайте ход занятия.
Творческая цель
Заполните пробел фразой, определяющей вашу творческую цель. Затем произвольно выберите несколько предметов или из своего мешка идей, или из того, что принесли участники, или просто используйте словарь. Чем менее связаны предметы и слова с творческой целью, тем лучше.
Подумайте, как каждый предмет может сочетаться с вашей задачей. Например, если вы вытащили из мешка пластмассового льва, подумайте, как лев мог бы помочь — буквально или фигурально — вашему проекту. Ассоциируйте свободно, исходя из того, что символизирует лев для каждого участника. Пусть идеи льются абсолютно свободно, без малейшего осуждения или критики, ведь пути удачных мыслей неисповедимы. К концу занятия у вас наверняка будет обширный список свежих идей для творческого проекта.
2S4
«scau ^<л я <^и...»
Эта стратегия, основанная на богатом воображении, — развлечение и эффективный способ выйти за рамки привычных подходов к решению проблем. Сначала переформулируйте свою главную проблему в вопрос. Затем пусть участники группового обсуждения составят список известных людей: знаменитостей, исторических фигур, философов, художников, политических деятелей, персонажей мультфильмов, киногероев и так далее. После этого участники по очереди должны представить, как каждая личность из списка, с учетом общеизвестной информации о нем, справилась бы с вашей задачей. Первая леди Соединенных Штатов Хилари Клинтон использовала эту -методику в воображаемых диалогах с Элеанор Рузвельт. Этому были посвящены целые газетные полосы, а одна газета даже недоумевала по поводу этих сеансов г-жи Клинтон. Будет жаль, если недальновидная пресса отвратит своих читателей от столь эффективной методики...
Методика «Если бы я был...» успешна, потому что помогает выработать привычку думать в разных направлениях, используя различные стили мышления. Люди, входящие в список замечательных личностей, помогают выработать различные подходы — от артистического до философского, от юмористического до абсолютно экзотического. Методика невероятно забавна, обычно она привносит в занятия оживленность и разжигает творческую энергию.
Вот шутливый пример, который иллюстрирует принцип размышления в разных стилях. В Интернете есть распространенная шутка, которая демонстрирует многообразие ответов на вопрос-поговорку: «Почему цыпленок переходит дорогу?»
И как бы наши незабвенные гении ответили на этот вопрос?
Аристотель: Чтобы реализовать собственный потенциал. Платон: Во имя большего блага.
Будда: Если вы задаете этот вопрос, то отрицаете возможность вашего собственного воплощения в цыпленка.
Карл Маркс: Это было исторически неизбежно. Гете: Инстинкт курицы заставляет его делать это.
В. Ф. Скиннер: Потому что внешние влияния, которые проникли в его сферу чувств с самого рождения, сформировали цыпленка таким образом, что он обязательно стремится перейти дорогу, даже если он полагает, что делает это по собственной воле.
Карл Юнг: Стечение обстоятельств в гештальте данной культуры обусловило то, что определенные цыплята пересекают определенные дороги именно в это время; следовательно, совпадение принесло сей случай в бытие.
Жан-Поль Сартр: Чтобы действовать добросовестно и быть честным по отношению к себе, цыпленок считает необходимым пересечь дорогу.
Чарльз Дарвин: Это было следующим логическим шагом после того, как цыпленок спустился с дерева.
Альберт Эйнштейн: Пересек ли цыпленок дорогу или же дорога пересекла цыпленка — это зависит от позиции наблюдателя.
Сальвадор Дали: Рыба.
Тимоти Лири: Потому что это — единственный вид путешествия, которое государство позволило бы ему.
Говард Коселл: Это одно из наиболее удивительных событий в анналах истории. То, что какая-то двуногая птица с безрассудством совершила такой героический поступок, раньше присущий только Homo sapiens, является действительно замечательным.
Эмили Дикинсон: Потому что он подсознательно стремился к смерти.
Ральф-Вальд Эмерсон: Он не пересекал путь, он превзошел его.
Эрнест Хемингуэй: Чтобы умереть. Под дождем. В одиночестве.
Марк Твен: Слухи о переходе цыпленком дороги сильно преувеличены.
Джек Николсон: Потому что этот (нецензурн.) цыпленок так захотел. И это его личное (нецензурн.) дело.
Фрэнк Пэрдю: Я вырастил самого прекрасного цыпленка по специальной методике, и то, что он перешел дорогу, — часть соответствующей оздоровительной программы превращения тощих птиц в самых жирных.
Как видно из примера, взгляд на проблему глазами разных людей дает несчетное количество вариантов ее решения.
_________________________ МИНИ-СЕМИНАР
CcMt <!ы я t5bu....
Выберите одну из стоящих перед вами проблем (профессиональных или личных) и потратьте несколько минут, чтобы представить, как бы высказался на заданную тему (не слишком серьезно) каждый из перечисленных ниже людей:
• ваш любимый писатель
• ваш бывший преподаватель или тренер » ваш любимый киногерой
• Питер Пен
• герой из мультфильма Уолта Диснея
• ваш любимый киноактер
• самый неуважаемый вами политический деятель
• самый уважаемый вами политический деятель
• Мать Тереза
Установка «цель, а не проблема» (ЦНП) — это такая стратегия мышления, которая у большинства людей, как правило, не возникает сама собой. Ее суть — во взгляде
9 Зак №28
2$7
на ситуацию под другим углом. Когда вы размышляете в русле ЦНП, вы начинаете рассматривать творческую задачу не как проблему, которую необходимо решить, а как цель, которой нужно достичь. Для многих из нас такой переход предоставляет множество возможностей, которые прежде были недостижимыми, так как мы мыслили строго в рамках проблемы. Раскрепощая ум, этот путь позволяет увидеть ситуацию в совершенно ином свете и отыскать необходимые средства для ее разрешения.
К примеру, представьте следующее: вы один в комнате, а с потолка свисают две веревки — причем, если вы одной рукой держите одну из веревок, то не можете дотянуться до другой. Комната пуста; вы можете воспользоваться только тем, что есть в кармане. Как связать веревки? Многие люди задались бы вопросом:
«Как дотянуться до второй веревки?» При этом для них уже заведомо ясно, что первую веревку они из рук выпускать не должны.
Однако если вы сформулируете проблему иначе: «Я хочу, чтобы обе веревки и я сам в какой-то момент оказались все вместе», то тем самым вы дадите себе подсказку. Тут-то вы и вспомните, что у вас есть какие-то ключи или какие-то другие мелкие предметы, которые можно привязать к одной из веревок и затем раскачать ее. Она приблизится, и вы сможете ухватить сразу обе веревки.
Вот реальный пример размышления с установкой ЦНП — из истории космического исследовательского аппарата «Галилей», который в 1995 достиг планеты Юпитер после почти двенадцати лет подготовки и пяти лет космического путешествия. После разработки «Гали-лея» в начале 80-х инженерам пришлось вновь вернуться к чертежам его ракетного двигателя, потому что специалисты НАСА боялись, что при запуске он может прожечь тонкие стенки грузового отсека.
По мнению инженерной группы, проблема состояла в том, что «Галулей» не смог бы получить необходимое
ускорение и достичь Юпитера с менее мощным ракетным двигателем. Найденное решение прекрасно иллюстрирует размышление с установкой ЦНП. Переформулировав проблему (ракетный двигатель «Галилея» может повредить космический корабль) в цель (мы должны найти способ добиться нужного ускорения с ракетой меньшей мощности), инженеры поняли, что они могли бы фактически использовать силу гравитации! Венеры, которая развернет космический аппарат и таким образом буквально подтолкнет его к Юпитеру.
Вы можете применять установку ЦНП, занимаясь различной творческой работой — разрабатывая новое изделие или проект, продумывая устное или письменное выступление или готовясь к трудным переговорам. Чем больше вы практикуетесь в применении данной установки, тем легче становится процесс вашего творчества. Сосредоточиваясь в большей степени не на том, что вам нужно преодолеть, а на том, что вы хотите, вы обязательно придете к незаурядным мыслям, выйдете из границ банальных идей. Как и в случае с «Галиле-ем», установка ЦНП может освободить ваш ум от ограничений заданных параметров, которым, как вам кажется, нужно обязательно следовать, чтобы получить искомый результат. Переоценка проблемы заставляет ваш ум отказываться от ортодоксальных образцов в пользу новых стратегий.
МИНИ-СЕМИНАР
Ус^аш^иг ЦНЛ
Если сейчас перед вами стоит очередная нерешенная задача, подумайте, можно ли ее сформулировать не как проблему, а как цель? Определите камень преткновения и перефразируйте вашу проблему, четко обозначив цель, которой вы должны достичь. Изменил ли ваше восприятие такой угол зрения? Чувствуете ли вы, что имеете теперь больше возможностей для решения проблемы?
/
И»
Составление схемы ^шзмьшие/ша
Составление схемы размышления — процесс наглядного изложения, записи идей, помогающий прорваться через период творческого застоя. Эта методика разработана специалистом по вопросам творчества Тони Бьюзан и» относится к традиционным приемам составления планов, которым все мы обучались в школе. И все же это — намного более мощный инструмент. Это не просто аккуратная строгая манера записи идей, не просто создание классической иерархической структуры, когда используются римские цифры I, II, III и так далее. Методика составления схемы размышления — это нечто большее, она поощряет вас оформлять идеи и информацию наглядно, отражая взаимосвязь всех тем.
Эффективность этой методики проистекает из двух ее особенностей:
Схемы, размышлений обращаются к зрительной памяти. Многие предпочитают работать с визуальной информацией. При изучении связей между запечатленными на бумаге идеями такие люди понимают и запоминают эти идеи лучше и, что важнее, способны разрабатывать их более творчески. Сила зрительной памяти подтверждена многими экспериментами. В одном исследовании в университете Рочестера студентам в течение нескольких дней продемонстрировали более чем 1500 слайдов. После просмотра последнего слайда им показали еще 280 пар слайдов, в которых один из каждой пары встречался и в первом наборе. Тест показал, что более чем в 90 процентах случаев испытуемые верно определили, какие слайды они видели дважды.
Схемы размышлений активизируют правое творческое полушарие мозга сильнее, чем логическое левое. Когда человек составляет традиционный план, он тратит энергию на вычленение логических и последовательных связей между идеями. При составлении схем размышле-
ний внимание сосредоточивается только на очевидных всплесках идей. Когда идеи льются из вас потоком, остается лишь соединять их друг с другом. Вас не волнуют последовательность, порядок или точность. Шаг за шагом правое полушарие мозга берет бразды правления над левым, стремясь расширить ваше творческое мышление.
Как же составляется схема размышления? Возьмите чистый лист бумаги и расположите его перед собой горизонтально (чтобы было больше места). Изложите свою цель или проблему в виде одного предложения в центре листа и обведите его. Для наглядности лучше писать печатными буквами. Как только вы расположили идею в центре листа, позвольте вашим мыслям литься беспрепятственно. Используйте естественные переходы и ассоциации мышления. Если вы взглянете на записанные слова, то идеи будут возникать вновь и вновь. Не препятствуйте им, какими бы они ни были. Записывайте каждую мысль, возникшую в процессе составления схемы размышления, проводя подобно лучам линии из центра к периферии, к соответствующим идеям. Не волнуйтесь относительно соединения всех идей или обнаружения последовательности среди них. Позвольте визуальному эффекту схемы размышления усилить ваш творческий потенциал и ваше ассоциативное мышление.
Мой друг Джойс Вайкофф — автор книги «Составление схем размышления: ваше персональное руководство в решении проблем и исследовании творческого потенциала». Вот несколько его рекомендаций для успешного овладения этой методикой:
Не усложняйте. Не принуждайте себя искать панацею от рака или написать сценарий на миллион долларов или самый лучший отчет из тех, что когда-либо посчастливилось прочесть вашему начальнику. Составление схем размышления — просто облегчение процессов мышления, помогающее стимулировать новые идеи и соединять их. Отнеситесь к этому легко, как к игре; серьезным можно побыть в другой раз.
Думайте быстро. Ваш мозг работает лучше всего в режиме коротких вспышек, в пять-семь минут, так что необходимо успеть ухватить мысль, пока идет поток идей. Для экономии времени при записи используйте только ключевые слова или просто символы и значки, чтобы стенографировать идеи и записать их как можно больше.
Обойдитесь без критики. Фиксируйте все, что приходит на ум, даже если что-то покажется совершенно не «в тему». Если вы проводите мозговую атаку какой-либо идеи для презентации по теме «использование моркови в кулинарии», но внезапно вспоминаете, что нужно забрать вещи из химчистки, то слово «химчистка» запишите тоже. Иначе оно будет крутиться в голове и застопорит весь процесс размышления, и вы уже не сможете придумать ничего толкового. (Но когда что-нибудь умное наконец придет в вашу голову, не забудьте сходить в химчистку.)
Снимите все ограничения. Вам вовсе не обязательно писать на белом листе формата А4 черной пастой, не позволяя себе при этом никаких легкомысленных рисунков. Да пишите хоть на газете, в конторской книге, в альбоме или на оберточной бумаге, прикрепив ее на стену. Чем больше размер бумаги, тем больше идей там поместится. Пишите фломастерами любого цвета, карандашами, перьевыми ручками. (Вы еще и не жили-то по-настоящему, если ни разу не составляли бизнес-план в ярко-розовых и оранжевых тонах!) Не стесняйтесь пририсовать даже любимого героя из мультфильма, обвести или выделить ярким цветом какие-нибудь важные слова.
Начните с середины. Наша прямолинейная, «левопо-лушарная» система образования научила нас начинать любую запись с верхнего левого угла страницы. Однако для мозга более естественно фокусироваться на центре, так что составление схемы размышления начните со сло-
ва или образа, помещенного, как точка отсчета, в середине страницы.
Вольные ассоциации. По мере появления идей обозначайте их одним-двумя словами на линиях, идущих от центра. Позвольте идеям расходиться подобно ветвям и веточкам. Записывайте все идеи подряд без оценки и критики.
Пошевелите руками. Если дело идет туго, нарисуйте только линии, и вы увидите, что ваш мозг автоматически начнет искать для них идеи. Или возьмите карандаш другого цвета, что также может активизировать работу мозга. Составляйте свою схему идей, стоя у доски, мольберта, листа бумаги, прикрепленного к стене. Такое положение может стимулировать прилив творческой энергии.
Окончательное оформление оставьте напоследок. Иногда вы сразу видите все логические связи между идеями и сразу же можете добавлять ответвления от основной мысли. Но иногда так не получается, и в этом случае просто соедините идеи с центром. Организовать все логически можно и позже; первое требование — это просто запечатлеть на бумаге все появившиеся мысли.
Составление схемы размышления может служить генератором идей при упорядочении информации и мыслей для докладов и записок; при обдумывании новой повести или сценария; при проведении маркетинга; при распределении должностей в вашей компании; при расчетах, какую часть прибыли следует выделить на благотворительность; при мобилизации сил на выполнение общей задачи и так далее. Еще одно отличие схем размышления — это то, что ими можно легко поделиться с другими, если вы работаете в группе, или попросить кого-нибудь прокомментировать эти идеи. Другие люди с удовольствием рассмотрят схему и, вероятно, быстрее поймут ваши идеи, чем если бы им пришлось изучать план, выстроенный по традиционным канонам.
Составление схем. ^газмышяенил
1. Если вам еще не довелось проверить на практике эффективность методики «составление схем размышления», выполните следующее упражнение. Как и у большинства людей, у вас наверняка есть наготове хотя бы один сюжет для книги. Почему бы не составить для него схему основных идей? Не бойтесь пробовать. Выделите время, чтобы уединиться с большим листом бумаги, цветными карандашами или фломастерами. Начните с того, что в центре листа напишите имя главного героя или основную сюжетную линию. Дайте волю своему воображению, и вы увидите, как много персонажей и сюжетных линий удастся придумать за час.
2. Выберите проект или проблему, с которой вам хотелось бы получше разобраться, — связанную с вашей работой или из личного творчества. В течение часа поработайте над составлением соответствующей схемы идей. Тщательно продумайте все пункты этого проекта, если прежде это не удавалось. Используйте бумагу любого размера, цветные фломастеры; чиркайте, рисуйте, делайте любые заметки, но создайте схему исчерпывающей. Покажите ее коллегам или друзьям и узнайте их мнение.
^е^/ение записей
В разделе 1 я предложил вам вести ежедневник, чтобы записывать свои мысли и идеи, возникающие по ходу чтения этой книги. Если вы еще не завели такой журнал, то можете считать его разновидностью методики Могущество Разума. Он поможет генерировать идеи или справиться с трудной ситуацией.
В отличие от личного дневника, используемого как способ психологического самоанализа, наш журнал предназначен для наглядного отображения процессов мышления, а в какие-то моменты — для разработки новых идей.
Ведение записей эффективно в разнообразных ситуациях, например, при обработке огромного количества информации, систематизировании данных или когда вы чувствуете, что какая-то мысль может превратиться в полноценную идею. Каждую стадию ее разработки будет очень полезно фиксировать на бумаге.
Существует много методик ведения записей, так что есть из чего выбирать:
Диалоги. По этой методике вы записываете воображаемые беседы с другими людьми, как бы обмениваясь с ними идеями. Например, можно представить, что вы обсуждаете с любимым музыкантом идею своей первой песни. Или, допустим, хотите получить совет у специалиста в области вашей проблемы. Или можно написать воображаемый диалог со своим начальником, которому вы докладываете о своих новаторских идеях. Этот воображаемый диалог был бы чем-то вроде генеральной репетиции на случай реальной ситуации и позволил бы вам лучше подготовиться к ответам на вопросы. Если для какой-то ситуации вы уже приняли решение, то сочините диалог, в котором другой человек либо поддерживает вашу идею, либо, наоборот, спорит с вами.
Сборник. Вы записываете все, что относится к конкретной проблеме или теме. Журнал таким образом продемонстрирует, что вы знаете или думаете, что знаете, — все, что у вас в голове. (Полезно совместить эту методику с составлением схемы размышления.) Например, в процессе разработки какого-то нового изделия надо изложить все свои соображения о его характеристиках, потребительских свойствах, особенностях использования. Или при подготовке презентации для начала осветите в журнале все стороны проекта, но в итоге оставьте только наиважнейшую информацию.
Список. Эта методика не только очень проста, но даже забавна. Составьте список всевозможных идей по любой небезразличной вам теме. Например, список десяти дел,
которые вы хотели бы успеть сделать к шестидесяти пяти годам; три навыка, которые вы хотели бы приобрести в следующем году; десять вещей, которым хотите обучить своих детей, и так далее. Такой список часто наводит на другие мысли и идеи, которые затем могут перерасти в самостоятельный проект.
Запись снов. Запись снов всегда помогала людям понимать события, которые проявляются в подсознании. Мы обсудим сны более подробно в следующей главе, а сейчас полезно отметить, что их запись может быть превосходным инструментом в ситуации, когда сновидения изобилуют реальными людьми и образами. Часто один-единственный сон может подсказать выход из трудной ситуации. Если записать свой сон в подробностях сразу по пробуждении, а не по прошествии некоторого времени, то можно лучше понять и «расшифровать» его.
Письма. Так же как и журнал диалогов, этот журнал может быть составлен из реальных или придуманных писем, в которых вы размышляете по поводу разных идей. Можно написать записку своему знакомому, знаменитому человеку или историческому персонажу. Как и в случае с диалогом, можно самому же и ответить на собственное письмо. Написать какому-то человеку, сыгравшему определенную роль в вашей жизни, даже если его уже нет, — прекрасный способ сохранить воспоминания и обозначить то главное, что повлияло на мировоззрение и способ мышления.
Использование техники. Если вы находите непрактичным таскать повсюду за собой журнал или портативный компьютер, попробуйте воспользоваться карманным диктофоном. Современные записывающие устройства прекрасно хранят информацию и позволяют быстро найти нужный отрывок записи. К тому же они предельно просты в обращении. Так называемый Голосовой Орга-найзер запишет поступающие сообщения и в нужный момент напомнит о них звуковым сигналом. Карманный
диктофон особенно полезен, если вы за рулем или много разъезжаете (частенько хорошие идеи возникают именно во время путешествия) или если вы постоянно оказываетесь в непредвиденных ситуациях. Блестящие идеи могут появляться откуда угодно: вопрос, который задал ваш ребенок по дороге в школу, может натолкнуть на новый замысел для предстоящей презентации; или аромат изысканных блюд из дверей недавно открывшегося марокканского ресторана вдохновит вас на создание песни или художественной композиции в восточных мотивах. Кругом полно всяческих подсказок, зачем же добираться до дома или работы и терять время, чтобы записать пришедшую на ум мысль? Просто сразу же воспользуйтесь своим диктофоном. Этот техножурнал удобно прихватить с собой в поход по книжным магазинам или в библиотеку, чтобы записать необходимые цитаты, выходные данные книг или возникшие при просмотре книг интересные мысли.
Скорее всего, вы не сможете охватить все предложенные методы одновременно, иначе у вас не хватит никакого времени для осуществления всех творческих проектов! Выберите наиболее, по вашему мнению, подходящую и производительную методику. Или скомбинируйте некоторые из этих методов ведения записей. Например, если вы находитесь в процессе работы над новым проектом, попробуйте в течение одной недели пользоваться диктофоном вместе со «списком» или «сборником» и «сонником», чтобы проанализировать идеи, подсказанные подсознанием. И каким же приятным сюрпризом к концу недели будет то обстоятельство, что прилежное ведение и сохранение записей помогло вашему мозгу достойно и мощно ответить на творческий вызов Внимательный разбор собственных мыслей наряду с точным прослеживанием и записью развития идей научит мозг концентрироваться и работать организованно.
Ведение записей — это чрезвычайно эффективная методика для сосредоточения идей и развития творческого потенциала. Последний граф Найтингейл, соучредитель
известной издательской компании «Найтингейл-Ко-нант Корпорэйшн» и один из преданных сторонников Позитивного Мышления, неизменно верил, что люди могут извлекать огромную пользу, записывая возникшие у них идеи. По его наблюдению, «редко кто может позволить себе серьезное, сконцентрированное размышление над проблемами». По словам Найтингейла, все мы должны «систематически и ежедневно планировать творческое мышление». Он предлагал ежедневно посвящать один час такому профилактическому размышлению о жизненных проблемах. Его методика заключалась в следующем: вверху листа записать определение своей проблемы и затем занести ниже все мысли, все пришедшие на ум по данному поводу идеи. Упражняясь в ведении подобного журнала, каждый, считал граф Найтингейл, может острее сконцентрироваться на собственных проблемах и яснее представить будущие цели.
МИНИ-СЕМИНАР
Ведение записей
Вспомните, когда в последний раз вы работали над каким-то проектом на профессиональном поприще или в личном творчестве. Сколько времени потребовалось, чтобы придумать подходящую идею? Можно ли сэкономить время, если использовать методику ведения записи? Может ли ведение временных записей принести пользу проекту, над которым вы сейчас работаете?
У вас есть диктофон или какое-нибудь устройство для записи личных сообщений? Часто ли вы ими пользуетесь? Что мешает вам использовать их ежедневно для записи своих идей?
Обязательно есть писатель, актер, руководитель или коллега, которыми вы восхищаетесь. Напишите им воображаемое письмо или составьте диалог, в котором вы обсуждаете идею книги, фильма, бизнес-программы и т. д. Объясните свою
позицию максимально полно. Выступите от лица другого человека в переписке и в диалоге. Заиграла ли ваша идея новыми гранями после этого?
В течение следующей недели или месяца попробуйте несколько минут в день проводить в профилактическом размышлении, как это предложил граф Найтингейл. Затратив это время на перспективное, целенаправленное размышление, вы будете способны выработать глубоко личные, духовные убеждения. Вы сможете использовать свой интеллект и энергию на внесение изменений и свежих идей в бизнес или личные дела. Если мыслительный эксперимент «цель, а не проблема» не приводит сразу же к конкретным результатам, не отказывайтесь от него. Как сказал однажды великий первопроходец и предприниматель Генри Форд: «Думать — самая трудная на свете работа, поэтому и привлекает она столь немногих».
Ролевые игры — творческое упражнение, в котором вы представляете себя кем-то или даже чем-то. Значение такой игры в том, что она выбивает из привычной колеи размышлений и комфортного состояния. Когда мы выступаем в роли другого человека, мы преодолеваем самоограничения и даем простор фантазии.
Известен пример достижения творческого успеха с помощью разыгрывания ролей в административной группе компании «Жиллетт», проводившей мозговую атаку в 1980 году. Цель сеанса — создание нового вида шампуня. Всех администраторов попросили представить себя отдельными волосками на голове. В этом состоянии они должны были определить, чего им — волосам — больше всего хотелось бы.
Некоторые из тех, кто играл роль волосков, требовали моющее средство, которое будет эффективно удалять грязь с кожи головы, другие выступали за щадящую формулу, чтобы не секлись концы волос. К концу упражнения все поняли, что то, в чем они нуждались, —
это шампунь, подходящий для всех типов волос. Шампунь, который они разработали, «Силкенс-», стал одним из наиболее популярных на рынке.
В своей работе консультанта я много раз рекомендовал разыгрывать роли. Как-то я встречался с группой инженеров из НАСА, которые пытались приспособить изобретенную ими высокосложную систему шумопогло-щения для нужд рядовых потребителей. Инженеры решили вообразить себя движущимися в пространстве звуковыми волнами. И в результате им удалось придумать новое устройство типа барьера, поглощающее шум на автострадах.
Разыграть роль можно как одному, так и в группе. Есть несколько важных принципов для проведения игры:
1. Основное правило: подходит все. Как и в мозговой атаке, из-за отрицательного комментария по поводу способностей или выбора хотя бы одного участника могут пойти насмарку усилия всей группы. Избегайте критических комментариев, шуточек или дразнящих замечаний. Даже невинные вопросы (типа: «Чем ты хочешь побыть?») обычно становятся причиной того, что человек «выходит из роли» и после этого уже не может настроиться, абстрагироваться от собственного тела, голоса, движений.
2. Перед игрой нужно разогреться. Всем участникам группы надо сделать несколько упражнений на растяжку. Чтобы свободно владеть своим телом и ролью, надо стать гибким, расслабить шею и плечи.
3. Не замыкайтесь на «человеческих» ролях. Помните, как в эксперименте «Жиллетт» администраторы играли роль волосков, а вовсе не химиков, работающих над формулой шампуня? Так что и вы побудьте животными, разными продуктами, химическими элементами, металлами — словом, какими угодно живыми или неодушевленными объектами.
27Й
4 Разыгрывание ролей может происходить и не в заданных рамках. В разыгрывании ролей лидер группы устанавливает место действия. Например, группа туристических агентов проверяет новый маршрут для отпускников. И вот лидер говорит, что их самолет прибыл к месту назначения, но автобус сломался и в течение трех дней до возвращения у них есть полная свобода действий. Это, так сказать, разыгрывание ролей в заданных рамках действия.
В незаданных рамках действия каждый участник может делать то, что нравится, как это делают актеры, импровизируя. Какие-либо определенные идеи, ограничения, характеры не устанавливаются. Ход роли полностью зависит от того, какие персонажи выберут для себя участники, как они взаимодействуют и куда заведет сама роль.
Например, в приведенном случае с туристическими агентами участники знали только, что надо придумывать идеи для нового маршрута. Они могли играть любую роль — вплоть до песка на пляже, или птицы, парящей над Альпами, или монаха в Тибетском буддийском храме.
5. Не форсируйте процесс. Одним разыгрывание ролей помогает, другим — нет. Часто это упражнение требует сначала десяти-двадцатиминутной разминки и вхождения в образ. Во многих случаях какая-то тема развивается медленно или лучшие идеи возникают лишь к концу игры.
Исполнение ролей может быть чрезвычайно мощной стратегией применительно к небольшой группе людей, которым привычно и комфортно общаться друг с другом. Это могут быть работники одного отдела или филиала компании или старые друзья, разрабатывающие совместный проект. Данная стратегия способствует коллективной работе и сотрудничеству, равно как и развлекает людей — момент для творчества немаловажный.
Уолевые иг/ил
1. Участвовали вы когда-нибудь в такой театральной игре? Как это происходило? Достигла ли ваша группа успеха в разработке идеи? Если нет, то как вы думаете, почему?
2. Если вам ни разу не приходилось выступать в какой-либо роли, как вы думаете, понравится ли вам подобная игра или вы будете чувствовать себя неловко? Проанализируйте все свои возможные страхи или неприятные ощущения, связанные с выступлением в роли другого. Начните с воспоминаний о радостных временах детства, когда вы играли во что-то или в кого-то; сделайте эти воспоминания одним из инструментов творческого самовыражения.
Не не^оон^нивашне сим/ вашего i/ма
Большинству людей, когда они напряжены, находятся в сложной или стрессовой ситуации, трудно проследить собственные мыслительные процессы. Все мы иногда мчимся по колее и теряем перспективу. Мы сами не замечаем, как притупляется острота восприятия и мы начинаем работать вхолостую, двигаясь по замкнутому кругу.
Вот почему восемь стратегий Могущества Разума, изложенные в этой главе, могут быть чрезвычайно полезны. Они помогут выйти на новый виток и обрести незаурядные идеи. Все они в значительной степени сфокусированы на том, чтобы помочь человеку лучше понять процесс собственного мышления, осознать суть проблемы и испробовать новые способы ее решения. Эти методики создают новые средства выражения для нарождающихся идей.
Стратегии Могущества Разума не дают забыть об огромном потенциале вашего ума. Итак, помните, всякий раз, когда вы оказываетесь в трудной ситуации, не стоит
недооценивать свои умственные способности и бросать на полпути начатое дело — напротив, активизируйте ваше мышление! Независимо от того, в одиночку вы работаете или в группе, возьмите на вооружение эти стратегии, и тогда очень скоро обнаружится, что новых идей гораздо больше, чем вы даже могли предположить.
Cfnftcunez^ 9.
Выш/с^ипе на валю свое сиыне^шсинивнсуе сознание
Наука далеко продвинулась во многих областях, однако о человеческом мозге и его скрытых возможностях вне рационального сознания мы знаем очень немного. Для простоты я обобщаю и называю эти силы двумя словами — альтернативное сознание (alterconscious). В целом я отношу их к бессознательному, глубинному уровню впечатлений и знаний, а также к подсознательному Фрейда, хранилищу угнетенных чувств, которые, по его гипотезе, влияют на наши мысли и поведение. В моем представлении альтернативное сознание можно понимать как зону «нигде», в которой, очевидно, и возникают наши идеи.
Из года в год лучшие умы, изучающие нервную деятельность человека, получают все больше информации о сложных функциях человеческого мозга, но тем не менее мы остаемся далеки от полного понимания его скрытой внутренней работы. Мы знаем, что мозг — прекрасная счетная машина, способная к обработке миллиардов команд в секунду. В одном из последних номеров журнала «Психология сегодня» говорится, что мозг может обрабатывать примерно 10 в 15-й степени миллиардов команд в секунду (BIPS), в то время как самый современный суперкомпьютер способен только на 10 в 9-й степени BIPS (для более наглядного сравнения быстродействие современного персонального компьютера все еще измеряется в миллионах команд в секунду, или MIPS). Короче говоря, мозг — невероятно мощный инструмент мышления, возможности которого даже трудно себе представить.
Часто говорят, что потенциал человеческого интеллекта задействован далеко не полностью. Несколько лет назад было установлено, что мы используем только око-
ло 10 процентов возможностей нашего мозга, но более современные исследования полагают, что фактически используется меньше одной десятой процента. Опираясь на эти данные, многие утверждают, что если бы человек использовал немного больше из своего потенциала, он мог бы быть значительно умнее или делал бы пятьдесят дел одновременно. Какую бы статистику на этот счет мы ни взяли, совершенно очевидно, что в глубинах нашего разума таятся чудесные способности, и они обнаруживают себя, когда мы в этом нуждаемся. Именно поэтому в данной главе рассматриваются феноменальные явления, которые принято считать видимыми проявлениями альтернативного сознания. Это интуиция, фантазия, воображение, медитация и сон. Эти процессы, естественно, возникают в мозге, но как бы подспудно. Они заслуживают пристального научного исследования, потому что тесным образом связаны с процессом творчества и созданием новых идей. Однако постичь их природу не просто, они отрывочны, размыты и трудно поддаются определению. В отличие от стратегий преобразующего мышления или принудительных соединений, к которым мы обращаемся сознательно, нельзя заставить альтернативное сознание придумать новую идею. Напротив, мозг действует по своим собственным законам, и надо научиться выделять и использовать предоставляемую им информацию, уметь не упустить подаренные природой жемчужины мудрости.
CocftlosiHue мозга no^c/ae/flcsi измфению
Благодаря современной науке у нас есть удивительное факты о работе альтернативного сознания. Эти исследования касаются электрической активности мозга, которая, измеряется прибором под названием электроэн-цефалограф (ЭЭЦ). С его помощью ученые обнаружили,
27$
что существует четыре различных состояния мозга, каждое из которых соответствует определенному типу электрической волны, и что каждая волна отвечает за специфические функции. Фазы состояния мозга описаны следующим образом:
Бета. Волны «бета» связаны с бодрствованием мозга, когда мы «во всеоружии» и рассуждаем последовательно и логически по конкретным вопросам. Бета-состояние также характерно для моментов, когда мы возбуждаемся под воздействием окружающих обстоятельств.
Альфа. Волны «альфа» преобладают в минуты расслабления, когда внимание отключено; для этой фазы характерны мечтательность, игра воображения. Считается, что это состояние — преддверие медитации. Благодаря ему человек может запоминать то, что видит во сне.
Тэта. Волны «тэта» связаны с бессознательным разумом и активны во время сновидений и медитации. Эти волны отражают все наши подавляемые эмоции и неизрасходованный творческий потенциал.
Дельта. Волны «дельта» можно сравнить с радаром;
они отражают внутреннее знание самых глубоких уровней бессознательного. Дельта-волны ответственны за так называемый медленный сон, когда организм полностью отключается от внешнего мира.
Для разнообразной деятельности человека стало благом более глубокое познание фазовых состояний мозга. Специалисты в сфере образования обнаружили, например, что мы лучше учимся и дольше сохраняем информацию в состоянии альфа, а вовсе не в бета, особенно если информация репетируется, повторяется много раз. Поскольку человек расслаблен, он способен воспринять информацию на глубоком подсознательном уровне. Благодаря этому открытию в области ускоренного обучения на вооружение были приняты методики, включающие упражнения на расслабление, управление дыханием, много-
кратное повторение материала. Эти методы эффективны в изучении, например, иностранных языков. В актерской профессии их применяют, когда учат наизусть роли. Ученые, занимающиеся борьбой со стрессом, повсеместно используют тот факт, что замедление активности мозга до состояния альфа может помочь людям чувствовать себя более спокойно и умиротворенно, оправдывая таким образом многовековую практику медитации.
Современные исследователи полагают, что альфа, тэта и дельта фазы мозга особенно подходят для творчества, помогая нам внутренне сосредоточиться и подготовиться к занятиям. Анна Вайз обобщила знание о волнах мозга до трех важных областей, перечисленных в подзаголовке ее книги «Высокопроизводительный разум: волны мозга для познания, оздоровления и творчества». В работе Вайз утверждается, что четыре вида мозговых волн могут существовать одновременно, это так называемый бодрствующий мозг. Ее исследование показало, что когда мы достигаем состояния бодрствующего мозга, то испытываем пик творческого потенциала, обнаружить который можно с помощью ЭЭЦ. Вайз говорит, что способна определить этот пик, наблюдая волны мозга обследуемого.
Используя эти научные данные в качестве отправной точки, давайте попробуем разобраться, как интуиция, сон, воображение, медитация и фантазии могут стать инструментами вашего творчества.
Цшн^иция: лозной ce&i!
Возможно, вы не считаете, что обладаете блестящей интуицией, или чувствуете, что логика влияет на ваши решения сильнее, чем внутренний голос. Однако всех нас иногда посещают интуитивные мысли. Вспомните, ведь и вы наверняка испытывали вспышки такого внезапного озарения:
• настойчивое убеждение идти именно в этом направлении или, наоборот, ни в коем случае туда не ходить
• чувство, будто что-то осталось недоделанным или что надо еще раз все перепроверить
• догадка, что именно эта идея или поступок помогут в разрешении проблемы
• чувство, что сегодня в этом месте встретите этого человека
Эти признаки, довольно расплывчатые, чаще, чем мы думаем, приводят к правильному ответу, важному открытию или какой-то творческой удаче.
Впервые я увидел истинную мощь интуиции благодаря своей жене Джен. И раньше я знал, что ее интуиция хорошо развита, но не понимал, насколько ценно это качество, пока оно не проявилось в весьма драматической ситуации. В 1987 году мы подумывали о покупке нового дома. Мы копили деньги, вкладывая их в течение некоторого времени в очень надежные акции. И вот наши сбережения выросли, денег было достаточно, чтобы безболезненно купить дом, и мы начали подбирать варианты. В нашей семье супруга занимается наличными деньгами (оплата счетов и так далее), я же отвечаю за вложение капитала. Осенью того года Джен сказала, что, по ее мнению, нам надо продать все наши акции. Однако я считал, что моя квалификация в этой области дает мне преимущественное право принимать решения. И хотя я был против, жена настояла на своем. Я продал почти все акции, за исключением низкодоходных, которые и так было невозможно продать. На следующий день рынок акций потерпел крах. Если бы мы не продали акции, значительная часть наших капиталовложений была бы потеряна и мы еще долго не смогли бы позволить себе новый дом. С тех пор я решил при всяком удобном случае призывать на помощь интуицию.
До недавнего времени в культуре Запада неохотно признавалось существование интуиции. Многие люди
считали ее выдумками гадалок или цирковыми фокусами. Над теми же, кто признавался, что доверяет своей интуиции, частенько насмехались и даже называли безумцами.
Однако сегодня интуиция широко признана как реальная и вполне самостоятельная сторона деятельности мозга, а не просто умение быстро соображать и делать умозаключения, как утверждали некоторые. Все эти проявления мыслительной деятельности являются скорее результатом работы интуиции, сообщениями из самых глубин вашего альтернативного сознания. Роль интуиции неоценима во многих творческих предприятиях. От той искры, что дает жизнь научным (и не только) открытиям, новым картинам, романам, песням, — до еле различимого голоса, который подсказывает, в каком направлении стоит продолжать поиски, когда мы попадаем в тяжелую ситуацию, как правильно поставить научный эксперимент или где именно искать доказательства своей правоты. В превосходной книге Филиппа Голдберга «Грани интуиции» различается шесть ее типов. Вкратцеих можно охарактеризовать следующим образом:
Открытие: человек внезапно осознает некую — долгожданную — закономерность. Как, например, Архимед, который, принимая ванну, вдруг вывел закон измерения объема тела с помощью объема вытесненной воды и воскликнул свое знаменитое: «Эврика!»
Творчество: неожиданно в голове высвечиваются нужные слова, ноты или образы, перерастающие впоследствии в гениальную поэму, песню, картину или изобретение.
Оценка: почему-то выбирается одно, а не другое. Рей Крок упорно хотел купить сеть ресторанов «Макдональдс» вопреки советам своих адвокатов; Конрад Хил-тон в последний момент передумал и повысил цену покупки одного чикагского отеля со 165 000 долларов до 180 000 долларов только для того, чтобы перебить цену
конкурента — 179 800 долларов. (В качестве ремарки можно добавить: несколькими годами позже Хилтон сделал 1 миллион долларов (!) на продаже этой самой компании.)
Деятельность: вы вдруг осознаете, в каком направлении необходимо действовать. Неожиданный прорыв в исследованиях Александра Флеминга привел его к великому открытию — изобретению пенициллина.
Предсказание: какое-то подспудное чувство подсказывает, как именно все обернется. Бывает, человек не хочет лететь выбранным ранее рейсом или идти на какое-то мероприятие, а потом оказывается, что он, по счастливой случайности, избежал катастрофы.
Просветление: когда внезапно возникает чувство единения с высшими — религиозными или духовными — силами.
Все эти разновидности интуиции взаимосвязаны, разница лишь в степени предвидения или в том, какое решение принимает ваш разум. Тем не менее, как и многие его коллеги, Голдберг утверждает, что интуиция является сердцевиной многих творческих занятий и открытий. Она, по-видимому, есть фундаментальное событие, возникающее в процессе творческого вызревания: в голове совершенная путаница из-за чрезвычайного количества наработанной информации, но в один прекрасный момент нежданно-негаданно возникает ответ. Но, приходит к выводу Голдберг, интуиции не всегда нужен инкубационный период. Она может сработать спонтанно, без видимой подготовительной стадии, даже с полуслова. В любом случае интуиция поставляет нам варианты решения проблемы, образа нового продукта или диалога между главными героями романа.
Как же разум «интуитирует», внезапно выуживая откуда-то ответ, решение или образ, которые в конечном счете приведут к творческому успеху? Ученые все еще озадачены этим вопросом. Кое-кто из первых исследова-
телей относил интуицию, наряду с другими нелогическими характеристиками разума, к правому полушарию мозга, считаяее отражением нелинейного мышления. Другие, напротив, предполагали, что интуиция собирает информацию со всех уголков мозга и выстраивает ее в сложный и целостный процесс. Ученые под руководством стенфордского нейрофизиолога Карла Прибрама даже заявили, что интуиция отражает «голографический» характер мозга. Это означает, что все части мозга копируют хранимые в разных местах данные так, что информация попадает в мозг целиком, без цепи последовательных логических шагов. Тот факт, что интуиция приходит как бы из ниоткуда и не имеет никакого определенного местоположения в мозге, делает эту теорию правдоподобной.
Понятно, что необходимо глубже изучать интуицию, ее физическую и электрическую природу. Но несомненно, что, в отличие от других мыслительных процессов, ее координаты в мозге не могут быть четко определены. И на сегодняшний день единодушно признается, что интуиция зарождается — по крайней мере метафорически — глубоко в мозгу, как раз в той области, которую мы называем бессознательным или альтернативным сознанием. Великий психиатр Карл Юнг давно связал бессознательное и интуицию, когда писал, что бессознательное — «не просто хранилище прошлого, но также полно будущими психическими ситуациями и идеями».
Согласно Юнгу, бессознательное и его интуитивные способности являются столь мощными благодаря разделению на два уровня: персональный и коллективный. Персональный уровень содержит все опыты и впечатления, которые находятся ниже порога индивидуального сознания, в то время как коллективное бессознательное содержит то, что он называл архетипы — универсальные образы, которые позволяют нам обрабатывать наши мысли и чувства инстинктивно. Юнг разъяснил, что архетипы — это не буквальные воспоминания или образы, оставленные нашими предками, но некая предрасположенность освоения мира, которая происходит из
«унаследованной с незапамятных времен силы человеческого воображения». Другими словами, в глубинах нашего мозга, наряду с личным опытом, таится врожденный смысл «универсальных истин». В представлении Юнга интуиция и порождаемое ею творчество есть некая разновидность изначального инстинктивного знания. Если придерживаться еще более замкнутой на себе самом логики, то мы интуитивно знаем, что нечто правильно или красиво, потому что наша интуиция нам так говорит. Интуиция рождается так глубоко в нас, что мы принимаем ее за инстинкт.
Теперь широко распространено мнение, что все мы действуем интуитивно — по крайней мере, до некоторой степени и в различных областях. Индивидуальный уровень интуиции отражает множество моментов. Например, в некоторых обстоятельствах люди обладают завидной интуицией в бизнесе, но начисто лишены ее в том, что касается человеческих отношений или любви. Многие полагают, что здесь играют роль культурный и половой факторы; издавна считается, что жители Востока и женщины обладают более сильной интуицией, чем люди с Запада и мужчины вообще. Однако огромное большинство исследователей теперь осознает, что такие стереотипы основаны на закоренелых предубеждениях и заученных формах поведения. Другими словами, в западной культуре в целом, и у мужчин в частности, существует некоторое предубеждение против интуиции и привычка ее игнорировать.
Как же можно применить силу своей интуиции на благо творчества? Как можно проникнуть в бессознательное и воспользоваться его способностью понимать и давать творческие ответы на поставленные задачи? Это крайне трудно, поскольку главное правило интуиции и заключается в том, что она не работает по принуждению. Она работает в собственном темпе и по собственному желанию. Как пишет Голдберг, «вы не можете принудить интуицию работать, как не можете заставить кого-то в вас влюбиться».
Таким образом, надо быть всегда начеку и ловить моменты, когда интуиция пошлет вам сигнал. Здесь необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, надо научиться быть более открытым и более почтительным по отношению к собственной интуиции. Вот несколько рекомендаций, которые помогут подготовить почву для проявления интуиции:
Верьте в интуитивные способности своего разума. Вы нуждаетесь в очистке своего мозга от предвзятого мнения, будто не обладаете интуицией. Избавьтесь от мысли, что не способны услышать свой внутренний голос.
Доверяйте своим чувствам и мыслям. Низкая самооценка может подорвать доверие к собственным чувствам и не позволит прислушаться к интуитивным сообщениям.
Будьте уверены в себе и независимы. Эти качества сделают вас открытыми для непредсказуемости и неожиданности, двум главным элементам интуиции.
Будьте гибким, не бойтесь экспериментировать. Интуитивный ум нуждается в пространстве и времени для маневра, поскольку он экспериментирует с идеями и проверяет их на прочность.
Не упрощайте задачу; будьте готовы к сложностям. Интуиция почему-то работает лучше всего со сложными проблемами. Если вы упрощаете задачу, то и ответы найдете попроще, не требующие творческого подхода и подключения бессознательного.
Во-вторых, нужно узнать, как расшевелить интуицию. Если ваша интуиция еще дремлет, вы можете привести ее в действие. Верный способ состоит в том, чтобы следовать четырехшаговой модели развития творческого потенциала. Оказавшись в тупике при работе с каким-то проектом, приложите все усилия и начните целенаправленную подготовку с первого шага — исследования и
сбора данных, определения своих целей, бесед с людьми, путешествий, чтения. Другими словами, воспользуйтесь всеми предложенными в этой книге стратегиями. Затем немного передохните и расслабьтесь; на некоторое время необходимо полностью отвлечься от своей проблемы. В течение этого простоя ваша интуиция наверняка «обработает» всю собранную информацию и выдаст ответ. В инкубационный период мозг обращается к альтернативному сознанию за дополнительными данными и, как считал Юнг, чтобы проконсультироваться с архетипами, присутствующими в коллективном бессознательном. Что бы там ни выяснилось, нет ни малейшего сомнения в том, что в поисках ответов разум в подготовительный период апеллирует к интуитивным способностям.
Другой путь встряхнуть интуицию — это не упустить удачные совпадения места и времени. Я не однажды повторял в этой книге, что вдохновение иногда приходит неожиданно. Представьте, например, вы знакомитесь с человеком, который оказывается именно тем, кто вам нужен, или натыкаетесь на газетную статью, содержащую информацию, которая требуется вам для предстоящей презентации. В этих случаях интуиция застала вас не за рабочим столом; она просто появилась неизвестно откуда и попала точно в цель. Вот почему путешествия, чтение, занятия искусством создают превосходные условия для вашей интуиции, если удачно совпадают место и время.
В заключение о самом важном. Вы должны уметь различать голос интуиции и внимать ему. Замечательный мыслитель Бакминстер Фуллер сравнивал интуицию с рыбалкой: «Как только вы чувствуете, что клюет, — сразу подсекайте». Это означает, что надо научиться распознавать признаки интуиции. Вот некоторые из них:
Озарение. Это наиболее часто встречающийся признак интуиции. Обрывки идей обычно мгновенно проносятся в голове, и вы понимаете, что не успеваете фиксировать их. И хотя человек не имеет понятия, откуда взялись эти
идеи, он уверен, что эти мысли правильные. Озарение может посетить вас в любое время: посредине лестничного пролета, под душем, пока вы с кем-то говорите или когда играете в баскетбол.
Повторяющиеся мысли. Иногда не озарение, а скорее повторение одной и той же мысли является сигналом к тому, что следует прислушаться к своему внутреннему голосу. В жизни каждого из нас бывали моменты, когда мы долго не могли отделаться от какой-то назойливой мысли. А вдруг это был сигнал?
Видения. Эти образы и картины, как и внезапные мысли, возникают в вашей голове без каких-либо видимых причин. Они могут предстать очень подробно, в цвете или даже трехмерно, и в общих или едва различимых чертах.
Внутренние чувства. Их можно определить как особые, неуютные физические ощущения, обычно в районе живота или груди, которые заставляют вас что-то делать, ходить из угла в угол, вставать и садиться, в общем — не дают покоя. Если вы не делаете того, что велят эти чувства, вам становится не по себе, все получается из рук вон плохо. Внутренние чувства обычно срабатывают быстро, и к их сигналам следует сразу же прислушаться, особенно если вы сейчас в процессе творческих исканий.
Инстинктивные эмоции. Они часто связаны с тем, что некоторые люди называют женской интуицией, хотя их испытывают и мужчины. Это сильные вспышки эмоций при столкновении с какой-либо ситуацией, делом, человеком. Если это положительные чувства, они смогут подвигнуть вас на нечто хорошее, а отрицательные импульсы предостерегут от неприятностей. Инстинктивные эмоции в некотором смысле схожи с внутренними чувствами. Но если последние характеризуются ощутимым физическим моментом, то инстинктивные эмоции — это настроение в целом.
Неожиданные «духовные» чувства. Энн Дархэм Робинсон, ведущий специалист по интуиции, определяет этот признак как сообщение изнутри, которое часто сопутствует глубокому индивидуальному росту и проявляется как прозрение.
Как видите, многие из этих знаков — от свободно разлитых эмоций до бульканья в животе или гусиной кожи — можно распознать только при условии, что вы научились прислушиваться к своему телу.
Каким бы образом ни заявляла о себе интуиция, помните: интуитивное понимание обычно приходит, когда вы отвлечены, расслаблены и совсем не думаете о своих творческих «заморочках» Такое состояние точно соответствует фазе альфа-волны, когда мозг переходит из обычного бета-бодрствования и настраивается на альтернативное сознание. Предполагается, что существует связь между творческим потенциалом и альтернативным сознанием. Интуицию, по-видимому, можно определить как источник данных для рождения идей и вместилище неких таинственных функций.
Если вы чувствуете, что противитесь своей интуиции, сломайте этот механизм сдерживания, сосредоточьтесь на том, что мешает черпать новые идеи из этого щедрого источника. Если ответ коренится в системе ваших жизненных ценностей, попытайтесь изменить их. Думайте о своей интуиции как о шестом чувстве. Если вы не доверяете ей, то тратите впустую часть своего восприятия. Отказываясь от интуиции, вы упускаете огромные творческие возможности.
МИНИ-СЕМИНАР
Onheq&uufie способы п^яёленил своей шиЯциции
1. Как вы относитесь к собственной интуиции? Можете ли назвать какие-то события или принятые вами решения, продемонстрировавшие, что вы обладаете интуицией в любой из
упоминавшихся выше форм: открытие, творчество, оценка, деятельность, предсказание, просветление?
2. Срабатывает ли ваша интуиция задним числом? Другими словами, бывали ли случаи, когда вы не желали прислушиваться к своему внутреннему голосу, пока жестокая жизнь не доказала правоту вашего интуитивного предчувствия? Я работал с администраторами, которые принимали самые удачные решения, полагаясь на свое внутреннее убеждение, но не внедряли их, пока не обезопасили себя множеством маркетинговых отчетов, финансовых анализов и официальных указаний. Маргарет Уитли, ученый и автор книги «Лидерство и новейшие исследования», отмечает, что многие люди сначала принимают решения на интуитивном уровне, а затем уже ищут фактическое подтверждение своей правоты.
Если и вы относитесь к этой категории, проверьте себя с помощью теста: в следующий раз, когда у вас еще до окончательного решения появится интуитивный ответ, запишите его ясно и конкретно, затем отложите в сторону. А когда будете иметь все необходимые данные для принятия решения, обратитесь к своей первоначальной интуитивной подсказке. После того как несколько раз проверите себя, вы начнете доверять своим интуитивным суждениям. Вы постепенно привыкнете полагаться на свою интуицию в самых ответственных ситуациях.
3. Как вы чувствуете интуицию? Прокрутите в уме несколько последних случаев творческого успеха. Закройте глаза и задайте себе следующие вопросы, касающиеся того, как вы чувствовали себя за несколько минут или даже секунд до момента творческого вдохновения:
а. Испытывали ли вы чувство, идущее откуда-то изнутри и
подсказавшее верное направление? б. Приходили ли вам в голову неожиданные мысли или
видения?
в. Бывали ли у вас повторяющиеся мысли? г. Ваши эмоции призывали настойчиво к действиям? д. Знакомы ли вам неприятные ощущения в области живота, состояние гусиной кожи или другие физиологические проявления?
Bfi&MA п&мечЛсиЯь
В нашей культуре существует тенденция негативного отношения к фантазиям и мечтательности. Действительно, мы частенько не прочь назвать бездельниками любителей в рабочее время повитать в облаках. Но на самом деле, фантазии — один из путей в наше подсознание. Они позволяют раскрыть необъятные резервы образов, идей и опытов, ведущих к новым ассоциациям, то есть к творчеству. Фантазия раскрывает двери музе интуиции. Это утверждение прекрасно иллюстрирует известная история с Генри Фордом. Однажды Форд пригласил эксперта в области эффективности производства, и тот порекомендовал уволить одного из служащих. Эксперт объяснил, что каждый раз, проходя мимо кабинета этого человека, он видел, как тот о чем-то мечтает, положив ноги на стоп. Форд заметил, что хотя этот служащий и не выглядит усердным работником, но благодаря его последней идее объем продаж значительно возрос. «Так что пусть мечтает», — ответил Форд эксперту.
Что же такое фантазия? В контексте сознания это — некое гипнотическое состояние, в котором мозг пребывает между бета- и альфа-волнами, но еще не спит. В таком состоянии мозг менее сосредоточен, чем во время бодрствования, и мысль может легко переключаться с одного предмета на другой или свободно проноситься по какой-то одной теме без всякого предварительного плана. Мечтательность характеризуется желанием думать несерьезно, безотносительно к реальной жизни, истинным мотивациям или конкретным последствиям. Фантазия может привести к сумасшедшим мыслям и результатам, эротическим образам. Она создает подходящий настрой, в котором предварительно собранная информация преобразуется интуицией в искомое решение.
Ответы на эти вопросы в следующий раз могут привести вас к черте, где можно быть творческим и распознать голос своей интуиции. Знание себя может помочь вам уловить момент проявления интуиции. Анна Дюрэм Робинсон отмечает, что если она в уме слышит какие-то слова трижды, то это — явный признак интуиции и, следовательно, сообщение необходимо учесть. Она полагает, что, если вы действительно хотите иметь связь со своей интуицией, вы должны вести записи всех случаев ее проявления.
Мечты относятся к сфере воображения, могучему средству проникнуть в наше альтернативное сознание. Воображение — форма мысленного повтора или как бы создание «фильма в голове». Оно отличается от мечтательности тем, что мы намеренно подключаем свое воображение, в то время как мечты приходят сами по себе в те моменты, когда наш мозг нуждается в отдыхе. Воображение работает в силу сильной зрительной «склонности» мозга, которая позволяет нам переживать какие-то вещи так, как если бы они действительно происходили. Воображение дает возможность прокручивать в голове различные варианты того, как могло бы происходить то или иное событие, как может быть решена проблема, как должна быть осуществлена идея нового изделия или как будет смотреться или звучать другой состав актеров
Воображение дает три серьезных преимущества. Первое — это тот факт, что в процессе визуализации отрабатываются нервно-мышечные рефлексы (отражение взаимодействия мозга и тела), необходимые для предполагаемой будущей деятельности. Ученые показали с помощью электромиографических исследований (измерение силы электрической активности мозга в минуту), что, когда вы представляете себе нечто, то есть визуализиру-ете действие, электрические импульсы пронизывают именно те мышцы, которые отвечают за физические действия, о которых вы думаете. Ваши мышцы моментально «схватывают» команду, даже если она воображаемая.
Воображение и повторение в уме полезны для многих видов творческой работы, предполагающих физическую активность Это, например, актерское ремесло, работа музыканта, ораторское искусство, умение представить в уме, как будет выглядеть будущий проект, — качество, необходимое для всех разновидностей дизайна Известна история о китайском пианисте Лю Чи Кунге, который провел семь лет в заключении во времена Культурной
10 fan №28
революции. Хотя он не мог играть на фортепьяно, находясь в тюрьме, после освобождения он не потерял своего мастерства, и многие отмечали, что он играл лучше, чем когда-либо. Отвечая на вопрос, как такое возможно, он отвечал, что занимался музыкой каждый день. «Я репетировал каждое произведение, которое когда-либо играл, нота за нотой... в уме».
Хирурги также, как известно, проигрывают мысленно свои действия. Доктор Чарльз Майо (его именем названа знаменитая клиника) в ночь перед операцией продумывал все свои движения. Многие атлеты также зрительно представляют себе предстоящее выступление. В некоторых книгах приводятся примеры применения в тренировках спортсменов бывшего Советского Союза методики визуализации (идеомоторной методики), которой приписывалась значительная часть успехов сборной на Олимпийских играх. Мухамед Али называл воображаемые поединки ключом к победам. Многие лыжники и гимнасты мирового класса мысленно повторяют все упражнения своей программы перед соревнованиями. Научно доказанная эффективность метода визуализации так велика, что теперь он используется в реабилитации выздоравливающих пациентов и в борьбе с такими серьезными заболеваниями, как рак: больные мысленно представляют белый свет или иную живительную энергию, разрушающую их пораженные клетки.
Другой плюс воображения заключается в возможности с помощью этой методики выйти за рамки привычного способа мышления. Поскольку у себя в голове вы вызываете образы предстоящего события или места действия, то абстрагируетесь и отстраняетесь от настоящего момента, как если бы вы были птицей, наблюдающей за происходящим с высоты.
Известный доктор медицины и автор книг о здоровье Дин Орниш предлагает следующую аналогию для объяснения того, как воображение способно помочь оглядеть проблему или ситуацию свежим взглядом. Допустим, вы стоите рядом с железнодорожным полотном. Движется
поезд — это ваш творческий вызов; по мере его приближения вы все яснее различаете каждый вагон. Это похоже на то, как ваш мозг непосредственно встречается с проблемой. И напротив, если вы представите, будто летите на воздушном шаре и свысока глядите на ту же картину, т
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "10 способов освободить ваш творческий гений"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИНИ-СЕМИНАР
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов