рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические традиции в веб‑искусстве

Исторические традиции в веб‑искусстве - раздел Искусство, Искусство оформления сайта. Практическое пособие   Понятно, Что Никакой Глубокой Истории Веб‑дизайн – Стол...

 

Понятно, что никакой глубокой истории веб‑дизайн – столь молодое направление в искусстве, находящееся еще на стадии полуремесла, – не имеет. Однако он имеет солидную предысторию. Если судить по общим тенденциям развития веб‑дизайна, то можно пророчествовать, что он проходит непростой путь по трем этапам:

> традиция Запада;

> традиция Востока;

> традиция Атлантиды.

Полагаю, что кое‑кто усмехнется, читая эти строки: еще бы, верить в существование Атлантиды – признак несерьезности. Однако рано посмеиваться, термин «традиция Атлантиды» употреблен с тайным смыслом. Традиция прагматичного Запада зародилась в Древней Греции, первой европейской цивилизации. Свое отчетливое выражение она нашла в философии афинянина Сократа, который, если верить его ученикам Ксенофонту и Платону, сформулировал принцип юзабилити: «Все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено».[9]Концепция юзабилити, то есть удобства на грани искусства, достигла апогея в своем развитии в трудах Я. Нильсена и вряд ли продвинется дальше. На этом западная традиция угасает, уступая место восточной.

И это логично! Ведь Нильсен и вслед за ним другие дизайнеры, которые интуитивно следуют духу западной традиции, требуют достижения максимальной простоты при верстке веб‑страничек. Но простота бывает разной, очень часто она оказывается хуже воровства. Понятно, что традиция зашла в тупик, выйти из которого не сможет. А вот дизайн сможет, он станет развиваться в русле восточной традиции, а если говорить конкретнее – дальневосточной, поскольку сформировалась она в искусстве Индии, Китая, Японии и Юго‑Восточной Азии. Две ключевые формулы успеха, которые препятствуют превращению простоты в воровство, носят японские названия ваби‑саби и канзай‑инжиниринг. На их основе современные «вебисты» стремятся построить дао дизайна. Потолкуем об этом подробнее.

Ваби‑саби. Если переводить суть японского принципа ваби‑саби на язык европейцев (и нас в том числе), у которых микрочипы вместо мозга, то получим императивную формулировку: доступность и полнота информационного потока при минимуме изобразительных и технических средств. Добиться этой цели можно лишь при одном непременном условии, а именно – на ваби‑саби нельзя смотреть как на одиночный принцип, ибо в действительности это целая философия, провозглашающая великую силу простоты. Информационный поток со странички ресурса может быть достаточно силен, эффективен и может обладать нужной пропускной способностью при минимальных технических и изобразительных усилиях, но при максимальных усилиях созидательного духа и творческого мышления, подчиненных философии ваби‑саби. Созидательный дух и творческое мышление в их крепком союзе помогают раскрыть магию простоты, когда отсечено все лишнее. Говоря откровенно, здесь нет ничего заумного, непонятного европейцу. Не одни японцы такие, ведь мы, например, не утратили способности восхищаться безрукой Венерой Милосской – и другой мы ее себе не представляем, словно бы сам скульптор отсек от статуи все лишнее, оставив для обозрения чистую гармонию.

Обычно изысканность простоты в ее интерпретации посредством философии ваби‑саби передают через образ сдвоенной сосновой иголки. Отыщите такую иголку, гуляя по парку. Посмотрите на нее, положив на белый лист бумаги, посмотрите внимательно. Постарайтесь отключить все сторонние мысли, добейтесь ровного дыхания. У вас это получается лучше, чем на приеме у психолога? Почему так? Да потому, что вы поддались обаянию простоты, гармонии и естественности. Мало фигур, мало линий, но все живое, в меру яркое, привлекательное в своей скромности, утонченности и незащищенности. Именно этим качествам должен отвечать дизайн странички, как понимают его приверженцы ваби‑саби. Впрочем, ваби‑саби относится к техничности искусства, но не к ее энергетике. Чтобы насытить страничку позитивной энергией, добавить образам выразительности и динамичности, требуется обратиться к другой восточной (тоже японской) доктрине – канзай, которая сегодня приняла вид канзай‑инжиниринга.

Канзай‑инжиниринг представляет собой по сути дела философский фундамент сенсорной инженерии, берущий предметом изучения чувственное восприятие и эмоциональность. Ключевых принципов канзай только два – это традиционные символы японской культуры: Ябусаме, верховой лучник, и Дзинба Иттай, старинное японское упражнение для воина, когда требуется поразить мишень на полном скаку. Через символ Дзинба Иттай передается единство всадника и лошади в момент выстрела из лука. Таким образом, канзай проводит мысль, что поразить цель (завладеть вниманием юзера) реально лишь при полном, стопроцентном совпадении векторов, которые мы придаем разным элементам сайта в ходе создания последних. Однонаправленностьвсего: текста, шрифтов, графики, кода, контента – вот залог успеха. При этом важно добиться активного эмоционального отклика посетителя.

Добиться такого отклика возможно путем комплексного воздействия на разные уровни обработки внешней информации, присущие человеческой психике. Эти уровни американский психолог Д. Норман снабдил более привычными для западного человека медико‑биологическими названиями: интуитивный, поведенческий и созерцательный уровни.

Интуитивный уровень – предварительный, когда реакция рождается автоматически под влиянием подсознания и даже, отчасти, инстинктов. Именно на этом уровне («на автопилоте») работает наша психика, заставляя мгновенно, без раздумий переходить по ссылочкам. Поведенческий уровень – отчасти бессознательный, отчасти занимает область преддверия сознания. Здесь рождаются решения, над которыми не приходится долго думать, поскольку они продиктованы нашим опытом, тренировкой. Например, мы жмем на Escape, не задумываясь, когда хотим прервать какую‑нибудь операцию на ПК (если бы задумывались, то поняли бы, что Escape еще ни одну операцию толком прервать не смог и вызывали бы сразу диспетчер задач!). На сайте этому уровню соответствуют ай‑стопперы – графические сигналы, которые привлекают внимание к тому или иному контенту. Созерцательный уровень – высший, на нем мы реально размышляем о выполняемых нами действиях, перерабатываем информацию критически. Этот уровень отвечает за чтение и анализ контента.

Вот почему задача веб‑дизайнера состоит в том, чтобы:

> удерживать и вести юзера, воздействуя на первый уровень восприятия;

> предлагать пользователю определиться с выбором, делая графические подсказки;

> завлечь интересным контентом, к которому привели адекватные подсказки, не обманувшие ожиданий посетителя.

Попытки отыскать дао веб‑дизайна привели к активному привлечению в эту область технологий фэн‑шуй и ваасту шастра, которые обучают, как аккуратно подбирать каждый элемент пространства (в нашем случае – веб‑узла и странички), чтобы одни гармонировали с другими. Ваасту шастра представляет собой древнеиндийское искусство создания гармонии стихий: земли, огня, воды и т. д. Сегодня стараниями С. Наранг оно трансформируется в Web Vaastu. В. Нараян также отдает дань восточной философии, но делает акцент на потоки энергии, протекающей через веб‑страницы. Он справедливо полагает, что сайт, на котором цвета режут глаз, музыка раздражает слух, а также тот, на котором слишком много информации и нет порядка, не способен генерировать позитивный поток энергии жизни.

К сожалению, автор не знаком с индийской философией, а пересказывать здесь те мысли, которые самому понятны слабо, означает заниматься профанацией и оглуплять окружающих. Вот почему принципы веб фэн‑шуй ниже будут изложены с позиций китайской философии, поскольку ее учение о стихиях (у‑син) мне хорошо известно, в том числе оно неоднократно применялось мной в самых разных сферах деятельности.

Основу древнекитайской философии (даосизма и конфуцианства) составляют две теории: инь‑ян и у‑син. Рассматривать эти теории обособлено невозможно, это в корне неверно, и в первую очередь порочность такого подхода очевидна при практическом использовании философских положений. Согласно разным восточным доктринам позитивное восприятие и понимание материалов сайта возможно при условии, если этот сайт пропускает через себя поток энергии чи (в другой транслитерации – ци, цы). Существуют два рода чи – внешняя и внутренняя. Внешняя чи поступает на сайт извне и складывается из двух родов потоков: во‑первых, в виде импульсов электрической энергии; а во‑вторых, в виде информации из информационного поля всемирной Сети и, в конечном итоге, информационного поля всей человеческой культуры. Поступая на сайт, чи сталкивается с его материальным субстратом чин. Чин осуществляет переработку внешней чи с ее трансформацией в чи внутреннюю. Последняя в союзе с духом сайта шэнь, заложенным человеком‑дизайнером, преобразует исходный субстрат, придает ему свойства, которые позволяют нам говорить о новом чин. Этот новый чин служит энергетическим каналом, через который на пользователя льется поток информационной чи, преобразованной и обогащенной смыслом от шэнь.

Следовательно, при создании сайта дизайнер должен вложить в него смысл и дух – шэнь, а также обеспечить оптимальное взаимодействие тех компонентов, которые составляют чин, материальный субстрат веб‑узла. Гармоничное и, как следствие, продуктивное взаимодействие компонентов сайта возможно при соблюдении требований, содержащихся в теориях инь‑ян и у‑син. Теорию инь‑ян в наш век чересчур далеко зашедшей сексуальной революции иногда ошибочно трактуют как исключительно теорию борьбы мужского и женского начал и на практике сводят к даосской эротике и техникам тантрического секса. На самом деле данная теория показывает универсальность взаимосвязей в мире. Инь символизирует собой материю, субстрат, внутреннее устройство. Ян (также пишут «янь», но это неверная транслитерация) символизирует функцию материи, деятельность субстрата, внешние проявления объекта.

По причине своих неуничтожимых различий ян и инь пребывают в непрестанной борьбе, но вместе с тем взаимно дополняют друг друга, а потому существование одного немыслимо без существования другого. Вот почему в норме инь и ян объекта (в нашем случае – сайта) сбалансированы, то есть гармонично сочетаются и уравновешивают один другого. По своим свойствам и функциональному назначению все компоненты сайта подразделяются на компонентыинь‑типа (условимся называть их чжан) и ян‑типа (назовем их фу), смотря по преобладающему началу.

Задача чжан‑компонентов сводится к тому, чтобы накапливать чи. Они аккумулируют, хранят, перерабатывают и очищают энергию сайта в соответствии с установками шэнь. Сюда относятся:

> HTML‑код;

> информационное наполнение (контент).

Задача фу‑компонентов сводится к тому, чтобы оптимизировать потребление и усвоение чи. Эти компоненты в их совокупности нужно называть мастерской сайта по поглощению, усвоению, трансформации и выведению энергии. Сюда относятся:

> CSS‑сценарии;

> скрипты;

> динамические эффекты;

> графика и цветовое решение;

> шрифты.

Взаимодействие между чжан и фу подчинено законам у‑син, то есть законам сосуществования подвижных стихий (син в переводе означает «движение»). Всего существует пять таких стихий, отчасти соответствующих пяти началам средневековой алхимии: земля, дерево, огонь, металл, вода. Они связаны между собой родительскими отношениями, когда один какой‑то элемент играет роль материнского по отношению к последующему за ним, сыновнему. Смысл понятия син состоит в том, что четыре наиболее динамичных элемента сменяют друг друга циклично в последовательности «дерево – металл – огонь – вода», после чего цикл повторяется. Пятая стихия, земля, не участвует в круговороте, но служит базисом для движения, источником сил всех остальных (см. рис. 7).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство оформления сайта. Практическое пособие

Искусство оформления сайта Практическое пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические традиции в веб‑искусстве

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Веб‑дизайн как ремесло
  Является ли искусством веб‑дизайн или это всего‑навсего ремесло? Вопрос, надо заметить, отнюдь не праздный: от него зависит создание креативной концепции «сайтостроения»

Веб‑дизайн как искусство
  Задача веб‑дизайнера, как мы поняли, состоит в том, чтобы сделать красивый, привлекательный, очень‑очень интересный и удобный для посетителя сайт. Веб‑дизайн как р

Цветовое и символическое решение сайта в зависимости от его тематики
Закрывая «цветную» тему, сообщим несколько технических да

Заглядываем в будущее
  Но и хваленая мудрость Востока не беспредельна, рано или поздно веб‑дизайнерам придется отказаться от восточной традиции, склонной к абстрактному умствованию, в пользу какой&#

Собираем инструментарий
  Живописцу для плодотворной работы нужны правильно подобранные кисти, веб‑дизайнеру – «железо» и «софт». Начнем с описания аппаратного обеспечения для ПК, отвечающего задачам в

Основное программное обеспечение
  Компьютер – это просто груда железа. Чтобы она заработала, требуется установить на ПК специальные программы. Это азбучные истины, и сейчас мы познакомимся с теми программами, которы

Дизайнерские программы
  А теперь перейдем к знакомству с программами, непосредственно связанными с конструированием сайтов. Наш добрый знакомый Web Page Maker, над которым нам еще придется немало повозитьс

Программы для работы с изображениями
  Все программы для работы с графикой различаются на вьюверы (viewers) и графические редакторы. Первые предназначены для просмотра и простейшего управления коллекциями своих картинок.

Программы для работы с текстом
  Программы для обработки текста носят название текстовых редакторов. Чаще всего веб‑дизайнер при составлении контента использует тексты, набранные в Microsoft Word. Word облегч

Броузеры
  Броузер (браузер) – это программа для просмотра документов, размещенных в Интернете. Тому, кто хочет вести персональную страничку, вполне достаточно одного броузера

Язык HTML
  Изучение веб‑дизайна начинается с юзабилити и артистичности, пусть даже веб‑странички приходится рисовать в Corel. Глубокое изучение HTML начинается потом, поскольку нез

Описание скрипта
Чаще всего требуется поставить или убрать пробел между ка

Сила слова
  Сеть – это область текстовых массивов, разбитых на маленькие блоки. Подача внушительного массива на одной страничке неоправданна, если только нам заранее не известн

Темы (фоновые рисунки)
  Напомню, что темой называется единое графическое решение для всех элементов, составляющих интерфейс каждой из страниц сайта. Основу, стиль и дух темы составл

Иллюстрации и видео
  Не стоит стремиться создавать чрезмерно насыщенные графикой странички, какие мой гуру Нильсен называет «пышными». Пышные странички плохи тем, что отвлекают внимание клиента, служат

Эго‑составляющая сайта
  Ранее нам уже перечислялись важнейшие психологические основы индивидуализации посетителя. Попробуем сейчас технически реализовать некоторые из них, например создадим для сайта собст

Скрипт, необходимый для использования на сайте аватаров
Затем в тело документа вносится следующий код: ‹

Готовые решения
  В заключительной главе мы рассмотрим еще одну дизайнерскую программу из семейства W.Y.S.I.W.Y.G., которая позволяет новичку в деле веб‑дизайна за считанные минуты создавать не

Юридические аспекты
  Редко какая книга по дизайну и маркетингу не содержит критики чужих ошибок, разбора недочетов, которые допустила та или иная фирма. Немногочисленные хорошие авторы (например, наш от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги