Реферат Курсовая Конспект
Практика временной отмены запретов. - раздел Искусство, В «Антихристианине», одном из главных произведений позднего периода творчества Ницше Древняя Культура (Не Только Первобытная, Но И Раннеклассовая) Характеризовала...
|
Древняя культура (не только первобытная, но и раннеклассовая) характеризовалась периодической отменой на некоторый срок практически всех запретов. Этот феномен подробно описал Фрэзер. По его словам, "у многих народов существовал ежегодный период распущенности, во время которого отбрасывались обычные ограничения закона и нравственности. В такой период люди предавались непомерному веселью, и на поверхность вырывались темные страсти, которые они в обычной жизни держали в узде. Подобного рода взрывы подавленных человеческих влечений, часто выливающиеся в развратные и преступные оргии, чаще всего имеют место в конце года и находятся в связи... с основными моментами сельскохозяйственного года, в особенности с севом и жатвой". Если в будничной жизни тотемное животное подвергалось табуации, то во время празднества производилось ритуальное убивание тотема и поедание его мяса. Древние жители Крита в ходе дионисийских празднеств разрывали зубами живого быка на куски2. (Фрэзер Дж. Золотаяветвь. С. 648.2 См. там же. С. 432. 'См.тамже. С. 615.)Североамериканские ирокезы во время аналогичного праздника толпами бегали от вигвама к вигваму, разбивали все, что попадется под руку, обливали встречных ледяной водой, забрасывали грязью и горячим пеплом. В племени хо (северо-восточная Индия) на таком празднестве мужчины и женщины в удовлетворении своих любовных прихотей вели себя почти как звери4. Типичным примером временного снятия социальных запретов были римские сатурналии, праздник в память о правлении бога сева и землепашества Сатурна, длившийся целую неделю и отмечавшийся пирами, кутежами и бешеной погоней за чувственными удовольствиями. Сатурналии прошли сквозь всю эпоху римского рабовладения, почитаясь при этом как временное возрождение нравов далекого прошлого, когда не было деления на рабов и свободных.
Культурный смысл празднеств оргиастического характера выявить довольно трудно. Следует подчеркнуть, что временное снятие запретов характерно не для всяких праздников, а только для их определенного типа. Некоторые празднества, наоборот, связаны с увеличением количества табу. Несомненна связь многих оргиастических празднеств с тотемическими верованиями; характерные для них элементы половой распущенности, возможно, преследовали цель магического воздействия на плодородие почвы, плодовитость тотемных и домашних животных, урожайность растений. Не исключено также, что некоторые аспекты поведения участников праздника воспроизводили какие-то черты более древних общественных отношений и поведенческих структур. Однако едва ли можно истолковать сатурналии как полное, хотя и временное, возрождение порядков прежней фазы исторического развития. Функция релаксации, снятия напряжения для них тоже весьма вероятна. Социальные запреты — табу жестко регламентировали поведение первобытного человека, сковывали его природные влечения. Существование запретов, обуздывающих естественные побуждения, порождает соблазн нарушить их. Этот соблазн создает устойчивое психическое напряжение, которое нуждается в разрядке.
Такую разрядку в видесоциально позволенного разгула "отклоняющегося поведения" могли давать оргиастические празднества.
Глубинный смысл подобных празднеств выявил М. М. Бахтин. В них выражен момент отрицания социальных норм и социальных институтов, но не голого, пустого, зряшного отрицания, а такого, которое открывает новые горизонты развития. Периодические отмены запретов готовили психологическую почву для недогматического, т. е. свободного и сознательного отношения к нормам поведения, они формировали способность к гибкой и пластичной перестройке деятельности в изменяющихся ситуациях. Чем более монотонна жизнь членов сообщества, чем жестче она регламентирована различными правилами, тем насущнее потребность в новых связях и ролях, в ином ритме и характере общения. Если такая потребность не находит реализации, то общество погружается в спячку и застой. "Праздник был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами. Жизнь на короткий срок выходит из своей обычной, узаконенной и освященной колеи и вступает в сферу утопической свободы" (Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 100).
Но периодическая отмена запретов была одновременно санкционированием аморализма, самым доподлинным и безоговорочным. Враждебность и распущенность, осуждаемые в повседневной жизни, находили для себя невероятные, изощренные, чудовищные выходы, удерживаясь, может быть, только от антропофагии и инцеста. Появление настоящей морали предполагает возможность настоящей аморальности. Эту диалектику вполне оценил В. С. Соловьев, указавший, что намеренное бесстыдство, умышленный разврат возможны только при наличии развитого чувства стыда. "Дело состояло здесь, — писал он об оргиастических культах, — в потенцированном разврате, в нарушении всех пределов, полагаемых природой, обществом и совестью. Религиозный характер этих неистовств доказывает чрезвычайную важность данного пункта, а если бы все ограничивалось натуральным бесстыдством, то откуда же взялась и эта напряженность, и эта извращенность, и этот мистицизм?" Аморализм разворачивается во всю мощь только там, где есть нравственные святыни, над которыми он может глумиться, находя в этом глумлении особую радость для себя, черпая из него энергию и решимость. Временное снятие запретов порождает злодеяния, куда более страшные, чем те, что возможны в обществе, совсем не знающем морали в ее развитых формах. Об этом можно судить хотя бы по тому, как вели себя солдаты-победители в захваченном городе или узники, на время завладевшие тюрьмой. Культура в дальнейшем развитии отказалась от такой формы "раскрепощения нравов", заменив ее более пристойными и сдержанными праздниками, разнообразными формами организации досуга, искусством и т. п.
Персонификация зла в образах "колдуна" и "злого духа". Наиболее древним было, по всей вероятности, понимание зла не как результата сознательной деятельности человека, а как чего-то внешнего по отношению к нему, олицетворенного в ком-то другом: в "чужаках", "колдунах" или в существах чисто мистических (душах умерших, духах, демонах). Типичным способом мифологического осознания зла выступала персонификация.
Дифференцированное отношение к сородичам дало почву представлениям о том, что источником зла может быть не только чужой человек, но и свой, если он отличается какими-то особенностями, если его внешний облик или поведение отклоняются от обычного. Так в первобытном сознании появляется зловещая фигура "колдуна", существа, имеющего человеческий облик и нечеловеческие способности творить зло, избирающего вредительство и порчу основной целью своих действий. Превратив колдуна в носителя зла, архаичное сознание объясняет все беды его происками. Колдун господствует не только над жизнью и смертью людей, но и над силами природы:
По классификации П. Рикёра, культура выработала четыре основные мифологические парадигмы происхождения зла: 1) из хаоса, совечного богам; 2) из грехопадения человека, его отвращения от бога; 3) из трагической судьбы героев, искушаемых злыми богами; 4) из телесного воплощения души.Лишь вторая парадигма (библейские мифы об Адаме) выводит зло целиком из внутреннего источника. По многим признакам она не была первоначальной.
В первую очередь подозрения в колдовстве вызывают те лица, которые обладают физическими качествами, отклоняющимися от нормы: уроды, старики и старухи, прокаженные, паралитики, альбиносы, иногда близнецы. В представлении соплеменников способности таких индивидов не просто выходят за рамки нормы, но прямо-таки чудовищны. Обычно в колдовстве обвиняются те, с кем чаще всего возникают конфликты, т. е. особо одаренные, неуравновешенные, физически или психически ненормальные субъекты.
Фигура колдуна крайне противоречива. Его, как правило, боятся и ненавидят. Часто колдуны вызывают зависть своими уникальными способностями. Но при этом их нередко используют по договору в личных целях: для наказания чьей-то несправедливости, для выяснения причин смерти и т. д. Чаще других помощью колдунов пользуются вожди для укрепления своей власти. По отношению к колдунам вели себя по-разному, в зависимости от обстоятельств. Иногда, если считали это возможным, стремились уничтожить:
закапывали живьем или сжигали; иногда просто изгоняли из общины, а иногда пытались использовать их способности против своих врагов.
В образе колдуна отразилась потребность первобытного коллектива найти источник зол и бедствий и нейтрализовать его. Недовольство существующим положением вещей получало объект для вымещения. Уничтожение колдуна или хотя бы его покаяние внушало успокоение и надежду на сравнительно безопасное будущее. Мифологическое сознание в данном случае действовало по способу проекции. Собственные отрицательные побуждения и наклонности оно переносило вовне и вкладывало в особого человека, который по каким-то причинам казался подозрительным. Однако, как и всякое мнимое удовлетворение реальной потребности, отождествление зла с деятельностью колдуна порождало новые негативные явления, самые очевидные из которых — травля отдельных, подчас совершенно невинных людей.
Но не это главное. Не умея поставить себе на службу эти способности, масса испытывала недоверие и опасение перед их обладателями. Групповая консолидация достигалась за счет выравнивания членов, отсечения и преследования всякой уникальности (кроме, может быть, дозволенного превосходства вождя). Такой путь ведет к стагнации общественной жизни во всех ее сферах. Преследование инакомыслящих и вообще "инаких" людей — симптом того, что общество намерено остановиться на достигнутом состоянии. Персонификация зла при этом преобразуется в соответствии с новыми идеологическими аксиомами. Традиционная же вера в колдунов и ведьм, возникшая в первобытном мифологическом сознании, держалась вплоть до разрушения устоев феодального общества. Пережитки этой веры можно наблюдать и в наши дни, особенно в развивающихся странах.
Мифологическому сознанию доступен и более отвлеченный способ олицетворять зло: в виде телесных субстанций или особых духов и демонов. У различных народов мира было распространено верование в злых духов, каждый из которых специализировался в каком-нибудь одном виде злодеяний или отличался универсальными способностями такого рода. Среди них выделялись духи болезни, вселяющиеся в человека и вызывающие чуму, проказу и прочие недуги; духи смерти, похищающие душу человека; духи, занимающиеся порчей родов, в результате чего появляются неполноценные дети, альбиносы, выкидыши.
Духи и демоны зла представлялись по-разному. Это могли быть души покойников: умерших предков, убитых чужеродцев, казненных преступников. Они обижены на живых людей и жаждут мести. Это могли быть также божественные существа, враждебно настроенные по отношению к человеку (бог Сет у древних египтян, богиня подземного мира Седна у эскимосов и др.). К демонам зла древний человек испытывал смешанное чувство ужаса и почтения. В отношениях с ними использовалась хитрая и осторожная тактика: обман, уступки, жертвы и т. п. Для их нейтрализации употреблялись ритуальные средства и переговоры.
От понятия злого духа всего один мыслительный шаг до понятия одержимости — внутренней захваченности человека враждебной для него силой, которая управляет его действиями во вред окружающим и ему самому. Как бы ни представлялось зло мифологическим сознанием — в виде ли одушевленного существа или бездушной силы, захватывающей человека или "прилипающей" к нему, — оно может проникнуть в любого индивида. В этих мифологических аффективно-когнитичных структурах содержится уже вполне сформировавшийся зародыш понятия о моральном зле или безнравственности. Для того чтобы этот зародыш стал законченным понятием, необходимо немногое: мысль о том, что зло порождается не какой-то особой мифической силой или сущностью, а самими людьми, действующими сознательно и по своей воле и потому, во-первых, способными в корне перестроить собственные действия, а во-вторых, ответственными за них.
Персонификация враждебности в образах колдуна или демона и гипостазирование ее в виде телесной сущности делают задачу устранения зла крайне проблематичной. Становясь телесной субстанцией, зло приобретает свойство неуничтожимости. Самое большее, что с ним можно сделать в этом случае, — это переместить в пространстве, отдалить от себя. Становясь одушевленным существом, зло приобретает известные права на существование, и его можно только лишь запугать, обмануть или задобрить. Мифология своими способами полагания зла предопределена к тому, что борьба с ним концентрируется не на уничтожении, а на сдерживании, ограничении или отведении его от себя и своего непосредственного окружения.
Первобытная культура выработала разнообразные способы коллективной борьбы со злом, но эти способы тоже предполагают не его полное устранение, а, скорее перераспределение в человеческом обществе. Отвести зло от себя (или от "своих") и перевалить на другого (на "чужих") — таков стратегический замысел этой борьбы.
На этом веровании был основан широко распространенный обычай "перенесения зла". Болезнь, страдания, даже грехи можно перевалить на плечи другого человека. Обычай выбирать в своей социальной группе "козла отпущения", на которого перекладывались грехи и беды каждого из членов, тоже являлся частным случаем стратегии пространственного перемещения зла.
кие, как характер общественного устройства, низкий уровень развития культуры и ее противоречивый характер и т. д. Это сознание не могло продвинуться от явления к сущности и над естественным рядом явлений надстраивало еще один,
сверхъестественный ряд.
Моральная негативная оценка первоначально неотделима от мифологической. Отделение ее от фантастических напластований, так же как и выделение морали из синкретического первобытного мировоззрения, не было одномоментным актом. Этот процесс проходил постепенно и завершился вместе с обособлением и развитием других форм общественного сознания (науки, философии, искусства, права и т. д.) при смене варварства цивилизацией.
История нравов есть процесс становления человеческого в человеке и гуманных отношений между людьми. Но одновременно это и процесс распознавания каких-то способов действия, намерений, чувств как бесчеловечных и не имеющих права на существование. Нравственность формируется в овладении человеком стихийными силами природы, течением общественной жизни, собственным поведением. Совместная трудовая деятельность подняла поведение человека на качественно иной уровень, наполнила стремления к сотрудничеству и доминированию совершенно новым содержанием. В труде и взаимном общении произошло соединение этих противоположных тенденций, и возникший синтез положил начало морали как особой формы регуляции поведения. Суть регулятивной роли морали заключается в том, что она обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей человека не напрямую, а культурными путями: через познание природы, совершенствование общественных отношений, развитие внутреннего мира — через создание "ноосферы", по выражению В. И. Вернадского. Благодаря морали человек соединяется с природой, завоевывая определенное место в обществе и формируя в себе необходимые качества.
Мораль возникла на стадии родовой общины вместе с упорядочением отношений кровного родства и свойства — первого исторического типа социальных связей. Она, безусловно, не имела тогда той самостоятельности, какой располагает сейчас, но всеже у нее было достаточно средств, чтобы вывести человека за рамки чисто природных значимостей, поднять его над ними. С появлением морали поведение, которое развертывается независимо от культурной детерминации, вопреки общественным предписаниям, приобрело статус аморализма.
Однако следует избегать одностороннего и ошибочного мнения, будто всякая безнравственность по содержанию является возвратом к предшествующим поведенческим механизмам. Такую ошибку совершают те, кто пытается объяснить все негативные моменты в поведении первобытных людей проявлением "зоологического индивидуализма". Неверна сама идея о том, что нравственные отклонения обязательно являются нисхождением от социального к биологическому.,
Концепция "зоологического индивидуализма'" вплоть до конца 60-х годов была общераспространенной в советской этнографии и философской этике. По этой концепции почти все социальное воспринималось со знаком "плюс", как коллективное, гуманное, справедливое, а биологическое, животное, — со знаком "минус", как индивидуалистическое, бесчеловечное, несправедливое. В таком противопоставлении был определенный резон, и благодаря этому резону концепция выглядела вполне убедительной. Находились многие параллели между историческими нравами людей и поведением животных. Гаремным семьям, широко распространенным на средневековом Востоке, подыскивался аналог в стаде павианов; эксплуатация человека человеком объяснялась пережитками животного доминирования и т. д.
Мораль возникает только в обществе, в сфере человеческих взаимоотношений. Она принципиально отличает поведение людей от поведения животных. Более того, многие конкретные формы зла осуждаются самой моралью как поведение, недостойное человека, как недочеловеческое, зверское. Но будучи порожденной закономерностями общественного развития, мораль призвана разрешать те противоречия, которые возникают в самом обществе, а не во взаимоотношении социального с природным. Сфера отношения к природе тоже, конечно, регулируется моралью. Однако главное в моральной регуляции — это конфликты чисто социального порядка, возникающие вследствие усложнения, диспропорций, задержек, застоя, попятного движения в обществе.
Две важнейшие движущие силы первобытной нравственности суть противоположности между:
а) господством-подчинением и равенством, б) спонтанной реализацией побуждений и самоконтролем. Справедливость (правда) и стыд — это два основных культурных механизма, регулирующих борьбу и соединение данных противоположностей, сдерживающих насилие и враждебность, с одной стороны, распущенность — с другой. Логика культуры значительно сложнее и диалектичное, чем это вытекает из концепции "зоологического индивидуализма". Она осуждает в людях черты, сходные с поведением зверей, и одновременно осуждает в них отсутствие таких черт, которые есть у животных.
Нравственное зло возникает тогда, когда в обществе сложились такие отношения, при которых отдельные люди и группы людей не могут удовлетворить своих жизненно важных потребностей предписанными культурой способами и отвергают эти способы, стремясь удовлетворять указанные потребности по-своему. В аморализме присутствует, таким образом, и возврат к прежним поведенческим стереотипам, и поиск новых обходных путей. Но и в том и в другом случае индивид отходит от человеческого образа, созданного культурой.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Какой смысл вкладывал немецкий философ в этот сам по себе неприглядный тезис Ницше прежде всего имел в виду критику христианства которое считал... Социальная база христианской религии как раз люди внутренне несвободные более... Нацизм в свое время ухватился за эти рассуждения Ницше истолковав их на свой лад и объявив войну слабым а именно...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Практика временной отмены запретов.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов