рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанровое своеобразие печатных материалов как реализация принципа многожанровости

Работа сделанна в 2003 году

Жанровое своеобразие печатных материалов как реализация принципа многожанровости - раздел Журналистика и СМИ, - 2003 год - Принципы и языковые механизмы освещения культурно-речевой ситуации в России в региональных и федеральных печатных СМИ (2003-2007 гг.) Жанровое Своеобразие Печатных Материалов Как Реализация Принципа Многожанрово...

Жанровое своеобразие печатных материалов как реализация принципа многожанровости. Одним из наиболее актуальных направлений в изучении теории современной журналистики является проблема структурирования публицистических жанров.

Понятие жанра, осмысление его функций в произведении, особенности пересечения и смешения жанров до конца не изучены. В настоящее время в журналистике существует множество определений жанра, но ни одно из них не является универсальным. Единственным основанием жанровой дифференциации, которое выделяют все исследователи, – это некая повторяемость и устойчивость разновидности текстов, применяемых в печатных изданиях. А.А. Тертычный в работе «Жанры периодической печати» выделяет и обосновывает три базовых способа отображения в медийном пространстве.

Именно они формируют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: «от первоначального чув¬ственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета» (Тертычный, 2000: 43). По мнению В.Е. Хализева, «жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем.

Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными» (Хализев, 1999: 12). В теории журналистики термин «жанр» не имеет однозначного толкования. «Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров» (Шибаева, 2001: http://www.library.cjes.ru/online/ ?a=con&b_id=458). В определении В.Н. Вакурова, Н.Н. Кохтева и Г.Я. Солганика «жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая (композиционно-синтаксическая) схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, то есть форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала (масштаб выводов) и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи» (Вакуров, Кохтев, Солганик, 1978: 19). Л.Е. Кройчик в работе «Система журналистских жанров» полагает, что жанр – это «особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы» (Кройчик, 2000: 125-168). Под журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода признаки на¬зываются жанрообразующими факторами.

Знание этих факторов помогает более чет¬ко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио¬дической печати.

В современной теории журналистики выделяются в качестве основ¬ных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це¬левая установка (функция) отображения, метод отображения» (Тертычный, 2000: 21). В общепринятой науке о журналистике также нет и единого мнения относитель¬но системы жанров.

По мнению М.Э. Конурбаева, «в большинстве существующих классификаций жанров отсутствует единое основание для деления.

В одних случаях во внимание принимаются языковые характеристики текста, в других – понятийные» (Конурбаев, 2008: 367). А.А. Тертычный выделяет следующие группы жанров: информационные (заметка, корреспонденция, отчет, ин¬тервью, блиц-опрос, вопрос-от¬вет, репортаж, некролог); аналитические (отчет, корреспонденция, интервью, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналист¬ское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, экспери¬мент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз) и художественно-публицистические (очерк, фельетон, пам¬флет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, ле¬генда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра) (Тертычный, 2000). В диссертационном исследовании мы будем опираться непосредственно на данную классификацию.

Л.Е. Кройчик разделяет публицистические произведения на оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские и исследовательско-образные (Кройчик, 2000). В.Б. Виноградова предлагает классифицировать журналистские жанры на собственно информационные, собственно публицистические, информационно-публицистические, художественно-публицистические, собственно художественные, рекламные, официально-деловые и остальные (Виноградова, 2001). Наблюдаемая некоторая несогласованность относительно жанровой дифференциации свидетельствует о том, что в теории журналистики пока не найдено общих системных оснований для описания многообразия жанров, хотя жанр признается практическим инструментом журналиста.

В настоящее время теоретики журналистики отмечают трансформацию жанра и появление новых жанровых видов и «гибридов». В.Л. Цвик отмечает, что «теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что объясняется нестабильностью объекта исследования, находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой журналистской практикой. «В «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются.

Они видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией.

Но сколь бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы» (Цвик, 2000: 19-22). При проведении анализа мы столкнулись с аналогичной проблемой.

В исследуемых изданиях периодически появляются материалы, представляющие собой некую диффузию жанра некролога и очерка. Авторы подобных публикаций рассказывают читателю о смерти знаменитого писателя или поэта и здесь же, по всем правилам портретного очерка, повествуют о его жизни и творческих достижениях. В данной работе подобные материалы мы предлагаем называть мемориальной статьей.

Проведенный анализ региональных и федеральных печатных средств массовой информации помог выяснить, что материалы, освещающие проблемы культурно-речевой ситуации в России, представлены в различных жанрах: это информационная заметка, интервью, очерк, мемориальная статья, обозрение, комментарий, рецензия, рассказ и стихотворение. В большинстве случаев подобные материалы представляют собой информационные заметки. Второе и третье место по популярности и частотности использования занимают очерки и интервью.

В издании «Ставропольская правда» за исследуемый промежуток времени по изучаемой проблеме опубликовано 79 интервью, 53 информационные заметки, 28 комментариев, 12 обозрений, 9 отчетов, 7 рецензии, 5 мемориальных статей. Большинство материалов, посвященных вопросам культурно-речевой ситуации, представлено в жанре очерка (197). В данном издании также большое внимание уделено рассказам (44) и стихотворениям (32) читателей, присланным в редакцию и периодически появляющимся в рубрике «Литературная гостиная» в рамках проведения различных литературных и поэтических конкурсов (диаграмма 1). Диаграмма 1. Основные жанры, используемые в издании «Ставропольская правда», при освещении культурно-речевой ситуации В издании «Ставропольские губернские ведомости» за исследуемый период представлены две рецензии и мемориальные статьи, одно обозрение и три рассказа.

Вопросы культурно-речевой ситуации в большинстве случаев освещаются в жанрах информационной заметки и очерка (84 и 79 соответственно). Диаграмма 2. Основные жанры, используемые в издании «Ставропольские губернские ведомости», при освещении культурно-речевой ситуации Появляющиеся на страницах издания интервью (28) с известными деятелями литературы и журналистские комментарии (12), освещающие проблемы русского языка на современном этапе в некоторых случаях представляют собой перепечатки из федеральных изданий (диаграмма 2). В газете «Вечерний Ставрополь» вопросы культурно-речевой ситуации чаще всего освещены в жанре информационной заметки (54). Далее по популярности использования следуют интервью (32) и рецензии (25). Жанры очерка и обозрения используются не достаточно широко (11 и 10 соответственно), а мемориальная статья, комментарий, отчет, рассказ и стихотворение вообще не представлены (диаграмма 3). Диаграмма 3. Основные жанры, используемые в издании «Вечерний Ставрополь», при освещении культурно-речевой ситуации В газете «Известия» самым популярным является жанр информационной заметки (239). На втором и третьем месте по частоте появления находятся интервью (143) и рецензия (85). Более часто, чем в любом другом исследованном издании используются жанры обозрения (47) и мемориальной статьи (38) (диаграмма 4). Диаграмма 4. Основные жанры, используемые в издании «Известия», при освещении культурно-речевой ситуации В издании «Российская газета» наиболее популярными жанрами, используемыми при освещении вопросов культурно-речевой ситуации, являются информационная заметка (247) и интервью (202). Чаще, чем в других газетах, в данном издании используется жанр рецензии (86). Жанры обозрения и комментария представлены не достаточно широко (9 и 7 соответственно), а мемориальная статья, рассказ и стихотворение вообще не используются (диаграмма 5). Диаграмма 5. Основные жанры, используемые в издании «Российская газета», при освещении культурно-речевой ситуации На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что одним из основных принципов освещения проблем культурно-речевой ситуации в печатных СМИ является принцип многожанровости, который проявляется в использовании журналистами исследуемых изданий различных информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров: информационной заметки, интервью, очерка, мемориальной статьи, обозрения, комментария, рецензии, рассказа и стихотворения.

В большинстве случаев подобные материалы представляют собой жанр информационной заметки.

Наименее популярны и частотны в журналистской практике жанры отчета и обозрения. 2.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Принципы и языковые механизмы освещения культурно-речевой ситуации в России в региональных и федеральных печатных СМИ (2003-2007 гг.)

Этого требует задача всесторонней социальной ориентации аудитории и целостного развития массового сознания» (Прохоров, 2007: 138). К данному… Современные ученые-языковеды сходятся во мнении, что «подавляющее большинство… В этих условиях перед СМИ как средством социальной трансляции (Е.Н. Ежова) встает масштабная задача не только быть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанровое своеобразие печатных материалов как реализация принципа многожанровости

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I. Культурно-речевая ситуация в России на современном этапе: общая характеристика
Глава I. Культурно-речевая ситуация в России на современном этапе: общая характеристика. Культурно-речевая ситуация: структура и содержание понятия Культурно-речевая ситуация в настоящее время стал

Основные тенденции в культурно-речевой ситуации: общая характеристика
Основные тенденции в культурно-речевой ситуации: общая характеристика. Среди тенденций и факторов развития культурно-речевой ситуации современности можно выделить три ведущих. Воздействия на повсед

Контент-анализ в системе методов журналистики
Контент-анализ в системе методов журналистики. Метод контент-анализа в настоящее время самый распространенный в практике изучения содержания массовой коммуникации. Контент-анализ – это «коли

Тематическое своеобразие печатных материалов как реализация принципа политематичности
Тематическое своеобразие печатных материалов как реализация принципа политематичности. В настоящее время в теории журналистики выделяют базовые темы, активно освещаемые средствами массовой информац

Глава III. Региональные и федеральные печатные СМИ как канал освещения культурно-речевой ситуации: языковая аспектность и интерпретативный потенциал
Глава III. Региональные и федеральные печатные СМИ как канал освещения культурно-речевой ситуации: языковая аспектность и интерпретативный потенциал. Издания «Ставропольская правда», «Ставропольски

Культурно-речевая ситуация в региональных СМИ: анализ публикаций
Культурно-речевая ситуация в региональных СМИ: анализ публикаций. Приступая к анализу периодических изданий Ставропольского края необходимо отметить, что на региональном уровне происходит довольно

Культурно-речевая ситуация в федеральных СМИ: анализ публикаций
Культурно-речевая ситуация в федеральных СМИ: анализ публикаций. Федеральные газеты вопросам культурно-речевой ситуации сегодняшнего дня уделяют достаточно большое внимание. Главной задачей

России: принцип системности
России: принцип системности. Проведенный нами сравнительный анализ исследуемых изданий показал, что материалы, освещающие культурно-речевую ситуацию размещаются в рассмотренных газетах неоднородно.

Библиографический список
Библиографический список. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества / О.В. Александрова // Язык средств массовой информации: уч. пос. для вузо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги