рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б положение церкви и ее отношения с государством

Работа сделанна в 2007 году

Б положение церкви и ее отношения с государством - Курсовая Работа, раздел История, - 2007 год - Лютеранская реформация в Германии Б Положение Церкви И Ее Отношения С Государством. Глубокое Раздражение В Герм...

Б положение церкви и ее отношения с государством. Глубокое раздражение в Германии было прежде всего вызвано финансовым давлением со стороны папской канцелярии.

Поколение за поколением принимали друг от друга в наследство старые жалобы, а римский престол даже не думал об их исправлении, а время больших соборов прошло почти бесследно. Немецкая церковь подвергалась многочисленным поборам папы. Тут были прежде всего конфирмационные деньги епископов и аббатств, также архиепископы помимо папского утверждения в Риме должны были покупать себе паллиум. Он представлял собой узкую шерстяную ленту, в которой якобы заключалась вся полнота первосвященнической власти, и стоила очень немалых денег.

С низших церковных приходов курия взимала при каждом новом назначении так называемые аннаты, то есть плоды первого года, на самом же деле половину доходов первого года. Кроме таких поборов имела место самая натуральная торговля духовными местами. Торг приходами, который велся в Риме, напоминал игру на бирже. В обход существующего закона папские чиновники различными способами обходили запрещение на концентрацию в одних руках более одного прихода они могли преобразовать два прихода в одно целое путем соединения либо один из приходов передавался как комменду.

В отсутствии законных способов в дело включались взятки. Нельзя не отметить тот факт, священнический сан часто занимали люди, не имеющие к церковной организации никакого отношения повара, конюхи, шуты, получавшие опеку со стороны духовных лиц. Такое явление было подтверждено самим папой Адрианом VI. В служении Господу многие видели лишь способ обогащения. И, несмотря на все это, и в среде белого духовенства социальные контрасты выступали также резко, как и в других классах.

Часть его действительно влачила жалкое существование. Самыми опасными соперниками низшего духовенства были нищенствующие монахи, которые, будучи поставленными папами вне компетенции епископов и снабжены широкими привилегиями, сумели перетянуть к себе дело попечения о душах со всеми вытекающими из этого выгодами. Помимо своих странствований с нищенской сумой, они обладали рядом более сильных мер, как, например, правом устраивать собственные места для погребения, чтобы привлекать к своему монастырю щедрые руки мирян.

С большим успехом они отбивали паству у приходских священников и, соответственно, между этими двумя сторонами вспыхивали столкновения. Подобное отнюдь не повышало авторитет церкви. Не поднимало его и поведение высшего духовенства, в жизни которого мало осталось от прежнего аскетизма. Бецольд называет их виртуозами роскоши и мотовства. И в самом деле, подобно аристократии они носили одежду по тогдашней моде, с оружием на боку, ибо они так же мало избегали кровавых грабежей, как веселую охоту и опасные любовные приключения Там же, с. 82 Они имели собственных слуг, которые носили за ними священные книги.

В то время увидеть епископа, едущего в доспехах, было совершенно обычным делом. Помимо таких светских средств обороны были в порядке вещей и отлучения и интердикты, на что при удобном случае указывали их враги из среды князей и горожан. Нельзя не сказать о поистине невероятном разврате, царившем в монастырях. Духовные лица женились на своих кухарках, а браки разрешались за определенную сумму, уплаченную епископу.

В женских монастырях утраивались танцы, сами монахини ходили в вызывающего вида платьях и посещали общественные бани. Для подтверждения разнузданности нравов можно привести пример, как один аббат в 1484 г. установил лимит потребляемого монахами пива, чтобы они еще в состоянии были петь в церкви. И все-таки попытки реформировать церковь в XV в. были, хотя внимание синодов было часто обращено на внешние стороны церковной жизни, как то на однообразие церковного ритуала, на правильную уплату и некоторые другие вещи. В Германии широко распространилось движение за обновление церкви.

Первый толчок был дан Геерт Гротом, основателем братии общей жизни. Лишь после его смерти во исполнение его стремлений был основан в 1387 г. монастырь урегулированных каноников в Виндесгейме, его реформаторская работа распространилась постепенно на многие северо-немецкие монастыри не только того же ордена, но и других.

Другими предшественниками реформации были Генрих Цольтер, Андрей Пролесь и немецкий кардинал Николай Кузанский. Но их борьба велась лишь на почве монашества, и потраченные усилия были несоизмеримы результатам. В ереси вальденсы, катары, гуситы. Движение вальденсов, важнейшим аспектом которого стало стремление реализовать этику Евангелия и идеал апостольской жизни, возникло вскоре после того, как давший ему название богатый купец из Лиона Пьер Вальдо в 1176 г охваченный глубоким раскаянием, попытался перевести Библию на живой французский язык. Сам он пришел к таким идеям после того как услышал историю одного странника о св. Алексее, человеке Божьем, покровителе набожных странников, особо чтимом в те времена.

По легенде Алексей был сыном одного богатого сенатора V в. Женившись, он в ту же ночь покинул дом и ушел бродить по свету как странствующий кающийся. Возвратился он больным и нищим, а имя свое открыл лишь на смертном одре Гаусрат А Средневековые реформаторы, СПб, 1900, т.2, с.19-20 Он обратился за помощью к богословам, слова одного из которых, процитировавшего Евангелие Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небесах, настолько затронули его сердце, что он поступил именно так. Поступил - и, проповедуя покаяние и любовь, создал радикальную общину, противопоставившую свои идеалы, восходящие к Писанию, испорченной современной церкви, Риму. Гаусрат указывает на большое распространение его организации на всю Ронскую долину, отчего называет Вальдо королем нищих Ронской долины Там же, с.20 Первоначально речь не шла о разрыве с католицизмом, и верующие считали себя его верными сынами.

Однако вскоре начались столкновения с духовенством, несоответствие действий которого своему идеалу первые вальденсы хорошо видели.

Параллельно у истоков вальденства шел и поиск этики закона и праведности в миру, альтернативных господствующему монашескому идеалу.

Все большая популярность и решительный настрой движения обратили на себя внимание церковных властей. Вскоре его приверженцы сами появились в Риме на Латеранском соборе 1179 года, представив папе свои библейские переводы и испрашивая разрешение проповеди для мирян что по тем временам было довольно смелым новаторством. По поручению папы общиной занялась комиссия юристов и богословов, без особых дискуссий объявившая ее деятельность претенциозной, а переводы - безграмотными но полного запрета на проповедь наложено не было, и Рим ограничился лишь недопущением вальденсов к учительству.

Естественно, этот запрет был нарушен, и в 1184 году последовала анафема сторонников движения, за которой начались гонения. Но ничто не могло остановить растущую силу, которая, впрочем, в атмосфере гонений и под влиянием ряда уже небиблейских, еретических идей все более стала принимать характер общины экстремистской, поставившей себя вне общества. В XIII в. вальденсы представляли собой мощную дисциплинированную организацию наподобие братства или ордена с продуманной стратегией проповеди и крепкой системой внутренних взаимоотношений.

Костяк общины, во главе которой стоял формально существующий собор и избираемая коллегия лидеров ректоров, составляли совершенные - странствующие проповедники, оставившие семью и мир, живущие случайной работой или подаянием. В их окружении существовала значительная часть верующих друзей, не порвавших окончательно связи с католицизмом, но руководствовавшихся верой и указаниями лидеров.

Постепенно в движении возник кризис. Многие вальденсы вернулись к раннему пониманию своей миссии как действий в рамках господствующей Церкви, и в XIV - XV в. Среди вальденсов возникли прореформатские группы, возглавляемые евангелистом Морелем. Вступив в общение с протестантами Швейцарии, они сумели добиться от большинства вальденсов отказа от наиболее неприемлемых для себя моментов движения - анархизма, культа бедности и безбрачия, а также духовничества.

Постепенно новое течение, возобладавшее над консервативным, утвердилось в Швейцарии и всем романском мире и было частично ассимилировано кальвинизмом. Но итальянские вальденсы, на которых реформатская традиция также оказала заметное влияние, сохранили свою религиозную самостоятельность, с оружием в руках отстояв общину от давления католиков. По миру в Кавуре в 1561 г. власти были вынуждены признать автономию вальденсов хотя из многих регионов Италии их все же изгнали, а десять лет спустя общины объединились в союз, задачей которого стало сохранение достигнутых результатов.

Катары, известные также как альбигойцы, были христианской сектой, имевшей огромную популярность в XII- XIII веках в Лангедоке - ныне южной провинции Франции, а также на севере Италии. Это своего рода западноевропейская ветвь балканской еретической секты богомилов, возникшей в середине X века. В 1179 году, на Третьем Латеранском соборе, папа публично осудил катарскую ересь.

Считается, что слово катар имеет греческое происхождение. Оно образовано от слова катаро, означающее чистый, очистившийся, или же от немецкого ketter - еретик. Хотя католическая церковь считала катаров еретиками, сами они полагали себя истинными христианами, именуясь Христовыми или добрыми людьми. Главным оплотом катаров был Лангедок - сегодняшняя провинция Франции, а в ту пору независимое, процветающее государство. Большинство лангедокских дворян были либо катарами, либо симпатизировали им. Катары отличались миролюбием и не представляли никакой угрозы властителям герцогства.

Их главной целью была простая, скромная, добропорядочная и мирная жизнь. Подобный характер катарской религии привлекал к ней многих верующих. По их представлениям духовное царство небесное считалось чистым и нереальным, в то время как плотское, физическое - растленным и злым. Таким образом, чистая душа, принадлежавшая Богу, была заключена в похотливом и грязном человеческом теле. Чистая душа могла освободиться только через аскезу, отстранение от материального мира, чтобы окончательно очиститься при слиянии с Богом. Катары отвергали большинство католических таинств крещение, причастие, конфирмацию, духовный сан, епитимью, соборование и бракосочетание, признавая утешение consolamentum, которое вновь возвращало душу в совершенное состояние. Все те, кто получал утешение consolamentum, назывались совершенными perfecti и с того момента должны были вечно сохранять чистоту, воздерживаться от соблазнов грешной плоти, от мяса, птицы, яиц, а также от брака, и сохранять целомудрие.

Однако такую строгую монастырскую жизнь должны были вести только совершенные, поскольку обычные верующие, credentes, могли не соблюдать этих жестких правил, не прибегать к столь скудному рациону.

Они также имели право жениться и заводить детей. Помимо дуалистической модели мира, они верили в личное спасение и даже простых людей побуждали к чтению Библии, особенно Евангелия от Иоанна в Новом Завете, которое и определило основы их вероучения.

Катарская церковь имела свои епархии и соответственно епископов, дьяконов и совершенных. Религиозные службы проходили достаточно неформально и проводились под открытым небом, в пещерах или в обычных жилых домах. В 1209 году папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против катаров. Крестовый поход, получивший название альбигойского от названия катарского города Альби, отличался необычайной жестокостью и унес тысячи человеческих жизней, как катаров, так и обычных христиан.

Альбигойский крестовый поход продолжался одиннадцать лет и окончательно завершился лишь в 1255 году. После этого инквизиция занялась истреблением последних очагов катарской ереси, располагавшихся в отрогах Пиренеев. Наиболее достоверное из сохранившихся до наших дней свидетельств - история небольшой деревушки Монтелу, жители которой были подвергнуты допросам трибунала инквизиции. В 1320 году большинство катарских вожаков были провозглашены еретиками и сожжены на костре.

Это положило конец существованию катарской церкви. Гуситы. С 1363 Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни.

В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви.

Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином причастие под двумя видами, sub utraque specie, тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами чашниками, от лат. calix, чаша или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в Четырех пражских статьях свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности.

Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями.

После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви, констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями Четырех статей. Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название компактатов. Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви - первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе 1620 , когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.

Г восстания крестьян, Башмак и теория божественного права, демократические движения в городах.

Народные восстания XV - начала XVI вв. были далеко неоднородны и носили разный характер. В одних случаях они вспыхивали и прекращались в зависимости от местных жалоб и причин, в других они преследовали более общие цели и порой доводили смешение социальных и религиозных элементов до теократических стремлений. Уже тут можно увидеть то разнообразие мотивов, которое потом повторилось в Великой крестьянской войне.

Уже в XIV в. городская демократия выдвинула лозунг борьбы против власть имущих, а также против священников и евреев. Именно против последних и было направлено восстание 1391 г когда крестьяне хотели пограбить городских евреев. Нападение было горожанами отбито. Подобное повторилось в 1431 - 32 гг. Однако в этом восстании приняли участие и пфальцские дворяне, когда пфальцский курфюрст взял восставших под свое покровительство. Однако соседние владетели разогнали опасное сборище Бецольд Ф Истории Реформации, в 2-х т т.1, М 1900 г -534с с. 156 Большое распространение получили крестьянские союзы.

Так например, имеются сведения о союзах и восстаниях крестьянских обществ в Швабии, Роттвейльской земле, во владениях монастырей Штейнгадена 1423 и Рота 1449 . И хотя сущностью этих волнений были в принципе вполне конкретные требования, однако, все они сводились к постоянно растущему гнету феодальной помещичьей власти. При этом встречались и случаи сочетания недовольства материальным положением с претензиями к духовенству.

Массовый, если можно так выразиться, террор против священников особенно выразился в действиях обедневших прирейнских крестьян, организовавших в 1460-х гг. разбойничьи шайки и нападавших на священников. В ответ на вторжение отрядов арманьяков в 1439 - 1445 гг. крестьяне вели против них партизанские войны. Именно в ту пору в борьбе с арманьяками крестьяне впервые подняли знамя с изображением Богородицы и крестьянского башмака с длинными шнурами.

Башмак стал символом самостоятельных действий крестьян. Они начали постоянно обращаться к нему в своей дальнейшей антифеодальной борьбе, в том числе и в 1460 г когда под знаменем Башмака восстали крестьяне земли Гегау в Юго-Западной Германии. Немалую роль в развитии крестьянского движения, вылившегося в конце концов в большую крестьянскую войну 1524 -1525 гг сыграла проповедь пастуха и музыканта Ганса Бэгейма. Весной 1476 г. он сжег в Никласгаузене свои литавры по велению являвшейся ему Девы Марии, которой была посвящена небольшая церковь в той местности.

В своих высказываниях он резко осуждал существовавшие порядки. Мысли, им высказывавшиеся, были как никогда более близки настроениям крестьян. Суть проповеди заключалась в следующем император - нечестивец, и от папы тоже нечего ждать, владения духовенства и господ должны быть конфискованы поделены между общинами, а священники перебиты дело дойдет до того, что князья и господа будут работать за хлеб насущный.

По словам Бэгейма, близился взрыв социальной революции, который должен был произойти 13 июля 1476 г. В этот день приверженцы должны были явиться вооруженными без жен и детей. Но епископские всадники вовремя успели отделить вожака от последователей и увезти его в Вюрцбург, где он и был сожжен. В течение четырех последующих десятилетий на юге и юго-западе империи образовалась прочная революционная традиция, главнейшим лозунгом которой была божественная справедливость, или божественное право, то есть отрицание исторического права и стремление применить ко всему существующему избранный идеальный масштаб.

Повсеместно во всех этих движениях участвует не только крестьянство, но и часть городского населения. Как правило, это представители низшего класса, преступники, иначе говоря - плебс. Бецольд по данному вопросу цитирует нюрнбергскую хронику, в которой говорится о зажиточных бездельниках и тунеядцах, которые за неимением настоящего дела занимаются политикой и с удовольствием открывают народу глаза на мерзости правительства а также запутавшихся в долгах светских гуляк, ленивых подмастерьях, которые по праздникам идут на стакан вина, по вторникам - на кружку пива, а по понедельникам - на утренний суп Там же, с. 164 Кроме того, в городах имело место злоупотребление служебным положением власть имущих.

Вследствие казнокрадства и по некоторым другим причинам городские финансы приходили в расстройство, а усиленное обложение налогами, к которому прибегали правители для улучшения положения, только ускорили катастрофу.

Имело место и разжигание вражды между городским советом и городской общиной. Симптомы внутренних раздоров значительно увеличились в последней трети XV столетия, когда с небольшими промежутками прошел целый ряд крупных восстаний в Аахене 1477 , Кёльне 1482 и Брауншвейге 1488 . Затем восстаниями отметились Андернах 1496 , Констанц 1510 , Регенсбург 1512 и некоторые другие города. Очень показательно восстание в Эрфурте. Там городские долги достигли астрономических размеров, а на требования горожан-общинников представить отчет один из членов городского совета ответил Община - это я чем вызвал народное негодование.

В ходе стычек было разрушено великолепное здание университета. Приведенное выше свидетельствует о быстром нарастании напряженности в немецких землях, которая выльется в итоге в реформационное движение Лютера и Великую крестьянскую войну. Несомненно, конечно влияние гуситов и предшествующих им ересей, мутивших умы простых католиков и призывавших к переменам.

Немалую роль в процессе формирования новых взглядов играла деятельность гуманистов, нередко взаимодействовавших с деятелями Реформации. 4 Мартин Лютер как идеолог Реформации. А происхождение, мансфельдская и эйзенахская школы, начало формирования мировоззрения. В западной части Тюрингенского леса, неподалеку от Эйзенаха, находится село Мера, впервые упомянутое еще в документах XIV века. Своим названием оно обязано лежавшему поблизости болоту, которое, как гласит предание, поглотило немало людей и скотины.

В окрестностях Эйзенаха была распространена фамилия Людер, к какой относился и будущий реформатор. В конце XV века в Мере было не менее пяти дворов, принадлежавших Людерам. Одним из них владел дед будущего реформатора, состоятельный крестьянин Генне Людер. У него было четыре сына. В 1481 году молодой крестьянин Ганс Людер-старший женился на горожанке Маргарет Линдеман из Эйзенаха, а осенью 1483 с годовалым сыном и беременной женой на руках отправился искать заработок на находившиеся поблизости рудники Мансфельдского графства.

Молодая семья временно обосновалась в его столице Эйслебене, в бедной, деревянной части города. 10 ноября 1483 года Маргарет родила Гансу второго сына, который, сообразно католическому календарю, был наречен Мартином. В первое десятилетие, прожитое в Мансфельде, отец Лютера был еще, если так можно выразиться, полукрестьяннном-полугорожанином. То же полукрестьянское, полугородское сознание просматривается и у его сына. В 1488 или 1489 году Ганс с трудом собрал средства, необходимые для того, чтобы отправить Мартина в ученье.

В церковноприходских школах детей учили только тому, что считалось крайне необходимым, а именно - чтению, письму, счету, пению и началам латыни. Основой основ церковноприходского воспитания было палочное приучение к послушанию. Вспоминая мансфельдскую школу, Лютер говорил, что это была баня, где доводили до пота и страха, и что учителя здесь обходились с учениками как тюремщики с ворами. Рядом с пренебрежением к совести учащегося стояли другие формы попрания его достоинства.

Мансфельдская школа еще не изувечила Мартина, и, возможно, именно потому, что рядом был хотя и строгий но человечный родительский дом. Мальчик просто сник и почти перестал учиться. За четыре года он с трудом одолел два класса. Отец забирает Мартина из учения. Осенью 1497 года тринадцатилетнего Лютера отсылают в Магдебург, а осенью 1498 года - еще дальше от мансфельдского дома Лютер прибывает в Эйзенах, родной город матери.

Он посещает здесь латинскую школу при церкви св. Георга, мерзнет в каморках, отведенных для приезжих учеников, а позже, как полагают, находит приют и доме купца Генриха Шальбе. Обладая прекрасным слухом и выразительным голосом, сосредоточенный и одушевленный, он без труда находил доступ к сердцам набожных слушателей. В Эйзенахе пение открыло Мартину вход в новый для него мир. Юношу заметила молодая патрицианка Урсула Котта, слышавшая его то ли в уличном, то ли в церковном хоре. Он был обласкан и введен и круг состоятельных и образованных горожан.

Незадолго до появления Урсулы Мартин впал в уныние. Он смертельно устал от зубрежки и скитаний. Францисканская проповедь о ничтожестве и суетности всех дел пришлась ему по сердцу и, как это ни удивительно, способствовала тому, что его собственные дела пошли успешней. Он стал спокойнее и заинтересованнее относиться к занятиям, сделался более общительным и обрел первых друзей.

Мартин научает латинское стихосложение и упражняется в нем. Это гораздо более соответствует его дарованию и характеру, чем механическое заучивание, практиковавшееся в начальных классах. Лютер впервые обнаруживает способность к учению и признается отроком, подающим надежды Цит. по Соловьев Э.Ю Непобежденный еретик , М 1984 г -288 с с. 27 Видя успехи сына, Ганс обретает надежду на то, что Мартин станет бургомистром, и отправляет его учиться в Эрфуртский университет.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лютеранская реформация в Германии

Тема немецкой Реформации для данной работы выбрана отнюдь не случайно. Прежде всего, потому что именно с неё началось движение против произвола… Идеи протестантизма способствовали формированию более активной жизненной позиции, нежели догматические установки…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б положение церкви и ее отношения с государством

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основная часть
Основная часть. У истоков Реформации. А государство и общество в развитое средневековье политическая борьба, экономика, социальные противоречия. С кончиной Генриха VI померк и блеск императорской в

Б Эрфуртский университет и уход в монастырь
Б Эрфуртский университет и уход в монастырь. Эрфурт был шестым но величине городом Германской империи и насчитывал около 20 тысяч жителей, а Эрфуртскнй университет принадлежал к семье старейших уче

В Формирование учения. Тезисы против индульгенций
В Формирование учения. Тезисы против индульгенций. Религиозно-философское учение Мартина Лютера начало складываться в 1813-1816 гг. В своих Чтениях о Псалмах , Чтениях о Послания Павла к Рим

Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты
Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты. Первое известие о деле Тецеля - Лютера поступило в Рим в декабре 1517 года. В папскую канцелярию были доставлены Тезисы и так называемый трактат, т

Е Лютер и крестьянская война
Е Лютер и крестьянская война. гг. Зимой и весной 1524 года природа словно сбилась с толку. В феврале цвели вишни и бабочки летали, как летом. В пасхальную неделю ударил мороз. Холода держались до с

Ж Социально-экономические основы лютеранства
Ж Социально-экономические основы лютеранства. В 1525 году Лютер, разочаровавшись в возможностях прямого идейно-политического влияния на массы, отказался от того, чтобы штурмом, надеясь лишь на силу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги