рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Е Лютер и крестьянская война

Работа сделанна в 2007 году

Е Лютер и крестьянская война - Курсовая Работа, раздел История, - 2007 год - Лютеранская реформация в Германии Е Лютер И Крестьянская Война. Гг. Зимой И Весной 1524 Года Природа Словно Сби...

Е Лютер и крестьянская война. гг. Зимой и весной 1524 года природа словно сбилась с толку. В феврале цвели вишни и бабочки летали, как летом. В пасхальную неделю ударил мороз. Холода держались до самого лета. Посевы погибли, а к осени начался мор. В июне 1524 года восстанием в графстве Штюллииг началась Великая крестьянская война.

В течение нескольких месяцев она охватила обширную территорию от Эльзаса до Зальцбурга и от Тироля до Гарца. Основными районами активных повстанческих действий стали Швабия, Франкония и Тюрингия. Антифеодальное движение 1524- 1525 годов превосходило предшествующие крестьянские восстания и по размаху, и по степени политической сознательности. Стихийные местные недовольства быстро перерастали в действия крупных повстанческих соединений отрядов, насчитывавших порой по нескольку тысяч человек.

Целые районы отказывались от несения феодальных повинностей и под угрозой вооруженного насилия предъявляли господам свои требования. Князья пытались отсрочить их выполнение с помощью проволочек и перемирий, но наиболее революционные отряды переходили к наступательным действиям. Уже к осени 1524 года крестьянские соединения представляли собой внушительную военную силу. В Швабии, например, они превосходили войска противостоящего им княжеского союза и численностью и инициативой.

Стихийного натиска повстанческих отрядов было достаточно для того, чтобы одержать серию побед. Южногерманские дворяне спасались бегством или сдавались в плен. Их замки не выдерживали крестьянской осады. По мере развертывания военных операций стали видны, однако, и серьезные изъяны крестьянского революционного действия. Немецкий простолюдин издавна привык почтительно относиться к клятвенным заверениям, жаловательным грамотам, третейским судебным решениям.

Добившись от князей согласия па рассмотрение повстанческих петиций, крестьянские отряды нередко прекращали активные действия, а после того, как господа торжественно заверяли, что признают правомерность соответствующих требовании, вообще расходились по деревням. Это легковерие помещики использовали с циничной расчетливостью. Лицемерные обещания позволяли им сбить огонь мятежа и выиграть время, необходимое для стягивания феодально-княжеского войска Там же, с.203 Сразу после Штюллинговского восстания католики заявили вот она, лютеровская реформация! Да и сами крестьянские вожди называли Лютера своим. Ведь именно ему принадлежало сочинение с названием-лозунгом О свободе христианина. Крестьяне всерьез ожидали, что не сегодня-завтра Лютер встанет во главе народного войска. 22 августа 1524 года Лютер по предписанию саксонских князей произнес проповедь против мятежных сект, которые порождают в народе дух неповиновения и убийств. Однако вопроса о верхнегерманском восстании он не касался. Не было крестьянской темы и в сочинении О небесных пророках, опубликованном в начале 1525 года и направленном против Карлштадта и радикальных анабаптистов.

Лютер с самого начала не принял крестьянского восстания, но роль княжеского полицмейстера его совершенно не прельщала.

Он надеялся, что бедствия мятежа заставят опомниться и крестьян, и их угнетателей. Демократ по умственному складу, Лютер верил, что народ образумится первым. Он ждал документа, свидетельствующего о начавшемся отрезвлении крестьянской массы.

Однако в начале марта 1525 года в Меммингснена съезде руководителей шести швабских отрядов принимается документ, которому суждено было распространиться но всей Германии. В программе, известной под названием Двенадцати статей, крестьянские вожди, во-первых, предлагают известное обобщение свод локальных повстанческих требований, а во-вторых, пытаются обосновать их авторитетом Священного писания.

Двенадцать статей были документом умеренными сдержанным. В его преамбуле говорилось, что составители хотели бы снять с крестьян обвинение в бунтарстве и бесчинствах. Повстанцы рады были бы, если бы господа пошли нм навстречу и все было решено мирными средствами. Первая статья требовала, чтобы каждой общине было предоставлено право выбора и смещения священника. Вторая статья настаивала на отмене так называемой малой десятины, но признавала правомерность большой десятины в случае ее справедливого и подотчетного использования.

В третьей решающей по значению формулировалось требование крестьян об отмене личного крепостного права. Составители пытались обосновать это требование ссылками на Исайю, Петра и Павла. В заключении они поясняли Это не значит, что мы хотим необузданной воли и не признаем никаких властей. Мы должны жить по заповедям Но надо либо освободить нас от крепостного ига, либо евангельским словом доказать нам, что мы должны оставаться рабами. Четвертая, пятая и десятая статьи содержали просьбу крестьян о возвращении отторгнутых у них общинных земель.

Просьба обосновывалась выдержками из Библии - зачастую, увы, просто не относящимися к делу. В шестой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой статьях речь шла об ограничении барщины, а также многочисленных поборов и штрафов. В заключительной, двенадцатой статье крестьянские руководители заявляли, что согласны отступиться от любого из своих тезисов, если окажется, что он не соответствует божьему слову.

Вместе с тем они оставляли за собой право формулирования новых евангельски обоснованных народных требований. В апреле 1525 года крестьянская декларация достигла Виттепберга. В середине месяца Лютер взялся за перо. Он использовал Двенадцать статей, чтобы занять позицию судьи, возвышающегося над обеими враждующими партиями, и горькими обвинениями склонить их к гражданскому согласию. Новое сочинение реформатора называлось Призыв к миру по поводу Двенадцати статей. Оно начиналось резким и гневным обвинением господской алчности, насилия и произвола.

Первая часть Призыва доказывает, что помещики заслужили восстание, что при оголтелом гнете, который учредился и Германии в последние годы, оно есть явление естественное. Вторая часть Призыва к миру написана как суровое увещевание, обращенное к самим восставшим крестьянам. С князьями Лютер говорил на языке государственно-политической целесообразности, соответствующем их роли правителей.

К крестьянам он адресуется на языке, который их руководители сами выбрали при составлении Двенадцати статей на языке христианских заповедей. Увещевания Лютера не могли примирить повстанцев с их угнетателями. Простолюдина они должны были оттолкнуть своим равнодушием к материальному гнету князей и дворян - резким естественно-правовым обличением их самоубийственного правления. И тем не менее Лютер не только поспешил отпечатать Призыв к миру, но 20 апреля двинулся о беспокойные районы Тюрингии, чтобы лично обратиться к горожанам и крестьянам. Лютер проповедовал сначала в Штольберге, а затем в Нордхаузене, Орламюнде и Йене. Он двигался по местам, уже охваченным восстанием.

Начавшись в Мюльхаузене, оно распространилось в графство Гогенштейн, в Мансфелъд, Штольберг, Бейхлинген, Эрфурт, Альтенбург, Мейсен, Шмалькальден. Однако Мартинуса теперь плохо слушали и прерывали насмешливыми выкриками. В Штольберге на улице кто-то прошипел ему в лицо Княжеский угодник. В Нордхаузене дверь комнаты, где он остановился, вымазали дегтем.

Тем не менее, в конце апреля Лютер вторично прибыл в этот город, вновь здесь проповедовал и вновь потерпел неудачу. Новое произведение называлось Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян. Оно легло несмываемым пятном на имя Лютера. Реформатор объявляет крестьян трижды виновными во-первых, в нарушении клятвы верности и преданности, некогда данной светским господам во-вторых, в общей преступности их кровопролитных и грабительских действий в-третьих в том, что эти тягчайшие грехи они пытаются прикрыть словами Священного писания.

Эта троякая вина делает восставших крестьян достойными смерти. Каждый, кто может, должен рубить их, душить и колоть, тайно и явно, так же, как убивают бешеную собаку Там же, с. 217 В мае 1525 года Крестьянская война вступила веною трагическую фазу. Особенно мрачными были события, развернувшиеся в Тюрингии, где крестьянами руководил известный проповедник Томас Мюнцер. Томас Мюнцер стал известен Лютеру благодаря его деятельности в Ютербоге в 1519 г. Он присутствовал и на Лейпцигском диспуте.

Затем Лютер помог ему устроиться в Цвиккау, но на некоторое время потерял его из виду. В апреле 1521 г. магистрат Цвиккау освободил Мюнцера от его обязанностей, так как он выступал в своих проповедях против богатых владельцев ткацких мастерских и в городе опасались волнений. Из Цвиккау Мюнцер направился в Прагу, надеясь, вероятно, соединиться с гуситами и таким образом содействовать развитию Реформации.

Однако к его разочарованию он должен был вскоре покинуть и этот город. Начинающаяся Реформация временно объединила Лютера и Мюнцера. Однако в ходе дальнейшего развития Реформации, по мере ее радикализации и дифференциации они вступили на различные, идущие в противоположном направлении пути, на которых пришли не только к различным позициям, но и оказались в непримиримом противоречии друг с другом. Мюнцер учил Бог жив. Он открылся не только в Библии, Он и сегодня говорит в сердцах верующих.

Однако услышать этот может только тот, чье сердце не привязано к богатствам этого мира. Это прежде всего относится бедным, но бедным не духовно, а материально. Если Бог еще и сегодня говорит указанным образом, то меняется представление о значении Библии она перестает быть единственным средством познать волю Божию. Таким образом, религиозное мышление переходит на другой путь, оно освобождается от авторитета признанных университетских теологов, ибо ученость перестает служить обязательной предпосылкой правильного толкования Библии, к тому же надо было считаться и с тем, что Бог откроет, быть может, что-либо новое, еще не известное из Библии.

Тем самым был открыт путь для принципиально нового. Для процесса радикализации реформаторского движения это означало прежде всего, что на этом пути народное движение может получить самостоятельность и освободиться от идеологической гегемонии интеллигенции Брендлер, Г. Мартин Лютер теология и революция , СПб, 2000 г -366с с. 231 Мюнцеровское понимание Библии было иным, чем лютеровское.

Он защищал иную теологию. В проповеди перед князьями Мюнцер провозгласил, что скоро предстоит падение старого мира с его несправедливым устройством. Он обосновал это видением из книги Даниила в Ветхом Завете предсказанием Апокалипсиса о гибели царств и наступлении царства Мессии. Пять царств следовали в истории друг за другом. Первым было вавилонское царство, вторым - мидийское и персидское, третьим - греческое, четвертым - римское.

Пятое же - является, теперешним царством, полным грязи и лицемерия. Таковы были отличия во взглядах двух крупнейших деятелей Реформации. 13 мая под Франкенхаузеном восьми тысячам повстанцев, плохо вооруженных и не имевших серьезного военного опыта, противостояло 2500 рейтаров и 5 тысяч регулярной наемной пехоты. 14 мая крестьяне еще выстояли против конницы ландграфа, но на следующий день были коварно обмануты и разбиты. Шесть тысяч крестьян, плебеев и франкенхаузенских бюргеров остались лежать на поле сражения. 27 мая на эшафоте пала голова Томаса Мюнцера.

Насилия и зверства помещиков-карателей превзошли все, что приписывала разбойничьим крестьянским шайкам самая оголтелая обывательская молва. В Мюльхаузене лобное место не успевало просыхать от крови на плаху волокли по малейшему подозрению. За несколько недель в сражениях и расправах в Германии было убито более ста тысяч крестьян. Таковы были итоги той бесчеловечной кровавой бойни. После подавления восстания привлечь к ответственности главного виновника беспорядков, который с недавнего времени лицемерно выдаст себя за их яростного противника. Покоя не будет, покуда немецкий мирянин не перестанет самостоятельно судить о Писании и не вернется в блаженное состояние умственного спокойствия, которого лишил его Лютер. Та же мысль проводилась и в католических сочинениях, рассчитанных на простолюдина.

Меланхтон был встревожен. Он считал, что надо возражать, оправдываться, еще и еще раз повторить лютеранские антиповстанческие декларации.

Между тем в самом Лютере не было ни прежнего полемического ныла, ни тревоги за престиж виттенбергской партии. В последние месяцы Крестьянской войны им овладело ощущение никчемности всех масштабных замыслов, всех действий, рассчитанных на общественное одобрение пли порицание.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лютеранская реформация в Германии

Тема немецкой Реформации для данной работы выбрана отнюдь не случайно. Прежде всего, потому что именно с неё началось движение против произвола… Идеи протестантизма способствовали формированию более активной жизненной позиции, нежели догматические установки…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Е Лютер и крестьянская война

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основная часть
Основная часть. У истоков Реформации. А государство и общество в развитое средневековье политическая борьба, экономика, социальные противоречия. С кончиной Генриха VI померк и блеск императорской в

Б положение церкви и ее отношения с государством
Б положение церкви и ее отношения с государством. Глубокое раздражение в Германии было прежде всего вызвано финансовым давлением со стороны папской канцелярии. Поколение за поколением приним

Б Эрфуртский университет и уход в монастырь
Б Эрфуртский университет и уход в монастырь. Эрфурт был шестым но величине городом Германской империи и насчитывал около 20 тысяч жителей, а Эрфуртскнй университет принадлежал к семье старейших уче

В Формирование учения. Тезисы против индульгенций
В Формирование учения. Тезисы против индульгенций. Религиозно-философское учение Мартина Лютера начало складываться в 1813-1816 гг. В своих Чтениях о Псалмах , Чтениях о Послания Павла к Рим

Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты
Г Борьба с Римом Лейпцигский и Вормсский диспуты. Первое известие о деле Тецеля - Лютера поступило в Рим в декабре 1517 года. В папскую канцелярию были доставлены Тезисы и так называемый трактат, т

Ж Социально-экономические основы лютеранства
Ж Социально-экономические основы лютеранства. В 1525 году Лютер, разочаровавшись в возможностях прямого идейно-политического влияния на массы, отказался от того, чтобы штурмом, надеясь лишь на силу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги