рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Лаоса.

Искусство Лаоса. - раздел История, Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая О.прокофьев Народность Лао, Так Же Как И Таи, Ведет Свое Ирфисхшждеи...

О.Прокофьев

Народность лао, так же как и таи, ведет свое ирфисхшждеиш? из юго-западного Китая и расселилась по территории нынешнего Лаоса в конце первого тысячелетия нашей эры. За этот период вплоть до середины 14 в. территория Лаоса долгое аремя находилась в непосредственной зависимости от Камбоджи и позже Таиланда. Таким образом, лишь в 14 в. на обширной территории от Южного Китая до Камбоджи сложилось независимое лаосское- феодальное государство. Центром его сначала был город Луан-Нрабан, затем столица переместилась южнее, в город Вьентьян, расположенный также на реке Меконг, являющейся: основной водной артерией страны. Б последующие века, особенно в 16—17 вв., государство испытывает известный экономический и культурный подъем, в частности в правление короля Сулингнавонгса (1637 —1694), стремившегося к объединению Лаоса. Однако уже в 1707 г. Лаос разделился на два княжества с центрами т Луан-Прабане и Вьентьяне. Усиливавшаяся в 18 —19 вв. феодальная раздробленность облегчила нападение Таиланда на Лаос, приведшее к разрушению Вьентьяна в 1827 г., а впоследствии быструю колонизацию страны французами во второй половине 19 в.

Сравнительно поздняя и недолговечная эпоха расцвета средневекового искусства в Лаосе (первые крупные памятники зодчества относятся лишь к 16 в.), а также относительно небольшие размеры и масштабы феодальною Лаосского государства не дали возможности развиться крупному каменному архитектурному строительству и обусловили преобладание в основном форм легкой деревянной архитектуры. Каменных сооружений почти не создавалось, если не считать лишенных внутреннего помещения святилищ — тхат, сложенных из кирпича и камин.

Наиболее типичными образцами архитектуры Лаоса являются пагоды Тран-ниня (Муонг-Фуен) — плато, простирающегося к северо-востоку от Меконга до аннамитской горной цепи. Целый ряд значительных архитектурных памятникои сохранился в старой столице Луан-Нрабане, а также к сильно разрушенном «состоянии — на юге страны, яо Вьентьяне. В последних проглядывают элементы' зодчества Таиланда и отчасти бирманского искусства, в то время как севернее Вьентьяна местные традиции проявились в более чистом виде.

Основа лаосской пагоды — ват, то есть культовое здание с залом для собраний я поклонения Будде, чаще всего ориентированным на восток. Дополнительными помещениями являются часовни и небольшие здания библиотек. Они вместе с ватом замкнуты общей оградой, образуя целый архитектурный ансамбль, иногда с, большим числом (свыше ста) сооружений. В подобные ансамбли входит также большое число сложенных из кирпича и камня святилищ, лишенных внутреннего помещения — тхатов.

Основная особенность, так ярко характеризующая ват,— это его динамически устремленное кверху покрытие. Оно представляет собой крутую двускатную крышу, опускающуюся чрезвычайно низко, особенно в ватах Тран-ниня и Луан-Прабана, где боковые стены здания едва виднеются. Тяжелая, обычно крытая черепицей кровля очень часто бывает разделена на две, иногда три прерывающиеся по горизонтали части — эффект, усиливающий динамическое устремление-вверх. Конек крыши своеобразной изогнутой формы напоминает причудливую птицу с головой мифической змеи — наги.

Щипец (Верхняя часть фасада, заключенная межд) крутыми скатами крыши здания.) вата составляет большую часть фасада здания и имеет характерную вытянутую кверху остроугольную форму, причем его крутые скаты несколько вогнуты внутрь.

Интерьер вата представляет собой обширный, но сумрачный зал, разделенный на три продольные части. Обычно в его глубине поставлена большая деревянная или медная скульптура сидящего Будды.

Характерным образцом архитектуры Лаоса северного типа является ват Ксенг-Тонг, наиболее значительный в старой столице Лаоса и датируемый 1561 г. (илл. 204).

Низко опущенное и несколько вогнутое, словно слегка вдавленное покрытие в сочетании с торжественной простотой фасадного портала создает неповторимый облик пагоды Лаоса в ее классическом виде. Несколько ступеней ведут к небольшой открытой площадке перед тремя входными проемами, разделенными простыми белыми колоннами. Двойные фестончатые арки над проемами своим изящным рисунком очень удачно контрастируют с остроугольным контуром щипца здания.

0 другом типе вата, к которому принадлежали главные пагоды Вьентьяна (к сожалению, в настоящее время почти целиком разрушенные), дает некоторое представление ват Бан Фонг в Муонг Сюи (западная часть Тран-ниня). В нем вокруг традиционного двускатного покрытия пристраивается навес, опирающийся на ряд колонн, почти скрытых низко опущенным покрытием. Щипец оказывается отделенным крышей от нижней части. Благодаря этому приему масштабы здания кажутся увеличенными, архитектоника объемов менее ясной.

Реконструкция королевской пагоды во Вьентьяне — вата Хо Фра Кео — может дать некоторое представление о величии этого замечательного здания в прошлом.


Карта. Лаос.

 

Пагода стояла на высоком постаменте, который сохранился до нашего времени вместе с высокой оградой и прорезанными в ней ступенчатыми входами. Навес, окружавший центральное двускатное покрытие, был поднят на стройной колоннаде, образующей галлсрею вокруг всей пагоды. Пышные капители, отделенные друг от друга фестончатыми арочками, в усложненном виде варьировали традиционную лотосовидную форму, характерную для не имеющих конструктивной функции капителей архитектуры Лаоса.

Среди небольших сооружений, обычно окружающих пагоду, наиболее интересными являются часовни и библиотеки. Замечательным образцом является библиотека Вата Пв Пенг (Вьентьян), по характеру напоминающая часовню. Небольшое, почти кубическое по форме белое каменное здание чарует своей изящной простотой. Нижнему, относительно сложно профилированному основанию противопоставляется основная, средняя часть, степы которой слегка наклонены кнаружи. Масса и плотность этого четкого объема подчеркивается тремя небольшими оконными и одним дверным проемом, к которому ведет высокая каменная лестница. Легкое покрытие, по типу повторяющее покрытие описанного выше второго типа вата (Бан Фонг и Хо Фра Кео), своей верхней частью с двускатным покрытием уравновешивает тяжесть нижнего объема, придавая необходимую стройность зданию в целом.

Распространенным архитектурным сооружением в средневековом Лаосе является тхат. Представляя собой святилище типа ступы, тхат замечателен разнообразием своих форм. Состоя из нескольких ступенчатых этажей, увенчанных вытянутым острием своеобразного шпиля, тхаты отличаются как характером и рисунком каждого этажа, так и взаимоотношением их масс. Некоторые тхаты имеют отдаленное сходство с индийской ступой с ее округлым телом на прямоугольном уступчатом основании (тхат вата в Луан-Нрабане или отчасти тхат Луонг во Вьентьяне). Другие напоминают бирманскую ступу с ее колоколообразной структурой (тхат Фуэн в Ксенг Хуанге, Траи-нинь). Еще более вытянут кверху сходный с последним по форме тхат Фонг 1!енг (Тран-нипь), удлиненная верхняя часть которого имеет довольно сложный профиль.

Некоторые тхаты отдаленно напоминают прасат кхмеров или калан тямов. Таков сложенный из кирпича тхат вата в Луан-Прабане (илл. 205 6). Прямоугольный » плане, с четырьмя ложными входами, украшенными пилястрами, он поставлен на высокий постамент и увенчан небольшой колоколообразной заостренной башней, разделенной на множество ярусов.

Обычно украшающие центральную часть зала вата и являющиеся главным объектом поклонения изваяния Будды составляют основной мотив средневековой скульптуры Лаоса. Чаще всего Будда изображен сидящим, реже стоящим. Статуи делались из бронзы, дерева, покрытого лаком, или обожженной глины в зависимости от назначения и размеров. Следует отметить, что если большинство сохранившихся архитектурных памятников Лаоса создано не раньше 16 в., то некоторые образцы скульптуры относятся к более раннему времени. Так, например,огромное, более чем четырехметровое полуфигурное изваяние Будды восходит к концу 14 в.

Скульптуры Будды отличает по большей части строгая каноничность, сухость и доходящая до схематизации обобщенность в трактовке форм. Своеобразной особенностью ряда скульптур Будды является строгая ясность самой архитектоники фигуры, словно уподобляемой архитектурному монументу и напоминающей чем-то архитектурную композицию тхата (тхат вата в Луан-Нрабане).

Такова бронзовая фигура Будды, благословляющего землю, из Сайфонга (илл. 205 а). Круглый пьедестал представляет собой схематизированное изображение цветка лотоса. Совершенно горизонтально сложенные подогнутые ноги, преувеличенно удлиненные пальцы положенных на колени рук подчеркивают горизонтали в общей композиции статуи, как бы напоминая уступы пьедестала тхата. Торс, плечи прямо сидящей фигуры и голова строго вписаны в равнобедренный треугольник, вершину которого составляет характерный для образа Будды в Лаосе пучок устремленных кверху языков пламени, находящихся на ушнише(Ушипша — выпуклость на голове Будды, символизирующая высшую, надчеловеческую мудрость и знание.) и словно напоминающих о шпиле, увенчивающем тхат.

Совершенно прямая постановка фигуры, иератическая застылость позы придают многочисленным образам лаосских статуй Будды отпечаток безличного аскетизма и полной отрешенности от жизни. Легкая отсутствующая улыбка едва оживляет неподвижное лицо божества. Тем не менее в некоторых изображениях можно различить какие-то черты, отдаленно характеризующие этнические типы Лаоса. Сквозь канонические черты проглядывает человеческий образ.

Средневековое искусство Лаоса, занимая менее значительное место, чем искусство других стран Индокитайского полуострова, внесло своеобразный вклад в художественную культуру Юго-Восточной Азии. Особую ценность представляет архитектура Лаоса, в которой развились и, как нигде, нашли себе яркое выражение традиции деревянного зодчества стран Индокитайского полуострова.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая

Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Лаоса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От редакционной коллегии
Вторая книга второго тома «Всеобщей истории искусств», посвященная искусству эпохи феодализма народов Азии, искусству доколониальных Африки, Австралии, Океании и древней Америки, является непосредс

Искусство Аравии, Сирии, Палестины и Ирака.
Б. В. Веймарн, Т. П. Каптерева, А. Г. Подольский. Искусство Аравии, Сирии, Ирака и Палестины 7 —13 столетий занимает важное место в истории художественной культуры Ближнего Востока. Создан

Искусство Египта
Б.Веймарн, А.Подольский Историю средневекового искусства Египта открывает коптский период. Коптское искусство 4— 7 вв. н. э. было связано с культурой Византии, но отличалось большим своеоб

Искусство Туниса, Алжира, Марокко и мавританской Испании.
Б.Веймарн, Т.Каптерева 7 — 8 столетиях страны Северной Африки — Тунис, Алжир и Марокко — и южная Испания вошли в состав Арабского халифата. Искусство этих народов получило название «магриб

Искусство Турции.
Б.Веймарн Тюрки-сельджуки(Сельджуки — одна из ветвей среднеазиатских кочевников огузов, получившая название по имени возглавившей ее династии Сельджукидов. В 11 в. сельджуки завоевали И

Искусство Средней Азии. Иран.
Б.Веймарн, Т.Каптерева Сложившееся на основе древних традиций иранское средневековое искусство прошло более чем тысячелетний путь развития. Эпоха феодализма в Иране, начавшаяся еще в 5 — 6

Искусство Азербайджана.
В.Шлеев при участии Б.Веймарно; раздел миниатюры - Т.Каптерева В экономической, политической и культурной жизни средневекового Востока важную роль играли восточные области Закавказья — Алб

Искусство Средней Азии.
Б.Веймарн, М.Дьяконов, Т.Каптерева Исследоиания советских ученых за последние десятилетия открыли много новых памятников, свидетельствующих о высоком уровне искусства Средней Азии в эпоху

Искусство Афганистана.
Э.Дарский Средиевековое искусство народов Афганистана в своем развитии испытало сильное воздействие факторов, связанных с географическим положением и политической историей страны. Уже в гл

Искусство Индии
О.Прокофьев Индия географически является обособленной обширной частью Южной Азии и играла в историко-культурном отношении наряду с Китаем, Ираном и Средней Азией важнейшую роль в эпоху сре

Архитектура и искусство 7-13 веков
Исторический период, наступающий после упадка последней крупнейшей рабовладельческой державы Индии, империи Гуптов (4—6 вв.), является началом феодальной раздробленности. Происходит разделение севе

Архитектура и искусство 13-18 веков
В конце 12— начале 13 в. в экономическом и политическом строе Индии произошли важные перемены, связанные с переходом к развитым феодальным отношениям и завоеванием Индии тюрками. Образовался Делийс

Искусство Непала
О.Прокофьев Необычное географическое положение Непала во многих отношениях обусловило своеобразие его исторического и культурного развития. Расположенный в наиболее1 гористой части Гималае

Ведение в искусство Юго-Восточной Азии
О.Прокофьев Искусство Юго-Восточной Азии отличается необыкновенным богатством и многообразием своей оригинальной художественной культуры, по значению не уступающей искусству и культуре Инд

Искусство Цейлона.
Е.Ротенберг Среди государств Юго-Восточной Азии Цейлон занимал в эпоху средневековья несколько особое положение. Благодаря его непосредственному соседству с Индией проникновение индийской

Искусство Индонезии.
Е.Ротенберг Государства средневековой Индонезии занимали территорию на островах громадного Малайского архипелага. Основную часть его населения составляли малайские племена и народности, пр

Искусство Бирмы
Н.Дьяконова Историю искусства Бирмы принято делить на три хронологических периода: ранний — с начала нашей эры по 8 — 9 в., средний, так называемый классический, связанный с существованием

Искусство Камбоджи.
Ю.Лебедев В истории средневекового искусства народов Индокитайского полуострова памятники Камбоджи занимают особенно видное место. По своему значению они принадлежат не только к наиболее в

Искусство Вьетнама.
О.Прокофьев Первые памятники развитой художественной культуры на территории Вьетнама относятся к началу нашей эры (зрелая культура бронзового века в северном Аннаме, в Донг-Соне). Отдельны

Искусство Таиланда
Н.Дьяконова Первым самостоятельным государством, возникшим на территории современного Таиланда, в низовьях р. Мерам, в 7—8 вв. н. э., было раннефеодальное государство Дваравати, образованн

Искусство Китая
Н.Виноградова Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4—5 вв. н. э., а его художест

Искусство 4 -6 веков н. э.
Период, последовавший после падения Ханьской империи, ознаменовался становлением новых для Китая феодальных отношений. Ослабленная бесконечными внутренними и внешними войнами страна утратила единст

Искусство 7 - начала 13 веков н. э.
После периода междоусобной борьбы и разобщенности в 589 г. н. э. произошло новое объединение юга и севера страны в единое феодальное государство, которое носило название Суйской империи. Просуществ

Искусство конца 13 и 14 века
В конце 13 в. Китай стал центром государства монголов, положивших начало новой династии Юань. Монгольское завоевание прошло по стране как смерч, разрушив города и деревни, нанеся страшный ущерб все

Искусство конца 14 -начала 17 века
Изгнание монголов и воцарение династии Мин привело к укреплению власти китайских феодалов в городе и деревне. Постепенно восстанавливается разграбленное монголами хозяйство страны и укрепляется пол

Искусство 17 - 19 веков
После завоевания в 1644 г. Китая маньчжурами наступила длительная полоса феодальной реакции. Некогда передовой сравнительно с европейскими странами средневековья Китай был задержан и остановлен в с

Прикладное искусство 14 -начала 19 века
Начиная с 14 в. в Китае в связи с ростом внутренней и внешней торговли, с активизацией широких слоев городского населения и демократизацией культуры происходит все большее выдвижение на первый план

Искусство Тибета.
Тибет, расположенный на юго-западе Китая и являющийся его неотъемлемой частью, представляет собой область совершенно своеобразную по своим природным условиям. Он расположен на одном из величайших н

Искусство Синьцзяна.
Н.Дьяконова Синьцзян, являющийся самой западной областью Китая, сыграл важную роль в истории художественной культуры многих народов Азии. Синьцзян расположен в самом центре азиатского мате

Искусство Монголии.
Монгольское феодальное государство сформировалось сравнительно с другими средневековыми странами Востока довольно поздно, в 12—начале 13 в. Это государство образовалось из различных племен, занимав

Искусство Кореи.
О.Глухарева Корея, или Чосон (Страна утренней свежести), является одной из дальневосточных стран, где уже в первые века нашей эры возникли самобытная культура и искусства, которые продолжа

Искусство Японии.
В.Бродский Средневековое искусство Японии развивалось на протяжении более чем тысячи лет, начиная с 6 в. Среди историков нет еще единого мнения о том, прошли ли народы Японии рабовладельче

Искусство 6 - 12 веков.
Первые значительные памятники японской архитектуры и искусства относятся к периоду возникновения и к первым этапам развития феодальных отношений в 4—7 столетиях. Господствующей идеологией

Искусство 13 - 16 веков.
Наметившийся еще в 11 в. процесс политического обособления окрепших феодальных родов в 12 в. привел наиболее сильных из них к военным выступлениям против центрального правительства Фудзивара. Начав

Искусство древней Америки.
Р.Кинжалов Американские континенты были заселены человеком сравнительно поздно. По данным антропологии, археологии и этнографии, первые поселенцы пересекли Берингов пролив и обосновались н

Искусство народов Центральной Америки.
На территории Центральной Америки к рубежу н. э. образовались четыре направления в изобразительном искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольте

Искусство народов Южной Америки.
Другой крупный центр культурного развития индейских народов находился в северной части Южной Америки. Земледельческие племена Андского плоскогорья уже в первых веках нашей эры были знакомы с употре

Искусство народов Тропической и Южной Африки.
Д.Ольдерогге Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части — в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Всю Африку к юг

Искусство средневековой Африки.
Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12—14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования. Еще в

Народное искусство Африки 19 - 20 веков.
Разгром феодальных государств Западной и Экваториальной Африки и их культуры не смог прервать стихийного развития народного художественного творчества, в частности прикладного. Племена и народы Афр

Искусство Австралии и Океании.
В.Кабо Искусство Австралии и Океании — это искусство народов, населяющих австралийский материк и острова Тихого океана. До недавнего времени они стояли на разных ступенях развития доклассо

Искусство Австралии.
Искусство племен, населяющих австралийский континент, разделяется на ряд обладающих своими специфическими особенностями направлений или школ, сложившихся в ходе многовековой истории первоначального

Искусство Новой Гвинеи и Меланезии.
Подобно австралийскому, искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова свойственны особые характерные

Искусство Полинезии и Микронезии.
Полинезийцы создали в Океании наиболее богатую и сложную культуру, связанную с начавшимся переходом от доклассового к ранним формам классового общества. В основе ее высокого материального уровня ле

Искусство Сирии, Палестины, Ирака
1. Фриз фасада замка Мшатта. Резьба по камню. Фрагмент. 1-я половина 8 в.

Искусство Египта
10. Баб ан-Наср - городские ворота Каира 1087-1092 гг.

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12-13 вв.

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г.

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на соффите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатун в Нахичеван

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7-8 вв. Фрагмент. Ленинград, Г

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12- начало 13 в.

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на

Искусство Непала
154 а. Ступа Бодхнатх близ Катманду. Перестроена в 8—9 вв.

Искусство Цейлона
156. Будда. Колоссальная статуя фасада храма Гал-Вихара в Полоннаруве. 12

Искусство Индонезии
162. Чанди Пунтадева на плато Диёнг. 7 в. начало 8 в.

Искусство Бирмы
180. Храм Ананды в Пагане. Статуя Будды. Конец 11 в.

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Андет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Му

Искусство Вьетнама
200. Танцовщица. Скульптура из храма в Тра-Кьё. 10 в. Туран, Музей.

Искусство Лаоса
204. Храм (ват) Ксенг-Тонг в Луан-Прабане. 1561 г.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г.

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Сере

Искусство Японии
300. Тори. Статуя Будды Сакиямуни в Кондо - главном храме монастыря Хорюд

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид.

Искусство Тропической и Южной Африки.
356 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара.

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд

Список цветных таблиц.
Стр. 24—25. Яхья ибн Махмуд. Сцена в мечети. Миниатюра из рукописи «Макамы» ал-Харири. 1237 г. Париж, Национальная библиотека. 88—89. Фаянсовый кувшин из Рея с изображением всадни

Иллюстрации в тексте.
Стр. 16. Мечеть Омейядов в Дамаске. 705—715 гг. План. Реконструкция (по К. Кресуэллу). 18. Мечеть Скалы в Иерусалиме. 687—691 гг. Аксонометрия. 19. Замок Каср ал-Хайр (за

Список карт.
Стр. 12. Аравия, Сирия, Ирак, Египет. 42. Северная Африка и Испания. 56. Турция. 76. Иран. 106. Азербайджан. 128. Средняя Азия. 158. Афганистан. 174. Ин

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12—13 вв. 21 а. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане. Основана в конце 7 в. Перестраивалась в основном в 9 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 21 б. Мечеть Си

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г. 33. Мечеть Сахиб-ата в Конье. 1258 г. Фасад. 34. С и н а н. Мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь). Между 1566—1574 гг. 35

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на софите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент. 41. Башня Кабуса близ Горгана. 1006—1007гг. 42. Мечеть в Ардестане. 1055—1058 гг. Внутренний вид. 43.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатуи в Нахичевани. См. илл. 63. 63. Аджеми ибн Абу Бе к р. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186 г. 64. Мавзолей близ с

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7—8 вв. Фрагмент. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 76 б. Глиняный кувшин с росписью. 10 в. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 77. Ма

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12— начало 13 в. 99. Башня султана Масуда III близ Газпи. Начало 12 в. 100. Мечеть Абу Наср Парса в Балхе. 2-я половина 15 в. 101. Би

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на острове Элефанта. 8 в. 107. Пещерный храм Рамешвара в Элуре. Фрагмент фасада. 8 в. Левая часть. 108. Пеще

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Апдет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Ваконг. Башня. 9 в.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г. 209 а. Пещерный храм Юньган близ города Датун. Основан в 5 в. Общий вид. 209 б. Колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. 5

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Середина 8 в. 295 а. Пагода Табо-тхап ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. 751 г. 295 б. Бодисатва Канным. Рельеф

Искусство Японии
300. Тор и. Статуя Будды Сакямуни в Кондо — главном храме монастыря Хорю-дзи близ Нара. Фрагмент. Бронза. 623 г. 301. Святилище храмового ансамбля Исэ. Начало 1 тыс. Реконструкция 1953 г.

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид. 333. Рельеф на крышке саркофага из «Храма Надписей» в Паленке. Фрагмент. Культура майя. 334. Пирамида Кецалькоатля в Теотихуакан

Искусство Тропической и Южной Африки.
350 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара. 356 6. Антилопы. Наскальная живопись буш менов. Юго-западная Африка, Бранд берг. 357. Богиня с рогами, или

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд. 373. Изображение рыбы в стиле «рентегеновских снимков». Австралия, полуостров Арнхемленд. 374. Изображен

Искусство Египта
10. Баб ан-Наср — городские ворота Каира 1087—1092 гг. 11. Мечеть Амра в Каире. Была основана и 641 г. Расширялась и перестраивалась в основном в 9—14 вв. Внутренний вид. 12. Мече

Искусство Северной Африки и Мавританской Испании
20. Городские ворота города Рабата. 12—13 вв. 21 а. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане. Основана в конце 7 в. Перестраивалась в основном в 9 в. Общий вид. Аэрофотосъемка. 21 б. Мечеть Си

Искусство Турции
32. Медресе Индже Минар в Конье. Портал. 1252 г. 33. Мечеть Сахиб-ата в Конье. 1258 г. Фасад. 34. С и н а н. Мечеть Селимие в Эдирне (Адрианополь). Между 1566—1574 гг. 35

Искусство Ирана
40. Резьба но стуку на софите арки мечети в Наине. 960 г. Фрагмент. 41. Башня Кабуса близ Горгана. 1006—1007гг. 42. Мечеть в Ардестане. 1055—1058 гг. Внутренний вид. 43.

Искусство Азербайджана.
62. Аджеми ибн Абу Бекр. Фрагмент фриза мавзолея Момине-хатуи в Нахичевани. См. илл. 63. 63. Аджеми ибн Абу Бе к р. Мавзолей Момине-хатун в Нахичевани. 1186 г. 64. Мавзолей близ с

Искусство Средней Азии.
76 а. Стенная роспись из дворца в Варахше. 7—8 вв. Фрагмент. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 76 б. Глиняный кувшин с росписью. 10 в. Ленинград, Государственный Эрмитаж. 77. Ма

Искусство Афганистана
98. Минарет близ селения Джам. Конец 12— начало 13 в. 99. Башня султана Масуда III близ Газпи. Начало 12 в. 100. Мечеть Абу Наср Парса в Балхе. 2-я половина 15 в. 101. Би

Искусство Индии
106. Парвати. Фрагмент рельефа «Свадьба Шивы и Парвати». Пещерный храм на острове Элефанта. 8 в. 107. Пещерный храм Рамешвара в Элуре. Фрагмент фасада. 8 в. Левая часть. 108. Пеще

Искусство Камбоджи
182. Статуя Хари-Хара из храма Прасат Апдет. 8 в. Песчаник. Пном-Пень, Музей. 183. Женская фигура. Фрагмент скульптуры. 7 в. Песчаник. Париж, Музей Гимэ. 184. Ваконг. Башня. 9 в.

Искусство Китая
208. Пагода Сунюэсы в провинции Хэнань. 523 г. 209 а. Пещерный храм Юньган близ города Датун. Основан в 5 в. Общий вид. 209 б. Колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. 5

Искусство Кореи
294. Лестница буддийского храмового ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. Середина 8 в. 295 а. Пагода Табо-тхап ансамбля Пулькук-са близ Кёнчжу. 751 г. 295 б. Бодисатва Канным. Рельеф

Искусство Японии
300. Тор и. Статуя Будды Сакямуни в Кондо — главном храме монастыря Хорю-дзи близ Нара. Фрагмент. Бронза. 623 г. 301. Святилище храмового ансамбля Исэ. Начало 1 тыс. Реконструкция 1953 г.

Искусство Древней Америки
332. Храм в Тахине. Культура тотонаков. Общий вид. 333. Рельеф на крышке саркофага из «Храма Надписей» в Паленке. Фрагмент. Культура майя. 334. Пирамида Кецалькоатля в Теотихуакан

Искусство Тропической и Южной Африки.
350 а. Мужчина и женщина. Наскальная живопись в Тассили. Сафар, Сахара. 356 6. Антилопы. Наскальная живопись буш менов. Юго-западная Африка, Бранд берг. 357. Богиня с рогами, или

Искусство Австралии и Океании.
372. Бегущие фигуры. Наскальная живопись.Австралия, полуостров Арнхемленд. 373. Изображение рыбы в стиле «рентегеновских снимков». Австралия, полуостров Арнхемленд. 374. Изображен

Общие работы
К. Маркс и Ф. Эпгельс об искусстве. Т. 1—2. М., 1957; В. И. Ленин о культуре и искусстве. М., 1956; Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Т. 1—3. М.—Л., 1948— 1955; Врунов Н. Очерки по истории а

Первобытное искусство
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1958; Гущин А. С. Происхождение искусства, Л.—М., 1937; Ефименко П. П. Первобытное общество. Изд. 3. Киев, 1953; Косвен М. О

Искусство Древнего Востока. Общие работы.
Авдиев В. И. История Древнего Востока. Изд. 2, М., 1953; Атлас по истории культуры и искусства Древнего Востока, Л.—М., 1940; Очерки по истории техники Древнего Востока. Под ред. В. В. Струве. М.—Л

Искусство Передней Азии
Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.—М., 1958; Bossert II. Th. Altsyrien Kunst und Handwerk in Cypern, Syrien, Palastina, Transjordanien und Arabien von den Anfangen bi

Искусство Древнего Египта
Масперо Г. Египет. Пер. с франц. М., 1915; Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. (Исследование и переводы текстов с коммент.). М.—Л., 1956; Матье М. Э. Роль личности художника в искусстве Древнего Еги

Эгейское искусство
Богаевский Б. Л. Крит и Микены. (Эгейская культура). М. Л., 1924; Бузе скул В. П. Древнейшая цивилизация в Европе. Эгейская или критскомикенская культура. Харьков, 1918; Виппер Р. Ю. Древний Восток

Искусство Древней Греции
Маркс К. К критике политической экономии. Введение.—В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2. Т. 13, М., 1969; Маркс К. и Энгельс Ф. Об античности, Л., 1932; Античные мыслители об искусстве. Изд.

Эллинистическое искусство
Баумгартен Ф., ПоландФ., Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. Спб., 1914; Белов Г. Д. Алтарь Зевка в Пергаме, Л., 1959; Ране вич А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.—Л., 1950; Тарн В. Э

Искусство Древнего Рима
Блаватский В. Д. Архитектура Древнего Рима М., 1938; Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. П6., 1923. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Пер. с франц. Изд. 2, М., 191

Искусство Северного Причерноморья
Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. (Сборник статей. Отв. ред.: В. Ф. Гайдукевич и М. И. Максимова.) Т. 1. М.—Л., 1955. Белов Г. Д. Херсонес Таврический. Истор.-архе

Искусство Древнего Закавказья
Амиранашвили Ш. Я. История грузин ского искусства. Т. 1. М., 1950; Буниатов Н. Г. Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни. Ереван, 1933; Г а р н и. Крепость и поселение. Отв. ред. Б. П. П

Искусство Древнего Ирана
Орбели И. Л., Тревер К. В. Сасанидский металл. Художественные предметы из золота, серебра и бронзы. М.—Л., 1933; Смирнов Я. И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной посуды восточного происхож

Искусство Средней Азии
Грязнов М. Древнее искусство Алтая. (Альбом). Л., 1958; Массой М. Е., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны. (Альбом иллюстраций). М., 1956; Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скиф

Искусство Древней Индии
Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. Пер. с англ. М., 1951; Тюляев С. И. Архитектура Индии. М., 1939; Brown P. Indian architecture. V. I. Buddhist and Hindu periods. Bombay, 1956; С apple ri

Искусство Древнего Китая
Глухарева О. Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.—Л., 19Ъ8; Чжэн Чжэнь-до. Великое наследие китайского искусства. Шанхай, 1957. (На кит. яз.); Ackerman Ph. Ritual bronzes of ancient

Искусство Византии
Анналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СпС., 1900; Банк А. В. Искусство Византии в собрании Государственного Эрмитажа. (Альбом). Л., 1960; Кондаков Н. П. История и памятники

Искусство Армении и Грузии
Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. Т. 1. М., 1950; Амиранашвили Ш. Я. История грузинской монументальной живописи. Т. 1. Тбилиси, 1957; Арутгонян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянс

Искусство Южных Славян. Болгария.
Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. Спб., 1909; Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. I. М., 1947. (Гл. VII, VIII, IX); Цапенко М. П. Архитектура Болгарии. Очерк. М., 1

Искусство Сербии и Македонии
Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. СпГ>., 1909; Лазарев В. Н. История Византийской живописи. Т. I, M., 1947. (Гл. VII, VIII, IX); Покрышкин П. Православная церковная архитект

Искусство Древней Руси
Айналов Д. В. История русской живописи от XVI по XIX столетие. Спб., 1913; Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959; Алпатов М. В. Фрески храма Успения на Волотовом поле. — В кн.: Памятники искусства,

Украинское искусство 14-17 веков
Архитектура Украинской ССР. (Альбом). Т. 1—2. Киев, 1951—1954; Безсонов [Бессонов] С. В. Архитектура Западной Украины. М., 1946; Драган М. Украiнсьki деревлянi церкви. Генеза i розвiй форм. Ч. 1—2.

Искусство Белоруссии 14-17 веков
Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина. Спб., 1888; Горбачевский Ф. Русские древности в памятниках Холмско-Подляцеской Руси. (Альбом и текст). Спб., 1891—1892; Егоров Ю. А. Градостроительство в Б

Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма. Общие работы.
Виол.те ле Дюк Э. Э. Беседы об архитектуре. Пер. с франц. Т. I. М., 1937; Добиаш-Рождестве некая О. А. Западное средневековое искусство.— В сб.: История искусств всех времен и народов. Кн. 4. Л., 1

Искусство Франции
Гуртик Л. Франция. Пер. с франц. М., 1914; The art of the French book from early manuscripts to the present time. Ed. by A. Lejard. London, 194...; Aubert M. L'art frangais a 1'epoque roman. Archit

Искусство Германии
Anthony E. W. Romanesque frescoes. Princeton, 1951; Baum J. Die Malerei und Plastik des Mittelalters. Deutschland, Frankreich und Britannien. Wildpark—Potsdam, 1930; Bange E. F. Bine bayerische Mal

Искусство Австрии
B e n e s с h O. Kleine Geschichte der Kunst in Osterreich. Wien, 1950; Die Bildende Kunst in Osterreich. Hrsg. v. K. Ginhart. Baden in Wien, 1939; Buchowiecki W. Die gotischen Kirchen Osterreichs.

Искусство Англии
Виппер Б. Р. Английское искусство. М., 1945; Artists of the Winchester Bible. Intr. by W. Oakeshott. London, 1945; Вiсkert M. J. The reconstruction of an English Cormelite missal. Cambridge, Mass.,

Искусство Испании
Малицкая К. М. Испания. М., 1935; Ars Hispaniae. Historia universal del arte hispanico. V. 7. Torres Balbas L. Arquitectura Gotica. V. 8. Duran Sanpere А. у Ainaud de Lasarte J. Escultura Gotica. M

Искусство Италии
Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения.; Т. I. Искусство Проторенессанса. М., 1956; Biehl VV. Toskanische Piastik des frilhen und hohen Mittelalters. Leipzig, 1926; Decker H. L'art ro

Искусство Чехословакии
Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. Ист. очерк. М., 1959; Libal D. Goticka architecture v Gechah a na Morave. Praha, 1948; Masin J, Romaniska nastenna malba v. Cechach a na Morave. Praha, 1954; Ma

Искусство Польши
Betterowna A. Polskie ilustracye ksiazkows XV i XVI wieku (1490—1525). Warszawa, 1951; Biallowicz-Krygierowa Z. Malowidla scienne z XIV wieku w dawnym opactwie cysterskiin w Ladzie nad Warta. Pozna

Искусство Венгрии
Венгерская скульптура. Будапешт. 1955; Гере Л. Памятники искусства Венгрии. Будапешт, 1959; История венгерского искусства. Т. 1. Будапешт, 1956; Старые деревянные статуи в Венгрии. Альбом. Сост. М.

Искусство Швеции
Borelius A. Romanesque mural paintings in Ostergottland. Stockholm, 1956; Curman S., Roosval J. Sveriges kyrkor; konsthistoriskt inventarium, Upsala, 1912; La u г in C. G. Nordisk konst. Bd. I. Sto

Искусство Литвы
Galaune P. Lietuviu liaudies menas. Kaunas, 1930; Ivinskis Z. Troku Galves ezero salos pilis; Barovskis L. Traku salos pilis, kaip didziojo kunigaikscio rezidencija, atliktu konservaciniu darbu svi

Общие работы.
Денике Б.П. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства. Казань, 1923; Денике Б. П. Живопись Ирана. М.—Л., 1938; Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в честь акад

Искусство Арабских народов
Вeймарн Б. В., Каптерева Т. П., Подольский А. Г. Искусство арабских народов. (Средневековый период). М., 1960; Кубе А. П Испано-мавританская керамика. М.—Л., 1940; Матье М. Э-> Ляпунова К. С. Ху

Искусство Турции
Эссад Д. Константинополь. От Византии до Стамбула. М., 1919; Diez E., Aslanapa О. Turk Sanati. Istanbul, 1955; Esin E. Turkish miniature painting. Tokyo, 1960; Gabriel A. Voyages archeologiques dan

Искусство Ирана
Гюзальян Л. Т., Дьяконов М. М. Иранские миниатюры в рукописях «Шах-Намэ» ленинградских собраний. М.—Л., 1935; История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958; Кази-Ахмед. Трактат о

Искусство Азербайджана
Архитектура Азербайджана. Очерки. Баку, 1952; Архитектура Азербайджана. Эпоха Низами. (Сборник статей. Отв. ред. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов). Москва—Баку, 1947; Бретаницкий Л., Саламзаде А. Киро

Искусство Средней Азии
Альбayм Л. И. Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент, 1960; Архитектурные памятники Туркмении. Вып. 1. Состав. Н. М. Бачинский. Москва—Ашхабад, 1939; Берншта

Искусство Индии
Искусство Индии. Альбом. Сост. и авт. вступит, статьи С. Тюляев. М., 1958; Миниатюры рукописи Бабур-намэ. Вступит, статья С. Тюляева. М., I960; Памятники искусства Индии в собраниях музеев СССР. Ал

Искусство Юго-Восточной Азии. Общие работы
Архитектура стран Юго-Восточной Азии. Очерки. Ред. коллегия: Ю. С. Яралов (отв. ред.). М., 1960; Холл Д. Г. Э- История Юго-Восточной Азии. Пер. с англ. М., 1958; Coomaraswamy А. К. History of India

Искусство Китая
Вeстфалeн Э. X., Кречетова М. Н. Китайский фарфор. История развития. Л., 1947; Глухарева О. Н., Денике Б. П. Краткая история искусства Китая. М.—Л., 1948; Денике Б. П. Китай. Альбом по архитектуре.

Искусство Японии
Денике Б. П. Япония. Альбом по архитектуре. М., 1935; Конрад Н. И. Японская литература в образцах и очерках. Т.I.Л., 1927; Японское искусство. Сборник статей. Отв. ред. Р. Б. Климов. М., 1959; Собр

Искусство Древней Америки
Вайян Д. К. История ацтеков. Пер. с англ. М., 1949; Кинжалов Р. В. Памятники культуры и искусства древней Америки. Путеводитель по выставке. Л., 1958. (Гос. Эрмитаж); Искусство Мексики от древнейши

Искусство Тропической и Южной Африки
Кюн Г. Искусство первобытных народов. Пер. с нем. М.—Л., 1933; Марков В. (В. И. Матвей). Искусство негров. Пб., 1919; Народы Африки. Под ред. Д. А. Ольдерогге и И. И. Потехина. М., 1954; Ольде-рогг

Искусство Австралии и Океании
Бугинов Н. Я., Розина Л. Г. Коллекции с о. Пасхи в собраниях Музея антропологии и этнографии АН СССР. Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 18, 1958, стр. 305—323; Миклухо-Маклай Н. Н. Собран

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги