Глава 6. пасха и светлая седмица
История праздника
Идейное содержание пасхальных песнопений
На Пасху и в дни Светлой седмицы в богослужении используются два вида песнопений: воскресные рядового гласа и собственно пасхальные. Воскресные гласовые песнопения встречаются и в обычные воскресные дни, потому объектом нашего рассмотрения станут пасхальные песнопения – те плоды христианской гимнографии, которые употребляются только на Пасху и вне пасхального цикла не встречаются. На самом деле собственно пасхальных песнопений немного, перечислим их все (в список мы не включили стихи антифонов, прокимен и аллилуиарий, так как это – стихи псалмов, просто выбранные для пасхального богослужения, а не собственно христианские песнопения):
— Тропарь «Христос воскресе из мертвых…»;
— канон «Воскресения день…» с Богородичными;
— ипакои «Предварившыя утро…»
— кондак «Аще и во гроб…» и икос «Еже прежде солнца…»
— светилен «Плотию уснув…»
— стихиры Пасхи
— тропари пасхальных часов: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…», «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «Вышняго освященное Божественное селение радуйся…».
В этом списке самыми объемными песнопениями являются канон и стихиры Пасхи, в них сосредоточена сердцевина литургического осмысления события Пасхи.
Канон.
Канон – самая торжественная и, по своему удельному весу, основная часть пасхальной утрени. По Уставу канон следует петь на 16: ирмосы по 4 раза, тропари на 12, однако сразу скажем, что в приходской практике почти повсеместно (кроме монастырей) ирмос и все тропари поются по одному разу. Припев ко всем тропарям – «Христос воскресе из мертвых». Хотя по Уставу все каноны следует исполнять певчески (т.е. петь не только ирмосы, но и все тропари), канон Пасхи – единственный, в котором в приходской практике поются и ирмосы, и тропари.
Все песни канона имеют одну и ту же схему (9-я песнь отличается только наличием особых припевов). На каждой песни канона священник в предшествии диакона совершает каждение алтаря, иконостаса и верующих с амвона, на 8-й песни каждение совершает диакон. После каждой песни бывает малая ектения с особым возгласом, все возгласы обозначены в Типиконе и полностью напечатаны в Триоди.
Отдельно стоит сказать о запевании ирмосов канона настоятелем (священнослужителями). Типикон действительно содержит такое предписание: «Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель». Потому в некоторых пособиях последование пасхальной утрени излагается уже с учетом этой особенности. Однако нужно иметь в виду, что в церковном обиходе существует несколько разных распевов пасхального канона, и для некоторых из них такой образ действий приемлем с трудом. В частности, московский распев пасхального канона вполне согласуется с тем, что начало каждого ирмоса будет петь священник, а хор сразу подхватит его слова. Однако в других распевах такой переход от сольного вступления священника к пению хора уже так гладко проходить не будет. Кроме того, если священник не обладает музыкальными способностями, расхождения между его пением и пением хора будут всем заметны. В связи с этим следует признать вполне допустимым пение хором ирмосов полностью в тех случаях, если совместное пение вместе со священником создаст больше проблем, нежели украсит пасхальное богослужение.
Вот схема каждой песни пасхального канона:
Хор поет: ирмос
тропари (2 или 3 тропаря).
катавасия.
священник кадит алтарь и иконостас
священник троекратно христосуется с народом:
священник: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза
Обращаем особое внимание на недопустимость христосования «раньше времени»,
то есть во время пения тропарей или катавасии (к сожалению, такое явление очень
часто встречается на практике). Ибо когда священник христосуется с народом и народ отвечает, пение хора «заглушается» и таким образом, с одной стороны, создается помеха певцам, с другой стороны, молящимся в храме не слышно слов исполняемого песнопения. В результате возникает впечатление, что священник с невниманием относится к словам канона и его заботят лишь его собственные действия (каждение и поздравление народа). И не стоит подобное поведение оправдывать «избыточной» пасхальной радостью (как делают некоторые), ибо никакая радость или иной «благой мотив» не может служить оправданием бесчиния, нарушения нормального хода богослужения. В связи с этим священник, если в нем есть хоть какая-то доля благоговейного отношения к церковным песнопениям, должен, если он все-таки завершил каждение раньше, чем хор спел катавасию, просто подождать немного и затем уже, когда хор умолкнет, христосоваться с народом.
Хор: «Христос воскресе из мертвых…» «конечное» (поется особым быстрым распевом) 3 раза.
Диакон произносит малую ектению.
Священник говорит соответствующий возглас и хор поет ирмос следующей песни.
По 3-й песни (после малой ектении) хор поет ипакои «Предварившыя утро…».
По 6-й песни хор поется кондак «Аще и во гроб…», икос «Еже прежде солнца…», «Воскресение Христово видевше…» 3 раза и «Воскрес Иисус от гроба…» 3 раза.
9-я песнь поется с мегалинариями. Перед ирмосом, как обычно, припев «Величит душа моя Воскресшаго…» возглашает (поет) диакон, затем перед каждым тропарем и катавасией соответствующие припевы поет хор.
По 9-й песни хор поет светилен «Плотию уснув…» трижды.
Хотя Типикон точно не говорит об образе пения этого светильна, есть все основания полагать, что схема должна быть такой же, как на службах Страстной седмицы, где имеет место аналогичное троекратное пение одного праздничного светильна, то есть следующим образом: «Плотию уснув…», «Слава»: «Плотию уснув…», «И ныне»: «Плотию уснув…». Однако на практике «Слава» и «И ныне» между пениями светильна зачастую опускаются.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы (хотя Устав предполагает пение всех стихов этих псалмов, на практике хор поет только начальные два стиха и сразу переходит к пению стихир).
Во время пения хвалитных стихир священник, если он служит один, переоблачается в одежды красного цвета. Если же служба совершается собором духовенства, то на хвалитных стихирах переоблачается лишь тот священник, который будет совершать проскомидию, тогда как другие завершают последование утрени в белых одеждах и переоблачаются в красные на часах.
Хвалитные стихиры 1 гласа на 4 + стихиры Пасхи с их припевами.
«Христос воскресе из мертвых…» 3 раза (вместе с заключительной фразой последней стихиры будет 4 раза).
Если служба совершается собором духовенства, то хор поет «Христос воскресе из мертвых…» многократно, пока в это время священнослужители, согласно древней традиции, в алтаре христосуются друг с другом.
Настоятель читает «Слово огласительное…» святителя Иоанна Златоуста[7].
Хор поет тропарь святителю Иоанну Златоусту: «Уст твоих…»
Диакон произносит сугубую и просительную ектении (как на обычной праздничной утрене). Далее до «Утверди, Боже…» схема обычная.
После пения «Утверди, Боже святую…» сразу совершается переход на отпуст (такой краткий переход – еще одна особенность пасхального чина):
Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» (тропарь до половины)
Хор: «И сущим во гробех живот даровав».
Настоятель говорит краткий праздничный отпуст (держа в руке Крест с трисвечником): «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Настоятель: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза
Хор: «Христос воскресе из мертвых…»«конечное» (трижды). «И нам дарова живот вечный…».
Великаго господина…».
Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах
1-й час | 3-й час | 6-й час | 9-й час | |
Начальный возглас | – | + | – | + |
Малый отпуст | + | – | + | + |
Великаго господина…».
Службы Светлой седмицы
Светлая седмица – продолжение пасхального торжества, потому и службы здесь совершаются в целом по тому же чину, что и на Пасху. Отличия от службы в Неделю Пасхи имеются, но они немногочисленны.
Великаго господина…».
Глава 7. От антипасхи до отдания Пасхи
Идейный смысл богослужения
Неделя святых жен мироносиц
Идейный смысл богослужения
Целый ряд песнопений этого дня заимствуется из богослужения Великой Пятницы/Субботы, причем часть самогласен на стиховне берется без изменений («Тебе одеющагося…»), а тропари – с добавлением в конце фраз, содержащих прославление воскресения Христова.
Идейный смысл богослужения
Неделя о самаряныне
Идейный смысл богослужения
Неделя о слепом
Идейный смысл богослужения
Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о слепом
В Неделю 6-ю по Пасхе на богослужении соединяются песнопения 3-х видов: воскресные 5-го гласа, пасхальные и праздника Триоди. Служба совершается буквально по тому же чину, что и в Неделю о расслабленном. Единственное отличие – впервые поется катавасия праздника Вознесения «Спасителю Богу…».
Попразднство Недели о слепом длится три дня и отдание совершается в среду вместе с отданием Пасхи.
Вариант А: уставной чин.
Совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. При этом соединяются 3 службы: Пасхи, попразднства Недели о слепом и предпраднства Вознесения. Впрочем, предпразднство Вознесения Господня представлено исключительно каноном на утрене и (весьма поздним по происхождению!) седальном по 3-й песни канона[33]; ни одно другое песнопение к предпразднству Вознесения не имеет отношения[34]. Так что во всех других изменяемых частях мы имеем соединение служб Пасхи и Недели о слепом, только сам канон является исключением.
Такое явление, когда в службе есть на утрене (не на повечерии!) канон некоторого праздника, но во всех службах суточного круга нет одного другого песнопения (ни стихиры, ни тропаря), нехарактерно для нашего Устава и более не встречается в Типиконе вообще (даже если принять в расчет все Марковы главы). Это позволяет сделать вывод, что канон предпразднства Вознесения Господня – самый поздний и привнесенный элемент в службе среды 6-й седмицы по Пасхе (в еще большей степени позднейшей вставкой является седален предпразднства по 3-й песни канона). Вспомним, что другие подвижные Господские праздники – Неделя Ваий и Пятидесятница – не имеют предпразднства. Следовательно, изначально и Вознесение Господне не имело предпразднства, а наличие канона в современной службе – следы поздней редакции.
Отметим, кстати, что в этой службе последний раз встречаются те особенности, которые характерны для всего периода от Антипасхи до отдания Пасхи (см. выше §1.1 настоящей главы), потому мы повторяться и отмечать их еще раз не будем.
Вечерня
Началопасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). Сразу после заключительного «Христос воскресе…» читается 103 псалом (без «Приидите, поклонимся…»).
Кафисма рядовая (9-я).
На «Господи, воззвах...» стихиры Триоди на 6; «Слава, и ныне»: Триоди.
На стиховне воскресная стихира 5-го гласа и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).
По «Ныне отпущаеши...»:тропарь воскресный «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: Богородичен «Радуйся, Двере Господня…».
Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи[35] (священник произносит отпуст без Креста и трисвечника).
Повечерие
Канон святого Минеи (хотя Типикон не говорит о переносе службы святого на повечерие, так можно поступить по аналогии с Преполовением Пятидесятницы).
По Трисвятом: кондак праздника Триоди «Душевныма очима…»; «Слава, и ныне»: кондак Пасхи «Аще и во гроб…».
Полунощница
— 1-я часть: по 1-м Трисвятом поются те же тропари, что и в конце вечерни («Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…»);
— 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак Пасхи («Аще и во гроб…»); молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.
Таким образом, в отдание Пасхи совершается праздничная полунощница, что придает этому дню особую торжественность, тогда как в дни отданий двунадесятых праздников полунощница праздничных особенностей не имеет.
Утреня
Началопасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.
По «Бог Господь...»:тропарь воскресный «Собезначальное Слово…» (дважды); «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».
По кафисмам: седальны Триоди.
Канонатри: Пасхи на 6 (ирмос дважды) без Богородичных (см. примечание далее), праздника Триоди на 4 и предпразднства Вознесения Господня на 4. По Уставу припевами ко всем тропарям (в том числе и пасхальным) служат стихи библейских песней, однако на практике канон Пасхи поется с припевом «Христос воскресе из мертвых», к остальным тропарям читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Особый интерес вызывает вопрос о пении Богородичных пасхального канона. Современный Типикон не говорит об этом ни слова, поэтому данный вопрос становится дискуссионным. Вспомним, что канон Пасхи поется в следующих случаях: 1) в сам день Пасхи; 2) на Светлой седмице; 3) в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе; 4) на отдание Пасхи. Если считать по дням, то получается всего 12 раз (1 + 6 + 4 +1). Из этих 12 раз нам точно известно, что Богородичны пасхального канона поются в 10 случаях (пункты 2 и 3) и не поются в сам день Пасхи. Служба отдания Пасхи по логике вещей должна в большей степени походить на службу самой Пасхи, чем другие дни. Этот тезис является главным аргументом в пользу пения канона Пасхи без Богородичных. Еще один довод можно почерпнуть из рукописной Триоди XVI века, где ясно сказано, что канон Пасхи в день отдания поется «без Богородичнов» (лист 238 обор., см. http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=399&pagefile=399-0243). Однако значимость этого довода уменьшается, если обратим внимание на схему пения канона в данном памятнике: Пасхи на 4, праздника Триоди на 6 и предпразднства на 4. Мы видим, что по сравнению с современным чином сокращается количество тропарей для пасхального канона и увеличивается количество тропарей канона Недели о слепом. Действительно, если петь канон Пасхи на 4, то где тут «найти место» для Богородичных? Однако в современном Уставе канон Пасхи поется на 6, т.е. такое же количество, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе, где Богородичны поются. Потому ссылка на предписание рукописной Триоди не может считаться решающим аргументом.
Таким образом, в пользу пения Богородичных говорит то, что канон Пасхи в современном Уставе поется на 6, т.е. такое же количество тропарей, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе. Противоположная позиция, т.е. пение канона без Богородичных, находит два подтверждения: необходимость максимального соответствия службе самой Пасхи и буквальное указание в средневековых рукописях (где, однако, предполагается, что канон Пасхи поется на 4). Нам кажется более обоснованным второй подход, потому делаем вывод, что канон Пасхи в службе отдания следует петь без Богородичных.
Катавасия «Спасителю Богу…».
По 3-й песни: кондак и икос праздника Триоди, седален праздника Триоди; «Слава, и ныне»: седален предпразднства.
По 6-й песни: кондак и икос Пасхи.
9-я песнь:Канон Пасхипоется с мегалинариями, как и на сам праздник («Честнейшую…» не поем!). К тропарям других канонов читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (по Уставу должны быть стихи библейской песни). Припева перед катавасией нет.
По 9-й песни:светилен Пасхи (дважды); «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди.
На «Хвалите...» стихиры праздника Триоди на 4 и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» с заключительным «Христос воскресе…» 1 раз.
По славословии: «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».
Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи.
На часах
Тропарь воскресный и кондак праздника Триоди (на каждом часе).
Литургия
Началопасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» произносится мирная ектения.
Антифоны изобразительные.
«Блаженны»на 8: 3-я и 6-я песни канона Пасхи.
По входе: тропарь «Собезначальное Слово…»; «Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…».
Прокимен, Аллилуиаипричастен —Пасхи.
Апостоли Евангелиерядовые (Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало).
Задостойник Пасхи.
По заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход.
Отпуст (священник произносит, держа в руках Крест с трисвечником) полный праздничный с пасхальной вводной фразой «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый…» и поминанием святителя Иоанна Златоуста (автора литургии), святых храма и Минеи [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331].
После литургии священнослужители «снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет» [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 298].
Вариант Б: повторение пасхальной службы.
В этом случае повторяется полностью служба Пасхи с воскресными песнопениями 1-го гласа. Единственная проблема возникает насчет служения вечерни. Так как накануне Пасхи вечерня совершалась не по пасхальному чину, то образцом для вечерни служит вечерня, совершаемая накануне Светлого понедельника, разве что вместо стихир 2-го гласа используются воскресные стихиры 1-го гласа. Все же остальные службы – утреня, часы и литургия – служатся почти также, как на саму Пасху; различия немногочисленны и все они отмечены далее. Интересно, что некоторые даже стараются соблюсти внешние обрядовые отличия пасхальной службы: с самого начала вечерни и до отпуста литургии царские врата и боковые двери все время открыты (даже на ночь оставляют открытыми, если это возможно), диаконы все ектении произносят со свечами и входят/выходят в алтарь только царскими вратами.
Итак, имея в виду, что все службы совершаются так, как на Пасху, укажем только отличительные черты для каждой службы, причем более подробно рассмотрим вечерню (по причине ее «искусственности», о чем уже сказано).
Вечерня.
Совершается по чину вечерни в Неделю Пасхи вечером, разве что после великого прокимена не читается Евангелие. Вместо 2-го гласа — соответствующие воскресные песнопения 1-го гласа, а именно:
На «Господи, воззвах...» стихиры воскресные 1-го гласа на 6 (из Октоиха подряд); «Слава»: 7-я стихира Октоиха; «И ныне»: догматик 1-го гласа «Всемирную славу…».
Прокимен великий «Кто Бог велий…»
На стиховне начальная стихира 1-го гласа («Страстию Твоею, Христе…») и стихиры Пасхи, по окончании которых – «Христос воскресе…» 3 раза (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза).
Утреня.
Последование точно такое же, как в сам день Пасхи (даже канон традиционно поется без Богородичных). Отличия в следующем:
— диакон произносит малые ектении только по 3-й, 6-й и 9-й песни.
— каждение совершается по усмотрению настоятеля: или на каждой песни, или только в тех песнях, где есть ектении.
— после стихир Пасхи «Христос воскресе…» поется трижды (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза), взаимного поздравления не бывает.
— «Огласительное слово» не читается и тропарь святителю Иоанну Златоусту не поется.
Часы совершаются пасхальные без изменений.
Литургия.
Единственное отличие от Недели Пасхи – чтение рядовых зачал Апостола и Евангелия: Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало. Прокимен и аллилуиарий при этом возглашаются пасхальные (впрочем, эта особенность предусмотрена Уставом, см. вариант А). В конце литургии по заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход. Как и в варианте А, священнослужители убирают Плащаницу с престола после окончания литургии.
Глава 8. Вознесение Господне. неделя 7-я по пасхе
Событие праздника
Краткая история праздника
Идейный смысл праздничных молитвословий
Глава 9. пятидесятница
Событие праздника Пятидесятницы
Краткая история праздника
Идейный смысл праздничных молитвословий
Глава 10. недели Всех святых и всех святых, в земле российской просиявших
Подвижный круг богослужения завершается двумя воскресными днями, в которые прославляются сонмы святых. При этом Неделя 1-я по Пятидесятнице является последним богослужением Цветной Триоди, а неделя 2-я по Пятидесятнице уже в Триодь не входит, но все же может считаться богослужением подвижного круга.