Реферат Курсовая Конспект
Религиозно-идеалистическое направление в русской философии - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Широкое Развитие Получило Религиозно-Идеалистическое Направление (В.с. Сол...
|
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк). В.С. Соловьев (1853 – 1900) построил систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, истины, добра и красоты, обосновал концепцию «богочеловеческого всеединства».
Смысл философии всеединства Соловьева заключается в подготовке человечества к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «богочеловечество». Возвышенное, одухотворенное человечество должно превратиться в со-творца Бога и выполнить задачу перевоплощения универсума.
Космическая тема у Соловьева решалась на почве платоновского мифа об эротическом восхождении от плотского к духовному. В работе «Смысл любви» Соловьев развивает мысль, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие (философия «всеединства»).
В сфере гносеологии существует «цельное знание» как соединение мистического, рационально-философского и эмпирически-научного знания, основанное на нравственном усилии личности.
В сфере онтологии – «положительное всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворенных элементов бытия, создание мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.
Социальная тема у Соловьева – учение о Софии, «вечной женственности», космосе красоты. София – это произведенное единство, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Таким образом, софиология – учение о мировой душе, глубокое обоснование пантеизма, божественного присутствия в действительности, связанного с деятельностью в ней «души мира», т.е. идеи Бога.
Одной из основных проблем в философии Соловьева является проблема человеческой личности. Человек – «связующее звено между божественным и природным миром», цель которого – преодоление мирового зла, просветление и одухотворение мира. Личность имеет возможность реализовать два типа свободы: «положительную» и «отрицательную». «Положительная» свобода достигается стремлением к познанию абсолюта и обеспечивает человеку способность к исполнению божественного предначертания, «отрицательная» свобода достигается неограниченным самоутверждением единоличного «Я», что приводит к отрицанию свободы.
Человек объективно реализует и субъективно ощущает свою свободу в акте любви (к людям, к природе, к Богу) и нравственном поступке. Путь к положительной свободе открывается человеку через опыт переживания стыда, сострадания и критического самонаблюдения.
Соловьев выделяет три основы нравственности: стыд, жалость и благочестие. Деятельным выражением чувства стыда является воздержание и пост, делом жалости – милостыня, делом благочестия – молитва.
Спасение и возрождение человека возможно лишь на путях утверждения этики всеединства, ибо моральный человек творит добро независимо от обстоятельств, а смысл жизни человека заключается в сотворении добра и его приумножении.
Философско-религиозный мистицизм Соловьева оказал заметное влияние на развитие общественной мысли в России в начале ХХ в.
Одним из наиболее видных последователей Соловьева является Н.А. Бердяев (1874 – 1948). У Бердяева человек поставлен в центр бытия. Отсюда антропоцентризм и персонализм его философии. Философия есть творчество, своеобразная форма откровения человека, творение, продолжающееся совместно с Богом.
Главными темами философской рефлексии Бердяева были проблемы свободы, творчества и «русская идея». Бердяев считает, что смысл и цель человеческого существования – не только спасение, человек призван к творчеству и продолжению миротворения. Творчество свободно, незавершено, обращено к будущему.
Бердяев анализирует тезис о «России-загадке», о «загадочной русской душе». По Бердяеву, в основу формирования национальных особенностей русской души легли два противоположных начала: природная, языческая, дионисийская стихия и аскетически ориентированное православие.
Природное начало связано с необъятностью России. На Западе земельные пространства малы, и ощущение границ и необходимости их защиты вызывают интенсивность западной жизни и культуры. У русского народа необъятность земельных владений в России создает представления о мощи и непобедимости русской земли. В ней всегда можно укрыться от любого врага. Это обстоятельство определяет интенсивность русской жизни и культуры. Русский народ в высшей степени поляризированный. В нем совмещаются противоположные начала: деспотизм и анархизм, жестокость и доброта, индивидуализм и коллективизм, национализм и всечеловечность, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт.
По мнению Бердяева, национальные особенности каждого народа определяются также соотношением в нем мужского и женского начал. В России преобладает женское начало, связанное с культом матери-земли и культом Богоматери. Бердяев говорит даже о «вечно бабьей» русской душе. Земля представлялась последней заступницей русского народа, а материнство – основной категорией его мировоззрения.
Религиозно-философская проблематика стоит в центре внимания творчества П.А. Флоренского (1882 – 1943). Спасение есть равновесие душевной жизни. Функция религии – спасать наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса, восстанавливать мир в душе, обществе, природе. Вера – тот мост, который должен привести к Истине.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозно-идеалистическое направление в русской философии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов