Период. Эпоха борьбы за киевский престол - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА (Первая Половина – Середина Xii В.)...
(Первая половина – середина XII в.)
Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых первенствующую роль играют потомки Олега Святославича Черниговского и Владимира Мономаха. Роль киевской митрополии и крупных монастырей как центров, противодействующих политическому распаду Руси, формирующих сознание духовной, культурной и национальной идентичности у людей, проживающих на территориях разных феодальных государств. Деятельность митрополита Клима Смолятича, новгородского архиепископа Нифонта.
Раздел 1. Архитектура первой половины – середины XII в. в южно-русских и западно-русских землях.
Лекция 7. Формирование собственных артелей зодчих в крупных центрах Руси (Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Смоленск. Полоцк, Галич). Собор Федоровского монастыря в Киеве, церковь Успения на Подоле (Богородица Пирогоща).
Строительство Всеволода Ольговича в Чернигове. Местный вариант храма с позакомарным завершением. Успенский собор Елецкого монастыря, Борисоглебский собор (элементы романского влияния). Ильинская церковь.
Работы черниговских мастеров в Старой Рязани (Успенский собор, Борисоглебский собор).
Работы черниговских мастеров в Киеве: Кирилловская церковь.Церковь Георгия в Каневе.
Работы киево-черниговской артели во Владимире Волынском. Успенский собор.
Работы киево-черниговских мастеров в Смоленске. Собор Бориса и Глеба Смядынского монастыря. Церковь Петра и Павла.
Галич. Работа мастеров, владеющих техникой белокаменного строительства. Церковь Иоанна Крестителя в Перемышле. Церковь в Звенигороде. Церковь Спаса. Успенский собор.
Полоцк. Формирование местной традиции, ее особенности. Храм-усыпальница в Евфросиниевом монастыре, Бельчицы, Спасский собор Евфросиниева монастыря. Витебск. Церковь Благовещения. Церковь Бориса и Глеба в Новогрудке.
Основные темы:
Сложение сокращенного (четырехстолпного одноглавого) типа храма.
Адаптация романских влияний в архитектуре “киевской” школы: изменение строительной техники, изменение приемов декорации фасадов.
Вопросы:
1. В чем отличие строительной техники, которую использовала артель, отправленная ок. 1130 из Киева в Полоцк, от техники, примененной в памятниках Чернигова и Киева после 1130-х гг.?
2. Назовите элементы, позволяющие говорить о романском влиянии в памятниках первой половины XII в.
3. Охарактеризуйте передвижение артелей в первой половине XII в. в южно-русских землях.
4. Какой тип храма можно назвать преобладающим в первой половине XII в.?
Российский государственный гуманитарный университет Факультет Истории искусства...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Период. Эпоха борьбы за киевский престол
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Программа лекционного курса
для специальности № 020900
“искусствоведение”,
специальности № 021000 “музеология”,
специализации “реставрация и экспертиза
культурных ценностей”
Историография древнерусского искусства.
Вопросы для текущего контроля:
1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским
Збручский идол.
Союз с Византией, взятие Херсонеса. Крещение Руси (989 г.).
Трофеи князя Владимира.
Вопросы для текущего контроля:
1. Опишит
Софийские соборы: в Киеве, Новгороде,Полоцке.
Основные проблемы:
Значение принятия христианства для развития каменного строительства.
Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, стро
Тема IV. Эпоха возвышения Москвы
(Вторая половина XIV – середина XV в.)
Раздел 1.Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV вв.
Спасский собор Андроникова монастыря.
Перестройка собора Чудова монастыря.
Ремонт Успенского собора в Ростове. Церковь Благовещения в Дорогомилове.
Тверь. Архангельский собор в Старице. Никольская церковь в Старице. Ц
Лекция 27.
Символико-аллегорический стиль в живописи. Работы новгородских и псковских художников. Иконы “Притча о хромце и слепце”, “Лествица райская” (обе в ГРМ). Деятельность митрополита Ма
Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.
Ктиторство семьи Годуновых. Церковь в с. Беседы. Церковь в с. Красном. Строительство в Ипатьевском монастыре. Бесстолпные храмы с крещатым сводом в вотчинных селах Годуновых. Спас-Михнево.
Теремной дворец Михаила Федоровича.
Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме
Церковь Рождества в Путинках.
Церкви Георгия в Ендове, Успения в Гончарах, Николы на Берсеневке, Спаса на Песках, Косьмы и Дамиана в Садовниках, Григория Неокесарийского, Иоанна Богослова на Бронной, Троицы в Листах
Деревянный дворец в Коломенском.
Увеличение масштабов жилого каменного строительства. Палаты на Берсеневке.
Период царствования Федора Алексеевича.
Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенс
Лекция 35.
Иконы и росписи ярославских храмов рубежа XVII–XVIII вв. Фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и церкви Благовещения на Волжском берегу (Ярославль).
Последний этап истории иконописной м
Архитектура.
Архитектура Киевской Руси XI в. и ее место в искусстве византийского мира. Источники своеобразия. Строительство Владимира Святославича. Спасо-Преображенский
Живопись
1. Мозаики Софии Киевской и Михайловского Златоверхого монастыря
2. Живопись второй половины XI – начала XII в.
3. Роспись собора Мирожского монастыря – программа, художественные
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов