Суть науки каббала

 

Курс №1: Суть науки каббала

 

Первый и основополагающий курс, который раскрывает основные законы и понятия науки каббала. Здесь дается четкое определение науки каббала и раскрывается ее предназначение, рассматриваются пути постижения законов природы и их воздействие на человека. Большое внимание уделяется каббалистическим терминам и понятиям – особому языку, созданному для описания неощущаемого нами Высшего мира, языку, на котором писались каббалистические книги, и на протяжении нескольких тысячелетий передавались от учителя к ученику каббалистические знания.

Содержание

Предисловие

Урок № 1. Предмет науки каббала

Введение

1.2. Предмет нау­ки каб­ба­­ла

Закон общего и частного

Урок № 2. Пу­ти дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком Выс­шей це­ли

Множественный характер проявления первопричины

2.2. Два пути: сверху вниз и снизу вверх

Вопросы и ответы

Урок № 3. Каб­ба­ла опи­сы­ва­ет только ре­аль­ную дей­ст­ви­тель­ность

Абстрактные названия

Реальность, заключенная в науке каббала

Вопросы и ответы

Урок № 4. Закон корня и ветви

4.1. Трудность выражения высшего постижения

4.2. Закон корня и ветви в мирах

Урок № 5. Язык каб­ба­лы – язык вет­вей

5.1. Язык каб­ба­ли­стов – это язык вет­вей

Передача знаний от учителя к ученику

5.3. «Грубые» названия в каббале

Дополнительный материал

Словарь

 

 

Предисловие

Для того, чтобы подойти к изучению каббалы как источника всех наук, мы должны в достаточной мере выяснить сущность самой этой науки. В противном случае изучение связей каббалы с другими областями знаний будет фрагментарным и лишенным основы. Сущность этой науки необычайно глубока. Мы надеемся, что в рамках данной темы нам удалось сформулировать основные ее положения в доступной форме и сформировать у изучающего истинное представление о ней, которое предохранит его от ошибок в процессе дальнейшего изучения.

Как известно, необходимыми моментами в изучении основ любой науки является создание верного представления о трех вещах, к которым относятся: предмет данной науки; специфический, присущий лишь ей, метод и аппарат терминов, используемый этой наукой для изучения ее предмета.

Данная тема основана на статье «Суть науки каббала» великого каббалиста 20-го века Бааль Сулама и обработана преподавателями Института исследования каббалы имени Й. Ашлага по материалам лекций д-ра М. Лайтмана.

Урок № 1

Предмет науки каббалы

Введение

1.2. Предмет нау­ки каб­ба­­ла

Закон общего и частного

 

Введение

Тво­рец со­тво­рил же­ла­ние. Он, Сам по Се­бе, на­зы­вае­мый «Ац­му­то», не­по­сти­жим. Он не дос­ту­пен ни­ка­кой нау­ке. Тво­рец со­тво­рил же­ла­ние и про­из­во­дит по отношению к нему определенные дей­ст­вия. Именно дей­ст­вия Твор­ца по отношению к тво­ре­нию мы и изу­ча­ем, они и составляют пред­мет нау­ки каб­ба­­ла, которая изучает все, что вне Творца, поскольку Сам Творец непостижим.

Его мысль ро­ж­да­ет тво­ре­ние – же­ла­ние, а за­тем дей­ст­ву­ет в этом тво­ре­нии, пре­об­ра­жая его и придавая ему все­воз­мож­ные фор­мы: от на­чаль­но­го со­стоя­ния – точ­ки в све­те Твор­ца – до раз­ви­тия это­го же­ла­ния в са­мом эгои­сти­че­ском ви­де, а за­тем его ис­прав­ле­ния до наи­выс­ше­го аль­труи­сти­че­ско­го уровня – пол­но­го по­до­бия Твор­цу.

 

 

Рисунок 1.1.1.

Все, что про­ис­хо­дит с тво­ре­ни­ем в мыс­ли, ис­хо­дя­щей из Твор­ца, ис­сле­ду­ется в нау­ке каб­ба­­ла. Аб­со­лют­но все, что не Тво­рец – все, кро­ме Твор­ца, принадлежит к то­му, что Он соз­дал.

Нау­ка каб­ба­­ла вклю­ча­ет в се­бя все от­но­ше­ние Твор­ца к тво­ре­нию. Каббала – это мысль Твор­ца, ко­то­рую Он реа­ли­зу­ет­. Нау­ка каб­ба­­ла изучает цель создания и функционирование творений, а также структуру Высших миров, включая наш материальный мир.

По­лу­ча­ет­ся, что она вклю­ча­ет в се­бя аб­со­лют­но все, кро­ме Твор­ца. Мы, ес­те­ст­вен­но, изу­ча­ем ее в той мере, какую способны по­сти­чь. Однако в ито­ге на­ше­го раз­ви­тия мы долж­ны по­стичь всю нау­ку каб­ба­­ла.

Мы долж­ны на­страи­вать­ся толь­ко на од­но – на свет Твор­ца, ко­то­рый раз­ви­ва­ет и ис­прав­ля­ет нас. Ес­ли мы бу­дем стре­мить­ся испытать на себе его влияние, бу­дем под­став­лять се­бя под этот свет, он про­из­ве­дет над на­ми свое дей­ст­вие. В духовном нет на­си­лия: исправление происходит толь­ко в той ме­ре, в какой че­ло­век его же­ла­ет. При­чем это же­ла­ние долж­но быть же­ла­ни­ем ис­крен­ним, не фаль­ши­вым, не «од­но – в серд­це, другое – на ус­тах».

Мы при­ме­ня­ем для се­бя из нау­ки каб­ба­­ла толь­ко ту часть, тот ас­пект, ко­то­рый мо­жет наилучшим образом по­дей­ст­во­вать на нас, ис­пра­вить нас, под­тя­нуть нас че­рез все пу­ти, че­рез все сту­пе­ни к на­шей це­ли – слия­нию с Твор­цом.

1.2. Предмет нау­ки каб­ба­­ла

Нау­ка каб­ба­­ла пред­став­ля­ет со­бой рас­кры­тие при­чин­но-след­ст­вен­но­го по­ряд­ка нис­хо­ж­де­ния Выс­ших сил,под­чи­няю­ще­го­сяпо­сто­ян­ным и аб­со­лют­ным за­ко­нам.Эти за­ко­ны свя­за­ны ме­ж­ду со­бой и на­прав­ле­ны на рас­кры­тие Выс­шей управ­ляю­щей си­лы –Твор­ца.

Итак, каб­ба­­ла изу­ча­ет то, ка­ким об­ра­зом эти си­лы нис­хо­дят от наи­выс­шей, об­щей, со­вер­шен­ной и веч­ной си­лы – Твор­ца, и как они в своем нис­хождении транс­фор­ми­ру­ют­ся по отношению к нам.

За­ко­ны, по ко­то­рым это про­ис­хо­дит, са­ми по се­бе не ме­ня­ют­ся, по­доб­но то­му, как не меняются законы, действующие в на­шем ми­ре. Мы мо­жем по-раз­но­му их при­ме­нять, но сам за­кон остается не­из­ме­нным.

Си­лы нис­хо­дят свер­ху вниз и, в соответствии с аб­со­лют­ными и стро­гими за­ко­нами, воз­дей­ст­ву­ют на че­ло­ве­ка, что­бы под­нять его или (что од­но и то же) постепенно рас­крыть ему Твор­ца в пе­ри­од пребывания че­ло­ве­ка в этом ми­ре.

Нау­ка каб­ба­­ла изу­ча­ет все, что соз­да­но мыс­лью Твор­ца, ис­хо­дя­щей из Не­го, из Аб­со­лю­та: ка­ким об­ра­зом эта мысль об­ла­ча­ет­ся в си­лы, как эти си­лы стро­ят ма­те­рию, же­ла­ние на­слаждать­ся, из ко­то­ро­го за­тем воз­ни­ка­ет че­ло­век; как че­ло­век по­сте­пен­но, с по­мо­щью этих сил, оставаясь в ­низ­шей точ­ке, в на­шем ми­ре, од­но­вре­мен­но дос­ти­га­ет наи­выс­шей точ­ки – слия­ния с Твор­цом, за­мы­кая на се­бе две про­ти­во­по­лож­ные стороны ми­ро­зда­ния; ка­ким об­ра­зом все это дей­ст­ву­ет – все эти процессы изучает каббала. Она вклю­ча­ет в се­бя аб­со­лют­но все, ни­че­го не упус­кая из ми­ро­зда­ния. Лю­бые мыс­ли, дей­ст­вия, про­яв­ле­ния чув­ст­в во всех ми­рах, вклю­чая наш мир, – все это яв­ля­ет­ся пред­ме­том нау­ки каб­ба­­ла.

 

1.3. За­кон об­ще­го и ча­ст­но­го

За­кон об­ще­го со­сто­ит в том, что все че­ло­ве­че­ст­во в кон­це сво­его раз­ви­тия не­из­беж­но долж­но прий­ти к рас­кры­тию Выс­шей управ­ляю­щей си­лы и пол­но­стью по­стичь ее. За­кон ча­ст­но­го со­сто­ит в том, что и до дос­ти­же­ния это­го со­вер­шен­но­го со­стоя­ния всем че­ло­ве­че­ст­вом (все­ми ду­ша­ми) в ка­ж­дом по­ко­ле­нии есть так­же от­дель­ные лич­но­сти, способные самостоятельно дос­тичь та­ко­го со­стоя­ния.

Таков об­щий за­мыс­ел ис­хо­дящей из Твор­ца си­лы: все тво­ре­ние соз­да­но для то­го, что­бы по оп­ре­де­лен­ным за­ко­нам раз­ви­тия не­из­беж­но дос­тичь по­до­бия Твор­цу, слия­ния с Ним, по­сти­же­ния Его, ра­вен­ст­ва Ему. Это об­щий за­кон ми­ро­зда­ния.

Ни од­на си­ла, ни од­но дей­ст­вие, ни од­на мысль, ис­хо­дящая от Твор­ца или про­ис­хо­дящая изнут­ри тво­ре­ния, не вы­хо­дит за рам­ки это­го об­ще­го за­ко­на. Ему подчинено все. «Об­щий» - зна­чит «ох­ва­ты­ваю­щий все без исключения». Это за­мы­сел-мысль, за­тем си­ла, за­тем дей­ст­вие, ко­то­рые пол­но­стью ох­ва­ты­ва­ют структуру ми­ро­зда­ния.

Сколько бы нам ни ка­за­лось, что есть что-то по­роч­ное, пло­хое, не вхо­дя­щее в этот за­мы­сел, про­ти­во­по­лож­ное ему, этого быть не мо­жет. Все про­ис­хо­дя­щее в же­ла­нии, в мыс­ли, в дей­ст­вии яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ной ча­стью об­ще­го за­ко­на, необходимости при­ведения тво­ре­ния к наи­выс­ше­му со­стоя­нию. Мы, со своей ограниченной точки зрения, ес­те­ст­вен­но, мо­жем не по­ни­мать, что про­ис­хо­дит, но за­кон ос­та­ет­ся за­ко­ном, и он та­ков.

 

Об­щий за­кон ут­вер­жда­ет, что все че­ло­ве­че­ст­во не­из­беж­но дос­тигнет сво­ей це­ли. Ча­ст­ный за­кон го­во­рит, что в ка­ж­дом по­ко­ле­нии вдобавок есть еди­ни­цы, дос­ти­га­ющие Це­ли не вместе со все­ми, а гораздо рань­ше. Ес­ли мы все рав­но дви­жем­ся в этом направлении, за­чем еще и про­сить Твор­ца, зачем при­кла­ды­вать уси­лия? Бу­дем спо­кой­но си­деть у ко­ст­ра в пе­ще­ре или в со­вре­мен­ной квар­ти­ре у те­ле­ви­зо­ра – про­сто си­деть в бездействии и ждать, ко­гда на нас нач­нут дей­ст­во­вать эти за­ко­ны.

Де­ло в том, что эти за­ко­ны дей­ст­ву­ют на нас, при­тя­ги­ва­ют нас к це­ли толь­ко в той ме­ре, в какой мы со­дей­ст­вуем им, толь­ко в той ме­ре, в какой мы со­гла­сны с на­прав­ле­ни­ем, це­лью и са­ми­м эти­м дей­ст­вием. Че­ло­век, со­стоя­щий из мыс­ли, же­ла­ния и дей­ст­вия, обя­зан уподобить свою мысль, же­ла­ние и дей­ст­вие мыс­ли, же­ла­ни­ю и воздей­ст­ви­ю на не­го Твор­ца, ибо за­кон, при­бли­жаю­щий его к це­ли, действует на него в той мере, в какой они сов­па­да­ют.

Ес­ли че­ло­век сам не уст­рем­ля­ет­ся к це­ли, пред­на­зна­чен­ной для не­го Твор­цом, если он сто­ит на мес­те и не дви­ж­ет­ся, от­ри­ца­тель­ные впе­чат­ле­ния продолжают накапливаться до тех пор, по­ка человек не осоз­на­ет, что на­до дви­гать­ся к це­ли.

Однако на­ко­п­ле­ние от­ри­ца­тель­ных впе­чат­ле­ний, ощу­ще­ний, осоз­на­ния соб­ст­вен­но­го зла (по­че­му я стою на мес­те и не хо­чу дви­гать­ся, в чем за­клю­ча­ет­ся моя при­ро­да, по­че­му она про­тив дви­же­ния к Твор­цу, к аль­тру­из­му, к от­да­че) – это на­ко­п­ле­ние от­ри­ца­тель­ных впе­чат­ле­ний само по себе не дви­жет нас впе­ред. Нам ка­жет­ся, что это про­гресс, но это не про­гресс – это толь­ко на­ко­п­ле­ние от­ри­ца­тель­но­го по­тен­циа­ла, дос­та­точ­но­го для пробуждения в нас на­стоя­щего же­ла­ния «хоть на мил­ли­метр при­дви­нуть­ся к це­ли». И то­гда эта при­тя­ги­ваю­щая нас си­ла, свет, воз­вра­щаю­щий к Ис­точ­ни­ку, оказывает на нас свое действие, и мы при­бли­жа­ем­ся к Не­му на этот мил­ли­метр.

Вот почему че­ло­ве­че­ст­во, про­шедшее ог­ром­ный, страш­ный путь ис­пы­та­ний и стра­да­ний за многие ты­ся­че­ле­тия сво­ей истории, до сих пор так и не дви­ну­лось впе­ред, к Твор­цу. Оно от­час­ти осоз­на­ло свое зло, но только от­час­ти. К тому же это осоз­на­ние все еще остается бес­пред­мет­ным и несвя­зан­ным с Ис­точ­ни­ком. Как толь­ко че­ло­ве­че­ст­во достигнет подлинного осознания, в нем пробудится ис­тин­ное же­ла­ние к достижению це­ли, и со сво­ей сту­пе­ни, са­мой низ­кой сту­пе­ни, из на­ше­го ми­ра оно под­ни­мет­ся на сле­дую­щую сту­пень к на­ча­лу Выс­ше­го ми­ра. Наш мир – всего лишь низ­шая сту­пень, в на­шем ми­ре нет дру­гих сту­пе­ней.

Что зна­чит «на­ча­ло Выс­ше­го ми­ра»? Это на­ча­ло упо­до­бления Твор­цу, появление не­кое­го же­ла­ния, по­доб­но­го желанию Твор­ца.

За­кон ча­ст­но­го гласит, что та­кой переход мо­жет со­вер­шить и один че­ло­век или ма­лень­кая груп­па лю­дей, а не все че­ло­ве­че­ст­во в це­лом, тогда как за­кон об­ще­го утверждает, что в ито­ге все че­ло­ве­че­ст­во в це­лом непременно придет к этой же це­ли.

Из этого следует, что мы мо­жем изу­чать взаимодействие общего и частного, выяснять степень их вза­им­ного сдер­жи­ва­ния или, на­обо­рот, по­ощ­ре­ния и по­мощи. По­мо­га­ет ли все че­ло­ве­че­ст­во мне или я по­мо­гаю ему? Мо­жем ли мы дей­ст­во­вать вме­сте, груп­пой? Есть ли в этом ка­кой-то смысл, или ка­ж­дый из нас дол­жен дей­ст­во­вать в одиночку? В конечном счете, все рав­но су­ще­ст­ву­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные си­лы воз­дей­ст­вия на ка­ж­до­го отдельного человека и об­щие си­лы, воз­дей­ст­ву­ющие на все человечество и вле­кущие его за со­бой.

При этом следует по­ни­мать, что все че­ло­ве­че­ст­во по структуре составляющих его душ подобно пирамиде. 90% всех душ (ниж­няя часть пи­ра­ми­ды) от­но­сят­ся к разряду сла­бо­го же­ла­ния.

 

 

Рисунок 1.3.1

 

Сами по себе они не осознают свое пред­на­зна­че­ние достаточно отчетливо. Они могут, в конце концов, постичь свою мис­сию, свою цель, воз­вы­ше­ние и на­пол­не­ние, толь­ко посредством взаимного вклю­че­ния друг в дру­га. Лишь небольшая доля лю­дей, не­сколь­ко про­цен­тов от все­го че­ло­ве­че­ст­ва, соз­на­тель­но движется к це­ли, а ос­таль­ные – лишь бла­го­да­ря вклю­че­нию в них.

Это нис­коль­ко не ума­ля­ет ду­шу отдельного че­ло­ве­ка, принадлежащего к большинству: ведь такова его из­на­чаль­ная структура, он та­ким соз­дан. Ес­ли че­ло­век на 100% пра­виль­но се­бя реа­ли­зу­ет, он входит в со­стоя­ние веч­но­сти, бес­ко­неч­но­сти и со­вер­шен­ст­ва точно так же, как и все ос­таль­ные. В конечном счете, ко­гда вся кон­ст­рук­ция пол­но­стью дос­ти­гнет сво­его пред­на­зна­че­ния, ни­ка­ко­го раз­ли­чия ме­ж­ду ду­ша­ми не останется.

Воз­ни­ка­ет во­прос: «Ес­ли все че­ло­ве­че­ст­во соз­да­но од­но­вре­мен­но, хо­тя ка­ж­дый сейчас находится на сво­ем уров­не же­ла­ния (на нулевой, пер­вой, вто­рой, треть­ей, чет­вер­той ста­дии же­ла­ния, ко­то­рые мы на­зы­ва­ем не­жи­вым, рас­ти­тель­ным, жи­вот­ным, че­ло­веческим и духовным уровнями), то, в прин­ци­пе, все че­ло­ве­че­ст­во долж­но бы­ло бы устремляться к Цели про­пор­цио­наль­но – ка­ж­дый со­глас­но сво­ему уров­ню же­ла­ния. По­че­му же это про­ис­хо­дит не со­всем так и да­же на­обо­рот?»

 

 

Рисунок 1.3.2

 

Мы видим, что на про­тя­же­нии ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва стрем­ле­ние к Це­ли воз­ни­ка­ет лишь у некоторых лич­но­стей: фи­ло­со­фов, уче­ных, ре­ли­ги­оз­ных дея­те­лей и про­сто от­дель­ных лю­дей, уст­рем­ляю­щих­ся к по­ис­ку смыс­ла жиз­ни, а ос­таль­ным это со­вер­шен­но неин­те­рес­но. Ес­ли мы посмотрим на все че­ло­ве­че­ст­во не каб­ба­ли­сти­че­ским, а ней­траль­ным, обыч­ным взгля­дом, сколь­ко мы уви­дим лю­дей, за­да­ющих­ся во­про­сом о смыс­ле жиз­ни? У боль­шин­ст­ва этот во­прос сво­дит­ся к про­стым по­ня­ти­ям: нет сча­стья в жиз­ни, ес­ли нет де­нег, нет сча­стья в жиз­ни, ес­ли нет вла­сти, нет по­че­та и так да­лее.

Уст­рем­ле­ние к то­му, что на­хо­дит­ся вы­ше на­шей жиз­ни, – это уст­рем­ле­ние еди­ниц. По­че­му оно, во­об­ще, воз­ни­ка­ет, по­че­му этот за­кон, кро­ме пря­мо­го воз­дей­ст­вия на все че­ло­ве­че­ст­во, воз­дей­ст­ву­ет еще на от­дель­ные ду­ши, по­че­му он раз­де­ляется на об­щий и ча­ст­ный? Был бы об­щим для всех - зачем вы­де­лять ка­ких-то осо­бых лю­дей? Может быть, это го­во­рит о некоем не­дос­тат­ке за­ко­на? Ведь че­ло­ве­че­ст­во – это, в конце концов, еди­ный ор­га­низм.

Де­ло в том, что ис­прав­ле­ние че­ло­ве­че­ст­ва за­ви­сит от его же­ла­ния дос­тичь це­ли. Что­бы в на­ше эгои­сти­че­ское же­ла­ние бы­ли вкра­п­ле­ны же­ла­ния, чуждые эго­из­му, аль­труи­сти­че­ские, не­ес­те­ст­вен­ные для нас желания, Тво­рец совершает це­ле­на­прав­лен­ное ис­прав­ле­ние и ду­хов­ное воз­вы­ше­ние в не­ко­то­рых ду­шах, а за­тем, с их по­мо­щью про­из­во­дит ра­бо­ту над все­ми ос­таль­ны­ми.

 

 

Урок № 2

Пу­ти дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком выс­шей це­ли

Множественный характер проявления первопричины

2.2. Два пути: сверху вниз и снизу вверх

Вопросы и ответы

 

Множественный характер проявления первопричины

Нау­ка каб­ба­­ла изу­ча­ет пу­ти дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком Выс­шей це­ли – то­ж­де­ст­вен­но­сти Выс­шей управ­ляю­щей си­ле, на­зы­вае­мой… Рассмотрим для при­ме­ра ка­кое-ни­будь ма­лень­кое жи­вот­ное (ма­лень­кий… В прин­ци­пе, мы мо­жем это на­блю­дать и у людей. По­го­во­ри­те с некоторыми: «Ради че­го ты жи­вешь? – Ра­ди…

Рисунок 2.2.1.

 

По пер­во­му пу­ти (свер­ху вниз) нис­хо­дят и по­сте­пен­но рас­кры­ва­ют­ся Выс­шие кор­ни. По­это­му та­кой путь на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле «по­ряд­ком нис­хо­ж­де­ния ми­ров, сфи­рот и пар­цу­фим». Под нис­хо­ж­де­нием понимается все боль­шее рас­кры­тие от­но­си­тель­но человека, уда­ле­ние от Твор­ца, ма­те­риа­ли­за­ция.

Вто­рой путь (сни­зу вверх) на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле по­сти­же­ни­ем Выс­шей си­лы, Твор­ца. На этом пу­ти в на­шем дви­же­нии сни­зу вверх мы долж­ны упо­до­бить­ся ка­ж­дой сту­пе­ни, об­ра­зо­ван­ной в движении свер­ху вниз. Мы по­сти­га­ем Выс­шую иде­аль­ную си­лу, Твор­ца пор­ци­он­но: под­ни­ма­ясь по 125 сту­пе­ням нис­хо­ж­де­ния Высшей силы, ко­то­рые для нас ста­но­вят­ся сту­пе­ня­ми вос­хо­ж­де­ния.

По­сти­гаю­щий Выс­шую си­лу обя­зан ид­ти сни­зу вверх тем же пу­тем, по­сти­гая ка­ж­дую де­таль и ка­ж­дую сту­пень в пол­ном со­от­вет­ст­вии с за­ко­на­ми, ус­та­нов­ле­нными при нис­хо­ж­де­нии Выс­шей си­лы свер­ху вниз.

Мы не соз­да­ем при этом ни­че­го но­во­го: ни се­бя, ни выс­шие сту­пе­ни, ни ме­то­ды упо­доб­ле­ния этим сту­пе­ням. Един­ст­вен­ное, что мы де­ла­ем, – это при­кла­ды­ва­ем свое же­ла­ние им упо­до­бить­ся. Ес­ли я, на­хо­дясь на сту­пе­ни М, хо­чу под­нять­ся на сту­пень М+1, я под­ни­ма­юсь на нее лишь при условии, что во мне дей­ст­ви­тель­но воз­ни­кло та­кое же­ла­ние.

Как, на­хо­дясь на ниж­ней сту­пе­ни, за­хо­теть оказаться на верх­ней? Это воз­мож­но бла­го­да­ря присутствию во мне части выс­шей сту­пе­ни. Она-то и да­ет мне ее ощу­ще­ние, ощу­ще­ние раз­ни­цы ме­ж­ду сту­пе­ня­ми – то­го, че­го мне нужно дос­тичь, что­бы под­нять­ся к выс­шей сту­пе­ни.

 

 

Рисунок 2.2.2.

М­не подвластно лишь же­ла­ние под­нять­ся. Свой­ст­ва низ­шей сту­пе­ни и свой­ст­ва выс­шей, как и пре­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые я дол­жен вы­звать в се­бе, уже за­фик­си­ро­ва­ны и за­да­ны нис­хо­ж­де­ни­ем свер­ху вниз. От ме­ня за­ви­сит толь­ко од­но: же­лать. Однако, это же­ла­ние скла­ды­ва­ет­ся из зна­ния мое­го нынешнего со­стоя­ния (его оцен­ки как аб­со­лют­но по­роч­но­го, та­ко­го, в ко­то­ром я не мо­гу на­хо­дить­ся) и зна­ния сле­дую­ще­го со­стоя­ния.

В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти он­ко­ло­ги­че­ско­го боль­но­го. В нем действует си­ла, ко­то­рая его уби­ва­ет. Он от­дал бы все, что­бы удалить ее из се­бя, но не пред­став­ля­ет, как это ­мож­но сделать. Он чув­ст­ву­ет, что эта сила в нем жи­вет, а как из­ба­вить­ся от то­го, что на­хо­дит­ся внут­ри, не зна­ет.

По меньшей мере, та­кое чув­ст­во долж­но быть у нас, что­бы мы могли освободиться от нашей ступени, под­нять­ся с нее на выс­шую. Со­от­вет­ст­вен­но, выс­шая сту­пень долж­на оли­це­тво­рять для нас со­вер­шен­ст­во, жизнь, мир, на­сла­ж­де­ние – все то, без че­го мы боль­ше не мо­жем жить. Ко­гда возникает та­кое на­пря­жен­ие ме­ж­ду сту­пе­ня­ми М и М+1, че­ло­век про­хо­дит барь­ер ме­ж­ду ни­ми и поднимается на сле­дую­щую сту­пень. За­ко­ны и ус­ло­вия на ка­ж­дой из сту­пе­ней за­ра­нее за­да­ны и оп­ре­де­ле­ны нис­хо­ж­де­ни­ем свер­ху вниз.

Пол­ное по­сти­же­ние Выс­шей управ­ляю­щей си­лы, Твор­ца, про­ис­хо­дит по­сте­пен­но, про­яв­ля­ет­ся в ощу­ще­ни­ях че­ло­ве­ка в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни, в за­ви­си­мо­сти от того, с какой ско­ро­стью он очи­щается от эго­из­ма. Процесс продолжается до тех пор, по­ка человек не по­стиг­нет всех свойств, все­го мно­же­ст­ва сту­пе­ней, нис­хо­дя­щих свер­ху вниз.

Нам тре­бу­ет­ся адап­та­ция, при­вы­ка­ние, осоз­на­ние, выработка новых оп­ре­де­ле­ний в се­бе, со­пос­тав­ле­ние, срав­не­ние всех фак­то­ров. Вот почему этот про­цесс рас­тя­ги­ва­ет­ся во вре­ме­ни. Здесь очень мно­гое за­ви­сит от ок­ру­же­ния, от то­го, на­сколь­ко че­ло­век при­ла­га­ет уси­лия, чтобы адап­ти­роваться к новой си­туа­ции, с ка­кой ин­тен­сив­но­стью в те­че­ние дня он об этом думает, а глав­ное – где он бе­рет си­лы, что­бы об этом ду­мать, что­бы по­сто­ян­но поддерживать это же­ла­ни­е.

Ко­гда у нас где-то бо­лит, мы по­сто­ян­но об этом ду­ма­ем – ни­ку­да не де­нешь­ся, бо­лит. Как сде­лать так, что­бы не бо­ле­ло? Вот са­мое глав­ное, что мо­жет за­ста­вить нас по­сто­ян­но ду­мать об этом и стре­мить­ся вверх.

Ска­за­но: «зависть, страсть и почести вы­во­дят че­ло­ве­ка из это­го ми­ра» (Авот, часть 4:28) . Вро­де бы о них ска­за­но в от­ри­ца­тель­ном кон­тек­сте: якобы, наличие у че­ло­ве­ка этих трех свойст­в умер­щв­ля­ет его. Но в каб­ба­­ле ни­ко­гда ни о чем не го­во­рит­ся в от­ри­ца­тель­ном контексте, по­то­му что ни­че­го от­ри­ца­тель­но­го нет. Про­сто на­до пра­виль­но поль­зо­вать­ся за­ви­стью, стра­стью и стрем­ле­ни­ем к по­че­ту, что­бы вы­вес­ти се­бя из это­го ми­ра, с той сту­пе­ни, на ко­то­рой ты на­хо­дишь­ся, на бо­лее вы­со­кую сту­пень. Это дос­ти­га­ет­ся пра­виль­ной реа­ли­за­ци­ей за­вис­ти, стра­сти и стрем­ле­ния к по­че­ту.

Гля­дя на ос­таль­ных, я за­ви­дую им, я же­лаю при­об­ре­сти по­чет в их гла­зах, я же­лаю на­сла­дить­ся наи­выс­шим на­сла­ж­де­ни­ем – Твор­цом, я впи­ты­ваю все в ме­ре об­ла­да­ния эти­ми свой­ст­ва­ми – вро­де бы от­ри­ца­тель­ны­ми, но по­зво­ляю­щи­ми черпать от дру­гих стрем­ле­ние к цели. Я же­лаю быть та­ким, как они, вы­ше, чем они, и это ув­ле­ка­ет ме­ня впе­ред, это на­чи­на­ет жечь ме­ня, лишая по­коя. То­гда во мне по­яв­ля­ют­ся си­лы, чтобы уст­ремиться впе­ред, и, же­лая то­го или нет, я все вре­мя ду­маю, ка­ким об­ра­зом мне стать луч­ше, вы­ше всех ос­таль­ных. В этом за­клю­ча­ет­ся воз­мож­ность пе­ре­хо­да с од­ной сту­пе­ни на дру­гую.

За­пом­ни­те эту фра­зу. Весь мир трак­ту­ет ее от­ри­ца­тель­но, но на са­мом де­ле она по­ло­жи­тель­на: «зависть, страсть и почести вы­во­дят че­ло­ве­ка из это­го ми­ра» (Авот, часть 4:28). «Из это­го ми­ра»: с той сту­пе­ни, на ко­то­рой он на­хо­дит­ся.

Эти свой­ст­ва соз­да­ны в нас не зря, они нуж­ны для подъ­е­ма с низ­шей сту­пе­ни на бо­лее вы­со­кую, где эти па­губ­ные, казалось бы, стра­сти и стрем­ле­ния станут еще сильнее. Однако имен­но они и по­мо­гут нам взой­ти с этой сту­пе­ни на выс­шую. Все, что соз­да­но в нас, соз­да­но ни для че­го ино­го, как для про­дви­же­ния.

По­сле­до­ва­тель­ное по­сти­же­ние всех сту­пе­ней пре­до­пре­де­ле­но, и ка­ж­дое по­сле­дую­щее по­сти­же­ние вы­ше пре­ды­ду­ще­го: мы шаг за шагом поднимаемся по этим ступеням. Это не про­сто бо­лее вы­со­кое по­сти­же­ние: че­ло­век ме­ня­ет­ся со­вер­шен­но, как бы раз­ду­ва­ясь из­нут­ри в по­сти­же­нии, в его глу­би­не. Вся раз­ни­ца ме­ж­ду сту­пе­ня­ми – в глу­би­не их по­сти­же­ния.

Мы и сей­час на­хо­дим­ся в ми­ре Бес­ко­неч­но­сти и ощу­ща­ем его, но лишь в са­мом ми­зер­ном про­яв­ле­нии, на­зы­ва­емом «этот мир». Кро­ме ми­ра Бес­ко­неч­но­сти и нас в действительности ни­че­го нет. Все ос­таль­ное – фильт­ры, стоящие на на­ших ор­га­нах чувств.

Рисунок 2.2.3.

 

Са­мые силь­ные фильт­ры, имею­щие­ся в нас сей­час и ос­лаб­ляю­щие восприятие мира Бес­ко­неч­но­сти, на­зы­ва­ют­ся «этот мир». Пре­одо­ле­ваяих, мы вос­хо­дим набо­лее вы­со­кую сту­пень.

Что зна­чит «бо­лее вы­со­кую»? Сквозь этот мир мы видим сле­дую­щую часть, сле­дую­щий слой ми­ра Бес­ко­неч­но­сти, ко­то­рый, рас­кры­ва­ясь чуть-чуть боль­ше, на­зы­ва­ет­ся уже ми­ром Асия, и так да­лее. Мы про­дви­га­ем­ся вглубь ма­те­рии, мыс­ли, чув­ст­ва, За­мыс­ла.

 

Вопросы и ответы

Вопрос: По­сти­же­ние совершается чув­ст­вен­но или ра­зу­мом? Нель­зя от­де­лить од­но от дру­го­го, вот почему мы го­во­рим «ор АБ-САГ» –… Ес­ли в ка­ж­дый мо­мент вре­ме­ни мое же­ла­ние сов­па­да­ет с воз­мож­но­стя­ми, мне не нуж­ен разум. За­чем он мне?…

Урок № 3

 

Предмет описания каббалы – только реальная действительность

Абстрактные названия

Реальность, заключенная в науке каббала

Вопросы и ответы

«Каббала дает высшему принципу непроизносимое имя; из него она выводит в форме эманации второй ступени четыре принципа, из которых каждый вновь… Джордано Бруно, «Реформация небес»  

Абстрактные названия

Мно­гие оши­боч­но по­ла­га­ют, что все на­зва­ния и по­ня­тия, ис­поль­зуе­мые в нау­ке каб­ба­ла, от­но­сят­ся к раз­ря­ду аб­ст­ракт­ных: то… Это оши­боч­ное пред­став­ле­ние воз­ник­ло по­то­му, что каб­ба­­ла изу­ча­ет… На са­мом де­ле все как раз на­обо­рот. Каб­ба­ла не опи­сы­ва­ет ни­че­го, что не от­ра­жа­ло бы ре­аль­ную…

Рисунок 3.1.1.

 

Лю­бое кли долж­но со­сто­ять из всех пя­ти час­тей. Ну­ле­вая часть, точ­ка выступает по отношению ко всему кли как представитель Творца, мал­хут – это по­лу­чаю­щая часть, а остальные три час­ти (хох­ма, би­на, ЗА) – это по­сред­ни­ки, про­ме­жу­точ­ные свой­ст­ва ме­ж­ду Твор­цом и тво­ре­ни­ем.

Свет, ко­то­рый пе­ре­да­ет­ся от Твор­ца к тво­ре­нию, вклю­чая и об­рат­ный свет, идущий от тво­ре­ния к Твор­цу, яв­ляет­ся на­пол­не­ни­ем кли. На­пол­не­ние кли плюс его же­ст­кая кон­ст­рук­ция «юд-кей-вав-кей», аб­со­лют­но оди­на­ко­вая у всех нас, и да­ют имя объ­ек­ту.

 

Рисунок 3.1.2.

 

Суть лю­бо­го объ­ек­та оп­ре­де­ля­ет­ся све­том, ко­то­рый он в се­бе в ка­ж­дый конкретный мо­мент мо­жет про­явить, ак­ку­му­ли­ро­вать, осоз­нать, ощу­тить. Это и есть его имя. Сна­ча­ла каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют сво­им кли, сво­им же­ла­ни­ем, ске­ле­том юд-кей-вав-кей ка­кое-то ду­хов­ное со­стоя­ние, ощу­ща­ют его в се­бе, осоз­на­ют в се­бе это на­пол­не­ние, из­ме­ря­ют его и да­ют на­зва­ния всем объ­ек­там и дей­ст­ви­ям в ду­хов­ном ми­ре.

Отсюда принцип: «толь­ко то, что по­сти­га­ем, мо­жем оп­ре­де­лить сло­ва­ми и дать это­му имя» (РАБАШ, «Шамати», статья №3). Ина­че от­ку­да взяться имени? Ес­ли ты не по­сти­га­ешь, зна­чит, этого для те­бя не су­ще­ст­ву­ет. Мы не мо­жем ви­деть или чув­ст­во­вать то­, че­го не ви­дим или не чув­ст­ву­ем. По­это­му в каб­ба­­ле не мо­жет быть аб­ст­ракт­ных объ­ек­тов, по­ня­тий, оп­ре­де­ле­ний: все они яв­ля­ют­ся след­ст­ви­ем по­сти­же­ния, при­чем каб­ба­лист все­гда ука­зы­ва­ет, на ка­кой глу­би­не он по­сти­га­ет то или иное ду­хов­ное свой­ст­во, объ­ект, со­стоя­ние.

Восприятие мира ребенком существенно отличается от постижений, знаний о нем взрослого человека. Так же и на ка­ж­дой духовной сту­пе­ни: мож­но на нее взой­ти и быть ре­бен­ком, а мож­но на ней же пребывать уже взрос­лым че­ло­ве­ком. Про­ход на сле­дую­щую сту­пень воз­мо­жен лишь то­гда, ко­гда ты по­сти­га­ешь данную сту­пень с аб­со­лют­ной пол­но­той, и она ста­но­вит­ся для те­бя предпосылкой ро­ж­де­ния на сле­дую­щей сту­пе­ни. Ты по­сти­га­ешь ее на­столь­ко, что по­­н­и­­маешь, ка­ким об­ра­зом из нее за­ро­ж­да­ет­ся сле­дую­щее твое со­стоя­ние. Это и на­зы­ва­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ной при­чин­но-след­ст­вен­ной связью. Сле­дую­щее со­стоя­ние пол­но­стью обу­словлено пре­ды­ду­щим, вы­те­ка­ет из пре­ды­ду­ще­го, по­ро­ж­да­ет­ся им по за­ко­ну от­ри­ца­ния от­ри­ца­ния.

Каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют каждую сту­пень аб­со­лют­но – без это­го они не мо­гут под­нять­ся на сле­дую­щую. По­это­му в ка­ж­дом со­стоя­нии совершается ду­хов­ное по­сти­же­ние до пол­ной глу­би­ны – в ра­зу­ме и чув­ст­вах, слитых воедино. Это и есть то един­ст­вен­ное, что мы на­зы­ва­ем по­сти­же­ни­ем.

 

 

3.2. Ре­аль­ность, за­клю­чен­ная в нау­ке каб­ба­­ла

В ма­те­ри­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти, пред­стаю­щей в на­ших ощу­ще­ни­ях, также су­ще­ст­ву­ют ре­аль­ные явления, суть ко­то­рых нам не да­но по­стичь да­же в во­об­ра­же­нии. Та­кие яв­ле­ния, на­при­мер, как элек­три­че­ст­во и маг­не­тизм. Су­ще­ст­ву­ет мно­жество сил, о существовании ко­то­рых мы до­га­ды­ва­ем­ся, ко­то­рые мы от­час­ти улав­ли­ва­ем, от­час­ти мо­жем с ни­ми взаи­мо­дей­ст­во­вать, управ­лять ими, при­спо­саб­ли­вать для се­бя. Но во­круг нас есть и си­лы, ко­то­рых мы еще не ощу­ща­ем. Ко­гда мы их ощу­тим – не­из­вест­но, нам даже кажется, что, мо­жет быть, и ни­ко­гда.

Эти си­лы вро­де бы ре­аль­ны, ведь мы поль­зу­ем­ся ими. До­пус­тим, элек­три­че­ст­во: кто его ви­дит? Мы ощу­ща­ем на се­бе толь­ко ре­зуль­тат его про­яв­ле­ния. Са­мо­го элек­три­че­ст­ва я не чув­ст­вую, не ощу­щаю, не обо­няю, не мо­гу по­про­бо­вать на вкус. Я мо­гу толь­ко обнаружить его с по­мо­щью при­бо­ров или ощу­тить на се­бе элек­три­че­ский удар, я ощу­щаю толь­ко про­яв­ле­ние маг­нит­ной си­лы или ра­диа­ции и так далее. Чем си­лы мощнее, тем они ме­нее за­мет­ны, тем в большей степени они ус­коль­за­ют от нас. Од­на­ко мы вос­при­ни­ма­ем их по их воз­дей­ст­вию – иногда и не­га­тив­но­му.

Однако кто ска­жет, что они не ре­аль­ны? Зна­ния об их про­яв­ле­ни­ях нас аб­со­лют­но удов­ле­тво­ря­ют, и нам со­вер­шен­но не важ­но, что мы не име­ем ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния об их су­ти. Их на­зва­ния так ре­аль­ны и близ­ки нам, буд­то мы дей­ст­ви­тель­но их ощу­ща­ем – на­столь­ко, что да­же ма­лень­ким де­тям слово «элек­три­че­ст­во» зна­ко­мо так же хо­ро­шо, как слова «хлеб» и «са­хар».

Мы жи­вем сре­ди этих сил, ощу­щая лишь их след­ст­вия, в ос­нов­ном по­ло­жи­тель­ные – те, ко­то­рые же­ла­ем для се­бя рас­крыть. Мы ни­ко­гда не по­сти­га­ем сам пред­мет, а толь­ко его воз­дей­ст­вие на нас, толь­ко взаи­мо­дей­ст­вие с нашими ор­га­на­ми чувств. Я не мо­гу ска­зать, ка­кой вид име­ет этот ста­кан на са­мом де­ле, су­ще­ст­ву­ет ли он на са­мом де­ле. В действительности он мо­жет быть чем-то совершенно не­во­об­ра­зи­мым, хотя мо­им ор­га­нам чувств он пред­став­ля­ет­ся привычным об­ра­зом. Я со­вер­шен­но не мо­гу знать, ка­ко­ва на са­мом де­ле его суть.

Во­прос есть, но от­ве­та на не­го нет, по­то­му что без ука­за­ния субъ­ек­та, ощу­щающего тот или иной предмет, бес­смыс­лен­но го­во­рить, что этот предмет собой представляет. Нуж­но знать, кто его воспринимает и ка­ким об­ра­зом он его оп­ре­де­ля­ет.

Итак, о лю­бо­м объ­ек­те, свой­ст­ве, мыс­ли, дей­ст­вии – ма­те­ри­аль­но­м или ду­хов­но­м – мы мо­жем го­во­рить толь­ко в связи с по­сти­гаю­щим, а вне по­сти­гаю­ще­го никаких объектов не су­ще­ст­ву­ет. Су­ще­ст­ву­ет толь­ко си­ла, на­зы­вае­мая Твор­цом. По­че­му она су­ще­ст­ву­ет? Она су­ще­ст­ву­ет, по­то­му что оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом про­яв­ля­ет­ся в мо­их ощу­ще­ни­ях. А ес­ли не про­яв­ля­ет­ся? Ес­ли не про­яв­ля­ет­ся, то и не су­ще­ст­ву­ет.

Итак, все наши суждения исходят из одного за­ко­на: «Для нас существует лишь то, что мы по­сти­га­ем. Только это мы мо­жем име­новать и определить по свойствам, при­чем толь­ко от­но­си­тель­но се­бя» (Барух Ашлаг, «Шамати», статья 3). Этот закон на­до очень чет­ко уяс­нить и при­вык­нуть к не­му, по­то­му что его несоблюдение ввергает че­ло­ве­ка во все­воз­мож­ные ил­лю­зии. Мы можем говорить толь­ко о том, что мы по­сти­га­ем на­уч­ным ме­то­дом в на­шем или в ду­хов­ном ми­ре. Толь­ко на это мы мо­жем опи­рать­ся, толь­ко это­го долж­ны при­дер­жи­вать­ся. Все ос­таль­ное нуж­но вы­чер­ки­вать – это­го не су­ще­ст­ву­ет.

Так же мы от­но­сим­ся к все­воз­мож­ным верованиям и к их на­став­ле­ни­ям. С этой точ­ки зре­ния, мы – аб­со­лют­ные ма­те­риа­ли­сты, объ­ек­ти­ви­сты (или же, по сравнению с наукой, субъ­ек­тив­исты). Для нас существует толь­ко то, что мы по­сти­га­ем. По­это­му и в ду­хов­ном плане мы стре­мим­ся исключительно к ду­хов­но­му по­сти­же­нию. По­сти­же­ние яв­ля­ет­ся по­след­ней, наи­выс­шей сту­пе­нью по­зна­ния, ко­гда ты по­зна­ешь не толь­ко сам объ­ект, но и то, от­ку­да и по­че­му он про­изо­шел, для че­го он су­ще­ст­ву­ет и в ка­кую фор­му об­ра­тит­ся в бу­ду­щем, то есть абсолютно все, что мож­но от­но­си­тель­но не­го оп­ре­де­лить.

Однако как не да­но нам по­стичь суть Выс­шей управ­ляю­щей си­лы, точ­но так же нам не да­но по­стичь и суть соз­дан­ных ею тво­ре­ний. Ма­те­ри­аль­ные ве­щи, ко­то­рые мы мо­жем по­щу­пать ру­ка­ми (это са­мое простое из дос­туп­ных нам ис­сле­до­ва­ний), мы по­сти­га­ем лишь на основании впе­чат­ле­ни­я, которое получаем в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия на­ших ор­га­нов чувств с этими вещами. И это нас полностью удов­ле­тво­ряет, не­смот­ря на то, что у нас нет ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния о са­мой их су­ти.

Нам дос­та­точ­но ощу­щать не­кий объ­ект и скла­ды­вать свои пред­став­ле­ния о нем по на­шим ощу­ще­ни­ям, не по­сти­гая его су­ти. Это­го нам хва­та­ет, хо­тя мы и по­ни­ма­ем, что по­сти­га­ем не сам объ­ект, а толь­ко его влия­ние на на­ши ор­га­ны чувств, или, точ­нее, ре­ак­цию на­ших ор­га­нов чувств на этот объект. Так ­же нам не да­но по­стичь и су­ти са­мих се­бя: все, что нам из­вест­но о се­бе, – лишь ре­зуль­тат дей­ст­вий, ис­хо­дя­щих из на­шей су­ти.

В действительности нет ничего, кроме Творца, Высшей силы. По­это­му сказано: «нет ни­ко­го, кро­ме Не­го» (Дварим 4:35). Мы же в на­ших ощу­ще­ни­ях по­сти­га­ем лишь то, что в них про­яв­ля­ет­ся от су­ти Твор­ца. Такое по­сти­же­ние проявления су­ти Твор­ца и есть для нас по­сти­же­ни­е са­мих себя и, яко­бы, су­ще­ст­вую­ще­го вокруг нас ми­ра. За­тем мы по­сти­га­ем, что не су­ще­ст­ву­ет ни ми­ра, ни нас са­мих в сегодняшней форме, есть лишь состояние, воз­мож­ность ска­зать, что мы это по­сти­га­ем.

По­это­му, все на­зва­ния и тер­ми­ны, встре­чаю­щие­ся в каб­ба­ли­сти­че­ских кни­гах, ре­аль­ны, не­смот­ря на то, что мы не по­сти­га­ем их су­ти. Изу­чаю­щие их испытывают пол­ное удов­ле­тво­ре­ние от за­вер­шен­но­го зна­ния. Правда, это все­го лишь по­сти­же­ние проявлений, возникших в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия Выс­шей управ­ляю­щей си­лы с по­сти­гаю­щим ее че­ло­ве­ком. Од­на­ко, это­го зна­ния нам вполне дос­та­точ­но, у нас не воз­ни­ка­ет ощу­ще­ния не­пол­но­цен­но­го зна­ния. Так же, как не воз­ни­ка­ет у нас по­треб­но­сти в шес­том паль­це на ру­ке, по­сколь­ку нам впол­не дос­та­точ­но пя­ти.

Мы та­ки­ми соз­да­ны. Мо­жем ли мы пред­ста­вить се­бя су­ще­ст­вую­щи­ми в дру­гом ви­де, как буд­то у нас дей­ст­ви­тель­но шесть паль­цев? Что мы мог­ли бы най­ти, оп­ре­де­лить и ощу­тить, имея шестой палец? Это­го мы не зна­ем. У нас нет желания, направленного на это. На­ше же­ла­ние подстать на­шим пя­ти ор­га­нам чувств, не более того. Оно мо­жет повес­ти нас вглубь только тогда, ко­гда эти пять ор­га­нов чувств пре­об­ра­зу­ют­ся в пять сфи­рот и да­лее – до пя­ти наи­выс­ших час­тей пря­мо­го све­та.

 

 

Рисунок 3.2.1.

Вопросы и ответы

Во­прос: По­че­му нам дос­та­точ­но по­сти­же­ния всех пред­ва­ри­тель­ных свойств, со­став­ляю­щих пол­ное зна­ние, кро­ме су­ти, а суть нам не…   Во­прос о су­ти, на са­мом де­ле, в нас тоже есть. Но для то­го, что­бы воз­ник­ла по­треб­ность ответить на него,…

Урок № 4

Закон корня и ветви

4.1. Трудность выражения Высшего постижения

4.2. Закон корня и ветви в мирах

«Каббалистический подход к Библии — это герменевтика, которая отвечает в убедительной форме самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъятности, неизмеримости ее содержания».

И. В. Гете, «Материалы к истории

 

 

Трудность выражения Высшего постижения

Когда-то мы пришли в этот мир при­ми­тив­ны­ми людь­ми и на­ча­ли познавать его. По ме­ре по­зна­ния это­го ми­ра мы стали нуждаться в том, чтобы… Пока жизнь человека была од­но­об­раз­ной и про­те­кала в замк­ну­том… Так же и в ду­хов­ном ми­ре: че­ло­век ощу­ща­ет не­что. Воз­мож­но, это нечто мож­но пе­ре­дать ка­ки­ми-то зву­ка­ми…

Закон корня и ветви в мирах

Че­ты­ре ми­ра, со­став­ляю­щие ми­ро­зда­ние, на­зы­ва­ют­ся Ацилут, Брия, Ецира и Асия. На­чи­ная с выс­ше­го из них – ми­ра Ацилут – и кон­чая… Ду­хов­ный мир со­сто­ит из че­ты­рех ми­ров. Мы не говорим здесь о мире Адам… Ре­аль­ность и все ее про­яв­ле­ния, су­ще­ст­вую­щие в пер­вом ми­ре (до­пус­тим, в ми­ре Ацилут), су­ще­ст­ву­ют и…

Рисунок 4.2.1.

 

Я оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом ощу­щаю мир, за­тем я ощу­щаю его ши­ре и глу­бже, затем еще ши­ре и еще глу­бже и так да­лее. Я ощу­щаю ду­хов­ный мир или Твор­ца, но во все бо­лее от­чет­ли­вых и про­яв­лен­ных де­та­лях. При этом, ду­хов­ный мир, Тво­рец из­ме­ня­ет­ся толь­ко от­но­си­тель­но ме­ня, в за­ви­си­мо­сти от состояния мо­их ор­га­нов чувств, от мое­го эк­ра­на. На са­мом де­ле он уже аб­со­лют­но открыт мне, я уже на­хо­жусь в нем, толь­ко я это­го не ощу­щаю, поскольку мои ор­га­ны восприятия несовершенны. И мне на­до ис­прав­лять их, по­вы­шать чув­ст­ви­тель­ность, настраивать определенным образом. Это и на­зы­ва­ет­ся подъ­е­мом по ду­хов­ным сту­пе­ням.

Единственный объ­ект ощу­ще­ния – это Тво­рец. Ме­ра ощу­ще­ния Твор­ца оп­ре­де­ля­ет ме­ру ду­хов­но­го рас­кры­тия или сту­пень ду­хов­но­го ми­ра, на ко­то­рую я под­нял­ся. Ме­ра сокры­тия Твор­ца от ме­ня – это те сту­пе­ни, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся от ме­ня и вы­ше до ми­ра Бес­ко­неч­но­сти. Мир Бес­ко­неч­но­сти – са­мая по­след­няя сту­пень, где я вос­при­ни­маю Твор­ца пол­но­стью, та­ким, как Он есть, без ог­ра­ни­че­ний, по­сколь­ку упо­до­бил­ся Ему свои­ми свой­ст­ва­ми, пол­но­стью ис­пра­вил их.

Между мирами, то есть ступенями постижения Творца, нет ни­ка­ко­го от­ли­чия, кро­ме как в ка­че­ст­ве ма­те­риа­ла (иначе говоря, кро­ме как во мне). Ка­че­ст­во ма­те­риа­ла оп­ре­де­ля­ет­ся тем, на­сколь­ко мой пер­во­на­чаль­ный, пер­во­род­ный эго­изм (же­ла­ние на­сла­дит­ься) ис­прав­лен, уподоблен Твор­цу.

Ка­че­ст­во ма­те­риа­ла оп­ре­де­ля­ет вы­со­ту сту­пе­ни ка­ж­до­го из ми­ров. Ма­те­ри­ал наи­выс­ше­го ми­ра наи­бо­лее «то­нок» по срав­не­нию со все­ми низ­ши­ми. Ма­те­ри­ал вто­ро­го ми­ра гру­бее ма­те­риа­ла пер­во­го ми­ра, но тонь­ше, чем на всех низ­ших по от­но­ше­нию к не­му сту­пе­нях. И та­кой по­ря­док – свер­ху вниз – со­хра­ня­ет­ся до на­ше­го ми­ра, где ма­те­ри­ал про­яв­ле­ния ре­аль­но­сти гру­бее и тем­нее, чем во всех пред­ше­ст­вую­щих ми­рах.

Что зна­чит «ма­те­ри­ал»? Мы го­во­рим, что не су­ще­ст­ву­ет ни­че­го, кро­ме све­та, нис­хо­дя­ще­го свер­ху вниз, же­ла­ния, ко­то­рое этот свет соз­да­ет, и эк­ра­на с отраженным све­том, ко­то­рый соз­да­ет­ся со­вме­ст­но же­ла­ни­ем и эк­ра­ном. Боль­ше ни­че­го нет. Есть свет (Тво­рец), есть тво­ре­ние (же­ла­ние на­пол­нить­ся, на­сла­дить­ся) и есть эк­ран – уподобление тво­ре­ния Твор­цу, ко­гда тво­ре­ние же­ла­ет стать та­ким, как Тво­рец.

Ма­те­риа­лом на­зы­ва­ет­ся наш эго­изм, на­ше же­ла­ние на­сла­дить­ся. Ме­ра его про­свет­ле­ния или ог­руб­ле­ния оп­ре­де­ля­ет ве­ли­чи­ну эк­ра­на: бо­лее силь­но­го или бо­лее сла­бо­го. Именно на этом экране, в за­ви­си­мо­сти от его си­лы, я ощу­щаю, ви­жу Твор­ца: Его свой­ст­ва, Его ка­че­ст­ва по отношению ко мне.

В то же вре­мя объ­ек­ты и фор­мы во всех мирах оди­на­ко­вы как по ко­ли­че­ст­ву, так и по ка­че­ст­ву. Это мож­но срав­нить с пе­ча­тью и от­тис­ком, ко­гда мель­чай­шие де­та­ли пе­ча­ти пол­но­стью пе­ре­хо­дят на от­тиск. Так и с ми­ра­ми: низ­ший мир является от­тис­ком выс­ше­го, и все фор­мы, су­ще­ст­вую­щие в Выс­шем ми­ре, пол­но­стью от­пе­ча­та­ны в низ­шем.

По­че­му так про­ис­хо­дит? По­то­му что свет, ис­хо­дя­щий из Твор­ца, из Ац­му­то, из су­ти Твор­ца, стро­ит кли в пя­ти ста­ди­ях (или че­ты­ре ста­дии плюс кор­не­вая), и по­это­му кли (со­суд, же­ла­ние, тво­ре­ние) со­сто­ит из пя­ти час­тей, и толь­ко в них оно ощу­ща­ет свет. Как этот свет в нем ощу­ща­ет­ся? Как на­пол­ни­тель.

Все на­ши ощу­ще­ния, оп­ре­де­ле­ния, язы­ки, по­ни­ма­ние, зна­ния, вся на­ша жизнь – все, о чем мы только мо­жем по­ду­мать и что можем себе пред­ста­вить, – все это яв­ля­ет­ся не бо­лее, чем ощу­ще­ни­ем све­та, то есть Твор­ца, внут­ри нас написано: «Нет ни­ко­го, кро­ме Не­го». (Дварим, часть 4:35).

Кли, тво­ре­ние все­гда со­сто­ит из пя­ти час­тей, но из­ме­ря­ет­ся ве­ли­чи­ной сво­его же­ла­ния на­сла­дить­ся. Мо­гут быть боль­шие пять час­тей, мо­гут быть ма­лень­кие пять час­тей. Так же и эк­ран может быть боль­шим (на боль­шие пять час­тей) или ма­лень­ким – на ма­лень­кие пять час­тей. Та­ким об­ра­зом, мы все­гда вос­при­ни­ма­ем кар­ти­ну ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, со­стоя­щую из пя­ти час­тей, но воспринимаем ли­бо эгои­сти­че­ски, че­рез на­ши пять ор­га­нов чувств, ли­бо аль­труи­сти­че­ски.

Не­важ­но, вос­при­ни­ма­ем ли мы ее аль­труи­сти­че­ски, че­рез эк­ран, или эгои­сти­че­ски: кар­ти­на ми­ра по­сто­ян­на. Она от­ли­ча­ет­ся толь­ко по сво­ему ка­че­ст­ву: в ду­хов­ном ми­ре – как боль­шее или мень­шее по­сти­же­ние, а в на­шем ми­ре, в связи с на­шим эго­из­мом, – как бо­лее при­ят­ное или ме­нее при­ят­ное ощу­ще­ние.

Сле­до­ва­тель­но, от­ли­чие ме­ж­ду сту­пе­ня­ми лишь в ка­че­ст­ве изо­бра­же­ния Твор­ца. По­это­му, мы посредством сво­их ор­га­нов чувств не вос­при­ни­ма­ем Твор­ца, а ощу­ща­ем ме­ру ис­прав­лен­но­сти, ме­ру по­до­бия на­ших ор­га­нов чувств Твор­цу. Так ра­дио­при­ем­ник улав­ли­ва­ет радиоволны, по­то­му что в нем на­хо­дит­ся ге­не­ра­тор, соз­дающий подобные волны и воспринимающий внешнее воз­дей­ст­вие бла­го­да­ря эф­фек­ту ре­зо­нан­са. Приемник фактически ло­вит сам се­бя, свое по­до­бие воз­дей­ст­вию извне. Так же уст­рое­но ухо: во­круг ме­ня су­ще­ст­ву­ет множество виб­ра­ций, но ухо вос­при­ни­ма­ет толь­ко некоторые из них. Оно спо­соб­но виб­ри­ро­вать, ге­не­ри­руя оп­ре­де­лен­ные, ес­те­ст­вен­ные для ме­ня ко­ле­ба­ния, и по­это­му толь­ко та­кие же ко­ле­ба­ния оно ощу­ща­ет сна­ру­жи.

Итак, я все­гда вос­при­ни­маю не ок­ру­жаю­щее ме­ня как таковое, а ме­ру сво­его по­до­бия тому, что на­хо­дится вне меня. Ес­ли я ге­не­ри­рую в се­бе небольшой диапазон колебаний, то улав­ли­ваю лишь малую часть ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. Ес­ли мой диапазон уве­ли­чи­ва­ет­ся, то расширяется и картина окружающего мира, которую я воспринимаю.

Что про­ис­хо­дит, ес­ли че­ло­век глох­нет? Его ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка не мо­жет виб­ри­ро­вать так, как рань­ше, и ему ка­жет­ся, что сна­ру­жи ни­че­го нет: остаются лишь ка­кие-то силь­ные зву­ки, уда­ры, а все­ ос­таль­ное исчезает. Так и мы: во­круг нас су­ще­ст­ву­ют мил­ли­ар­ды все­воз­мож­ных воз­дей­ст­вий, но мы ощу­ща­ем лишь то, к че­му на­ши ор­га­ны чувств при­вык­ли, для че­го они бы­ли соз­да­ны, на что они спо­соб­ны. Если у меня лопнет барабанная перепонка, я пе­ре­ста­ну слы­шать. Во­круг ме­ня, тем не менее, будут по-прежнему звучать разнообразные звуки, но я не смо­гу ощу­тить их.

То же са­мое с ду­хов­ны­ми ощу­ще­ния­ми. Толь­ко в той ме­ре, в какой мой экран мо­жет ге­не­ри­ро­вать об­рат­ный свет, по­доб­ный пря­мо­му воз­дей­ст­вию Твор­ца на ме­ня, я смо­гу ощу­тить ме­ру сво­ей ис­прав­лен­но­сти. Эта ме­ра мо­ей ис­прав­лен­но­сти, во всем ее объ­е­ме, всех мо­их ощу­ще­ни­ях, всех мо­их свой­ст­вах, и бу­дет для меня об­ра­зом Твор­ца.

Я не вос­при­ни­маю са­мо­го Творца, Ац­му­то, Его суть – я вос­при­ни­маю лишь то, что мо­гу в се­бе вос­про­из­ве­сти. По­это­му такое вос­про­из­ве­де­ние и на­зы­ва­ет­ся кар­ти­ной Твор­ца. Ба­аль Су­лам в своем стихе «Мигдаль Оз» пи­шет: «И то, что вы уви­ди­те, – уви­ди­те вы и ни­кто дру­гой».

Вся кар­ти­на субъ­ек­тив­на, она ри­су­ет­ся ис­прав­лен­ны­ми свой­ст­ва­ми че­ло­ве­ка. По­сколь­ку ис­прав­лен­ные свой­ст­ва в ка­кой-то ме­ре по­доб­ны Твор­цу, мы свои соб­ст­вен­ные ис­прав­лен­ные свой­ст­ва на­зы­ва­ем об­ра­зом Твор­ца. По­это­му ска­за­но: «Соз­дал че­ло­ве­ка по Сво­ему об­ра­зу и по­до­бию» Тора, Берешит, часть 1:26). К это­му «об­ра­зу и по­до­бию» мы долж­ны прий­ти са­ми, изменив свои свойства и уподобив их свойствам Творца.

В низ­шем ми­ре нет ни од­ной де­та­ли и ни одного яв­ле­ния, ко­то­рые не яв­ля­лись бы ото­бра­же­ни­ем Выс­ше­го ми­ра. Яв­ле­ние по­до­бия низ­ше­го высшему, эгоистического мира – аль­труи­сти­че­скому, на­зы­ва­ет­ся со­от­вет­ст­ви­ем кор­ня и вет­ви.

В по­сти­же­нии Твор­ца су­ще­ст­ву­ет 125 сту­пе­ней, нижняя из которых – мах­сом. Под ней на­хо­дит­ся наш мир, то есть ощу­ще­ние Твор­ца в об­рат­ных Ему, эгои­сти­че­ских свой­ст­вах. Люди, стоящие на разных ступенях в Выс­ших ми­рах над мах­со­мом или на разных ступенях в на­шем ми­ре под мах­со­мом, могут свободно об­щаться друг с дру­гом. Но как, на ка­ком язы­ке мы мо­жем объ­яс­нять­ся с на­хо­дящими­ся над мах­со­мом, что­бы они пе­ре­да­ва­ли нам ин­фор­ма­цию, и мы, на­хо­дясь под мах­со­мом, по­ни­ма­ли бы ее?

До­пус­тим, мой то­ва­рищ перешел масхом, у не­го уже иное вос­при­ятие, он по-дру­го­му по­ни­ма­ет за­ко­ны ми­ро­зда­ния, их при­чин­но-след­ст­вен­ные це­поч­ки. Я ни­че­го это­го не воспри­ни­маю. Я, как ма­лень­кий глу­пый ре­бе­нок, хочу все-та­ки что-ни­будь понять, а он хочет мне все это объ­яс­нить. Мо­жет ли он ка­ким-то об­ра­зом пе­ре­дать мне это?

Воз­мож­ность такого общения оп­ре­де­ля­ет­ся свя­зью кор­ня и вет­ви. Все, что на­хо­дит­ся над мах­со­мом, на­зы­ва­ет­ся кор­нем, а все, что на­хо­дит­ся под мах­со­мом, на­зы­ва­ет­ся вет­вью. Каждая де­таль, на­хо­дя­щая­ся в низ­шем ми­ре, яв­ля­ет­ся вет­вью, то есть ото­бражает свой ис­точ­ник, на­хо­дя­щий­ся в Выс­шем ми­ре. Этот источник яв­ляется ее кор­нем.

Это про­ис­хо­дит каким-то не­по­нят­ным для ме­ня образом; я не по­ни­маю и не знаю, ка­к именно это происходит, но ветвь со своим корнем свя­за­на. По­че­му то, что на­хо­дится в Выс­шем ми­ре, на­зы­ва­ет­ся кор­нем? По­то­му что от­ту­да все нис­хо­дит к нам. Там это на­зы­ва­ет­ся кор­нем, ис­точ­ни­ком, у нас – след­ст­ви­ем, ветвью или ко­пи­ей.

Ко­рень, на­зы­вае­мый судь­бой, за­став­ля­ет свою ветвь, свою ко­пию рас­ти как ко­ли­че­ст­вен­но, так и ка­че­ст­вен­но. Этот за­кон кор­ня и вет­ви дей­ст­вует в ка­ж­дом ми­ре, во всех про­яв­ле­ни­ях ре­аль­но­сти и остается не­зыб­ле­мым.

Су­ще­ст­ву­ет Тво­рец, из Не­го ис­хо­дит свет. Этот свет соз­да­ет тво­ре­ние, со­стоя­щее из пя­ти час­тей, обладающее пя­тью ос­нов­ными ка­чествами. Тво­ре­ние ощу­ща­ет свет в ви­де пя­ти про­яв­ле­ний, которые называются кэтер, хох­ма, би­на, зэир ан­пин и мал­хут. Или мож­но ска­зать так: мы воспринимаем свет как пя­ть воз­дей­ст­вий – НАРАНХАЙ (не­феш, ру­ах, не­ша­ма, хая, ехи­да). В конечном счете, мы мо­жем го­во­рить толь­ко об этом.

Рисунок 4.2.2.

 

За­тем эти воздействия раз­ви­ва­ют­ся, раз­де­ля­ют­ся на мно­же­ст­во со­став­ляю­щих, которые ком­би­ни­руются, со­еди­няясь ме­ж­ду со­бой и об­ра­зуя мно­же­ст­во вклю­чен­ных друг в дру­га причин и следствий, же­ла­ний и ощущений. Та­ким об­ра­зом, наша картина мира расширяется, и в итоге мы пред­став­ля­ем се­бе наш мир как бесконечное множество все­воз­мож­ных объ­ек­тов и их свойств.

И это – все те же пять ос­нов­ных свойств, которые дро­бят­ся и соединяются друг с другом, из них все и ис­хо­дит. В ито­ге, ес­ли мы ис­сле­ду­ем лю­бое из на­ших ощу­ще­ний, то об­на­ру­жим в нем все­го лишь пять час­тей, ке­лимКАХАБ ЗОН (кетэр, хох­ма, би­на, ЗА и ну­к­ва или мал­хут) и НАРАНХАЙ – свет.

Нам, на­хо­дя­щим­ся в этом ми­ре, ин­те­рес­но по­нять, ка­ким об­ра­зом мы су­ще­ст­ву­ем под воз­дей­ст­ви­ем Выс­ше­го кор­ня. Я вме­сте с ок­ру­жаю­щим ме­ня ми­ром яв­ля­юсь след­ст­ви­ем, от­тис­ком бо­лее вы­со­кой сту­пе­ни, Высшего мира. Я су­ще­ст­вую и на той сту­пе­ни, и на бо­лее вы­со­кой, и на еще бо­лее вы­со­кой, и в связи со мной существует мой мир.

Все 125 сту­пе­ней над мах­со­мом и наш мир под мах­со­мом су­ще­ст­ву­ют од­но­вре­мен­но. Я представляю себе это так: из­ме­няя свои свой­ст­ва, из­ме­няя свои воз­мож­но­сти ощу­ще­ния пя­тью ор­га­на­ми чувств, из­ме­няя ка­че­ст­во это­го ощу­ще­ния, я мо­гу, как в лиф­те, пе­ре­ме­щать­ся по всем 125 сту­пе­ням.

Ме­ня ин­те­ре­су­ет, ка­ким об­ра­зом сту­пе­ни свя­за­ны друг с дру­гом, как я мо­гу по ним пе­ре­ме­щать­ся. В ос­нов­ном ме­ня ин­те­ре­су­ет, ка­ким об­ра­зом я мо­гу под­нять­ся по этим сту­пе­ням к наи­выс­ше­му, наи­луч­ше­му, веч­но­му, со­вер­шен­но­му со­стоя­нию – ми­ру Бес­ко­неч­но­сти. Ра­ди это­го мы изу­ча­ем каббалу, ради этого пытаемся по­нять, что каб­ба­ли­сты хо­тят нам пе­ре­дать, ка­кую ин­фор­ма­цию мы долж­ны от них по­лу­чить, что­бы са­мим на­чать под­ни­мать­ся со сту­пень­ки на сту­пень.

Они не мо­гут нас под­тя­нуть, они не мо­гут взять нас, как ма­лень­ких детей, на ру­ки и под­нять. Они мо­гут толь­ко пе­ре­дать нам зна­ние о том, ка­ким об­ра­зом они са­ми это сде­ла­ли, что­бы мы про­де­ла­ли то же са­мое. По­это­му, нам так важ­но изу­чить язык вет­вей.

Язык вет­вей, за­кон, по ко­то­ро­му ветвь под­ни­ма­ет­ся к сво­ему кор­ню, – это то, что они нам хо­тят объ­яс­нить, то, что со­дер­жит­ся в язы­ке. Ни для че­го боль­ше этот язык не ну­жен. Каб­ба­ли­сты не со­об­ща­ют нам ка­кие-то не­нуж­ные фак­ты. Они объясняют лишь о том, как под­нять­ся вы­ше своей эгоистической природы, ограниченной временем, скоростью и пространством.

Каб­ба­ли­сти­че­ский язык не про­сто по­ве­ст­ву­ет о Выс­шем ми­ре или о том, что там про­ис­хо­дит, что­бы удов­ле­тво­рить нашу лю­бо­зна­тель­ность. Он на­прав­лен на то, что­бы по­ка­зать че­ло­ве­ку, как под­ни­мать­ся. Тот, кто не на­страи­ва­ет се­бя на ис­прав­ле­ние, это­го язы­ка не слы­шит. Язык то­же дей­ст­ву­ет в той ме­ре, в какой слышащий ему уподобляется.

Го­во­ря­щий и пи­шу­щий на каб­ба­ли­сти­че­ском язы­ке хочет лишь пе­ре­дать нам метод ис­прав­ле­ния, подъ­е­ма сни­зу вверх. Ес­ли я тоже руководствуюсь толь­ко этим же­ла­нием, хочу услышать именно это, я на­чи­наю его слы­шать. Ина­че я мо­гу чи­тать каб­ба­ли­сти­че­ские кни­ги, но они не про­из­ве­дут на ме­ня нуж­но­го впе­чат­ле­ния и не да­дут мне ни энер­гии, ни зна­ния как под­нять­ся. По­то­му, что я не же­лаю это­го, я ищу дру­го­го: как га­дать, как ме­нять свою судь­бу, ка­ким об­ра­зом ис­поль­зо­вать этот мир, при­спо­со­бить его для себя.

Та­ким об­ра­зом, толь­ко в той ме­ре, в какой я же­лаю от­да­вать, упо­до­бить­ся Твор­цу, я на­чи­наю слы­шать и ви­деть то, что мне пе­ре­да­ют каббалисты, и то­гда это знание на ме­ня воз­дей­ст­ву­ет. По­это­му, вы мо­же­те и двадцать, и тридцать лет изу­чать то, что на­пи­са­но в кни­гах, но этот язык на вас не по­дей­ст­ву­ет, по­то­му что вы на не­го не на­строе­ны, вы не воспринимаете его внут­рен­нюю час­то­ту и содержащуюся в нем ин­фор­ма­цию.

По­это­му и го­во­рит­ся: «Есть изу­чаю­щие хох­ма, и есть изу­чаю­щие каб­ба­­лу» – есть изу­чаю­щие ради зна­ния (хох­ма), а есть изу­чаю­щие ради упо­до­бления све­ту.

 

 

 

Урок № 5

Язык каб­ба­лы – язык вет­вей

5.1. Язык каб­ба­ли­стов – это язык вет­вей

Передача знаний от учителя к ученику

«Дословный смысл (Писания) подчиняется условиям времени и пространства.…

Дополнительный материал

Материал подобран из различных лекций д-ра М. Лайтмана для студентов Международной академии каббалы Что значит «познание»

Терминология и смысл букв

Вот несколько примеров того, как в каббале определяются важнейшие понятия. Светом называется наслаждение, наполняющее творение. Место – желание получать, которое и есть творение, это «место» для всего наслаждения-света в нем.

Черные буквы на фоне белого света

Любое ощущение через наши органы чувств мы также получаем лишь посредством ограничения, потому что поверхность объекта или звуковая, световая волна… Белый фон – это простой, без всякого различия, и потому не воспринимаемый нами… Любая буква (неважно, из какого языка она взята) состоит из черного цвета, то есть еще неисправленной части, и белого…

Как духовное связать с материальным

Высшим миром называется мир, который находится вне обычных представлений, укладывающихся в понятия «время, место, движение». Мы мыслим в этих трех… На самом деле этих трех параметров – времени, места, движения – нет. Это в… Можно ли духовное втянуть в координаты времени, места, движения? Нет, нельзя. Можно ли человеку подняться выше этих…

Заключение

У нас нет слов, пригодных для выражения духовных понятий, несвязанных временем, местом, движением, поскольку наш словарь ограничен восприятием нашего мира. Очень трудно подобрать слова и объяснить пережитые чувства человеку, не испытавшему их.

Как выразить неуловимое для наших органов чувств, точно описать и передать друг другу в верном смысле? Ведь, если хоть одно понятие не найдет себе точного соответствия в слове, пропадет и точный смысл всей науки.

Любой объект и действие в нашем мире берут начало из соответствующего объекта в духовном мире. Каббалисты нашли верный путь передачи информации и знаний друг другу, взяв за основу название предметов и действий (ветвей) материального мира для описания соответствующих им предметов и действий (корней) в духовном мире.

Язык этот был разработан людьми, достигшими духовных миров еще при жизни в нашем мире и потому точно знавшими эти соответствия. Каббалисты назвали его языком ветвей. Язык этот очень точен, так как есть точное и однозначное соответствие между корнем и его ветвью, поскольку создатели языка находились одновременно в двух мирах. Поэтому нельзя заменить одно слово другим, каким бы нелепым оно ни казалось: ветвь должна точно соответствовать корню.

Понятия, противоположные у нас, имеют в духовном мире один корень. Понять это можно на примере манны небесной. Она включала в себя все противоположные свойства одновременно, и тот, кто хотел чувствовать вкус сладкого – для тех она была сладкой, вкус горького – горькой и т.д. Объяснение этого состоит в том, что человек воспринимает от духовного предмета лишь то, что он хочет выделить из бесконечного множества свойств, тогда как сам духовный предмет включает в себя одновременно все возможные в нашем мире формы и свойства.

По мере работы над собой у духовно возвышенных людей открываются глаза, они начинают ощущать другие миры, и так – еще при жизни в этом мире – становятся обладателями всех миров. Кажущийся нелепым язык каббалы становится для них языком действий, мыслей, чувств, а противоположные в нашем мире понятия объединяются в едином корне.

 

Словарь

125 ступеней – «духовная лестница»; система сближения с Творцом. От Творца до нашего мира есть 5 ступеней сокрытия, которые называются мирами (от… Адам = «Адам Ришон» (ивр. «Первый человек») – созданная Творцом единая душа,… Альтруизм– действия ради отдачи, использование своей природы ради наслаждения ближнего (кого-то, находящегося вне…