рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных - раздел Религия, ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС   § 1. Понятие О Литургии Оглашенных   В...

 

§ 1. Понятие о литургии оглашенных

 

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер.

В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия.

Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии.

 

§ 2. Чинопоследование литургии оглашенных

· Начало литургии оглашенных;


· начальный возглас священника;


· великая ектения;


· антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Затем диакон, читая пятидесятый псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы.

Священник, подняв руки вверх, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» (один раз) — и прославляет Господа ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды).

Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Затем священник целует Евангелие (на практике — Евангелие и престол), а диакон — престол.

1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания «Слава в вышних Богу…» предваряется чтением не «Царю Небесный», а «Христос воскресе…» (трижды), а «Царю Небесный» читается со дня Святой Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя ппальцами правой руки, говорит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови».

Священник, благословляя диакона, говорит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон, получив благословение от священника, просит его молитв о себе: «Помолися о мне, владыко святый».

Священник: «Да исправит Господь стопы твоя».

Диакон: «Помяни мя, владыко святый».

Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон произносит: «Аминь», после чего, поклонившись священнику, выходит на солею северными дверями. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно кланяется, молясь тайно: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».

Далее диакон, подняв руку с орарем, громко произносит: «Благослови, владыко».

Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется «Христос воскресе…» со стихами «Да воскреснет Бог…». От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется «Христос воскресе…» (трижды) без стихов. На время пения «Христос воскресе…» царские врата открываются.

По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению.

Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Ектении разделяются на несколько видов.

Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания.

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении.

Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами «Рцем вси…» (с первого прошения) или «Помилуй нас, Боже» (с третьего прошения).

Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами «…у Господа просим». Она начинается словами «Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви».

Ектения об усопших начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…», «Еще молимся о упокоении…».

3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь.

Диакон начинает следующими словами великую ектению: «Миром Господу помолимся…» (смотри Служебник).

1. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды.

2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений является молитва о мире всего мира.

Священник к общей молитве ектении присоединяется в молитве первого антифона1 и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей: «Господи, Боже наш, Его же держава несказанна…».

При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…» (поэтому хор поет медленно «Тебе, Господи»), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы второго и третьего антифонов.

Молитва первого антифона заканчивается возгласом священника: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения первого антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки.

После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы сто второй и сто сорок пятый. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия.

Хор поет первый антифон сто второго псалма: «Благослови, душе моя Господа…».

По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению.

Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй» (и т.д.)

Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве второго антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь. «Господи, Боже наш…». Священник заканчивает молитву второго антифона возгласом: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Диакон во время пения второго антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.

Хор поет второй антифон (псалом сто сорок пятый): «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа…»

Тотчас же после второго антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выражает православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: «И ныне… — Единородный Сыне…».

По окончании пения второго антифона и «Единородный Сыне...» диакон становится снова против царских врат и произносит вторую малую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве третьего антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…». В заключение священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь». И далее — Блаженны, или третий антифон.

В это время открываются царские врата для малого входа. Хор: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…».

Примечание:

1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в воскресные дни, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: «песнь от канона на Блаженнах»; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников.

2. Третий антифон составляют Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем…». Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блажени из Октоиха.

3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.

4. В воскресные дни число тропарей Блаженн колеблется в интервале от восьми до двенадцати. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха, и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре).

5. Если святому не положены Блаженны, то исполняются тропари на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи — так же на шесть. При совершении службы святому со славословием, полиелеем, бдением поются тропари на восемь из Минеи.

6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:

на двенадцатом — Блаженны нищии духом… Блаженны плачущии…;

на десятом — Блаженны кроткии… Блаженны алчущии и жаждущии…;

на шестом — Блажени миротворцы… Блажени изгнани…;

на четвертом –– Блаженны вы, когда поносят вас… Радуйтеся и веселитеся… «Слава» — тропарь канона. «И ныне» — Богородичен канона.

7. В двунадесятые Господскии праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в месячных или в праздничной Минеях, или же в Триодях.

8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; во втором антифоне припев: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… во Иордане крестивыйся…» и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа» (один раз). На «Слава, и ныне» поется песнь «Единородный Сыне…». На третьем антифоне за каждым стихом — тропарь празднику.

9. В будние дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов псалмов девяносто первого: «Благо есть исповедатися Господеви…» и девяносто четвертого: «Приидите возрадуемся Господеви…».

10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам первого антифона — «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; второго антифона — «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; третьего антифона — «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа».

2. 1. Малый вход

Во время пения третьего антифона, или Блаженн (если день воскресный или праздничный), открываются царские врата. Священник и диакон, стоящие перед престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон — только престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи.

Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют главы, и диакон тихо произносит: «Господу помолимся», а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: «Владыко Господи, Боже наш…».

По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и указывая правой рукой на восток, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход».

Священник, благословляя, произносит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков».

После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, держащую Евангелие, кланяется священнику.

По окончании пения антифона диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест и громко произносит: «Премудрость, прости».

Словом «Премудрость» молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего далее пения и чтения, а словом «прости» (стойте прямо!) внушается стоять в это время с особенным благоговением и вниманием, чтобы уразуметь в молитвословиях и священнодействиях литургии сокровенную в них Божию Премудрость.

Хор: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа» (единожды).

1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после «Премудрость, прости» диакон произносит еще «входное», то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию.

2. После входного стиха не поется «Приидите, поклонимся…», а поются тропарь и кондак празднику.

3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь.

4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: «Приидите, поклонимся…».

5. В будние дни вместо «…воскресый из мертвых…» поется «…во святых (своих ) Дивен сый…»;

в праздничные дни — Богородичные (по широко распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): «Молитвами Богородицы…»;

в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова — «…рождейся от Девы…»; Крещения Господня — «…во Иордане крестивыйся» и т.д.

Священнослужители во время пения «Приидите, поклонимся…» входят в алтарь, диакон кладет Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол.

Хор поет тропари и кондаки.

1. Вход с Евангелием называется малым, в отличие от великого входа, имеющего место на литургии верных, когда совершается перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

2. Кондак и тропарь — песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизни святого.

Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава пятьдесят вторая, а также вторая, третья, четвертая, пятая, двенадцатая, тринадцатая, пятнадцатая главы). Например, «Аще в неделю случится святой с бдением»: тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее — кондак воскресен; на «Слава» — кондак святому; на «И ныне» — кондак Богородице (храма).

В воскресные и праздничные дни петь кондак «Со святыми упокой» не положено. Не полагается также во время пения тропарей и кондаков возглашать «Во блаженном успении» и петь «вечную память». Это можно сделать по заамвонной молитве или, лучше, на панихиде.

2. 2. Трисвятое

По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял ее и от наших уст, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телеса и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.

«Боже Святый, Иже во святых почиваяй…». Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» или «Кресту Твоему…».

Когда певцы оканчивают пение последнего кондака на «И ныне», диакон, преклонив главу и держа, как обычно, тремя перстами орарь, обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, время Трисвятаго».

Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: «Яко свят еси. Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно».

Диакон, попросив у священника благословение на время Трисвятого, становится в царских вратах лицом к молящимся и, указывая орарем на икону Спасителя, а затем обращаясь (от иконы Спасителя) к иконе Богоматери и далее к престолу, громко произносит, завершая возглас священника: «И во веки веков».

Хор: «Аминь».

Далее диакон отходит от царских врат и становится рядом с священником, с правой стороны его, около престола.

Хор: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды).

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Святый Безсмертный, помилуй нас».

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (за архиерейской службой Трисвятое поется семь раз).

1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

2. Этот стих вместе с «аллилуиа» поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни.

3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Во время пения хором Трисвятого священнослужители также читают его трижды (во время пения «Елицы» или «Кресту Твоему» читать надлежит эти песнопения), благоговейно совершая при этом троекратное поклонение пред престолом, после чего диакон, обращаясь к священнику, говорит ему: «Повели, владыко»; целует престол и отходит через южную (правую) сторону престола к горнему месту, становясь там лицом к молящимся.

Священник также целует престол и отходит к горнему месту, произнося: «Благословен Грядый во имя Господне».

Затем диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, горний престол».

Священник, благословляя горнее место, говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех, всегда, ныне и присно, и во веки веков». И становится с южной стороны престола также лицом к молящимся.

2. 3. Чтение Апостола и Евангелия

В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола.1

Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями.

Диакон громко произносит: «Вонмем» (будем внимательны).

Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: «Мир всем» (как необходимое условие для слушания слова Божия).

Чтец: «И духови твоему» (то есть: «и тебе также мы желаем мира»).

Диакон: «Премудрость» (будем внимательны, ибо следуемое чтение — премудрость).

Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, например, воскресный первого гласа). «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя».

1. Прокимном (с греч. — предлежащий) называется краткий стих, предшествующий чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному богослужению; он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника.

2. Прокимен полностью поется дважды, а в третий раз первая половина прокимна произносится чтецом, а вторая поется хором.

3. Если Устав предписывает пение двух прокимнов, то первый поется дважды, а второй — один раз.

4. В воскресные дни поется воскресный прокимен рядового гласа. Если на воскресенье приходится двунадесятый Господний праздник, то поется только прокимен празднику.

5. Если же с воскресеньем совпадает Богородичный праздник, или праздник святого, или отдание двунадесятого праздника, то воскресный прокимен поется дважды, а празднику — один раз.

6. В будние дни поется или один прокимен дню, или прокимны дню и святому, или же один прокимен празднику (двунадесятому). Причем когда поется прокимен дню и святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз дню. В остальные дни недели, наоборот, сначала исполняется прокимен дню (дважды), а потом (один раз) — прокимен святому. (Прокимны содержатся в конце Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).

После пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость».

Чтец произносит: «К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение», или: «Соборнаго Послания Иаковля чтение», или: «Деяний святых апостол чтение» и т.д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает Апостол.

Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям (селениям), куда они были посланы Спасителем.

Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словами: «Во дни оны…»; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом: «Братие…»; если из Пастырских его посланий, то — «Чадо Тимофее…» или «Чадо Тите…»; если из Соборных посланий, то большей частью — «Возлюбленный…», а иногда — «Братие…».

Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив благословения на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а также священника, затем читающего Апостол, хор и всех молящихся. Для каждения иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами. Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, которая сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но правильнее кадить на аллилуарии, который является своего рода прокимном к Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь «Аллилуиа» надлежит громко и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред чтением Евангелия на литургии поется «Аллилуиа». «Аллилуиа» есть песнь, прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный Апостолам по благодати учительства.

Священник (по прочтении Апостола): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец и хор: «Аллилуиа» (трижды).

Чтец громко читает аллилуарий, а хор поет «Аллилуиа» после каждого стиха.

Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву, прося у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха блаженных заповедей — к преодолению похотей и утверждению в духовной жизни: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…».

После этой молитвы диакон перед чтением Евангелия подходит к священнику, приклоняет главу и, указывая орарем на Евангелие (на престоле), говорит ему тихо: «Благослови, владыко, благовестителя Святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия).

Священник, благословляя его, произносит тихо: «Бог, молитвами святаго, славного, всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествущему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа».

С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту.

Диакон, сказав: «Аминь», поклоняется Евангелию и, принимая его из рук священника, целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает его для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении «Благослови, владыко, благовестителя…» и «Бог молитвами…» в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо через царские врата, не обходя престол. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и ставит ее перед аналоем (или становится с ней у аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон кладет Евангелие на левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него Евангелие и раскрывает его.

1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя…», приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся произносит: «Бог, молитвами святаго, славнаго…» и рукой благословляет диакона. Диакон говорит: «Аминь», полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для чтения.

Если служба совершается соборно, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.

Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стороне престола. Возглашения «Благослови, владыко» и «Бог молитвами…» при этом опускаются.

2. Слова «силою многою…» заканчивают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся евангельского благовестия.

3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения.

4. На литургии в Великую Субботу поется не «Аллилуиа», а (на седьмой глас) стих восемьдесят первого псалма (обычно перед Плащаницей): «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». (Во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды).

Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «От Матфея Святаго Евангелия чтения» (или из другого евангелиста, — смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник: «Вонмем».

1. Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит: «Премудрость, прости», и «Вонмем».

2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры и надевают их лишь после прочтения Евангелия.

Диакон читает Евангелие.

Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.

Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: «Мир ти, благовествующему».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает; берет его и орарь с аналоя, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, целуя его руку.

Священник, приняв Евангелие, целует его и ставит на горней стороне престола, выше антиминса. Вслед за этим он благословляет свещеносца и закрывает царские врата.


2. 4. Сугубая ектения, раскрытие антиминса

и окончание литургии оглашенных

 

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению. Если священник служит один, то ектению читает он сам.

Диакон: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и всей во Христе братии нашей».

Хор: «Господи, помилуй».

Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям щедроты Свои: «Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…».

Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон; неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса.

Диакон: «Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

По церковной практике к сугубой ектении добавляются (обычно после прошения о преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам прихожан): «О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их» и др. Бывает также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», и читается священником молитва, например, о болящем.

Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах1.

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Еще молимся о упокоении души (душ) усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Божия (ей, их) (имена рек) и о еже проститися ему (ей, им) всякому прегрешению, вольному же и невольному».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Яко да Господь Бог учинит душу (души) его (ея, их), идеже праведнии упокояются».

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Диакон: «Милости Божия, Царствия Небеснаго и оставления грехов его (ея, их) у Христа, Бессмертнаго Царя и Бога нашего, просим».

Хор: «Подай, Господи».

Диакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает (тайно или вслух) молитву: «Боже духов и всякия плоти…».

Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) раба (ы, ов) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению об оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» (см. Служебник).

Молитвой об оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы Он огласил словом истины тех, которые еще не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатию.

Во время чтения этой ектении оглашенные приклоняют главы, чтобы принять благословение Божие, которое священник испрашивает им в молитве об оглашенных.

Начиная с этой молитвы, тексты тайных молитв на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого различаются.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренный призираяй». «Господи Боже наш, Иже на небесех живый…».

 

По окончании тайной молитвы священник возглашает: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Молитвы об оглашенных имеют отношение и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии верных.

В Служебнике после возгласа «Да и тии с нами…» есть указание: «Священник простирает антиминс», то есть открывает верхнюю, оставшуюся еще не раскрытой, часть антиминса. По принятой в настоящее время практике, илитон и три стороны антиминса раскрываются во время сугубой ектении — при прошении о властях церковных, верхняя же сторона открывается на ектении об оглашенных — при прошении «Открыет им Евангелие правды», а во время возгласа «Да и тии с нами…» священник делает губкой (находящейся в антиминсе) крест над антиминсом и, поцеловав губку, отлагает ее в верхний правый угол антиминса, а затем целует антиминс.

Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите!; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы верхнии, паки и паки миром Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй».

Возглашением диакона «Оглашеннии, изыдите…» заканчивается вторая часть литургии — литургия оглашенных.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС

На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литургия оглашенных

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика Церковного Устава
  Церковный Устав (Типикон) — книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечери

Юлианский и григорианский календари
  В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на ве

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и

Порядок совершения девятого часа
  Священник без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава

Чинопоследование вседневной вечерни
Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, следующим образом. После молитвы девятого часа: «Владыко Господи…» отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы дев

И песнопений вседневной вечерни
Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это «раннее утро истории человечества». Радостно и светло было начало истории человечества, но не надолго. Вскоре человек согрешил и сделал через грехопаден

Чинопоследование великой вечерни
  Великая вечерня частично изложена в седьмой главе Типикона, которая имеет следующую надпись: «…во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, поется вече

Символическое объяснение священнодействий вседневной утрени
Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро з

Чинопоследование утрени на всенощном бдении
  Порядок совершения утрени на всенощном бдении совпадает с порядком полиелейной службы. Все встречающиеся особенности указаны при описании полиелейной службы. Всенощное бдение, как у

Входные молитвы
  Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, три

ПРОСКОМИДИЯ
§ 1. Понятие о проскомидии   Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, через особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приго

Чинопоследование литургии верных
2. 1. Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь По раскрытии антиминса и по окончании ектении об оглашенных начинается основная часть службы — литургия верных. В это время диакон в мал

Совершение таинства
  3. 1. Евхаристический канон   По надлежащем приготовлении молящихся к Евхаристии священник возглашает: «Благодарим Господа». Хор: «Достойно и праведн

Причащение священнослужителей
  После «Един свят…» хор поет причастен1: а) Воскресный причастен всех гласов: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». б) Причастен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги