рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чинопоследование литургии верных

Чинопоследование литургии верных - раздел Религия, ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС 2. 1. Ектения И Молитвы О Верных. Херувимская Песнь По Раскрытии Ант...

2. 1. Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь

По раскрытии антиминса и по окончании ектении об оглашенных начинается основная часть службы — литургия верных. В это время диакон в малой ектении вновь обращается к верным, напоминая выполнить необходимое для дальнейшего участия в богослужении условно — примирение друг с другом. «Елицы вернии, паки и паки миром (в мире) Господу помолимся…».

Священник читает тайно первую молитву верных, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит Его благодатной помощи достойно совершить святую службу сию с чистой совестью.

 

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Благодарим Тя, Господи Боже сил…».   «Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасение таинство…».  

 

Диакон от лица верных произносит: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «Премудрость».

Священник, заканчивая первую молитву верных, возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

Диакон вновь произносит: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «О мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «О святом храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священник во время второй ектении тайно читает вторую молитву верных, повторяя в ней прошения первой молитвы, и просит Господа даровать верным преуспевание в доброй жизни, духовное вразумление и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни.

На литургии Иоанна Златоуста: На литургии Василия Великого:
«Паки и многажды Тебе припадаем и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче…» «Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше…» (Если священник служит без диакона, то он произносит только первое прошение: «Паки и паки…» и последнее: «Заступи, спаси, помилуй…», тайно читая вторую молитву верных).

 

Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Хор: «Господи, помилуй».

Диакон произносит: «Премудрость», благоговейно поклоняется и входит в алтарь северной дверью.

Священник по окончании второй молитвы верных возглашает: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

Хор отвечает «Аминь» и поет Херувимскую песнь «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».

Во время возглашения священника «Яко да под державою Твоею…» отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя пятидесятый псалом, престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит хоры и молящихся. Окончив каждение, он становится рядом со священником, молящимся пред престолом.

Это каждение, совершаемое диаконом во время пения Херувимской песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа.

Священник во время каждения читает тайно молитву Херувимской песни (она — одна и та же для обеих литургий), в которой, сознавая все свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайно действует Сам Господь Иисус Христос: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми…».

По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконом — каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херувимскую песнь, молясь об отрешении от житейских попечений. (В Великий четверг читают «Вечери Твоея Тайныя…», а в Великую субботу — «Да молчит всякая плоть человеча…»).

Священник, молясь, произносит: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».

Диакон: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

И, совершая крестное знамение, они трижды благоговейно поклоняются пред престолом.

Во время чтения Херувимской песни священник возвышает руки кверху, а диакон держит орарь в поднятой руке так же, как и при чтении ектений. Затем священник целует антиминс, а диакон — престол, после чего оба отходят к жертвеннику: священник — непосредственно налево, а диакон чрез горнее место.

2. 2. Великий вход

 

В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Это название он получил по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.

Молитвенное поминовение членов Церкви, совершаемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.

Подойдя к жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, после чего священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор.

Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: «Боже, очисти мя, грешнаго» (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.

Диакон, приняв кадило, произносит: «Возми, владыко».

Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, кладет его на левое плечо диакона, говоря при этом: «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа».

Диакон, держа кадило за кольцо одним пальцем правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.

Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень лба и отходит на солею северными дверями.

Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос — в левой, возложив себе на левое плечо воздух).

Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.

В этот торжественный момент диакон громко возглашает: «Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, опускается на одно колено, держа дискос около головы.

Священник: «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Хор отвечает «Аминь» и поет вторую часть Херувимской песни: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми1. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

1. Шедевр православного церковного певческого искусства «Иже Херувимы…» по-русски звучит следующим образом:

Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа — трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего «под образом Честных Даров»), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.

2. В Великий четверг на литургии Василия Великого вместо Херувимской песни поется: «Вечери Твоея Тайныя днесь…».

3. В Великую субботу на литургии Василия Великого вместо Херувимской песни поется: «Да молчит всякая плоть человеча…».

После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.

По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем».

Священник отвечает: «Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Эти поминовения должны произноситься тихо, «елико точию друг другу слышати», а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросе, как теперь часто принято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу.

Произнося эти слова, священник ставит потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, ставит его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:

«Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханьми), во гробе нове, покрыв, положи».

«Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».

«Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

После передачи дискоса священнику диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их и становится с правой стороны престола.

После прочтения тропарей священник снимает покровцы с дискоса и потира и кладет их по обеим сторонам престола.

Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотски…», «Яко Живоносец…».

Далее священник берет с плеча диакона (или со своего плеча) воздух, обвивает им кадильницу, которую держит диакон (или прислужник), покрывает воздухом дискос и потир и произносит: «Благообразный Иосиф…».

Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы».

Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляют на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотски…», «Яко Живоносец…» воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, призвано быть воспоминанием тех благоуханий, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб.

Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытие завесы — стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Воздух, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.

Отдавая кадильницу диакону (или прислужнику) и приклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: «Помяни мя, брате и сослужителю».

Диакон, взяв кадильницу, отвечает: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем». Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре, наклонив голову и держа, как обычно, орарь тремя пальцами, он, в свою очередь, просит молитв священника: «Помолися о мне, владыко святый».

Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.

Священник: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя».

Диакон: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый».

Священник, благословляя, говорит ему: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон отвечает: «Аминь» и целует благословляющую руку священника. Если священник служит без диакона, это поминовение опускается. Так заканчивается великий вход.

2. 3. Просительная ектения, молитва приношения

 

После великого входа Церковь начинает приготовление молящихся к принесению Бескровной Жертвы.

Диакон, выйдя северными дверями на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектению: «Исполним (восполним) молитву нашу Господеви».

Хор: «Господи, помилуй» (см. Служебник).

Во время просительной ектении священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и отличается от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для Святой Евхаристии.

На литургии Иоанна Златоуста На литургии Василия Великого:
«Господи Боже Вседержителю, Едине Святе…». «Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию…».

Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает: «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Хор: «Аминь».

В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся», то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, читаемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удостоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия.

Далее верующие приготовляются к святому возношению — выражением мира и любви и исповеданием православной веры.

Священник, обратившись лицом к западу и благословляя молящихся, из алтаря возглашает: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру.

Диакон: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру).

Хор, доканчивая слова диакона, поет: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

В это время священник читает тайно: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь — Утверждение мое и Прибежище мое…» (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.1

1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия целовали друг друга (женщины — женщин, мужчины — мужчин). Этот обычай целования друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служащих священников несколько, они все целуют дискос, и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: «Христос посреде нас». Младший отвечает: «И есть, и будет».

2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники. (На практике же диаконы совершают целование перед причащением Святых Тайн).

3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: «Христос воскресе», а младший отвечает: «Воистину воскресе».

 

2. 4. Символ веры

 

Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы — «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа…», следует подробное исповедание православной веры — в пении Символа веры.

Диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» (более точный перевод с греческого: «премудрости вонмем»).

В это время в ознаменование Воскресения Христова открывается завеса царских врат (она остается открытой до возглашения: «Святая святым»). Священник отнимает воздух от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздуха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости.

В Древней Церкви слова диакона: «Двери, двери…» относились к привратникам-стражам церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, или других лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. Со временем практическое значение этого возгласа изменилось. Сегодня Церковь словами «Двери, двери…» приглашает верующих блюсти двери своего ума и сердца от посторонних помыслов и попечений. Словами «премудростию вонмем», предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божественную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры.

После возгласа диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) вошло в обыкновение общее пение народом): «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя…».

Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн.

Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба — событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение.

Если служат несколько священников, то они все держат воздух за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры.

По прочтении Символа веры предстоятель целует воздух и отлагает его в верхнюю левую часть престола.

После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы.

Диакон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити».

«Станем добре», то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как посторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы.

Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет:

«Милость мира, жертву хваления», то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодатного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная — Святая Евхаристия.

Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверями и молится вместе с священником.

Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

Хор: «И со духом твоим».

Словами «И со духом твоим» верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ.

Священник: «Горе имеим сердца».

Хор: «Имамы ко Господу».

Этот возглас священника «Горе имеим сердца» (то есть отрешимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами «Имамы ко Господу» отвечают, что их ум и сердце устремленны к Богу.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИТУРГИКА. 2 КЛАСС

На сайте allrefs.net читайте: "ЛИТУРГИКА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чинопоследование литургии верных

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика Церковного Устава
  Церковный Устав (Типикон) — книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечери

Юлианский и григорианский календари
  В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на ве

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и

Порядок совершения девятого часа
  Священник без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава

Чинопоследование вседневной вечерни
Совершается вседневная вечерня, согласно 9 главе Типикона, следующим образом. После молитвы девятого часа: «Владыко Господи…» отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы дев

И песнопений вседневной вечерни
Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это «раннее утро истории человечества». Радостно и светло было начало истории человечества, но не надолго. Вскоре человек согрешил и сделал через грехопаден

Чинопоследование великой вечерни
  Великая вечерня частично изложена в седьмой главе Типикона, которая имеет следующую надпись: «…во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, поется вече

Символическое объяснение священнодействий вседневной утрени
Утреннее богослужение символизирует рождение Спасителя, явления Его миру как Бога и Избавителя от уз смертных. «Утро» для людей наступило с пришествием на землю Спасителя. Но это благодатное утро з

Чинопоследование утрени на всенощном бдении
  Порядок совершения утрени на всенощном бдении совпадает с порядком полиелейной службы. Все встречающиеся особенности указаны при описании полиелейной службы. Всенощное бдение, как у

Входные молитвы
  Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, три

ПРОСКОМИДИЯ
§ 1. Понятие о проскомидии   Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, через особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приго

Литургия оглашенных
  § 1. Понятие о литургии оглашенных   Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила о

Совершение таинства
  3. 1. Евхаристический канон   По надлежащем приготовлении молящихся к Евхаристии священник возглашает: «Благодарим Господа». Хор: «Достойно и праведн

Причащение священнослужителей
  После «Един свят…» хор поет причастен1: а) Воскресный причастен всех гласов: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». б) Причастен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги