Основатель буддизма и география распространения. - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен Жизнеописания Основателя Буддизма Составлялись Спустя Несколько Стол...
Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха(на пали Сиддхаттха, букв.: Достигающий цели, Преуспевающий) Гаутама (из рода шакьев). Отца его звали Шуддходана (на пали — Суддходана, букв. «Имеющий рис»), мать — Майя(Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на пали — Капилаватгху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре («Хранительница славы»), и у них родился сын Рахула («Схватывающий на лету»). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается отказаться от права на царствование, покидает семью и уходит в отшельники под своим родовым именем Гаутама. В обителях аскетов Гаутама провел шесть лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление(бодхи).
С обретением дара Просветления он познал, что бытие есть страдание,безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие рождения в качестве бодхисаттвы(существа, стремящегося к Просветлению), стал Всеведущим и узнал, что достиг освобождения (мокша)от цепи рождений (сансара),что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна)к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный Путьспасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что безжеланным шествует в мир покоя, нирваны(букв.: «недуновение»). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветлённым.
Произошло это событие близ местечка Гайя (в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму.Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам шести государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю — в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было, по меньшей мере, шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея(«Тот, кто есть Любовь»).
В дальнейшемдоктрина Будды получила значительное развитие. Например, в махаяне (одно из течений буддизма), Будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих рождениях, в конце концов, станут буддами. В то же время Будда — это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона(дхарма-кайя).Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя)Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, куда можно попасть в сеансах высшей медитации.
В течение последующих столетий после смерти Будды, его учение широко распространилось в Индии. Царь империи Маурьев Ашока (268 — 231 гг. до нашей эры) объявил себя покровителем и защитником буддизма. С этого же времени буддизм стал распространяться и в сопредельные страны. Учение Будды начало обретать некие стройные теоретические очертания. Распространился догмат о «трех драгоценностях» (первой драгоценностью считался Будда, второй — его учение и третьей — религиозная община, сохраняющая и укрепляющая учение), сформировались представления о формах и средствах передачи сакрального знания (среди которых предпочтение отдавалось передаче от учителя к ученику), оформилась система взглядов по вопросам аскезы и духовной помощи и выступила на передний план фигура бодхисаттвы — просветленого, который, однако, не спешит вкусить тихого блаженства нирваны и из сострадания помогает людям, которые, как и все прочие живые существа, пребывают в мире страданий, обрести спасение, которого, возможно, немногие из них сумеют достичь самостоятельно.
Наивысший расцвет буддийской культуры Индии относится к первым векам нашей эры. Около VII века буддизм был практически полностью поглощен индуистским религиозно-культурным комплексом, сделавшись его частью, а к XIII веху буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез. При этом буддизм оказал значительное воздействие на формирование индуистской культовой организации и практики, а Будда в индуизме стал воплощением божества Брахмы.
Самого большого расцвета буддизм достиг после распространения в сопредельных с Индией странах. В результате его взаимодействия с местными религиозными и культурно-идеологическими традициями сложились региональные формы буддизма. Выйдя за пределы Индии, буддизм утвердил свой статус мировой религии, и одновременно с этим в нем начал происходить процесс инволюции: появились своеобразные национальные формы буддизма, связанные с его взаимодействием с традиционными культами, распространенными в той или иной восточной стране: тайский, китайский, японский, тибетский, монгольский, бурятский варианты и др. формы буддизма. Сформировавшись как религиозно-философское учение в Индии, буддизм создал огромную каноническую и комментаторскую литературу, богатую и разнообразную культовую практику, религиозные институты. Выйдя за пределы Индии, он повсюду формировал свои особые национальные формы, значительно отличающиеся друг от друга. Вместе с тем их объединяют общие положения догматики и культовой практики, характерные как для буддизма в целом, так и для основных его направлений:хинаяны, махаяны и ваджраяны. В большинстве государств, в которых буддизм получил свое распространение, в определенные периоды истории он являлся государственной религией, способствовал формированию социально-политических и экономических институтов. Являясь мировой религией, буддизм по мере интеграции в культуру стран своего распространения сам стал частью культуры, национальной психологии, образа жизни народов, его исповедующих. Все это позволяет рассматривать буддизм как религиозно-философский и социокультурный комплекс, дает возможность подходить к нему и как к религии, и как к философии, и как к психологии (буддизм, прежде всего, ориентирован на изменение сознаниячеловека).
В 1996 г. во всем мире, по очень приблизительной оценке, насчитывалось 325млн. буддистов (что составляло 6% населения планеты). Следует, однако, отметить, что в это число не входят исповедующие буддизм китайцы, поскольку переплетение трех основных вероисповеданий – конфуцианства, буддизма и даосизма – у этого народа настолько тесно, что определить численность сторонников отдельных религий весьма сложно.
Подавляющее большинство всех буддистов – около 322 млн. из 325 млн., т.е. 99%, – сосредоточено в Азии. Кроме того, 1,6 млн. сторонников буддизма живет в Европе (включая всю Россию, в том числе и ее сибирско-дальневосточную часть) и 1,5 млн. – в Америке.
Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть). Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере – Южная Азия.
В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всех странах Индокитая (исключая полуостров Малакку): Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме. Много буддистов и в Сингапуре.
В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелен, хотя там распространены и другие религии.
В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух сравнительно небольших странах – Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддизм исповедует относительно незначительное меньшинство населения. В России буддизма придерживаются часть жителей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.
В настоящее время буддизм продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию — его последователей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.
Религиоведение предмет и структура Понятие и сущность религии Особенности богословско теологического и религиоведческого подходов к анализу... Классификация религий... В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям признакам С учетом...
Религиоведение: предмет и структура
Религиоведение - в широком смысле слова включает все возможные способы осмысления и объяснения религиозного феномена, как «изнутри», так и «извне».
Религиоведение к
Структура религии
Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.
Религиозное с
Функции религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, ин
Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на
Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности
Национальные религии
Одной из очень древних религий, сохранившейся до нашего времени и сыгравшей важную роль в духовной эволюции человечества, является индуизм.
Индуизмявляется национал
Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине
Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли
Буддизм - Часть 1
Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разум
Возникновение и особенности буддизма
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он сформировался в VI - V веках до нашей эры в Древней Индии на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской
Буддистское вероучение и культ
Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в О
Религиозная система буддизма
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных стру
Культовая практика буддизма
Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, прак
Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы
Как отмечалось ранее, основой социальной деятельности буддистов является буддийская община-сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Сангха
Региональные формы буддизма
Чань-буддизм. Само слово чань является сокращением от чаньна (санскр. дхьяна — «медитация», «созерцание»). Таким образом, уже само н
Религиозная система буддизма и буддийская философия
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в р
Происхождение и историческая эволюция христианства
Христианствовозникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформи
Идейные истоки и сущность христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия вк
Вероучительная догматика христианства
Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и
Христианская мораль и культовая практика
В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам,
Особенности православного вероучения
Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является об
Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты
Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их действенность связана с налич
Монашество
Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III - IV веков (западное монашество сформировалось гора
Православное богословие и православная философия
Специфика православия проявилась в том, что оно получает статус главенствующей религии, а церковь трансформируется в элемент имперской структуры. Могущество империи связывалось, прежде всего, с бог
Католическая философия. Неотомизм
Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы м
Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атр
Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чт
Мусульманское право. Шариат
Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей названи
Конфессиональная организация ислама
Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским пр
Мусульманская философия. Суфизм
Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полн
Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственны
Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.
Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характе
Религиозные отношения, их виды
Религиозные отношения (как и другие виды идеологических общественных отношений) складываются в процессе деятельности в соответствии с ее осознанием. Понятно, что здесь такой деятель
Религиозная деятельность. Культ
Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей, но не единственной точкой зрения. Уже в 80-х годах XIX столетия английский антрополог Р. М
Елигиозное сознание (религиозная вера), его уровни
Большинство социологов считают, что “минимум” религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они как правило связывают религию с верой. Не случайно и в широком употреблении слово “верующий”
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов