рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская православная церковь: основные исторические этапы развития

Русская православная церковь: основные исторические этапы развития - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен Рассуждение О Православии Невозможно Вне Связи С Необходимой Формой Его Бытия...

Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязательным условием полноценной религиозной жизни. Не будет ошибкой сказать, что история православия — это история православной церкви.

Главное значение понятия «церковь для православия относится к сообществу людей, объединенных идеей спасения через веру в Христа, исповедующих ради этого восточно-кафолический вариант догматического учения и признающих пастырскую роль профессиональных священнослужителей.

Верховным, хотя и незримым, главой вселенской православной церкви считается сам Иисус Христос, что делает излишним создание особого всецерковного руководства.

Такое представление способствовало исторически сложившейся децентрализации православия и учреждению т.н. поместных церквей. Деятельность этих церквей строится на началах автокефалиии — самостоятельного возглавления национальных православных общин. Сохраняя единое вероисповедание, каждая из автокефалий независима от других в решении кадровых вопросов (включая избрание высших иерархов), выборе языка богослужения, канонизации собственных святых, дополнениях к общеправославному памятному календарю, создании и упразднении приходов, миссионерстве и многом: другом, вплоть до права даровать своим ответвлениям автономию и даже, в особых случаях, самовозглавление.

Важное место в православии занимает самая крупная из автокефалий — Русская православная церковь.

Создание русской православной церкви относится к X в., когда на Руси было принято христианство. После своего образования Русская православная церковь (РПЦ) приобрела статус митрополии Константинопольского патриархата, а митрополиты РПЦ, как правило, присылались из Константинополя.

В 1589 г. в РПЦ было учреждено патриаршество, которое просуществовало до 1721 г. Оно было упразднено Петром I, а вместо патриаршества создан Святейший правительствующий синод - фактически одно из государственных учреждений, возглавляемое светским чиновником - обер-прокурором. Вновь патриаршество было восстановлено только в августе 1917 г. решением поместного собора, а патриархом был избран митрополит Московский Тихон.

В дореволюционной России РПЦ занимала привилегированное положение: ей принадлежали большие земельные угодья, она освобождалась от податей и гражданских повинностей. На содержание церковного аппарата из государственной казны выделялись большие средства, переход из православия в другие вероисповедания допускался только в исключительных случаях.

После Октябрьской революции декретом советской власти от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» РПЦ была лишена своей экономической основы: все ее имущество объявлено народным достоянием и перешло к государству. Религиозные организации были лишены прав юридического лица, права регистрировать акты гражданского состояния, а также государственного финансирования.

Церковь отделялась от государственной школы: граждане могли обучать своих детей религии только в частном порядке. Но практически провозглашенная декретом свобода вероисповедания трактовалась как свобода атеизма. РПЦ подверглась настоящему геноциду.

В период Великой Отечественной войны РПЦ призывала всех православных на защиту родины, а на пожертвования верующих были построены и переданы армии танковая колонна и эскадрилья. В связи с последовательно патриотической позицией РПЦ произошла определенная нормализация ее отношений с государством. В 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право, с разрешения государственных органов, строить, арендовать и покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, подготавливать кадры священнослужителей, издавать религиозную литературу и производить предметы культа.

Переломным моментом в жизни РПЦ стало празднование 1000-летия крещения Руси. Этот юбилей отмечался в нашей стране не только как церковное событие, но и как важное общественно-культурное мероприятие.

В настоящее время государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь регулируются законом от 16 ноября 2002 г. «О свободе совести и о религиозных организациях». В соответствии с этим законом каждому человеку на территории республики гарантируется свобода совести и вероисповедания. Закреплено равенство всех религиозных объединений перед законом. В то же время в преамбуле закона подчеркивается особая роль православия в истории Беларуси, в становлении ее духовности и культуры. В настоящее время православие - наиболее массовая религия в России. К ней принадлежат 75-80% общего числа верующих страны.

Деятельность РПЦ, ее структура, порядок формирования ее органов управления и полномочия регулируются «Уставом об управлении Русской православной церкви», принятым Поместным собором 8 июня 1988 г.

Согласно Уставу, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод, возглавляемый Патриархом. Названные органы имеют статус высших органов внутрицерковного управления.

Поместный собор созывается Патриархом и Священным синодом не реже одного раза в 5 лет. В его состав входят архиереи, клирики (священнослужители и церковнослужители - псаломщики, регенты церковных хоров, пономари и др.), монашествующие и миряне. Собор решает все вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, избирает патриарха.

Архиерейский соборсостоит из епископов церкви и созывается раз в два года, является подотчетным Поместному собору. Он решает те же вопросы, что и Поместный собор, за исключением избрания Патриарха.

Патриарх созывает Поместный и Архиерейский соборы, заседания Святейшего синода и председательствует на их заседаниях. Он несет ответственность за исполнение принятых ими решений, издает указы об избрании и назначении архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных учебных заведений и др.

Патриарх утверждает присуждение ученых степеней и званий в области православного богословия, является полномочным представителем РПЦ в официальных контактах с главами других вероисповеданий и перед государственной властью. Сан патриарха пожизненный, им может быть избран только архиерей РПЦ, гражданин РФ не моложе 40 лет. Решение об уходе Патриарха на покой выносит только Поместный собор. Ему же принадлежит право суда над Патриархом.

Священный синодсостоит из председателя (Патриарха), 5 постоянных членов и 6 временных. Постоянными членами являются митрополиты Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский и по должности - председатель отдела внешних церковных сношений. Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа архиереев в порядке очередности. Заседания Синода чаще всего закрытые. Все рассматриваемые вопросы решаются общим согласием или большинством голосов, при этом воздержание от голосования не допускается.

Синод работает в период между Поместными и Архиерейскими соборами и ответствен перед ними.

Круг вопросов ведения Синода достаточно широк. Он назначает архиереев на епархии и увольняет их на покой, инспектирует их деятельность, назначает настоятелей монастырей; рассматривает и одобряет церковный бюджет; принимает окончательные решения по делам о нарушениях церковных правил и служебных обязанностей сотрудниками синодальных учреждений и др.

Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения,например, отдел внешних церковных сношений; отдел по религиозному образованию и катехизации; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; издательский совет Московского патриархата; синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам и др.

Следующее звено в РПЦ - епархии,возглавляемые архиереями. Границы епархий определяются с учетом административно-территориального деления РБ. При архиерее действуют епархиальное собрание и епархиальный совет.Они содействуют архиерею в управлении епархией.

Архиерей назначает священнослужителей на приходы, имеет право наложения взысканий на клириков; ежегодно представляет Патриарху отчеты о жизни епархии и о своей деятельности. По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха прошение об уходе на покой, которое рассматривается и решается Священным синодом.

Важным структурным элементом епархии является приход (приходская община), объединяющий клир и мирян. Во главе прихода стоит настоятель храма, назначаемый архиереем. Приходская община выступает собственником зданий и сооружений культового назначения, церковной утвари и другого имущества.

Настоятель не только председательствует на приходском собрании и приходском совете, но и является распорядителем денежных средств прихода.

Приходы автономны в имущественных отношениях от епархиального архиерея, который осуществляет исключительно каноническое руководство приходами, входящими в епархию. Вместе с тем, установлена подотчетность нижестоящих органов церковного управления перед вышестоящими о своей деятельности.

Православие было принято в 988 г. после крещения Руси великим князем Киевским Владимиром Святославичем, впоследствии канонизированным Русской православной церковью в качестве святого равноапостольного. В 1051 г. великий князь КиевскийЯрослав Владимирович Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты,независимо от Константинополя, русского — им стал Иларион, известный писатель, автор «Слова о Законе и Благодати». С конца XIII в. митрополиты, возглавлявшие Русскую православную церковь, переносят свою кафедру во Владимир, а с 1328 г. по приглашению Ивана I Даниловича КолитыВладимирский митрополит переезжает в Москву.

Русская православная церковь становится автокефальной (т.е. независимой) в 1448 г. при великом князе Московском Василии II Васильевиче Темном. Патриаршествов Русской православной церкви было введено в 1589 г., когда царь Борис Годунов добился согласия патриарха Конснантинопольского Иеремия на установление патриаршества в России. Первым «святейшим патриархом всея Руси» был избран святитель Иов. Патриарх Никон миру - Никита Минов), выполняя волю царя Алексея Михайловича, начинает в 1653 г. проведение церковной реформы, включавшей исправление богослужебных книг и введение единства обрядов по греческим образцам. Реформа, сопровождавшаяся жестоким преследованием противников Никона, привела к появлению раскола, илистарообрядчества,— движения части духовенства, не принявшего нововведения Никона. Раскол был поддержан многими крестьянами и представителями купечества.

Одним из идеологов раскола становится протопоп Аввакум, блестящий проповедник и писатель, страстный обличитель «никонианства». Протопоп Аввакум был сослан, а затем сожжен с тремя соратниками в Пустозерске. Репрессии против старообрядцев вынуждали их бежать на север, за пределы России, приводили к многочисленным самосожжениям.

В 1703 г. после смерти патриарха Адриана Петр I назначает Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. После проведения церковной реформы {одним из главных идеологов которой был Феофан Прокопович, отвергавший первенство духовной власти над светской), было упразднено патриаршествои в 1721 г. создан Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый императором. Первым обер-прокурором, назначенным Петром I, стал Стефан Яворский, тяготившийся этой должностью и вскоре умерший. Самым известным обер-прокурором Святейшего Синода, возглавлявшим его с 1880 по 1905 г., был К.П.Победоносцев.

После Февральской революции в 1917 г. встал вопрос о восстановления патриаршества,и на Поместном Соборе Русской православной церкви патриархом был избран Тихон (в миру - В.И.Белавин). Октябрьскую революцию он воспринял отрицательно, осудил декрет об отделении церкви от государства и заключение Брестского мира с Германией, а в январе 1919 г. предал анафеме Советскую власть.

Новый виток противостояния Русской православной церкви и Советской власти возник в 1921 г. в связи с голодом в Поволжье. В августе 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств, но распущенный по требованию властей. А в декабре 1921 г. Совнарком требует от церкви отдать церковные ценности для нужд голодающих. Патриарх Тихон дал согласие на передачу в помощь голодающим драгоценной утвари, не использующейся в богослужении, но власти не были удовлетворены подобным решением, и в феврале 1922 г. ВЦИК издает декрет об изъятии церковных ценностей. Изъятие сопровождалось действиями, которые иначе как кощунством назвать нельзя: вскрытие рак со святыми мощами, вызвавшее стихийное возмущение верующих и приведшее к кровопролитию. Патриарх Тихон объявил подобные действия святотатством. Был организован процесс над деятелями Русской православной церкви, противодействовавшими изъятию церковных ценностей. Патриарх Тихон оказался под арестом, а антирелигиозная: борьба приобрела очень жесткий характер — многие церковные иерархи оказались первыми узниками Соловецкой тюрьмы особого назначения (СТОН).

В 1927 г. митрополит Сергий (в миру - И.Н.Страгородский) опубликовал декларацию, призвавшую священников и верующих к лояльному отношению к Советской власти. В 1943 г. по решению
И.В.Сталина происходит восстановление патриаршества, и Сергий назначается патриархом. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны проводила большую патриотическую работу.

Новый период в жизни Русской православной церкви наступает в 1945 г., после избрания патриархом Московским и Всея РусиАлексия I (в миру - С.В.Симанский), которого современники называли Великим Патриархом, и не только потому; что его патриаршество было самым долгим за всю историю Русской православной церкви — с 1945 по 1970 г. В 1971 г. патриархом избирается Пимен (в миру - С.М.Извеков), при котором происходит торжественное празднование тысячелетия крещения Руси и церковь начинает активную политическую деятельность — несколько митрополитов становятся депутатами Съезда народных депутатов СССР.

В 1990 г. патриархом Московским и Всея Руси избирается Алексий II (в миру - А.М.Ридигер). Сегодня Русская православная церковь играет важную роль в жизни граждан Российского государства.

Социальное служение — помощь обездоленным занимает большое место в повседневной деятельности Русской православной церкви. Но не менее важна духовная деятельность по воспитанию людей в духе высокой морали, любви к ближнему, противодействию порокам и т.д.

Несмотря на более чем 70-летнее давление государственного атеизма, Русская церковь, является в настоящее время самой значительной из всех конфессий России и постсоветского пространства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Религиоведение предмет и структура Понятие и сущность религии Особенности богословско теологического и религиоведческого подходов к анализу... Классификация религий... В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям признакам С учетом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская православная церковь: основные исторические этапы развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиоведение: предмет и структура
Религиоведение - в широком смысле слова включает все возможные способы осмысления и объяснения религиозного феномена, как «изнутри», так и «извне». Религиоведение к

Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии
Религия(от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфичес

Структура религии
Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация. Религиозное с

Функции религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, ин

Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на

Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности

Национальные религии
Одной из очень древних религий, сохранившейся до нашего времени и сыгравшей важную роль в духовной эволюции человечества, является индуизм. Индуизмявляется национал

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли

Буддизм - Часть 1
Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разум

Возникновение и особенности буддизма
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он сформировался в VI - V веках до нашей эры в Древней Индии на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской

Основатель буддизма и география распространения.
Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современно

Буддистское вероучение и культ
Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины». Согласно традиции, Благородные Истины были проповеданы Буддой в его первой проповеди в О

Религиозная система буддизма
Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных стру

Основные направления в буддизме: хинаяна, махаяна, ваджраяна
Самой ортодоксальной школой буддизма считается хинаяна («малая колесница»), тхеравада («школа старой мудрости»). Она сформировалась сразу после смерти Будды

Культовая практика буддизма
Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, прак

Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы
Как отмечалось ранее, основой социальной деятельности буддистов является буддийская община-сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Сангха

Региональные формы буддизма
Чань-буддизм. Само слово чань является сокращением от чаньна (санскр. дхьяна — «медитация», «созерцание»). Таким образом, уже само н

Религиозная система буддизма и буддийская философия
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в р

Происхождение и историческая эволюция христианства
Христианствовозникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформи

Идейные истоки и сущность христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия вк

Вероучительная догматика христианства
Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и

Христианская мораль и культовая практика
В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам,

Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства
Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». «

Особенности православного вероучения
Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является об

Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты
Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их действенность связана с налич

Монашество
Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III - IV веков (западное монашество сформировалось гора

Православное богословие и православная философия
Специфика православия проявилась в том, что оно получает статус главенствующей религии, а церковь трансформируется в элемент имперской структуры. Могущество империи связывалось, прежде всего, с бог

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы

Католическая философия. Неотомизм
Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы м

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа
Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связыва

Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атр

Возникновение ислама и современная география распространения
Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное

Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чт

Догматические и ритуальные основы ислама
Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столповверы: 1) исповедание веры (шахада); 2) молитва

Мусульманское право. Шариат
Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей названи

Конфессиональная организация ислама
Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским пр

Мусульманская философия. Суфизм
Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полн

Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственны

Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь
Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания.Понятие совесть означает чувс

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь
Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентац

Религиозная ситуация в современном мире. Экуменическое движение
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характе

Религиозные отношения, их виды
  Религиозные отношения (как и другие виды идеологических общественных отношений) складываются в процессе деятельности в соответствии с ее осознанием. Понятно, что здесь такой деятель

Религиозная деятельность. Культ
Признание религиозного сознания в качестве ведущего элемента религиозного комплекса является доминирующей, но не единственной точкой зрения. Уже в 80-х годах XIX столетия английский антрополог Р. М

Елигиозное сознание (религиозная вера), его уровни
Большинство социологов считают, что “минимум” религии следует искать в сфере религиозного сознания. Они как правило связывают религию с верой. Не случайно и в широком употреблении слово “верующий”

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги