рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Язык откровения: современное значение и перспективы

Язык откровения: современное значение и перспективы - раздел Религия, Постановка проблемы: методология религии Однако, Даже Если Отвлечься От Основного Нуминозно-Религиозного Значения, Рел...

Однако, даже если отвлечься от основного нуминозно-религиозного значения, религия сохраняет важный, например, для когнитивных наук эвристический аспект – как тысячелетиями создававшаяся «методология взаимодействия с неизвестностью». И чем меньше остаётся действующих символов в языке религии, тем больше накапливается ошибок в этой «методологии».

Разработка феноменологии и текстологии религиозного откровения легко осуществима, например, при изучении мифологического мышления носителей фольклорных и обрядовых форм в современных традиционных культурах. На стыке с этими, казалось бы, чисто религиоведческими областями, могут изучаться такие «тёмные проблемы» как: методология научного поиска в проблемных ситуациях, динамика допроблемной ситуации, феноменология и методология рождения нового знания, эвристические и интуитивные механизмы научного познания, «логика открытия» и пр. Согласно нашей гипотезе, в условиях поиска в ситуации неизвестности действуют «эволюционно более ранние», архаичные, видимо, во многом бессознательные когнитивные механизмы – структуры и сценарии мифологического мышления.

Когнитивные аспекты мифа, казалось бы, изучены очень хорошо. Однако, при анализе концепций мифологического мышления, выясняется, что большинство их, в соответствии с установкой классической методологии, отождествляют мифологическое мышление и познание с операциями над элементами наличного знания. То есть мифологические (религиозные) знания предстают как теоретические, логические (например, в структурализме Кл. Леви-Строса) или, в лучшем случае, в статусе развивающегося гипотетического знания. Постпозитивистская методология науки уже более полувека исследует знание в его открытых формах (неизвестность, допроблемная и проблемная ситуации, проблемы, аномалии и т.д.), но в методологии религиозного и мифологического знания до сих пор преобладают средства буквального анализа наличных, а подчас и жёстко канонизируемых, текстов. Вместе с тем, именно мифологическое знание наиболее богато «открытыми формами», во многом это инструментальное знание о действиях человека в неизвестности.

«Лейтмотив» концепций классической методологии мифа примерно таков:

«Наличное знание в мифомышлении – наличное знание в современной рациональности».

То есть, например, вопрос ставится следующим образом: «Как из мифологических способов обращения со знанием выросли современные когнитивные действия?» И при этом рассматривают когнитивные действия по отношению к наличному (теоретическому) знанию.

«Лейтмотив» концепций «неклассической методологии» мифа:

«Проблемная ситуация в мифомышлении – проблемная ситуация в современной рациональности»

При этом изучается не все формы мифологического (религиозного) знания, а мифознание в стадии проблемы, проблемной ситуации (когнитивные действия на границе с незнанием).

Изучается не весь когнитивный аспект мифа (иначе бы пришлось изучать все знаниевые формы и их переходы, что малообозримо), а только когнитивный аспект проблемной ситуации в мифе. Исследуются и моделируются не все механизмы мифомышления (ведь мало возможно объять все теории по механизмам и современного мышления!), а механизмы мифомышления, «работающие» в проблемных ситуациях, т.е. в ситуациях действия на границе с неизвестностью и в ситуациях порождения «зачатков» (праформ) нового знания.

Элементы «постпозитивистской, неклассической» методологии мифологического знания содержатся в концепциях Л. Леви-Брюля (прелогический характер мифомышления), К.Г. Юнга и его последователей (динамика архетипов как языка и структур религиозного и мифологического сознания), С. Лангер (динамика форм недискурсивного (презентативного) символизма) и т.д. Эти концепции проясняют различные аспекты и механизмы нуминозного опыта.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Постановка проблемы: методология религии

This article s theme defines the location of describing ideas between the... Языки религии феноменология откровения и методология эффективности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Язык откровения: современное значение и перспективы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Постановка проблемы: методология религии
Взяв на себя смелость говорить о будущем религии, что в принципе оправдано, поскольку одна из сторон вечного диалога определяется именно человеческой проблемой, необходимо попытаться предположить к

Языки религии: откровение, интерпретация, соотнесение
Указанные кризисные явления религии, как было сказано, принадлежат области языка религии. Язык в религии понимается очень широко, в качестве основного мирообразующего элемента – это и Слово, творящ

Язык откровения: нуминозное, символизм, Иное
Получить откровение и истолковать его – области действия двух различных языков, разных когнитивных структур. Применяемые здесь языки религии не являются обычным дескриптивным языком, предназначенны

Кризис языка откровения
Очевидно, что именно с разрушением многообразия этого языка и когнитивных форм происходит утрата опыта откровения, способности воспринимать нуминозное. Кризис религии – кризис её языка, связан с на

Подвижный миф»: специфика шаманского знания
Как уже говорилось выше, современные традиционные культуры – кладезь материала для «неклассической» методологии религиозного знания. В этих культурах имеются целые «профессиональные касты» людей (с

Язык интерпретации откровения
Сказанное о критических явлениях «языка откровения» во многом справедливо и для языка интерпретации откровения. К этой языковой области уже в полной мере подходит «схематизация» Р. Отто:

Язык соотнесения интерпретаций
С этой языковой областью связана важнейшая герменевтическая проблема возможности и необходимости сопоставления различных религиозных учений. Среди религиоведов и богословов не существует единства в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги