рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность.

Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность. - раздел Религия, Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия Царствование Ираклия (611-641) Совпало С Вели­чайшими Военными Опасностями: С...

Царствование Ираклия (611-641) совпало с вели­чайшими военными опасностями: с севера им­перии угрожали славяне, которые после паде­ния императора Маврикия почти беспрепят­ственно захватили всю Грецию, а с востока вторга­лись персы. В начале царствования Ираклия им удалось отторгнуть от империи обширные области – Сирию, Палестину, Египет, Армению. Захват таких церковных центров, как Александрия и Антиохия тоже имел большое значение.

Многие монофизиты искренне приветство­вали завоевателей, полагая, что им будет лег­че при язычниках-персах, чем под властью православной Константинопольской империи. В это время еретические общины до­вольно четко отождествились с отдельными нациями. Монофизитскими были коптская, западно-сирийская и армянская общины.

Но императору Ираклию, который опи­рался на новую организацию своей империи, удалось наголову разбить персов. Он проник в самое сердце Персии, одержал там решающие победы и этим обеспечил возвращение всех территорий, когда-либо захваченных персами у Рима, а, кроме того, обеспечил себе кон­троль над самой Персидской державой. На­стоящим триумфом Ираклия был его въезд в Иерусалим, куда он вернул Древо Креста Гос­подня. После разгрома персов вновь со всей остротой встала проблема взаимоотношений с монофизитами, во мно­жестве населявшими только что возвращенные восточные провинции, и деятельно сочувство­вавшими персидскому завоеванию.

Сам император Ираклий хотел устранить­ся от активного вмешательства в этот труд­нейший вопрос. Помощником императора был константинопольский патриарх Сергий, который не обладал настоящим богословским умом и не понял подлинного смысла формулы, предложенной им в качестве базы для объединения. По формуле Сергия, т.к. две природы Христа соединяются в ипостасном единстве и т.к. это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии. Так родился «моноэнергизм».

Патриарх Сергий увлекся учением о единой энергии, едином действии Богочеловека Христа. Это учение еще до него около 600 г. начали разрабатывать в Египте – опять-таки, как попытку компромисса между православи­ем и монофизитством. Сторонники этого нового учения ссылались на один текст св. Дионисия Ареопагита, хотя они тут же этот текст и фальсифицировали.

Выдвинув новое учение, патриарх Сергий сразу завязал переговоры. Эти переговоры вроде бы имели успех. Он встретил себе союзника в лице александрийского патриарха Кира.Кир тоже решил, что учение о едином действии – хорошая основа для объединения православных и монофизитов, ибо не отметает прямо Халкидонского догмата, но, так ска­зать, смягчает его указанием на экзистенци­альное, как сказали бы теперь, единство во Христе обеих природ.

Новое догматическое учение сразу же встретило противодействие в лице св. Софрония Иерусалимского «так как это доктрины Аполлинария» (отрицалась полнота человечества Христа). Константинопольская кафедра не мог решать догматические вопросы, совершенно игнорируя мнение Рима, и, вполне естествен­но, что патриарх Сергий, трудившийся над новым догматом о единой энергии, должен был вступить в переговоры с папой. На пап­ском престоле в то время был Гонорий. Он в целом одобрил мысли своего константинопольского собрата, но относительно деталей внес некото­рые новые предложения, а именно – не рас­суждать о единой или двух энергиях, а сосре­доточиться на выработке учения о единой воле во Христе. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм.Таким образом, именно Гонорий оказался формальным и фактическим провоз­гласителем новой ереси, которая известна под названием монофелитства («монос» – один, «фелима» – воля). Монофелитство – единоволие, учение о единой воле во Христе. Как счи­тал папа, именно это учение могло стать при­емлемым для обеих сторон компромиссным ве­роисповеданием. С одной стороны, не проис­ходит отречения от Халкидонского догмата, с другой – в угоду монофизитам провозглашает­ся учение о единой воле во Христе, т.е. о единой Богочеловеческой воле.

Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два самостоятельных естества – Божеское и человеческое – должны иметь каждое и самостоятельное действование,т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.

Должно быть что-нибудь одно: или в Иисусе Христе одно естество и одна воля, или два естества и две воли. Монофизиты, предлагавшие учение о единой воле, только дальше развивали свое еретическое учение; православные же, если бы приняли это учение, впали в противоречие сами с собой, признав монофизитское учение правильным.

Патриархом Сергием новое учение было переформулировано. Оно в принципе не изменилось, но получило иное выражение. Император Ираклий упорно желал остаться в стороне от вероисповедных баталий, но в кон­це концов патриарх Сергий принудил его под­писать указ, утверждавший новое учение о единой воле во Христе и запрещавший споры об энергиях,т. е. отменявший то учение, ко­торое сам Сергий провозглашал прежде. Этот указ был издан в 638 г. и получил название «Экфесис», т. е. буквально – «изложение веры». События разворачи­вались бурно. Примерно в это же время иерусалимским патриархом становится св. Софроний, который свое известительное послание другим патриархам и церковным предстоятелям (такие послания каждый раз, по тради­ции, посылались после интронизации нового патриарха), сделал настоящим исповеданием веры, где опровергается новая монофелитская ересь и утверждается православное учение о двух действиях – Божественном и челове­ческом, и двух волях – Божественной и чело­веческой во Христе. Впоследствии это послание св. Софрония – «окружное послание», как оно называется, вошло в деяния VI Вселен­ского Собора.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия

Термин Догмат имеет дохристианскую историю Им выражались философские аксиомы т е утверждения постулаты не требовавшие доказательств... Свойства догмата... Теологичность вероучительность Это свойство догматов по содержанию Оно означает что догмат содержит в себе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия.
Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений, вероучительных истин), принимаемых всей полнотой православной церкви. Термин «Догмат» имеет дохрис

Цель, задачи и методология догматического богословия как науки. Понятие догматиче­ской системы.
Задача догматической науки — служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача догматической науки — это задача чисто историческая, задач

Понятие о Священном Предании. Уровни Священного Предания. Формы Священного Предания.
Понятия о Священном Предании: а) механизм передачи богооткровенной истины во всех формах; б) как источник вероучения, в) как свидетельство вселенской церкви о врученной ей истине (в этом смысле пре

Священное Писание как форма Священного Предания. Полнота новозаветного Открове­ния и развитие догматической науки.
Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8, 5]. Именно из Божественного Откровения почерпается все

Понятие о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание.
Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог,

Споры о характере и границах богопознания в IV и XIV веках.
IV век: Впервые в христианском богословии вопрос о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитарных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил А

Апофатическое богословие. Основные апофатические свойства Божии.
Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответстви

Катафатическое богословие. Две группы катафатических свойств.
Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога нехристианские мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии

Философские представления о безличном Боге. Строгий монотеизм. Их отличия от хри­стианского понимания Бога как Пресвятой Троицы.
Сущность пантеизма (греч. «πάν» — «все» и «Θεός» — «Бог») состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо нао

Священное Писание о единстве и троичности Лиц в Боге. Священное Писание о Божест­венном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы.
ТРОИЧНОСТЬ: Берешит бара элогим… Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Быт. 8, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из

Уничижительные места» Священного Писания. Собственные имена и ипостасные свой­ства Лиц Пресвятой Троицы в Священном Писании
Уничижительные места в основном толкуются как отношения Бога-Отца к Сыну как к человеку. Например, человек не может знать полностью будущее, так и Иисус не мог знать, когда придет конец. Прежде все

Учение о Пресвятой Троице святителя Афанасия Великого. I Вселенский Собор. Ариан­ство. Учение о единосущии Божественных Лиц.
Док­три­на Ария мо­жет быть све­де­на к сле­дую­щим ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям:1. Аб­со­лют­ность мо­нар­хии От­ца. «Бы­ло вре­мя, ко­гда Сы­на не бы­ло», – ут­вер­ждал Арий. 2. Соз

Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице.
Природа(греч.φύσις - «природа, естество») — 1. В самом широком смысле слова обозначает все, что существует объективно, независимо от нашего сознания: «прир

Образ действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру.
Святую Троицу можно созерцать в Ней Самой, что по терминологии отцов и есть в собственном смысле слова «богословие». Но Ее также можно созерцать в Ее отношении к тварному: это есть область «икономи

Понятие о промысле Божием. Действия и виды Божественного промысла. Образы Боже­ственного промышления о мире. Ложные учения о промысле.
Промысл Божий» есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, а возникающее через

Ангелы. Их природа, цели бытия и пути их достижения. Падение злых духов и их дея­тельность в мире. Промысл Божий в отношении злых духов.
Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют

Первозданное состояние человека. Священническое, пророческое и царское призвание человека. Заповеди.
В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным

Грехопадение и его следствия. Сущность греха. Понятие первородного греха.
Ес­ли и го­во­рит­ся, что че­ло­век был соз­дан со­вер­шен­ным, от­сю­да еще не сле­ду­ет, что пер­во­здан­ное со­стоя­ние че­ло­ве­ка сов­па­да­ло с его ко­неч­ным на­зна­че­ни­ем. По сло­вам св.

Учение о Господе Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке. Отличие Гос­пода Иисуса Христа как человека от потомков Адама.
Евангельское благовестие есть благовестие о сошедшем с небес и пришедшем на землю, воплотившемся и вочеловечившемся Сыне Божием. Вера в Иисуса Христа - что Он есть Сын Божий - представляет твердыню

Докетизм. Его сущность, разновидности и несостоятельность. Аполлинарианство.
В истории богословской мысли существовали ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одной из самых первых по времени появления христологических ересей

Несторианство и монофизитство. Их сущность и несостоятельность.
  Несторианство— христологическое учение, традиционно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431) и осуждённое как ересь на византийском Эфесском с

Учение о ипостасном соединении двух природ во Христе. Ипостась Иисуса Христа как Ипостась Слова. Понятие воипостасного.
  Воипостасное [греч. ἐνυπόστατον, ἐνυποστατικό

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Нему Самому.
Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком. При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2, 8).

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Пресвятой Троице.
Воплотилось именно Второе Лицо Троицы: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14). Не Божество, а именно Слово. Слово в богословском языке св. Иоанн

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Пресвятой Богородице.
Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). Это наименование является следствием учения о ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. К

Понятия искупления, спасения и обожения. Библейские и святоотеческие образы искуп­ления.
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2, 8). Здесь о

Юридическая теория Искупления
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридически

Нравственная теория Искупления
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанского

Органическая теория
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании кото

Единство Церкви
Экклезиологическое сознание современного христианина христоцентрично. В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом, все остальное обычно забывается,

Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяет

Соборность, или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что "Церковь именуется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих

Апостольство Церкви
Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог послал (греч., exapesteilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, по

Понятие о таинствах. Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от обрядов
Слово «Таинство» (греч. …) имеет несколько значений. Во-первых, Священное Писание усваивает ему глубокую, сокровенную мысль или действие (1 Кор. 13, 2). Во-вторых, им обозначается особое действие П

Таинство Евхаристии. Его установление. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхари­стии. Таинство Евхаристии как Таинство таинств
  Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26, 26-28, Лк. 22, 19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя

Таинства Крещения и Миропомазания. Их прообразы, установление, видимые священ­нодействия и невидимая благодатная сторона
Переход через Красное море, истинное освобождение Израиля из египетского рабства, предвещает прежде всего освобождение, совершенное Крещением: Наконец, мы находим прообраз Крещения в перех

Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать вс

Епископы
Епископы являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ. П

Пресвитеры
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех кни

Диаконы
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге

Таинства Покаяния и Елеосвящения. Их прообразы, установление, видимые священно­действия и невидимая благодатная сторона.
В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги