Учение о ипостасном соединении двух природ во Христе. Ипостась Иисуса Христа как Ипостась Слова. Понятие воипостасного. - раздел Религия, Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия
Воипостасное [Греч. ἐνυπ...
Воипостасное [греч. ἐνυπόστατον, ἐνυποστατικόν], термин, используемый в правосл. богословии. В нек-рых случаях синонимичен сущностному (ἐνούσιον, οὐσιώδης), существующему (ἐνύπαρκτον) и действенному (ἔνερϒον); антоним неипостасного (ἀνυπόστατον). Более предпочтителен перевод ἐνυπόστατον как «ипостасное»; ἐνυπόστατον переводится как «В.», чтобы отличить от слов ὑπόστατον или ὑποστατικόν. Термин ἐνυπόστατος применялся не только в отношении Сына, но также Отца (Epiph. Adv. haer. 62. 3 и дал.), Св. Духа (Epiph. Ancor. 81) и всех вместе Лиц Св. Троицы (Epiph. Adv. haer. 72. 11). Основное его значение в данных случаях - «ипостасный», «существующий как ипостась»: «Единосущное указывает на одну ипостась, а также означает ипостасного Отца (ἐνυπόστατον τὸν πατέρα), ипостасного Сына (ἐνυπόστατον τὸν υἱὸν) и ипостасного Духа Святого (ἐνυπόστατον τὸ πνεῦμα τὸ ἅϒιον)» (Epiph. Ancor. 6). Как синоним ипостасного, термин ἐνυπόστατος относился не только к Лицам Св. Троицы, но и к человеку: «Если ум есть дух, и дух - ум… а душа - иная, чем ум и дух, ипостась, тогда в человеке не две ипостаси, сходящиеся в одной ипостаси; тогда не только душа и тело являются ипостасными (οὐκέτι ἐνυπόστατος μόνη ψυχὴ καὶ ἐνυπόστατον τὸ σῶμα), но четыре [силы]: ум - одна ипостась, душа - другая ипостась, дух - иная ипостась и тело - еще другая ипостась».
Основное достоинство учения о воипостасности состоит в том, что оно позволяет говорить о человечестве Спасителя как о ипостасном, не имея при этом ничего общего с несторианством. При этом человечество Христово и не разлагается в систему свойств, как в монофизитстве, и не является идеальной реальностью в платонистском смысле, но представляет собой конкретную человеческую экзистенцию, индивидуализированную в отношении всякого другого человеческого существа, с той разницей, что в отличие от всех людей, начиная с Адама, принципом индивидуализации человечества Христа является не человеческая ипостась, а предвечная Ипостась Логоса, Которая воипостазирует человечество, делая его жизнь содержанием жизни Божественной Личности.
Итогом деятельности православных богословов середины VI века, учение которых нашло свое выражение в решениях V Вселенского Собора 553 года, является безусловное признание во Христе двух совершенных и различных естеств, Божественного и человеческого. Наряду с этим исповедуется вера в единое Лицо Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась Бога Слова.
В Послании Восточных Патриархов (гл. 7) говорится: "Веруем, что Сын Божий воспринял на Себя в собственной Ипостаси плоть человеческую, зачатую в утробе Девы Марии от Святого Духа, и вочеловечился".
Все темы данного раздела:
Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия.
Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений, вероучительных истин), принимаемых всей полнотой православной церкви. Термин «Догмат» имеет дохрис
Цель, задачи и методология догматического богословия как науки. Понятие догматической системы.
Задача догматической науки — служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача догматической науки — это задача чисто историческая, задач
Понятие о Священном Предании. Уровни Священного Предания. Формы Священного Предания.
Понятия о Священном Предании: а) механизм передачи богооткровенной истины во всех формах; б) как источник вероучения, в) как свидетельство вселенской церкви о врученной ей истине (в этом смысле пре
Священное Писание как форма Священного Предания. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки.
Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8, 5]. Именно из Божественного Откровения почерпается все
Понятие о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание.
Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог,
Споры о характере и границах богопознания в IV и XIV веках.
IV век: Впервые в христианском богословии вопрос о характере и о границах богопознания был поставлен в контексте тринитарных споров IV столетия. В 356 году в Александрии выступил А
Апофатическое богословие. Основные апофатические свойства Божии.
Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответстви
Катафатическое богословие. Две группы катафатических свойств.
Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога нехристианские мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии
Философские представления о безличном Боге. Строгий монотеизм. Их отличия от христианского понимания Бога как Пресвятой Троицы.
Сущность пантеизма (греч. «πάν» — «все» и «Θεός» — «Бог») состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо нао
Священное Писание о единстве и троичности Лиц в Боге. Священное Писание о Божественном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы.
ТРОИЧНОСТЬ:
Берешит бара элогим…
Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».
Быт. 8, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из
Уничижительные места» Священного Писания. Собственные имена и ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы в Священном Писании
Уничижительные места в основном толкуются как отношения Бога-Отца к Сыну как к человеку. Например, человек не может знать полностью будущее, так и Иисус не мог знать, когда придет конец. Прежде все
Учение о Пресвятой Троице святителя Афанасия Великого. I Вселенский Собор. Арианство. Учение о единосущии Божественных Лиц.
Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям:1. Абсолютность монархии Отца. «Было время, когда Сына не было», – утверждал Арий. 2. Соз
Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице.
Природа(греч.φύσις - «природа, естество») — 1. В самом широком смысле слова обозначает все, что существует объективно, независимо от нашего сознания: «прир
Образ действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру.
Святую Троицу можно созерцать в Ней Самой, что по терминологии отцов и есть в собственном смысле слова «богословие». Но Ее также можно созерцать в Ее отношении к тварному: это есть область «икономи
Понятие о промысле Божием. Действия и виды Божественного промысла. Образы Божественного промышления о мире. Ложные учения о промысле.
Промысл Божий» есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, а возникающее через
Ангелы. Их природа, цели бытия и пути их достижения. Падение злых духов и их деятельность в мире. Промысл Божий в отношении злых духов.
Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют
Первозданное состояние человека. Священническое, пророческое и царское призвание человека. Заповеди.
В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным
Грехопадение и его следствия. Сущность греха. Понятие первородного греха.
Если и говорится, что человек был создан совершенным, отсюда еще не следует, что первозданное состояние человека совпадало с его конечным назначением. По словам св.
Учение о Господе Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке. Отличие Господа Иисуса Христа как человека от потомков Адама.
Евангельское благовестие есть благовестие о сошедшем с небес и пришедшем на землю, воплотившемся и вочеловечившемся Сыне Божием. Вера в Иисуса Христа - что Он есть Сын Божий - представляет твердыню
Докетизм. Его сущность, разновидности и несостоятельность. Аполлинарианство.
В истории богословской мысли существовали ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одной из самых первых по времени появления христологических ересей
Несторианство и монофизитство. Их сущность и несостоятельность.
Несторианство— христологическое учение, традиционно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431) и осуждённое как ересь на византийском Эфесском с
Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность.
Царствование Ираклия (611-641) совпало с величайшими военными опасностями: с севера империи угрожали славяне, которые после падения императора Маврикия почти беспрепятственно захватили всю Грец
Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому.
Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться и Богом и человеком.
При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2, 8).
Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.
Воплотилось именно Второе Лицо Троицы: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14). Не Божество, а именно Слово. Слово в богословском языке св. Иоанн
Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Богородице.
Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos).
Это наименование является следствием учения о ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. К
Понятия искупления, спасения и обожения. Библейские и святоотеческие образы искупления.
В Свщ. Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2, 8). Здесь о
Юридическая теория Искупления
Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо тенденции истолковывать тайну Искупления в юридически
Нравственная теория Искупления
Реакцией на крайность юридической теории явилась так называемая нравственная теория Искупления. Само это название возникло относительно недавно; первым ввел его в употребление профессор Казанского
Органическая теория
В XX столетии осознание ограниченности как юридической, так и нравственной теории Искупления привело некоторых богословов к непосредственному обращению к святоотеческому наследию, на основании кото
Единство Церкви
Экклезиологическое сознание современного христианина христоцентрично. В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом, все остальное обычно забывается,
Святость Церкви
Святость — одно из свойств Божеского естества. Святость как свойство Божие означает, что Бог чист от греха и не может согрешить, любит в тварях добро и ненавидит зло, в Своих стремлениях определяет
Соборность, или кафоличность Церкви
В Пространном Катихизисе говорится, что "Церковь именуется соборной и кафоличной потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих
Апостольство Церкви
Свщ. Писание говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Ап. Павел пишет: "...Бог послал (греч., exapesteilen) Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, по
Понятие о таинствах. Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от обрядов
Слово «Таинство» (греч. …) имеет несколько значений. Во-первых, Священное Писание усваивает ему глубокую, сокровенную мысль или действие (1 Кор. 13, 2). Во-вторых, им обозначается особое действие П
Таинство Евхаристии. Его установление. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. Таинство Евхаристии как Таинство таинств
Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26, 26-28, Лк. 22, 19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя
Таинства Крещения и Миропомазания. Их прообразы, установление, видимые священнодействия и невидимая благодатная сторона
Переход через Красное море, истинное освобождение Израиля из египетского рабства, предвещает прежде всего освобождение, совершенное Крещением:
Наконец, мы находим прообраз Крещения в перех
Апостолы
Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать вс
Епископы
Епископы являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ. П
Пресвитеры
В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех кни
Диаконы
Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точнее, там говорится о "семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге
Таинства Покаяния и Елеосвящения. Их прообразы, установление, видимые священнодействия и невидимая благодатная сторона.
В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав м
Новости и инфо для студентов