рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Б. Модерн

Б. Модерн - раздел Социология, Обзор современных протестных учений и движений   С Наступлением Модерна В Новое Время В Сознании Передовых Мыс...

 

С наступлением модерна в Новое Время в сознании передовых мыслителей (а затем и части народных масс) впервые произошел полный осознанный отказ от веры в Бога. Мышление и мировоззрение стало преимущественно рационалистическим («логос»).

Научному атеизму и диамату предшествовал грубый атеизм гуманистов Возрождения. Великие географические и астрономические открытия, укрупнение и усовершенствование производства, уменьшение зависимости сельского хозяйства от капризов природы вели к зарождению в передовых умах антропоцентрических идей. Леонардо Да Винчи, Джордано Бруно и многие другие гении науки и искусства стран Средиземноморья провозгласили основы гуманизма, возведя человека на пьедестал совершенства. То, что ранее приписывалось антропоморфным богам или единому персоналистскому Богу, теперь стали объяснять проявлением законов природы, а человек – венец природы, призванный возвеличиться над нею.

После прекращения жестокой реакции церкви началось массовое просвещение, копируемые на первых печатных станках книги становились доступны все новым слоям населения. Все грамотные люди стали осознавать, что не боги создали человека, а человек придумал богов, не Бог определяет нашу судьбу, а законы материального мира и мы сами. Именно человек при помощи орудий труда преобразовывает все вокруг, превращает объекты окружающей среды на основании своих человеческих потребностей и соответствующих абстрактных идей в необходимые ему специфические предметы.

В стремлении молодого класса буржуа избавиться от гнета церковной системы была разработана протестантская религия. Она диктовала культ трудолюбия, широкомасштабного наемного промышленного труда взамен мелкого ремесленного производства, рационалистические взгляды на мир, стремление интенсивной работой накопить как можно больше материальных богатств. Оправдывались буржуазная эксплуатация труда, индивидуализм. Теперь каждый мог читать Библию самостоятельно, без подчинения церковной системе.

Позднее и сама религия стала практически не нужна: люди начали поклоняться непосредственно капиталу, а для объяснения окружающего мира были неплохо разработаны разнообразные сферы естественной науки. Технический прогресс позволил человеку возомнить себя всемогущим. В разгар Нового Времени Людвиг Фейербах писал, что раньше человек служил богам, а теперь настало время обратить все на благо самого человека, а Фридрих Ницше – что Бог умер.

< «Мифос» не исчез полностью, он перекочевал из области осознанного, логического мышления в «подсознание и коллективное бессознательное», что было описано Фрейдом, Фроммом, Юнгом. В благоприятных условиях начала ХХ века архетипы бессознательного уровня психики значительно повлияли на уровень сознания народов Западной Европы. Внешне это проявлялось в мистических, варварских элементах культуры Третьего Рейха. В СССР рудименты «мифоса» на некоторый период обрели форму поклонения Вождю и Партии. >

Сам Сталин никогда не помышлял о создании «культа личности», он всегда вел аскетический образ жизни, использовал вес своего слова только для регуляции жизни в стране для общего блага, и был похоронен в старенькой военной форме, т.к. не имел излишков ни в чем, в т.ч. в одежде. «Культ личности» создал сам народ, сохранявший еще тогда в глубинах своего сознания образ могущественного и заботливого монарха, подчинение которому было беспрекословно. Другое дело, что среди народа были как искренне благодарные за спасение и заботу, так и бюрократы-подлизы. Последние после смерти Вождя сами же и развенчали его «культ», с расчетом на захват власти и использование ее в личных интересах. Так зародилась новая элита и поддержавшая ее «гнилая интеллигенция». Потомки этой элиты разрушили страну и устроили буржуазную революцию, преследуя свои мелочные интересы.

< В конце ХХ века экономически и морально разлагавшийся СССР начал копировать у западных капиталистических стран элементы модерна и постмодерна, не развив собственных. >

Этот момент требует уточнения, и чтобы понять специфику исторического процесса России с точки зрения нео-евразийцев, придется вернуться к истокам ее государственности.

< Еще до нашествия монголо-татар существовала Киевская Русь, но она еще не несла в себе всех элементов сухопутной империи: занимала небольшую территорию исключительно в лесной и лесостепной зоне, пронизанной множеством рек, не было строгого подчинения центральной власти, не было единой культуры, отдельными племенами правили мелкие князья или собирался всеобщий совет (вече). После медленного отступления монголо-татарского ига, появилось независимое государство с единым центром в Москве, где правил царь, и собственной церковной системой – православной церковью во главе с патриархом.

Стратификацию этого периода можно представить в виде круга с царем и патриархом в центре, народом на периферии и промежуточным кольцом бояр. Эта структура «горизонтальна» по «форме»: для всех страт были приблизительно одни и те же законы, сходный крой одежды, похожая форма жилья. Разграничение в основном касалось «материала», количественных показателей: у бояр и царя было больше материального имущества, дороже материя одежд и украшения, высокие терема вместо крохотных избушек. Круговую структуру стратификации отражает планировка Москвы: от Кремля в ее центре к периферии отходят «лучи» и кольцевые улицы. Качественно же, духовно, все страты были однородны.

Народ требовал «сильной руки», строго и безжалостного монарха. Российская культура тогда была типично пре-модерновой. Царь и бояре воевали с врагами, защищали народ и давали ему законы, а крестьянский народ снабжал правителей продуктами труда. Период называется «московским» и закончился он церковным расколом на пре-модерновых староверов и модерновых последователей патриарха Никона.

После раскола православия Русь из Святой превратилась в светскую. Церковь официально не отделялась от государства, но стала играть второстепенную, формальную роль. Произошло деление на «мирян» и «духовенство». Стратификация стала вертикальной, подобно стратификации населения городов в Западной Европе.

Пренебрежительное отношение элиты в странах морского типа распространялось не только на жителей колоний и рабов иностранного происхождения, но и на весь собственный народ. Типичный западноевропейский город состоял из замка на возвышенности с защищенной стеной территорией и окружавших его поселений городского или сельского типа. Городские кварталы или крестьянские поселки соединялись с цитаделью и защищенной зоной узкой серпантинной дорогой, которую можно было легко перекрыть и оборонять. Благодаря такой архитектуре феодалы и рыцари в замке могли обороняться от восставших горожан, крестьян или неожиданно нагрянувших захватчиков. Идея отделения небольшой хорошо защищенной территории для правителей и святынь была впоследствии перенята и русскими, но укрепления рассчитывались на всех жителей города. Еще во времена первого нашествия монголо-татар все люди укрывались в обнесенных частоколом или стеной храмах. Для морских цивилизаций была изначально характерна пирамидальная вертикальная стратификация, которая развилась в России после «московского» периода.

В разгар следующего периода русским императором Петром I был заложен Петербург – новая столица с «прямоугольной» планировкой европейского типа. По названию новой столицы период назван «петербургским». Это было время наступления модерна: дворяне отдалялись от народа, изучали иностранные языки, одевали европейские наряды, жили в особых роскошных домах, пользовались изящными каретами. Народные массы, в особенности крестьяне, культурно остались на уровне пре-модерна и значительно обнищали. Модернизация Руси Петром I привела к усилению качественного раскола «верхов» и «низов», но позволила укрепиться перед внешними угрозами и всесторонне развить империю.

В начале ХIХ века модернизация в социальном смысле замедлилась, и начался откат обратно к пре-модерну. Благодаря просвещению крестьянские массы лучше осознали свое положение, интеллигенты-народники выдвинули утопическую консервативную позицию. Вслед за этими тенденциями вынуждены были меняться в сторону пре-модерна царь и дворянство, чтобы сохранить свою власть и государственную целостность. В начале ХХ века Россия приблизилась к возврату в «московский» тип государственности. >

< На протяжении периода модерна популярным было представление об однонаправленном восходящем линейном времени: бесконечном прогрессе, развитии всего от низших форм к высшим. Сначала это была однонаправленная прямая, затем – восходящая спираль, в которой не было полного возврата к прошлому. >

Эти суждения применимы к научно не подкованным людям. А вот, например, Энгельс размышлял о том, что за восходящей ветвью человечества последует его падение, но в других уголках Вселенной вновь возникнет жизнь.

< Существовала также модель обратного линейного времени: «человечество движется навстречу оси времени» – от могущества – вниз, к материальной, физической и духовной деградации. Сочетание циклической и обратной моделей присутствовало в индийской культуре тысячи лет назад (учение о Сознании Кришны). Первая юга (эра) характеризовалась огромной длительностью жизни для тысячелетних медитаций, в следующую люди жили меньше, но могли приносить колоссальные жертвы богам. В нашу эру (Кали-югу) человек слаб, беден, не способен на глубокую длительную медитацию, для обращения к божественному разуму ему остается только многократно выкрикивать слова Великой мантры. Затем все эры повторяются. > В «теософии» Блаватской была возрождена подобная модель времени: якобы на Земле последовательно сменялись расы богоподобных эфирных гигантов, лемурийцев, атлантов, а самая ничтожная раса – современный человек. Сказки Блаватской научной или культурной ценности не имеют, т.к. являются всего лишь безобразным и ретроградным подобием античной мифологической доктрины.

Социологическая топика модерна – дробь «логос»/«0»: в повседневной, дневной жизни человек руководствовался в первую очередь рациональным, «мифос» отрицался вообще. По представлениям нео-евразийцев, во снах оставался «мифос», влияя из коллективного бессознательного на поведение народных масс.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обзор современных протестных учений и движений

Юрий Трофименко... Дорога над пропастью... обзор современных протестных учений и движений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Б. Модерн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Субъект прогрессивных общественных учений
  Человек знания не может позволить себе быть статичным Карлос Кастанеда   ► Люди и учения   Кто в современном буржуазном

Философия
  За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, ло

Политология
  Уже Ле Бон заметил, что эффективнее всего в манипуляции сознанием действуют слова, которые не имеют определенного смысла, которые можно трактовать и так, и эдак. К таким словам он о

Анархизм
  Анархия не значит отсутствие учреждений, а только таких учреждений, которым заставляют людей подчиняться насильно. Лев Толстой   Обзор начинается с р

Кроме «капиталистических» и «коммунистических» течений анархизма есть еще течения, пытающиеся привести различные виды анархизма к общему знаменателю.
  Анархизм без прилагательных – движение за отмену принуждения и свободу экспериментирования, допускающее любые анархические модели и не признающее ни одну из этих мо

Коммунизм
  Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. Фридрих Энгельс [5]   Основным определением, подходящим для объяснения

Зарождение утопического социализма в древности
  С тех пор, когда первобытные люди достигли достаточного уровня развития навыков, чтобы добывать и производить материальные блага с некоторым избытком, началось расслоение на социаль

Государство» Платона
  Модель древнегреческого философа Платона была основана на строгом разделении труда, узкой специализации представителей разных каст, добросовестном труде всех на благо полиса.

Истоки «христианского социализма» в древности и в Средние Века
  Утопический социализм иного рода, чем у Платона, основан на «заповедях Иисуса Христа» (вне зависимости от того, был он исторической личностью или собирательным образом, использованн

Буржуа и социалисты
  Прогрессивные идеи и движения в конце Средневековья и начале Нового Времени разделились на два направления. Первое – буржуазные революции, направленные на

От сельских общин и античных полисов – к промышленным городам-утопиям
  Общим достижением первых социалистов-утопистов Возрождения был переход в теории от потребительской «уравниловки» к развитию и обобществлению производства, переход от моделей замкнут

Утопия» Томаса Мора
  Английский мыслитель, писатель, политик и религиозный деятель Томас Мор (1478 – 1535) во второй части романа «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устро

Город Солнца» Томмазо Кампанеллы
  Линию меритократии продолжил Томмазо Кампанелла (1568-1639) в фантастическом произведении «Город Солнца». В его вымышленном городе правили Метафизик, избираемый из самых мудрых граж

От городов-утопий к цивилизации утопических предприятий
  Следующее поколение утопистов на сей раз опиралось на научно-технический базис вместо голых этических лозунгов и совершенно нежизнеспособных политических моделей. С

Утопический социализм в России
  В России наиболее массовыми представителями утопического социализма были народники. Им в начале ХIХ века предшествовало движение декабристов, однако последние представляли скорее ин

Евгеника в утопических моделях
  Евгеника – учение о принудительном улучшении генофонда человечества (получении физиологически более совершенных, здоровых поколений людей). С первобытных в

Научный коммунизм
  Научное коммунистическое учение было основано Марксом и Энгельсом, а затем развито Лениным. Законы объективной реальности и вытекающие из них последствия и подходы изложены авторами

Основатели научного коммунизма
  Положения марксизма-ленинизма формулировались небольшим числом людей. Но это был длительный процесс кристаллизации наиболее важных идей, выражавших интересы укреплявшегося тогда кла

Философские основы коммунизма
  Классическая немецкая философия была объявлена Марксом и Энгельсом завершившей свою миссию, исчерпавшей себя. Основной тезис Маркса о материалистической философии Людвига Фейербаха:

Материя и движение
  Объектив­ная реальность – все, что дано человеку в ощущениях, существует вне них и независимо от них. Материя –философская категориядля об

Основной вопрос философии
  «Что первично: материя или сознание?» Материализм дает однозначный ответ: материя. Сам по себе в такой общей форме, или неверно понимаемый, этот ответ бесполезен. О

Три закона диалектики – три стороны закона развития
  1. Переход количества в качество и наоборот   Качество – это внутренняя определенность, характеризующая предмет или явление,

Исторический материализм
  При формировании исторического материализма основной вопрос звучал так: «что первично, что есть причина внутреннего самодвижения общества – общественное сознание или общественное бы

Спираль исторического развития, эволюция и революция
  На рисунке 4 представлен закон исторического развития общества по спирали – от первобытного к высокоразвитому бесклассовому. Непрерывное движение обусловлено единством и борьбой про

Теория стоимости, товарные отношения
Политэкономия – общественная наука, изучающая производственные отношения и законы, управляющие их историческим развитием. Производственные отношения – про

Три формулы товарно-денежных отношений
  1. Т-Д-Т. Это формула честного обмена, в буржуазном обществе – формула меновой деятельности трудящихся. Первая «Т» - товар, предлагаемый для обмена. Трудящийся полу

Современные горе-критики политэкономии Маркса
  Один из критиков политической экономии, генерал космических войск Российской Федерации в отставке Петров, в своих видео-лекциях по КОБ [48] заявлял, что теория прибавочной стоимости

Проблемы капитализма и социалистический подход коммунизма
Французский утопический социализм лишь описывал желаемое (и необязательно осуществимое) общество. Коммунистический социализм – начало практического движения от последней (буржуазной) стади

Маркс, Энгельс, Ленин о коммунизме (выдержки из собраний сочинений)
  «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (Маркс)   «На место старого буржуазного общества с ег

Из истории коммунистической борьбы
  Как уже было отмечено выше, первым настоящим коммунистическим объединением трудящихся Европы стал Первый Интернационал, сформированный после тяжелых экономических к

Пост-коммунизм: неомарксизм и новый утопический социализм
  Открытия марксизма-ленинизма уже около 150-ти лет показывают свою правоту на практике. Полностью отрицать их или менять что-то в самой их основе, объявляя заблуждением – грубая ошиб

Неомарксизм
  ►Причины появления нео-марксизма   Еще во времена становления научного коммунизма в политически активных кругах Европы сомнению стали подвергать единств

Современный эко-примитивистский утопический социализм
  В годы поражения социалистических стран и всемирной экспансии идеологии либеральной буржуазии в кругах молодежи возник культурный вакуум. Сложилась тяжелая атмосфера культурного упа

Современный эко-технологический утопический социализм
  Далеко не всю эко-протестную молодежь прельщает массовый переход к «благополучному и гармоничному», но полудикому образу жизни в лесах и степях. Вместе с массой негативных явлений,

Генезис КОБ
  Уже в начале 1980-х всем более-менее сообразительным гражданам СССР стала очевидной угроза окончательного перерождения КПСС в нечто отвратительное и антинародное, поражения от внешн

Понятие о Боге и устройство мироздания в КОБ
  Начнем с утверждения, на основании которого строятся все дальнейшие рассуждения в КОБ: Бог есть, и Бог один. Но тут же добавлю, что содержание слова «Бог» здесь отлично от старых ре

Достаточно общая теория управления и прочие элементы КОБ
  ДОТУ является основной книгой, через которую происходит обстоятельное знакомство новичков с КОБ (хотя начальную информацию можно получить устно, из тематических брошюр или видеолекц

Общественные науки КОБ
  КОБ предлагает ряд фундаментальных специфических взглядов на исторический процесс, политологию, социологию и психологию. < Когда на Земле развился животный мир, Богом бы

Характеристика 4-х основных типов строя психики
  1)Человечный строй психики. · Инстинкты, привычки, разум, интуиция – находятся в ладу между собой и помогают друг другу в поведении человека. · Вр

О значении терминов КОБ «Мертвая Вода» и ВП СССР
  Термин "концепция" выбран для подчеркивания фундаментальности учения. < Идеологий много, а концепции всего две – угодная Богу, справедливая, рациональн

Теоретические основы нео-евразийства
  Нео-евразийство выросло на геополитике, теории постмодерна и славянофильском консерватизме. Александр Дугин вооружил учение пост-философией Мартина Хайдеггера и структурной социолог

Геополитика
  Геополитика – направление в политологии (науке о власти и властных отношениях), принимающее за основу влияние географических (ландшафтных) факторов на бытие и созна

А. Пре-модерн
< Пре-модерну был свойственен консерватизм, духовное, мифологическое мировоззрение («мифос»). Мир воспринимался сверхъестественным, подчиненным духовному началу. > Первые бог

В. Постмодерн
< Во второй половине ХХ века в Западной Европе, США и других капиталистических странах модерн уступает место постмодерну. Миф о Прометее (бесконечном прогрессе и всесилии технологий) исчерпал се

Славянофильство
  Славянофильская традиция в Российской империи развилась в начале ХIХ века. Славянофилы желали сохранить монархически-феодальное государство, «ориентированное на общие интересы» и «и

Постфилософия
Осью нео-евразийской «философии» является разбор работ Мартина Хайдеггера, в которых основным вопросом является содержание и взаимоотношение бытия и сущего. Свои теории Хайдеггер н

Структурная социология
  < Топика (греч. topos - место) – это концептуальное пространство, в котором происходит исследование (техника пространственной организации мышления и понимания, а

Предпосылки нео-евразийства во второй половине ХХ века
  В середине ХХ века реализация принципов марксизма-ленинизма в СССР укрепляла экономическую и военную мощь нашей Родины, улучшалась социальная сфера, уровень нравственности трудящихс

Александр Дугин - предводитель русских неоевразийцев
  < Сознание ограбленного и оболваненного народа бывшего СССР было поглощено массовой культурой цивилизации морского типа. Но сами мы в некоторой степени остались жителями Евразии,

Определения этноса, народа, нации, расы в нео-евразийстве
  Этническая стратификация в нео-евразийстве считается доминирующей по отношению к классовой. На самом же деле местные особенности лишь придают несколько различные направления произво

Видение нео-евразийцами геополитической картины истории и современного мира
  Общественные процессы по убеждению нео-евразийцев обуславливаются географическими особенностями. Это в некотором смысле не противоречит марксисткой теории, а именно: определяющим в

Основание русского космизма Николаем Федоровым и Львом Толстым
Космизм (греч. – организованный мир) – мировоззрение, в основу которого положено представление о космосе как о живом организме (Боге), и о человеке как о «гражданине мира». Часто т

Дорога к звездам
  В начале ХХ века русский ученый Константин Циолковский (1857-1935) выдвинул идею о том, что человечество – ребенок, переросший свою колыбель. Колыбель – это Земля, а окружающий ее м

Вернадский о ноосфере
  Геолог Владимир Вернадский (1863-1945), математик Эдуард Леруа (1870–1954) и философ Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) ввели понятие ноосферы, ставшее одной из фундаментальных основ

Космизм в СССР: от абстракций к конкретике, от мечтаний к практике
  Писатель и археолог Иван Ефремов в своих статьях и фантастических произведениях показывал, что если человечество сможет стать на путь выживания и дальнейшего совершенствования, то э

Два крыла новых космистов
  При отходе «новейших» политических учений в 1980-е годы от диалектико-материалистического взгляда на природу человеческих ценностей преследовалась, помимо всего прочего, цель убежде

Трансгуманизм и иммортализм
  Трансгуманизм – учение о сознательном физическом и умственном преображении человека, управляемой эволюции (в отличие от всей предыдущей – неконтролируемой, не напра

Генератор желаний» и «Советия» Александра Лазаревича
  Футуролог и писатель Александр Лазаревич в 1988 г. выпустил первую в своем роде книгу «Генератор желаний», в которой оправдывалось многое из того, что ранее было пр

Синтез» Андрея Дмитрука
  Еще один наш современник, писатель-фантаст, общественный деятель и исследователь истории Андрей Дмитрук, в своей работе «Синтез» предложил необычный взгляд на далекое прошлое и дале

Союзы и творчество трансгуманистов
  В 1997 г. Ником Бостромом была основана Всемирная Трансгуманистическая Ассоциация (ВТА). Целями ВТА являются обмен информацией из сферы трансгуманизма и популяризация этого учения,

Национализм
  "Народ, не имеющий национального самосознания – навоз, на котором произрастают другие народы". Столыпин П.А.   В отличие от всех вышеописан

Индивидуалистическое мировоззрение
  Награда за одиночество - возможность остаться собой. А. ФоМин.   Существует несколько весьма популярных во всем мире учений, в глазах политически нег

Заповеди Сатанинской Библии (ЛаВэй).
  «Девять Сатанинских заповедей.   1. Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание. 2. Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовн

Девять Сатанинских Грехов
  В течение многих лет люди спрашивали представителей Церкви Сатаны: "Хорошо, ваша философия основана на потворстве человеческим инстинктам, но есть ли у вас, как и у других рели

Влияние международной обстановки
  Кое-что из истории современных общественных учений уже было изложено в предыдущих главах, теперь приведу некоторые подробности из собственного опыта. Буржуазные глобализато

Протестный взрыв 2010-го
  Весной 2010-го протестная молодежь Мариуполя по собственной инициативе занялась социальной рекламой. Тогда же многие молодые мариупольцы окончательно определились со своими политиче

Ночь» 2011-го
  На основании лекций по политической грамоте Вениамина Ипатова мною была написана брошюра «Основы политграмоты и Компартия Украины», хоть грубо, но объяснявшая некоторые азы обществе

Практика прогрессивных учений в текущий момент в странах СНГ
  Каждое из рассмотренных нами выше прогрессивных учений не осталось мертвой теорией. Все идеи поиска решений глобальных общественных проблем воплощаются в народных движениях прямо се

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
  1. Ефремов И.А. «Лезвие бритвы» 2. Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Полное собрание сочинений Маркс К., Энгельс Ф.», т. 21 3.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги