рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек и власть

Человек и власть - раздел Социология, ПОЛИТОЛОГИЯ   Понятие И Структура Основных Субъектов Полит...

 

Понятие и структура основных субъектов политики

В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформленности Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политикиможно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики.Каждый из действующих субъектов способен применять специфические способы и методы воздействия на центры принятия политических решений, а следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального(микроактора), группового(макроактора) и институционального(организационного актора).

Субъекты всех трех типов внутренне структурированы, их содержание отличается большим разнообразием. Так, к группам относятся различные общности и коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений). Институты также включают в себя целый круг организаций, выполняющих представительские и исполнительские функции в политической системе (партии, движения, лобби, международные организации и т.п.). К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина,чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля,выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида,действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Все основные субъекты политики находятся друг с другом в определенных иерархических отношениях. Например, сторонники формально-правовых подходов в качестве основополагающего субъекта рассматривают институт и, соответственно, поддерживаемую им систему нормативного регулирования. В то же время приверженцы бихевиоральной методологии и теории рационального выбора считают, что основополагающим значением обладает все же индивидуальный субъект, из совокупности действий которого строится вся политическая реальность и для формирования которой принадлежность индивида к группе не имеет решающего влияния.

Поскольку уже говорилось об основаниях подхода, авторы которого интерпретируют политику как сферу межгрупповой конкуренции за власть (и что, естественно, заставляет рассматривать в качестве основополагающего политического субъекта группу), то в данном случае мы не будем повторять критику в адрес противоположных воззрений. Отметим лишь, что пафос выдвижения индивида на первый план при объяснении политики имеет безусловные основания, которые свидетельствуют о его особом статусе в этой сфере общественной жизни.

 

Особенности индивида как субъекта политики

Роль индивида в политике крайне специфична. Конечно, он не может затмить значение групповых объединений для формирования политического пространства в целом. Однако он может повлиять на характер развития абсолютно любой политической системы. Потому-то и недостаточно рассматривать индивида лишь в качестве одного из специфических субъектов политической сферы.

Будучи исходными социальными атомами, из совокупности действий и отношений которых складывается самое общество, индивиды способны выступать особой целью деятельности любой системы правления и власти. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека – этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти.

Организуя совместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство – это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

Наличие этих неистребимых человеческих стремлений, неизменность жизнеутверждающих потребностей личности к свободе и счастью составляют стержень гуманизма. Приобретая характер высших моральных принципов, данные требования становятся источником гуманности законов, поднимаясь по своему значению выше социальных отношений в конкретной стране, выше потребностей различных групп. Они не меняются в зависимости от этапов и типов развития общества, становясь мерой человечности всех социальных образований, критерием, используемым при оценке всех социальных явлений, в том числе универсальной мерой оценки человечности любой политической системы. Так что, оценивая человека как «меру всех вещей» (Протагор), эти гуманистические принципы способны задать совершенно определенные цели и принципы государственной политике, выступив гуманистическим ориентиром саморазвития власти.

Иными словами, государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное – возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней Для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношений, направляя государственную политику. Как же в целом соотносятся возможности государства и личности?

Исторические модели взаимоотношений власти и человека

 

В истории политической мысли в основном представлены три основные модели взаимоотношений государства и личности. Первая из них в основном представлена патерналистскими(Конфуций) и этатистскими(Платон, Аристотель, Заратустра) теориями, обосновывающими системы власти, в которых государство обладает неоспоримым приоритетом и преимуществом перед человеком.

Так, еще легисты (IV-II вв. до н.э.) говорили о необходимости сильного деспотического государства, которое контролировало бы все стороны человеческой жизни и опиралось на жестокие законы, призванные регулировать неизбежную и постоянную войну между правителями и подданными. Конфуций, также отстаивавший доминирование государства, предпочитал трактовать его как большую патриархальную семью, в которой аристократия, чиновничество и тем более простой люд обязаны безропотно повиноваться властителю. Индивид же рассматривался как подданный, не имеющий особых прав. По сути такие же принципы отстаивал и Платон, идеализировавший общесоциальные функции государства и оправдывавший его верховенство над индивидом. Аристотель тоже едва ли не обожествлял государство, считая его высшей (после общения в семье) формой социального общения.

Характерно, что комплиментарность в отношении государства у Платона и Аристотеля подкреплялась идеями его очищения от неугодных, т.е. тех, кто мог подорвать мощь и нарушить спокойствие государства, от тех «варваров», которые не достойны «государственной жизни». Понятно, что утверждение главной идеи – полного доминирования государства – исключало возможность постановки вопроса о политических правах и свободах человека, признании индивида в качестве гражданина и полноправного партнера государства. Государство, как утверждалось, должно полностью определять статус и права человека, каналы его политической активности.

В дальнейшем такого рода идеи воплотились в понимании государства как реального воплощения общественного разума, источника и гаранта прав человека. Законы государства объявлялись высшим проявлением мудрости и силы, выражением народных интересов. Со средних веков утвердились представления о государстве как единственном источнике человеческих прав и обязанностей. Свою лепту в обоснование государственного доминирования внес и марксизм, рассматривавший человека в качестве элемента системы господства класса, чей внутренний мир и права обусловливаются, определяются интересами целого. Обоснование всевластия господствующего класса дополнил образ одномерного (экономического) человека, чья личность растворена в группе, а его права целиком и полностью зависят от коллективных пожеланий.

В политической истории такие теоретические конструкции наиболее ярко подтвердились в практике деспотических и тоталитарных государств, где были полностью подавлены права и свободы личности. Причем до сих пор многие, например, азиатские страны подвергают критике любые попытки признания внегосударственного происхождения прав человека и утверждения их универсалистской природы.

Другая модель отношений государства и человека основывается на признании того, что в основе государства и его политики должны лежать права и природа человека. Либеральныемыслители (Дж. Локк, Т. Джеферсон, Дж. Мэдисон и др.) настаивали на том, что высшей социальной ценностью является личность, на основе потребностей которой и должна строиться вся государственная система власти. Государственному господству противопоставлялись свободные граждане. Признавалось, что совместная и индивидуальная жизнь человека не должна строиться на политическом принуждении со стороны центров власти. Эти ученые и их единомышленники развивали возникшие еще в афинском полисе и римском праве идеи суверенитета личности. И хотя они говорили о взаимной ответственности индивида и государства, все же главный упор делали на ограничении и обуздании политической власти, на утверждении ее зависимости от личности. Провозгласив политическое равенство, либералы считали необходимым, чтобы люди получали гражданские права независимо от происхождения, владения и других статусных и социальных характеристик.

Таким образом, государство объявлялось результатом соглашения свободных индивидуумов, граждан, которые ограничивают его возможности вмешательства в их частную жизнь. В силу этого, выполняя лишь те функции, которыми наделяют его граждане, государство становилось подконтрольным народу, гражданскому обществу. Главной же сферой реализации человека считалось гражданское общество, т.е. область независимых от государства горизонтальных связей индивидуумов, межличностного общения, деятельности общественных объединений. Иначе говоря, либералы признавали личность скорее источником, чем участником власти.

В различных модификциях такая модель взаимоотношений государства и личности установилась в ряде современных стран Запада. И хотя до идеальной модели демократии там еще далеко, тем не менее эти государства показали, что личность может реально стать источником и целью государственной политики.

Третья, срединнаямодель отношений человека и власти также имеет древнее происхождение. Еще семь греческих мудрецов (VII– VI вв. до н.э.) отстаивали идею компромисса и меры в отношении прав того и другого субъекта власти. Свой вклад в развитие идеи срединности внесли и некоторые другие древнегреческие мыслители – сторонники правила «золотой середины» во взаимоотношениях этих полюсов, т.е. все те, кто призывал к установлению гармоничных отношений между государством и личностью. По-своему решали данный вопрос и русские философы, один из которых, Н.Ф. Федоров, говорил, что человеку «нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех»[37].

Наиболее ярко эта позиция проявилась в христианско-демократической идеологии, которая критикует не только патернализм, но и либерализм за его излишний индивидуализм и преувеличение прав личности по сравнению с правами государства. Эта теория исходит из того, что жизнь человека как творение Божие духовна и уникальна, но ее духовность и уникальность не могут изменить такой политический институт, как государство. Индивид – главный источник его деятельности, объект защиты гражданского достоинства и опекунства. Но и государство – не столько источник принуждения, сколько орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержания слабых. Государство есть средство совершенствования совместной жизни, согласования интересов и упрочения справедливости.

В силу этого государство и индивид должны действовать в соответствии с принципами солидарности и субсидарности.Первый принцип предполагает, что благо (и горе) каждого неразрывно связано с процветанием (или ослаблением) целого, с заботой каждого друг о друге и о государстве как воплощении гражданских уз. Второй принцип означает, что государство обязано оказывать помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно организовать достойную жизнь, у кого нет для этого необходимых средств и духовных сил. Но такая помощь должна иметь избирательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку иждивенчества.

Иными словами, не отвергая приоритета индивида и его прав, сторонники такого подхода настаивают на сохранении серьезных социальных функций государства. Причем его социальный облик ставится ими в большую зависимость от уровня политической культуры граждан.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТОЛОГИЯ... ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ... Москва...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек и власть

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Методы политических исследований
Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики   Основным средством построения теоретических моделей, объясняющих сущностные ч

Теологическая парадигма
Природа парадигмального мышления   Несмотря на развитие научного знания содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменен

Натуралистическая парадигма
Сущность натуралистического подхода к политике   С помощью натуралистической парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики, исходя

Социоцентристская парадигма
  Сущность социоцентристской парадигмы Социоцентристская парадигма объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы кот

Происхождение политики
  Причины возникновения политики В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в

Свойства политики
  Структура политических свойств Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии

Сферами общества
Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни   Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает о

Природа и сущность политической власти
  Власть и ее исторические формы Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты чело

Свойства политической власти
Универсальные черты политической власти   Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает ц

Легитимность политической власти
  Понятие легитимности политической власти Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность.

Права человека
  Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценно

Политическое участие
Понятие политического участия   Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности

Подходов
Формирование элитистских представлений   Еще в древности люди заметили, что | в обществе существуют две неравновесные группы: относительно сам

Сущность, структура и функции политической элиты
Место и роль элит в политическом процессе   Согласуя накопленный теоретический потенциал элитизма с практическим опытом развития сложноорган

Политическое лидерство
Основные трактовки политического лидерства   Пожалуй, важнейшим элементом политической элиты является политический лидер. Персонализируя сис

Система социального представительства
  Понятие системы социального представительства Группы, будучи основным субъектом политики, обладают сложным и специфическим образом включ

Политического субъекта
Процесс артикуляции групповых интересов   Действие причин, побуждающих политическое участие группы, влечет за собой создание необходимых мех

Современном мире
Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах   Многообразные тенденции развития социальной структуры в

Нации в политическом измерении
  Основные подходы в трактовке наций Специфическим субъектом политики, придающим процессам формирования и распределения государственной власти

Национализм
Идея нации, используемая для выражения особых требований к власти, неизбежно порождает специфические полит

Природа и сущность государства
  Понятие и теории происхождения государства Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентри

Внутреннее устройство государств
Формы территориального устройства государств   Проявление специфических свойств и функций государства в действительности всегда зависит от фор

Типы современных государств
Многовековая эволюция государства как важнейшего политического института наглядно демонстрирует непрерывну

Группы интересов
Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих

Политические партии
  Понятие политической партии Партия как «самая политическая» из всех общественных организаций (Р. Доуз) по сравнению с другими группами интер

Типы партий и партийных систем
  Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов

Политики
  Зарождение и развитие системного анализа политики Использованные ранее наиболее общие понятия и категории политической науки отражают стол

Политический режим
  Сущность и особенности политического режима Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.В на

Типология политических систем
  Основные типологии политических систем Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесен

Авторитарная политическая система
  Сущность и особенности авторитарной политической системы В настоящее время в большинстве современных стран мира установились авторитарны

Тоталитарная политическая система
  Формирование теории тоталитаризма Качественным типологическим своеобразием обладает и тоталитарная политическая система. Создание описываю

Основные теории демократии
  Цели и требования демократизации власти и социальных порядков являются в настоящее время едва ли ни универсальными лозунгами политических движений любого типа. Но при этом каждая из

Особенности демократической политической системы
Сущность политической системы демократического типа   Если в области теории авторы разнообразных концепций, делая упор на тех или иных аспек

Сущность и типы политических процессов
  Понятие политического процесса Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодейств

Политическая модернизация
  Начальный этап развития теории политической модернизации   Теория модернизации сформировалась в процессе описания политических

Современных условиях
  Основные тенденции развития «современных» государств В 80–90-х гг. стали выявляться новые исторические факторы и тенденции в переходных пр

Международная политика
  Особенности международных политических процессов Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их

Геополитика
  Возникновение и сущность геополитики Существенный вклад в развитие теории международных отношений внесли авторы геополитических теорий, ко

Политики
  Новейшие тенденции развития мировой политики Исторический рубеж II и III тысячелетий знаменует собой ряд существенных изменений в развитии м

Политическое сознание
  Понятие политического сознания В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и в

Идеологии
  Понятие политической идеологии Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздейств

Основные идеологические течения в современном мире
  Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, э

Психологии
  Понятие и значение политической психологии Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических

Психологии
  Структура политической психологии Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообра

Политическое поведение
  Сущность политического поведения Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в

Понятие политической культуры
  Сущность и понятие политической культуры Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержалось еще в Священ

Типы политической культуры
  Критерии типологизации политической культуры На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политиче

Политическая социализация
  Сущность политической социализации Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов

Политической сфере
  Сущность коммуникации как политического процесса Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств,

Массовые политические коммуникации
  Сущность и особенности массовых политических коммуникаций Различные уровни информационно-коммуникативных связей имеют свои особенности в

Общественное мнение
Общественное мнение – важнейший партнер государства, СМИ и другихj политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки. С социальной-точки зрения общественное мнение

Политических технологий
  Понятие политических технологий Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообра

Типы политических технологий
  Разнообразие политических технологий Технологии встроены в самые разнообразные процессы, обеспечивающие формирование и использование полит

Формирование политических технологий
  Субъективный способ формирования технологий Разработка и применение политических технологий суть процессы постепенной рационализации и опт

Анализа
  Место и роль политического анализа в исследовании политики Необходимость решения конкретных задач в сфере политики, поиска наиболее приемлем

Методы политического анализа
  Структура и отличительные черты общих методов политического анализа Основания методологического разнообразия политического анализа во мног

Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных
  Схема 3 Так, корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии, позволяет измерять связь между зависим

Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными
факторами: общими (F) и специфическими (U)    

Политическое консультирование
Причины возникновения и задачи политического консультирования   Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого

Стадии и способы консультирования
  При всем разнообразии политических процессов и управленческих задач, в которых приходится принимать участие консультантам, процесс консультирования обладает некоей общей логикои, на

Политическими конфликтами
  Сущность управления и контроля за конфликтами Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вов

Конфликтов
  Критерии этапизации процесса управления конфликтами Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами принципиально важно знание

Государственного управления
Понятие и основные подходы к принятию решений   Принятие политических решений представляет собой совокупность действий разнообразных с

Этапы принятия решений
  Подготовительный этап принятия решений На практике стадии формирования государственной политики постоянно пересекаются и накладываются дру

Решений
  факторы формирования информационных технологий На информационном рынке политические субъекты используют разнообразные приемы и техники,

Информационно-коммуникативная система принятия решений
  Так, на начальном этапе ввода первичной информации,которая може

Информационно-коммуникативная система реализации решений
    Сложность применяемых здесь информационных технологий определяет

Пропагандистского и маркетингового типа
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа   Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа в целом направле

Информационном политическом рынке
  Информационная революция и политика Во второй половине XX в. развитые демократические страны пережили две революции в области доступа граж

Кампания
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществ

Кампании
  Анализ предвыборной ситуации Любая избирательная кампания уникальна и не может быть с точностью воспроизведена через какое-то время. Даже

Социальные группы, выделяемые в ходе избирательной кампании для узко направленного воздействия, называются адресными группами.
Необходимость сегментирования электората и выделения адресных групп обусловлена не только социальной дифференциацией населения. Выбирая адресные группы, организаторы кампании переходят от тактики «

Тактика избирательной кампании
  Тактические технологии в избирательных кампаниях Стратегический замысел избирательной кампании может быть реализован только в конкретных д

СЛОВАРЬ
абсентеизм– уклонение от участия в выборах автаркия– политика замкнутости, самоизоляции автохтонные нации– сформированные в рамк

ПОЛИТОЛОГИЯ
  Политическая теория, политические технологии     Ведущий редактор Л. Н. Шилова Корректор А. А. Баринова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги