рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нации в политическом измерении

Нации в политическом измерении - раздел Социология, ПОЛИТОЛОГИЯ   Основные Подходы В Трактовке Наций ...

 

Основные подходы в трактовке наций

Специфическим субъектом политики, придающим процессам формирования и распределения государственной власти исключительную сложность и своеобычность, является нация. Связанные с нею образы Отечества, Родины, патриотизма присутствуют сегодня в требованиях практически любых – левых или правых – партий, инициируя существенные изменения в политических процессах. В то же время, как показал практический опыт, характер формулируемых в данном аспекте целей, а также осознание способов их достижения непосредственно зависят от понимания нации как специфической общественной группы.

Исторически термин «нация» (от лат. nascor – рождаться) использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народностей. При этом он применялся наряду с термином греческого происхождения «этнос», обозначавшим племя (общность людей), объединенных родством, внешним сходством, языком и территорией. Впоследствии «нация» в основном стала употребляться для характеристики результата слияния нескольких этносов, произошедшего в результате миграции, захвата территорий или объединения земель. Но такой подход к трактовке термина «нация» не остался единственным, сохранив и в теоретическом, и в практическом отношении многозначность его употребления. В разных ситуациях термин «нация» может означать и этническую общность, и все население государства, а в английском языке он может еще и характеризовать государство. Такое положение привело к тому, что в трудах некоторых современных научных школ и даже международных документах понятия «нация» и «этнос» используются как синонимы.

Современное, специализированное понимание нации сложилось в конце XVIII в. в связи с получившим политическое значение во времена Великой Французской революции требованием государственного суверенитета и начавшимся процессом формирования национального самосознания. Революционеры называли себя патриотами, и с тех пор слово «родина» (лат. patria) стало символом нации, которая стала непосредственно связываться с государственностью и гражданской идентичностью. Это особое проявление чувства общности, возникшее в раннебуржуазную эпоху, впоследствии обогащалось новыми смыслами под влиянием процессов формирования национальных государств, национально-освободительной борьбы и распада колониальной системы, перекройки границ в расселении этносов на разных континентах.

Одновременно наряду с развитием теоретических представлений, признающих нацию в качестве специфического и весьма важного политического актора, в научной мысли сложилась и традиция истолкования ее как порождения обыденного сознания, не только не проясняющего, но и запутывающего анализ реальных политических процессов. Например, К. Поппер полагал, что «нации, расы, лингвистические группы» представляют собой «чистый вымысел», не имеющий научного и политического значения. Его последователи, в частности К. Вердери, также считают, что использование этого понятия в научном анализе весьма затруднительно. Такого же мнения придерживается и группа российских ученых (В. Тишков, Г. Здравомыслов), отрицающих реальное существование нации и рассматривающих это понятие в качестве метафорического отображения этнокультурной реальности.

Однако для людей, участвующих в диалоге с властью, приобщенность к такого рода объединениям служит основой для выдвижения реальных требований к государству, нередко ведущих к изменению форм правления и организации совместной жизни граждан, к переселению крупных слоев населения и другим масштабным политическим последствиям. Поэтому вряд ли можно говорить о виртуальном характере национальных групп.

Несмотря на обилие теоретических трактовок нации в социально-политической мысли, в настоящее время можно говорить о безусловном преобладании двух основных теоретических подходов к ее пониманию – конструктивистском и примордиалистском.

 

Конструктивистское понимание нации

Приверженцы конструктивистского направления рассматривают нацию в качестве результатацеленаправленной осознанной деятельности того или иного субъекта. В этом смысле нация трактуется либо как «воображаемая общность» (Б. Андерсон), либо как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы национальной солидарности (К. Касьянова), либо как следствие культивируемой властями общегосударственной солидарности (В. Розенбаум).

Наиболее видный представитель этого подхода Э. Гелнер полагает, что в качестве основного продуцирующего нацию субъекта выступает государство, как таковое. Только твердо признав устанавливаемые им «определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу», «группы людей становятся нацией»[46]. Поэтому именно сознательные действия госструктур по формированию национальных движений и рождают нации. Его единомышленник Э. Хобсбаум также указывает на центральную роль в процессе формирования наций механизмов мобилизации государственными элитами этнических чувств своих граждан и переноса этнической идентичности на уровень государства.

Таким образом, в данном случае политическая деятельность, направленная на защиту воображаемой нации, признается главным фактором, созидающим нацию как определенную общность. Признается, что на формирование этой группы государство влияет больше, чем биологическая или какая-либо иная предопределенность. Но в то же время утверждается и то, что такая конструирующая деятельность государства должна сочетаться с наличием доброй воли граждан, а также с наличием необходимых предпосылок, в частности определенного уровня культурной гомогенности (сплоченности) и образованности общества.

По сути дела, исторически данное понимание национальной общности, которое предполагает объединение людей, проживающих на всей территории государства, коренится в практических образцах так называемой французской (западной) модели образования нации. Созданный в XVIII–XIX вв. во Франции образец гражданского общества исторически предопределил первое понимание нации как определенной формы согражданства, включающей всех проживающих на определенной территории людей и не зависящей от употребляемого ими языка, цвета кожи и религиозных убеждений. Такое либеральное понимание нации ориентировано на определенное идеологическое родство и политический выбор граждан, которые наряду с государственными институтами выступали как механизмы поощрения групповой солидарности и интеграции общества. В силу этого в основание национальных интересов закладывались главным образом материальные интересы, требующие точной и рациональной оценки. В целом же таким пониманием нации утверждалась формула «один народ – одна территория – одно государство», которая послужила первичным ориентиром формирования национальных государств в Европе XIX в.

Примордиалистские трактовки нации

 

Другой образец идеи и практики формирования нации, «немецкий», исходил из ее признания в качестве органической общности, спаянной обшей для людей культурой. При таком понимании и способе нациестроительства особое значение приобретали этногенетические факторы, и, прежде всего язык, традиции и обычаи, акцентирующие внимание на общности происхождения людей, факторах кровного родства и духовной солидарности данной группы населения. В свою очередь, это неизменно стимулировало появление трудно рационализируемых интересов, активизировало у людей иррациональные эмоции и чувства, в которых слышался «голос крови», «зов предков», «дыхание почвы» и т.п.


На основе этой исторической и духовной практики постепенно сложился примордиалистский подход, согласно которому нация есть объективносложившаяся общность (группа) людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих-либо сознательных действий. В этом смысле нация стала определяться в основном через совокупность тех или иных черт, раскрывающих ее природу и сущность. Наиболее показательной в этом отношении является трактовка нации известным немецким ученым конца XIX в. О. Бауэром. С его точки зрения, нация есть группа, для которой характерна «общность территории, происхождения, языка, нравов и обычаев, переживаний и исторического прошлого, законов и религии». «Нация, – писал он, – это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы»[47].

В дальнейшем в рамках примордиалистского подхода сложилось немало различных концепций, в которых был не только предложен свой набор свойств, присущих национальным группам, но и выдвинуты более оригинальные идеи. Так, социобиологические трактовки (В. Рейнпольдс, В. Фалгер, Я. Вин), развивавшие также расистские идеи Ж. Гобино, X. Мейнерса и др., делали акцент на расовой принадлежности людей, факторах их кровнородственной близости, настаивали на естественно-генетическом характере происхождения нации. В этом смысле, например, признававшиеся унаследованными человеком от рождения те или иные взгляды и стереотипы понимались как неизменяемые со временем и сохраняющими либо комплиментарное, либо негативное отношение к представителям других наций.

Русский ученый Л. Гумилев предложил рассматривать этнические (национальные) движения (общности) с точки зрения наличия в них двух форм движения. Одна из них, биологическая, включала в себя воздействия географического ландшафта, культурных факторов, взаимоотношений с соседями и т.п., другая, социальная, предполагала наличие особого источника развития, так называемой «пассио-нарности», концентрирующей напряженность человеческой энергии и проявляющейся в поведении конкретных людей, задающих тон и направление развития данной общности.

Особая позиция сложилась в марксизме, интерпретировавшем нацию как специфическую общность, обладавшую вторичным по отношению к классам значением, а национальный вопрос представлявшем в качестве составной части классовой борьбы в период капитализма. Отмечая значение интегрирующих нацию определенных экономических отношений, объединяющих ее представителей, а также присущего им литературного языка и известных духовных традиций, приверженцы этой концепции важную роль отводили государственно оформленной территории. В результате такого подхода место той или иной нации в жизни общества определялось в зависимости от степени ее политического самоопределения. Соответственно национальные группы подразделялись на те, которые способны к государственной организации (собственно нации), и те, которые еще не готовы к такого рода организации совместной жизни (народности). Поскольку на практике степень зрелости национальных и этнических общностей определялась высшей политической организацией рабочего класса – коммунистической партией, то в обществе по сути устанавливалась субъективная иерархия наций, которая усиливала социальное неравенство в обществе и закрепляла негласное лидерство людей одного происхождения над другими.

Прямо противоположные идеи предложены авторами культурологического подхода (М. Вебер, Дж. Бренд), рассматривавшими нацию как анонимное сообщество людей, принадлежащих к одной культуре. Современный сторонник данной идеи норвежский ученый Ф. Барт считает, что этничность (в данном случае как одно из проявлений нации) представляет собой форму организации культурных отличий, которые являются своеобразными «маркерами», отличающими ее (этничность) принципиальные черты; последние же, по его мнению, сложились под влиянием традиций, исторических, экономических и других факторов. Осознание этой совокупности черт проявляется в понимании людьми своей национальной идентичности, т.е. в признании персональной значимости своей принадлежности к этому групповому объединению.

При таком понимании консолидация нации происходила по мере овладения и осознания людьми групповых ценностей в качестве ведущих ориентиров, систематизирующих их видение мира. Признание главенства языка как важнейшего носителя и условия приобщения людей к культурным ценностям, а также приоритета естественно осваиваемых людьми необходимых для жизни ценностей сочеталось с отрицанием доминирующего влияния территории, на которой проживали носители данных ценностей, на содержание культурных мотиваций, традиций, жизненных стереотипов людей. В этом смысле предполагалось, что даже представители различных этносов, освоивших и руководствующихся одной и той же системой ценностей, могут рассматриваться как представители одной нации.

Теоретические различия конструктивистских и примордиалистских подходов в известной степени сложились сугубо исторически. Первые, так называемые большие, европейские нации, формировавшиеся в эпоху складывания капиталистических отношений, в значительной степени опирались на естественные механизмы интеграции, действовавшие на основе не только культурных, но и территориальных, а также экономических факторов. В более поздний период, когда уже сформировался определенный опыт строительства наций, когда были продемонстрированы образцы их функционирования в рамках тех или иных государств, такие механизмы интеграции общества стали использоваться и в тех странах, которые еще только начинали решать задачи укрепления своей целостности, улаживать территориальные споры и т.д.

В этом смысле создание наций стали рассматривать и как реализацию определенных политических проектов, ориентированных на сознательное конструирование подобных общностей и инициируемых правящими или иными кругами политической элиты. Причем такие процессы шли не только в XIX, но и в конце XX столетия. Например, в процессе образования новых государств на территории СССР и в ряде стран Средней Азии, которых «обрекли» на независимость в Беловежской Пуще (месте подписания Договора об образовании СНГ в составе России, Белоруссии и Украины), уже после получения ими государственного суверенитета начались процессы искусственного создания национальных идеологий, институтов и норм. Такой тип формирования нации aposteriori стал необходимым условием сплочения этих стран и народов.

Таким образом, не только примордиализм, базирующийся на констатации объективных факторов внутренней сплоченности наций, но и конструктивизм представляет собой вполне реалистическую формулу теоретического истолкования процесса формирования наций, особенно в современных условиях.

Практическое политическое значение конструктивистских и при-мордиалистских трактовок наций выражается прежде всего в том, что предложенные ими идеи создают различные концептуальные рамки для формулировки требований к государственной власти от имени национальных групп, выделяют важнейшие механизмы формирования и развития наций, урегулирования межнациональных отношений. Так, конструктивистские подходы делают основной упор на возможностях государства, партий, движений и располагаемых ими ресурсах. В рамках объективистских идей акцентируются иные цели и приоритеты. Например, социобилогические подходы, базирующиеся на идеях психопатического превосходства крови, неизбежно предопределяют этногегемонистскую систему политических требований, выражающих превосходство одной нации над другой, желание их представителей к абсолютному господству на соответствующей территории, стремление к утверждению стиля жизни той или иной группы за счет другой и т.д.

Марксизм, как показал практический опыт строительства социализма в странах бывшего «социалистического лагеря», со своей трактовкой национального вопроса способствовал крайней политизации процесса образования и развития наций, который постоянно сочетался с политикой государственного террора по отношению к народам, заподозренным «в связях с врагом» или недостаточной лояльности к властям, массовыми переселениями народов и даже геноцидом граждан определенной национальности.

В то же время принципы культурологического подхода, базирующиеся на идее экстерриториальности, генетически отвергают требования типа «отдайте нашу землю» или «русским – русское государство», поскольку приобщение к любым – «русским», «немецким», «турецким» и прочим цементирующим нацию ценностям не зависит от территории, где проживают люди, и не предполагает какой-либо ангажированности политических структур. В этом смысле данные положения являются теми идейными предпосылками, которые наиболее пластично обеспечивают исторический характер формирования наций, их стихийную эволюцию, включающую как сближение, так и дистанцирование подобных групп друг от друга в силу сходства или различий их обычаев, религиозных убеждений, языков и т.д. В то же время ориентация лишь на сугубо культурные ценности в ряде случаев граничит с апологией космополитизма.

Наиболее полно политическое значение разного рода теоретических и идеологических подходов выражается в тех или иных формах и типах национализма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТОЛОГИЯ... ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ... Москва...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нации в политическом измерении

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Методы политических исследований
Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики   Основным средством построения теоретических моделей, объясняющих сущностные ч

Теологическая парадигма
Природа парадигмального мышления   Несмотря на развитие научного знания содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменен

Натуралистическая парадигма
Сущность натуралистического подхода к политике   С помощью натуралистической парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики, исходя

Социоцентристская парадигма
  Сущность социоцентристской парадигмы Социоцентристская парадигма объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы кот

Происхождение политики
  Причины возникновения политики В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в

Свойства политики
  Структура политических свойств Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии

Сферами общества
Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни   Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает о

Природа и сущность политической власти
  Власть и ее исторические формы Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты чело

Свойства политической власти
Универсальные черты политической власти   Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает ц

Легитимность политической власти
  Понятие легитимности политической власти Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность.

Человек и власть
  Понятие и структура основных субъектов политики В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность р

Права человека
  Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценно

Политическое участие
Понятие политического участия   Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности

Подходов
Формирование элитистских представлений   Еще в древности люди заметили, что | в обществе существуют две неравновесные группы: относительно сам

Сущность, структура и функции политической элиты
Место и роль элит в политическом процессе   Согласуя накопленный теоретический потенциал элитизма с практическим опытом развития сложноорган

Политическое лидерство
Основные трактовки политического лидерства   Пожалуй, важнейшим элементом политической элиты является политический лидер. Персонализируя сис

Система социального представительства
  Понятие системы социального представительства Группы, будучи основным субъектом политики, обладают сложным и специфическим образом включ

Политического субъекта
Процесс артикуляции групповых интересов   Действие причин, побуждающих политическое участие группы, влечет за собой создание необходимых мех

Современном мире
Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах   Многообразные тенденции развития социальной структуры в

Национализм
Идея нации, используемая для выражения особых требований к власти, неизбежно порождает специфические полит

Природа и сущность государства
  Понятие и теории происхождения государства Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентри

Внутреннее устройство государств
Формы территориального устройства государств   Проявление специфических свойств и функций государства в действительности всегда зависит от фор

Типы современных государств
Многовековая эволюция государства как важнейшего политического института наглядно демонстрирует непрерывну

Группы интересов
Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих

Политические партии
  Понятие политической партии Партия как «самая политическая» из всех общественных организаций (Р. Доуз) по сравнению с другими группами интер

Типы партий и партийных систем
  Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов

Политики
  Зарождение и развитие системного анализа политики Использованные ранее наиболее общие понятия и категории политической науки отражают стол

Политический режим
  Сущность и особенности политического режима Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.В на

Типология политических систем
  Основные типологии политических систем Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесен

Авторитарная политическая система
  Сущность и особенности авторитарной политической системы В настоящее время в большинстве современных стран мира установились авторитарны

Тоталитарная политическая система
  Формирование теории тоталитаризма Качественным типологическим своеобразием обладает и тоталитарная политическая система. Создание описываю

Основные теории демократии
  Цели и требования демократизации власти и социальных порядков являются в настоящее время едва ли ни универсальными лозунгами политических движений любого типа. Но при этом каждая из

Особенности демократической политической системы
Сущность политической системы демократического типа   Если в области теории авторы разнообразных концепций, делая упор на тех или иных аспек

Сущность и типы политических процессов
  Понятие политического процесса Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодейств

Политическая модернизация
  Начальный этап развития теории политической модернизации   Теория модернизации сформировалась в процессе описания политических

Современных условиях
  Основные тенденции развития «современных» государств В 80–90-х гг. стали выявляться новые исторические факторы и тенденции в переходных пр

Международная политика
  Особенности международных политических процессов Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их

Геополитика
  Возникновение и сущность геополитики Существенный вклад в развитие теории международных отношений внесли авторы геополитических теорий, ко

Политики
  Новейшие тенденции развития мировой политики Исторический рубеж II и III тысячелетий знаменует собой ряд существенных изменений в развитии м

Политическое сознание
  Понятие политического сознания В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и в

Идеологии
  Понятие политической идеологии Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздейств

Основные идеологические течения в современном мире
  Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, э

Психологии
  Понятие и значение политической психологии Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических

Психологии
  Структура политической психологии Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообра

Политическое поведение
  Сущность политического поведения Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в

Понятие политической культуры
  Сущность и понятие политической культуры Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержалось еще в Священ

Типы политической культуры
  Критерии типологизации политической культуры На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политиче

Политическая социализация
  Сущность политической социализации Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов

Политической сфере
  Сущность коммуникации как политического процесса Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств,

Массовые политические коммуникации
  Сущность и особенности массовых политических коммуникаций Различные уровни информационно-коммуникативных связей имеют свои особенности в

Общественное мнение
Общественное мнение – важнейший партнер государства, СМИ и другихj политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки. С социальной-точки зрения общественное мнение

Политических технологий
  Понятие политических технологий Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообра

Типы политических технологий
  Разнообразие политических технологий Технологии встроены в самые разнообразные процессы, обеспечивающие формирование и использование полит

Формирование политических технологий
  Субъективный способ формирования технологий Разработка и применение политических технологий суть процессы постепенной рационализации и опт

Анализа
  Место и роль политического анализа в исследовании политики Необходимость решения конкретных задач в сфере политики, поиска наиболее приемлем

Методы политического анализа
  Структура и отличительные черты общих методов политического анализа Основания методологического разнообразия политического анализа во мног

Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных
  Схема 3 Так, корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии, позволяет измерять связь между зависим

Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными
факторами: общими (F) и специфическими (U)    

Политическое консультирование
Причины возникновения и задачи политического консультирования   Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого

Стадии и способы консультирования
  При всем разнообразии политических процессов и управленческих задач, в которых приходится принимать участие консультантам, процесс консультирования обладает некоей общей логикои, на

Политическими конфликтами
  Сущность управления и контроля за конфликтами Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вов

Конфликтов
  Критерии этапизации процесса управления конфликтами Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами принципиально важно знание

Государственного управления
Понятие и основные подходы к принятию решений   Принятие политических решений представляет собой совокупность действий разнообразных с

Этапы принятия решений
  Подготовительный этап принятия решений На практике стадии формирования государственной политики постоянно пересекаются и накладываются дру

Решений
  факторы формирования информационных технологий На информационном рынке политические субъекты используют разнообразные приемы и техники,

Информационно-коммуникативная система принятия решений
  Так, на начальном этапе ввода первичной информации,которая може

Информационно-коммуникативная система реализации решений
    Сложность применяемых здесь информационных технологий определяет

Пропагандистского и маркетингового типа
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа   Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа в целом направле

Информационном политическом рынке
  Информационная революция и политика Во второй половине XX в. развитые демократические страны пережили две революции в области доступа граж

Кампания
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществ

Кампании
  Анализ предвыборной ситуации Любая избирательная кампания уникальна и не может быть с точностью воспроизведена через какое-то время. Даже

Социальные группы, выделяемые в ходе избирательной кампании для узко направленного воздействия, называются адресными группами.
Необходимость сегментирования электората и выделения адресных групп обусловлена не только социальной дифференциацией населения. Выбирая адресные группы, организаторы кампании переходят от тактики «

Тактика избирательной кампании
  Тактические технологии в избирательных кампаниях Стратегический замысел избирательной кампании может быть реализован только в конкретных д

СЛОВАРЬ
абсентеизм– уклонение от участия в выборах автаркия– политика замкнутости, самоизоляции автохтонные нации– сформированные в рамк

ПОЛИТОЛОГИЯ
  Политическая теория, политические технологии     Ведущий редактор Л. Н. Шилова Корректор А. А. Баринова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги