рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типы политической культуры

Типы политической культуры - раздел Социология, ПОЛИТОЛОГИЯ   Критерии Типологизации Политической Культуры...

 

Критерии типологизации политической культуры

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных или традиционных – Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр) и др.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: парохиальный(приходской, «местечковый», патриархальный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности; подданническийс сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан; партици-паторный(от англ, participation – участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими такой активности. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», в которой преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.

Учитывая различную степень освоения гражданами различных ценностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в науке выделяют консенсуальный и поляризованныйтипы политической культуры. В политической культуре консенсуального типа отмечается наличие весьма высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.

В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур). В странах с фрагментированной политической культурой у населения чаще всего отсутствует прочное согласие относительно целей общественного развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего.

Степень и глубина взаимонепонимания обычно не совпадают, поэтому в рамках этого типа политической культуры выделяются и своеобразные подтипы. Например, можно говорить о фрагментиро-ванных(сегментированных) политических культурах, в рамках которых, в отличие от отношений внутри поляризованной политической культуры, существует определенный общественный консенсус по поводу самых основных – национальных – ценностей. В то же время, как подчеркивает В. Розенбаум (и как уже отмечалось ранее), здесь местная лояльность нередко превалирует над национальной, слаба действенность правовых, легитимных процедур, распространено острое недоверие социальных групп друг к другу, и поэтому приходящие к власти правительства нестабильны и недолговечны.

Наличие сегментированных политических культур весьма типично для переходных обществ или тех, в которых идет процесс формирования титульной нации. В этих условиях велика доля апатичных и отчужденных от власти слоев населения, ведутся острые политические дискуссии относительно целей и способов общественных преобразований.

Учитывая особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве образцов политического мышления и поведения, в науке различают также официальную,поддерживаемую институтами государства, и реальнуюполитическую культуру, воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей приверженности этих стран марксизму-ленинизму реальным ориентирам и ценностям граждан.

В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить самые универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночнойполи-ической культуре, в которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан, и этатистской,которая характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида (Э. Баталов).

В содержательном отношении существуют и более общие критерии ти-пологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.

Идеалы политической культуры западноготипа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической культуры формировались по мере и на основе последовательного повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестантской и католической ветвей, а также особая роль философии, выступавшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.

Экономическим фундаментом западного образа жизни, в лоне которого формировались основные идеи, институты и отношения политической жизни, стал индустриальный тип производственных отношений, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и особенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилизации базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» – вот те этические максимы, которые господствовали в отношениях государства и общества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад постоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения.

В силу такого типа цивилизационного развития основные ценности и ориентиры политической культуры Запада прежде всего отражали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. При этом не существовало никаких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала преобладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.

Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.

Специфика же восточныхнорм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.

Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида Перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и Сдающихся лиц.

Такого рода условия способствовали укоренению в качестве базовой ценности этого типа политической культуры убеждения в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием потребности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом человека признавались исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации власти и политических отношений.

Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет крайне устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные политические реформы. К примеру в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В свою очередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный интерес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывается на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее. Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации этой страны позволили усилить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока происходит и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), – там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности названных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

 

Особенности современной российской политической культуры

Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражаюших устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием наиболее мощных, не утративших своего влияния и в настоящее время факторов. Прежде всего к ним можно отнести геополитическиепричины, выражающиеся, в частности, в особенностях ее лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в больших размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь многих и многих поколений, эти факторы (причины) определили для значительных, в основном сельских, слоев населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. К примеру, зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью и даже взрывным характером (берущих истоки в необходимости многое успеть за короткое лето).

Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общецивилизационныефакторы, отразившие самые показательные формы организации совместной жизни россиян, их базовые ценности и ориентиры. Например, к ним можно отнести социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада; постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления; мощное влияние византийских традиций, выразившееся, к примеру, в доминировании коллективных форм социальной жизни; отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д. В XX в. уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии существенно трансформировало многие тенденции в развитии российской цивилизации, нарушило естественные механизмы воспроизводства российских традиций, разорвало преемственность поколений и развитие Ценностей плюралистического образа жизни, деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом.

Длительное и противоречивое влияние различных факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне Расколотую, горизонтально и вертикально поляризованнуюкультуру, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основные Ценности западного и восточного типа. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами.

В основании доминирующей традиционалистской субкультуры российского общества лежат ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие не только приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, но и в конечном счете – ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни), а также персонализированного восприятия власти, постоянно провоцирующего поиск «спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса. Ведущей политической идеей является и «социальная справедливость», обусловливающая по преимуществу морализаторские оценки межгрупповой политической конкуренции. Характерно для таких культурных ориентации и недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, незаинтересованность в систематическом контроле за властями, отрицание значения кодифицированной законности и предпочтение ей своей, «калужской» и «рязанской законности» (Ленин). Этот тип политической культуры отличает еще и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.

В противоположность этим ориентирам у представителей более рационализированных и либерально ориентированных ценностей система культурных норм и воззрений включает многие из тех стандартов, которые характерны для политической культуры западного типа. Однако большинство этих ценностей еще не прочно укоренено в их сознании и имеет несколько книжный, умозрительный характер.

Как уже отмечалось, практически все политические культуры той или иной страны представляют собой сочетание различных субкультур. Например, даже в достаточно интегрированной американской политической культуре Д. Элазар выделяет индивидуалистскую, моралистскую и традиционалистскую субкультуры. Две весьма различные политические культуры сложились в современном Китае (КНР и Гонконг). Однако в российском обществе уровень различий и противостояния между субкультурами крайне высок. Если, к примеру, традиционалисты мифологизируют особость России, то демократы – ее отставание, первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличают неколебимая уверенность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и т.д.), отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству.

По сути дела такая форма взаимного противостояния политических субкультур есть современная редакция того культурного раскола,который сложился в нашем обществе еще в годы крещения Руси и ведет свой путь через противостояние сторонников язычества и христианства, приверженцев соборности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных, демократов и коммунистов. В силу этого взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Как показывает опыт развития российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа.

Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий и не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демократические формы взаимодействия человека и власти.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛИТОЛОГИЯ

ПОЛИТОЛОГИЯ... ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ... Москва...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типы политической культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Методы политических исследований
Сущность и основные этапы эволюции методов изучения политики   Основным средством построения теоретических моделей, объясняющих сущностные ч

Теологическая парадигма
Природа парадигмального мышления   Несмотря на развитие научного знания содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменен

Натуралистическая парадигма
Сущность натуралистического подхода к политике   С помощью натуралистической парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики, исходя

Социоцентристская парадигма
  Сущность социоцентристской парадигмы Социоцентристская парадигма объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы кот

Происхождение политики
  Причины возникновения политики В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в

Свойства политики
  Структура политических свойств Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии

Сферами общества
Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни   Понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает о

Природа и сущность политической власти
  Власть и ее исторические формы Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты чело

Свойства политической власти
Универсальные черты политической власти   Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает ц

Легитимность политической власти
  Понятие легитимности политической власти Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность.

Человек и власть
  Понятие и структура основных субъектов политики В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность р

Права человека
  Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценно

Политическое участие
Понятие политического участия   Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности

Подходов
Формирование элитистских представлений   Еще в древности люди заметили, что | в обществе существуют две неравновесные группы: относительно сам

Сущность, структура и функции политической элиты
Место и роль элит в политическом процессе   Согласуя накопленный теоретический потенциал элитизма с практическим опытом развития сложноорган

Политическое лидерство
Основные трактовки политического лидерства   Пожалуй, важнейшим элементом политической элиты является политический лидер. Персонализируя сис

Система социального представительства
  Понятие системы социального представительства Группы, будучи основным субъектом политики, обладают сложным и специфическим образом включ

Политического субъекта
Процесс артикуляции групповых интересов   Действие причин, побуждающих политическое участие группы, влечет за собой создание необходимых мех

Современном мире
Социальные источники политических изменений в стабильных и переходных обществах   Многообразные тенденции развития социальной структуры в

Нации в политическом измерении
  Основные подходы в трактовке наций Специфическим субъектом политики, придающим процессам формирования и распределения государственной власти

Национализм
Идея нации, используемая для выражения особых требований к власти, неизбежно порождает специфические полит

Природа и сущность государства
  Понятие и теории происхождения государства Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентри

Внутреннее устройство государств
Формы территориального устройства государств   Проявление специфических свойств и функций государства в действительности всегда зависит от фор

Типы современных государств
Многовековая эволюция государства как важнейшего политического института наглядно демонстрирует непрерывну

Группы интересов
Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических институтов, опосредующих

Политические партии
  Понятие политической партии Партия как «самая политическая» из всех общественных организаций (Р. Доуз) по сравнению с другими группами интер

Типы партий и партийных систем
  Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов

Политики
  Зарождение и развитие системного анализа политики Использованные ранее наиболее общие понятия и категории политической науки отражают стол

Политический режим
  Сущность и особенности политического режима Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.В на

Типология политических систем
  Основные типологии политических систем Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесен

Авторитарная политическая система
  Сущность и особенности авторитарной политической системы В настоящее время в большинстве современных стран мира установились авторитарны

Тоталитарная политическая система
  Формирование теории тоталитаризма Качественным типологическим своеобразием обладает и тоталитарная политическая система. Создание описываю

Основные теории демократии
  Цели и требования демократизации власти и социальных порядков являются в настоящее время едва ли ни универсальными лозунгами политических движений любого типа. Но при этом каждая из

Особенности демократической политической системы
Сущность политической системы демократического типа   Если в области теории авторы разнообразных концепций, делая упор на тех или иных аспек

Сущность и типы политических процессов
  Понятие политического процесса Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодейств

Политическая модернизация
  Начальный этап развития теории политической модернизации   Теория модернизации сформировалась в процессе описания политических

Современных условиях
  Основные тенденции развития «современных» государств В 80–90-х гг. стали выявляться новые исторические факторы и тенденции в переходных пр

Международная политика
  Особенности международных политических процессов Международные отношения представляют собой весьма специфическую область мира политики. Их

Геополитика
  Возникновение и сущность геополитики Существенный вклад в развитие теории международных отношений внесли авторы геополитических теорий, ко

Политики
  Новейшие тенденции развития мировой политики Исторический рубеж II и III тысячелетий знаменует собой ряд существенных изменений в развитии м

Политическое сознание
  Понятие политического сознания В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и в

Идеологии
  Понятие политической идеологии Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздейств

Основные идеологические течения в современном мире
  Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, э

Психологии
  Понятие и значение политической психологии Роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических

Психологии
  Структура политической психологии Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообра

Политическое поведение
  Сущность политического поведения Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в

Понятие политической культуры
  Сущность и понятие политической культуры Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержалось еще в Священ

Политическая социализация
  Сущность политической социализации Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов

Политической сфере
  Сущность коммуникации как политического процесса Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств,

Массовые политические коммуникации
  Сущность и особенности массовых политических коммуникаций Различные уровни информационно-коммуникативных связей имеют свои особенности в

Общественное мнение
Общественное мнение – важнейший партнер государства, СМИ и другихj политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки. С социальной-точки зрения общественное мнение

Политических технологий
  Понятие политических технологий Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообра

Типы политических технологий
  Разнообразие политических технологий Технологии встроены в самые разнообразные процессы, обеспечивающие формирование и использование полит

Формирование политических технологий
  Субъективный способ формирования технологий Разработка и применение политических технологий суть процессы постепенной рационализации и опт

Анализа
  Место и роль политического анализа в исследовании политики Необходимость решения конкретных задач в сфере политики, поиска наиболее приемлем

Методы политического анализа
  Структура и отличительные черты общих методов политического анализа Основания методологического разнообразия политического анализа во мног

Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных
  Схема 3 Так, корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии, позволяет измерять связь между зависим

Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными
факторами: общими (F) и специфическими (U)    

Политическое консультирование
Причины возникновения и задачи политического консультирования   Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого

Стадии и способы консультирования
  При всем разнообразии политических процессов и управленческих задач, в которых приходится принимать участие консультантам, процесс консультирования обладает некоей общей логикои, на

Политическими конфликтами
  Сущность управления и контроля за конфликтами Как показывает практический опыт, различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вов

Конфликтов
  Критерии этапизации процесса управления конфликтами Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами принципиально важно знание

Государственного управления
Понятие и основные подходы к принятию решений   Принятие политических решений представляет собой совокупность действий разнообразных с

Этапы принятия решений
  Подготовительный этап принятия решений На практике стадии формирования государственной политики постоянно пересекаются и накладываются дру

Решений
  факторы формирования информационных технологий На информационном рынке политические субъекты используют разнообразные приемы и техники,

Информационно-коммуникативная система принятия решений
  Так, на начальном этапе ввода первичной информации,которая може

Информационно-коммуникативная система реализации решений
    Сложность применяемых здесь информационных технологий определяет

Пропагандистского и маркетингового типа
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа   Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа в целом направле

Информационном политическом рынке
  Информационная революция и политика Во второй половине XX в. развитые демократические страны пережили две революции в области доступа граж

Кампания
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществ

Кампании
  Анализ предвыборной ситуации Любая избирательная кампания уникальна и не может быть с точностью воспроизведена через какое-то время. Даже

Социальные группы, выделяемые в ходе избирательной кампании для узко направленного воздействия, называются адресными группами.
Необходимость сегментирования электората и выделения адресных групп обусловлена не только социальной дифференциацией населения. Выбирая адресные группы, организаторы кампании переходят от тактики «

Тактика избирательной кампании
  Тактические технологии в избирательных кампаниях Стратегический замысел избирательной кампании может быть реализован только в конкретных д

СЛОВАРЬ
абсентеизм– уклонение от участия в выборах автаркия– политика замкнутости, самоизоляции автохтонные нации– сформированные в рамк

ПОЛИТОЛОГИЯ
  Политическая теория, политические технологии     Ведущий редактор Л. Н. Шилова Корректор А. А. Баринова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги