Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента - раздел Социология, История западной социологии Эйдосы Платона, Находясь В Иерархической Соподчи-Ненности, Имеют Над Собой Са...
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех — идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государство, то оно обязано так организовать свою деятельность, чтобы весь строй жизни его граждан был подчинен нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Мудрым и справедливым является такое государственное устройство, при котором присутствует строгое разделение труда, каждый занимается своим делом и во всем дает о себе знать твердый и надежный правопорядок.
Мыслитель приложил немало интеллектуальных усилий, чтобы найти способ соединения «естественной» справедливости идеального космоса с «искусственным» продуктом человеческих усилий — государством с его законами и правосудием. Средство такого соединения он нашел в иерархической структуре человеческой души, имеющей три основные части — разумную, волевую и чувственную. Каждой из трех имеющихся у человека высших способностей — разуму, воле и чувствам — соответствует своя добродетель: разуму — мудрость, воле — мужество, чувствам — умеренность. Этот принцип тройственного разделения Платон перенес на социальную структуру государственного организма, где должны быть три главных сословия: 1) философы-правители, обладающие мудростью и руководящие государством; 2) воины, обладающие сильной волей и мужеством, позволяющим им успешно защищать государство; 3) ремесленники
•92»
с земледельцами и прочие простые труженики, ведущие умеренный образ жизни и занятые тем, чтобы обеспечивать государство продуктами, необходимыми для нормального существования.
Такое разделение обязанностей представлялось Платону естественным, целесообразным, разумным. Подобно тому как единство мудрости, мужества и умеренности дает четвертую, наивысшую добродетель — справедливость, так единение трех сословий в общей заботе о благе государства дает справедливое общественное устройство. Взаимное сосуществование сословий и их естественное сотрудничество обеспечивает стабильный правопорядок в государстве и позволяет ему достигать своей высшей цели — справедливости. Такое государство представляет собой продолжение идеального Космоса, земное воплощение строгих требований Логоса, микромодель Космополиса, т. е. не просто институт, обеспечивающий элементарные физические и материальные нужды людей, а естественную и вместе с тем божественную по своей сути форму общежития, необходимую для развития и совершенствования человеческой цивилизации. Система правосудия в таком государстве является не чем иным, как конкретной трансформацией законов Космополиса, и потому она — образчик естественного права. Платон уверенно использовал ее как эталон и критерий для критических оценок существующих в его время законопорядков. В ней же он видел перспективную программу будущих социальных преобразований.
Согласно платоновской традиции, у права имеются две главные ипостаси — метафизическая и эмпирическая. В первом случае это идеальное «метаправо», как возможность существования совершенного законодательства и оптимального правопорядка, во втором — живое право, пребывающее в природно-социальной реальности и включающее в себя как естественное, так и положительное право. Между ними существует причинная связь, которая не должна рваться, чтобы не нанести вреда государствам и народам. Идеального права нет в реальной жизни, а что касается естественного и позитивного права, то они — всего лишь бледные тени идеального права как совокупности исходных императивов,
. 93 •
соответствующих высшему предназначению человеческих существ и создаваемых ими социальных институтов. То, о чем говорил Платон, представляло собой, в сущности, идеальное право, т. е. умозрительную конструкцию, дающую ответы на вопросы о том, каким должно быть право, какова его наиболее безупречная модель. При этом мысль и воображение Платона неизменно устремлялись в метафизическую сферу, в мир идей как идеальных образцов для подражания, в мир должного в его чистом виде. Земному праву людей следует из этого мира черпать эталоны и критерии. На него должны ориентироваться нормы, которые позднее получат название естественно-правовых и позитивно-правовых. Идеальное право, связанное с первоначалами, от которых произошел природно-социальный мир, позволяет людям сознавать свою связь с высшей реальностью и рассматривать все относительное в его причастности к абсолютному.
Метафизика идеального права свидетельствует о том, что цепь все более глубоких сущностей правовых явлений не является бесконечной, а имеет опору в некой предельной абсолютной основе, выступающей для себя и причиной, и следствием. Платон не стремился помыслить бесконечный ряд причин-сущностей. Скорее всего, им руководили соображения не столько логического, сколько эстетического характера, обнаруживающие, что без замыкавшей все сущее основы в картине бытия словно чего-то недоставало и вся масса существующих вещей и явлений как бы «проваливалась» в некую бездну, что выглядело эстетически «некрасиво» (С. С. Аверинцев). Во избежание такого неблагообразия и эстетического бесчинства множественные ряды феноменов сущего должны были обрести свое завершение в едином Первоначале.
Социальная статикажесткой нормативности (диалог «Законы»)
Вдиалоге «Государство» Платон попытался найти способ соединения естественной справедливости Космоса сискусственным продуктом человеческих усилий — государством, его законами и правосудием. В «Законах» он продолжил эти попытки. «Законы» отличаются от диалога «Государство» большей детализацией воображае-
94*
мой модели и более резко выраженным духом нормативной регламентации всех сторон социальной жизни. В этом сочинении Платон, при всей его любви к мифам и привычке давать волю воображению, проявил себя довольно трезвым реалистом, сознающим несовершенство человеческой природы, заставляющей людей вести себя неблагоразумно и излишне агрессивно. Сколь бы совершенным, продуманным, детализированным ни был план идеального общественного устройства, не следует упускать из виду постоянно существующую угрозу вспышек человеческой ярости и гнева и заботиться о надежных средствах общественной безопасности. В противном случае естественные наклонности людей к эгоизму, поискам удовольствий, своекорыстию разрушат любое, даже самое совершенное государство.
Наилучшее законодательство должно быть ориентировано на требования высшего абсолютного Первоначала и соответствовать трем главным критериям: 1) ориентироваться не на войну и захват добычи, а на всеобщий мир и справедливость; 2) всемерно способствовать здоровью, силе и красоте граждан как главным человеческим благам; 3) иметь своей целью важнейшие божественные блага — здравое, разумное и мужественное состояние каждой человеческой души. Необходимым условием этого является продуманное воспитание граждан. Платоновская теория воспитания предполагает, что люди находятся во власти богов и являются чем-то вроде игрушек, кукол-марионеток, дергаемых за ниточки божественной волей. Среди этих нитей существует наиглавнейшая «золотая нить», ведущая к благу, — человеческий рассудок. Поэтому главная цель воспитания заключается в том, чтобы развивать у граждан в первую очередь рассудительность, которая включает в себя способность к соблюдению трех важнейших требований: 1) почитание богов и героев; 2) почитание родителей, как живых, так и умерших; 3) почитание всех своих сограждан. У тех, кто соблюдает их, складывается рассудительное, законопослушное правосознание.
Существует устойчивое мнение, будто Платоном в «Государстве» и «Законах» владело стремление обосновать необходимость неизменности, вечной незыблемости
. 95 •
описываемого им социального порядка. При этом забывают, что Платон пытался изобразить не земной порядок, а идею социального порядка, которая неизменна уже по своему определению. Однако Платону не удалось провести свой принцип с достаточной последовательностью и необходимой строгостью: в те картины, которые он рисовал, постоянно вторгалась земная, знакомая ему реальность. Временами он, увлекаясь, сам забывал, что описывает — то ли идею совершенного государства, то ли ее земное воплощение. Все земное, сколь бы стабильным и прочным оно ни было, не может быть вечно неизменным, и диалектик Платон, хорошо усвоивший уроки Гераклита о текучести сущего, прекрасно это понимал. Поэтому претензии к нему как чудовищному консерватору не основательны.
ПРИНЦИПЫ ПОДДЕРЖАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА (НОРМАТИВНАЯ ПЕНОЛОГИЯ) .
В «Законах» Платон представляет основные черты своей социологии наказаний. В основе его пенологии (науки о наказаниях) лежит антропологическая посылка, согласно которой люди по своей природе слабы, податливы на искушения, злы и порочны. Именно поэтому государству следует иметь эффективное, детально разработанное законодательство, которое регламентировало бы все стороны человеческого существования. Законы призваны нейтрализовать несовершенство человеческой природы и подстраховывать, оберегать общество от их разрушительных проявлений. Они должны предостерегать против возможных преступлений и грозить суровыми карами тем, кто вздумает их нарушать. Среди таких нарушителей могут оказаться не только граждане с грубой природой, не поддающейся воспитательным воздействиям, но и слуги, рабы или приезжие чужеземцы. Исходный принцип платоновской пенологии звучит твердо и однозначно: закон безмолвствует перед невиновным, но для провинившегося он громко глаголет. Наказание по закону не имеет своей целью причинение зла; его задача — делать виновного менее испорченным. Никто из совершивших те или иные
преступления не должен нигде и никогда оставаться безнаказанным. Наказания же могут быть разными — денежная пеня, палочные удары, тюремное заключение и смертная казнь.
Решение о наказании за совершенное преступление выносят судьи открытым голосованием. Они располагаются напротив обвиняемого и истца. Вначале слово предоставляется истцу, а затем ответчику. После их речей старейший из судей начинает допрос. Его вопросы дополняются вопросами других судей к обвиняемому и свидетелям. После трехдневного заседания судьи выносят свой приговор. Самого сурового наказания в государстве Платона заслуживают преступления против богов. Виновный наказывается смертью, а труп его выбрасывается за пределы страны. Далее следуют преступления против существующего государственного строя. Платон называет врагами государства тех, кто участвует в заговорах, разжигает восстания, прибегает к насилию, отказывается защищать отечество. Таких граждан судьи приговаривают к смерти.
Говоря об убийствах, Платон разделил их на невольные и насильственные. Если убийство совершено во время спортивных игр или военных упражнений, то виновный не несет уголовного наказания, а лишь проходит через обряд религиозного очищения. При намеренном, сознательном убийстве наказания подразделяются на следующие: за убийство чужого раба хозяину возмещается убыток, если же убит собственный раб, то господину достаточно одного лишь религиозного обряда очищения. Если происходит невольное убийство свободнорожденного человека, виновный должен очиститься и удалиться из отечества сроком на один год. Если же убийство совершено в приступе гнева и ярости, то убийца отправляется в изгнание на два года. Всякий убийца, не подчинившийся закону, не прошедший через очищение и осквернивший своим присутствием общественные места — рынки, площади, игрища, храмы, — может быть привлечен к суду любым из граждан и подвергнут более суровому наказанию. Если раб убьет своего господина или любого свободнорожденного, то близкие вправе сделать с убийцей все, что угодно, но ни в коем случае не оставлять
• 97 •
его в живых. Когда один из супругов в припадке гнева убивает другого, то наказанием служит изгнание из страны на три года. Эта же мера применяется в случае драматического конфликта между братом и сестрой. Если кто-то в припадке гнева убивает одного из своих родителей, то он подвергается суду по самым тяжким обвинениям в оскорблении действием, нечестии и святотатстве и заслуживает многократной смертной казни, если бы это только было возможно.
Говоря о мотивах самых тяжелых преступлений, Платон утверждал, что причиной тому часто служит наибольшее из зол — господство страсти, заставляющее душу дичать от вожделения, устремляться к ненасытному стяжанию и насилию. Яростное начало начинает господствовать в душе человека, переворачивает все в ней вверх дном и толкает на преступление с тиранической силой, которой невозможно противостоять. Признавая неодолимость этой силы для многих людей, Платон склонен к тому, чтобы в его государстве за преступления, совершенные в состоянии аффекта, карали сравнительно мягко. Самым нечестивым из всех преступлений Платон считал предумышленное убийство кровного родственника. Кроме страшного божественного возмездия убийцу ожидает суровая кара государства: его предают смерти, а обнаженное тело выбрасывают за пределы страны на отведенный для этого перекресток. Затем все должностные лица, ради очищения всего государства, должны принести по камню и бросить в голову трупа. Платон говорил и о тех, кто насильно лишает жизни себя, творя над собой неправедный суд. Государство их осуждает и не удостаивает обычной погребальной церемонии. Их хоронят отдельно от других, на пустырях, не отмечая могил ни надгробными плитами, ни надписями. В случаях, когда люди гибнут из-за каких-нибудь животных, то последних убивают и выбрасывают за пределы государства. Если же чья-то душа расстается с телом из-за неодушевленного предмета, то с последним поступают так же, как и с животным. Невиновным в убийстве следует считать того, кто ночью защищался от грабителя, старался избежать изнасилования или защищал своих ни в чем не повинных родственников.
•98*
Столь же детально, как и убийства, Платон рассматривал телесные повреждения вместе с соответствующими формами реагирования на них государства в лице судей. Наказанием в большинстве случаев становится денежный штраф различных размеров. Исключение составляет применение насилия, побои, оскорбления по отношению к отцу или матери. Такие преступления приравниваются к святотатству, и виновные осуждаются на смерть. Свидетель побоев, наносимых сыном кому-либо из родителей, не пришедший на помощь, приговаривается судом к изгнанию из страны. Если же оказавший помощь был рабом, то он становится свободным. Тот, кто уличен в жестоком обращении с родителями, изгоняется из государства. Если же он, вопреки запрету, возвращается, то его приговаривают к смерти.
Рассуждая об этих и других законах, Платон подчеркивает, что они устанавливаются в первую очередь для людей с тем, чтобы научить их жить в мире друг с другом. Те же, кто обладает неподатливой, злонравной природой и не получил воспитания, должны помнить о грозящем им суровом воздаянии, если они осмелятся нарушать законы государства.
АРИСТОТЕЛЬ: РАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Аристотель (384-322 до н. э.) — великий древнегреческий мыслитель, стоявший у истоков европейского, сугубо рационалистического стиля философствования. Он был сыном придворного врача македонского царя Филиппа. В 17 лет Аристотель поехал в Афины, где стал учеником Платона, проникся духом тех проблем, которые волновали его учителя. Спустя годы, когда он сам обрел известность как философ, его пригласили стать учителем Александра, сына македонского царя, будущего великого завоевателя. В течение четырех лет Аристотель обучал Александра риторике, поэтике, философии и другим наукам. Когда возмужавший Александр отправился в завоевательные походы, Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу,
получившую название Лицея. Он автор таких сочинений, как «Метафизика», «О душе», «Категории», «Поэтика», «Риторика», «О софистических опровержениях», «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика», «Политика», «Афинская полития» и др.
Все темы данного раздела:
ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН
Охраняется законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения издателя
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В
К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае
И ФИЛОСОФИЕЙ
Между социологией и философией нет жесткой границы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
онятием ментальности (менталитетом) обознача
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что познавательные возможности разума отнюдь не б
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО УСЛОВИЯ
П
онятие дискурс (от лат. discursus — рассуждение, логический довод, аргумент) означает коммуникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов
ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих методологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В первую очередь это принцип детерминации, требующий
Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реальность предстает в виде разнообразных коммуникативных и мотивационных коллизий — конфликтов, антагонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов
Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рациональных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци
Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуемой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фактов. Среди социологов всегда находится достаточн
ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
КАК «ДРАМА ИДЕЙ»
С
тановление и эволюция западной социологии непосредственно связаны с общей д
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и модерна. Как рациональные методологически
Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором утвердилась новорожденная социология XIX в. Она явилась частным случаем, конкре
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА
Модерн явил собой цивилизационно-культурную парадигму, существующую в оппозиции к парадигме классики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры
КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
д
ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут
Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсолютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир должного с его возвышенными идеалами, незыблемыми законами, традициями, канонами служил для них приме
У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв
Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и правовых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак
Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять любую из существующих мировоззренческих позиций или же
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Сократ (469—399 до Р. X.) — великий древнегреческий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье каменотеса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п
Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуального поиска стал живой, непосредственный диалог. Представлявший собой своеобразную микромодель культурного агона, диалог выглядел как состязание собес
Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском
Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа оснований нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо
Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам собой. Нравственности и праву необходимы надежные основания, которые пребывали бы в самом человеке, во
Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от
ПЛАТОН: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА КАК ИДЕАЛ
Платон (427-347 до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древнего аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре
Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социологическое воображение, обладавшему талантами
Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустранимом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч
Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам которого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-правовой философии. Воплотившись в классически отч
Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по обр
Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального порядка с мировым, космическим порядком. Мировое целое, состоящее из множества разнородных вещей, достигает упорядоченности благодаря не единообразию
Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, — это живые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неоднородны в зависимости от степени выраженност
Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естественным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна
Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рассматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции общественной жизни. Пятая книга этого труд
Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единообразия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпераментов, наклонностей. Психологическое разнообра
ЦИЦЕРОН: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ЗАКОНОВ
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдающийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш
Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство — планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-нормативную направленность целому ряду локальных цивилизаций и культур западного и славянского миров.
Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских заповедей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впоследствии обязательными для всех христиан; 2) н
Н. МАКИАВЕЛЛИ: АПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНОМИИ
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, политический деятель Флоренции, богатой торгово-промышленной республики. Родился в семье обедневшего а
Государь» — очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, предлагаемая им политическим деятелям, стремящимся с
Генезис номотетического метода
Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнаруживается нечто, сближающее его с анатомичес
К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ
Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время
Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и страхом насильственной смерти, стремятся обрести гарантии мира и безопасности. Это заставило их создать государство, где естественное состояние уступил
Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универсальных, абсолютных, безапелляционных предписа
Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
Гоббс указал на существование трех источников нарушений социального порядка:
1) недостаток понимания и незнание (незнание зако на, незнание приказа суверена, незнание
Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Жак Боссюэ (1627-1704)— французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным проповедником, воспитателем французского дофина, епископом. Как идеолог Контрреформац
ВОЛЬТЕР: БОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
Вольтер (1694-1778) — родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — один из его 137псевдонимов) родился в семье небогат
Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, злого, преступного, и считал причиной всего этого
Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольтера, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выступив в роли создателя нескольких драм для теа
СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного врача, получил образование в иезуитском колледже. Служил генеральным откупщиком. Основные сочинен
Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосознания и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие
Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-договорной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные преступления. Отдавая государству часть своей св
Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антропологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн
ПРИНЦИП ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде
Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естественных условий, ландшафта, климата на характер социальной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст
Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значительное социальное сочинение французского Просвещения, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен
Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открывается фразой, которой суждено было впоследствии превратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)— германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни
Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ
Давид Юм (1711-1776) — английский философ, историк, публицист. Не имея возможности получить университетское образование, приобрел обширные познания путем самообразования. Создал 8-томную «Истор
ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс
ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял кафедру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п
И ГОСУДАРСТВА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой классической философии. Родился в Штутгарте, в семье крупного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи
Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, помогая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са
Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот категорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
середины XIX в. в европейской культуре нача
О. КОНТ: РОЖДЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Огюст Конт (1798-1857) — один из создателей позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехнической школе. В молодости был учеником и секрета
Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологической теории — социальную статику и социальную динамику. Первый имеет своим предметом принципы
Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы
Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала концепция общественной солидарности, под которой он подразумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли
Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под названием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды
Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реальность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-' стые» расы — белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.
Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX—XX вв. в западной социальной мысли сложилось авторитетное направление, сыгравшее определяющую роль в формировании национал-социалистической расистской доктрины. Его идейно-теоретич
Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политологом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследования «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче
Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) связали интеллектуальные, творческие, культурные различия людей с особенностями строения человеческих ч
Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии на
В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий философ, культуролог, социолог, психолог, один из создателей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз
Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой общество развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разнообразных новшеств, подражания индивидов дру
Толпа — хаотическое сообщество
Тард внес значительный вклад в разработку психосоциологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразования, как толпа. Он рассматривал толпу как аморф
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и социальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстниками и много читал. Раннее интеллектуальное ра
Типы социальных действий
Для Вебера социология — наука, стремящаяся понять смыслы социального поведения людей путем обнаружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.
Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели действий «экономического человека». Первая — это иррационально-авантюрная модель, возникшая в глубо
Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу между правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организационном характере, в наличии организованных групп
Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традици
Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимодействие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,
Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорного происхождения государства. В его понимании государство — это не орган социального примирения враждующих группировок, не средство продвижения н
НОРМАТИВНОСТИ
Рудольф Штаммлер (1856-1938) — немецкий социолог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденц
Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окончил Венский университет. Был деканом, а затем ректором Черновицкого университета. Ему прин
Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей
Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он оказался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить.
В нем невозможно быть счастли
Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет нечто сходное с действием карающего рока, и чело
Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в
Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841—1931)— французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч
Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, открытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разработку методологии объяснений психологии взро
Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как стихию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрессивно-оборонительных импульсов и влечений, способных не только обеспечить жизнедеятельность инд
Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функционирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социального контроля он видел не только необхо
Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Достоевский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво
ДЖ. МОРЕНО: ПСИХОДРАМА КАК ТОЖДЕСТВО ЖИЗНИ И ТЕАТРА
Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время п
Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущающего поведения», Мертон предлагает выделять в социокультурных структурах, воздействующих на индивидуальную психику, две сферы элементов:
1
Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к определяемым социокультурными условиями целям и способам их достижения:
1) подчинение как пол
Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность может выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да
Л. КОЗЕР: СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Льюис Козер (р. 1913) — американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции социального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изучен
Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса:
1) из каких элементов и структур состоит современ ное общество;
2) каково место данного
X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)— испанский философ, социолог, культуролог, издатель, журналист. Получил философское образование в университетах Испании и Германии. Преподавал в
Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массовое общество» и порождаемый им тип «человека-массы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо
Lt; СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
к
' Толкотт Парсонс (1902-1979)— американский социолог, создатель структурно-функционалистского направления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон
Теория действия
Вцентре концепции Парсонса — феномен человеческого действия, под которым он понимал внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регулят
Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих определенным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр
Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу деятельности людей в сфере правовых отношений. Одни
ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)— английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был профессором Лондонской школы экономики
О. РАНК: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ
Отто Ранк (1884—1939) — австро-американский психолог, социолог, доктор философии. Был учеником и последователем Фрейда, секретарем его психоаналитического кружка, редактором психоаналитического
В. РАЙХ: СОЦИОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Вильгельм Райх (1897-1957) — австро-американский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал доктором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы
Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического характера», под которым понимал психику личности, сформировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон
Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим основанием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты
У. РОСТОУ: СТАДИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)— американский социолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр
Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная прагматика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове
ИСТОРИЧЕСКАЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд Шпенглер (1880-1936)— немецкий социальный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пессимизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия
Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как предметность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, представляет собой уникальную целостност
Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания — не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилизаций как общностей, более масштабных, чем нации
Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы — представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н
Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности является человек, обладающий сознанием, свободой, способностью к выбору, религиозностью, умением различать добро и зло и потому возвышающийся над диктатом
К. Г. ЮНГ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский психолог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университетов Цюриха, Базеля. Испытал вл
Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопределяется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универс
Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекающих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств
Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессознательные предпосылки и для нормативного поведения, которые служат чем-то вроде исходных первопринципов долженствования, базовых факторов порядка.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, социолог, философ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр
Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру личности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су
Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного поведения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми существами, будь то животное, ребенок, женщин
Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желани
Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преимущественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое видение социально-правовых проблем европейской истории
Тюрьма как социальный институт
Основная задача тюрьмы как социального института виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь
И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются научно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с привлечением познавательных средств и методов юри
Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид
Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит
П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Пьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окончил Высшую педагогическую школу в Париже. Преподавал философию, возглавлял Центр европейской социологии, издавал журнал «Ученые труды в социальн
Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гуманизма и умеренного либерализма, называя свою платформу «либеральным гуманизмом». Отвергая насильственные формы социального воздействия политических
Возможность этической реконструкции нормативных структур социальных институтов
Современное общество с его структурами и институтами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не
РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
усское необарокко, сочетающе
Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938)— культуролог, языковед, социолог. Получил образование в Московском универ
Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ: СОЦИОПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) — российский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинском и юридическом факультетах Киевского университ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ БОРЬБЫЗА ВЛАСТЬ
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) — теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов то
Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свободы, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстерегающие людей в социальной жизни, — это к
Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил традиционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и
СЛАВЯНСКОГО МИРА
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учился в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава
Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключалось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодействия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн
Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенситивная этика гедонистична и призывает: е
Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация — идеалистическая. Она занимает промежуточное место между идеациональнои и чувственной системами, играет переходную роль, являя собой своеобразное сочетание норм и ценностей о
Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительного характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы абсолютные нормативные основания, соотносящиес
Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абстрактных философем. Ей не свойственно ни постулировать какие-либо ценности и нормы, ни защищат
Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдисциплины:
1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) — это общая теория со циальных проблем, форму
Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социологии выступает доступное непосредственному наблюдению взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре
Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе права, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и считал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб
ЗАПАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1. Социология — теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4
Специфика социологического подхода
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Учебник
Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова
Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро
Новости и инфо для студентов