рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Толпа — хаотическое сообщество

Толпа — хаотическое сообщество - раздел Социология, История западной социологии Тард Внес Значительный Вклад В Разработку Психосо­циологической Теории, Объяс...

Тард внес значительный вклад в разработку психосо­циологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразова­ния, как толпа. Он рассматривал толпу как аморфную общность, самопроизвольно возникающую под влияни­ем каких-либо внешних, часто случайных факторов и на некоторое время выступающую в качестве антропо­логической целостности, охваченной единым психоло­гическим настроем. Толпа являет собой пример хаоса не абсолютного, а относительного. Ей свойственны дух стад­ности, временный паралич рационального мышления, эмоциональная напряженность, повышенная возбуди­мость, импульсивность, «легковоспламеняемость», ут­рата чувства меры, исчезновение представлений о суще­ствовании нормативных границ, безответственность, не­терпимость, иллюзорные представления о собственном всемогуществе. Внутри нее действуют суггестивные ме­ханизмы взаимной внушаемости, эмоционального взаи­мозаражения, бессознательного подражания индивидов друг другу. На какое-то время происходит уравнивание всех, кто составляет толпу, исчезают индивидуальные различия возрастного, профессионального, культурно-образовательного, социально-ролевого характера. Толпа превращается в унитарного субъекта с единой, общей направленностью социального поведения, которая зави­сит от различных случайностей физического и социаль­ного характера, в том числе от воздействий времени года, погоды, дождя, ветра, холода и т. п.

В настроениях толпы возможны резкие перепады, она не ведает середины между проклятием и благогове­нием, презрением и восторгом, между криками «да здрав­ствует!» и воплями «на виселицу!» При этом «да здрав­ствует» значит обыкновенно «да здравствует навсегда», т. е. заключает в себе пожелание божественного бессмер­тия. Но достаточно какого-нибудь пустяка, чтоб превра­тить это обоготворение в вечное проклятие. (См.: Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903. С. 28). У индивидов, ока­завшихся в составе толпы, на некоторое время как бы угасает самосознание, а руководящая роль переходит к эмоциям, движимым бессознательными импульсами.


Рольбессознательного в поведении толпы оказывается столь велика, что оттесняет на задний план проблему мотивационных обоснований ее действий, поскольку за явными мотивами всегда кроются тайные побудитель­ные причины, в которых люди не склонны признавать­ся, а за ними — еще более тайные, суть которых людям вообще неведома. На этих глубинных уровнях между множеством разных людей обнаруживается удивитель­ное сходство, которое и соединяет их в толпу и направ­ляет ее энергию в то или иное социальное русло. В толпе легко и быстро происходит нарастание отрицательных эмоций, а с ними и общей агрессивности. В возбужден­ном состоянии толпа становится невосприимчива к ра­циональным доводам нормативно-ограничительного ха­рактера и, напротив, обнаруживает обостренную вос­приимчивость к эмоциональным вспышкам и склонность к аффективным взрывам стихийно-деструктивного ха­рактера.

Если в обычном состоянии человек легко справляет­ся с собственными агрессивными эмоциями и успешно их подавляет, то во время его пребывания в составе толпы те же механизмы самоконтроля уже не срабаты­вают и он оказывается в полной власти общего нарастаю­щего порыва. Чаще всего в толпе доминируют склонно­сти к деструктивным проявлениям психической и дея­тельной энергии индивидов. Этому способствует состояние анонимности, которое испытывает практически каждый из тех, кто находится в ее составе. Анонимность, в свою очередь, порождает ощущение свободы от ответственно­сти за свои действия. В условиях социальных кризисов именно толпы совершают акты вандализма и жестоко­сти, являются виновниками погромов, поджогов, грабе­жей, массовой резни и т. п.

Тард высоко ценил работы И. Тэна о социальном поведении якобинцев, поставившего проблему коллек­тивных преступлений, совершаемых возбужденными, не отдающими себе отчета толпами. Сам Тард высказал мысль о существовании определенного количественно­го барьера или критической массы, по достижении ко­торой сообщество превращается в неуправляемую мас­су, склонную к нарушениям социальных норм. Попут-

•214<


но он приводил характерное наблюдение одного из кол­лег-профессоров: «Аудитория из молодых людей юри­дического и всякого другого факультета всегда бывает внимательна и почтительна, когда она не особенно мно­гочисленна; если же вместо двадцати или тридцати че­ловек их наберется сотни две-три, то они часто переста­ют уважать и слушать своего профессора и поднимают шум. Но разделите на четыре группы по двадцати пяти человек сотню непокорных и буйных студентов, и вы получите четыре аудитории, полные внимания и по­чтительности». (Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903. С. 32). Тард к этому добавляет: «Горделивое сознание своей численности именно и опьяняет людей, собрав­шихся вместе». (Там же. С. 32).

Коллективная душа толпы, в которой на время ра­створились души, интеллекты, воли отдельных индиви­дов, пребывает в хаотическом состоянии. В ней образы беспорядочно сменяют друг друга. «Оставаясь бессвяз­ными, они наслаиваются друг на друга или укладывают­ся рядом без всякой связи, как в мозгу спящего и загип­нотизированного человека, и каждый из них поочередно овладевает всею областью внимания». (Там же. С. 147). Для того, чтобы этот хаос приобрел определенную со­циальную конфигурацию и подчинился какому-то си­ловому вектору, толпе необходимы вожаки. Таковые в ней всегда обнаруживаются. Толпа, словно повинуясь какому-то своему глубинному инстинкту, выталкивает на поверхность индивида, берущего на себя эту роль. Его фигура становится центром, ядром, вокруг которо­го «броуновское движение» аффективных состояний, настроений и действий обретает подобие какой-то кон­фигурации. Вожаком может оказаться и человек, от­нюдь не случайный, а уже подготовленный к этой роли, живущий некой идеей и одолеваемый страстью вопло­тить ее в жизнь.

Тард выделял два типа таких лидеров. Первый — это индивиды, обладающие стойкой, упорной волей, спо­собные как угодно долго двигаться к поставленной цели, невзирая ни на какие преграды и опасности. К ним он относил апостола Павла, пророка Мухаммеда, Колум­ба. Такой вожак-лидер способен видеть в толпе одно из

• 215 •


орудий осуществления своих планов, и потому он с го­товностью встает во главе массы, надеясь направить ее энергию в нужное ему русло. Вожак подобного типа, как правило, лишен ярко выраженного инстинкта само­сохранения, фанатично предан своей идее, готов прине­сти ей в жертву что угодно и кого угодно, включая собственную жизнь. Он глух к рассудочным контрдово­дам, его невозможно поколебать, подкупить, согнуть, его волю нельзя сломить. Все это придает его воззвани­ям огромную внушающую силу. Его слова производят гипнотический эффект, и толпа, возбужденная его реча­ми, готова слепо повиноваться ему и идти за ним с рав-^ ным энтузиазмом и на подвиги, и на преступления. Вто- J рой тип вожаков — это люди, способные лишь на крат-: кий миг общего эмоционального подъема возглавить толпу. В обыденной жизни они могут быть слабыми и незначительными. Их порыв оказывается краток, а их дерзость быстро угасает, натолкнувшись на сильное и твердое сопротивление противника.

И. ТЭН И Ж. ГЮЙО: СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Генезис социологии искусства

Социология искусства складывалась в самостоятель­ную отрасль социологической науки на протяжении ис­торического периода, охватывающего конец XVIII в. и большую часть XIX в. Она возникла как дисциплина, существующая в двух связанных между собой формах — теоретической и эмпирической и исследующая при по­мощи собственного теоретического и эмпирического ин­струментария прямые и обратные детерминационные свя­зи искусства с социальной реальностью.

У истоков западноевропейской социологии искусст­ва стоят И. И. Винкельман (1717-1768) и И. Г. Гердер (1744—1803). Так, Винкельман в своей работе «История искусства древности» (1763) исследовал античную худо­жественную жизнь в свете принципа социально-полити­ческого детерминизма. По его мнению, древнегреческое искусство развивалось и приобретало свои особенные чер­ты в прямой зависимости от состояния политической свободы в греческих полисах. Причины слабой развито-

•216*


I сти оригинального художественного начала в древне­римской культуре заключаются в том, что основные ду­ховно-практические силы римлян были устремлены в сферы государственно-завоевательной политики.

Гердеру удалось углубить трактовку Винкельмана: он утверждал, что, вдобавок к стимулирующей роли рес­публиканского строя, в Древней Элладе действовало и то, что полисы нуждались в талантливых художниках для украшения городов и храмов. К этому фактору дей­ственности социального заказа прибавлялось и то, что греки обладали развитыми художественными потребно­стями и нуждались в искусстве и художниках.

В середине XIX в. с возникновением позитивистской социологии О. Конта и Г. Спенсера художественная сфе­ра социальной жизни становится предметом специаль­ных социологических исследований в работах И. Тэна и Ж. Гюйо (1854-1888) и др.

И. Тэн

Ипполит Тэн (1828-1893) — французский историк, философ, социолог, автор исследований «История анг­лийской литературы», «Происхождение современной Франции» и др. В работе «Философия искусства» (1880) Тэн рассматривал искусство в свете методологических принципов социологического позитивизма. Он стремился при помощи контовского физикализма, т. е. с естествен­нонаучных позиций выявить основные закономерности развития художественной жизни общества. Каждое явле­ние искусства представало у него как причинно обуслов­ленный социальный факт, связанный многими детерми-национными воздействиями с общественным целым.

От Спенсера Тэн заимствовал взгляд на взаимовлия­ния социальных целостностей как на взаимодействие живых организмов. Он утверждал, что искусство связа­но с обществом как растение с породившей его почвой. Эта связь, представленная в социологическом аспекте, выглядит опосредованной тремя звеньями:

1) идеями, нравами, психологией эпохи;

2) определенными художественным школами;

3) своеобразием творческих манер конкретных ху­
дожников.

• 217 •


На жизнь искусства воздействуют условия существо­вания людей, особенности пережитых народами истори­ческих, политических событий, своеобразие сложивших­ся национальных характеров. Каждая эпоха в социаль­ной истории цивилизации выдвигает на передний план какие-то отдельные виды искусства, стимулирует не все, а лишь некоторые формы творчества, оказывая им как бы свое предпочтение. Так, европейская античность выд­винула на передний план скульптуру. Христианско-фео-дальный мир способствовал первостепенному развитию архитектуры. Абсолютизм XVII—XVIII вв. оказал суще­ственное влияние на развитие театра, а промышленно-демократический дух XIX в. стимулировал развитие и широкое распространение музыкального искусства.

Ж. Гюйо

Ж. Гюйо, автор исследования «Искусство с точки зрения социологии» (1889), уделил преимущественное внимание коммуникативным аспектам социального су­ществования искусства. Он полагал, что предназначе­ние искусства состоит в том, чтобы укреплять внутрен­ние связи социального организма. Для этого оно проду­цирует и стимулирует социально-эстетические эмоции и тем самым способствует упрочению начал солидарности между людьми. Под влиянием получивших в это время широкое распространение социально-экономических док­трин Гюйо выстраивает концепцию воздействия эконо­мических законов спроса и предложения на художествен­ную жизнь общества. Он не обходит вниманием и про­блему воздействия социально-политических факторов, полагая, что политическая жизнь не только дает худож­нику разнообразный материал для его произведений, но и определенным образом влияет на их форму.

М. ВЕБЕР:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История западной социологии

ББК Б... Бачинин В А Сандулов Ю А... Б История западной социологии Учебник СПб Издательство Лань с Мир куль туры истории и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Толпа — хаотическое сообщество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае

И ФИЛОСОФИЕЙ
Между социологией и философией нет жесткой гра­ницы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА онятием ментальности (менталитетом) обознача­

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что по­знавательные возможности разума отнюдь не б

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО УСЛОВИЯ
П онятие дискурс (от лат. discursus — рассужде­ние, логический довод, аргумент) означает ком­муникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов

ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий

Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий — конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов

Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рацио­нальных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци

Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуе­мой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фак­тов. Среди социологов всегда находится достаточн

ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ КАК «ДРАМА ИДЕЙ» С тановление и эволюция западной социологии не­посредственно связаны с общей д

СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и мо­дерна. Как рациональные методологически

Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором ут­вердилась новорожденная социология XIX в. Она яви­лась частным случаем, конкре

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА
Модерн явил собой цивилизационно-культурную па­радигму, существующую в оппозиции к парадигме клас­сики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры

КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
д ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут

Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсо­лютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир долж­ного с его возвышенными идеалами, незыблемыми зако­нами, традициями, канонами служил для них приме

У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв

Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и право­вых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак

Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять лю­бую из существующих мировоззренческих позиций или же

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Сократ (469—399 до Р. X.) — великий древнегречес­кий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье камено­теса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п

Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуально­го поиска стал живой, непосредственный диалог. Пред­ставлявший собой своеобразную микромодель культур­ного агона, диалог выглядел как состязание собес

Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском

Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо

Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам со­бой. Нравственности и праву необходимы надежные ос­нования, которые пребывали бы в самом человеке, во

Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от

ПЛАТОН: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА КАК ИДЕАЛ
Платон (427-347 до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древ­него аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре

Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социо­логическое воображение, обладавшему талантами

Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустрани­мом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч

Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам кото­рого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-право­вой философии. Воплотившись в классически отч

Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что про­исходит в социальном мире, находятся за его предела­ми. Эти причины, или сущности, имеют метафизичес­кую природу и являются чистыми формами, по обр

Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех — идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государст

Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального по­рядка с мировым, космическим порядком. Мировое це­лое, состоящее из множества разнородных вещей, дос­тигает упорядоченности благодаря не единообразию

Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, — это жи­вые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неод­нородны в зависимости от степени выраженност

Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естествен­ным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна

Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рас­сматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции обществен­ной жизни. Пятая книга этого труд

Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единооб­разия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпе­раментов, наклонностей. Психологическое разнообра

ЦИЦЕРОН: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ЗАКОНОВ
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдаю­щийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш

Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство — планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-норма­тивную направленность целому ряду локальных циви­лизаций и культур западного и славянского миров.

Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских запове­дей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впо­следствии обязательными для всех христиан; 2) н

Н. МАКИАВЕЛЛИ: АПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНОМИИ
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, по­литический деятель Флоренции, богатой торгово-промыш­ленной республики. Родился в семье обедневшего а

Государь» — очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, пред­лагаемая им политическим деятелям, стремящимся с

Генезис номотетического метода
Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнару­живается нечто, сближающее его с анатомичес

К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ
Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал ло­гику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время

Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и стра­хом насильственной смерти, стремятся обрести гаран­тии мира и безопасности. Это заставило их создать госу­дарство, где естественное состояние уступил

Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универ­сальных, абсолютных, безапелляционных предписа

Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
  Гоббс указал на существование трех источников на­рушений социального порядка: 1) недостаток понимания и незнание (незнание зако­ на, незнание приказа суверена, незнание

Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Жак Боссюэ (1627-1704)— французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным про­поведником, воспитателем французского дофина, епи­скопом. Как идеолог Контрреформац

ВОЛЬТЕР: БОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
Вольтер (1694-1778) — родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — один из его 137псевдони­мов) родился в семье небогат

Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, зло­го, преступного, и считал причиной всего этого

Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольте­ра, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выс­тупив в роли создателя нескольких драм для теа

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинен

Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосозна­ния и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие

Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-дого­ворной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные пре­ступления. Отдавая государству часть своей св

Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антро­пологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн

ПРИНЦИП ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде

Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естествен­ных условий, ландшафта, климата на характер социаль­ной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст

Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен

Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открыва­ется фразой, которой суждено было впоследствии пре­вратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)— германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни

Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ
Давид Юм (1711-1776) — английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­р

ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс

ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял ка­федру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п

И ГОСУДАРСТВА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой класси­ческой философии. Родился в Штутгарте, в семье круп­ного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи

Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, по­могая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са

Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот ка­тегорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
середины XIX в. в европейской культуре на­ча

О. КОНТ: РОЖДЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Огюст Конт (1798-1857) — один из создателей пози­тивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехничес­кой школе. В молодости был учеником и секрета

Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологи­ческой теории — социальную статику и социальную ди­намику. Первый имеет своим предметом принципы

Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящей­ся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы

Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала кон­цепция общественной солидарности, под которой он под­разумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли

Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под назва­нием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды

Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реаль­ность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-' стые» расы — белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.

Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX—XX вв. в западной социальной мыс­ли сложилось авторитетное направление, сыгравшее оп­ределяющую роль в формировании национал-социалис­тической расистской доктрины. Его идейно-теоретич

Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политоло­гом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследова­ния «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче

Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) свя­зали интеллектуальные, творческие, культурные раз­личия людей с особенностями строения человеческих ч

Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на уче­ние о политическом развитии на

В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий фило­соф, культуролог, социолог, психолог, один из создате­лей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз

Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой обще­ство развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разно­образных новшеств, подражания индивидов дру

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и со­циальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстни­ками и много читал. Раннее интеллектуальное ра

Типы социальных действий
Для Вебера социология — наука, стремящаяся по­нять смыслы социального поведения людей путем обна­ружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.

Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели дей­ствий «экономического человека». Первая — это ирра­ционально-авантюрная модель, возникшая в глубо

Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу меж­ду правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организаци­онном характере, в наличии организованных групп

Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древ­него Востока. Он видел в религии один из традици

Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимо­действие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,

Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорно­го происхождения государства. В его понимании государ­ство — это не орган социального примирения враждую­щих группировок, не средство продвижения н

НОРМАТИВНОСТИ
Рудольф Штаммлер (1856-1938) — немецкий социо­лог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Уче­ние о правильном праве», «Теория юриспруденц

Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окон­чил Венский университет. Был деканом, а затем рек­тором Черновицкого университета. Ему прин

Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей

Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он ока­зался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить. В нем невозможно быть счастли

Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В испра­вительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет не­что сходное с действием карающего рока, и чело

Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в

Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841—1931)— французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч

Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, от­крытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разра­ботку методологии объяснений психологии взро

Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность инд

Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функцио­нирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социаль­ного контроля он видел не только необхо

Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Досто­евский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво

ДЖ. МОРЕНО: ПСИХОДРАМА КАК ТОЖДЕСТВО ЖИЗНИ И ТЕАТРА
  Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время п

Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущаю­щего поведения», Мертон предлагает выделять в социо­культурных структурах, воздействующих на индивиду­альную психику, две сферы элементов: 1

Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к опре­деляемым социокультурными условиями целям и спо­собам их достижения: 1) подчинение как пол

Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность мо­жет выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да

Л. КОЗЕР: СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Льюис Козер (р. 1913) — американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции соци­ального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изуче­н

Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса: 1) из каких элементов и структур состоит современ­ ное общество; 2) каково место данного

X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)— испанский фи­лософ, социолог, культуролог, издатель, журналист. По­лучил философское образование в университетах Испа­нии и Германии. Преподавал в

Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массо­вое общество» и порождаемый им тип «человека-мас­сы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо

Lt; СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
к ' Толкотт Парсонс (1902-1979)— американский социо­лог, создатель структурно-функционалистского направ­ления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон

Теория действия
Вцентре концепции Парсонса — феномен человечес­кого действия, под которым он понимал внутренне мо­тивированное, ориентированное на внешнюю цель и под­чиняющееся нормативным регулят

Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих опре­деленным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр

Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу дея­тельности людей в сфере правовых отношений. Одни

ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)— английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был про­фессором Лондонской школы экономики

О. РАНК: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ
Отто Ранк (1884—1939) — австро-американский пси­холог, социолог, доктор философии. Был учеником и пос­ледователем Фрейда, секретарем его психоаналитическо­го кружка, редактором психоаналитического

В. РАЙХ: СОЦИОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Вильгельм Райх (1897-1957) — австро-американ­ский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал док­тором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы

Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического харак­тера», под которым понимал психику личности, сфор­мировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон

Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим ос­нованием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты

У. РОСТОУ: СТАДИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)— американский со­циолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр

Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная праг­матика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове

ИСТОРИЧЕСКАЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд Шпенглер (1880-1936)— немецкий соци­альный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пес­симизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия

Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостност

Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания — не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилиза­ций как общностей, более масштабных, чем нации

Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы — представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н

Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности являет­ся человек, обладающий сознанием, свободой, способно­стью к выбору, религиозностью, умением различать доб­ро и зло и потому возвышающийся над диктатом

К. Г. ЮНГ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский пси­холог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университе­тов Цюриха, Базеля. Испытал вл

Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универс

Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств

Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессозна­тельные предпосылки и для нормативного поведения, ко­торые служат чем-то вроде исходных первопринципов дол­женствования, базовых факторов порядка.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, социолог, фи­лософ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигран­тов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр

Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру лич­ности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су

Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного пове­дения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми суще­ствами, будь то животное, ребенок, женщин

Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жаж­ду разрушения ради разрушения, страстное желани

Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преиму­щественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое виде­ние социально-правовых проблем европейской истории

Тюрьма как социальный институт
Основная задача тюрьмы как социального институ­та виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь

И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются на­учно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с при­влечением познавательных средств и методов юри

Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид

Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит

П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Пьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окон­чил Высшую педагогическую школу в Париже. Препо­давал философию, возглавлял Центр европейской социо­логии, издавал журнал «Ученые труды в социальн

Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гума­низма и умеренного либерализма, называя свою плат­форму «либеральным гуманизмом». Отвергая насиль­ственные формы социального воздействия политических

Возможность этической реконструкции нормативных структур социальных институтов
Современное общество с его структурами и институ­тами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не

РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
  усское необарокко, сочетающе

Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразий­ского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938)— культуролог, языковед, социолог. Получил об­разование в Московском универ

Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ: СОЦИОПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) — россий­ский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинс­ком и юридическом факультетах Киевского университ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ БОРЬБЫЗА ВЛАСТЬ
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) — теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов то

Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свобо­ды, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстере­гающие людей в социальной жизни, — это к

Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил тра­диционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и

СЛАВЯНСКОГО МИРА
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учил­ся в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава

Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключа­лось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодей­ствия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн

Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенси­тивная этика гедонистична и призывает: е

Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация — идеалистическая. Она зани­мает промежуточное место между идеациональнои и чув­ственной системами, играет переходную роль, являя со­бой своеобразное сочетание норм и ценностей о

Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительно­го характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы аб­солютные нормативные основания, соотносящиес

Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абст­рактных философем. Ей не свойственно ни постулиро­вать какие-либо ценности и нормы, ни защищат

Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдис­циплины: 1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) — это общая теория со­ циальных проблем, форму

Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социо­логии выступает доступное непосредственному наблюде­нию взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре

Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе пра­ва, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и счи­тал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб

ЗАПАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1. Социология — теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4 Специфика социологического подхода

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Учебник Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги