рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Генезис номотетического метода

Генезис номотетического метода - раздел Социология, История западной социологии Макиавелли Говорил О Себе И Своем Стиле, Что Ему Свойственно Смело И Открыто ...

Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнару­живается нечто, сближающее его с анатомической виви­секцией. С аналитическим хладнокровием он обнажает и вскрывает то, что другие мыслители до него не пыта­лись выставлять на всеобщее обозрение. В трактате «Го­сударь» Макиавелли создает собирательный образ, отве­чающий его представлениям о том, каким должен быть современный политик. Одновременно он обнажает нор­мативно-ценностные структуры практического сознания своего героя. В результате в образе политика оказывает­ся представленным многое из того, что позволяет отнес­ти его к разряду веберовских «идеальных типов».

Взяв за основу эмпирическую социальную реальность, Макиавелли конструирует на ее основе умозрительный образ политика, соединяющего в себе реальные черты и желаемые качества. Согласовав различные формы суще­го и потребного, он конструирует идеально-типическую модель, в которой достигнуты пределы возможного как в логическом, так и в практически-прикладном значе­ниях. Она-то и сделала возможным появление понятия макиавеллизма. И хотя обозначаемый этим понятием тип политического поведения существовал и до Макиа­велли, но обобщение и оформление его как «смыслооб-раза», концептуального конструкта, «идеального типа» следует считать заслугой мыслителя.

«Идеально-типическая» модель криминально-полити­ческого сознания деятеля-узурпатора, прокладывающего себе путь к власти через хитроумные интриги, всевозмож­ные преступления, предстает как фрагмент более объем­ной модели аномийно-пермиссивной, доправовой социаль­ной реальности. Целое и его часть соотносятся как порож­дающая причина и рожденное следствие: умозрительный образ Государя предстает как плоть от плоти смутного времени, как существо, чувствующее себя в условиях ано­мии как рыба в воде. Между его личностью и аномийной действительностью нет никаких противоречий. Его устраи­вает тот набор возможностей по решению политических проблем, который предоставляет доправовое состояние.

• 134'


Общий метод Макиавелли можно считать номотети-ческим, поскольку он стремится отыскать общие прин­ципы политической деятельности и государственного строительства, исследуя данную социальную реальность и видя в ней лишь частный случай, дающий возмож­ность понимания типологических свойств политической практики. Он движется преимущественно путем индук­тивных умозаключений, слагая из выбранного материа­ла умозрительные конструкции. Создавая «идеальный тип» государя, Макиавелли добывал знание, которое, по его предположениям, само Затем могло бы воздейство­вать на социальную реальность, поскольку давало бы политикам инструментарий по существенному усилению их власти над обстоятельствами.

«Рассуждение на первое десятикнижие Тита Ливия»

Русский мыслитель П. И. Новгородцев считал, что в «Рассуждении» содержится наиболее полное выражение философско-политических взглядов Макиавелли и что это сочинение служит ключом к пониманию концепции трактата «Государь». Макиавелли, убежденный в том, что для лучшего понимания острых проблем современ­ности необходимо обращение к их истокам, направляет внимание на вопросы происхождения государства и за­конов. Логика его рассуждений выстраивается в соот­ветствии с позицией, напоминающей теорию обществен­ного договора. Он пишет о том, что еще в древности люди, вынужденные постоянно общаться между собой, обрели способность различать добро и зло. Понимая, что любому из них в отдельности может быть нанесен вред, они стали объединяться и устанавливать законы, пред­назначенные защищать от несправедливости и насилия, грозящих наказаниями тем, кто нарушает общий поря­док. Для поддержания устойчивого законопорядка ста­ли выбирать наиболее сильных, храбрых и разумных, чтобы подчиняться им как правителям. Так стали воз­никать государства, образовывавшиеся либо по инициа­тиве туземцев, либо пришельцами завоевателями.

В свете этого исторического экскурса Макиавелли осо­бо отмечает политический гений древних римлян. В его

• 135 •


 

глазах их стратегические и тактические таланты, обнару­жившиеся при создании Римской республики, и плоды их усилий в деле государственного строительства — собрание непревзойденных образцов для подражания. Самое луч­шее, что могут сделать политические деятели современ­ной Италии, — это учиться у древних римлян. Макиавел­ли стремится доказать, что для его родной Флоренции наилучшая форма правления — республиканская, позво­ляющая народу активно участвовать в управлении государ­ством и способная обеспечить общее процветание. Но уста­новить ее непросто из-за того катастрофического состоя­ния, в котором пребывает вся Италия и вина за которую в огромной степени ложится на католическую церковь.

Поляризованность оценок стала неотъемлемым атри­бутом отношения общественного сознания к наследию Макиавелли. Резкая критика его идей разворачивалась по религиозному, этическому и естественно-правовому направлениям. И с ней соседствовало вполне толерантное и даже поощрительное отношение к тем же идеям, оце­ниваемым с позиций юридического позитивизма и поли­тической прагматики.

Сам Макиавелли —убежденный прагматик, а не мо­ралист. Его логика реалистична и потому окрашена в мрачные тона. Он убежден в том, что бывают историчес­кие моменты, когда необходимо во имя благой цели ис­пользовать все доступные средства, в том числе амо­ральные и противоправные. Зло необходимо использо­вать и применять ради того, чтобы избежать еще больших зол. То, что неприемлемо в обычных условиях ровно текущей, цивилизованной жизни и стабильного соци­ального порядка, в критических условиях национально­го бедствия становится допустимым.

Морализирующая критика, упрекающая Макиавел­ли за его имморализм, как правило, не разграничивала этих реалий — стабильных эпох и эпох переходных, кри­зисных, катастрофических. То, что недопустимо в обыч­ных условиях, для нее оставалось недопустимым и в условиях чрезвычайных. А между тем, понять и оправ­дать Макиавелли можно лишь в том случае, если квали­фицировать его доктрину как апологию чрезвычайных средств в чрезвычайных социальных обстоятельствах.


ДЖ. ВИКО: ЦИКЛИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский со­циальный мыслитель. Был профессором риторики в уни­верситете Неаполя, королевским историографом Неапо­литанского дома Бурбонов. Автор книг «О едином нача­ле и конце всеобщего права» (1720); «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).

Вико — создатель основ социально-исторической ком­паративистики и исторической типологии цивилизаций. Барочный характер социально-философского мышления Вико проявился в его скептическом отношении к ренес-сансному антропоцентризму. По его мнению, только че­ловек, лишенный способности к познанию высших ис­тин, склонен воображать себя центром Вселенной, сре­доточием первопринципов мироздания.

Теория Вико опирается на концепцию Марка Терен-ция Варрона, делившего все время мировой истории на три основных периода — Темное Время (век богов), Бас­нословное Время (век героев) и Историческое Время (век людей). Вико сохранил это деление, считая его харак­терным для большинства народов древнего мира и в первую очередь для египтян, греков и римлян. На его основе он построил концепцию существования «Вечной Идеальной Истории» или типовой универсальной моде­ли социально-исторического развития, общей для всех государств и народов.

Существуют три основных этапа, составляющих дет­ство, юность и зрелость цивилизации. Каждому из них соответствует свое, особое состояние нравов и свой уро­вень развитости сознания людей и отношений между ними. В русле этой логики происходит передача эстафе­ты от «Божественного Авторитета» к «Человеческому Авторитету» и затем к «Авторитету Естественного Пра­ва». Пройдя через все три эпохи и исчерпав тем самым все существующие возможности и ресурсы развития, цивилизация начинает клониться к закату.

Подчеркивая различия отдельных периодов в разви­тии цивилизации, Вико стремился увидеть сквозную логику исторических метаморфоз, связывающую воеди­но все разнообразие эпох и форм. Ею оказалась логика

• 137 •


вечной повторяемости, логика круговорота, напоминаю­щая естественную цикличность смены времен года и подтвердившая старую философскую истину о единстве мироздания и о подчиненности всех естественных, со­циальных и духовных форм бытия единым ритмам и общим законам.

Т. ГОББС:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История западной социологии

ББК Б... Бачинин В А Сандулов Ю А... Б История западной социологии Учебник СПб Издательство Лань с Мир куль туры истории и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Генезис номотетического метода

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае

И ФИЛОСОФИЕЙ
Между социологией и философией нет жесткой гра­ницы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА онятием ментальности (менталитетом) обознача­

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что по­знавательные возможности разума отнюдь не б

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО УСЛОВИЯ
П онятие дискурс (от лат. discursus — рассужде­ние, логический довод, аргумент) означает ком­муникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов

ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий

Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий — конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов

Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рацио­нальных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци

Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуе­мой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фак­тов. Среди социологов всегда находится достаточн

ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ КАК «ДРАМА ИДЕЙ» С тановление и эволюция западной социологии не­посредственно связаны с общей д

СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и мо­дерна. Как рациональные методологически

Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором ут­вердилась новорожденная социология XIX в. Она яви­лась частным случаем, конкре

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА
Модерн явил собой цивилизационно-культурную па­радигму, существующую в оппозиции к парадигме клас­сики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры

КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
д ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут

Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсо­лютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир долж­ного с его возвышенными идеалами, незыблемыми зако­нами, традициями, канонами служил для них приме

У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв

Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и право­вых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак

Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять лю­бую из существующих мировоззренческих позиций или же

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Сократ (469—399 до Р. X.) — великий древнегречес­кий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье камено­теса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п

Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуально­го поиска стал живой, непосредственный диалог. Пред­ставлявший собой своеобразную микромодель культур­ного агона, диалог выглядел как состязание собес

Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском

Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо

Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам со­бой. Нравственности и праву необходимы надежные ос­нования, которые пребывали бы в самом человеке, во

Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от

ПЛАТОН: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА КАК ИДЕАЛ
Платон (427-347 до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древ­него аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре

Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социо­логическое воображение, обладавшему талантами

Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустрани­мом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч

Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам кото­рого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-право­вой философии. Воплотившись в классически отч

Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что про­исходит в социальном мире, находятся за его предела­ми. Эти причины, или сущности, имеют метафизичес­кую природу и являются чистыми формами, по обр

Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех — идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государст

Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального по­рядка с мировым, космическим порядком. Мировое це­лое, состоящее из множества разнородных вещей, дос­тигает упорядоченности благодаря не единообразию

Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, — это жи­вые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неод­нородны в зависимости от степени выраженност

Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естествен­ным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна

Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рас­сматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции обществен­ной жизни. Пятая книга этого труд

Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единооб­разия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпе­раментов, наклонностей. Психологическое разнообра

ЦИЦЕРОН: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ЗАКОНОВ
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдаю­щийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш

Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство — планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-норма­тивную направленность целому ряду локальных циви­лизаций и культур западного и славянского миров.

Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских запове­дей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впо­следствии обязательными для всех христиан; 2) н

Н. МАКИАВЕЛЛИ: АПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНОМИИ
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, по­литический деятель Флоренции, богатой торгово-промыш­ленной республики. Родился в семье обедневшего а

Государь» — очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, пред­лагаемая им политическим деятелям, стремящимся с

К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ
Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал ло­гику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время

Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и стра­хом насильственной смерти, стремятся обрести гаран­тии мира и безопасности. Это заставило их создать госу­дарство, где естественное состояние уступил

Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универ­сальных, абсолютных, безапелляционных предписа

Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
  Гоббс указал на существование трех источников на­рушений социального порядка: 1) недостаток понимания и незнание (незнание зако­ на, незнание приказа суверена, незнание

Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Жак Боссюэ (1627-1704)— французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным про­поведником, воспитателем французского дофина, епи­скопом. Как идеолог Контрреформац

ВОЛЬТЕР: БОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
Вольтер (1694-1778) — родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — один из его 137псевдони­мов) родился в семье небогат

Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, зло­го, преступного, и считал причиной всего этого

Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольте­ра, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выс­тупив в роли создателя нескольких драм для теа

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинен

Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосозна­ния и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие

Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-дого­ворной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные пре­ступления. Отдавая государству часть своей св

Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антро­пологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн

ПРИНЦИП ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде

Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естествен­ных условий, ландшафта, климата на характер социаль­ной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст

Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен

Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открыва­ется фразой, которой суждено было впоследствии пре­вратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)— германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни

Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ
Давид Юм (1711-1776) — английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­р

ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс

ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял ка­федру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п

И ГОСУДАРСТВА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой класси­ческой философии. Родился в Штутгарте, в семье круп­ного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи

Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, по­могая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са

Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот ка­тегорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
середины XIX в. в европейской культуре на­ча

О. КОНТ: РОЖДЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Огюст Конт (1798-1857) — один из создателей пози­тивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехничес­кой школе. В молодости был учеником и секрета

Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологи­ческой теории — социальную статику и социальную ди­намику. Первый имеет своим предметом принципы

Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящей­ся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы

Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала кон­цепция общественной солидарности, под которой он под­разумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли

Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под назва­нием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды

Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реаль­ность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-' стые» расы — белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.

Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX—XX вв. в западной социальной мыс­ли сложилось авторитетное направление, сыгравшее оп­ределяющую роль в формировании национал-социалис­тической расистской доктрины. Его идейно-теоретич

Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политоло­гом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследова­ния «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче

Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) свя­зали интеллектуальные, творческие, культурные раз­личия людей с особенностями строения человеческих ч

Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на уче­ние о политическом развитии на

В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий фило­соф, культуролог, социолог, психолог, один из создате­лей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз

Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой обще­ство развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разно­образных новшеств, подражания индивидов дру

Толпа — хаотическое сообщество
Тард внес значительный вклад в разработку психосо­циологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразова­ния, как толпа. Он рассматривал толпу как аморф

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и со­циальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстни­ками и много читал. Раннее интеллектуальное ра

Типы социальных действий
Для Вебера социология — наука, стремящаяся по­нять смыслы социального поведения людей путем обна­ружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.

Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели дей­ствий «экономического человека». Первая — это ирра­ционально-авантюрная модель, возникшая в глубо

Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу меж­ду правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организаци­онном характере, в наличии организованных групп

Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древ­него Востока. Он видел в религии один из традици

Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимо­действие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,

Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорно­го происхождения государства. В его понимании государ­ство — это не орган социального примирения враждую­щих группировок, не средство продвижения н

НОРМАТИВНОСТИ
Рудольф Штаммлер (1856-1938) — немецкий социо­лог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Уче­ние о правильном праве», «Теория юриспруденц

Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окон­чил Венский университет. Был деканом, а затем рек­тором Черновицкого университета. Ему прин

Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей

Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он ока­зался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить. В нем невозможно быть счастли

Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В испра­вительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет не­что сходное с действием карающего рока, и чело

Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в

Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841—1931)— французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч

Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, от­крытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разра­ботку методологии объяснений психологии взро

Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность инд

Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функцио­нирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социаль­ного контроля он видел не только необхо

Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Досто­евский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво

ДЖ. МОРЕНО: ПСИХОДРАМА КАК ТОЖДЕСТВО ЖИЗНИ И ТЕАТРА
  Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время п

Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущаю­щего поведения», Мертон предлагает выделять в социо­культурных структурах, воздействующих на индивиду­альную психику, две сферы элементов: 1

Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к опре­деляемым социокультурными условиями целям и спо­собам их достижения: 1) подчинение как пол

Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность мо­жет выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да

Л. КОЗЕР: СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Льюис Козер (р. 1913) — американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции соци­ального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изуче­н

Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса: 1) из каких элементов и структур состоит современ­ ное общество; 2) каково место данного

X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)— испанский фи­лософ, социолог, культуролог, издатель, журналист. По­лучил философское образование в университетах Испа­нии и Германии. Преподавал в

Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массо­вое общество» и порождаемый им тип «человека-мас­сы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо

Lt; СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
к ' Толкотт Парсонс (1902-1979)— американский социо­лог, создатель структурно-функционалистского направ­ления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон

Теория действия
Вцентре концепции Парсонса — феномен человечес­кого действия, под которым он понимал внутренне мо­тивированное, ориентированное на внешнюю цель и под­чиняющееся нормативным регулят

Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих опре­деленным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр

Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу дея­тельности людей в сфере правовых отношений. Одни

ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)— английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был про­фессором Лондонской школы экономики

О. РАНК: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ
Отто Ранк (1884—1939) — австро-американский пси­холог, социолог, доктор философии. Был учеником и пос­ледователем Фрейда, секретарем его психоаналитическо­го кружка, редактором психоаналитического

В. РАЙХ: СОЦИОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Вильгельм Райх (1897-1957) — австро-американ­ский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал док­тором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы

Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического харак­тера», под которым понимал психику личности, сфор­мировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон

Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим ос­нованием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты

У. РОСТОУ: СТАДИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)— американский со­циолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр

Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная праг­матика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове

ИСТОРИЧЕСКАЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд Шпенглер (1880-1936)— немецкий соци­альный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пес­симизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия

Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостност

Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания — не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилиза­ций как общностей, более масштабных, чем нации

Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы — представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н

Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности являет­ся человек, обладающий сознанием, свободой, способно­стью к выбору, религиозностью, умением различать доб­ро и зло и потому возвышающийся над диктатом

К. Г. ЮНГ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский пси­холог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университе­тов Цюриха, Базеля. Испытал вл

Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универс

Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств

Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессозна­тельные предпосылки и для нормативного поведения, ко­торые служат чем-то вроде исходных первопринципов дол­женствования, базовых факторов порядка.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, социолог, фи­лософ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигран­тов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр

Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру лич­ности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су

Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного пове­дения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми суще­ствами, будь то животное, ребенок, женщин

Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жаж­ду разрушения ради разрушения, страстное желани

Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преиму­щественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое виде­ние социально-правовых проблем европейской истории

Тюрьма как социальный институт
Основная задача тюрьмы как социального институ­та виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь

И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются на­учно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с при­влечением познавательных средств и методов юри

Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид

Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит

П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Пьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окон­чил Высшую педагогическую школу в Париже. Препо­давал философию, возглавлял Центр европейской социо­логии, издавал журнал «Ученые труды в социальн

Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гума­низма и умеренного либерализма, называя свою плат­форму «либеральным гуманизмом». Отвергая насиль­ственные формы социального воздействия политических

Возможность этической реконструкции нормативных структур социальных институтов
Современное общество с его структурами и институ­тами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не

РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
  усское необарокко, сочетающе

Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразий­ского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938)— культуролог, языковед, социолог. Получил об­разование в Московском универ

Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ: СОЦИОПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) — россий­ский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинс­ком и юридическом факультетах Киевского университ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ БОРЬБЫЗА ВЛАСТЬ
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) — теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов то

Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свобо­ды, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстере­гающие людей в социальной жизни, — это к

Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил тра­диционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и

СЛАВЯНСКОГО МИРА
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учил­ся в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава

Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключа­лось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодей­ствия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн

Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенси­тивная этика гедонистична и призывает: е

Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация — идеалистическая. Она зани­мает промежуточное место между идеациональнои и чув­ственной системами, играет переходную роль, являя со­бой своеобразное сочетание норм и ценностей о

Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительно­го характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы аб­солютные нормативные основания, соотносящиес

Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абст­рактных философем. Ей не свойственно ни постулиро­вать какие-либо ценности и нормы, ни защищат

Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдис­циплины: 1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) — это общая теория со­ циальных проблем, форму

Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социо­логии выступает доступное непосредственному наблюде­нию взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре

Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе пра­ва, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и счи­тал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб

ЗАПАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1. Социология — теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4 Специфика социологического подхода

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Учебник Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги