рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная статика и динамика

Социальная статика и динамика - раздел Социология, История западной социологии Конт Выделил Два Важных Проблемных Комплекса И, Соответственно, Два Содержате...

Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологи­ческой теории — социальную статику и социальную ди­намику. Первый имеет своим предметом принципы со­циального порядка и законы существования устойчи­вых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени, скрепляемых воедино чувства­ми солидарности, договорными отношениями, взаимны­ми интересами, морально-правовыми и политико-идео­логическими нормами. К таким структурам Конт отно­сил семью, социальную группу, класс, организацию, нацию, государство. Социальная динамика — это область изучения законов последовательности, эволюции соци­альных форм, сменяемости структур и систем, обуслов­ленной естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов.

Конт сформулировал «закон трех стадий», согласно которому вся история мировой цивилизации предстает как динамика трехступенчатого прогрессивного восхож­дения. Первой ступени, теологической, соответствовали военно-авторитарные формы государственности с пред­ставлениями о божественном происхождении правите­лей, с различными формами веры в сверхъестествен­ное — фетишизмом, политеизмом, монотеизмом.

Вторая, метафизическая эпоха, начавшаяся вместе с Возрождением, породила философские теории, объясняю­щие сущее при помощи различных абстрактно-спекуля­тивных принципов, расшатывающие веру в божествен­ную природу верховной власти, плодящие разрушитель­ные воззрения, подрывающие устои социально-правового порядка.


Третья, позитивная ступень берет свое начало в се­
редине XIX в. В этот период ведущими методами позна­
ния становятся наблюдение и эксперимент. Теории ут-
рачива -±ую абстрактность и приближаются к нуж-

дам практики. Интенсивно развивается промышленность, оказывающая все большее влияние на социальную жизнь. С этой ступенью и с развитием позитивных знаний, сво­бодных от влияний религии и метафизики, Конт связы­вает надежды на установление надежных, устойчивых форм правопорядка.

В условиях господства позитивных знаний меняет­ся взгляд на историческую динамику нормотворчества. Все новое в этой сфере и в первую очередь законы права рассматриваются теперь уже не как нечто произ­водное от трансцендентных или априорных представ­лений, а как результат непосредственного социального опыта.

К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС:

СОЦИОЛОГИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО АКТИВИЗМА

Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основопо­ложник влиятельного философского и политического направления — марксизма. Родился в прусском городе Трире, в еврейской семье адвоката, принявшего проте­стантскую веру. Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Защитил в Иенском университете докторскую диссертацию по философии Демокрита и Эпикура. Мечтал о карьере университет­ского профессора, но власти, считавшие его политиче­ски неблагонадежным, не позволили ему заниматься преподавательской деятельностью. Значительную часть жизни провел в эмиграции, в Англии.

Основные сочинения: «К критике гегелевской фило­софии права. Введение» (1843); «Святое семейство» (1845); «Немецкая идеология» (1846); «Нищета философии» (1847); «Манифест коммунистической партии» (1848);. «Классовая борьба во Франции» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «К критике политиче­ской экономии. Предисловие» (1859); «Капитал» (выход

• 189 •


в свет трех томов в 1867, 1885, 1894 гг.); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской програм­мы» (1875) и др. Часть работ была написана Марксом совместно с Ф. Энгельсом.

Методологические принципы

Маркс — рационалист и систематик, стремившийся вместить весь материал своих рассуждений в строгие формулы мыслящего разума. Его теоретические и, в ча­стности, нормативно-ценностные построения подчиня­ются нескольким исходным принципам.

1. Принцип позитивизма (антиметафизичности). Для
Маркса не существовали ни метафизическая реальность,
ни сверхчувственные абсолюты. Он воспринимал только
сугубо земные реалии и был уверен в их познаваемости.
Не ведавший чувства робости перед непознаваемыми глу­
бинами бытия, он находился во власти гностического
сверхоптимизма, чреватого иллюзиями фиктивного все­
знания и всемогущества. Он рассматривал общество как
объект преобразовательных усилий человека, а в чело­
веке видел живую «сверхмашину», приспособленную для
осуществления социальных авантюр. Его не занимала
экзистенциальная проблематика, вытесненная из поля
зрения убежденностью в однозначной социальной задан-
ности и ориентированности всех человеческих устремле­
ний. Отвергая метафизику как миросозерцательную па­
радигму, Маркс не смог, однако, элиминировать метафи­
зическое содержание из собственной доктрины, которое
присутствовало в ней, по словам Н. А. Бердяева, в виде
мрачного демонизма, веры в творческую силу зла, нена­
висти к Богу, враждебного отношения к вечности, при­
вязанности к бытию временному и бессмысленному, а
также как отрицание абсолютной ценности человечес­
кой личности.

2. Принцип негативизма. Теория Маркса — феномен
постклассической культуры нарождающегося модерна.
Она возникает на почве распада классических тради­
ций. Марксу ближе всего антагонистически ориентиро­
ванный способ мироотношения, содержащий в себе силь­
ный деструктивный компонент и предполагавший сугу­
бо негативистское отношения к тем нормам и ценностям,

190*


которые не вписывались в круг его агрессивно-авангар­дистских представлений. Его не устраивал тот путь, ко­торым шла до сих пор мировая цивилизация. Он резко отрицательно относился к большинству классических социально-философских систем, построенных на «идеа­листической» основе, отвергал традиционную христиан­скую систему норм и ценностей, а с ней и принципы классического гуманизма, считая его «абстрактным», оторванным от реалий социальной практики. Не прини­мал универсальных принципов христианской нравствен­ности и естественного права.

3. Принцип социоцентризма. Ранний Маркс являлся
антропоцентристом, видел в человеке высшее существо,
которое способно не просто самоутвердиться в мире за
счет своих сущностных сил, но и преобразовать его в
соответствии со своими притязаниями и нуждами. Зре­
лый Маркс переместил доминанту, в результате чего его
доктрина обрела черты социоцентризма, где социальное
довлеет над индивидуальным, исчезло право личности
на нравственную автономию, пропали основания для ува­
жения к ней и интерес к исследованию ее глубинных
структур. Проблемы существования социальных общно­
стей и в первую очередь классов с противоположными
экономическими интересами стали главным предметом
его исследований.

4. Принцип экономического детерминизма. Соглас­
но философии Маркса, миром правят не любовь и не
голод, а социальная необходимость в форме материально-
экономических интересов, безраздельно владеющих
людьми. Диктат этих интересов столь же беспощаден,
как и диктат инстинктов. Характер экономической де­
терминации всепроникающ и определяет тип общества,
его культуру и все стороны социальной и духовной
жизни. Существует пять исторических разновидностей
социальных отношений и столько же типов обществен­
ных систем или общественно-экономических форма­
ций — первобытнообщинная, рабовладельческая, фео­
дальная, капиталистическая и коммунистическая. Они
связаны между собой логикой линейного, поступатель­
ного прогресса, где каждая последующая ступень выше
предыдущей.

• 191 •


5. Принцип внеморальности. Будучи конкретной м<> дификацией более широкого принципа негативизма, дан ный принцип позволил Марксу оправдать насилие кш способ достижения политических целей. Насилие пр-вратилось в ключевую формулу марксизма, придающу характерную направленность понятиям классовой бор) бы, революционного террора, пролетарской диктатурь В трактовке этих понятий Маркс шел по следам Маки; велли и Гегеля. От первого он взял принцип «цель onpai дывает средства», а от второго — идею зла как способ достижения добра. Важным свидетельством имморалист ских ориентации Маркса явилось его явное равнодушш к морально-этической проблематике, выразившееся в от сутствии сколько-нибудь существенных работ по этике Мотивы борьбы, принципы диктатуры, нетерпимости, идеи воли к власти не оставляли места для мотивов любви, милосердия, толерантности. Все они отвечали особенностям властной натуры самого Маркса, душа ко­торого была более открыта стихиям гнева и ненависти, чем любви (С. Н. Булгаков). В итоге марксизм обрел черты прямой апологетики «революционного» насилия и террора, подвел грандиозную теоретическую платфор­му под практику массовых политических преступлений.

Социальная история

Исходная посылка социальной теории Маркса отда­ленно напоминает евангельский тезис «мир лежит во зле» и гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено не­справедливо. Отсюда следовал решительный практичес­кий вывод: социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикаль­ных революционных средств. Человечеству потребова­лось миновать три общественно-экономические форма­ции — первобытнообщинную, рабовладельческую, фео­дальную, чтобы на современном этапе капитализма обрести реальную возможность для уничтожения неспра­ведливых социальных отношений. Это должен сделать самый революционный из классов — пролетариат. Уста­новив в ходе революции собственную диктатуру, он нач­нет продвигаться к бесклассовому обществу — комму-

192»


низму. Рассуждая в этих терминах о социально-истори-чгском процессе, Маркс фиксировал в основном его внеш­нюю сторону, проявляющуюся в борьбе классов, револю­циях и войнах. Что касается культурной наполненности исторических событий, то она чаще всего ускользала из ноля его зрения. В тех же случаях, когда все же заходи­ла речь об явлениях культуры, то его рассуждения огра­ничивались указаниями на их социально-экономическую детерминированность. Таким образом, для Маркса все­мирно-исторический процесс представлял собой исто­рию человеческой социальности, но не человеческой духовности.

Теория классовых антагонизмов

Согласно Марксу, индивиды, включившиеся в про­цесс общественного производства, наделенные противо­положными ролями владельцев средств производства и производителей и тем самым взявшие на себя обязаннос­ти по выполнению определенных социальных функций, оказываются разведенными по разным социальным по­люсам. Логика производственных отношений ставит их в положение взаимного отчуждения и диктует каждой сто­роне свою логику социального поведения и особый стиль мироотношения. В итоге складываются общественные от­ношения, когда любое единение между антагонистами выглядит как что-то случайное, а разъединение предста­ет как норма. При этом у той стороны, что присваивает результаты труда производителей, имеется возможность присваивать также и ценности культуры. Что же касает­ся эксплуатируемых, то они, не имея таких возможнос­тей, обречены двигаться по пути утраты своей человечес­кой сущности. Поэтому классы, которым отведена подчи­ненная, страдательная социальная роль, заинтересованы в уничтожении частной собственности, в разрушении об­щественного строя, основанного на социально-экономи­ческом неравенстве и антагонизмах, а классы, занимаю­щие господствующее положение, стремятся любой це­ной сохранить строй, позволяющий им господствовать. Эта противоположная направленность устремлений чре­вата как локальными классовыми конфликтами, так и грандиозными социальными потрясениями.

• 193 •


Социальный тип пролетария

Для Маркса высшая ценность — не человек, а соци­альная общность. Наиважнейшая среди всех типов общ­ностей — класс, объединяющий людей по их отноше­нию к средствам производства и характеру участия в производственных отношениях. А среди всех классов са­мый важный и наиболее перспективный — пролетариат. Поэтому фигура пролетария заняла центральное место в марксистской доктрине. Пролетарию, как существу, ко­торое обречено при капитализме на «слабоумие и крети­низм», одичание и вымирание, нечего терять в этом мире, кроме своих цепей. Будучи обездоленным, несчастным, отверженным продуктом развития промышленной циви­лизации и распада традиционных социокультурных струк­тур, он должен отомстить неправедному миру за свою униженность. Как воплощенный феномен «возмущающе­го поведения», он обязан стремиться не к постепенному реформированию социальных отношений, не к сглажи­ванию социальных конфликтов, а к их обострению. Его долг — восстать, начать революцию, которая станет праздником для трудящихся и страшным судом для экс­плуататоров и освободит мир от социальной несправед­ливости. Потребуются огромные усилия, придется прой­ти через ожесточенные классовые бои, но великая цель оправдывает все средства. Пролетарская революция по­зволит рабочим освободить мир от зла. Установив соб­ственную диктатуру, они будут неуклонно продвигаться к бесклассовому обществу социальной справедливости. Идею диктатуры пролетариата пронизывают месси­анские настроения и энергетийные импульсы воли к вла­сти. Одновременно обнаруживается и встречное воздей­ствие: революционная теория сама призвана будить в пролетариях эту волю, подвигать их на решительное из­менение своей социальной роли, на полное уничтожение господствующих классов, их социальной среды и культу­ры. Таким образом, Маркс противопоставил христианс­кой религии распятого Бога рациональную доктрину рас­пятого богоподобного пролетария, наделил последнего мессианской ролью Спасителя, освободителя, несущего в себе огромный заряд титанизма и «активистского ка-тастрофизма» (Э. Ю. Соловьев).

. 194 •


Государство

Важное место в марксистской доктрине заняло уче­ние о государстве. Возникнув из недр родового общества н эпоху активного классового расслоения, оно преврати­лось в могучий механизм власти, рычаги которого оказа­лись в руках представителей эксплуататорских классов. Государственные институты повсеместно стали орудиями подавления эксплуатируемых масс, органами насилия, проводниками социальной несправедливости. Такой же характер обрело и право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон. Государ­ство, присвоившее себе исключительное право на приня­тие всех видов управляющих решений и на контроль за их выполнением, осуществляет свою деятельность в на­правлении, далеком от интересов широких народных масс. Пролетариат должен в процессе революции разрушить буржуазную государственную машину и тем самым соз­дать предпосылки для народного самоуправления.

Ф. Энгельс — соавтор К. Маркса

Фридрих Энгельс (1820-1895) — соратник К. Мар­кса, принимавший активное участие в создании соци­ально-философской теории, получившей название марк­сизма. Родился в семье текстильного фабриканта. При­обрел обширные познания путем самообразования. Написал совместно с Марксом большое число работ, в том числе «Манифест Коммунистической партии», «Свя­тое семейство», «Немецкая идеология». Основные сочи­нения: «Революция в науке господина Евгения Дюрин­га», или «Анти-Дюринг» (1878); «Диалектика природы» (1872-1882); «Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства» (1884).

Для Энгельса исходный исторический пункт генези­са государства и права — разложение патриархальных отношений, возникновение частной собственности, со­циального неравенства и антагонистических классов. Гос­подствующий класс собственников создал для защиты своих интересов специальный аппарат насилия — госу­дарство. Наделенное властными функциями, имеющее в своем распоряжении специальные отряды вооруженных людей (полицию), системы судопроизводства и уголовных


наказаний, государство направило их в первую очереда против эксплуатируемых масс, чтобы держать их в Ц виновении. Государство в качестве социального инсти-1 тута ориентировано на несправедливые социальные цели.] Система права в классово-антагонистическом обществе! столь же далека от идеалов общественного блага и спра-| ведливости. Поэтому в будущем бесклассовом обществе! государство и право должны исчезнуть, а регулятивную! функцию будет выполнять мораль. Социально-истори-] ческим рубежом, отделяющим несправедливую государ-; ственность с ее лживым и продажным буржуазным пра­вом, от справедливого коммунистического общества, яв­ляется пролетарская революция.

Г. СПЕНСЕР: ОБЩЕСТВО КАК ОРГАНИЗМ

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский фило­соф и социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса. Основные со­чинения: «Основания психологии» (1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876—1896); «Основания этики» (1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.

Органический подход к обществу

Спенсер опирался на идею сходства социальных сис­тем с живыми организмами. Органический подход к об­ществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостнос­ти, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. В свете эволю-ционно-органического подхода главной задачей индиви­дов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологи­ческих организмов. Данное обстоятельство рождало важ­ное требование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.

• 196>


Существование социального организма находится во ! Власти двух процессов — дифференциации и специали-i.iции. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению ■ груктур, позволяет материальным и духовным фор­мам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует чвозникновению специализиро­ванных социальных «органов». Из последних образует-ся целостная система жизнеобеспечения, где каждый ♦ орган» выполняет свои особые общественные функ­ции — управляет, защищает, поддерживает порядок, обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет ду­ховные потребности сограждан и т. д.

В социальном организме существуют и активно функ­ционируют три системы жизнеобеспечения — произво­дящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и полити­ческого характера. Самым древним регулятивным сред­ством Спенсер считал «церемониальные нормы», вклю­чающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные цере­монии и т. п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходи­мой дисциплины. Основным психологическим механиз­мом, обеспечивающим действенность регулятивной сис­темы, является страх. С помощью «страха перед живы­ми» в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи «страха перед мертвыми» — религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за суще­ствование. Борьба для него — это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, по­беждает сильнейший, т. е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами ифункциями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История западной социологии

ББК Б... Бачинин В А Сандулов Ю А... Б История западной социологии Учебник СПб Издательство Лань с Мир куль туры истории и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная статика и динамика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае

И ФИЛОСОФИЕЙ
Между социологией и философией нет жесткой гра­ницы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА онятием ментальности (менталитетом) обознача­

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что по­знавательные возможности разума отнюдь не б

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО УСЛОВИЯ
П онятие дискурс (от лат. discursus — рассужде­ние, логический довод, аргумент) означает ком­муникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов

ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий

Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий — конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов

Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рацио­нальных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци

Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуе­мой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фак­тов. Среди социологов всегда находится достаточн

ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ КАК «ДРАМА ИДЕЙ» С тановление и эволюция западной социологии не­посредственно связаны с общей д

СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и мо­дерна. Как рациональные методологически

Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором ут­вердилась новорожденная социология XIX в. Она яви­лась частным случаем, конкре

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА
Модерн явил собой цивилизационно-культурную па­радигму, существующую в оппозиции к парадигме клас­сики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры

КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
д ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут

Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсо­лютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир долж­ного с его возвышенными идеалами, незыблемыми зако­нами, традициями, канонами служил для них приме

У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв

Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и право­вых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак

Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять лю­бую из существующих мировоззренческих позиций или же

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Сократ (469—399 до Р. X.) — великий древнегречес­кий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье камено­теса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п

Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуально­го поиска стал живой, непосредственный диалог. Пред­ставлявший собой своеобразную микромодель культур­ного агона, диалог выглядел как состязание собес

Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском

Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа основа­ний нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо

Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам со­бой. Нравственности и праву необходимы надежные ос­нования, которые пребывали бы в самом человеке, во

Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от

ПЛАТОН: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА КАК ИДЕАЛ
Платон (427-347 до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древ­него аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре

Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социо­логическое воображение, обладавшему талантами

Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустрани­мом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч

Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам кото­рого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-право­вой философии. Воплотившись в классически отч

Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что про­исходит в социальном мире, находятся за его предела­ми. Эти причины, или сущности, имеют метафизичес­кую природу и являются чистыми формами, по обр

Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех — идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государст

Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального по­рядка с мировым, космическим порядком. Мировое це­лое, состоящее из множества разнородных вещей, дос­тигает упорядоченности благодаря не единообразию

Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, — это жи­вые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неод­нородны в зависимости от степени выраженност

Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естествен­ным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна

Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рас­сматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции обществен­ной жизни. Пятая книга этого труд

Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единооб­разия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпе­раментов, наклонностей. Психологическое разнообра

ЦИЦЕРОН: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ЗАКОНОВ
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдаю­щийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш

Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство — планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-норма­тивную направленность целому ряду локальных циви­лизаций и культур западного и славянского миров.

Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских запове­дей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впо­следствии обязательными для всех христиан; 2) н

Н. МАКИАВЕЛЛИ: АПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНОМИИ
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, по­литический деятель Флоренции, богатой торгово-промыш­ленной республики. Родился в семье обедневшего а

Государь» — очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, пред­лагаемая им политическим деятелям, стремящимся с

Генезис номотетического метода
Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнару­живается нечто, сближающее его с анатомичес

К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ
Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал ло­гику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время

Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и стра­хом насильственной смерти, стремятся обрести гаран­тии мира и безопасности. Это заставило их создать госу­дарство, где естественное состояние уступил

Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универ­сальных, абсолютных, безапелляционных предписа

Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
  Гоббс указал на существование трех источников на­рушений социального порядка: 1) недостаток понимания и незнание (незнание зако­ на, незнание приказа суверена, незнание

Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Жак Боссюэ (1627-1704)— французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным про­поведником, воспитателем французского дофина, епи­скопом. Как идеолог Контрреформац

ВОЛЬТЕР: БОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
Вольтер (1694-1778) — родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — один из его 137псевдони­мов) родился в семье небогат

Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, зло­го, преступного, и считал причиной всего этого

Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольте­ра, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выс­тупив в роли создателя нескольких драм для теа

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного вра­ча, получил образование в иезуитском колледже. Слу­жил генеральным откупщиком. Основные сочинен

Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосозна­ния и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие

Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-дого­ворной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные пре­ступления. Отдавая государству часть своей св

Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антро­пологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн

ПРИНЦИП ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде

Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естествен­ных условий, ландшафта, климата на характер социаль­ной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст

Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значи­тельное социальное сочинение французского Просвеще­ния, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен

Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открыва­ется фразой, которой суждено было впоследствии пре­вратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)— германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни

Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ
Давид Юм (1711-1776) — английский философ, ис­торик, публицист. Не имея возможности получить уни­верситетское образование, приобрел обширные позна­ния путем самообразования. Создал 8-томную «Исто­р

ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс

ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял ка­федру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п

И ГОСУДАРСТВА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой класси­ческой философии. Родился в Штутгарте, в семье круп­ного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи

Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, по­могая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са

Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот ка­тегорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
середины XIX в. в европейской культуре на­ча

О. КОНТ: РОЖДЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Огюст Конт (1798-1857) — один из создателей пози­тивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехничес­кой школе. В молодости был учеником и секрета

Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящей­ся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы

Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала кон­цепция общественной солидарности, под которой он под­разумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли

Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под назва­нием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды

Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реаль­ность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-' стые» расы — белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.

Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX—XX вв. в западной социальной мыс­ли сложилось авторитетное направление, сыгравшее оп­ределяющую роль в формировании национал-социалис­тической расистской доктрины. Его идейно-теоретич

Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политоло­гом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследова­ния «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче

Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) свя­зали интеллектуальные, творческие, культурные раз­личия людей с особенностями строения человеческих ч

Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на уче­ние о политическом развитии на

В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий фило­соф, культуролог, социолог, психолог, один из создате­лей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз

Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой обще­ство развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разно­образных новшеств, подражания индивидов дру

Толпа — хаотическое сообщество
Тард внес значительный вклад в разработку психосо­циологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразова­ния, как толпа. Он рассматривал толпу как аморф

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и со­циальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстни­ками и много читал. Раннее интеллектуальное ра

Типы социальных действий
Для Вебера социология — наука, стремящаяся по­нять смыслы социального поведения людей путем обна­ружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.

Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели дей­ствий «экономического человека». Первая — это ирра­ционально-авантюрная модель, возникшая в глубо

Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу меж­ду правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организаци­онном характере, в наличии организованных групп

Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древ­него Востока. Он видел в религии один из традици

Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимо­действие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,

Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорно­го происхождения государства. В его понимании государ­ство — это не орган социального примирения враждую­щих группировок, не средство продвижения н

НОРМАТИВНОСТИ
Рудольф Штаммлер (1856-1938) — немецкий социо­лог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Уче­ние о правильном праве», «Теория юриспруденц

Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окон­чил Венский университет. Был деканом, а затем рек­тором Черновицкого университета. Ему прин

Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей

Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он ока­зался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить. В нем невозможно быть счастли

Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В испра­вительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет не­что сходное с действием карающего рока, и чело

Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в

Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841—1931)— французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч

Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, от­крытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разра­ботку методологии объяснений психологии взро

Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность инд

Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функцио­нирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социаль­ного контроля он видел не только необхо

Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Досто­евский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво

ДЖ. МОРЕНО: ПСИХОДРАМА КАК ТОЖДЕСТВО ЖИЗНИ И ТЕАТРА
  Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время п

Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущаю­щего поведения», Мертон предлагает выделять в социо­культурных структурах, воздействующих на индивиду­альную психику, две сферы элементов: 1

Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к опре­деляемым социокультурными условиями целям и спо­собам их достижения: 1) подчинение как пол

Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность мо­жет выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да

Л. КОЗЕР: СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Льюис Козер (р. 1913) — американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции соци­ального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изуче­н

Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса: 1) из каких элементов и структур состоит современ­ ное общество; 2) каково место данного

X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)— испанский фи­лософ, социолог, культуролог, издатель, журналист. По­лучил философское образование в университетах Испа­нии и Германии. Преподавал в

Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массо­вое общество» и порождаемый им тип «человека-мас­сы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо

Lt; СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
к ' Толкотт Парсонс (1902-1979)— американский социо­лог, создатель структурно-функционалистского направ­ления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон

Теория действия
Вцентре концепции Парсонса — феномен человечес­кого действия, под которым он понимал внутренне мо­тивированное, ориентированное на внешнюю цель и под­чиняющееся нормативным регулят

Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих опре­деленным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр

Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу дея­тельности людей в сфере правовых отношений. Одни

ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)— английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был про­фессором Лондонской школы экономики

О. РАНК: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ
Отто Ранк (1884—1939) — австро-американский пси­холог, социолог, доктор философии. Был учеником и пос­ледователем Фрейда, секретарем его психоаналитическо­го кружка, редактором психоаналитического

В. РАЙХ: СОЦИОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Вильгельм Райх (1897-1957) — австро-американ­ский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал док­тором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы

Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического харак­тера», под которым понимал психику личности, сфор­мировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон

Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим ос­нованием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты

У. РОСТОУ: СТАДИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)— американский со­циолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр

Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная праг­матика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове

ИСТОРИЧЕСКАЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд Шпенглер (1880-1936)— немецкий соци­альный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пес­симизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия

Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как пред­метность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, пред­ставляет собой уникальную целостност

Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания — не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилиза­ций как общностей, более масштабных, чем нации

Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы — представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н

Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности являет­ся человек, обладающий сознанием, свободой, способно­стью к выбору, религиозностью, умением различать доб­ро и зло и потому возвышающийся над диктатом

К. Г. ЮНГ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский пси­холог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университе­тов Цюриха, Базеля. Испытал вл

Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универс

Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств

Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессозна­тельные предпосылки и для нормативного поведения, ко­торые служат чем-то вроде исходных первопринципов дол­женствования, базовых факторов порядка.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, социолог, фи­лософ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигран­тов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр

Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру лич­ности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су

Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного пове­дения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми суще­ствами, будь то животное, ребенок, женщин

Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жаж­ду разрушения ради разрушения, страстное желани

Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преиму­щественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое виде­ние социально-правовых проблем европейской истории

Тюрьма как социальный институт
Основная задача тюрьмы как социального институ­та виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь

И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются на­учно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с при­влечением познавательных средств и методов юри

Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид

Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит

П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Пьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окон­чил Высшую педагогическую школу в Париже. Препо­давал философию, возглавлял Центр европейской социо­логии, издавал журнал «Ученые труды в социальн

Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гума­низма и умеренного либерализма, называя свою плат­форму «либеральным гуманизмом». Отвергая насиль­ственные формы социального воздействия политических

Возможность этической реконструкции нормативных структур социальных институтов
Современное общество с его структурами и институ­тами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не

РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
  усское необарокко, сочетающе

Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразий­ского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938)— культуролог, языковед, социолог. Получил об­разование в Московском универ

Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ: СОЦИОПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) — россий­ский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинс­ком и юридическом факультетах Киевского университ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ БОРЬБЫЗА ВЛАСТЬ
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) — теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов то

Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свобо­ды, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстере­гающие людей в социальной жизни, — это к

Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил тра­диционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и

СЛАВЯНСКОГО МИРА
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учил­ся в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава

Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключа­лось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодей­ствия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн

Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенси­тивная этика гедонистична и призывает: е

Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация — идеалистическая. Она зани­мает промежуточное место между идеациональнои и чув­ственной системами, играет переходную роль, являя со­бой своеобразное сочетание норм и ценностей о

Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительно­го характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы аб­солютные нормативные основания, соотносящиес

Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абст­рактных философем. Ей не свойственно ни постулиро­вать какие-либо ценности и нормы, ни защищат

Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдис­циплины: 1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) — это общая теория со­ циальных проблем, форму

Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социо­логии выступает доступное непосредственному наблюде­нию взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре

Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе пра­ва, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и счи­тал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб

ЗАПАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1. Социология — теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4 Специфика социологического подхода

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Учебник Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги