ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ БОРЬБЫЗА ВЛАСТЬ - раздел Социология, История западной социологии Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) — Теоретик И Практик Коммунисти...
Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) (1879-1940) — теоретик и практик коммунистического движения и социалистического строительства, один из ближайших соратников В. И. Ленина и ведущих «архитекторов тоталитаризма», военный вождь («Красный Наполеон») большевиков во время гражданской войны, автор идеи «перманентной мировой революции». Родился в Херсонской губернии в семье состоятельного еврея-колониста. Учился в реальных училищах вначале Одессы, а затем Николаева, где выступил создателем Южно-русского рабочего союза для борьбы за социальные права. Прошел через аресты, тюремные заключения и ссылки. В Одесской тюрьме избрал фамилию надзирателя Троцкого для собственного псевдонима. В 1902 г. в эмиграции в Лондоне познакомился с Лениным. В 1905 г. вернулся в Россию, где возглавил Петербургский совет рабочих депутатов. В 1917 г. вошел во фракцию большевиков, стал членом ЦК, принял активнейшее участие в Октябрьском перевороте. Был членом Политбюро, председателем Петроградского совета, наркомом иностранных, военных и морских дел, председателем Реввоенсовета Республики, руководителем Красной Армии в 1918-1925 гг. В 1920-е гг. боролся со Сталиным за власть в партии и государстве, потерпел поражение, был исключен из партии, сослан в Алма-Ату, а затем, в 1929 г., выдворен из СССР. Жил в Турции, Франции, Норвегии, Мексике, писал статьи и книги. Был убит сталинским агентом Р. Меркадером. Автор 80-томного литературно-публицистического наследия, в том числе книг: «Наши политические задачи (Тактические и организационные задачи)» (1904); «Терроризм и коммунизм» (1920); «Война и революция» в 2 т. (1922); «Литература и революция», «Задачи коммунистического воспитания» (1923); «Уроки Октября» (1924); «Как вооружалась революция» в 3 т. (1923-1925); «Перманентная революция» (1930); «Моя жизнь» (1930); «Сталинская школа фальсификаций: поправки и дополнения к литературе эпигонов» (1932); «Преданная революция» (1936); «Сталин» в 2 т. (1940) и др.
344*
В теоретическом наследии Троцкого отчетливо просматриваются три комплекса работ, свидетельствующие о трех основных этапах его эволюции как социального мыслителя. В первый, дореволюционный период он выступил как партийный публицист, занимавший срединную позицию между большевистским и меньшевистским крылом членов РСДРП. На втором этапе (1917-1927) Троцкий — крупнейший большевистский теоретик военного коммунизма и перманентной революции. Третий этап, включающий годы изгнания, сделал его страстным критиком сталинистской модели тоталитаризма, утвердившегося в СССР. На всех этапах для социально-политического мышления Троцкого характерны радикализм, прагматизм и утопический революционаризм, проявившиеся в апологетике идей военного коммунизма и мировой революции, в постоянном подчеркивании приоритетного положения социальной практики над теорией, в стремлении к утилитаристскому истолкованию-марксистской методологии.
В многочисленных работах Троцкого, посвященных различным аспектам феномена революции, философско-социологические установки аналитика сочетаются с идеологической, агитационно-пропагандистской риторикой партийного вождя.
Троцкий рассматривал социальную историю как смену эпох относительного равновесия и периодов его нарушения, чередующихся под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. Среди последних ведущая роль принадлежит активной деятельности человеческих субъектов, стремящихся воздействовать на обстоятельства и изменять их в соответствии со своими интересами и тем самым ускоряющих ход социальной истории.
Троцкий видел в российской цивилизации евразийское формообразование, сочетающее начала европеизма и азиатчины. Ее характерная особенность — историческая молодость и стремление догнать ушедшие вперед европейские государства, приведшие к скачкообразности развития, к тому, что Россия перескакивала со ступени на ступень, пропуская отдельные важные культурные фазы и жестоко страдая от того, что подобные скачки
• 345 •
сопровождались цивилизационными катастрофами. В духовном отношении историческое запаздывание России обрекло ее на разнообразные формы культурного эпигонства.
При анализе новообразующегося советского типа социальности Троцкий обратил внимание на особую роль партийно-государственной бюрократии в ее формировании. Инерционное воздействие психологии гражданской войны, характерное для бывших красных командиров, занявших ключевые посты в партийных и государственных структурах, фактически свело на нет дух демократизма, превратило все формальные социальные институты в оплоты бюрократизма, безраздельно господствующие над народными массами, утратившими права и свободы. Традиционная для эксплуататорских обществ бюрократия возродилась в СССР, превратилась в главного проводника неправовых принципов социального управления и общественного неравенства. Воздвиглись невиданные по мощи бастионы бюрократической власти партийно-государственной элиты, ставшей фактическим тормозом социалистического строительства в стране.
И. А. ИЛЬИН:
КОМПАРАТИВИСТСКИЙ МЕТОД В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Иван Александрович Ильин (1883—1954) — русский философ и правовед. Получил юридическое образование. Преподавал в Московском университете. В 1922 г. был приговорен большевиками к расстрелу, но затем смертная казнь была заменена отправкой в изгнание. Жил в Германии и Швейцарии, занимаясь научно-педагогической деятельностью. Исследовал, наряду с религиозно-философскими проблемами, также и социальные вопросы государственного суверенитета, природы международного права, сущности монархического и республиканского правосознания.
Основные сочинения: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918); «Учение о человеке» (1918); «О сопротивлении злу силою» (1925); «Яд большевизма» (1931); «Путь духовного обновления» (1935); «Творческая идея нашего будущего. Об основах
•346'
духовного характера» (1937); «Основы христианской культуры» (1938); «Понятия права и силы. Опыт методологического анализа»; «О монархии и республике» (опубликована посмертно в 1979 г.).
Исследуя природу «живого» общественного и индивидуального правосознания, Ильин утверждал, что в тех условиях, когда оно пребывает в неразвитом или кризисном состоянии, утратив связь с религиозными и нравственными устоями общественной жизни, вырождается и действующее в государстве позитивное право и подтачиваются основы правопорядка.
Главным трудом своей жизни Ильин считал книгу «О монархии и республике», над которой он работал более сорока лет и которая была опубликована в Нью-Йорке в незавершенном виде после его смерти.
Концепция исследования изложена с позиций принципа антитезы: два типа правосознания, монархическое и республиканское, противопоставляются друг другу по целому ряду позиций. Ильин вскрывает бессознательные тяготения в человеческой психике, стимулирующие у одних людей монархические, а у других республиканские ориентации и привязанности. Присутствуя в виде душевных склонностей, они ищут реализации во всех доступных сферах. Когда им удается проникнуть в область отношения к государственной власти и институтам права, они обретают форму либо монархического, либо республиканского правосознания.
Ильин исходит из того, что берет известный трюизм, определяющий монархию как форму наследственного единовластия, и предпринимает попытку выйти за пределы формального определения и вскрыть глубинные культурно-исторические основания монархии и монархического сознания. Исследуя природу монархических ориентации, он указывает на то, что у их истоков обнаруживается потребность людей иметь перед собой субъекта, который олицетворял бы для них все государство как целое, был бы единым, живым центром всей государственной жизни. Подобное олицетворение имеет религиозную природу, заставляя народ воспринимать власть государя как некую священную данность. Не случайно в древности повсеместно существовала вера в божественность
фараонов, императоров, царей. Монарх выступал как воплотившаяся частица божества, из чего следовало его безапелляционное право повелевать подданными и быть их верховным судьей.
Ильин обнаруживает корни монархической идеи в патриархальной психологии, для носителей которой непререкаема власть отца как высшего авторитета в вопросах семейного быта и хозяйства. Монарх — это такой же отец, но только большего масштаба. Сам Бог — это тоже отец, но уже наивысшего ранга, являющийся прародителем всего сущего. Религиозно-мифологическая, теоцентрическая природа монархического сознания проявляется в его особом, иррационально-интуитивном восприятии мира, жизни, истории, политики не как игры случайностей, но как следствия воздействий провиденциально-метафизических сил.
Монархическое сознание иерархично: его носители чтут культуру ранга и субординации в человеческих взаимоотношениях. За признанием важности иерархического мировидения стоит потребность в поиске качественных различий между социальными субъектами, стремление по достоинству оценивать их. Наивысшее качество — это совершенство. Именно высшее совершенство как абсолютную степень всех возможных качеств человек чтит в Боге. В прошлом все воспитание было устремлено к тому, чтобы научить человека мерить критерием абсолютного совершенства Бога собственное несовершенство. Это предостерегало людей от чрезмерной гордыни, самоуверенности и самовлюбленности. Люди по своей природе и духовным свойствам не равны, и полностью уравнять их никогда никому не удавалось и не удастся. Монархическое сознание признает эту разно-качественность людей и считает, что и права у них должны быть разными. Если индивиды различаются особенностями наследственности, одаренности, интеллекта, воли, воспитания, то для лучших из них должны существовать справедливые привилегии. Монархическое сознание выступает против всеобщего избирательного права, поскольку, с его точки зрения, существует много необразованных и глупых людей, чьи избирательные голоса и непродуманный выбор принесут только вред го-
сударству. Будучи изначально консервативным, монархическое сознание дорожит древними традициями. Оно не одобряет скоропалительных новаций, не склонно к радикальным реформам и идет на них лишь тогда, когда они действительно назрели.
Монархическое сознание исполнено достоинства и самоуважения, что позволяет ему без унижения повиноваться высшим и лучшим. Оно добровольно приемлет необходимость дисциплины и правовых ограничений своей деятельности. Жизнь в государстве для него не раболепная служба, а творческое служение.
Отмечая патриархальный характер монархических принципов, Ильин утверждает, что пока в социальной жизни народов будет существовать парная, моногамная семья во главе с отцом, в психологии и ценностных ори-ентациях людей неизменно будут проявляться монархические настроения, поскольку семья — это своеобразная микромодель монархии, тяготеющая к авторитарным отношениям и требующая, чтобы дети беспрекословно принимали от родителей наставления и наказания.
Сопоставляя монархию с республикой и отдавая свои симпатии первой, Ильин не считает монархические ориентации архаизмом. Прослеживающиеся за ними тысячелетние традиции мировой цивилизации сообщают им необычайную историческую устойчивость, заставляющую к ним по сей день относиться с полной серьезностью и уважением.
Там, где в народе в силу тех или иных причин слабеет потребность в олицетворенном, сакральном восприятии государственной власти, монархический склад политико-правового сознания перестает доминировать и уступает место республиканскому. Ильин вскрывает глубинные культурно-исторические корни ориентации, стимулирующих республиканско-демократические настроения широких масс. Эти ориентации присутствуют в индивидуальной и общественной психике в виде бессознательных интенций и душевных склонностей, которые ищут реализации во всех доступных сферах. Когда они вторгаются в область отношений индивидов с государством, то обретают форму республиканского политико-правового сознания.
Республиканское сознание тяготеет к растворению индивидуально-личностного начала в коллективном. Даже на ключевом посту во главе государства ему не нужна яркая индивидуальность, а предпочтительнее рядовой политик из числа обывателей, избираемый на определенный срок премьер-министром или президентом.
Республиканское сознание склонно к рассудочному толкованию мира, истории, государственности. В отличие от теоцентристски ориентированного монархического сознания, оно антропоцентрично, рационалистично и убеждено, что человеческая воля выше «природы», «судьбы», «провидения». Не случайно его носители, как правило, презирают тех, кто склонен к религиозному поклонению.
Отвергая принципы иерархии, тяготея к идее равенства, республиканское правосознание убеждено, что люди по своей природе являются равноценными существами. Если монархическое сознание фиксирует свое внимание на том, что отличает людей друг от друга, то республиканское сознание обращается прежде всего к тому, что их сближает, к сходным потребностям, интересам, требованиям равных прав и свобод. Ратуя за полное равенство, оно требует, чтобы женщинам были даны все права для активной политической деятельности. Монархическое сознание, в отличие от него, настаивает на том, что женщину не следует вовлекать в грязь и пошлость политической борьбы, так как у нее есть более важные и интимные задачи, предписанные ей природой и являющиеся драгоценными для общества и государства. Но для республиканцев естественные различия между мужчинами и женщинами отступают на задний план под натиском идеи гражданского равенства.
Республиканскому сознанию чужд консерватизм, оно не ценит традиций и не чувствует тех уз, которые связывают его с ними. Поэтому оно с готовностью приемлет любые новации, перемены и реформы. Его социальный, политический активизм носит центробежный характер и заставляет его ратовать за личные свободы, открывающие простор для индивидуальных инициатив и создающие атмосферу политической конкуренции. Республиканизм, с характерным для него дефицитом чувства ответ-
ственности за свои деяния, поощряет политический карьеризм и властолюбие, открывая для них законные пути и предлагая легитимные средства. Он фактически стимулирует стремления энергичных и предприимчивых граждан к их вхождению во властные структуры и к последующему захвату власти наиболее удачливыми из них.
Республиканские ориентации способны проявляться и помимо политико-правовых сфер. Так, например, семья, строящаяся на основании республиканских симпатий ее членов, проводит в жизнь принципы «равенства» двух и даже трех поколений, отвергает строгую дисциплину и субординацию. В школе республиканизм предпочитает «координацию» вместо субординации, пытается внести максимум товарищеского духа в отношения учеников с учителями. При этом, если у детей высокий нравственный уровень, а у преподавателей много жизненного опыта, культуры и такта, это дает хорошие плоды, но если ничего этого нет, школьное дело гибнет.
В армии принципы республиканизма совершенно неуместны, так как без субординации и дисциплины она не боеспособна. Когда в России в феврале 1917 г. на армейские подразделения попытались перенести принципы республиканской идеологии, ограничив права командиров, учредив их избирательность и подотчетность солдатам, армия молниеносно разложилась.
Исследуя социально-философские, культурно-исторические и морально-правовые грани республиканской идеи, Ильин обнаруживает целый ряд ее слабых сторон и уязвимых мест. Это заставляет его довольно сдержанно, без особого оптимизма и энтузиазма воспринимать те процессы демократизации, которые стали играть важную роль в исторических судьбах многих государств в XX в.
Г. Д. ГУРВИЧ: СОЦИОЛОГИЯ «МИКРООТНОШЕНИЙ»
Георгий Давыдович Гурвич (1894-1965) — российско-французский социолог и философ. Родился в России в семье директора банка. Учился в гимназиях Ростова и Риги. Окончил Петербургский университет. С 1918 г. профессор Томского университета. В 1921 г. эмигрировал в Европу. Преподавал в университетах Праги, Бордо,
• 351 •
Страсбурга, а также в Гарвардском и Колумбийском университетах США. В 1935 г. вышла работа Гурвича «Развитие и система социального права. История доктрины с XVII до конца XIX в.», которую он защитил как докторскую диссертацию. В 1948 г. Гурвич занял должность профессора Сорбонны, возглавил кафедру социологии. Он вел большую научно-организационную деятельность: явился основателем Лаборатории социологии познания и морали, Международной ассоциации социологов франкоязычных стран, журнала «Международные тетради по социологии». Основные сочинения: «„Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» (1915); «Фихтевская система конкретной этики» (1924); «Юридический опыт и плюралистическая философия права» (1935); «Эссе о социологии» (1938); «Социология права» (1942); «Декларация социальных прав» (1944); «Введение в исследование социологии познания» (1948); «Социология» (1947); «Социометрия во Франции и США» (1950); «Социальные детер-минизмы и человеческая свобода» (1955); «Социология К. Маркса» (1959); «Трактат по социологии» (1962); «Диалектика и социология» (1962); «Прудон, его жизнь и дело» (1965)и др.
Согласно Гурвичу, главная задача социологической науки заключается в том, чтобы изучать социальные «микроотношения» между людьми, связывающие их в разномасштабные «макрогруппы». Смыслы этих отношений определяются действием трех ведущих принципов — фатализма, детерминизма и свободы. Но если существование фатума проблематично, то наличие свободы несомненно. Общество не допускает того, чтобы свобода была абсолютна. Действие разнообразных социальных причин налагает на нее свою печать, ограничивает ее с разных сторон и сообщает действиям каждого конкретного человека в каждой отдельной ситуации особый характер. Поэтому социология должна в первую очередь исследовать эти конкретные «микрорисунки», «микросхемы» социального поведения людей и выявлять на их основе наиболее типичные модели. Из совокупностей этих типовых форм складываются общие картины социальной реальности.
Социология права — это составная часть общей социологии человеческого духа. Ее интересуют правовые реалии, пронизывающие практическую и духовную жизнь людей, и то, каковы их взаимовлияния. Гурвич выделяет следующие основные разделы социологии права: 1) систематическая социология права (исследует функциональные связи между социумом и правом); 2) генетическая социология права (изучает содержащиеся в правовых системах нормативные тенденции). Право — это позитивный порядок, реализующий принцип справедливости в конкретной социальной среде путем создания и применения совокупности многосторонних императивов и конвенций.
Значительное место в работах Гурвича занимала конфликтологическая проблематика. Он считал конфликты неустранимым атрибутом социальной жизни людей. Социум способен генерировать и аккумулировать деструктивную энергию конфликтов, давать ей накапливаться до критической степени, а затем быть свидетелем и жертвой разрушительных вспышек и взрывов. Социальные системы находятся лишь на подступах к пониманию природы конфликтов и еще очень далеки от владения искусством их блокирования или нейтрализации. Те процессы, которые помимо воли людей происходят в современном обществе и делают его все более бюрократизированным и технократическим, лишь усугубляют состояние дел, повышают степень конфликтогенности социальных отношений. Единственное, что может хоть как-то сгладить ощущение безысходности, это надежда, что развитие всех форм плюрализма, от философского до политического, проникновение во все социальные сферы принципа толерантности сделают общественную жизнь достаточно сносной.
С. Л. ФРАНК: РЕАЛИЯ ДЕСПОТИЗМА И ПРОЕКТ ТЕОКРАТИИ
Семен Людвигович Франк (1877-1950) — российский мыслитель. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучал социологию и философию в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах. Преподавал в Петербургском, Саратовском и Московском
• 353 •
университетах. После вынужденной эмиграции в 1922 г. жил в Германии, Франции, Великобритании. Основные труды: «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» (1900); «Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры» (1910);«Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915); «Душа человека (Опыт введения в философскую психологию)» (1917); «Очерк методологии общественных наук» (1922); «Живое знание» (1923); «Крушение кумиров» (1924); «Русское миросозерцание» (1925); «Ересь утопизма» (1926); «По ту сторону „правого" и „левого"», «Духовные основы общества» (1930); «Непостижимое» (1939); «П. Б. Струве», «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949); «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (1956); «С нами Бог» (1964)и др.
Все темы данного раздела:
ББК 60.5
Обложка С. ШАПИРО, А ЛАПШИН
Охраняется законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения издателя
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В
К РЕАЛИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
истории каждого конкретного общества, каж- дой локальной цивилизации сущ
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае
И ФИЛОСОФИЕЙ
Между социологией и философией нет жесткой границы. Напротив, обе дисциплины своими проблемными пространствами вторгаются и взаимопроникают друг в друга. В результате граница между ними напоминает
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
МЕНТАЛЬНОСТЬ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
онятием ментальности (менталитетом) обознача
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Многие известные мыслители признавали, что вещи и явления несут в себе гораздо больше того, что в них доступно восприятию и рациональному анализу, что познавательные возможности разума отнюдь не б
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО УСЛОВИЯ
П
онятие дискурс (от лат. discursus — рассуждение, логический довод, аргумент) означает коммуникативно-речевую практику обсуждения и рационального обоснов
ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Принцип детерминации
В распоряжении социологии имеется ряд общих методологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В первую очередь это принцип детерминации, требующий
Принцип противоречия
В свете принципа противоречия социальная реальность предстает в виде разнообразных коммуникативных и мотивационных коллизий — конфликтов, антагонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов
Принцип рационализации
Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рациональных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Раци
Принцип эмпиризма
Для того чтобы социологическая картина исследуемой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фактов. Среди социологов всегда находится достаточн
ДВЕ ЭПОХИ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
КАК «ДРАМА ИДЕЙ»
С
тановление и эволюция западной социологии непосредственно связаны с общей д
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и модерна. Как рациональные методологически
Позитивизм как социоцентризм
Вэпоху протомодерна начала складываться методо-j логия позитивизма, ставшая основанием, на котором утвердилась новорожденная социология XIX в. Она явилась частным случаем, конкре
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭПОХИ МОДЕРНА
Модерн явил собой цивилизационно-культурную парадигму, существующую в оппозиции к парадигме классики и строящую все свои определения как антитезы по отношению к определениям классической культуры
КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
д
ревнегреческие философы Протагор, Горгий, Гип-пий, Продик, Антифонт и др. называли себя учи-II ну телями мудрости (софистами) и обучали искусно шип дискут
Дух властолюбия
Самой крупной мишенью для софистов служили абсолютные ценности и нормы бытия. Заповедный мир должного с его возвышенными идеалами, незыблемыми законами, традициями, канонами служил для них приме
У истоков антроподицеи
Предприняв попытку обесценить мифологические традиции и разрушить религиозные абсолюты, софисты получили возможность поставить в центр миропорядка человека. В истории мировой культуры это была перв
Апология свободы
Софисты настаивали на отсутствии универсальных, общеобязательных нравственных требований и правовых норм. Акцентируя внимание на праве человека иметь субъективное мнение по всем вопросам, они трак
Имморализм как отрицание справедливости
Стихийно возникший в античном мире плюрализм философских идей и учений открывал перед каждым гражданином греческого полиса возможность занять любую из существующих мировоззренческих позиций или же
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Сократ (469—399 до Р. X.) — великий древнегреческий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье каменотеса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте п
Диалогическая форма социальной коммуникации
Для Сократа основным средством интеллектуального поиска стал живой, непосредственный диалог. Представлявший собой своеобразную микромодель культурного агона, диалог выглядел как состязание собес
Сократ против софистов и киников
Как некогда Солон занял-место ключевой фигуры в генезисе греческой правовой цивилизации, так Сократ ознаменовал поворотный пункт в развитии античного философско-правового сознания. Подобно афинском
Онтология номоса
Сократ утверждал, что существуют два типа оснований нравственно-правовой реальности — объективные, восходящие к космическим, божественным законам, и субъективные, связанные с познавательными спосо
Когнитивные основания человеческого номоса
Сократ полагал, что божественный номос не может утвердиться в межчеловеческих отношениях сам собой. Нравственности и праву необходимы надежные основания, которые пребывали бы в самом человеке, во
Социологемы номоса и дисномоса
Для Сократа серьезная расшатанность общественных нравов была несомненной очевидностью. Распадалась былая всеобщность коллективно-родового духа, оседали и рушились устои прежнего, унаследованного от
ПЛАТОН: СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА КАК ИДЕАЛ
Платон (427-347 до н. э.) — крупнейший мыслитель античного мира. Уроженец Афин, он происходил из древнего аристократического рода. Со стороны матери его предком был великий реформатор Солон. Одаре
Эпоха и личная судьба
«Осевое время» позволило развернуться дарованиям Платона в полной мере. Ему удалось реализоваться как мыслителю, имевшему яркое метафизическое и социологическое воображение, обладавшему талантами
Платоновский диалогический дискурс
Форма диалога, столь любимая Платоном, стала для него средством выражения представлений о неустранимом драматизме бытия, о неискоренимости жизненных противоречий и о вечной неуспокоенности человеч
Мировой и социальный порядок
Идея организованного миропорядка, законам которого должны подчиняться государство, индивиды, вся система правосудия, составляет ядро естественно-правовой философии. Воплотившись в классически отч
Учение об эйдосах
Платон полагал, что главные причины того, что происходит в социальном мире, находятся за его пределами. Эти причины, или сущности, имеют метафизическую природу и являются чистыми формами, по обр
Модель идеального государства как плод мысленного эксперимента
Эйдосы Платона, находясь в иерархической соподчи-ненности, имеют над собой самые главные и высшие из всех — идеи блага и справедливости, заставляющие все в мире стремиться к ним. Если это государст
Проблема наилучшей формы социального порядка
Для Аристотеля несомненна связь социального порядка с мировым, космическим порядком. Мировое целое, состоящее из множества разнородных вещей, достигает упорядоченности благодаря не единообразию
Типология государств как социальных организмов
Для Аристотеля государства, как и люди, — это живые организмы, соединяющие в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неоднородны в зависимости от степени выраженност
Закон и справедливость
Аристотель провел разграничение между естественным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, призна
Социальная несправедливость
Всочинении «Никомахова этика» Аристотель рассматривает как социально-этические, так и философско-правовые вопросы нормативной регуляции общественной жизни. Пятая книга этого труд
Антропосоциология
Аристотель убежден, что даже в условиях единообразия внешних условий жизни люди будут сохранять присущие им от рождения различия характеров, темпераментов, наклонностей. Психологическое разнообра
ЦИЦЕРОН: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ ЗАКОНОВ
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — выдающийся римский политический оратор, яркий социальный мыслитель. Он получил юридическое образование, стал блестящим адвокатом, сумел подняться к верш
Влияние христианства на западную цивилизацию и культуру
Христианство — планетарная религия, возникшая в I в. и придавшая общую характерную ценностно-нормативную направленность целому ряду локальных цивилизаций и культур западного и славянского миров.
Социально-нормативная основа христианского мировоззрения
Гностик Птолемей, размышляя о нормах Ветхого и Нового Заветов, выделял три вида библейских заповедей: 1) заповеди, соблюдаемые Христом и ставшие впоследствии обязательными для всех христиан; 2) н
Н. МАКИАВЕЛЛИ: АПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНОМИИ
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский социальный мыслитель, историк, драматург, поэт, политический деятель Флоренции, богатой торгово-промышленной республики. Родился в семье обедневшего а
Государь» — очерк политической социологии
Прямым следствием пренебрежительного отношения Макиавелли к христианским религиозно-нравственным заповедям стала рецептура правового нигилизма, предлагаемая им политическим деятелям, стремящимся с
Генезис номотетического метода
Макиавелли говорил о себе и своем стиле, что ему свойственно смело и открыто высказывать все, что он знает о древних и новых временах. В его стиле обнаруживается нечто, сближающее его с анатомичес
К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ
Томас Гоббс (1588-1679) — английский мыслитель. Он родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику, служил секретарем у Ф. Бэкона. Во время
Сущность государства и природа власти
Люди, движимые инстинктом самосохранения и страхом насильственной смерти, стремятся обрести гарантии мира и безопасности. Это заставило их создать государство, где естественное состояние уступил
Принципы социального общежития
Гоббс предпринял попытку сформулировать базовые нормативные принципы социального поведения, назвав их естественными законами и наделив статусом универсальных, абсолютных, безапелляционных предписа
Борьба общества и государства с угрозой саморазрушения
Гоббс указал на существование трех источников нарушений социального порядка:
1) недостаток понимания и незнание (незнание зако на, незнание приказа суверена, незнание
Ж. БОССЮЭ: ТЕОЛОГИЯ МОНАРХИИ
Жак Боссюэ (1627-1704)— французский мыслитель, философ, историк, писатель. Служил придворным проповедником, воспитателем французского дофина, епископом. Как идеолог Контрреформац
ВОЛЬТЕР: БОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
Вольтер (1694-1778) — родоначальник философии французского Просвещения, драматург, романист, поэт. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — один из его 137псевдонимов) родился в семье небогат
Социальная теология цивилизованного порядка
Убежденный в существовании верховного разума и веря в благие цели творения, Вольтер, однако, ясно видел, как много в социальном мире неразумного, злого, преступного, и считал причиной всего этого
Проблема преступления и наказания как предмет социальной метафизики
Тема преступления и наказания привлекла Вольтера, когда он обратился к анализу трагических коллизий человеческой судьбы, изображаемых искусством. Выступив в роли создателя нескольких драм для теа
СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Клод Адриан Гельвеции (1715-1771) — французский философ-просветитель. Родился в семье придворного врача, получил образование в иезуитском колледже. Служил генеральным откупщиком. Основные сочинен
Необходимость реформирования европейской пенитенциарной системы
Понять причины восхищения современников книгой Беккариа можно, лишь учитывая состояние правосознания и систем судопроизводства в европейских странах середины XVIIIв. За предыдущие
Принцип воздающей справедливости
Беккариа выступил сторонником общественно-договорной теории; с ней он связывал существование права государства на наказание граждан за совершенные преступления. Отдавая государству часть своей св
Антропосоциология наказаний
Беккариа опирается на несколько исходных антропологических принципов. Во-первых, человек обладает свободной волей, а это означает, что на преступление он может идти свободно исозн
ПРИНЦИП ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский философ, правовед, историк. В светской и общественной жизни это был знатный аристократ, барон, председатель парламента в Бордо. Он принадлежал к плеяде
Естественная и социальная детерминация
Монтескье удалось обосновать идею влияния естественных условий, ландшафта, климата на характер социальной жизни и государственного устройства. Человеческое существование подчинено естественным ст
Типология законов социального существования
Трактат Монтескье «О духе законов» — самое значительное социальное сочинение французского Просвещения, создавшее научно-теоретические предпосылки для становления позитивной социологии. Произведен
Социологема общественного договора
Трактат Руссо «Об общественном договоре» открывается фразой, которой суждено было впоследствии превратиться в афоризм: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». То есть в качестве исхо
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861)— германский исследователь, глава исторической школы права. Был профессором университетов Марбурга и Берлина. В 31 год стал ректором Берлинского уни
Д. ЮМ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ ПРИВЫЧКИ
Давид Юм (1711-1776) — английский философ, историк, публицист. Не имея возможности получить университетское образование, приобрел обширные познания путем самообразования. Создал 8-томную «Истор
ИДЕЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканс
ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял кафедру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина п
И ГОСУДАРСТВА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой классической философии. Родился в Штутгарте, в семье крупного чиновника. Окончил Тюбингенский теологи
Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, помогая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального са
Неправовые формы социальной нормативности
Гегель ввел в философско-теоретический оборот категорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отделенность от всеобщей воли и всеобщего права, под которым
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
середины XIX в. в европейской культуре нача
О. КОНТ: РОЖДЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Огюст Конт (1798-1857) — один из создателей позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпе-лье, в семье сборщика податей. Учился в Политехнической школе. В молодости был учеником и секрета
Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологической теории — социальную статику и социальную динамику. Первый имеет своим предметом принципы
Типология общественно-государственных форм
Вборьбе за выживание и самоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы
Социология морали
В учении Дюркгейма важное место занимала концепция общественной солидарности, под которой он подразумевал социальные связи, соединяющие индивидов в общественные группы. Он различал две формы соли
Суицидология
Всвоем фундаментальном исследовании под названием «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм следующим образом определил предмет своего анализа: «Самоубийством называется кажды
Социология рас Гобино
Гобино попытался рассматривать социальную реальность сквозь призму категории «раса», выделив три «чи-' стые» расы — белую (арийскую), желтую и черную, атакже несколько смешанных.
Расово-антропологическая школа последователей Гобино
На рубеже XIX—XX вв. в западной социальной мысли сложилось авторитетное направление, сыгравшее определяющую роль в формировании национал-социалистической расистской доктрины. Его идейно-теоретич
Чемберлен: апология нордического типа
Идеи Гобино были восприняты философом-политологом X. С. Чемберленом (1855-1927), автором исследования «Арийское мировоззрение». Он отводил ведущую роль арийской расе с характерным для нее нордиче
Антропометрия О. Аммона и Ж. Ляпужа
Немецкий антропосоциолог О. Аммон (1842-1916) и французский антрополог Ж. Ляпуж (1854-1936) связали интеллектуальные, творческие, культурные различия людей с особенностями строения человеческих ч
Политическая антропосоциология Вольтмана и Гумпловича
Немецкий социальный философ Л. Вольтман (1871— 1907),автор исследования «Политическая антропология: исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии на
В. ДИЛЬТЕЙ: МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — немецкий философ, культуролог, социолог, психолог, один из создателей так называемой «понимающей психосоциологии» и направления, получившего название философии жиз
Подражание и обучение
Тард выдвинул концепцию, согласно которой общество развивается в результате совокупного действия трех взаимосвязанных процессов — изобретательства разнообразных новшеств, подражания индивидов дру
Толпа — хаотическое сообщество
Тард внес значительный вклад в разработку психосоциологической теории, объясняющей возникновение и функционирование такого социального формообразования, как толпа. Он рассматривал толпу как аморф
РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог и социальный философ. Родился в семье юриста. В детстве отличался болезненностью, мало общался со сверстниками и много читал. Раннее интеллектуальное ра
Типы социальных действий
Для Вебера социология — наука, стремящаяся понять смыслы социального поведения людей путем обнаружения движущих ими причин, ибо поведение — это человеческие действия, имеющие субъективный смысл.
Рациональная и иррациональная мотивация
Исследуя социальное поведение людей в хозяйственно-экономической сфере, Вебер выявил две модели действий «экономического человека». Первая — это иррационально-авантюрная модель, возникшая в глубо
Социальная нормативность и типы господства
Вебер попытался провести отчетливую границу между правовой и моральной нормативностью. Специфику первой он увидел в ее институциональном, организационном характере, в наличии организованных групп
Социология религии
Пользуясь компаративистской методологией, Вебер занимался сравнительным изучением протестантизма и католицизма, сопоставлял иудаизм с религиями Древнего Востока. Он видел в религии один из традици
Борьба как атрибут социальной жизни
Важной закономерностью является то, что взаимодействие естественных и социальных элементов всегда ведет к тому, что более сильные стремятся подчинить своей власти слабых или же, при сопротивлении,
Антигуманная природа государства
Гумплович отвергает классическую теорию договорного происхождения государства. В его понимании государство — это не орган социального примирения враждующих группировок, не средство продвижения н
НОРМАТИВНОСТИ
Рудольф Штаммлер (1856-1938) — немецкий социолог-правовед, работавший в русле методологии марбург-ской школы неокантианства. В своих исследованиях «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденц
Е. ЭРЛИХ: КОНЦЕПЦИЯ ЖИВОГО ПРАВА
Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окончил Венский университет. Был деканом, а затем ректором Черновицкого университета. Ему прин
Метафизическаясоциология насилия
То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей
Экзистенциальная антропосоциология
Мир Кафки подобен миру Босха; он оставлен Богом на произвол судьбы. В отсутствии благой силы, он оказался во власти зла. В нем тяжело и страшно жить.
В нем невозможно быть счастли
Феномен экзекуции
Три новеллы «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии» объединены общей темой наказания и общим названием «Кары». Наказание в них имеет нечто сходное с действием карающего рока, и чело
Психосоциология страха
Феномен страха занимает в поэтике Кафки одно из ведущих мест и имеет вид ключевой психосоциологемы. Как инстинктивно-эмоциональная реакция личности на угрожающую ей опасность, страх может иметь и в
Г. Лебон: толпа как социальный субъект
Гюстав Лебон (1841—1931)— французский социолог, социальный антрополог, археолог и публицист. Один из создателей психосоциологической теории массовых форм преступности. Основные соч
Сущность психоаналитического метода
Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, открытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разработку методологии объяснений психологии взро
Бессознательные влечения
Психоанализ рассматривает бессознательное как стихию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрессивно-оборонительных импульсов и влечений, способных не только обеспечить жизнедеятельность инд
Репрессивность социального контроля
Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функционирование государства, социальных норм, культуры сквозь призму проблемы бессознательного. В системе социального контроля он видел не только необхо
Психоанализи социология литературы
В1928 г. Фрейд опубликовал исследование «Достоевский и отцеубийство». Это была программная работа, в которой создатель психоанализа продемонстрировал теоретические возможности сво
ДЖ. МОРЕНО: ПСИХОДРАМА КАК ТОЖДЕСТВО ЖИЗНИ И ТЕАТРА
Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время п
Соотношение целейи способов их достижения
Рассматривая психологический парадокс «возмущающего поведения», Мертон предлагает выделять в социокультурных структурах, воздействующих на индивидуальную психику, две сферы элементов:
1
Типология способов адаптации к целям и средствам
Согласно Мертону, возможны пять основных типов морально-психологической адаптации личности к определяемым социокультурными условиями целям и способам их достижения:
1) подчинение как пол
Деструктивная адаптация
Вглазах личности социальная действительность может выглядеть как сфера тотальной аномии, где нет смысла прилагать какие-либо усилия, ибо все равно они будут обречены на провал. Да
Л. КОЗЕР: СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ
Льюис Козер (р. 1913) — американский социолог, конфликтолог. Основные сочинения: «Функции социального конфликта» (1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); «Этапы изучен
Познавательные возможности воображения
Одна из главных задач социологии, по Миллсу, — это нахождение ответов на три вопроса:
1) из каких элементов и структур состоит современ ное общество;
2) каково место данного
X. Ортега-и-Гассет: культурсоциология поколений
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)— испанский философ, социолог, культуролог, издатель, журналист. Получил философское образование в университетах Испании и Германии. Преподавал в
Социологема современного Левиафана
Ортега-и-Гассет резко критиковал западное «массовое общество» и порождаемый им тип «человека-массы», призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия, к возврату к внерацианальным фо
Lt; СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
к
' Толкотт Парсонс (1902-1979)— американский социолог, создатель структурно-функционалистского направления в социальной теории. Родился в семье пастора. Учился в Лондон
Теория действия
Вцентре концепции Парсонса — феномен человеческого действия, под которым он понимал внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регулят
Социальная система
Из бесчисленного множества человеческих действий и взаимодействий (интеракций), соответствующих определенным социальным ролям, складывается социальная система. Парсонс сформулировал положение о тр
Нормативная регуляция и социальный порядок
Исходные универсалистские посылки и дедуктивный метод, позволяющий переходить от общих положений к конкретным фактам, открывают путь и к анализу деятельности людей в сфере правовых отношений. Одни
ОТКРЫТОГО И ЗАКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
Карл Раймунд Поппер (1902-1994)— английский философ, социолог. Преподавал в учебных заведениях Австрии, Новой Зеландии, Великобритании. Был профессором Лондонской школы экономики
О. РАНК: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ
Отто Ранк (1884—1939) — австро-американский психолог, социолог, доктор философии. Был учеником и последователем Фрейда, секретарем его психоаналитического кружка, редактором психоаналитического
В. РАЙХ: СОЦИОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Вильгельм Райх (1897-1957) — австро-американский психоаналитик, социолог. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1922 г. стал доктором медицины. Учился у Фрейда, работал с ним, бы
Сексуальность, неврозы и фашизм
Райх разработал концепцию «невротического характера», под которым понимал психику личности, сформировавшейся в условиях систематического подавления сексуальности. Человек с таким характером склон
Концепция сексуальной революции
Социальная борьба между классами имеет своим основанием стремление больших масс людей высвободить половой инстинкт из-под власти репрессивных социальных запретов. В отдельные исторические моменты
У. РОСТОУ: СТАДИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Уолт Уитмен Ростоу (р. 1916)— американский социолог, политолог, экономист. Профессор Массачусетс-кого технологического института, университета штата Техас. Один из создателей совр
Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная прагматика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Челове
ИСТОРИЧЕСКАЯ МАКРОСОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Освальд Шпенглер (1880-1936)— немецкий социальный философ и культуролог. Автор сочинений: «Пессимизм?» (1921); «Человек и техника» (1931);«Годы решения. Германия
Экзистенциальная социология присутствия «я» в мире
Для Ясперса бытие выступает в трех видах — как предметность, экзистенция и трансценденция. Человек, обладая необъективируемой «самостью» или экзистенцией, представляет собой уникальную целостност
Макросоциология цивилизаций
Главный предмет социально-исторического знания — не эволюция национальных государств и смена социально-политических систем, а жизнь локальных цивилизаций как общностей, более масштабных, чем нации
Цивилизация и религия
Человеческие представления о единстве мироздания издавна опираются на две константы — представления о едином, всемогущем Боге и вездесущем Законе. При этом одни религиозные доктрины ставили Закон н
Антропоцентризм исторической картины мира
Главным творцом исторической реальности является человек, обладающий сознанием, свободой, способностью к выбору, религиозностью, умением различать добро и зло и потому возвышающийся над диктатом
К. Г. ЮНГ: ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский психолог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университетов Цюриха, Базеля. Испытал вл
Сущность архетипа
Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопределяется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универс
Проблема мотивации
Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекающих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборств
Архетипы и социальное поведение
В содержании ряда архетипов присутствуют бессознательные предпосылки и для нормативного поведения, которые служат чем-то вроде исходных первопринципов долженствования, базовых факторов порядка.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, социолог, философ. Родился в Германии, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончил Гейдельбергский университет. В 1922 г. защитил докторскую диссертацию. Пр
Страсти и социальное поведение
Будучи интегрированы в устойчивую структуру личности, страсти могут быть либо рациональными, либо иррациональными. Рациональные страсти, такие, как, например, любовь к другому человеку, к живым су
Психосоциология садизма
Самой тяжелой разновидностью деструктивного поведения является садизм, сущность которого состоит в жажде неограниченной, абсолютной власти над живыми существами, будь то животное, ребенок, женщин
Некрофильский характер
Особое внимание Фромм уделил такому проявлению деструктивных наклонностей как некрофилия. Под ней он понимал влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желани
Археология» насилия и власти
Мировоззрение Фуко сформировалось под преимущественным воздействием идей Ф. Ницше, 3. Фрейда, Г. Башляра. В своих работах он предложил новое видение социально-правовых проблем европейской истории
Тюрьма как социальный институт
Основная задача тюрьмы как социального института виделась не в ограничении свободы индивида, а в трансформации его личности и поведения. В качестве элементарной формы дисциплинарного общества тюрь
И социологический подходы к преступности: сходство и различия
На криминологическом уровне осуществляются научно-теоретические и прикладные исследования проблем преступности. Аналитическая работа проводится с привлечением познавательных средств и методов юри
Функционалистские концепции
Функционалистскую методологию использовали в своих исследованиях западные социологи, криминологи, психологи С. Борелли, К. Дэвис, М. Клинард, У. Старк, А. Эллис и др. Ее требования предписывают вид
Феминизм как методологическая программа
С позиций феминизма проституцию исследовали С. Ларссон, А. Таксдал, Л. Финстад, К. Берри, М. Гиб-сон, Э. Маклеод и др. Феминизм как методологическая программа стремится обосновать взгляд на простит
П. БУРДЬЕ: ИСТОЧНИКИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Пьер Бурдье (р. 1930) — французский социолог. Окончил Высшую педагогическую школу в Париже. Преподавал философию, возглавлял Центр европейской социологии, издавал журнал «Ученые труды в социальн
Насилие и ненасилие в межсубъектной коммуникации
Хабермас выступает с позиций традиционного гуманизма и умеренного либерализма, называя свою платформу «либеральным гуманизмом». Отвергая насильственные формы социального воздействия политических
Возможность этической реконструкции нормативных структур социальных институтов
Современное общество с его структурами и институтами имеет жесткие насильственно-целевые ориентации. Оно оторвано от высших духовно-нравственных реалий, гуманистических ценностей. Его институты не
РУССКИЙ РЕНЕССАНС НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
усское необарокко, сочетающе
Н. С. Трубецкой
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890— 1938)— культуролог, языковед, социолог. Получил образование в Московском универ
Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ: СОЦИОПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) — российский социальный мыслитель, специалист по проблемам социологии и психологии права. Учился на медицинском и юридическом факультетах Киевского университ
Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические -основания свободы, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстерегающие людей в социальной жизни, — это к
Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил традиционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и
СЛАВЯНСКОГО МИРА
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) — русский мыслитель. Родился в семье священнослужителя. Учился в Орловской духовной семинарии и на юридическом факультете Московского университета. Преподава
Типология антагонизмов
Для Сорокина предназначение социологии заключалось в том, чтобы изучать межсубъектные взаимодействия и их социальные результаты. В фундаментальном исследовании «Система социологии» он изложил осн
Сенситивная (чувственная) цивилизация
Второй тип цивилизации именуется Сорокиным сен-? ситивным из-за того, что систему ценностей здесь венчав ют земные радости и чувственные удовольствия. Сенситивная этика гедонистична и призывает: е
Идеалистическая цивилизация
Третья цивилизация — идеалистическая. Она занимает промежуточное место между идеациональнои и чувственной системами, играет переходную роль, являя собой своеобразное сочетание норм и ценностей о
Социокультурные основания нормативной регуляции
Нормы позитивного права, в силу их относительного характера, не в состоянии эффективно регулировать человеческое поведение. Правосознанию необходимы абсолютные нормативные основания, соотносящиес
Специфика социологического знания
Социология отличается от социальной философии тем, что ее положения не могут быть дедуцированы из абстрактных философем. Ей не свойственно ни постулировать какие-либо ценности и нормы, ни защищат
Структура социологии
Социологическая теория подразделяется на субдисциплины:
1) теоретическая социология (она же именуется Ти- машевым общей социологией) — это общая теория со циальных проблем, форму
Предмет теоретической социологии
Основной единицей анализа для теоретической социологии выступает доступное непосредственному наблюдению взаимодействие между человеческими субъектами. Любое такое взаимодействие предстает одновре
Социология права
Тимашев принадлежал к психологической школе права, у истоков которой стоял Л. И. Петражицкий, и считал основным предметом социологии права групповые правовые эмоции как формы реагирования разнооб
ЗАПАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1. Социология — теоретическое самосознание цивилизованного социума............................................................. 4
Специфика социологического подхода
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Учебник
Генеральный директор А. Л. Кноп Директор издательства О. В. Смирнова
Главный редактор Ю. А. Сандулов Художественный редактор С. Л. Шапиро
Новости и инфо для студентов