Профессионально-этические кодексы социальных работников России.
Профессионально-этические кодексы социальных работников России. - раздел Социология, Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы В Основе Профессионально-Этического Кодекса Социальной Работы В Нашей Стране ...
В основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- общечеловеческие ценности - современное человечество признает в качестве высшей базовой ценности человека вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и другими. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты является главным условием и основным механизмом, который помогает осуществить остальные права - на труд, на отдых, на образование, охрану здоровья, на развитие, самореализацию и счастье и т.д..
- этические традиции благотворительности - в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи получают данные об основных ее направлениях и целях, внешних проявлениях и содержании, о мотивации деятельности представителей разных слоев общества, о тех моральных нормах и принципах, которыми первоначально стихийно, инстинктивно руководствовались люди, оказывая друг другу посильную помощь, об основных формах помощи и взаимопомощи, которые с течением времени становились традициями, бережно хранимыми народом и передаваемыми из поколения в поколение.
- ценности современного российского общества - Российский народ всегда и всеми, начиная еще с первых дошедших до нас свидетельств восточных путешественников и торговых людей, и до сегодняшнего дня, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, всегда готовый к состраданию, незлобивый, готовый любого человека, не проявляющего враждебных намерений, принять в свой род и считать своим братом. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, не ожидая за это прижизненного вознаграждения, говорит об изначальном, укорененном в их природе, гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но быть искорененным полностью не может.
- этические нормативы зарубежных стран - социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи.
- специфические ценности современной российской социальной работы - социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный не только и не столько оказывать помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Главная задача социальной работы в современных условиях - реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития. Гуманизм в современном понимании требует относиться к человеку как к цели, а не только как к средству (в отличие от рыночной экономики) и утверждать это отношение в социальной практике. Институт социальной работы призван обеспечить защиту населения от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма. Социальная работа призвана служить благу общества и человека
- личностные ценности и идеалы специалистов - специалисты, приходящие в социальную работу, привносят в свою деятельность собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Это в полной мере относится и к специалистам, занятым изучением профессионально-этических проблем. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности происходит по типу “человек-человек”, и любое действие, поступок, отношение специалист «пропускает» через себя, в идеальной форме отражая в сознании. Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалистов также играют определенную роль в формировании профессионально-этической системы и ее внешних проявлений.
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, профессионально-этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:
- вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;
- развивать и дополнять системы общечеловеческих и национальных ценностей, не противореча им;
- базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;
- быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;
- обеспечивать возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях (т.е. не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали);
- быть доступным для усвоения и выполнения.
Специфическая мораль совокупной профессиональной группы в профессионально-этическом кодексе также подвергается схематизации.
Профессионально-этический кодекс, как правило, имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих основных разделов:
преамбула (введение). В этом разделе обычно дается обоснование необходимости введения профессионально-этического кодекса. Здесь раскрываются его основные цели и задачи, области применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса.
требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы (ценности и идеалы). В этой части профессионально-этического кодекса, как правило, раскрываются основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал как конечная точка стремлений профессиональной группы и каждого конкретного специалиста чаще всего формулируется более конкретно применительно к профессиональной практике и предстает как цель деятельности специалиста.
требования к поведению и действиям специалистов (нормы и принципы). Поведение и действия специалистов должны соответствовать определенным нормам и принципам, которые представлены в данном разделе. Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, но основные из них представлены в императивной форме. Среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, ответственность, сотрудничество и некоторые другие, определяющие характер взаимодействия социального работника с клиентом. Помимо норм и принципов, в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.
профессиональный долг и обязанности специалиста. Здесь, как правило, указаны основные типы должных отношений социального работника – перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой, клиентами и их близкими. Довольно часто в этом разделе представляются приоритеты должных отношений социального работника.
требования к качествам личности специалиста. В этом разделе кодекса сведены воедино требования к личностно-нравственному облику специалиста, среди которых, как правило, важнейшее место занимают альтруизм и гуманистическая направленность личности. Особое внимание фиксируется на таких качествах, как честность, порядочность, открытость, сострадательность и т.п., которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. В этом разделе могут быть также представлены основные подходы к профессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования.
система санкций. Этот раздел является весьма желательным, поскольку не достаточно информировать социального работника о содержании профессионально-этической системы. Порой бывает необходимым информировать его об ответственности, наступающей вслед за этическими проступками специалиста.
Мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества в первобытной орде поведение каждого ее члена... Понятие сущность и содержание профессионального долга социального... Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников медицинских работников...
Проблемы формирования личности специалиста социальной работника
Качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-
Иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность,
Долг и ответственность социального работника перед самим собой.
Социальный работник является человеком, личностью, вступающей в определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он
Этические принципы исследований в социальной работе.
Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а це
Этические ценности социальной работы.
1. Человеческое достоинство и толерантность (Социальный работник признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на сво
Формы помощи и взаимопомощи в славянских племенах до 10 века.
Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основны
Ценности и идеал профессиональной социальной работы
Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обуслови
Идеал и его функции в социальной работе.
Одной из высших ценностей является идеал – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Важно, что идеал не само совершенство, а лишь представление и нём. И
Профессионально-этический кодекс МФСР.
Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников, называетсяя «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В нем обозначена цель введения профессиональн
Формы и методы формирования личности социального работника.
Профессиональное становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельно
Деонтологические принципы в социальной работе.
Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом.
Учение о
Понятие и сущность деонтологии социальной работы
Термин "деонтология" для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом.
Практически каждая современн
Место и роль ценностей в современной социальной работе
Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Социальная работа – это особый
Сущность православной доктрины помощи на Руси и в России.
Подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества. Вначале развилась общинная помощь. У славянских племен этика взаимной помощи, распространялась и на своих и на «чужих». Наиболее широко из
Этико-аксиологические основания современной социальной работы.
Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению
Понятие и структура системы ценностей.
Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованны в определённую систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с закон
Истоки и корни ценностных оснований социальной работы.
Этапы: Арахический, Княжеская и церковная поддержка, Церковно-гос-венная помощь, Гос-в. призрение, частное и общественное призрение, гос-венное обеспечение, период соц работы.
1) Для Орды
Новости и инфо для студентов