Реферат Курсовая Конспект
Деонтологические принципы в социальной работе. - раздел Социология, Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы Термин «Деонтология» (От Греч. Deonthos — Должный) Для Обозначения Учения О Д...
|
Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.
Применительно к социальной работе деонтология— это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы. Деонтология социальной работы вклюяает в себя определенные принципы: личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях; компетентности специалиста; рационального подхода к решению поставленных задач; соответствия полномочий и ответственности; правовой регламентации деятельности; подотчетности; инициативы и творческого подхода; организованности и дисциплины; контроля и проверки исполнения; критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента; доверия и свободы действий; поощрения и наказания и другие.
36) Этика и этикет в социальной работе: общее и особенное.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».
Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы.
объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Этические принципы в социальной работе:
- Соблюдение разумных интересов клиента.
- Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.
- Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий.
- Конфиденциальность
- Доброжелательность
- Бескорыстие
- Честность и открытость
- Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях
- Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента
- Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;
регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;
организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
разрешения противоречий — способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;
информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован на одном из приемов короля-«солнце» «Людовика XIV, когда придворным и приглашенным были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения при дворе.
Современный человек, как правило, живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, вследствие чего для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.
Культура поведения выступает как качество социально необходимое и ценное в силу ее нравственной основы. В широком смысле слова это понятие включает в себя «совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей и является составной частью общечеловеческой культуры».
В деятельности современного специалиста этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами. Соблюдение этикета способствует созданию творческой атмосферы в трудовом коллективе.
Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций он является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.
Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л. С. Лихачев выделяет четыре принципа этикета.
Принцип гуманизма, требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.
Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета средних веков в первую очередь своей целесообразностью. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хлопот окружающим и самому себе. При этом этикет не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса, и описать правилами все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.
Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Дени Дидро этот принцип сформулировал так: «Недостаточно делать добро, надо делать его красиво». Эти слова в полной мере можно отнести к социальному работнику. Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т. е. поведение и внешний вид человека, соответствовала его содержанию, т. е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привлекательными.
Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно соблюдать в работе потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими современниками. При всей их похожести в основах — в традиции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоинством — проявление их может быть различным. И социальному работнику, чтобы случайно не попасть в неловкое положение, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.
37) Профессионально-значимые качества личности СРка:
- честность (правду о положении клиента, возможности решить его проблемы, об ошибках; если СРк не уверен в желаемом исходе деят-ти, то должен сообщить о сомнениях клиенту)
- объективность (отрешение от собств.эмоций, переоценив – потребовать от клиента невозможного, недооценив – решить проблемы целиком за счет СРка)
- совесть (потребность поступать в соответствии с представлениями о добре, благе, справедливости; выступает как регулятор поведения)
- справедливость (могут быть симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на кач-ве работы с клиентами, с коллегамми; проблемы клиента должны оцениваться адекватно)
- тактичность (умение предвидеть объективные последствия поступков или Дй и их субъективное восприятие клиентом, коллегами; т.к. поведение требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, к-рые могут противоречить друг другу)
- внимательность и наблюдательность(на малейшие изменения в настрое (+и-), помогает уловить неискренность клиента или подтолкнуть к проверке полученной инф-ии)
- толерантность(основывается на навыке принимать ч/кА таким, каков он есть, признании права быть самим собой; не означает одобрения негативны идей и Дй клиента)
- выдержка и самообладание(учитывает эмоц.статус индивидов, чтобы правильно оценивать ситуацию, воспринимать информацию)
- доброта (забота о ч/ке, создание благоприятных условий, +эмоционального настроя)
- любовь к людям (должен уметь видеть в людях + качества, должен → изменить мнение клиента о себе и вызвать + трансформацию личности)
- самокритичность(анализ своей деят-ти, видение ошибок, беспристрастная оценка своих Д и поведения)
- адекватность самооценки (не должен терять чувство реальности и переоценивать свои способности и возможности)
- терпение (готов выслушать бессвязный рассказ, повторить одно и то же; главное – дать клиенту высказаться по проблеме, снять «-» эмоции; направить разговор в конструктивное русло)
- коммуникабельность(зависит успех, в ходе общения открывается изменение обстоятельств клиента, перенимается опыт коллег и т.д.)
- оптимизм (вера в справедливость, торжество добра, должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее; источник – способность человека к постоянному саморазвитию)
- сила воли (может заставить клиента поверить в себя, преодолеть слабость, подключиться к деятельности, повысить личностный потенциал)
- эмпатия (сопереживание, сочувствие, важна ее подлинность)
- стремление к самосовершенствованию (как в профессиональном, так и в духовном, нравственном плане; ↑ моральных качеств, преодоление недостатков и т.д.)
- творческое мышление (умение принимать решение, учитывая малейшие нюансы дела, иначе – Д по одной схеме для всех)
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества в первобытной орде поведение каждого ее члена... Понятие сущность и содержание профессионального долга социального... Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников медицинских работников...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деонтологические принципы в социальной работе.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов