ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ ПО М.ВЕБЕРУ.
ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ ПО М.ВЕБЕРУ. - раздел Социология, Предмет социологии религии Для Понимания Существа Церковной Организации Большое Значение Имеет Уяснение ...
Для понимания существа церковной организации большое значение имеет уяснение различия между церковью и сектой, описанное впервые М. Вебером и получившее затем более подробную формулировку в трудах другого немецкого социолога, Э. Трёльча. В теоретическом плане М. Вебер и Э. Трёльч рассматривали «церковь» и «секту» в качестве идеально-типических понятий, намеренно противопоставляя друг другу два этих типа религиозных организаций с целью лучшего понимания механизмов институционализации религиозных норм и ценностей. Церковь, как уже отмечалось, претендуя на универсальность, ищет поддержку у государства и власть имущих, она неизбежно становится составной частью общественного устройства.
Руководство церкви осуществляется профессионалами, в ее деятельности большое место отводится регулярно проводимым богослужениям, но церковным ритуалам присущ определенный формализм. Участие верующих в церковных службах строго регламентировано, и их роль сводится, в сущности, к пассивному слушанию проповедей. Секта в противоположность церкви имеет обычно небольшое число верующих, но отношения внутри этой организации лишены формализма, они носят доверительный, личностный характер. Представляя собой моральную общность, секта характеризуется духом аскетизма и мистицизма. Основателем секты является, как правило, харизматическая личность, т. е., человек, наделенный особым даром, обладающий уникальными психоэмоциональными и интеллектуальными качествами. Но руководство сектой не является профессиональным или специализированным, как в церкви. Богослужения проводятся довольно часто, они отличаются высокой активностью и большой страстностью приверженцев секты. В отличие от церкви секта находится в оппозиции к обществу и государству.
Характер взаимоотношений между церковью и сектой подчиняется закономерности: секта отпочковывается от церкви в силу присущего ей антагонизма с церковной организацией, но ее последующая эволюция может привести к тому, что она сама превратится в церковную организацию, или вовсе исчезнет. В приведенных рассуждениях М. Вебера и Э. Трельча находят отражение реальные исторические факты. Известно, например, что первые христианские секты жестоко преследовались Римом, но впоследствии из гонимой секты образовалась христианская церковь.
В современной социологической литературе описываются более сложные типологии религиозной организации. Помимо церкви и секты выделяют также культ и деноминацию14. Культ как религиозная организация включает небольшое число верующих во главе с харизматическим лидером. Нетрадиционные культы, основывающиеся на восточных религиозных верованиях, весьма популярны сейчас на Западе, последние годы они появились и в нашей стране. Члены деноминация практически участвуют в жизни общества, хотя подобно членам секты они подчеркивают свою исключительность. В деноминации существует своя «элита», осуществляющая руководство жизнью религиозной общины. Деноминация таким образом, представляет собой некую переходную форму от секты к церкви. Американский социолог Дж. Ингер предложил еще более сложную классификацию религиозных организаций, включающую в себя шесть типов: церковь (традиционная), экклезиастская церковь, деноминация, сформировавшаяся секта, секта и культ.
Функция ритуалов и запретов Профанное нуждается в сакральном стремится завладеть им тем самым рискуя его испортить или быть уничтоженным Поэтому... Ритуал от лат rite обряд церемония символическое внерациональное... Миф и ритуал Ритуал от латинского ritus...
Предмет социологии религии
Социология религии - это отрасль социологического знания, изучающая религию как социальный феномен в различных его аспектах. Объектом исследования, которым является собственно религия, эта отраслев
Социология религии и религиоведение
В состав религиоведения входят лишь те науки, для которых именно религия является предметом исследования. К числу таких религиоведческих дисциплин, наряду с социологией религии, относятся прежде вс
Методологические основы науки о религии
Общим для всех наук о религии (включая социологию религии) является принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной
Методы социологии религии
Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнител
Возникновение и развитие социологии религии
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина с середины XIX в. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отноше
Проблема определения религии. М.Вебер
Вебер указывал на то, что социологическое определение религии должно основываться на эмпирических данных. Кроме того, социологическое исследование религии, согласно Веберу, есть исследование совмес
М.Элиаде как религиовед.
выдающимся исследователем в области феноменологии религии являлся М. Элиаде (1907–1986). Прежде всего Элиаде выступил как последовательный критик позитивизма в религиоведении. Он полагал, что религ
Миф в структуре религиозного сознания.
В современном языке словосочетание «мифологическое сознание» (и мифологическое мировосприятие, мифология) понимается в разных значениях. Из них одно значение является специальным, терминологически
Сущность и функции религии по Б. Малиновскому.
Развитие функционального анализа религии после Дюркгейма связано с работами социальных антропологов и этнологов Б. Малиновского (1844-1942) и А. Радклиффа-Брауна (1881-1955).
Согласно Ма
Сакральное и профанное
В религиозной жизни люди имеют дело с сакральным как свойством, присущим некоторым вещам (объектам культа), некоторым людям (царю, жрецу), некоторым пространствам (святилищу, храму), некоторым моме
Миф и ритуал.
С религиозными верованиями людей связаны миф и ритуал.
Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) –это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важ
Религиозное мировоззрение и его структура.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность
Вера в системе религиозного опыта.
Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддержива
Религия и социальная солидарность по Э. Дюркгейму.
Солидарность(интеграция, единство, сплоченность общества или группы) - главная тема социологии Дюркгейма. Для Дюркгейма именно общественное, коллективное, народное имеют религиозны
Функции религии в социологической теории.
Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть ф
Типы религиозных общностей.
На примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве отдельной социальной структуры. Церковь и общество - одно. Исторически ранние религиозные общности - это общно
Церковь как социальный институт
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важны
ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику и межнациональные отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие,
Типы стратификационных ситем.
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Стру
РЕЛИГИЯ И СЕМЬЯ.
Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации р
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как соц. группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного вл
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов