М.Элиаде как религиовед. - раздел Социология, Предмет социологии религии Выдающимся Исследователем В Области Феноменологии Религии Являлся М. Элиаде (...
выдающимся исследователем в области феноменологии религии являлся М. Элиаде (1907–1986). Прежде всего Элиаде выступил как последовательный критик позитивизма в религиоведении. Он полагал, что религиозные явления не могут быть сведены ни к чему другому: «Религиозное явление может быть воспринято в своем подлинном существе, только если подход исследователя адекватен исследуемому явлению, если, иными словами, к нему подходят с религиозным же мерилом. Попытка познать существо таких явлений средствами физиологии, психологии, социологии, экономики, лингвистики, искусствоведения или какой-либо другой дисциплины обречена на неудачу; при этом ускользает именно то, что составляет их уникальное и ни к чему не сводимое свойство, — их священный характер»
Далее Элиаде подчеркивал, что редукционизм не может привести исследователя к правильному пониманию религиозного явления. Он писал: «Нам не представляется оправданным говорить о религиозных явлениях, двигаясь «от простого к сложному», — мы имеем в виду изложение, начинающееся с наиболее элементарных иерофаний (мана, необычное и т.д.), переходящее далее к тотемизму, фетишизму, поклонению природе или духам, потом богам или демонам и приводящее нас в конечном счете к монотеистической идее Бога. Наряду с простейшими религиозными переживаниями и представлениями мы неизменно встречаем
следы более или менее богатых религиозных переживаний и представлений, таких, например, как культ Высшего существа». М. Элиаде искал корни сакрального не в социальной жизни человечества, как позитивисты, Э. Дюркгейм и К. Маркс, а в сознании человека. Способность сознания человека к религиозному опыту Элиаде называл сверхсознанием. Ученый признавал, что религия не эволюционирует, но остается постоянным элементом у всех людей. Отсюда его учение о крипторелигиозности даже атеистов и агностиков. Однако исследователь не исключал того, что религиозные факты происходят в истории и сама история оставляет на
них свой отпечаток: «Сакральное являет себя нам всегда в определенной исторической ситуации. Мистический опыт, даже самый интимный и трансцендентный, испытывает влияние обстоятельств своего времени.
Еврейские пророки многим обязаны тем конкретным историческим событиям, которые служили оправданием и подтверждением их проповеди, равно как и всей религиозной истории Израиля, позволившей им вы-
разить свой опыт в слове». В свою очередь, М. Элиаде говорил о необходимости герменевтики в интерпретации религиозных фактов, которые он называет иерофаниями, т.е. явлениями сакрального. Герменевтику
ученый считал неким ключом к разгадке иерофаний. «Если серьезно и достаточно использовать в истории религий герменевтический метод, — говорит он, — то она перестает быть музеем ископаемых и становится тем, чем она и должна быть с самого начала для всякого исследователя: рядом “сообщений”, которые следует дешифровать и понять. Интерес к этим “сообщениям” не носит исключительно исторического характера.
Подобные сообщения “говорят” нам не только о давно канувшем в небытие прошедшем, они раскрывают такие фундаментальные экзистенциональные ситуации, которые представляют непосредственный интерес для современного человека». История религии предстает у Элиаде как история религиозных идей, которые ученый рассматривает в феноменологическо-экзистенциальном плане.
Конечно, западная феноменология религии не исчерпывается именами указанных исследователей, но именно ими был выдвинут тот аппарат идей, который составлял и составляет содержание и исследовательские
цели феноменологии религии. Это понятие «священное», дихотомия между «священным» и «профанным», понятие иерофании, концепции «сверхсознания», «крипторелигиозности» и «homo religiosus» и, конечно, рассмотрение феномена религии исходя из нее самой, что снимало острые моменты касательно вопросов о ее происхождении и развитии.
Функция ритуалов и запретов Профанное нуждается в сакральном стремится завладеть им тем самым рискуя его испортить или быть уничтоженным Поэтому... Ритуал от лат rite обряд церемония символическое внерациональное... Миф и ритуал Ритуал от латинского ritus...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
М.Элиаде как религиовед.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Предмет социологии религии
Социология религии - это отрасль социологического знания, изучающая религию как социальный феномен в различных его аспектах. Объектом исследования, которым является собственно религия, эта отраслев
Социология религии и религиоведение
В состав религиоведения входят лишь те науки, для которых именно религия является предметом исследования. К числу таких религиоведческих дисциплин, наряду с социологией религии, относятся прежде вс
Методологические основы науки о религии
Общим для всех наук о религии (включая социологию религии) является принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной
Методы социологии религии
Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнител
Возникновение и развитие социологии религии
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина с середины XIX в. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отноше
Проблема определения религии. М.Вебер
Вебер указывал на то, что социологическое определение религии должно основываться на эмпирических данных. Кроме того, социологическое исследование религии, согласно Веберу, есть исследование совмес
Миф в структуре религиозного сознания.
В современном языке словосочетание «мифологическое сознание» (и мифологическое мировосприятие, мифология) понимается в разных значениях. Из них одно значение является специальным, терминологически
Сущность и функции религии по Б. Малиновскому.
Развитие функционального анализа религии после Дюркгейма связано с работами социальных антропологов и этнологов Б. Малиновского (1844-1942) и А. Радклиффа-Брауна (1881-1955).
Согласно Ма
Сакральное и профанное
В религиозной жизни люди имеют дело с сакральным как свойством, присущим некоторым вещам (объектам культа), некоторым людям (царю, жрецу), некоторым пространствам (святилищу, храму), некоторым моме
Миф и ритуал.
С религиозными верованиями людей связаны миф и ритуал.
Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) –это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важ
Религиозное мировоззрение и его структура.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность
Вера в системе религиозного опыта.
Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддержива
Религия и социальная солидарность по Э. Дюркгейму.
Солидарность(интеграция, единство, сплоченность общества или группы) - главная тема социологии Дюркгейма. Для Дюркгейма именно общественное, коллективное, народное имеют религиозны
Функции религии в социологической теории.
Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть ф
Типы религиозных общностей.
На примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве отдельной социальной структуры. Церковь и общество - одно. Исторически ранние религиозные общности - это общно
Церковь как социальный институт
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важны
ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику и межнациональные отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие,
Типы стратификационных ситем.
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Стру
РЕЛИГИЯ И СЕМЬЯ.
Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации р
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как соц. группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного вл
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов