рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема определения религии. М.Вебер

Проблема определения религии. М.Вебер - раздел Социология, Предмет социологии религии Вебер Указывал На То, Что Социологическое Определение Религии Должно Основыва...

Вебер указывал на то, что социологическое определение религии должно основываться на эмпирических данных. Кроме того, социологическое исследование религии, согласно Веберу, есть исследование совместной деятельности определенного типа, объяснение которой возможно только исходя из понимания субъективных переживаний, представлений, целей действующего субъекта (индивида, группы). Но внешне эта деятельность чрезвычайно многообразна, и даже одно и то же ритуальное действие может быть интерпретировано и понято разными исследователями по-разному.

Социолог должен идти к определению религии прежде всего индуктивным путем, опираясь на данные, которые могут быть обнаружены эмпирически. Только на такой основе, наблюдая во всем многообразии и противоречивых проявлениях тот тип социального поведения людей, который воспринимается как религиозное поведение, социолог может строить теоретические обобщения.

Из приведенного рассуждения Вебера видно, что социолог сталкивается с серьезными трудностями, решая проблему определения религии. Однако в значительной мере работа социолога сводится именно к определению того, что есть религия и что религией не является, т.е. он должен найти критерий или критерии, которые позволяют выделить из всего многообразия видов человеческого поведения тот, который может быть назван религиозным. Но, анализируя эмпирически и материал, социолог уже предварительно должен иметь критерий такого различения, т.е. с самого начала опираться на определенное решение вопроса о том, что есть религия и что не есть религия.

У самого Вебера такой критерий для определения границ исследуемого феномена был уже в самом начале его исследования. Действительно, в приведенных цитатах из сочинений Вебера содержится определение религии как социальной деятельности, на основе которой индивид и группа решают проблему "смысла", т.е. своего отношения к таким фундаментальным проблемам человеческой жизни и социального существования, как время, смерть, зло и т.п. Это социологически и эмпирически ориентированное определение религии, ясно очерчивающее круг исследуемых проблем и подходов к их решению.

Важно понять, что имел в виду Вебер, говоря о невозможности определить, что "есть" религия, в начале предпринимаемого им исследования. Он не ставил тем самым под сомнение возможность и ценность социологических определений, которые позволяют зафиксировать то или иное явление, классифицировать его, дать ему теоретическое объяснение, - он прежде всего ставил под сомнение и как социолог стремился размежеваться с многочисленными попытками умозрительно сконструировать понятие "сущности религии", выходящее за пределы опыта, под которое затем уже должны подгоняться эмпирически фиксируемые данные

Можно предположить, что Вебер не стремился дать такое определение, не будучи склонным к формализованным дефинициям вообще. Однако, скорее всего, Вебер осознавал проблематичность и не поддающиеся однозначному разрешению внутренние противоречия всякого стремления определить религию. Эти попытки выявляют то, что философы называют "апорией" или "антиномией", т.е. невозможность достичь решения проблемы, ибо в самом предмете или употребляемых понятиях содержатся неустранимые противоречия. В социологии эта ситуация проявляется в том, что в ней были и есть разные по своему типу определения религии, имеющие равные права на существование. Можно указать важнейшие из тех обстоятельств, которые определяют такую ситуацию.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет социологии религии

Функция ритуалов и запретов Профанное нуждается в сакральном стремится завладеть им тем самым рискуя его испортить или быть уничтоженным Поэтому... Ритуал от лат rite обряд церемония символическое внерациональное... Миф и ритуал Ритуал от латинского ritus...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема определения религии. М.Вебер

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет социологии религии
Социология религии - это отрасль социологического знания, изучающая религию как социальный феномен в различных его аспектах. Объектом исследования, которым является собственно религия, эта отраслев

Социология религии и религиоведение
В состав религиоведения входят лишь те науки, для которых именно религия является предметом исследования. К числу таких религиоведческих дисциплин, наряду с социологией религии, относятся прежде вс

Методологические основы науки о религии
Общим для всех наук о религии (включая социологию религии) является принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной

Методы социологии религии
Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнител

Возникновение и развитие социологии религии
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина с середины XIX в. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отноше

Религия как социальный факт. Определение религии по Э.Дюркгейму.
В работе "Элементарные формы религиозной жизни" Дюркгейм рассматривает религию как разновидность социального действия, которое отличается от других тем, что направлено не к обычным, а к &

М.Элиаде как религиовед.
выдающимся исследователем в области феноменологии религии являлся М. Элиаде (1907–1986). Прежде всего Элиаде выступил как последовательный критик позитивизма в религиоведении. Он полагал, что религ

Важнейшие понятия феноменологического подхода к изучению религии. М.Элиаде.
Наиболее известной концепцией Элиаде стала теория «вечного возвращения»: в противоположность привычной иудео-христианской позиции, рассматривающей человека, влекомого всеобщим процессом движения вп

Миф в структуре религиозного сознания.
В современном языке словосочетание «мифологическое сознание» (и мифологическое мировосприятие, мифология) понимается в разных значениях. Из них одно значение является специальным, терминологически

Психоаналитический подход к пониманию религии. З.Фрейд. К.Г.Юнг.
Психологическая концепция религии З.Фрейда 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов явл

Сущность и функции религии по Б. Малиновскому.
Развитие функционального анализа религии после Дюркгейма свя­зано с работами социальных антропологов и этнологов Б. Малинов­ского (1844-1942) и А. Радклиффа-Брауна (1881-1955). Согласно Ма

Религия как символическая система. Понятия сакрального и профанного.
Белла, опираясь на идеи Парсонса предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесов

Сакральное и профанное
В религиозной жизни люди имеют дело с сакральным как свойством, присущим некоторым вещам (объектам культа), некоторым людям (царю, жрецу), некоторым пространствам (святилищу, храму), некоторым моме

Миф и ритуал.
С религиозными верованиями людей связаны миф и ритуал. Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) –это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важ

Религиозное мировоззрение и его структура.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность

Вера в системе религиозного опыта.
Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддержива

Общие основы и различия теоретических подходов к социологической интерпретации религии.
Разные направления и школы в социологии религии - это разные способы решения этой задачи. При всей явной несхожести интерпретаций религии Марксом, Дюркгеймом, Зиммелем, Вебером, Малиновским и Рэдкл

Религия и социальная солидарность по Э. Дюркгейму.
Солидарность(интеграция, единство, сплоченность общества или группы) - главная тема социологии Дюркгейма. Для Дюркгейма именно общественное, коллективное, народное имеют религиозны

Функции религии в социологической теории.
  Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть ф

Типы религиозных общностей.
  На примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве отдельной социальной структуры. Церковь и общество - одно. Исторически ранние религиозные общности - это общно

Церковь как социальный институт
  Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.   Важны

ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ ПО М.ВЕБЕРУ.
Для понимания существа церковной организации большое значение имеет уяснение различия между церковью и сектой, описанное впервые М. Вебером и получившее затем более подробную формулировку в трудах

ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику и межнациональные отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие,

РЕЛИГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
Стратификация — наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу их положения в социальной иерархии. Функции стратификации

Типы стратификационных ситем.
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Стру

РЕЛИГИЯ И СЕМЬЯ.
Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации р

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как соц. группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного вл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги