рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методологические основы науки о религии

Методологические основы науки о религии - раздел Социология, Предмет социологии религии Общим Для Всех Наук О Религии (Включая Социологию Религии) Является Принцип О...

Общим для всех наук о религии (включая социологию религии) является принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим подходами. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию. Предметом социологического анализа является не Бог, а поведение людей, верующих в Бога, социальные причины, смысл и последствия этой веры. Социолог занимается тем, что может быть измерено, что можно наблюдать и подвергнуть проверке.Социальные функции религии столь существенны, что их необходимо учитывать при анализе таких далеко отстоящих от нее областей общественной жизни, как экономическая, политическая, интеллектуальная и др. Плодотворность социологического анализа религии в значительной мере зависит от того, насколько широко использованы данные, полученные в результате исследования религии в других областях научного знания. Помимо исторической науки и психологии важный вклад в развитие социологии религии внесли культурная (социальная) антропология, этнология, лингвистика, семиотика и другие науки. В свою очередь, социологическая концепция религии способствует развитию исследований в других научных дисциплинах.

Феноменология религии занимает промежуточное положение между научным религиоведением и теологией. Она исходит из признания существования объекта религиозного поклонения - "священного", "совсем иного" по сравнению с реальными объектами, с которыми в своей повседневной жизни человек имеет дело.( священное - это то, что противостоит мирскому). Иерофания (от греч. hierophanie: hiero - священное, phanie – проявление).Теология основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии - Бог и его самообнаружение в мире, его "откровение". Теолог находится в религиозной связи с объектом, который он стремится осмыслить. В противоположность Поэтому научное знание о религии является объективным. Наука о религии не берет на себя несвойственные ей функции обоснования и защиты или опровержения религии. Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием.Как и любая другая наука, социология религии основывается на "методологическом атеизме", т.е. ищет объяснения изучаемых явлений, в том числе и религии, "как если бы Бога не было". Социология руководствуется принципом, который Э. Дюркгейм сформулировал следующим образом: социальные феномены должны получить объяснение в социальных категориях.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет социологии религии

Функция ритуалов и запретов Профанное нуждается в сакральном стремится завладеть им тем самым рискуя его испортить или быть уничтоженным Поэтому... Ритуал от лат rite обряд церемония символическое внерациональное... Миф и ритуал Ритуал от латинского ritus...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методологические основы науки о религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет социологии религии
Социология религии - это отрасль социологического знания, изучающая религию как социальный феномен в различных его аспектах. Объектом исследования, которым является собственно религия, эта отраслев

Социология религии и религиоведение
В состав религиоведения входят лишь те науки, для которых именно религия является предметом исследования. К числу таких религиоведческих дисциплин, наряду с социологией религии, относятся прежде вс

Методы социологии религии
Социолог использует для анализа религии те же методы, которые применяет в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнител

Возникновение и развитие социологии религии
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина с середины XIX в. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отноше

Проблема определения религии. М.Вебер
Вебер указывал на то, что социологическое определение религии должно основываться на эмпирических данных. Кроме того, социологическое исследование религии, согласно Веберу, есть исследование совмес

Религия как социальный факт. Определение религии по Э.Дюркгейму.
В работе "Элементарные формы религиозной жизни" Дюркгейм рассматривает религию как разновидность социального действия, которое отличается от других тем, что направлено не к обычным, а к &

М.Элиаде как религиовед.
выдающимся исследователем в области феноменологии религии являлся М. Элиаде (1907–1986). Прежде всего Элиаде выступил как последовательный критик позитивизма в религиоведении. Он полагал, что религ

Важнейшие понятия феноменологического подхода к изучению религии. М.Элиаде.
Наиболее известной концепцией Элиаде стала теория «вечного возвращения»: в противоположность привычной иудео-христианской позиции, рассматривающей человека, влекомого всеобщим процессом движения вп

Миф в структуре религиозного сознания.
В современном языке словосочетание «мифологическое сознание» (и мифологическое мировосприятие, мифология) понимается в разных значениях. Из них одно значение является специальным, терминологически

Психоаналитический подход к пониманию религии. З.Фрейд. К.Г.Юнг.
Психологическая концепция религии З.Фрейда 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов явл

Сущность и функции религии по Б. Малиновскому.
Развитие функционального анализа религии после Дюркгейма свя­зано с работами социальных антропологов и этнологов Б. Малинов­ского (1844-1942) и А. Радклиффа-Брауна (1881-1955). Согласно Ма

Религия как символическая система. Понятия сакрального и профанного.
Белла, опираясь на идеи Парсонса предложил пятиэтапную классификацию, основу которой составляет степень дифференциации системы религиозных символов: примитивный, архаический, исторический, раннесов

Сакральное и профанное
В религиозной жизни люди имеют дело с сакральным как свойством, присущим некоторым вещам (объектам культа), некоторым людям (царю, жрецу), некоторым пространствам (святилищу, храму), некоторым моме

Миф и ритуал.
С религиозными верованиями людей связаны миф и ритуал. Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) –это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важ

Религиозное мировоззрение и его структура.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность

Вера в системе религиозного опыта.
Религиозная вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддержива

Общие основы и различия теоретических подходов к социологической интерпретации религии.
Разные направления и школы в социологии религии - это разные способы решения этой задачи. При всей явной несхожести интерпретаций религии Марксом, Дюркгеймом, Зиммелем, Вебером, Малиновским и Рэдкл

Религия и социальная солидарность по Э. Дюркгейму.
Солидарность(интеграция, единство, сплоченность общества или группы) - главная тема социологии Дюркгейма. Для Дюркгейма именно общественное, коллективное, народное имеют религиозны

Функции религии в социологической теории.
  Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть ф

Типы религиозных общностей.
  На примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве отдельной социальной структуры. Церковь и общество - одно. Исторически ранние религиозные общности - это общно

Церковь как социальный институт
  Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.   Важны

ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ ПО М.ВЕБЕРУ.
Для понимания существа церковной организации большое значение имеет уяснение различия между церковью и сектой, описанное впервые М. Вебером и получившее затем более подробную формулировку в трудах

ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Конец XX века ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на политику и межнациональные отношения. Большое влияние на современный мир оказывают традиционные религии: православие,

РЕЛИГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.
Стратификация — наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу их положения в социальной иерархии. Функции стратификации

Типы стратификационных ситем.
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Стру

РЕЛИГИЯ И СЕМЬЯ.
Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации р

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
Секуляризация – процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как соц. группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного вл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги