рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет социологии религии

Предмет социологии религии - раздел Социология, Предме...

Предмет социологии религии

Предметом социологии религии являются религиозные группы, их образование и функционирование. При этом наряду с изучением религии в качестве одной из…  

Социология религии и религиоведение

Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включить… Религия - явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы… Религия становится предметом научного изучения в том случае, когда она рассматривается как одна из жизненных функций…

Методологические основы науки о религии

Феноменология религии занимает промежуточное положение между научным религиоведением и теологией. Она исходит из признания существования объекта…

Методы социологии религии

Одним из важнейших является метод опроса - либо в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного… Наблюдение может быть стандартизированным, когда социолог располагает… Кросс-культурный анализ заключается в сравнении религиозных феноменов, бытующих в разных культурных условиях. Вебер…

Возникновение и развитие социологии религии

Европейское средневековье и начало нового времени полны многообразных конфликтов на религиозной почве. Реформация привнесла в столкновения на… Другой вариант решения этой проблемы предложил Ж.-Ж. Руссо в работе "Об… Критика религии, получившая мощное развитие в XVIII-XIX вв., была связана с пробуждением интереса к вопросам о…

Проблема определения религии. М.Вебер

Социолог должен идти к определению религии прежде всего индуктивным путем, опираясь на данные, которые могут быть обнаружены эмпирически. Только на… Из приведенного рассуждения Вебера видно, что социолог сталкивается с… У самого Вебера такой критерий для определения границ исследуемого феномена был уже в самом начале его исследования.…

Религия как социальный факт. Определение религии по Э.Дюркгейму.

Дюркгейм считал чрезвычайно важным то, что религия встречается во всех известных нам обществах, т.е. представляет собой универсальный социальный… Для Дюркгейма проблема заключается, следовательно, не в том, существует ли…  

М.Элиаде как религиовед.

Далее Элиаде подчеркивал, что редукционизм не может привести исследователя к правильному пониманию религиозного явления. Он писал: «Нам не… следы более или менее богатых религиозных переживаний и представлений, таких,… них свой отпечаток: «Сакральное являет себя нам всегда в определенной исторической ситуации. Мистический опыт, даже…

Важнейшие понятия феноменологического подхода к изучению религии. М.Элиаде.

М.Элиаде, также как и его предшественники, рассматривал категорию священного (сакрального). Он полагал, что объект становится священным, как только… Элиаде отмечал, что европейская культура нуждается в диалоге с другими… В современном религиоведении не существут «чистой» феноменологии. Она достаточно плодотворно сосуществует с другими…

Миф в структуре религиозного сознания.

В нетерминологическом употреблении слова «мифологическое сознание», «мифология» обозначают те или иные фрагменты, звенья, черты мифологического… В истории религий термины миф, мифологияупотребляются только в специальном… Мифологическое сознание первобытного мира включает в себя всю духовно-психическую жизнь древнего социума, в которой…

Психоаналитический подход к пониманию религии. З.Фрейд. К.Г.Юнг.

3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов… Религия - возможно, наиболее удобный объект для психоаналитика, поскольку… Фрейд посвятил проблемам религии целый ряд работ. Cтатью “Навязчивые действия и религиозные обряды”, в которой…

Сущность и функции религии по Б. Малиновскому.

Согласно Малиновскому, любые феномены культуры должны ана­лизироваться с точки зрения удовлетворения с их помощью основных потребностей человека.… Малиновский выделил две функции, которые выполняет религия в любом обществе: … 1) указывает каждому члену группы перспективу дальнейшего су­ществования, восстанавливает единство группы в кризисных…

Религия как символическая система. Понятия сакрального и профанного.

ПРИМИТИВНАЯ РЕЛИГИЯ исчерпывается двумя символическими формами – ритуалом и мифом. В ритуале «всегда» становится «сейчас» практически исчезает… АРХАИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ – появляется организация религиозной деятельности в виде… ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ. Важнейшие общие черты; а)идея единого Бога; б) универсальность; в) религиозное действие – это…

Сакральное и профанное

Функция ритуалов и запретов. Профанное нуждается в сакральном, стремится завладеть им, тем самым рискуя его испортить или быть уничтоженным. Поэтому…    

Типы взаимодействия сакрального и профанного как основа классификации религий.

Функция ритуалов и запретов. Профанное нуждается в сакральном, стремится завладеть им, тем самым рискуя его испортить или быть уничтоженным. Поэтому отношения между ними должны быть строго регламентированы, что обеспечивает функция обрядов, ритуалов. Выполнение ритуалов составляет специфический тип поведения, предписываемого традицией. Ритуал представляет собой систему символических действий. Он зависит от системы верований, как правило выраженных на языке мифов, Одни обряды (позитивные) служат для превращения профанного в сакральное (обряды освящения) или наоборот (обряды десакрализации, или искупления, посредством которых человек или предмет возвращаются в профанный мир) - в зависимости от нужд общества. Другие обряды (негативные) имеют целью предохранять сакральное от соприкосновения с профанным посредством табу ритуальных запретов. Сакральные вещи приобретают власть диктовать людям, что им можно делать и чего нельзя. Запрет никогда не обосновывается никакими моральными соображениями, его нельзя нарушать просто потому, что таков закон, призванный поддерживать нерушимый порядок в мире и заодно - благополучие людей. Мифы повествуют о том, что вначале запретов не существовало, все было дозволено; этому хаосу положили конец боги-творцы или герои-прародители, которые внесли в мир порядок, устойчивость, меру и регулярность, т.е. правильный порядок мироздания и правильный ход событий в нем. Раз и навсегда они определили все отношения в мире - живых существ и вещей, людей и богов. Разграничив области сакрального и профанного, они очертили пределы дозволенного и недозволенного. Область профанного - это область повседневного обихода, где человеку предоставлено право заниматься своими делами без ограничений, поскольку он, занимаясь этими делами, не соприкасается с сакральным. Природный порядок и порядок общественный взаимосвязаны: тот, кто нарушает один порядок, колеблет и другой, поскольку нарушает правильный ход событий во вселенной. Символически это выражается в разграничении чистого и нечистого, смешение которых подрывает мировой порядок. Такое смешение надо уметь предотвращать, а если оно произошло - нужно знать, как уменьшить его последствия.

Ритуал (от лат. rite - обряд, церемония) - символическое, внерациональное действие, в котором отсутствует практическое целеполагание (священная трапеза в любых ее видах не имеет целью утоление голода и жажды).

 

Миф и ритуал.

Ритуал (от латинского ritus - религиозный обряд) –это вид обряда, строго упорядоченная и регулярно повторяющаяся важная общественная церемония. По своему содержанию ритуал есть превращение, прыжок от хаоса к порядку.… Совершая ритуал, первобытные люди «колдовали». Например, они верили, что если рассыпать блестящие камешки, произнести…

Религиозное мировоззрение и его структура.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна… Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.…

Вера в системе религиозного опыта.

Вера в самом широком смысле слова, вне связи с религиозностью, является субъективно-психологической основой человеческой деятельности. Деятельность… Религиозная вера как психологический феномен, как проявление религиозности… Устойчивость религиозной веры во многом связана с ее способностью сопротивляться противоречащей ей информации, Отчасти…

Общие основы и различия теоретических подходов к социологической интерпретации религии.

Так, взгляды Дюркгейма и Вебера, имевшие основополагающее для развития социологии религии значение, долгое время воспринимались чуть ли не как… В XVII-XVIII вв. трудно было усмотреть в религии фактор, интегрирующий… Руссо предлагает "гражданскую религию", в которой "дело идет не о религиозных догматах в собственном…

Религия и социальная солидарность по Э. Дюркгейму.

Солидарность - показатель нормального состояния, здоровья общества, тогда как дезинтеграция, социальные антагонизмы, расколотость общества -… Дюркгейм различает два типа солидарности - "механическую" и… Он определяет религию как систему верований и обрядов, а) относящихся к священным, т.е. отделенным от всех других и…

Функции религии в социологической теории.

Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как… Учитывая это, можно выделить четыре типа функций, наиболее характерных для…  

Типы религиозных общностей.

На примитивном уровне не существует религиозной организации в качестве отдельной социальной структуры. Церковь и общество - одно. Исторически ранние… Религия существует в таком еще "диффузном" виде и тогда, когда в… Самые первые религиозные организации создавались в обществах с такой диффузной религией прежде всего среди малых…

Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения…   Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных…

ЦЕРКОВЬ И СЕКТА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ ПО М.ВЕБЕРУ.

Руководство церкви осуществляется профессионалами, в ее деятельности большое место отводится регулярно проводимым богослужениям, но церковным… Характер взаимоотношений между церковью и сектой подчиняется закономерности:…  

ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

  Все религиозные объединения в целом делятся на религиозные организации и…  

РЕЛИГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Функции стратификации— поддерживать социум в упорядоченном состоянии, сохранять его границы и целостность; приспособление к меняющимся условиям,… Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Основные стратификации:

Типы стратификационных ситем.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе… Закрытая стратификация предполагает очень жесткие границы страт, запреты… Исторические типы социальной стратификации:

Рабство

три причины рабства:

1. долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

2. нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

3. война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.,

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы.

Кланы

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Классы.

Социальная мобильность – сравнительно молодое понятие в социологии. Хотя оно выражает очень простую сторону бытия человека – его движение, его перемещение, его смену или социальных состояний, хотя это давно известное в истории философии и социологии обстоятельство, тем не менее понятие «социальной мобильности» обязано своим появлением потребностям конкретизации введенного нового понятия социальной стратификации.

Основными видами социальной мобильности являются:

1. межпоколенная (интергенерационная, межгенерационная) - это изменение положения в социальном пространстве индивида по сравнению со статусом родителей;

2. внутрипоколенная (интрагенерационная) - это сравнение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в разные моменты трудовой жизни.

3. вертикальная - перемещение из одной страты в другую. Может быть восходящей или нисходящей. Как правило, восходящая мобильность, связанная с повышением социального статуса, доходов, является добровольной, а нисходящая - вынужденной;

4. горизонтальная - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социального пространства. Как разновидность выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если подобное перемещение сопровождается переменой статуса, то говорят о миграции.

5. Индивидуальная и групповая

6. Организационная мобильность – перемещение индивида или группы по вертикале и горизонтале управления государством. Бывает – добровольной и недобровольной.

7.структурная мобильность – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивида или группы.

 

Сорокин П.А. разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса. Советское общество одним из самых мобильных, так как доступное все слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения.

Можно выделить следующие общие закономерности социальной мобильности:

1. в периоды серьезных изменений в обществе появляются группы с ускоренной моделью мобильности ("красные директора" в 30-е гг.). Фактор происхождения (место рождения, социальный статус семьи) играет меньшую роль;

2. общее направление межпоколенной мобильности молодежи - из группы работников физического труда в группу работников умственного труда;

3. чем выше социальный статус родителей, тем чаще профессия передается по наследству, и наоборот.

РЕЛИГИЯ И СЕМЬЯ.

  На этой основе возникло предположение: семья и религия находятся между собой в…  

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Теория секуляризации: 1) Секуляризация как утрата «священного» (Бергер). 2) Секуляризация как вытеснение религии наукой рациональным мышлением, светской этикой (контовский позитивизм с его…

Наиболее активно фундаменталистское течение проявляется в исламе, христианстве, иудаизме и индуизме, тем не менее, направления, имеющие признаки фундаменталистских, выявляются специалистами и в иных религиях.

Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США, среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-е-1912 годы. Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания (сравн. либеральная теология).

Менее радикальны, чем протестанты, но весьма влиятельны в христианском мире католические фундаменталисты. Католические фундаменталисты выступают против модернизма, экуменизма и реформированного богослужения, принятого II Ватиканским собором.

Зарождение православного фундаментализма в России относят к началу ХХ века. Общими основами современного православного фундаментализма являются: бескомпромиссный антиэкуменизм (особенно антисектантство и антикатолицизм); антилиберализм, антииндивидуализм, критика западной культуры; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Идеологическими столпами можно назвать теоцентризм, благочестие, Святое Предание и традиция, следование истине Писания и святых Отцов, добродетель и целомудрие, концепции Христианского государства и «Народ и Родина».

В настоящее время, в условиях постколониализма, в исламе наблюдается «исламский фундаментализм» — течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также «освобождения мусульманских земель от колонизаторов» Идеи исламского фундаментализма лежат в основе политического ислама.

Категорическое отрицание ряда ценностей Запада и склонность к радикальным методам борьбы против того, что Усама бин Ладен и другие исламисты называют «вторжением неверных» и «оккупацией арабских земель», дали основание ряду учёных, публицистов и политиков ввести в оборот термин «исламофашизм», которое впервые использовал французский писатель и публицист Максим Роденсон,

Иудейский фундаментализм проявляется в деятельности ряда организаций и политических партий Израиля, выступающих за организацию всей жизни в государстве в соответствии с религиозными законами иудаизма. Некоторые группы ортодоксальных иудеев (так называемых харедим) часто конфликтуют с представителями светского населения Израиля в связи с несоблюдением последними строгих религиозных ограничений.

 

 

35.

Современный религиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и развивается под воздействием двух групп факторов. Первый - внутренние характеристики "религиозного поля" Беларуси: уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих и др.), динамика религиозности и т.д. Основные характеристики "религиозного

поля" формируют также: 1) отношение государства к религии (лояльно/нелояльно); 2) острота конкуренции между вероучениями; 3) состояние религиозной элиты (расколота/едина; настроена фундаменталистски/модернистски); 4) организационная структура религии; 5) качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных прак-

тик церкви.

Вторая группа факторов - внешние (фоновые) характеристики, которые позволяют соотнести отечественные показатели религиозности с общеевропейскими и общемировыми. Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки и понимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси.

Представление о религиозной ситуации открывает перспективу более эффективного социального планирования и управления в этой сфере.

Уровень религиозности в современной Беларуси - показатель довольно стабильный (если не считать посткоммунистического всплеска). Верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разняться: от 37,5 до 49% - 1997 г., 47,5% - 1998 г., 44,3% - 2001 г.) . Количество неверующих за период с 1994 г. колеблется в интервале 14-20%.

Стабильность в когорте неверующих свидетельствует о том, что в стан верующих приходят из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные сущности).

Данные, характеризующие степень религиозности в современной Беларуси, подтверждают тенденции, которые были отмечены западными учеными во второй половине XX века: секулярная культура не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, к изменению воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в Беларуси нового типа религиозного человека - "секулярного (партикулярного) верующего". Такой тип верующего является результатом нескольких разнонаправленных социокультурных процессов. Первый - секуляризация, или размывание, подмена, исчезновение религиозных ценностей и смыслов.

Еще один процесс, формирующий "секулярного верующего" - государственная политика в сфере свободы совести, которая сводит религиозность к частным интересам гражданина (что следует из приверженности либеральным светским ценностям), минимизирует религиозную составляющую публичных действий.

Среди общего числа опрошенных в 1998-2000 гг. только 22% были уверены в необходимости существования государственной религии в Беларуси, 45% - были против. В качестве главы нашего государства церковного деятеля будут приветствовать 11,4% опрошенных, 43,7% отнесутся к такому факту отрицательно, для 44,9% "это не имеет большого значения". 28% респондентов полагают, что желательно иметь на посту главы государства верующего и воцерковленного человека, 57,8% считают это необязательным. К вовлечению церкви в политическую деятельность большинство опрошенных относится отрицательно: приветствовать политическую проповедь в церкви будут менее 10%, против такой проповеди высказались 62,2%.

На начало 2004 г, в Беларуси официально зарегистрировано 26 конфессий (эта цифра не меняется в течение последних 7 лет). Из числа верующих абсолютное большинство относит себя к какой-либо конфессии, т.е. предпочитают исповедовать веру в традиционно оформленных (институциональных) схемах: к православной конфессии себя относят около 80% верующих, к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) -10-15%, к протестантизму (включая "христиан в целом") 5%, к другим конфессиям - около 4% (включая 0,3% иудеев и 0,1-0,3% мусульман).

Конфессиональная структура зарегистрированных организаций (по состоянию на 1 января 2004 г,) такова: православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34), пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ (29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты традиционные и прогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаисты (6), мормоны (3), кришнаиты (6). Т.е. основной спектр представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и католиков (16,4%). Наиболее динамично развиваются протестантские общины (прежде всего пятидесятники).

 

36. Гродненская область отличается большей, по сравнению с общереспубликанской, религиозностью населения.

Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2003 г. под эгидой Совета по делам религий и национальностей Гродненского облисполкома сотрудниками Гродненского госуниверситета, с религией себя соотносит 89,9 % опрошенных (среднереспубликанский показатель – около 50 %). К православным себя отнесли 50,8 % респондентов, к католикам – 31 %. О религиозности населения области можно судить по количеству зарегистрированных общин. На 01.01.2005 г. в области было зарегистрировано 445 религиозных общин (около 16 % от республиканской численности), из которых 364 (82 %) – общины традиционных для Беларуси конфессий (православия, католицизма, ислама, греко-католицизма, иудаизма, лютеранства), тогда как в общереспубликанской структуре религиозных общин перечисленные выше конфессии составляют лишь 66 %. В области сосредоточено около 39 % общин Римско-католической церкви (РКЦ), 33 % мусульманских и всего 9 % протестантских общин. Протестантизм в Гродненской области распространен значительно меньше, чем в других областях Беларуси. Характерной особенностью здесь является и почти равное количество православных и католических общин (181 и 170 соответственно). Однако их распространение по территории области довольно неравномерно.

В территориальном аспекте конфессиональная ситуация в Гродненской области в течение 1990-х гг. также изменялась. При рассмотрении динамики развития католицизма и православия в районном разрезе можно выделить районы наиболее и наименее интенсивного возникновения религиозных общин. За период с 1.06.1992 до 1.06.2005 г. у Белорусской православной церкви (БПЦ) больше всего общин появилось в Лидском (9), Слонимском (8), Гродненском (6), Новогрудском, Щучинском, Волковысском (по 5 в каждом), Сморгонском (4), Берестовицком,

Дятловском районах и г. Гродно (по 3 в каждом). В остальных районах – по 1 или по 2 новых прихода. У РКЦ за этот период новых общин больше всего появилось в Лидском (7), Гродненском (6), Щучинском (3) районах и г. Гродно (4). В остальных районах – по 1 или по 2 или не появились вовсе. Как замечено, БПЦ в постсоветский период в регионе ведет себя значительно активнее в плане создания новых приходов, чем РКЦ. Это объясняется меньшей (по сравнению с католицизмом) насыщенностью территории приходами – результат притеснения православия в

период нахождения Западной Беларуси в составе Польши. Территория области к началу 1990-х гг. оказалась гораздо лучше обеспечена католическими приходами, что, вероятно, вызвало меньшую потребность РКЦ в основании новых общин. Однако при рассмотрении соотношения количества религиозных общин двух ведущих конфессий с численностью их культовых зданий, можно заметить, что культовых сооружений у обеих церквей больше, чем общин (в 2005 г. 206 на 181 соответственно у БПЦ и 216 на 170 соответственно у РКЦ). Это позволяет предположить, что данные конфессии не полностью реализовали свой потенциал в обеспечении верующих приходами, а меньшая активность РКЦ в этом связана, в том числе, с кадровой проблемой (в 2000 г. более 70 ксендзов были гражданами других государств, в основном Республики Польша). На территории региона действуют 3 православных монастыря (мужской – в д. Жировичи Слонимского района, женские – в г. Гродно и в д. Богуши Сморгонского района) и 4 католические женские монашеские общины (в д. Каменка Щучинского района, г. Новогрудке, г. Лиде и г. Гродно), а также православные духовная семинария и академия (д. Жировичи), православное духовное училище (г. Слоним) и римско-католическая духовная семинария (г. Гродно).

Изменилось за постсоветский период и соотношение православных и католических общин в административных районах области. В 1992 г. количество католических приходов превосходило численность православных приходов в городах Лида и Слоним, в Волковыском, Вороновском, Гродненском, Ивьевском, Лидском, Островецком, Ошмянском, Сморгонском и Щучинском районах (в 9 из 17), в г. Гродно соотношение приходов указанных конфессий было равным. Во многих из этих районов разница была довольно значительной (Вороновский, Гродненский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский). В 2005 г. таких районов осталось всего 6 (Вороновский, Гродненский, Ивьевский, Лидский, Островецкий и Ошмянский), однако в г. Гродно общин РКЦ стало на 1 больше, чем православных. В Сморгонском и Щучинском районах соотношение приходов данных конфессий стало равным. Большая разница сохранилась лишь в Вороновском, Гродненском, Островецком и Ошмянском районах.Греко-католическая церковь в Гродненской области представлена 2 общинами – в г. Гродно и г. Лиде. Мусульманство связано с местами проживания татарского этноса (Гродненский, Ивьевский, Лидский, Новогрудский,

Ошмянский, Слонимский, Щучинский районы и г. Гродно). Иудейские общины расположены, как правило, в городах (Гродно, Лида). Традиционные для Беларуси лютеранские общины представлены в Гродно (2) и Лиде (1).

Существуют значительные

территориальные особенности распространения приходов

конфессий. Можно выделить практически католические районы, в которых доля католических общин в общей структуре с православными (в данном случае общинами всех остальных конфессий можно пренебречь из-за сравнительной малочисленности) составляет более 85 % – это Островецкий и Вороновский районы (2005 г.). К районам со значительным преобладанием католицизма, на наш взгляд, можно отнести те, в которых доля общин РКЦ составляет 60–85 % – это Гродненский и Ошмянский районы.

К православно-католическим (в которых доли приходов обеих конфессий колеблются в пределах 40–60 %) – Щучинский, Лидский, Ивьевский, Сморгонский, Дятловский, Мостовский, Волковысский, Зельвенский районы и г. Гродно.

К районам со значительным преобладанием православия можно отнести Новогрудский, Кореличский, Слонимский, Свислочский и Берестовицкий, в которых доля православных приходов в общей структуре с католическими составляет 60–85 %. Таким образом, католические приходы имеют наибольшую концентрацию у Белорусско-Литовской границы, ослабевающую в юго-восточном направлении.

По состоянию на 01.01.2007 г. в Гродненской области было зарегистрировано 449 общин (на 01.01.2004 г. – 445), относящихся к 17 конфессиям. По количеству религиозных общин абсолютным лидером является Лидский район, Гродненский район и г. Гродно, в которых насчитывалось 46, 45 и 38 зарегистрированных общин соответственно, представляющих почти все проповедуемые в области вероучения. В целом в Лидском районе сконцентрировано 10,3 %, в г. Гродно – 8,5 %, в Гродненском районе – 10,2 % всех общин зарегистрированных в области.

Очевидно, что в зависимости от положения района в пределах конфессионального пространства от центра к крайней периферии потенциальная численность прихожан уменьшается, а территориальный радиус обслуживания общинных центров увеличивается.

В ближайшие годы, вероятно, конфессиональная ситуация в Гродненской области значительно не изменится. В пространственно-временном отношении прослеживается устойчивая динамика возрастания роли общин БПЦ и протестантских конфессий. РКЦ не имеет столь значимого количественного выражения активной миссионерской деятельности по сравнению с православием и протестантизмом. Однако у обеих конфессий существует проблема сельских приходов, связанная с все более возрастающей урбанизацией населения. Территориальные особенности конфессиональной сферы значительных изменений, на наш взгляд, не претерпят. Очевидно, укрепятся позиции православной церкви, в том числе и в районах преобладания католицизма.

 

37. Ядро марксистской социологической теории религии составляет учение о социальной сущности религии. Сущность религии раскрывается в разных аспектах: во-первых, религия истолковывается как необходимый продукт материального жизненного процесса; во-вторых, она понимается как иллюзорное выражение (проявление) действительных отношений; в-третьих, интерпретируется как способ существования отчуждения человеческой сущности; в-четвертых, характеризуется как фантастическое отражение реального мира; в-пятых, религия рассматривается как часть надстройки.

Важнейшее значение для обоснования социальной природы религии имеет раскрытие ее источников, анализ общественных отношений, продуктом которых она является. Этот анализ содержится в учении о корнях религии.

Социальные корни религии имеют сложную структуру. Под социальными корнями религии следует понимать систему материальных и идеологических отношений, которая детерминирует возникновение, существование и воспроизводство религии. Материальные условия существования являются “первопричиной” (Ф. Энгельс), которая производит различные идеологические области, в том числе и религию. Вместе с тем политика, государство, право, мораль оказывают на религию “вторичное воздействие”; различные факторы из сферы идеологических отношений могут выступать в качестве “вторичных” причин.

В системе “социальные корни религии” необходимо выделить исторические связи. Религия - не только следствие причин, действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его отдельных элементов, результат саморазвития.

Понятие “социальные корни религии” охватывает и связи функционирования определенных общественных систем. В общественно-экономических формациях определенных типов ряд функций выполняет религия. Потребность в выполнении этих функций способствует воспроизводству религии.

После того как охарактеризована структура социальных корней, необходимо определить отношения, которые в конечном счете играют решающую роль в социальной детерминации религии. Ими являются экономические условия существования общества. Религия представляет собой продукт материального жизненного процесса.

Важнейшую роль в развитии марксистского учения о корнях религии (в том числе социальных корнях) сыграл В. И. Ленин. Он ввел в марксистскую науку понятие “корни религии”. В. И. Ленин дал глубокий анализ экономического базиса империализма, тем самым заложил основы научного объяснения религии в эту эпоху. Он подчеркивал: корни религии в современном капиталистическом обществе главным образом социальные. “Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., - вот в чем самый глубокий современный корень религии.Раскрывая понятие социальных корней религии, В. И. Ленин говорил прежде всего об экономических отношениях капитализма. Анализ “экономических корней религиозного тумана” является для В. И. Ленина исходным пунктом. “...Гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. В структуре социальных корней В. И. Ленин выделял классовые корни - классовый гнет и эксплуатацию. “Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает всякие виды угнетения политического, принижения социального, огрубения и затемнения духовной и нравственной жизни масс... Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.”

Для понимания сущности религии имеет значение и характеристика ее как части надстройки. Совокупность материальных производственных отношений, складывающихся независимо от воли людей, составляет экономическую структуру общества, его базис. На реальном базисе возвышается надстройка - целостное образование, элементами которого являются общественное сознание в его различных формах, идеологические отношения и соответствующие им институты. Во взаимодействии базиса и надстройки определяющую роль играет базис. Производственные отношения обусловливают характер государства, права, общественные взгляды людей - политические, правовые, философские, религиозные, нравственные, художественные - и соответствующие этим взглядам учреждения. В то же время надстройка обладает относительной самостоятельностью, оказывает обратное влияние на базис.

Религиозную надстройку образуют религиозные идеи, институты и организации, религиозные отношения, складывающиеся в религиозной деятельности людей. В отличие от других частей надстройки религия дальше отстоит от материальной жизни, обладает большей относительной самостоятельностью. Изменения в религии определяются в конечном счете экономическими отношениями людей. Религия находится во взаимодействии с другими частями надстройки. Религия может выступать в качестве идейной оболочки различных взглядов. К. Маркс говорил, что “религия представляет оглавление теоретических битв человечества...”. История показывает, что религия по отношению к государству играла, как правило, служебную роль. Независимо от того, составляли или не составляли религиозные организации часть государственного аппарата, господствующие классы использовали религию для поддержания своей власти.

Учение о социальной сущности религии составляет исходную теоретическую основу марксистской социологии религии. Оно позволяет научно объяснить религию, дать правильную интерпретацию ее различным социальным феноменам. Раскрытие сущности религии служит основой для критики различных богословских, идеалистических и метафизических ее концепций - ее сакрализации, натурализации, биологизации, психологизации, антропологизации, “социологизации”.

Раскрытие структуры религии занимает важное место в социологической теории религии. Степень дифференцированности, “набор” элементов, специфика их взаимодействия, место и функции того или иного элемента зависят от типа религии. Учитывая требование марксистской методологии, согласно которому для понимания объекта, его предшествующих фаз развития необходимо изучение его в “ставшем” состоянии, рассмотрим структуру современной мировой религии (в основном на примере христианства). В структурном плане религия предстает как целостное единство: а) религиозного сознания, б) религиозной деятельности, в) религиозных отношений, г) религиозных институтов и организаций.

Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В марксистской литературе выделяется ряд функций религии:

1) Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места человека в нем, природы человека и т. д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира и само-чувствование человека), оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и отношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

2) Компенсаторная функция. Религия выполняет социальную функцию компенсатора. К. Маркс говорил о религиозном “восполнении” действительности, В. И. Ленин - о религиозном утешении. В религии происходит мнимое снятие противоречий: реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, социальное неравенство превращается в равенство в греховности, в страдании; разобщенность заменяется братством “во Христе”, в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием бога, смертный оказывается бессмертным; вообще мир зла и несправедливости заменяется “царством божиим” (“царствам небесным”). Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.

3) Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей. “Богообщение” считается высшим видом общения, а общение с “ближними” - второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном даме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с богом и друг с другом. Внекультовые деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих.

4) Регулятивная функция. Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно санкционированных способов поведения религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

5) Интегративная функция. Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

Указанные функции действуют не изолированно, а в комплексе, они могут выполняться на уровне общества в целом, различных социальных групп, личности, оказаться значимыми только в рамках религиозного объединения или же и во внерелигиозной сфере. Функции присущи религии как целому, в то же время они своеобразно реализуются каждым ее элементом. Тот или иной элемент религии может обеспечивать и такую деятельность, которая не становится функцией других элементов (например, религиозная организация и ее различные звенья могут вести производственную, экономическую, просветительскую “ иную деятельность).


38. (Tillich) Пауль (1886—1965) — один из ведущих представителей диалектической теологии, философ культуры. Изучал философию и богословие в ун-тах Берлина, Тюбингена, Галле (1905—1912); служил капелланом в действующей армии, преподавал в ун-тах Германии (1929—1933). За выступления против нацизма был отстранен от должности проф. и вынужден эмигрировать в США, где работал в Нью-Йорке (Union Theological Seminary, 1933—1955), в Гарвардском (1955-1962) и Чикагском (1962-1965) ун-тах.
Т. стремится переосмыслить традиционное лютеранство с учетом достижений современной культуры. Сегодня, по мнению Т., наступил поворотный момент истории (кайрос), когда Бытие (Бог) открывается человеку, и его религиозный опыт четко выявляется как основа, субстанция культуры, без такой основы культура лишается конечного (ultimate) смысла. Истинный «протестантский принцип» (так Т. обычно называл свой подход) не сводится к традиционному вопросу о том, как и почему грешник может быть оправдан Создателем; он должен затрагивать всю реальную ситуацию существования и интеллектуальную жизнь человека. Подлинное богословие — это «богословие ответа», постоянный диалог, соотносящий вопросы, которые ставит современная ситуация, и ответы, заключающиеся в вечной христианской Вести.
Во взглядах Т. прослеживается сильное влияние психоанализа и экзистенциализма (в первую очередь С. Кьеркегора), и он подробно рассматривает три, по его мнению, главные «фобии» человека: неизбежность смерти, бессмысленность существования и неискупленная вина. Его интересуют онтологические характеристики такого состояния, которое он объясняет как реакцию на угрозу со стороны небытия, избавиться от которой греховный человек сам не способен. Грех — это не просто нарушение к.-л. внешних законов или заповедей, но результат отчуждения человеческого существования от своей подлинной сущности, от основы бытия, от Создателя. Если, однако, человек признает свою полную беспомощность и безнадежность и обратится к Христу, к Новому Бытию, отчужденность может быть преодолена, и возникнет надежда на спасение.
Для Т. неприемлемо представление о Боге как высшем антропоморфном существе, восседающем на небесах; отрицание такого образа атеистами, полагает он, вполне обоснованно. Бог не «сверху», а «снизу»: это «бесконечная и неисчерпаемая глубина, Основа нашего бытия». Он принадлежит к тому, что составляет Предельную заботу, но в отличие от сугубо житейских забот, направленных на конечные (finite) объекты и являющихся идолопоклонством, Бог олицетворяет Безусловную заботу, без которой невозможно существование человека как духовного существа. Можно отрицать популярные доказательства существования Творца, но если вы знаете, что Бог — это глубина, Основа, то вы уже знаете о Нем немало и уже не вправе называться атеистом. Интеллектуальные усилия человека неспособны привести к Основе. Поскольку же в состоянии разрыва с Богом и отчаяния может появиться парадоксальный опыт Его присутствия, то правомерно утверждать: нет истины без сомнения и сомнения без истины. Если, однако, милосердный Бог принимает греховного человека, то Он, по Т., принимает и человека сомневающегося в Его существовании.
Гармоническое соединение понимания священного в религиозной традиции с новыми условиями существования внешних норм и внутренней свободы составляет центральную проблему «протестантского принципа» Т. Необходим, подчеркивает он, постоянный диалог христианства с культурой, в котором церковь должна стремиться не к реанимации собственных «культурных рудиментов», а к выявлению во всех формах наличной культуры ее конечного смысла, ее действительного отношения к Безусловному: «Историческое Откровение — это Откровение не в истории, но откровение через историю». Культура, обособленная от религии, теряет свой конечный смысл и освобождает простор для деструктивного, демонического начала. Необходимо преодолеть трагическое взаимное отчуждение сакрального и светского, выявить их глубинное единство: религия — не просто одна из форм культуры, но ее субстанция, а культура — это форма религии. Подлинная гармония может достигаться лишь по мере создания «теономной культуры», преодолевающей утвердившееся противоречие между культурой и церковью через приобщение к Безусловному, хотя этот процесс не может быть полностью завершен в границах истории. Величественная «систематическая теология» Т., органически сочетающая онтологический и антропологический подходы, оказала сильное воздействие на последующее развитие богословия и философии культуры.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Предмет, социологии, Религии0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет социологии религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Модуль 1 Лекция № 1. Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
Модуль... Лекция Предметная область социологической... Определение социологии ее объекта и предмета...

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии, и ее функции
Российская социологическая энциклопедия под общей ред Г В Осипова М С... Радугин А А Радугин К А Социология курс лекций е изд перераб и... Фролов С С Основы социологии Учебное пособие М Юристъ с...

Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения
Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве -… Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается… Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.Как выше уже…

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Вебер М. Избранное. Образ общества // Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религии
Введение... Под мировыми религиями в данной работе понимаются совершенно свободно от оценочных суждений те пять религиозных или...

Предмет и основные понятия информатики Предмет информатики как науки составляют: -аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
Информатика это комплексная техническая наука которая систематизирует... Термин информатика происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов информация и автоматика...

Объект и предмет социологии
По масштабу применения... Общенаучные например математические методы... Частнонаучные например методы опроса...

Предмет и методы геологии. Принцип актуализма: униформизм и актуалистический подход. Предмет и методы геологии. Специфика геологии. Разделы современной геологии. Специфика геологии:
Актуализм основополагающий принцип геологии Утверждает что в геологическом прошлом процессы происходили по таким же законам что и сейчас... Примеры актуализма знаки ряби в результате штормов знаки ряби в... Предмет и методы геологии Специфика геологии Разделы современной геологии...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам