рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соотношение с природой.

Соотношение с природой. - раздел Социология, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Социология как наука Культура Как Объект Социального Познания. «Термин «...

Культура как объект социального познания.

«Термин «культура» латинского происхождения и первона­чально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием чело­века, в отличие от тех изменений, которые вызваны естест­венными причинами. В дальнейшем слово «культура» полу­чило обобщенное значение и им стали называть все создан­ное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный челове­ком мир. Культура включает в себя результаты материаль­ного и духовного производства. Это общефилософский под­ход к культуре.

В социологии под культуройв широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуе­мую совокупность средств, способов, форм, образцов и ори­ентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для под­держания определенных структур деятельности и обще­ния. Вузком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной груп­пе людей.Можно сказать, что «культура — это коллектив­ное программирование человеческого разума, которое отли­чает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм чело­веческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение пред­метов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуаци­ях. Объектом социологического исследования являются кон­кретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культур­ной жизни, а также обуславливающие их социальные фак­торы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соци­альных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном про­грессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, госу­дарство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, кото­рая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в исто­рическом процессе возникает множество культур. Перед со­циологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Амери­канский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил бо­лее 60 культурных универсалий, свойственных всем обще­ствам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологи­ческие, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людь­ми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая по­зиция называется этноцентризмом.Этноцентризм весьма широко распространенное явление. Ярким проявлением эт­ноцентризма является всякого рода миссионерская дея­тельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американ­ский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный реляти­визм,провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культу­ра может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязы­вая данную культуру с другими, не рассматривая культур­ный процесс как общечеловеческий процесс, развитие миро­вой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные пробле­мы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культу­ры являются одними из важнейших в социологическом ис­следовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас сле­дует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, цен­ностной и нормативной системы, направляющей и регули­рующей деятельность людей.

Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все до­стижения человечества, в том числе и материальные: ору­дия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересу­ют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функцио­нированию различных элементов в духовной культуре.Ка-ковы же эти элементы?

1)Первым и наиболее важным элементом является по­знавательный, знаково-символический элемент, т. е. зна­ния, сформулированные в определенных понятиях и пред­ставлениях и зафиксированные в языке. Язык— это объек­тивная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение зна­ков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2)Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность— это свойство того или иного общественного предмета, явле­ния удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценно­сти формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предмета­ми окружающего мира, т. е. в результате ценностного отно­шения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей со­циального субъекта могут входить различные ценности:

1. Смысложизненные(представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2. Универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квали­фикация, правопорядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.);

 

3. Партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношениевыступает необходимым ком­понентом в формировании ценностной ориентации, деятель­ности и отношений, которые выражаются в ценностной ус­тановке. Ценностная установкаявляется своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, свя­занной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминирован­ную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, чело­веку, явлению, событию и т. д. Ценностные установки выра­батываются обществом в процессе общественно-историчес­кой деятельности и передаются индивидами и последующи­ми поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.

Ценностные установки ориентируют человека в соци­альной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценност­ных установок образует мотив деятельности. Мотив— это фактор, ведущий к превращению установок в активную де­ятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соот­носить конкретные ситуации, в которых он действует, с си­стемой ценностей, которыми он руководствуется в своем по­ведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой дея­тельности, определяющий способ и характер последней, вы­ступает в качестве цели. Цель деятельности,как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов соци­ального субъекта. Она выражает осознание, решимость пе­ределать окружающий мир, приспособить его к своим по­требностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхи­щение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во времени, постольку следует подходить диффе­ренцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно гово­рить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шка­ле социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д.

Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного дости­жения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.

Для выделения из многообразия целей конечных упо­требляется понятие «идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возмож­ность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то со­здать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчиня­ют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных со­циальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознатель­ные стимулы, доминирующий мотив.

Ценностное отношение обретает своего рода самосто­ятельное существование в виде социальной нормы.В опре­деленном смысле социальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы— это историчес­ки обусловленные общественным бытием требования к дея­тельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общест­венную необходимость организации деятельности и отноше­ний в соответствии с объективными условиями. В них в боль­шей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Одна из важ­ных особенностей воздействия социальных норм на деятель­ность и общественные отношения состоит в том, что их ис­полнение и предписание обеспечиваются различными фор­мами принуждения, начиная от общественного и кончая государственным.

3) Синтетической формойкультуры являются образ­цы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд — это сово­купность символических стереотипных коллективных дей­ствий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих опреде­ленные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоциональнопсихологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участни­ками обрядового действия.

Обычай— воспринятая из прошлого форма социаль­ной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого пред­писаниям. В роли обычая могут выступать различные обря­ды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай — неписанные правила поведения.

Традиции— элементы социального и культурного на­следия, передающиеся из поколения в поколение и сохраня­ющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым усло­вием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отноше­ние к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достиже­ний человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни» [9, c. 59-65].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Социология как наука

Бабосов Е М Общая социология Учеб пособие для студентов вузов Мн... Бабосов Е М Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов Мн ТетраСистемс С...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соотношение с природой.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Социология» (для студентов дневного отделения несоциологических специальностей)   Семинар1. Социо

Объект, предмет и метод социологии.
«Предмет и объект познания социологии. Понятие социального. С термином «социология» каждый из нас встречался неодно­к

Система, структура, уровни и функции социологии.
«Структура социологии   Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя инс

Функции социологии.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой

Социология и другие науки об обществе.
Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необ­ходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смеж­ных с нею наук об обществе,

Возникновение и основные этапы развития социологии
Расширить и углубить представление о социологии как на­уке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило

ГЛОССАРИЙ
СОЦИОЛОГИЯ— англ. sociology; нем.Soziologie; фр. Sociologie. Наука о закономерностях становле­ния функционирования и развития общества. С. изу

Социальная структура общества.
1. Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки. 2. Социальная структура общества: механизмы взаимодействия основных элементов. 3. Социальная страти

Общество как саморазвивающаяся система: понятие и главные признаки.
  «Ни у кого нет сомнения в том, что социология есть наука об обществе. Но здесь возникает вопрос: что же такое общество? При всей кажущейся простоте ответа на этот вопрос ответить на

Социальная структура общества: механизмы взаимодействия основных элементов.
«Понятие социальной структуры. Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять». Поначалу это сл

Социальная стратификация и социальная мобильность.
«Дифференциация людей и их групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образова­ния, профессии, участия во властных структурах и т.д., - назы­вается соц

ГЛОССАРИЙ
ОБЩЕСТВО— англ.society; нем.Gesellschaft; фр. societe. 1. Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойч

Семья как социальный институт.
«Семья как важнейший социальный институт. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке

Социального управления.
« Основные черты социальной организации. Социальные институты тесно связаны с социальными орга­низациями. Многие социологи называют социальные орга­низации разновидностью социальног

ГЛОССАРИЙ
ИНСТИТУТ(от лат. institutum — уч­реждение, установление) — англ.in­stitution /institut; нем.Institution; фр. institution/i

Социологическое понятие личности, его структура, основные элементы. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества. «Первичным агентом социального взаимодействия и отноше­ний являет

Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты: внутриролевые, межролевые, личностно-ролевые.
«Значительное место в социологии личности занимает роле­вая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатыв

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции
Как только происходит нарушение в исполнении четырех фун­даментальных ролей, в семье возникают всевозможные про­тиворечия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в с

Ролевое напряжение
Когда человек сталкивается с противоречивыми требования­ми двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт.Противоречивые требования, предъявляемые одной и

Динамика ролевого набора
Хотя каждый статус обладает ролевым набором, ни одна роль в данном наборе жестко не закреплена за конкретным статусом. Статус может терять одну из своих ролей, приобретая взамен другую. Когда муж т

Ключевые термины
Аффективное действие Внутриролевой конфликт Дистанционирование от роли Домохозяйка Жизненный никл семьи Идентификация с ролью Исполнение роли К

Словарь
Buyтриролевой конфликт — противоречие (статусная несовме­стимость) между ролями одного ролевого набора. Жизненный цикл семьи— последовательность социальны

Социализация личности. Девиантное поведение: причины и типы, формы социального контроля.
«Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности. Личность как объект общественных отношений рассматри­вается в социологии в контекст

ГЛОССАРИЙ
ЧЕЛОВЕК — англ.man/person; ней.Mensch; фр. homme; Высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельн

Культурные универсалии.
«§ 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт чел

Субкультура: понятие, виды, конфликтный характер.
«Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основные элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в различных государственно-националь­ных образованиях, социальных группах и т. д.

ГЛОССАРИЙ
КУЛЬТУРА(от лат. cultura — возде­лывание, воспитание, образование, раз­витие, почитание) — англ. culture; нем.Kultur; фр. culture;

Выборка в социологическом исследовании и проблема ее репрезентативности.
«Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Цент­ральное значение в этом раздел

ГЛОССАРИЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ — англ.investiga­tion/research/study/survey; нем. For-schung; фр. investigation/recherсе/ etude; чешек,vyzkum. Вид система

ВЫБОРКИ ЭЛЕМЕНТ. См.ВЫБОР­КИ ЕДИНИЦА.
« ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ.См. ВЫБОРКА. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД.См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ—

Основные методы сбора социологической информации, их сравнительный анализ.
«Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирическихданных. Если бу­дет использован анализ документов, то следует указать, ка­кие документальные и

Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования.
«Заключительный этап эмпирического социологического ис­следования предполагает обработку, анализ и интерпрета­цию данных, получение эмпирически обоснованных обобще­ний, выводов и рекомендаций.

ГЛОССАРИЙ
МЕТОДИКА(от греч. methodike — со­вокупность методов) — англ.те-thodics; нем.Methodik; фр. methodique; ч

НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ
nehmende; фр. observation en partici-pante; чешек,pozorovdni zucastnene. Тип наблюдения, введенный в упот­ребление Э. Линдеманом, при к-роь исследователь получ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги