Реферат Курсовая Конспект
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Социология как наука - раздел Социология, Методические Материалы ...
|
Литература
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 6-157.
2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 5-89.
3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 496 с.
4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С. 7- 78.
5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С. 9-53.
6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – С. 9-57.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 9- 131, 246-280.
8. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 9-52, 91-143.
9. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 4-68.
10. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.
11. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С. 8-93, 100-102.
12. Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М,2000. – С. 15- 51.
13. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д.э. н. проф. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.
14. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.
15. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
16. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 9-197.
17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп, и перераб.- М.: Юрайт-М, 2001. – 527 с.
18. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 7-37.
Социология в системе социально-гуманитарного знания.
Литература
11. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
Литература
С. 175-192, 292-375.
10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.
11. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
12. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издание второе.- Харьков, 1997. – С. 249-257, 450-471, 541-596.
13. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 143-169, 195-211.
Социальные институты: понятие, структура, классификация и функции.
«В процессе социального развития однотипные или близкие по содержанию своей деятельности и по выполняемым функциям социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности, которые в значительной степени упорядочивают поведение входящих в данные организации людей. В таких случаях отдельные индивиды оказываются втянутыми в такие социальные общности, в которых их поступки, их поведение будет организовано на общих для всех установлениях, нормах, правилах, целях и задачах.
Одним из таких общественных объединений, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий, их более или менее рациональную упорядоченность, являются социальные институты. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди тем самым утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для членов данной общности или общества в целом.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с двух позиций: а) с точки зрения внешней, формальной структуры; б) с точки рения внутренней, содержательной деятельности.
Рассмотрим, к примеру, такой важный социальный институт, каковым является юстиция. Со своей внешней стороны она выступает как специфическая совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.) и учреждений (прокуратура, суд, места заключения), снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих вполне определенную, конкретную, а именно правоохранительную функцию. По своему внутреннему содержанию данный социальный институт представляет собой совокупность определенных стандартизированных образцов поведения полномочных лиц, обеспечивающих функцию поддержания правопорядка в обществе.
Исходя из такой структуры рассматриваемого феномена, М. Вебер выделил две характерные особенности социального института.
1. Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.п.
2. Наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав данного социального института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.
Благодаря этим особенностям социальный институт представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах общества- экономике, политике, культуре, семье, социальной сфере. Эти же особенности дают возможность социальному институту служить конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие.
Социальные институты обладают следующими характерными признаками.
Во-первых, они обладают более или менее четко определенной целью своей деятельности.
Во-вторых, им свойственны определенные функции, обеспечивающие достижение стоящей перед ними цели (целей).
В-третьих, для них характерно четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.
В-четвертых, социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института.
В-пятых, отличительным признаком социального института выступает система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.
Нетрудно заметить, что названные признаки социального института во многом совпадают с существенными признаками социальной организации, охарактеризованными в предыдущей главе. И такое совпадение вполне объяснимо, поскольку социальные институты представляют собой особый тип социальной организации и поэтому в своих особенностях во многом совпадают с характеристиками формальной организации. Однако социальный институт в своем функционировании проявляет и такие существенные признаки, которые отличают его от организации. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.
Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения рационально упорядочена принятыми данным институтом установлениями, на которые и ориентированы все их поступки, совпадающие с их обязанностями; если же возникают расхождения между поступками и обязанностями и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, регулирующий соответствующие типы поведения (1; 536-537).
Подчеркивая важность наличия машины принуждения в деятельности социального института Т. Парсонс писал: «эта потребность связана... с необходимостью в авторитетной интерпретации институционализированных нормативных обязательств» (4; 506).
Во-вторых, социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействия и поведения людей, что отличает eго о от многих организаций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями Скажем, церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали на протяжении 10-15 лет
В-третьих, социальный институт- зго крупномасштабная общность людей, которая, в отличие от организации, имеет широко разветвленную и сложпоиерархизированную структуру, включающую в себя, как правило, систему организаций местного, регионального и общестранового (общенационального) уровня Гакова, например, структура государства как сложного социального института
В-четвертых, социальный инститyт интегрирован в социально-политическую, экономическую, социокулыурную и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет ему осуществлять контроль над институциональными типами деятельности
В-пятых, социальный институт располагав! необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление социального контроля
В-шестых, социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института (рис 21)
Учет названных особенностей дает возможность сформулировать определение рассматриваемого социального феномена
Социальный институт — это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношении и взаимодействий, отнимающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой иптегрированностъю своих эчементов многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установченных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач.
ституты культуры (творческие союзы, театры, музеи и т.п.) осуществляют функции нормативного регулирования поведения людей путем утверждения и поддержания образцов, ценностей, идеалов.
Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное значение имеет их типологизация.
В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формальные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объединении осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, церковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязанностей, распределением ответственности между участниками социального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Выполнение же определенного круга обязанностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная профессионально ориентированная деятельность людей; осуществляется управление социальными действиями, контроль за их осуществлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и средства.
Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, однако не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи многие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, симпатия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный контроль осуществляется с помощью неформальных санкций - нравственных норм, традиций, обычаев и т.п.
В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, спортивные и др.
Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят:
1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качестве главных средств деятельности этого социального института используются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и ниспровержения.
2. Система права- социальный инструмент императивного (т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий на основе действующих в обществе законов, совокупность которых ориентирована на обеспечение типичного для данного общества (или данной социальной системы) вида социальных взаимодействий личности с ближайшей социальной средой и обществом в целом.
3. Государство — социальная структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной сфере общества- политической, экономической, образовательной и др. - через деятельность правительства.
По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.
Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финансы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.
Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества Сюда входят творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.), а также организации и учреждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирующие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.
Институт образования - система объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
Институт религии— совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.
Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.
Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья яв-
Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различные общности (семейные, территориальные, профессиональные,
религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписывая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведения - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многообразнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных институтов.
Развитие социальных институтов осуществляется посредством развертывания двух социальных процессов.
Первый из них представляет возникновение новых социальных институтов, как мы показали это выше на примере возникновения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов- это совершенствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохранительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыльской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического характера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.
Процесс институциализации, т.е. возникновения, формирования социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение армии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и создаваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государства, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой момент отразить нападение врагов или распространить власть своего
государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.
Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и организованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социальным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового социального института (например, цели политической партии, воплощаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).
Третий этап ииституциализации составляет возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, партии и т.п.) и становящихся обязательными для исполнения всеми индивидами, входящими в этот институт (например, устав вооруженных сил, кодекс офицерской чести, устав партии и т.п.)
Четвертый этап институциализации - развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (например, политическое бюро партии, ее исполком или командные структуры в армии) и регуляторов поведения (принципы войсковой дисциплины, соподчинение рядовых, младших и старших офицеров, применяемые санкции к нарушителям норм в армии).
Пятый этап институциализации воплощается в создании характерной для данного социального института системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения его членов (например, военнослужащих или членов партии).
Шестой этап институциализации составляет процесс интер-нализации (т.е. усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, формирования на их основе ценностных ориентации, установок, ожиданий личности, усвоения ею определенных социальных ролей (например, рядового, сержанта или офицера в армии) и социального статуса в обществе.
Социология исследует процесс институциализации с двух точек зрения. Во-первых, как исторический процесс зарождения и развития новых социальных институтов, условий и особенностей их возникновения. Во-вторых, с точки зрения содержания, особен-
ностей и эффективности функционирования социальных институтов в рамках целостной системы, направленной на обеспечение стабильности и устойчивости общества. Это означает, что социология придает большое значение исследованию функций социальных институтов.
Известный американский социолог Р. Мертон основательно проанализировал явные и латентные функции социальных институтов. С его точки зрения, «явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы». «Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в намерения и не были осознаны» (3; 428). Таким образом, явные функции социального института относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации данной социальной системы к условиям ее существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия.
Если же иметь в виду явные функции социальных институтов, то основные из них сводятся к следующему.
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности и имеет своей целью посредством определенной системы ценностей, норм, правил выработать определенные стандарты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный институт обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной структуры общества, ее стабильность при определенных масштабах изменчивости, не ведущей к разрушению данной социальной системы, а во-вторых, воспроизводство структурных компонентов данной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.п.) и существующих в них общественных отношений. Например, социальный институт армии обеспечивает устойчивость не только своей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчивость социальной структуры общества в целом, благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохранению территориальной целостности и т.п.
2. Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды - как природной, так и социальной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд Тойнби на основе анализа огромного фактического материала показал, что адаптационная функция социальных институтов — госу
дарства, культуры, торговли и др. - осуществляется по механизму «вызов- ответ». Скажем, адаптационная функция такого специфического социального института, каковым является культура, заключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общностям определенные наборы символических значений, которые интернализуются отдельными личностями и их группами и приводят, с одной стороны, к детерминации осуществляемых ими действий, а с другой - каждый из осуществляемых индивидами выбор действий ограничивается определенными пределами морально, эстетически, юридически допустимого поступка (например, знаменитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возжелай» и т.п.). В результате этого в обществе, по словам американского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает определенными экспектациями (ожиданиями) определенных способов поведения других индивидов в определенных ситуациях и одно временно соотносит свои поступки с экспектациями других индивидов и их групп. В результате складывается адаптация не только к окружающей среде, к определенной социальной ситуации, в которой они существуют, но и к действиям других индивидов, к функционированию существующих в обществе социальных институтов и организаций.
3. Иптегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями и т.п. обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в
их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Например, свойственные религии как социальному институту религиозные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социо
лога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным механизмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, которые чрезвычайно существенны для институциональной интеграции общества.
4. Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодей
ствии между институтами и организациями, действующими в обществе. Коммуникативная функция культуры, например, воплощается в том, что в художественных произведениях, философских текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе, проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное на многих людей, общение человека с человеком, с социальной группой, с обществом в целом. Вследствие этого происходит глубокое взаимопонимание между многими различными людьми (между автором и читателем, между автором и слушателем, между учителем и учеником, профессором и студентом, между различ
ными группами слушателей, зрителей, верующих и т.п ). Только! благодаря коммуникативной функции культуры происходит консолидация людей различных индивидов в сплоченные общности (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д.), осуществляется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных эпох, вследствие чего Христос, Софокл, Гомер, Шекспир, Пушкин говорят, общаются с нами как наши современники.
5. Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации этой личностью своего социально го статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и многогранного процесса выступает такой своеобразный социальный институт, как семья. Именно в семье формируются первоначально социальные качества личности, представления о добре и зле, усваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе,
компании сверстников, в трудовом коллективе и т.п. при возрастающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.
6. Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям
вещения в производственных помещениях. Первоначальные результаты более чем двухлетнего эксперимента показали, что в довольно широких пределах не существует однозначного отношения между освещенностью и производительностью. Производительность труда увеличивалась как в экспериментальной группе, где увеличилась или уменьшилась освещенность, так и в контрольной группе, где освещенность не менялась. Такая неоднозначность результата явилась следствием того, что исследователи ограничили свои исследования только областью явных функций.
Чтобы получить более четкие ответы на вопрос о том, какие же факторы влияют на производительность труда, в эксперимент были введены не только освещенность, но и другие переменные — температура, влажность и др. Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что не только и не столько эти факторы влияют на производительность труда, сколько возникавший в результате длительного взаимодействия своеобразный «групповой дух», воплощающийся в поддержании контактов и дружеских отношений во внерабочее время и т.п. Такой неожиданный для исследователей результат привел их к выводу, что они не учитывали скрытой от экспериментаторов латентной социальной функции, прежде всего, межличностного общения, социальных отношений, складывающихся между рабочими, а также между ними и управленческим персоналом. В результате возникла новая концептуальная схема исследования, в которой, наряду с контролируемыми факторами эксперимента (освещенность, температура, влажность и т.п.), было введено понятие социальной актуации, которое воплощало в себе действие латентной социальной функции в деятельности производственной организации как социального института.
Таким образом, основной итог хоуторнского эксперимента составляют: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, отход от концепции рабочего как только «экономического человека», выведение на передний план социальных и социально-психологических аспектов производственной деятельности; 2) выявление латентной прежде функции неформальной организации, заключающейся в межличностном сплочении работающих вместе людей, возникающей на основе взаимного интереса их друг к другу общности их предпочтений, потребностей в самореализации, признании, уверенности и т.п.; 3) зарождение доктрины «человеческих отношений» и дальнейшее развитие тем самым индустриальной социологии.
Следовательно, с помощью изучения латентных функций можно более глубоко и всесторонне представить себе подлинную картину и многообразие деятельности социальных институтов. Это тем более необходимо, что не существует в обществе такого социального института, который бы функционировал в изоляции от других институтов. Государство, политические партии, религия, образование, производство и потребление, семья - все эти и другие социальные институты взаимосвязаны. Скажем, система образования в решающей степени зависит от развития системы производства, с одной стороны, культуры - с другой, но на успешность ее функционирования оказывает мощное воздействие деятельность государства, существующей в нем системы права. Поскольку образование играет важную, причем возрастающую роль в обществе, попытки усилить свое влияние на институт образования осуществляют производственные организации, научные учреждения, политические партии, церковь. Изменения в одних институтах приводят к изменениям в других. Трансформация политической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ повлекла за собой реформу образования, существенные изменения в системах культуры, образования, в развитии и функционировании религии» [1, c. 241-257].
Социальные организации: понятие, структура, типы, проблемы
Ключевые мысли
• Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию
• Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.
• Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.
Литература
10. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
Культура как социальное явление: сущность, основные элементы и
Социальные свойства и функции культуры. Типы и формы культур.
Литература
9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
Социологическое исследование как средство познания социальной
реальности: виды, основные этапы (подготовительный, основной,
Завершающий) и их характеристика.
Программа социологического исследования, ее назначение и структурное содержание.
«Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают использование общих положений социологической теории к изучению конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
Как и любое научное исследование, прикладное социологическое исследование содержит в себе определенный набор элементов, присущих научной деятельности. Во-первых, само социологическое исследование прикладного характера становится необходимым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Например, перед республикой Беларусь в современных условиях все более острой становится проблема энергетического обеспечения производства и всех других сфер общественной жизни, поскольку она не обладает достаточными ресурсами собственных энергоносителей. Эта проблема порождает необходимость проведения целого комплекса научных исследований возможных путей и средств увеличения энергообеспечения республики, в том числе и конкретных социологических исследований отношения населения страны к различным его вариантам, включая и возможность строительства атомных электростанций. Именно этим и было обусловлено проведение Институтом социологии Национальной Академии наук прикладного социологического исследования об отношении населения республики к различным вариантам развития энергетики, проведенного в два этапа, в 1995 и 1997 годах.
Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. определенные процессы и явления социальной действительности, подлежащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объекта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить научными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик- государственный орган, предприятие, банк, спортивное общество и т.п. - вместе с исполнителем исследования — научной организацией - определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поручению заказчика. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определенные средства- финансовые, людские, научно-технические и организационные. Эффективное применение этих средств по намеченной программе должно привести к достижению конкретного результата — нового знания об исследуемом объекте. Таким образом, процесс исследования конкретного социологического исследования представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологического исследования?
Программа социологического исследования - это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными г/елями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа должна отвечать на вопросы:
1. Что надо делать?
2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных
заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?
3. Как выполнить задуманное?
Программа конкретного социологического исследования выполняет три основные функции:
1. Теоретико-методологическая функция призвана опреде
лить требующую своего разрешения научную проблему и наметить
основные принципы ее решения.
2. Методическая функция заключается в определении спо
собов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации
ожидаемых результатов.
3. Организационная функция состоит в планировании дея
тельности исследовательского коллектива с определением видов
предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее является методочогиче-ской. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование.
Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы -первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при исследовании экономического поведения различных групп населения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и средствами можно повысить активность людей, учитывая, что она формируется и развивается в современных условиях становления рыночных отношений.
При выделении и осмыслении проблемы исследования необходимо принимать во внимание несколько различных, хотя и тесно связанных друг с другом аспектов. Первый из таких аспектов — гносеологический (познавательный), заключающийся в том, что существует осознание общественной потребности (как активизировать экономическое поведение), при незнании способов и путей се решения. Второй аспект проблемы - предметный. Его суть состоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено. В рассматриваемом нами случае предметный аспект проблемы выражается в том, что становление рыночной экономики предполагает активизацию экономического поведения наемных работников, но эта общественная потребность наталкивается на противоречие. Сущность его в следующем: существующая на современном этапе развития постсоветского общества система заработной платы при неоправданно низком уровне последней утратила свою мотивирующую и стимулирующую роль в активизации трудовой деятельности, а занятся частным предпринимательством большинство населения не может по разным причинам - отсутствие стартового капитала и навыков для предпринимательства, высокие налоги, негативное отношение в обществе к предпринимателям как эксплуататорам и т.п. Возможные пути разрешения этого противоречия и должны быть определены в результате проведения намеченного исследования.
Третий аспект проблемы - определение ее по носителю, т.е. по тому социальному субъекту, который в своей деятельности (или в силу отсутствия таковой) создает требующую своего решения проблему (в нашем случае- предприниматели, трудящиеся, государство, общественное мнение).
Четвертый аспект проблемы - определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная). В рассматриваемом примере проблема активизации экономического поведения является межстрановой, ибо она существует во всех странах, в том числе и в Беларуси, совершающих трудный и противоречивый переход от жестко централизованной плановой экономики к социально ориентированной экономике рыночного типа.
В процессе выяснения проблемы исследования социологу приходится осуществить две основные процедуры: 1) осмысление проблемной ситуации и 2) формулировку проблемы. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема- не одно и то же. Рассматриваемая нами в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой крупномасштабную проблему не только Беларуси, но и других стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. — носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут суще ствовать несколько проблемных ситуаций. Например, одна из них, — как активизировать экономическое поведение предпринимательских структур, каким образом повысить их активность -снижением налогов, совершенствованием законодательства, поощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизне- са или что-либо другое? Каждая из названных проблемных ситуаций может составить относительно самостоятельный объект специального социологического исследования.
Но проблемная ситуация может стать не только уже, но и шире социальной проблемы. Например, современное общество сталкивается с чрезвычайно серьезной проблемной ситуацией - нарастающие масштабы правонарушений и преступности среди молодежи. Эта проблемная ситуация порождает целый ряд проблем, требующих своего решения методами различных наук - психологии, социологии, криминалистики и др., каждая из которых при вычленении свойственной только ей стороны проблемы определяет для себя объект исследования в рамках данной проблемы. Скажем, проблема трудностей и противоречий в социализации подростков и юношества в условиях социально-экономического кризиса- это проблема прикладного социологического исследования. Проблема роста масштабов и разнообразия правонарушений и преступления, совершаемых подростками и молодыми людьми, — это проблема криминологии. Проблема социально-психологических механизмов (влияния старших, подражание и др.) - это проблема психологического исследования правонарушений и преступлений, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте.
Итак, проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активи- зации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного: уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от гех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания способного случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации.
Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой жономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения.
Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обуславливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:
1) выделения объекта и предмета исследования;
2) определения целей и задач исследования;
3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов
решения исследуемой проблемы.
Проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект- это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение объема работ, временных, финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как специального документа, определяющего форму исследования и представления результатов исследования.
Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду, исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет: 1) координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п.; математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и научно обоснованных рекомендаций); 2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; 3) подводить все, полученное различным путем (данные статистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.), к единому знаменателю, к формулировке общих выводов и результатов проведенного исследования; их предоставление заказчику.
Все это обуславливает необходимость уточнения и применения определенного понятийного аппарата. Поэтому значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологического исследования путей активизации экономического поведе
ния различных групп населения в условиях становления рыночных отношений определяются понятия: активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смысловые содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).
Поскольку операционализация понятий в прикладном социологическом исследовании вызывает наибольшие трудности, покажем сущность этой процедуры на примере операционализации понятия «экономическое поведение», составляющего ключевой термин в прикладном исследовательском проекте, осуществленном Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси в 1998-2000 гг. Первым шагом этой процедуры является установление связи исследуемого объекта, выражаемого данным понятием, с определенным показателем. Экономическое поведение как специфический социальный процесс может быть выражено в нескольких взаимосвязанных показателях. В их совокупность входят: отношение к производству, отношение к труду, отношение к собственности, отношение к рыночной экономике, отношения между участниками процесса воспроизводства- предпринимателями, работниками, потребителями и др.; отношение к управленческим структурам. В качестве примера рассмотрим операционализацию понятия «экономическое поведение» через соотнесенность с показателем «отношение к труду». Этот показатель включает в себя ряд переменных. Они таковы: субъективное восприятие труда как источника благ; оценка труда как неприятной, но необходимой обязанности; понимание труда как мерила человеческого достоинства и т.п. Следовательно, индикаторами, т.е. доступными эмпирическому наблюдению и количественному измерению характеристиками, изучаемого социального объекта- экономического поведения - станут мотивы, установки, оценки участниками экономического поведения (в данном случае трудовой деятельности) степени удовлетворенности или неудовлетворенности ею, качество работы, дисциплинированность, заработок работника.
Посредством установления связи изучаемого объекта (в нашем случае экономического поведения) с соответствующими ему
взаимосвязь. В этой же части программы должно быть определено отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по подобной тематике, пибо показано, что намечаемое к осуществлению исследование не имеет аналогов.
Заключительной операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования становится формулирование рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, особенностях экономического поведения различных групп населения, об основных тенденциях его развития, о различных взаимосвязях с другими объектами.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени интенсивности взаимодействия (функциональные).
Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия — предположения менее широкой общности.
Рассмотрим это на примере некоторых гипотез, сформулированных при разработке программы прикладного социологического исследования по проблеме активизации экономического поведения различных групп населения Беларуси.
Центральная из выдвинутых гипотез гласит: «Экономически активное поведение является объективно ведущим фактором жизнедеятельности личности и социальных групп, определяющим социальный статус в обществе». Эта гипотеза- описательная, поскольку она содержит предположение о существенных свойствах объекта (ведущий фактор), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (между экономической активностью и социальным статусом), о степени тесноты взаимодействия (предполагается, что более высокая экономическая активность предопределяет более высокий социальный статус).
Вторая гипотеза: «Чем выше активность экономического ведения личности или группы, тем выше ее социальный статус обществе», является объяснительной, так как она предполагает ого ределенные причинно-следственные зависимости между эконом» ческим поведением и социальным статусом.
Третья из сформулированных в приведенном для примера исследовании гипотез гласит: «Активность экономического поведения различных групп населения зависит от степени мотивации и стимулирования этого поведения». Она является гипотезой - следствием, вытекающей из первой из названных гипотез, выступающей в качестве не только описательной, но и одновременно гипотезы - основания.
Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу ис следовательской программы. Он включает в себя:
1) определение общего плана исследования;
2) построение требуемого планом типа выборки;
3) определение основных процедур сбора и анализа исход
ных данных.
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это мо жет быть монографическое исследование, ориентированное на изу чение социального явления или процесса на одном объекте, взято в качестве представителя целого класса подобных объектов.
В зависимости от масштабности и сложности решаемых за|дач в методически процедурной части программы может был предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) исследования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупи сти и имеет своей целью проверить и оценить качество проведен ной операционализации основных понятий, уточнить применяв мый инструментарий, скорректировать в случае необходимость границы намеченной для основного исследования выборной сово купности.
Основное исследование планируется как ориентированное н получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающи: относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.
Основное исследование планируется как ориентированное на получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.
В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов — участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изу- чаемых явлениях и процессах.
В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.
Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).
В этой же части программы формулируется процедура прикладного исследования, т.е. определяются основные этапы проведения исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов, предполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется и техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования ЭВМ) эмпирической социологической информации.
Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов» [1, c.526-537].
Литература
9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 488 с.
– Конец работы –
Используемые теги: методические, Материалы, Социология, наука0.067
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Социология как наука
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов