Round(x) - округленное до целого вещественное число, преобразованное к типуLongInt
Round(x) - округленное до целого вещественное число, преобразованное к типуLongInt - раздел Транспорт, От автора 6. Sqr(X) - Квадрат Числа
7. Sqrt...
6. Sqr(x) - квадрат числа
7. Sqrt(x) - квадратный корень
8. Exp(x) - экспонента
9. Ln(x) - натуральный логарифм
10. Pi - число пи
11. Sin(x) - синус
12. Cos(x) - косинус
13. Arctan(x) - арктангенс
Все остальные математические функции можно получить, пользуясь этим основным набором: например, десятичный логарифм - Ln(x)/Ln(10), тангенс - Sin(x)/Cos(x) и т.д. Аргументы функций могут быть любыми арифметическими выражениями и задаются в круглых скобках после имени функции, аргументы функций Sin и Cos выражаются в радианах. Вычислим квадрат синуса 70 градусов : Sqr(Sin(Pi/180*70)) .
При вычислении математических функций может происходить ошибка Floating point overflow – например, при использовании функций Sqr или Exp. Кроме того, при вычислении логарифма неположительного числа, квадратного корня отрицательного числа и применении функций Trunc и Round к слишком большому по абсолютной величине числу происходит ошибка номер 207: Invalid floating point operation.
Кроме перечисленных выше математических функций Паскаль предоставляет еще несколько полезных числовых функций и процедур разного назначения:
14. High(целый тип) - возвращает наибольшее возможное значение данного типа.
15. Low (целый тип) - возвращает наименьшее возможное значение данного типа.
16. SizeOf(тип)
SizeOf(переменная) - возвращает размер в байтах заданного типа или заданной переменной. Функция SizeOfприменима к любому типу, в т.ч. и к структурированным типам - массивам, записям и некоторым другим, речь о которых пойдет ниже.
17. Random(Range:Word) - возвращает целое случайное число в диапазоне от 0 до Range-1.
18. Random - возвращает вещественное случайное число в из отрезка [0,1].
19. Randomize - процедура, инициализирующая генератор случайных чисел, используя текущее системное время.
Выведем несколько случайных чисел в диапазоне от 0 до 99 :
Begin
Randomize;
WriteLn(Random(100));
WriteLn(Random(100));
WriteLn(Random(100));
End.
При первом запуске программы она вывела числа13,38,48, при втором запуске -63,99,6, при третьем запуске - 23,87,92. Это действие процедуры Randomize - поскольку при каждом запуске системное время, которое отсчитывает операционная система, было различным, мы каждый раз получали различные последовательности случайных чисел. Теперь исключим из программы оператор Randomize; и запустим ее несколько раз - каждый раз мы будем получать тройку чисел 0,3,86. Обратите внимание, что процедура используется в операторе вызова, а функция используется ввыражении. Запись Random(100);неверна, поскольку Random - это функция, но также неверна и записьWriteLn(Randomize);. Можно считать, что различие между процедурой и функцией состоит в том, что процедура выполняет некоторую последовательность действий, а функция вычисляет некоторое значение. Заметим, что Read и Write - это тоже процедуры. Для работы с внутренним двоичным представлением двухбайтовых целых чисел (типа Word или Integer) существуют функции
20. Lo(x) - возвращает младший байт аргумента.
21. Hi(x) - возвращает старший байт аргумента.
22. Swap(x) - меняет местами младший и старший байты. Для целочисленных переменных определены процедуры
23. Inc(x)
Inc(x,d)
24. Dec(x)
Dec(x,d)
где x - имя переменной, d - любое целочисленное выражение. Процедура Incувеличивает значение переменной на d, а процедура Dec - уменьшает на d; второй аргумент этих процедур можно не задавать, тогда он будет принят равным 1. Например, вместо операторов a:=a+3; b:=b-1; c:=c+a+b; мы могли бы написать Inc(a,3); Dec(b); Inc(c,a+b); и такой способ записи был бы предпочтительней.
От автора
Первое издание этой книги вышло в свет в 1997 году и довольно быстро стало библиографической редкостью. Автор несколько неожиданно для себя обнаружил, что книга пользуется черезвычайно высоким спро
Символьный тип данных
Для хранения символьной информации в Паскале предусмотрен специальный тип данных Char. Допустимы переменные, нетипизированные и типизированные константы такого типа. Данные типа
Caseвыражение Of
список значений : оператор/блок
..................................
список значений: оператор/блок
Процедуры и функции. Сфера действия описаний
В языке Паскаль (как вы уже поняли из предыдущего материала) существуют понятия процедуры и функции. Процедуры и функции можно определить как замкнут
Открытые массивы и нетипизированные параметры
Из предыдущего раздела мы узнали, что параметры подпрограмм описываются как [Var] имя : имя типа , это правда, но не вся правда - существует еще два
Множества
Понятие множества в Паскале очень близко к математическому определению: множество - это совокупность однотипных неиндексированных объектов. Множества
Графические средства языка Паскаль
Монитор персонального компьютера может работать в двух режимах - текстовом и графическом. Все, что мы делали до сих пор, мы делали в текстовом режиме. Текстовый экран содержит 2000 знако
Особенности вещественных вычислений
В отличие от целочисленных выражений, которые всегда вычисляются точно, вещественные выражения дают приближенный результат и вещественные переменные содержат приближенные значения. Это обстоятельст
Case тип Of
константа 1 : (описание поля);
константа 2 : (описание поля);
.....................
Модуль Crt
Crt - еще один стандартный модуль Паскаля, в котором содержатся разнообразные средства консольного ввода-вывода (то есть ввода с клавиатуры и вывода на текстовый экран). Процедуры
Var TextAttr : Byte
В ней содержится текущий цвет фона и цвет символов, используемые при выводе на экран процедурами Write иWriteLn. Изменив эту переменную, вы задаете новый
Другие средства обработки файлов и модуль DOS
Для того чтобы определить, есть ли на диске файл с заданным именем, удобно использовать уже известную нам стандартную функцию IOResult , которая возвращает ноль при успешном завершении последней оп
Type SearchRec=Record
Fill : Array[1..21] of Byte;
Attr : Byte;
Time : LongInt;
Size : LongInt;
Name : Stri
Процедурные типы
Язык Паскаль позволяет использовать в программе данные типа “процедура” или типа “функция”. Такие данные можно передавать как аргументы подпрограмм, можно описывать и использовать массивы процедур
Указатели и динамическая память
Указателями называются переменные и константы, значениями которых являются адреса. Различаются два вида указателей - обобщенные указатели и
Динамические структуры: списки, деревья
Примеры программ, использующих динамические массивы, приведенные в предыдущей главе, все еще были плохими. Для того чтобы использовать динамические массивы таким образом, мы должны заранее знать ра
Открытые строки
Открытыми строками, или длинными строками, или C-строками, называются символьные последовательности длиной до 65535 символов, ограниченные справа нуль-символ
Обработка программных прерываний
Программное прерывание - это ситуация, возникающая, когда дальнейшее выполнение программы невозможно. Например, деление на ноль, переполнение, ошибка Range check error, обращение по неверному адрес
Объекты
Объектом в языке Паскаль называется совокупность данных и подпрограмм, обрабатывающих эти данные. Программирование с использованием объектов называется объектно-о
Type имя типа=Object
описание полей описание методов End;
Поля объектов описываются так же, как поля записей, а описание метода - это заголовок процедуры или функции. Сами методы распол
Рекурсия и динамическое программирование
В этом и всех последующих разделах речь пойдет уже не о языке программирования Паскаль, а о задачах, которые вы можете решать с помощью этого языка, о наиболее интересных и полезных алгоритмах и пр
Рекурсия и стек отложенных заданий
Рекурсивные алгоритмы далеко не всегда неэффективны, как можно подумать, прочитав предыдущий раздел. Во многих задачах рекурсивные процедуры и функции очень полезны, кроме того, они исключительно п
Стеки и очереди
Значение стека как структуры данных в программировании не исчерпывается лишь стеком отложенных заданий. В этом разделе мы решим с помощью стека задачу о вычислении значения арифметического выражени
Комбинаторные алгоритмы
В этом разделе мы рассмотрим три наиболее важные задачи комбинаторики: нахождение всех подмножеств множества из n элементов; нахождение всех выборок по m элементов из n элементов и нахождение всех
Бинарные деревья
В этом разделе мы рассмотрим различные алгоритмы обхода бинарного дерева. К алгоритмам создания бинарного дерева мы обратимся несколько позже, а пока будем считать, что дере
Алгоритмы сортировки
В этом разделе мы рассмотрим различные алгоритмы решения задачи сортировки. Задача сортировки ставится следующим образом: дана последовательность записей R1,R
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов