рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ - раздел Государство, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Рот Часто Открыт, А Губы Вывернуты Наружу. Рисунок Выполнялся В Технике Неглу...

Рот часто открыт, а губы вывернуты наружу. Рисунок выполнялся в технике неглубокой чеканки на плоской поверхности, а полихромный эффект часто достигался за счет позолоты, если основой служило серебро, или серебрением, если изделие было из бронзы. Такие жи­вотные (рис. 31, а) изображены на большой пряжке из Макинга (Эссекс); такого типа, какой носили римские воины в провинциях, что свидетельствует о связи этого стиля с искусством римского мира. Отдельные его эле­менты встречаются в декоре римских ложек и других изделий. Миссис Хоукс предположила, что стиль при­надлежал ютам и что он зародился на юге Скандинавии. Эта гипотеза большинством исследователей была отвер­гнута, и кажется, что более удовлетворительным объяс­нением сходства скандинавских находок с кентскими служит идея, что они имели общий римский прототип. Если в характере этого декора есть нечто германское (теория, предложенная другими учеными), то эти эле­менты должны были быть привнесены в него задолго до конца римского периода, поскольку мы видим образчи­ки этого стиля на римской столовой утвари и на рим­ских пряжках. Но каково бы ни было его происхождение, этот стиль получил распространение среди англосаксон­ских мастеров в начале V столетия.

Римские пряжки позднего периода, типа той, что была найдена в Макинге, оформлялись в технике, кото­рую первоначально использовали для резьбы по твердо­му дереву. Метод состоял в следующем. На поверхность наносился орнамент из Х-образных крестов; затем резец устанавливали в центре креста и наносили резьбу таким образом, чтобы она была глубже всего в центре, а к кон­цам сходила на нет. После изъятия вырезанной части на месте крестов получались пирамидальные углубления.

Эта техника стала использоваться в мастерских рим­ских провинций для работы по металлу, и в Англии най­дено некоторое количество образцов (фото 30—32). По-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 3]. Раннеанглосаксонский звериный орнамент: а — животные, изображенные в «стиле кольцевых фибул» с застежки из Макипга, Эссекс; б и в — животные, выполненные в «стиле № 1» с круглой фибулы из захоронения № 46, Лонг-Уиттенхем, Беркшир, и с круглой фибулы из Суффолка; г — животные, выполненные в «стиле № 2» с обрамляющих вставок рога для питья из Таплоу, Ба­кингемшир

знакомившись с ней, германские ремесленники Южной Скандинавии попробовали применить ее к звериному орнаменту, и в таком измененном виде она вскоре ста­ла известна всей Западной Европе. Одним из первых примеров использования этой техники не римлянами является фибула из Хаслингфилда (Кембриджшир), сде­ланная в Англии или, возможно, в Германии (фото 34). Фибула покрыта спиральным орнаментом подобным тому, который мы видим на пряжках, и изображением смотрящих в разные стороны животных.

Многие работы англосаксонских мастеров V—VI сто­летий украшены орнаментом, выполненным в описан­ной выше технике. Наибольшее распространение (рис. 31, б и в) в то время получил звериный орнамент, кото­рый, как пишет сэр Томас Кендрик, «утратил свою зоо­логическую реальность и превратился просто в узор. Головы и ноги, хвосты и зубы образуют беспорядочную


ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

и притягательную смесь, и это хитросплетение линий и фигур покрывает каждый квадратный дюйм поверхнос­ти предмета». Подобный декор встречается на предме­тах, найденных в Германии и Скандинавии, а также в Венгрии и Восточной Европе. Трудно установить, где зародился «звериный стиль», но практически наверня­ка к англосаксам он пришел из Южной Скандинавии.

Этому стилю шведский ученый Бернхард Салин дал название «стиль № 1». В рамках «стиля № 1» встречает­ся большое количество разнообразных, сходных по фор­ме орнаментов, и английские образцы полностью под­падают под эту классификацию. Расцвет его приходится на период с конца V до конца VI столетия, когда на смену ему пришел «стиль № 2». В нем динамика и рез­кость первых звериных орнаментов уступали место (рис. 31, г) более простому декору, основу которого составля­ло переплетение лентоподобных тел животных и змей. В действительности смысл этого нового декоративного приема был тем же: заполнить поверхность сложным узором. Здесь по-прежнему не проявлялось никакого стремления к реализму. Симметрия либо присутствова­ла, либо нет по желанию мастера. На «яблоке» рукояти меча из Крандейл-Даун (рис. 32, справа) симметрия пол­ностью нарушена; на золотой застежке из Саттон-Ху (рис. 32, слева) только головы зверей расположены сим­метрично, а «плетенка» — нет. Место зарождения этого «ленточного стиля» неизвестно, но, очевидно, что он появился не в Англии.

У англосаксов мы наблюдаем интересное смешение двух стилей, ярким примером которого служит декор оп­равы рога из Таплоу: в нем фрагментарный узор первого стиля сочетается с плетеным орнаментом «стиля № 2». (Интересно, что в оформлении разных частей этого арте­факта представлены оба стиля, а также «смешанный вари­ант».) Любопытная особенность «стиля № 2», которую можно проследить на примере застежки и пряжки из Тап-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 32. Ленточный стиль звериного орнамента пряжки

из Саттон-Ху и с набалдашника меча из Крандейл-

Даун. Лондон, Британский музей

лоу (фото 44), состоит в сочетании эффекта ложной резь­бы с филигранью. Эффект ложной резьбы достигается за счет того, что одним из наиболее впечатляющих образцов англосаксонского языческого искусства являются поли-хромные драгоценности из Кента и Восточной Англии. Они инкрустированы гранатами и сине-зеленым стеклом, также при их изготовлении использовалась чернь. Суще­ствует два главных типа этих украшений. Первый — рос­кошные драгоценности (фото 35), в котором плоские кам­ни и стекло помещены в золотые и серебряные ячейки на золотом или серебряном основании. (На французском языке эта техника получила название клуазоне, от cloison — ячейка.) Пространство между ячейками украшал орна­мент из филиграни, филигрань также использовалась в оправах камней. На дне ячеек позади граната помещалась фольга. Солнечные лучи, отражаясь от нее, проходили через камень под разными углами, создавая игру света, без которой камень казался бы довольно тусклым и плоским. Гранаты из некоторых ячеек креста Уилтона (фото 42) по­теряны, но фольга сохранилась.

Второй вид более скромен (фото 36, 37); основание и ячейки отлиты из одного куска металла; в промежут-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

ках выгравирован орнамент, иногда имитирующий фи­лигрань. Эти ячейки были заполнены гранатами; цвет­ное стекло встречается реже. По краям многих украше­ний этого типа наносились чернью маленькие кольца.

Чаще всего в подобной технике делались круглые фи­булы, которые часто находят в Кенте, но известны случаи, когда ее применяли при изготовление других украшений; гранатами, например, часто декорировали верхнюю квад­ратную часть больших разомкнутых фибул.

Формы ячеек в более богатых полихромных украшени­ях дали повод для дискуссии относительно происхожде­ния этой техники. Многие черты, характерные для нее, обнаруживаются у изделий из Италии, Швеции или Ни­дерландов. Хотя образцы, найденные в Англии, безуслов­но, более высокого качества, трудно на основании этого судить, сделана ли застежка из Уиналдама (фото 39), об­наруженная недавно в Голландии, датским или англий­ским мастером или она была, по словам Бруса-Митфор-да, «работой мастера, обученного в Кенте или Суффолке, но трудившегося для своего континентального покрови­теля». Древнейшие прообразы полихромных украшений можно найти у готов Причерноморья, а готские мастера, вероятно, унаследовали некоторые приемы и навыки у скифов. Украшения IV в., найденные в Румынии и Венг­рии, свидетельствуют о популярности техники клуазоне в Восточной Европе, а качество драгоценностей из захоро­нения Хильдерика (умершего в 481 г.), найденного в Бель­гии, говорит о том, что в Западной Европе она достигла высокой степени развития. В Англии, в частности в Кен­те, техника изготовления гюлихромных украшений стала известна в начале VI столетия, вероятно, от обитателей франкских земель. Поначалу она сводилась к инкруста­ции гранатами (фото 36, 37), но к концу VI столетия уже создавались роскошные вещи, подобные кингстонской фибуле (фото 35). В VII столетии эта техника распростра­няется повсеместно в Англии (например, фото 38, 40—42).


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Введение Изучение англосаксонской археологии Рис Вагоны Монтелиуса а английский в... И... ЛЭВИД М ВИЛЬСОН АНГЛОСАКСЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

Вильсон Дэвид М.
В46Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П.В. Тимофеева. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2004. — 189 с. — (Загадки древних цивили­заций). ISBN 5-9524-1276-9

Изучение англосаксонской археологии
II кожи* XIX н. археология, возникшая в недрах ан-шыифпых ичмсканий начала викторианской эпохи, в in * "

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
и есть тот самый Гефрин, упомянутый Бедой1: королев­ский город, куда Паулин пришел в 627 г. вместе с ко­ролем Эдвином, чтобы проповедовать христианство на­роду Берниции. Раскопк

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
поколения в поколение, как меч, упомянутый в 1014 г. в завещании принца Этельстана: «Моему брату Эдмун­ду я дарю меч, который принадлежал королю Оффе». Можно привести свидетельство Летбрижда о погр

Лэвил м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
сонские монеты — в польских кладах; норвежские то­чильные камни обнаружены в Лондоне, а фрагменты германских каменных ступок — в Тетфорде. Эти веще­ственные останки сообщают нам столько же об англо

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Для многих англосаксонская эпоха является белым пятном, и самое большое, что люди обычно знают, — это имена полулегендарных персонажей — Хорсы и Хенгеста, Артура, Альфреда и Оффы. Чтобы по

ЯЗЫЧЕСКИЙ АНГЛОСАКСОНСКИЙ ПЕРИОД
В британской истории нет более мрачного периода, чем V столетие. Римская империя, потеряв Британию, завещала ей римские традиции. Романизированное ме- 1 Августин, апостол Англии

АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
глашенные» являлись не кем иным, как laeti, наемни­ками, доставленными в Англию в конце римского вла­дычества, чтобы защитить страну от нападений из Ирландии, Шотландии и континента. Остатки

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 2. Королевства и племена англосаксонской Англии. Вставка: континента

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОЙ АНГЛИИ
Поскольку в ранний период завоевания в Англию приплыло множество племенных вождей, в Англии воз­никло множество королевских династий. Отношения между ними чаще были враждебными, нежели друже­ственн

СКАНДИНАВСКАЯ ЭПОХА
В последние годы VIII столетия набеги викингов ста­ли опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, — гласит запись «Англосаксонской хрони­ки* под 1793 г., — страшные знамения были в

Археология языческого англосаксонского периода
Даже сегодня, несмотря на многочисленные раскоп­ки поселений, археология языческого англосаксонского периода лучше всего представлена находками, обнару- ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
как указал Хантер Блэр, попала под англосаксонское иладычество в результате мятежа англосаксонских наем-пиков, нанятых бриттами, и в меньшей степени за счет прямой колонизации. Но в целом археологи

САТТОН-ХУ
Размер книги не позволяет описать тысячи англосак­сонских захоронений, раскопанных в Англии, но одно из этих погребений, обнаруженное в Саттон-Ху около Вуд-бриджа в Суффолке, заслуживает особого вн

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
няная посуда (которая по форме напоминает кентскую, сделанную на гончарном круге), дротики и ангоны1, боевые топоры с железной рукояткой и множество же­лезных предметов, непонятно для че

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 4. Штандарт из Саттон-Ху денные в захоро

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Паулин проповедовал с помоста, расположенного в вер­шине клина. Мы должны дождаться окончательного отчета о рас­копках доктора Хоуп-Тейлора, но уже обнаружены ос­танки, которые можно приня

АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
перезахоронения специальными уполномоченными Ген­риха VIII. К счастью, останки святого вместе с легким деревянным гробом, датированным VII столетием, а так­же частью других предметов сохранился до

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
периодом до Нормандского завоевания, в Англии до наших дней не сохранились, но имеются их описания; скажем, описание алтаря в Рипоне, обитого пурпуром с золотой вышивкой. Кроме того, в мог

ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ
святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Евангели­ста; все изображения идентифицируются по надписям. Цвета вышивки поблекли, и теперь трудно определить, какими они были первоначально. Недавняя ре

Повседневная жизнь людей
Сельские поселения и сельское хозяйство Англосаксонское общество было, по сути, аграрным. Основой экономики служило сельское хозяйство, и люди всех сословий жили преимущественно на земле —

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Поселенцам пришлось создавать в стране новую эко­номическую систему, привычную для них. Проделав это, они во многом сформировали облик и структуру совре­менной английской сельской местности.

О ^^^оС^^^^У
Мегры дэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ историю и был распространен и на континенте еще с V столетия. Похожие здания найдены в Букдене, Хант-се, Чеддере (рис. 8, а 9, б) и

ГОРОДА И ТОРГОВЛЯ
Раскопки в городах — трудное и дорогостоящее дело, и возможность исследовать в достаточно большом масш­табе городские постройки определенного периода выпа- лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОС

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
обычной разновидностью жилища германских наемников в ранней англосаксонской Англии и что они усвоили та­кой метод строительства в Нидерландах, Фрисландии и Германии. Подобные лачуги найдены по край

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
рейского торговца: «Этот торговец говорил на арабском, персидском, латыни, французском, испанском и славян­ском. Он путешествовал из западных стран в восточные, по суше и по морю. С запада

Транспорт
Среди наследия, оставленного римлянами, едва ли не самую большую ценность представляла система дорог, построенных для того, чтобы римские армии могли бы­стро продвигаться по стране. Этими качествен

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Ни одного фрагмента англосаксонского повседневно­го одеяния размером больше квадратного дюйма не со­хранилось. Поэтому нам приходится судить о том, во что одевались англосаксы, по континентальным а

ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА
Глиняная посуда в Англии, как и в других местах, сохранилась в большом количестве. В языческий пери­од на смену римской посуде, изготовлявшейся с помо­щью гончарного круга, приходят грубые поделки,

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
наконечники. Наконечники обычно делались в форме листа и имели паз для соединения с древком (рис. 27). В сечении они представляли собой ромб. Наконечники отличались по своим размерам: они

ЯЗЫЧЕСКИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ И УКРАШЕНИЯ
Англосаксонские мастера медленно уходили от тра­диций своих римских предшественников, и только к V веку англосаксонское искусство возникло как само­стоятельное явление, имеющее, очевидно, германски

АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
По большей части ювелирные изделия, изготовленные в Англии, были такого же качества, как и в англосаксон­ский период континентальные, но в некоторых случаях, как мы видим на примере в украшениях Са

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ VII—IX ВЕКОВ
Археологи часто забывают, что кенотаф в Саттон-Ху был возведен через тридцать или сорок лет после мис­сии Августина и что большинство драгоценностей, най­денных в Саттон-Ху, и по крайней мере больш

РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ
В конце IX столетия в ювелирном искусстве появляют­ся новые мотивы, но мы должны прерваться и обсудить другие виды искусства, существовавшие в христианскую эпоху у англосаксов. Церковь научила языч

СКУЛЬПТУРА VII—IX ВЕКОВ
Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.:

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
в творениях средиземноморских мастеров. Тем не менее все прочие образчики нортумбрийской скульптуры ус­тупают Рутвелскому кресту в реализме рисунка и тон­кости исполнения. На Бьюкастлском кресте, н

ВОЗРОЖДЕНИЕ X СТОЛЕТИЯ
За войнами Альфреда с викингами последовал пери­од политической консолидации, в результате чего был проведен ряд успешных военных кампаний против ви­кингов; а вступление на трон Эдгара в 959 г. и м

РУКОПИСИ ОТ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ЭДГАРА ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
В середине X столетия, однако, мы наблюдаем рас­цвет нового стиля книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Дунстан и другие просвещенные клирики могли познакомиться с

СКУЛЬПТУРА ОТ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
Скульптуру этого периода можно разделить на две группы: первая создавалась в рамках винчестерских тра­диций; вторая появилась в Нортумбрии, и для нее ха­рактерно сочетание древнего орнамента из спл

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 900—1066 ГГ.
Эту главу мы закончим тем, с чего начали, а имен­но ювелирным искусством. Даже в позднюю эпоху ан­глосаксонские мастера любили работать с этим мате­риалом. К сожалению, самые прекрасные образцы анг

Подписи К ФОТОГРАФИЯМ
клинчатыми камнями, а также закругленные окна и прямо­угольная дверь. Конец VII столетия. Ширина нефа прибли­зительно 4,4 м. 14. Апсида церкви Всех Святых в Уингс (Бакингемшир) X ст

Дэвнл м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
21. Группа круглых фибул. Слева направо: Кассипгтон, Оксфордшир; Ветлп, Оксфордшир; Брайтхемтоп, Оксфорд­ шир; Феирфорд, Глостершир; Брайтхемтон; Феирфорд. Диа­ метр самой большо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги